Конспект урока по окружающему миру. Органы дыхания. Конспект урока "Строение органов дыхания"

План – конспект урока.

Тема: Строение органов дыхания.

Цель: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, развивать и корректировать зрительную память, внимание. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Основные понятия: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, брони, легкие.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: плакат «Система органов дыхания», презентация «Строение органов дыхания», песочные часы, груз массой 5 кг, рабочие тетради.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Задание 64-65 в рабочей тетради на стр. 24.

Фронтальный опрос класса:

    какое влияние оказывает алкоголь на здоровье человека?

    какое влияние оказывает никотин на здоровье человека?

3. Изучение нового материала.

Слайд 1.

Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

Тем не менее, люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.

Вопрос классу: Почему они погибли?

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.

Вопрос классу: что такое органы дыхания?

Органы дыхания - это воздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.

Слайд 2.

Записать в тетрадь число, классная работа и тему урока.

Слайд 3.

Вопрос классу: как вы думаете, что такое дыхание? (ответы учащихся)

Слайд 4.

Записать в тетрадь:

Дыхание - это поступление в организм кислорода при вдохе и выделение углекислого газа при выдохе.

Рассказ учителя о строении органов дыхания.

Путь воздуха начинается с носовой полости .

Слайд 5.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания.

Слайд 6.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Слайд 7.

Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

Слайд 8.

Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

Слайд 9.

Вопрос классу: Приносит ли курение пользу?

Слайд 10.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение.

Слайд 11.

Вопрос классу: Какое влияние оказывает курение на женский организм?

Слайд 12.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение.

Физминутка – измерить количество дыхательных движений в спокойном состоянии. Сделать 10 приседаний, измерить количество дыхательных движений. Сравнить.

Слайд 13.

Повторить строение дыхательной системы по плакату.

4. Закрепление изученного материала.

С помощью учебника на стр. 78-79, заполнить таблицу «Органы дыхания».

Слайд 14.

Органы дыхания

Значение

Носовая полость

Носоглотка

Слайд 15.

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 16.

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 17.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 18.

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает .

Слайд 19.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Слайд 20.

Что означают эти пословицы?

Один курит, а весь дом болеет.

Курить много табака - поубавится ума.

Курить - здоровью вредить.

Кто табачье зелье любит - тот сам себя губит.

Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.

Хочешь жить - умей дышать.

Вывод: курение вредит нашему организму

Слайд 21.

5. Запись домашнего задания.

2 группа – стр. 77-80 вопросы, знать новые понятия

6. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Дыхательная система имеет большое физиологическое значение. С её помощью в организм поступает кислород, необходимый для процессов окисления, и выделяется углекислый газ, являющийся конечным продуктом обменных процессов организма. При окислении продуктов питания освобождается необходимая организму энергия. Условно в дыхании выделяют три основных процесса:

а) Обмен газов между окружающей средой и лёгкими (внешнее дыхание).

б) Обмен газов в лёгких между воздухом и кровью.

в) Обмен газов между кровью и тканевой жидкостью (внутреннее дыхание).

В системе выделяют дыхательные пути , по которым воздух циркулирует в лёгкие и дыхательную систему (лёгкие ), где происходит газообмен.

Носовая полость. ( cavitas nasi ).

Разделена костно-хрящевой перегородкой на две части. В полости находятся извилистые носовые ходы, в слизистой которых много кровеносных сосудов. Функции:

1. Согревание вдыхаемого воздуха.

2. Железы слизистой связывают и обезвреживают микроорганизмы и пыль, увлажняют воздух. Реснички гонят пыль назад из полости

3. Обонятельная функция.

Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями (хоанами). Из глотки воздух проходит в гортань .

Гортань. ( larynx ).

Расположена на уровне 4 –6 шейных позвонков. Снаружи заметна по характерному выступу (адамово яблоко – кадык – щитовидный хрящ). Вверху глотка, внизу трахея . Образована несколькими подвижно соединёнными хрящами в виде колец (9 хрящей). Вход в гортань закрывает надгортанный хрящ . Он препятствует попаданию пищи при глотании. По форме полость гортани напоминает песочные часы.

