Публично-правовые образования как субъекты мчп. Лекция - Субъекты МЧП Является ли мвф субъектов мчп

Юридические лица.

      Привязка к месту учреждения ЮЛ (плюсы: легко определить, минус: учредители получают возможность злоупотреблять) (СССР, РФ, Лат. Америка)

      Привязка к фактическому месту нахождения основного органа управления - «критерий реальной осёдлости» (Европа) – однако в отношении ЮЛ других стран ЕС должно руководствоваться первым правилом.

      Место осуществления основной деятельности (развивающиеся страны)

      Критерий контроля (зависит от принадлежности участников)

Варианты нормативно-правового регулирования статуса ЮЛ:

    Стандарты по обращению с иностранными инвестициями

    Унификация норм корпоративного законодательства – ВТО, 10 директив ЕС

    Создание наднациональных правовых форм (ЕС)

  • 1985 год – Европейское объединение с общими экономическими целями.
  • 2002 год – Европейская Компания (по сути АО, вступил в силу в 2004 году)
  • 2004 год – Европейское кооперативное общество

Ещё планируются фонды, ООО, Общества взаимного страхования.

Публично-правовые образования как субъекты МЧП

Международные организации – близки по своей природе юридическим лицам, а значит, имеют с ними в значительной степени общие проблемы. Они, как правило, создаются в форме коммерческих лиц и отличаются тем, что участниками в них являются Суверенные государства. Так как они создаются на территории какого-то одного государства, то подчиняются и его правилам о юридических лицах.

Этот субъект имеет двойственную природу.

Базово вышеперечисленные образования являются субъектами публичного права. Но государства всё больше вступает в гражданско-правовые отношения как с внутренними субъектами, так и субъектами иностранных государств.

Двойственность состоит в том, что государство само создаёт тот режим, в котором осуществляются действия, сделки, порождающие гражданско-правовые отношения. Участвуя в таких отношениях, публично-правовое образование вынуждено подчиняться таким правилам.

  • 3 основных режима иностранцев.
  • 1. Пограничный режим – порядок пересечения границы в обоих направлениях лицами и имуществом.
  • 2. Правовое положение иностранных субъектов на территории Государства.
  • 3. Правовое положение имущества иностранного субъекта.

    Все государства вне зависимости от размера, населения и развития признаются суверенными. И взаимоотношения между ними строятся на началах суверенного равенства. Ни одно государство не может быть подчинено юрисдикции другого государства без его согласия.

Но вступая в обязательства, суверенное государство становится обязанной стороной.

Когда надо привлечь к суду или тем более обратить взыскание на имущество, встаёт проблема преодоления иммунитетного барьера.

      Юрисдикционный иммунитет (изъятие государства и его органов из-под действия юрисдикции другого государства)

      Иммунитет собственности государства (невозможность обращения взыскания на имущество, находящееся в собственности государства по решению иностранных судов без его согласия).

В свете этих проблем были выработаны две доктринальные концепции:

    Концепция абсолютного иммунитета

    Концепция ограниченного иммунитета (функционального)

Концепция абсолютного иммунитета являлась консервативной и традиционной. Согласно ей:

  • - Иски к иностранному государству не могут быть рассмотрены в судебных инстанциях другого государства без его согласия
  • - В порядке обеспечения такого иска имущество, находящееся в собственности государства, не может быть подвержено принудительным мерам.
  • - Недопустимо обращение мер принудительного воздействия в отношении имущества иностранного государства без его согласия.

То есть по сути всякое воздействие возможно только с согласия государства.

До середины 20 века почти все государства стояли на этой доктрине. Она до сих пор формально записана в большинстве нормативных актов этих государств.

Но такое понимание отпугивает инвесторов, кредиторов. А значит постепенно государства вынуждены были от этой концепции отходить.

С 50х годов 20 века действует уже Концепция ограниченного иммунитета.

Она основана на разделении функций государства на публично-правовые и частноправовые. Когда государство добровольно ставит себя в положение субъекта частного права, возможно как предъявление иска, так и операции с его имуществом.

Внутри этой концепции сформировалось два направления:

    «Субъективное» - более консервативное.

Допускает ограничение иммунитета государства, но только в случае непосредственного (формализованного) выражения согласия.

Чаще всего это согласие даётся

      в рамках международного договора, заключённого государством,

в том числе и многостороннего (Европейская Конвенция об иммунитете Государств 1972 года установила круговую ответственность участников).

Примером двусторонних соглашений могут быть «Соглашения о взаимной защите капиталовложений», в тексте которых указывается: «государства ограничивают свой иммунитет и допускают обращение с иском и соответствующие имущественные последствия».

      В контракте с иностранным субъектом, в самом тексте которого даются ограничения.

    «Объективное» - более радикальное.

Согласно ему, всякий факт заключения гражданско-правового контракта является признаком добровольного соглашения государства на ограничение своего иммунитета (то есть без специальных упоминаний).

Господство этого направление – в перспективе.

На практике лучше уточнить, есть ли соответствующий международный договор, и если его нет – лучше прямо включить в договор.

Государства пытаются применять обе концепции в той мере, в какой им это выгодно.

В отношениях внедоговорного характера государства стараются придерживаться традиционной концепции.

Вообще, свою позицию по этому вопросу государства обычно оформляют отдельным законом – «Об иммунитете государства и его собственности», а также она содержится в нормативных актах об инвестициях.

Варианты возможных отношений с Субъектом – публично-правовым образованием.

    предоставление и получение кредитов

    осуществление эмиссии государственных ценных бумаг с последующим их распространением

    выступление поручителем по займам субъектов государства, физических и юридических лиц.

    Инвестиционные соглашения (а. концессионное, б. соглашение о разделе продукции)

    Заказчик в договоре международной купли-продажи и строительного подряда

    Вкладчик в договоре банковского вклада в банках иностранного государства.

РФ – федеративное государство. Может выступать на внешнем рынке (в том числе может выступать во множестве лиц: Субъекты, Федерация)

Осуществляют свои действия через исполнительные органы.

Базовый принцип:

    РФ не несёт ответственности по договорным обязательствам субъектов, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией

    Субъекты РФ не отвечают по обязательством Федерации

РФ и Субъекты всегда настаивают на применении российского права.

Имущество.

РФ отвечает по долгам всем своим имуществом, не закреплённым за юридическими лицами, учреждёнными государством – то есть «казной».

В первую очередь взыскание обращается на имущество, непосредственно задействованное в хозяйственной деятельности.

Не допускается обращение взыскания на отдельные виды имущества: военная техника, оборонная – то есть имущество, необходимое для осуществления государством его публично-правовых функций.

    Коллизионное право, касающееся вещно-правовых отношений в РФ

К основным относятся: невластные образования, которые вступают в международные отношения, и в любом случае отношения между этими невластными образованиями регулируются нормами МЧП, такие как юридические лица, физические лица, международные неправительственные организации, ТНК, субъекты федеративных государств или территориальные единицы унитарных государств. Они в любом случае попадают под действие МЧП, если вступают в международные отношения. Именно поэтому эти субъекты считаются основными, то есть они всегда, вступая в невластные международные отношения, будут субъектами МЧП.

К неосновным относятся: государства, государственноподобные образования, международные межправительственные организации, а также народы и нации, ведущие борьбу за независимость. это такие участники, которые не всегда являются участниками МЧП, а лишь иногда, когда вступают в МО с основными субъектами МЧП.

Эти отношения называют диагональными. Эти диагональные отношения уже регулируются нормами МЧП, а отнюдь не публичного.

Вот именно поэтому вот эти три субъекта являются не основными. Они вступают в основном в публично-правовые отношения, во властные, но иногда вступают в невластные отношения. Когда они вступают в невластные отношения, их рассматривают, как невластные субъекты, потому что в частном праве действует принцип равенства. Таким образом, они не всегда являются субъектами МЧП. Основные субъекты всегда будут субъектами МЧП, а не основные субъекты только в конкретных определенных случаях при наличии диагональных отношений.

Теперь перед нами стоит задача рассмотреть правовое положение всех этих субъектов в МЧП.

Правовое положение государства. Государство - суверенное образование. Все государства равны в международных отношениях, в публично-правовых, в межгосударственных отношениях. Никто не имеет права вмешиваться в их дела. Там особый порядок разрешения споров, которые возникают, особый порядок отношений в публичном праве: и экономических, и политических, и культурных, и т.д. И говорят, что государство в этом случае пользуется иммунитетом, когда оно выступает в качестве такого властного субъекта. Речь идет о трех видах иммунитетов.

  • 1) Судебный иммунитет. Содержание его сводится к простой формулировке: государству нельзя предъявить иск. Если вы посмотрите наш УПК, АПК, там об этом четко сказано, что к иностранному государству иск предъявить нельзя. Возможно такое предъявление только в том случае, если государство на это согласилось. То есть государство пользуется судебным иммунитетом.
  • 2) Иммунитет под обеспечение иска. Если вы подаете иск в арбитражный суд, то вы можете обратиться с ходатайством о том, чтобы там обеспечили иск: арестовали счет ответчика по делу, запретили бы отчуждать его имущество, потому что все прекрасно знают, что если иск предъявили, а ответчик знает, что решение будет не в его пользу, он быстро все деньги со счета спустит, имущество продаст, и потом вы получаете решение в свою пользу, а что от него толку, когда с ответчика ничего невозможно взять.

Так вот, в отношении государства тоже может возникнуть вопрос об обеспечении иска. Скажем, где-то приняли иск к государству и в обеспечение иска начинают предпринимать какие-то действия, например, арестовывают морские суда, имущество, которое находится за границей. Вспомните ту же историю, как наш парусник оказался во французском порту и как фирма «Ноге» пыталась наложить арест на этот парусник, как они арестовали счета посольства. Но ведь из этого ничего не получилось, потому что счета посольства были освобождены, наши протестовали, дипломатические акции были и т.д. Одним словом, это тоже не разрешается.

2) Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения. Скажем, несмотря ни на что иск к государству был предъявлен, решение было вынесено и теперь речь идет о том, чтобы это решение исполнить. Так вот, тоже государство пользуется иммунитетом от исполнения иностранного судебного решения.

Наконец, тесно связан с этими тремя видами иммунитетов также иммунитет государственной собственности, то есть считается, что имущество государства нельзя арестовать, отчуждать каким-то принудительным путем, налагать на него арест и т.д.

Но государство вступает в частноправовые отношения, в диагональные отношения, тогда все эти иммунитеты вступают в противоречие с основными специальными принципами МЧП, Например, равенство.

Наши специалисты в области МЧП очень длительное время придерживались теории так называемого абсолютного иммунитета, в настоящее время в юридической науке развиваются теории, предусматривающие ограничения государственного имммунитета, при его вступлении в частноправовые отношения.

За рубежом во второй половине 70-х годов в ряде развитых экономически государств были приняты соответствующие законы, согласно которым государство, вступающее в коммерческие отношения, никакими иммунитетами не пользуется, что справедливо.

Следующий субъект МЧП - это международные межгосударственные организации . В основном они вступают в трудовые отношения, потому что им надо штат сотрудников набирать. Ведь международные межгосударственные организации коммерческой деятельностью как таковой не занимаются. Достаточно редкие случаи.когда они практически вступают в международные частноправовые отношения.

Но ведь эти межгосударственные организации пользуются точно такими же иммунитетами. Обычно в уставах этих организаций прямо предусматривается статья, где-то в конце устава, говорящая об иммунитетах и привилегиях, и там говорится об иммунитетах и привилегиях должностных лиц, дается перечень, какие должностные лица пользуются этими иммунитетами и привилегиями. Это, как правило, генеральный секретарь и его заместитель. Потому говорится, что это привилегии и иммунитеты дипломатические, то есть им предоставляют конкретно ввиду должностного положения дипломатические иммунитеты и привилегии, а для самой организации предусматриваются иммунитеты и привилегии на территории государства, где находится их штаб-квартира.