В среднем отделе между хрящами натянуты голосовые связки (plicae vocales ). Они ограничивают голосовую щель . В щель проходит выдыхаемый воздух из лёгких. Форма щели меняется в зависимости от степени натяжения голосовых связок и положения хрящей.

В спокойном состоянии (когда молчим) щель имеет треугольную форму и достаточно велика. При разговоре связки натягиваются, сближаясь между собой. Выдыхаемый воздух с силой прорываясь через их сомкнутые края, вызывает вибрацию связок, в результате возникает звук. Чем короче связки, тем выше их звук.

Частота колебаний зависит от силы натяжения и может быть от 80 до 10000 Гц (минимум 20,6 Гц).

Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ , нижней челюсти (зуб) и языка , мягкого нёба . Имеются значительные возрастные и половые особенности. У женщин гортань расположена выше и 1/3 меньше.

Трахея.( trachea ).

Начинается от гортани, расположена от 7 шейного до верхнего края 5 грудного позвонка, где раздваивается (в лёгкие ). Идёт перед пищеводом, спереди и с боков ограничена хрящевыми полукольцами (в результате просвет всегда открыт), полукольца соединяются связками и мышцами. Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу . Полукольца называют ещё – С –образные хрящи. Трахею изнутри выстилает мерцательный эпителий с железистыми клетками. Длина до 12 см.

Трахея разветвляется на 2 главных бронха, образованных хрящевыми кольцами. Бронхи входят в левое и правое лёгкое.

Лёгкое.( pulmo ).

Правое и левое лёгкое расположены в полости грудной клетки . Эта полость отделена от брюшной полости особой мышцей – диафрагмой . Форма лёгких – уплощенный конус с закруглённой верхушкой, выступающей над I ребром. Делятся анатомически на доли, в правом – 3, в левом – 2 доли (место под сердце сердечное вырезка ). Снаружи легкое покрыто соединительно-тканной оболочкой – плеврой . Плевр – две: наружная – пристеночная , она сращена со стенкой грудной клетки, и лёгочная (висцеральная ) плевра, покрывающая легкие. Между ними – плевральная полость, в ней серозная жидкость (для смазки) и отрицательное давление (9 – 30 мм рт ст). Между правым и левым плевральными мешками располагается комплекс органов – средостение. В них расположены – тимус, сердце, трахея и сосуды .

Главные бронхи , войдя в лёгкие, делятся на более мелкие бронхи (соответственно долям на 2 и3 бронха). Каждый бронх многократно делится на ещё более мелкие трубки – бронхиолы . Образуется своеобразная структура – бронхиальное дерево , хрящ постепенно исчезает, диаметр уменьшается (меньше 1 мм). Бронхиолы заканчиваются многочисленными альвеолярными ходами, а они гроздьями тонкостенных лёгочных пузырьков – альвеол . Их кол-во 600 – 700 млн., общая площадь = до 150 м 2 . Толщина стенок около 0,0001 мм. Наружная стенка альвеол густо оплетена кровеносными капиллярами. Внутри стенки выделяют особое вещество – сурфактант (препятствует слипанию и обезвреживает микробов).

Физиология дыхания .

В стенках альвеол идет газообмен между воздухом и венозной кровью. Газообмен происходит за счёт диффузии и разницы в парциальном давлении газов.

Давление кислорода воздуха = 105 мм рт ст, а кислорода крови = 40 мм рт ст.

Давление диоксида углерода воздуха = 40 мм рт ст, в крови = 47 мм рт ст.

В результате в стенках альвеол кровь из венозной превращается в артериальную.

Дыхательные движения .

Ввод и вывод воздуха осуществляется за счёт растягивания или сокращения лёгких. Поскольку они не имеют собственной мускулатуры, поэтому свой объём изменяют пассивно, вслед за изменением объёма грудной клетки . Это происходит вследствие ритмичного сокращения дыхательных мышц – межрёберных и диафрагмы.

1. Вдох . Сокращаются межрёберные мышцы ребра поднимаются вверх, грудина отдаляется от позвоночника. Сокращается диафрагма – купол становится плоским, опускается вниз. Грудная клетка увеличивает свой объём – лёгкие растягиваются вслед за ней.