Эти иммунитеты и привилегии прямо перечисляются. Обычно заключается соглашение с государством, в котором находится штаб-квартира, и в соответствии с этим соглашением дается перечень, от чего они освобождаются, какие у них привилегии и иммунитеты. Есть, например, соглашение с США об иммунитетах и привилегиях ООН на территории США, и с другими есть точно такие же. То есть организация тоже может отказаться в каких-то конкретных случаях от этих иммунитетов и привилегий. То есть положение весьма сходное с положением государства. Поэтому в отношении межгосударственных организаций редко эти вопросы возникают.

Важно отметить, что в отношении международной организации договор с государством, в котором она располагается (напр. о перемещении ее членов и т.п.), если организация межправительственная будет регулироваться МПП, а если неправительственная - то МЧП (даже в случаях, когда они абсолютно одинаковы).

Договоры с фирмами, в любом случае, будут регулироваться МЧП.

Третий субъект - это нации , которые борются за независимость. Это временный субъект. Они до достижения суверенитета, то есть до достижения независимости соответствующей нации являются субъектами. В качестве носителя этих прав, иммунитетов и привилегий являются органы управления или руководящие органы: повстанческие, еще какие-то, как, например, у движения сопротивления Палестины. Палестинская организация освобождения тоже считается органом, который представляет вот это не существующее до сих пор палестинское государство. Или есть еще крупная межгосударственная организация Исламская конференция. Она считается единственной межгосударственной организацией, которая построена на религиозном принципе.

Правовое положение юридических лиц. Правовое положение юридических лиц в разных государствах, определяется по законодательству государства, где оно образовано.

В некоторых странах используется иной метод. Там определяется правоспособность юридических лиц по закону местонахождения руководящего органа.

Третий возможный вариант - это определение статуса юридического лица по месту его деятельности. Надо сказать, что если первые два варианта широко известны праву разных государств в течение длительного периода времени, то последний появился где-то после Второй Мировой войны, и связано это было с деятельностью транснациональных корпораций, то есть когда оказывалось, что юридическое лицо учреждено в одном государстве, а всю свою деятельность ведет в каком-то другом государстве.

Именно в законодательстве практически всех арабских государств указано, что правоспособность юридического лица определяется по закону места его деятельности.

Регистрация юридических лиц:

нормативно-явочный порядок. Нужно представить необходимые документы и зарегистрироваться в специальном органе - торговые и промышленные палаты. Иногда формальности сведены к минимуму.

Разрешительный - есть специальный орган, который уполномочен выдавать разрешение - министерство и др. До тех пор, пока разрешение не выдано, юридическое лицо не считается созданным.

Вопрос о его национальности - это то, какому государству принадлежит юридическое лицо. По принципу домицилия, - это место, где находится управляющий центр юридического лица; в соответствии с принципом резиденции, - это место, где совершаются основные операции. Разные государства придерживаются разных критериев при определении национальности юридического лица:

  • - инкорпорация - юридическое лицо подчиняется законодательству того государства, где оно зарегистрировано.
  • - критерий оседлости - место нахождения управленческого центра.
  • - доктрина центра эксплуатации - закон места осуществления основной деятельности.
  • - доктрина контроля - тот, кто владеет этой фирмой (имеет контрольный пакет акций), несмотря на то, что эта фирма зарегистрирована в той или иной стране.

При осуществлении деятельности возникают два вопроса: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних договоров. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства.

Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

«Коллизия коллизий» -- это понятие, используемое в МЧП для обозначения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в разных правовых системах имеют различное регулирование.

Существование «коллизии коллизий» обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки.

«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регулирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в условиях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где признается принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на территории Франции (где существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.

Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве случаев осуществляется путем заключения международных договоров, содержащих нормы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе.

Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и другим иностранным юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или иностранным, необходимо дать дополнительные характеристики относительно национальности.

Совместные предприятия. Существуют две очень различных категории СП. К первым относится СП, образуемое по международному договору. Вторая категория - это СП, образуемое по внутреннему законодательству.

Основа образования первых - это межгосударственное решение. Вот два каких-то государства решили создать СП. Они заключают межгосударственный договор и приложением к договору является устав этого СП. В уставе весь его статус, его правовое положение, его сфера деятельности, образование органов управления - всё, как и в остальных СП, то есть устав обычно построен на тех же принципах, что и устав любого юридического лица.

В большинстве стран не разделяют совместные и национальные предприятия, но в странах, где такое разделение существ есть предел для иностранцев - 49%. Запрещены иностранные инвестиции в обороне, космической промышленности, связи, безопасности и первичном рынке ценных бумаг. Могут быть установлены и льготы: налоговые, гарантия защиты от конфискации, свобода вывоза готовой продукции.

Пути создания СП:

  • 1 найти партнера за границей, внести свой взнос, зарегистрироваться.
  • 2 покупка акций уже существующего предприятия (это более продуктивный путь).

Причем никаких ограничений не поставлено у нас и в отношении процента иностранного капитала. Поэтому у нас могут быть зарегистрированы по российскому праву и СП, и предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. На территории Российской Федерации они никаких льгот не имеют, пользуются таким же режимом, как и российские юридические лица.

Транснациональные корпорации. Имеется основная холдинговая фирма которая начинает образовывать дочерние предприятия за рубежом. Эти дочерние предприятия или филиалы регистрируются по праву соответствующего государства и являются юридическими лицами по праву этого государства. Кроме того, могут быть еще промежуточные звенья в структуре ТНК. Иногда они образовывают конторы по сбыту, которые занимаются сбытом, или они занимаются снабжением. Иногда такие промежуточные звенья образуются по определенным регионам.

ТНК представляет собой практически новое явление на международной арене, образования, которые появились объективно в силу развития интеграционных связей, в силу экономической интеграции, в силу развития рыночных отношений, и поэтому они представляют собой определенное единство и являются самостоятельным субъектом МЧП, субъектом, который по значимости иногда равен государству, потому что бюджет ряда ТНК оказывается значительно больше, чем бюджет отдельных государств.

Следующий субъект - физические лица. Правовой режим иностранца всегда определяется внутренним законодательством.

Обычно говорят о наличии трех режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный. Когда говорят о национальном режиме, то предполагают, что иностранцы обладают тем же объемом прав и обязанностей, которые имеют собственные граждане. Но самое интересное, что в законодательстве многих государств говорится о национальном режиме для иностранцев. Мне представляется, что это чистая декларация, политическое заявление, которое не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Национальный режим все-таки может существовать, по моему мнению, в отдельных областях правового регулирования

Далее - режим наибольшего благоприятствования. Это договорный режим. Обычно предусматривается в договорах в виде формулировки, что граждане и юридические лица данного государства будут пользоваться на территории другого государства таким же режимом, который имеют граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемой нации.

Конечно, иностранцы в каждом государстве пользуются именно специальным режимом. Этот режим обычно или в законах оговаривается, иногда даже в конституциях о нем говорится. Как правило, принимается один закон или несколько законов, в которых регламентируются эти вопросы о правовом режиме иностранцев в соответствующей стране.

Дееспособность и правоспособность иностранных граждан.

В МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам, пребывающим за рубежом.

Понятием «иностранные лица» обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно находящихся на территории России.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Но в ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельности.

В отличие от гражданской правоспособности иностранцев, которая определяется российским законодательством, гражданская дееспособность определяется их личным законом. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец Для лиц без гражданства гражданская дееспособность устанавливается по праву постоянного места жительства.

В российском законодательстве определены ситуации, при которых гражданская дееспособность иностранцев и лиц без гражданства будет определяться только по российскому праву.

Из указанного классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону существуют исключения.

Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ. Это означает, что иностранец, заключая в России сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке.

Во-вторых, по российскому праву будет определяться гражданская дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Федерации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российскому праву решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.

Правовое положение российских граждан за рубежом.

Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в иностранном государстве, является право страны места нахождения. Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей российских граждан, закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах об оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании двойного налогообложения и других.

Учитывая, что некоторые государства имеют более развитые экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, российским гражданам в иностранном государстве предоставляется возможность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в отдельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имущественных прав.

Защиту российских граждан в иностранном государстве обеспечивают представители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в соответствии с международными конвенциями о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г.

На практике встречаются случаи ущемления иностранными государствами прав российских граждан, большинство из которых носит политический характер. Как правило, эти случаи связаны с ограничением административных прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на отдельные виды работы), реже - имущественных (ограничения в праве собственности). В подобных случаях российское государство устанавливает определенные ограничения правоспособности в отношении иностранцев- реторсии. Так, например, в 1989 году советским руководством была ограничена численность британских служащих в дипломатических учреждениях Москвы. Это было реторсией СССР в ответ на решение МИД Великобритании о выезде из Великобритании одиннадцати советских сотрудников.

Следовательно, Реторсии -- это установленные Правительством Российской Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства.

Возможность установления таких ограничений может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть ответными - устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).

Взаимность и её виды.

Взаимность в МЧП означает:

  • 1) предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем иностранном государстве;
  • 2) признание и исполнение иностранных судебных решении при условии признания и исполнении судебных решений РФ в соответствующем иностранном государстве;
  • 3) исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов РФ;
  • 4) в определенных случаях применение иностранного права при условии, если в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям применяется российское право и др.

Всех ситуаций, при которых будет применяться взаимность, указать невозможно. Вместе с тем, не все ситуации, указанные выше, могут быть решены на основе взаимности. Как правило, наличие взаимности предусматривается в международном договоре. В том случае, когда такое положение отсутствует, считается, что нет оснований для предъявления требования взаимности.

В российском законодательстве имеются нормы, включенные в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так, например, согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания н наименованиях мест происхождения товаров», право на регистрацию в РФ наименований мест происхождения товаров предоставляется физическим лицам тех государств, которые предоставляют аналогичное право гражданам РФ.

В международном частном праве обычно различают два вида взаимности: «формальную» и «материальную».

При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие имеют отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами какими иностранцы не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем государстве, если эти права не закреплены в законодательстве Российской Федерации. На принципе формальной взаимности основаны практически все договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.

При материальной взаимности государство предоставляет иностранцам те же права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем иностранном государстве.

В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых правовых системах просто отсутствуют гражданско-правовые институты, известные и распространенные в других.

Субъекты международного частного права (МЧП)

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом".

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

  • 1) физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
  • 2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);
  • 3) государства;
  • 4) международные межправительственные организации;
  • 5) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви)

Положение физических лиц в международном частном праве

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядкам - правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Их правовое положение отличается двойственным характером.

В большинстве национальных законов установлен принцип национального режима в применении к физическим лицам (иностранцы уравнены в правах с местным населением). Национальный режим основан на принципах равенства и равноправия.

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиняются их личному закону. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 ГК РФ,

Личный закон иностранного гражданина - это право страны, гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых - российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в РФ (п. 3 ст. 1195 ГК РФ).

Гражданская правоспособность физических лиц - это способность индивида иметь права и обязанности. В сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом; однако отдельные вопросы правоспособности имеют коллизионное регулирование и определяются по личному закону индивида. Правоспособность возникает с момента рождения (в области наследственных прав - с момента зачатия) и прекращается в момент смерти.

В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона (ст. 1196 ГК РФ). При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции РФ - ч. 3 ст. 62. В российском законодательстве установлены изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности. Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, в экипажах морских и воздушных судов).