2. Выдох. Межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются и возвращаются в прежнее положение. Вследствие этого объём грудной клетки уменьшается, и воздух из лёгких выталкивается. При глубоком вдохе и выдохе также участвуют мышцы груди и брюшной стенки.

Объём легких.

Жизненная ёмкость лёгких – это тот объём воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха = 3500 мл. Он складывается из следующих величин:

а) Дыхательный объём . Кол-во воздуха при спокойном дыхании =500 мл.

б) Дополнительный объём . После спокойного вдоха, человек может дополнительно вдохнуть ещё 1500мл.

в) Резервный объём . После нормального выдоха ещё выдохнуть 1500 мл.

Сумма трех величин и составляет жизненную ёмкость лёгких.

г) Остаточный объём . После первого вдоха при рождении и до смерти при любых условиях лёгкие полностью не освобождаются от воздуха. Этот объём = 1000 – 1500 мл.

д) Мертвое (вредное) пространство . Воздух в воздухоносных путях в газообмене не участвует. Объём = 500 мл – 360 мл = 140 мл.

Вдыхаемый воздух. Выдыхаемый воздух

Кислород= 20% Кислород = 16%

Диоксид углерода = 0,03% Диоксид = 4%

Азот = 79% Азот =79% + пары воды и около 200 ядов.

Регуляция дыхания .

1. Нервная . В продолговатом мозгу находятся две группы нейронов (дыхательный центр ), их деятельность вызывает ритмичную смену вдоха и выдоха. Центр состоит из двух частей – центр вдоха и центр выдоха . Когда возбуждается центр вдоха, то он передает возбуждение по нервам на сокращение дыхательных мышц – происходит вдох. При этом он тормозит центр выдоха. Затем в центрах происходит смена нервных процессов на противоположные. Хотя работа дыхательного центра автоматическая, он контролируется КБП, следовательно, человек может произвольно затормозить или ускорить дыхание. Здесь же расположен и синхронно работает с дыхательным центром – центр управления речи. Кроме этого центр осуществляет и некоторые рефлексы – «захватывание духа» и защитные – чихание и кашель.

2. Гуморальная регуляция .

Нейроны дыхательного центра чувствительны к концентрации диоксида углерода. Если в крови, омывающей дыхательный центр, избыток диоксида, то повышается возбудимость нейронов и дыхание становится частым и глубоким. Обратное действие при недостатке углекислого газа.

Частота дыхательных движений в покое = 14 – 20 в минуту (минутный объём дыхания – МОД ).

Возрастные особенности органов дыхания.

В пренатальном периоде собственные органы дыхания плода не работают, кислород идёт через плаценту. С первым вдохом лёгкие расправляются и начинают ритмично работать с частотой 40 – 60 раз в мин.

В процессе онтогенеза значительно увеличивается масса и объём лёгких. Слизистые у детей нежнее, суше и богаче сосудами, лёгкие менее эластичны (отсюда опасность патологий). Изменяется частота и глубина дыхания, ЖЕЛ достигает к 16 – 17 годам функционального уровня взрослых, процент используемого кислорода у детей меньше. Произвольная регуляция дыхания совершенствуется параллельно развитию речи и приближается к уровню взрослого только к 11 – 12 годам.

Марианна Головчиц
Конспект занятия «Органы дыхания» в старшей группе

Программное содержание :

Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания .

Закрепить с детьми представления об органах дыхания и отметить важное значение их для человека;

Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка , грудная клетка, рёбра, лёгкие)

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование : картины-схемы : лёгких; органов дыхания ; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки (на каждого ребёнка, зеркало.

Ход занятия

Звучит запись письма от Доктор Пилюлькина

Доргие дети старшей группы , хочу пригласить вас ко мне в лабораторию

Воспитатель входит в группу с детьми и приветствует гостей.

Доктор Пилюлькин приглашает детей к себе лабораторию и предлагает надеть белые халаты. Обращает внимание детей на специальное оборудование в его лаборатории.