Гражданская дееспособность физического лица - это его способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Законодательство всех стран устанавливает, что полностью дееспособным в публичном частном праве индивид становится по достижении установленного в законе возраста. В законодательстве также закреплена возможность признания физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным. Основными аспектами правового статуса индивида, связанными с категорией гражданской дееспособности , являются право лица на имя (ст. 1198 ГК РФ - право физического лица на имя, его использование и защиту определяется личным законом этого лица), институты опеки и попечительства , признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

Правовой статус юридических лиц в международном частном праве

Учитывая роль, которую юридические лица играют в международных, хозяйственных отношениях, именно они являются основными субъектами МЧП. Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц является основой их личного статута. Понятие личного статута юридических лиц известно праву всех государств и практически везде определяется сходным образом: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 1202 ГК). Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места совершения сделки, за исключением случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п. 3 ст. 1202 ГК).

Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования - системы национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Именно коллизионный критерий «личный закон» в конечном счете предопределяет национальность (государственную принадлежность) юридических лиц. Личный закон юридических лиц может пониматься в четырех вариантах:

  • 1) теория инкорпорации - юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено (США, Великобритания, Канада, Австралия, Чехия, Словакия, Китай, Нидерланды, Российская Федерация);
  • 2) теория (ценз) оседлости - юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией (Франция, Япония, Испания, ФРГ, Бельгия, Украина, Польша);
  • 3) теория центра эксплуатации (места осуществления основной хозяйственной деятельности) - юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность (Италия, Индия, Алжир);
  • 4) теория контроля - юридическое лицо имеет национальность того государства, с территории которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования). Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизионной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции, Франции.

Специфика правового статуса транснациональных компаний

От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются на основе международного договора, межведомственного соглашения или законодательства двух и более государств. Такие компании представляют собой транснациональные объединения, и их личным законом не может быть право одного государства. Особые сложности связаны с определением личного закона ТНК. С одной стороны, они создаются по праву какого-то конкретного государства, с другой - их дочерние и внучатые компании действуют в качестве самостоятельных юридических лиц в других государствах. ТНК имеют интернациональный характер не только по сфере деятельности, но и по капиталу.

Правовое положение государства как субъекта международного частного права

Государство - основной, универсальный субъект МПП. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства являются отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие, естественно, особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не является юридическим лицом , поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.

Сделки, совершаемые государством, имеют особый правовой режим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов. В XIX в. в доктрине права была разработана теория абсолютного иммунитета государства. В соответствии с этой теорией государство как субъект гражданско-правовых отношений обладает следующими иммунитетами:

  • 1) судебным - неподсудность одного государства судам другого. Все сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия государства на судебное разбирательство в иностранном суде его нельзя привлечь к судебной ответственности за границей;
  • 2) от предварительного обеспечения иска - без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска;
  • 3) от принудительного исполнения судебного решения - без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнению решения;
  • 4) собственности государства- собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Без согласия государства-собственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства;
  • 5) доктрины акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) - если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению. Никакие иностранные компетентные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет, что собственность принадлежит ему. Согласно коллизионному иммунитету государства к ЧПО государства должно применяться только его собственное право. Все сделки государства подчиняются его национальному праву.

На практике доктрина абсолютного иммунитета может применяться только тогда, когда государство фактически не является субъектом гражданских правоотношений и участвует в них в исключительно редких случаях. Во второй половине XX в. степень участия государства в гражданских отношениях резко возросла, что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного иммунитета», «торгующего государства» и доктрины функционального (ограниченного) иммунитета. Все эти теории направлены на ограничение иммунитета иностранного государства. Их суть сводится к тому, что, если государство от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в отношении таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета и ставит себя в положение частного лица.

Конституционные суды многих европейских государств (Австрии, Бельгии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии) в 60-х гг. XX в. приняли решения об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве участника международных гражданских правоотношений. Эти решения основаны на доктрине функционального иммунитета: иностранное государство, выступающее в качестве коммерсанта, может быть привлечено к суду на общих основаниях, его имущество на тех же основаниях может быть объектом взыскания, а его сделки не изымаются из сферы действия местного права даже без согласия соответствующего иностранного государства.

Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, - это Европейская (Брюссельская) конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета: преамбула Конвенции прямо указывает, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенденцию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Иностранное государство пользуется иммунитетом (ст. 15) в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в ЧПО с иностранными лицами. Конвенция закрепляет широкий, детализированный перечень таких отношений.

Действующее российское законодательство до настоящего времени основано на теории абсолютного иммунитета (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК), что представляет собой полный анахронизм и является одним из наиболее серьезных тормозов притока иностранных инвестиций в РФ. Пороки законодательства в определенной степени нивелируются положениями заключенных российским государством соглашений с частными иностранными партнерами, в которых закрепляется явно выраженное, прямое согласие государства на ограничение его иммунитета. Международные двусторонние договоры РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций (с США, Венгрией, Южной Кореей и др.) устанавливают взаимный отказ субъектов договора от государственных иммунитетов, наличие арбитражной оговорки в пользу иностранного коммерческого арбитража (в основном Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты).

Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права

ММПО являются, прежде всего, традиционными и типичными субъектами международного права. Объем международной правосубъектности ММПО, естественно, меньше, чем у государств-членов; тем не менее организации входят в группу полноправных и основных субъектов международного права. Однако любая ММПО имеет и частноправовой статус и выступает субъектом МЧП.

В международных гражданских правоотношениях международные организации выступают как юридического лица. Это закреплено в уставах многих ММПо (ст. 39 Устава МОТ, ст. 16 Устава МАГАТЭ, ст. 9 Устава МВФ). В законодательстве многих государств (США, Великобритания, Россия) закреплено, что международные организации могут действовать на их территории в качестве юридических лиц. Юридический комитет ООН провел исследование международной и национальной судебной и арбитражной практики, результаты которого показали, что все национальные правоприменительные органы признают за ММПО статус юридических лиц.

Международные организации представляют собой юридические лица особого рода - международные юридические лица. Поскольку ММПО возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может возникнуть у них только на основе МПП. Частноправовой статус организации закреплен в ее уставе, который является международным договором. В дальнейшем статус ММПО как международных юридических лиц закрепляется в международных соглашениях с участием этих организаций и в правовых актах, принимаемых самими ММПО. Международные юридические лица являются носителями прав и обязанностей цивилистического характера, возникающих в международном обороте, обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в качестве истцов или ответчиков по частноправовым спорам в правоприменительных органах.

Необходимо учитывать, что гражданская правоспособность ММПО определяется не национальным, а международным правом и имеет серьезную специфику, поскольку речь идет именно о международных юридических лицах. ММПО как субъект МПП обладает привилегиями и иммунитетами (собственности, от национальной юрисдикции, от применения национального права), при этом вступление ММПО в ЧПО предполагает отказ от этих привилегий и иммунитетов. Международные организации как международные юридические лица имеют осложненный, двойственный правовой статус.

Для ММПО существует объективная необходимость заниматься частноправовой деятельностью. Объем и виды частных сделок международных организаций чрезвычайно разнообразны: покупка и аренда недвижимости, покупка офисного оборудования, покупка услуг (эксперты, переводчики, консультанты), заключение трудовых контрактов. Все эти сделки оформляются в традиционной форме договоров подряда, купли-продажи, аренды. Для многих коммерческих фирм заключение контрактов с ММПО считается особо престижными операциями, поэтому многие из таких контрактов заключаются на конкурсной и аукционной основе.

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом».

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви) .

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.



В моей работе будут рассмотрены основные субъекты МЧП, которые имеют свое правовое положение, их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные юридические категории. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических - личный статус и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категориями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций

36. Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав.

Гражданское право классифицирует объекты вещного права, определяет правовое положение вещи в зависимости от принадлежности ее к определенному виду, устанавливает содержание права собственности и других вещных прав, порядок возникновения и прекращения этих прав, причем эти многочисленные вопросы по-разному решаются в праве разных государств, что порождает многообразные коллизии, когда вещные отношения выходят за рамки одного государства.
К середине XlX в. сложились две системы перенесения права собственности: консенсуальная – английское и французское право, и система традиции – германское право.
Для перенесения права собственности по консен-суальной системе достаточно было иметь согласие сторон, для традиционной требовалось иметь совокупность двух юридических фактов: согласие сторон и фактическую передачу вещи.
В Кодексе Наполеона ст. 1583 определяется, что переход права собственности осуществляется в силу самого соглашения, это означает, что переход имеет место незамедлительно, когда между продавцом и покупателем заключен договор купли-продажи.
Настоящая концепция в общей форме находит свое отражение в английском законе о продаже товаров 1979 г. Английское право является системой, которая придерживается правила, в соответствии с которым право собственности переходит, когда договаривающиеся стороны намереваются его перенести. Если намерение сторон не ясно, судья прибегнет к критерию «толкование намерения сторон», согласно этому критерию английское право оказывается смешанной системой, не строго придерживающейся правила о соглашении сторон.
Старейший коллизионный принцип – закон места нахождения вещи – предписывает применение права того государства, где находится вещь. Служит исходным началом почти для всех коллизионных норм Гражданского кодекса, определяющих право, применимое к праву собственности и другим вещным правам на имущество.
Под правом страны, где имущество находится (п. 1 ст. 1205 ГК РФ), имеется в виду фактическое, действительное место нахождения соответствующего имущества вне зависимости от места нахождения собственника данного имущества, от того, где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество, от того, в какой стране данное имущество взято на учет или зарегистрировано (исключение составляют суда и космические объекты, подлежащие государственной регистрации). Характерной чертой современного вещного статута является его единство, поскольку он распространяется на любое имущество. Сфера применения весьма обширна. Прежде всего вещным статутом регулируется юридическая квалификация вещи, т. е. движимая/недвижимая, делимая/неделимая, главная и принадлежность, оборотоспособная и изъятая из оборота.



Закон места нахождения вещи также определяет основания возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 1206 Гражданского кодекса РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав. Из общего правила есть три признаваемых во многих государствах исключения: 1) касается вещи в пути: при установлении вещного статута берется либо место отправления, либо место назначения вещи; 2) касается водных, воздушных судов, космических объектов: их вещный статут определяется чаще всего местом регистрации; 3) касается имущества ликвидированного юридического лица: статут определяется личным законом юридического лица.

Субъекты МЧП, с одной стороны, такие же, как в международном публичном праве, т.е. включают государства и правосубъектные межправительственные организации. Но кроме этих двух типов субъектов большинство субъектов МЧП являются частными лицами различных государств, выступающих, как правило, сторонами внешнеэкономических сделок в процессе международного торгово-экономического оборота.

В МЧП частные субъекты (юридические и физические лица, ассоциативные объединения, ТНК) и публичные субъекты (государства, международные организации) рассматриваются параллельно с иными "многофункциональными" субъектами мировой хозяйственной сферы, осуществляющими регулирование, унификацию, координацию, стандартизацию и контроль мировых экономических отношений.

Сфера "многофункциональных" субъектов в МЧП довольно широка, поскольку включает международные и национальные торговые, финансовые, иные коммерческие организации, межправительственные организации, межгосударственные региональные интеграционные учреждения, неправительственные международные организации, ассоциативные объединения в сфере управления мировой торговлей, инвестициями, рынком ценных бумаг и иными формами торгово- экономической и иной деятельности в хозяйственном обороте. К таким субъектам также относятся влиятельные торгово-экономические и банковские объединения, торгово-финансовые союзы "клубного" типа, группы (объединения) развивающихся постиндустриальных государств, находящихся в оппозиции ВТО и МВФ, транснациональные корпорации, физические и юридические лица различной национальной юрисдикции.