Доктор Пилюлькин. Ребята, как вы считаете, для чего так много цветов?

Ответы детей. Чтобы было красиво, приятно пахло…

Доктор Пилюлькин. Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем , а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания .

Мы рассмотрим органы дыхания по порядку .

Доктор Пилюлькин. Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха?

Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой и рот и нос.

Почему не смогли долго быть без воздуха?

Ответы детей. Нечем будет дышать, человек задохнётся …

Доктор Пилюлькин. Действительно человек без воздуха жить не может

Это очевидно!

Вывод : Человек не может жить без воздуха.

Ребёнок :

Правильно ребята :

Без дыханья жизни нет ,

Без дыханья меркнет свет .

Дышат птицы и цветы

Дышим я, и он, и ты.

Доктор Пилюлькин. Действительно, без воздуха человек не может прожить, мы дышим постоянно и днём и ночью. Вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.

А чем мы вдыхаем воздух , каким органом ?

Отгадайте загадку :

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (НОС)

Доктор Пилюлькин. Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании . Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

Куда сначала попадает воздух?

Ответы детей. В нос.

Скажите, а может ли воздух попасть в рот?

Для этого сделайте вдох - ртом, а выдох- носом.

Ответы детей. Можем?

Доктор Пилюлькин. Да можно, но хочу вам сказать, что в воздухе летают мелкие частицы пыли,и если мы будем так дышать, то эта пыль окажется внутри нас. (В наших лёгких) .

Опыт 2 (Исследование)

Доктор Пилюлькин. Я приглашаю вас рассмотреть свой нос.

Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос.

Загляните внутрь. Что вы там видите?

Ответы детей. Нос и ноздри.

Доктор Пилюлькин. В носу есть два канала, как они называются?

Ответы детей. Ноздри. В носу воздух согревается.

Доктор Пилюлькин. Какого цвета стенка носа внутри?

Ответы детей. Розовые.

Доктор Пилюлькин. А знаете почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов) .

Доктор Пилюлькин. Что вы ещё заметили?

Ответы детей. Волоски.

Как думаете, зачем они нужны?

Ответы детей. Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы.

Вывод : Наш нос находится на лице. Нос состоит из ноздрей, внутри он разовый и имеются волоски, которые задерживают пыль.

Доктор Пилюлькин. Давайте возьмём в руки «контейнер» откройте его и определите, чем пахнет.

Ответы детей. Чесноком, лимоном, апельсином, духами …

Доктор Пилюлькин. Если бы не наш нос, как бы мы могли наслаждаться приятными запахами.

А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом воздухе (газ, химические запахи, дым)

Влад знает хорошее стихотворение про нос, и вам его прочитает.

Э. Мошковская «Мой замечательный нос»

Я ничего не знаю.

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то у кого-то,

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю.

Это нос доложил :

Кто-то купил апельсины,

И во-он туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит :

«Погуляем, я очень тебя прошу»

Ходишь с ним и гуляешь,

Он говорит со мной.

Он говорит :

«А знаешь пахнет уже листвой»

Вывод : Да ребята наш нос очень важный и нужный орган , он наш помощник

в определении запаха.

Доктор Пилюлькин. Ребята, вы немного устали, давайте мы отдохнём.

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)

Всех детишек приласкало

Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди) .

Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз) .

Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)

Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам) .

Гладит ушки, (Растирать ладонями уши) .

Гладит ручки, (Растирать ладони) .

Вот. (Поднять руки вверх) .

Доктор Пилюлькин. Предлагаю подойти к доске и рассмотреть схему попадания воздуха в наш организм .

Куда воздух бежит из дыхательной трубки ?

Ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, похожие на воздушные шарики.

Они расширяются когда мы вдыхаем и сжимаются когда выдыхаем

Опыт 4 (Исследование)

Доктор Пилюлькин. Давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая) .

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в лёкгие. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки .

Доктор Пилюлькин. Нос, рот, дыхательную трубку , рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри и защищены ребрами. Давайте рассмотрим легкие на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит.

Схема вдоха и выдоха (вдох- синими магнитами, выдох-жёлтыми)

Вывод : Под грудной клеткой расположены два лёгких.

Мультимедиа (Ноутбук) видео идущего человека с нормальным, ровным дыханием , и бегущего человека, который после того как остановился –дышит тяжело, глубоко через рот.

Доктор Пилюлькин. Как вы думаете, почему так по-разному дышат люди?

Ответы детей. Бегущий человек напрягается, прилагает больше усилий. А человек который просто идёт, он не напрягается, дыхание ровное , спокойное.

Доктор Пилюлькин. Очень важно тренировать свой организм и легкие , чтобы при небольших нагрузках не задыхаться .

Что мы с вами делаем, чтобы наши лёгкие были тренированные?

Ответы детей. Делать гимнастику, быть на свежем воздухе, прыгать на скакалке и заниматься спортом

Доктор Пилюлькин. Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

Опыт 5 «Шарики»

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи выдоха.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Вывод : Так работают и ваши лёгкие, вдыхают воздух - расширяются, выдыхают воздух- сужаются .

Доктор Пилюлькин. Ребята, как вы думаете, а что вредно для наших лёгких?

Ответы детей. Курение, грязный воздух.

Доктор Пилюлькин. Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух.

Ответы детей. От неприятного воздуха человек начинает кашлять.

Доктор Пилюлькин. Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути , даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

Игра "Что хорошо для дыхательной системы , а что вредно?"

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое : вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки на двух мольбертах и объясняют.)

Доктор Пилюлькин. Ребята назовите органы дыхания ,заполняя картину. (Дети называют и показывают на картине (правильно прикладывая органы дыхания ) : нос, рот, дыхательная трубка , легкие).

Из всех опытов и исследований мы можем вывести правила здоровья

итак какие правила для сохранения здоровья мы с вами запишем?

1. – Заниматься спортом.

2. – Делать зарядку каждый день.

3. - Гуляйте на свежем воздухе.

4. Закаляться.

5. – Ежедневно употреблять в пищу полезные продукты,

овощи и фрукты.

6. – Дышать чистым свежим воздухом.

7. – Личная гигиена.

Доктор Пилюлькин. Всё что вы мне сказали, я записал и хочу подарить вам эти «Правила здоровья» и пожелать вам :

Чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.

Всегда иметь здоровый вид,

Вовек не знать, где что болит.

Вы очень хорошо сегодня потрудились и я для вас приготовил сюрприз

(отдаёт воспитателю поднос Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, с сюрпризом).

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути,

Цель:раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие

понятия о связи строения и функций органов на примере органов дыхания; объяснить

функциональную связь кровеносной и дыхательной систем; познакомить с некоторыми

гигиеническими правилами.

Оборудование:таблицы с изображением органов дыхательной системы.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

2. Проверка знаний

Биологический диктант

1.Сосуд, несущий кровь в капилляры (артерия )

2.Омертвление ткани участка сердца (инфаркт )

3.Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены (сердце )

4.Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям (желудочек )

5.Кровоизлияние в мозг (инсульт)

6.Приспособление для остановки артериального кровотечения конечности (жгут)

7.Омертвление участка ткани (некроз)

8.Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нём самом

(автоматизм)

9.Сосуд, в котором происходит обмен газов (капилляр)

10.Сосуд, по которому кровь возвращается к сердцу (вена)

11.Мышечный слой сердечной стенки (миокард)

12.Прибор для измерения давления (тонометр)

13.Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения (предсердие)

14.Магистральная артерия, большого круга кровообращения (аорта)

15.Заболевание, связанное со стойким повышением давления (гипертония)

16.В левой части сердца находится богатая кислородом и бедная углекислым газом

(артериальная кровь)

17.Берёт начало в левом желудочке, доставляет артериальную кровь, обогащенную

кислородом ко всем тканям организма и заканчивается в правом предсердии. (Большой

круг системы кровообращения)

18.Непрерывный ток крови по сосудам называется (кровообращением) .