Субъектов МЧП можно назвать "многофункциональными" потому, что они выполняют сложные и разносторонние функции как представители интересов различных коммерческих структур и экономических интересов государств, как защитники интересов транснациональных организаций, как форумы для решения оперативных задач обеспечения стабильности мирового валютно-кредитного режима, как посредники при принятии важнейших политических решений и юридических документов, как организаторы заключения крупных международных контрактов купли-продажи валютных ценностей и портфельных инвестиций, как гаранты исполнения финансовых обязательств банками и другими частными лицами, как инициаторы новых направлений и форм обеспечения эффективности мировой торговли, валютной и банковской системы.

Круг таких субъектов, которых нельзя назвать субъектами МЧП с точки зрения классической теории международного публичного права и МЧП, постоянно расширяется в условиях глобализации мирового хозяйства.

Рост таких субъектов стимулируется современными процессами мирового экономического оборота, которые включают:

  • расширение потребностей участников международной торгово-финансовой и инвестиционной деятельности в получении всесторонней информации о товарных и финансовых рынках;
  • ускорение темпов международной торговли, вложения инвестиций, миграции рабочей силы, мировых торговых расчетов и финансовых услуг;
  • увеличение риска потери планируемой прибыли от экспортно-импортной деятельности, товарных рынков, денежных средств, иных доходов и инвестиций;
  • повышение роли организации всемирной системы управления предпринимательскими и финансовыми рисками, обеспечения добросовестной конкуренции в мировой торговле, мониторинга кредитования торговли и иного движения денежных средств.

Государства и международные организации как субъекты международного права (публичного и частного) наделены не только правомочиями применять и "толковать" нормы действующего международного экономического (коммерческого) права, но и заключать международные договоры. Именно в этой международной нормотворческой правоспособности более всего проявляется правосубъектность этих публичных субъектов МЧП.

Государства, как субъекты МЧП , обладают универсальной международной правосубъектностью, как в области национального и международного нормотворчества по торгово-экономическим вопросам, так и гражданской правосубъектностью участвовать в гражданско-правовых отношениях (сделках) с иностранными физическими или юридическими лицами. Особенностью государств является при этом то, что они могут заключать сделки в сфере имущественного оборота, не будучи сами юридическими лицами.

Понятие субъектов МЧП принципиально отличается от понятия субъекта гражданского, коммерческого, предпринимательского права в национальном законодательстве. В МЧП к ним относятся суверенные государства, международные организации межправительственного и неправительственного характера (преимущественно торгово-экономические), действующие в сфере торговли, инвестиций, финансов, ТНК, саморегулируемые международные ассоциации, группы и союзы по интересам, частные лица.

Термин "международная организация" употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. В отличие от межгосударственных организаций, членами которых являются государства (например, ООН), неправительственные международные организации объединяют общественные организации, союзы, группы и отдельных лиц из различных государств (Международная ассоциация по уголовному праву).

По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные , открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные , членами которых могут быть государства одного региона (Совет Европы). Международные организации можно также разделить на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, культурную и др. (ООН, Совет Европы). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области и могут подразделяться на политические, финансовые, полицейские (МВФ, Всемирный банк, Интерпол).

Функции МВФ и МБРР как субъектов МЧП в сфере торгово-экономических отношений направлены на 1) расширение международной торговли; 2) поддержание стабильных и упорядоченных валютных отношений между государствами-членами; 3) создание многосторонней системы расчетов; 4) предоставление государствам-членам кредитов для урегулирования платежных балансов; 5) содействие развитию производственных ресурсов в менее развитых странах; 6) поощрение частных иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации как субъекты МЧП. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является регулирование межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения могут распространяться непосредственно на граждан и юридических лиц государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи ЕС. Создание Таможенного Союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан 26 ноября 2009 г. также предполагает делегирование этими государствами части своих суверенных полномочий наднациональным органам в рамках Соглашения о Таможенном Союзе.

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей, примером закрытых структур являются ФАТФ и Группа "Эгмонт" )

Учитывая многочисленность и многообразие международных организаций и органов, эффективность предпринимаемых ими мер в значительной степени зависит от согласованности их деятельности и наличия определенных координационных механизмов. Как правило, на практике необходимое взаимодействие обеспечивается через участие представителей таких организаций и органов в совместных мероприятиях, включая разработку международных стандартов.

Значительную роль в МЧП играют международные межправительственные торгово-экономические организации (МТЭО), как субъекты МЧП, в рамках которых государства выражают свою суверенную волю по вопросам унификации коллизионных и материальных норм права различных государств.

Общепринятыми (общепризнанными) принципами сотрудничества субъектов МЧП (государств, МТЭО, ТНК) в мировом коммерческом обороте, закрепленными в документах ВТО, ИНИДО, ИНКТАД, МВФ и других МТЭО, являются следующие:

  • принцип взаимодействия и сотрудничества государств и МТЭО в мировом хозяйственном обороте, который касается предоставления некоторым МТЭО права регулирования отдельных частноправовых вопросов, традиционно входящих в компетенцию органов государства и реализуется в рамках межправительственных торгово-экономических соглашений;
  • принцип ненарушения стабильности мирового экономического пространства, торгово-финансового оборота, товарных и финансовых рынков, который предполагает, что участники мирового хозяйственного оборота должны принимать все необходимые меры как общего, так и частного характера, которые обеспечат исполнение обязательств, принятых ими на международном уровне;
  • принцип добросовестной конкуренции в мировом хозяйственном обороте, который касается соблюдения субъектами международного публичного и частного права условий и равных возможностей получения прибыли от коммерческой деятельности;
  • принцип сбалансированности коммерческих интересов стран с различными уровнями и типами экономики, который означает закрепление в уставных документах МТЭО механизмов, обеспечивающих равные условия доступа на товарные рынки, рынки инвестиций и кредитных ресурсов;
  • принцип содействия расширению внешней торговли государств и взаимной защите капиталовложений, который определяет систему норм, гарантирующих включение государствами-членами МТЭО в национальное законодательство условий стимулирующего налогообложения, защиты конкуренции, инвестирования при соответствующих условиях предоставления благоприятных торговых режимов и финансирования со стороны МТЭО.

В настоящее время большинство ученых склоняются к необходимости развития новых форм унификации материально-правовых и коллизионных норм национальных правовых систем, что находит отражение в правовом статусе и функциях МТЭО. В качестве субъектов МЧП МТЭО осуществляют следующие функции:

  • определение организационно-правовых форм участия государств в МТЭО;
  • оценка правовых механизмов организации и управления международной торговлей и инвестициями, представленных в нормах уставных документов МТЭО для последующей их трансформации в национальное законодательство;
  • определение стимулирующего воздействия уставных документов МТЭО, торгово-экономических и иных международных договоров, принимаемых под эгидой МТЭО на нормы законодательства государств в условиях единого мирохозяйственного пространства.

МТЭО в качестве наиболее активных субъектов МЧП и международного сотрудничества действуют в направлении реализации складывающихся общепризнанных международных торгово-экономических принципов, таких как:

  • принцип обеспечения торговой и валютной стабильности в мировом хозяйственном обороте;
  • принцип устранения диспропорций в платежных балансах;
  • принцип содействия МТЭО развитию долгосрочного кредитования и инвестирования торговли и производства развивающихся государств;
  • принцип взаимодействия МТЭО с национальными экономическими финансовыми учреждениями в рамках уставных полномочий МТЭО и конституций государств.

Основываясь на том, что функции многих МТЭО, как субъектов МЧП, направлены на стимулирование унификации и гармонизации норм в области торгово-экономической деятельности, особенно актуальной представляется роль международных актов, принятых в рамках МТЭО. В современных условиях сложилось три типа МТЭО, подразделяемых по соотношению компетенции, перераспределяемой между государством и МТЭО: 1) МТЭО, осуществляющие координационные и нормотворческие функции; 2) МТЭО, выполняющие отдельные наднациональные функции; 3) неправительственные торгово-экономические организации, связанные с авторитетными МТЭО.

К первой категории МТЭО относятся многосторонние организации, входящие в систему ООН, общей целью которых является содействие мировой торговле, унификация и гармонизация национальных норм права, включая нормы международного коммерческого (частного) права, выработка общих принципов международной торгово-экономической деятельности, порядок оказания финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран.

Ко второй категории МТЭО относятся: международные организации производителей различных видов товаров и услуг, международная ассоциация комиссий по рынкам ценных бумах, международная ассоциация фондовых бирж, региональные банки и фонды развития; финансовые организации (инстатуты) интеграционных сообществ (центральные банки, ассоциации банков, советы по координации кредитных рынков); торгово-экономические организации (институты), созданные группами ТНК (международные инвестиционные фонды, страховые компании, клиринговые центры, мировые депозитарии и др.). Наиболее авторитетными МТЭО, реализующими политику ВТО и входящими в ее структуру, являются комитеты ВТО: по торговой политике, по региональным торговым соглашениям, по ограничениям в связи с платежным балансом, по доступу на рынки, по инвестициям, связанным с торговлей, по субсидиям и компенсационным мерам, по таможенной стоимости, по техническим барьерам в торговле, по антидемпинговым мерам, по импортному лицензированию, по защитным мерам и др.

К третьей категории МТЭО относятся международные экономические комиссии, комитеты, созданные по межправительственным соглашениям с участием частных лиц, МТЭО, органов исполнительной власти отдельных государств. Налицо тенденция усиления взаимодействия и сотрудничества межправительственных и неправительственных международных торгово-экономических организаций в унификации норм национальных законодательств экономического, торгового, финансового регулирования.

Многим авторитетным международным неправительственным организациям в рамках межгосударственных договоренностей делегируются функции координации и контроля в сфере торговли, инвестиций, финансового мониторинга, организации расчетов, финансовой отчетности, страховой и клиринговой деятельности. К таким относятся: Международная ассоциация страховых надзоров (MACH), Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международная торговая палата (МТП), Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Комитет МСФО), ФАТФ, ИНТОСАИ и др.

МТЭО, как субъекты МЧП, отражающие волю государств и имущественные интересы участников мирового рынка, отражают процесс замены международных политических приоритетов, закрепленных в общепризнанных принципах международного права ООН, на правовые нормы международного коммерческого права и надзорного регулирования поведения участников мировых товарных и финансовых рынков.

В практике МТЭО понятие "государственная внешнеэкономическая политика" все чаще по существу международных отношений заменяется понятием "торгово-финансовая политика государства". То есть вышеназванные институты, нормы и принципы оформляются одновременно со становлением международных общепризнанных торгово-финансовых принципов и норм.

К специальным принципам правового регулирования мирового торгово-финансового оборота относятся: принцип валютной стабильности и отмены валютных ограничений в целях обеспечения торгового и платежного баланса; принцип устранения диспропорций в платежных балансах и внешней торговле государств; принцип содействия МТЭО развитию долгосрочного кредитования торговли и инвестирования; принцип ответственности государств перед МТЭО за взятые национальными экономическими и финансовыми органами и частными субъектами международно-правовые обязательства.

Подобные принципы формируются как общепризнанные принципы регулирования мирового торгово-экономического оборота, поскольку все чаще находят отражение в уставных документах таких межправительственных организаций, как Всемирный банк, МБРР, МАР, МФК, МАГИ, ИНТОСАИ и др.

  • Неформальная организация, учрежденная во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе (Бельгия) в 1995 г. и объединяющая подразделения финансовых разведок 84 стран. Россия с 2002 г. представлена в Группе Росфинмониторингом.
  • См. подробнее: Зенкин И. В. Всемирная торговая организация в схемах. М., 2003.

Top