19.Полый мышечный орган, расположенный в грудной клетки (сердце)

20.Мощные толстостенные камеры, изгоняющие кровь в сосуды во время сокращения

(желудочки)

21.Клапаны, препятствующие движению крови из аорты обратно в предсердия (полулунные

22.Период от одного сокращения до другого называют (сердечным циклом) .

23.Заполненные кровью предсердия сокращаются и проталкивают кровь в желудочки. Эта

стадия сокращения называется (систолой предсердия)

24.Систолы предсердий приводят к попаданию крови в желудочки, которые в этой момент

расслаблены. Это состояние желудочков называют (диастолой желудочков.)

25.Давление крови внутри артерий (артериальное давление)

26.Наибольшее давление в момент систолы сердца называется (систолическим) .

27.Истечение крови из кровеносных сосудов вследствие повреждения их целостности

(кровотечения)

28.Кровотечения, при которых кожные покровы остаются целыми, и кровь изливается в

полости организма (внутренние)

29.Кровотечение, возникающее при повреждении вен (венозное)

30.Мелкие артерии (артериолы)

3. Введение в тему.

Воздух (точнее, кислород) –основа всех жизненных процессов нашего организма, построенных

на окислении. Значит, без кислорода невозможна и сама жизнь.

На этом уроке вы узнаете, как устроена дыхательная система, поставляющая кислород в наш

организм. Кроме того, вы познакомитесь с механизмом образования голоса

4. Изучение нового материала.

КИСЛОРОД –ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

Живые клетки организмов, как правило, получают энергию в результате окисления и распада

органических веществ, поэтомук ним постоянно должен поступать кислород. Например, из

имеющейся в организме глюкозы под действием кислорода образуется углекислый газ и вода и

выделяется энергия. Этот процесс происходит в митохондриях . (органеллы животных и

растительных клеток)

Таким образом, нормальная жизнедеятельность клеток возможна лишь при условии постоянного

поступления кислорода и удаления углекислого газа. Кислород расходуется, а углекислый газ

расходуется так быстро, что необходимо постоянное накопление одного и удаление накоплений

другого.

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ

Обмен газами между клетками и окружающей средой называется дыханием . (совокупность

процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа)

Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам, где он вступает в обмен веществ, и удаление

углекислого газа можно разделить на 4 этапа.

Первый этап –вентиляция лёгких . (поступление из окружающей среды в лёгкие воздуха, богатого

кислородом и удаление из лёгких во внешнюю среду воздуха, богатого углекислым газом)

Второй этап –газообмен между воздухом легких и кровью. Это происходит в капиллярной сети

Третий этап –транспорт газов кровью к тканям и от них.

Первый и второй этапы –называются лёгочным дыханием . (газообмен между воздухом в лёгких и

СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Система дыхания состоит из лёгких (органы дыхания человека, наземных позвоночных и

некоторых рыб. В лёгких кислород воздуха переходит в кровь, а диоксид углерода из крови в

воздух.), которые находятся в грудной полости, воздухоносных путей – носовой полости

(полость, в которой у человека находятся органы обоняния) , носоглотки (отдел дыхательных

путей, верхняя часть глотки) , глотки, гортани (начальный хрящевой отдел дыхательной

системы, расположен между глоткой и трахеей, проводит воздух в трахею и обратно. Участвует в

гортанью и бронхами впереди пищевода), бронхов (ответвление трахеи в лёгких) и бронхиол

(мельчайшие бронхи).

Воздухоносные пути подводят воздух к альвеолам легких - мельчайшим воздушным мешочкам,

где собственно происходит и газообмен. Кислород, попадая в альвеолы, переносится в капилляры

и разносится кровью к клеткам организма.

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ

Воздухоносные пути(каналы, по которым осуществляется транспортировка вдыхаемого воздуха

из окружающей среды в лёгкие, а выдыхаемого –в обратном направлении) разделят на верхние и

нижниедыхательные пути.

Рассмотрим строение верхних дыхательных путей.

Через ноздри воздух поступает в носовую полость. Она разделена хрящевой перегородкой на

правую и левую половину. В каждой из них идут извилистые ходы. Они увеличивают

внутреннюю поверхность носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная

кровь движется по этим сосудам навстречу холодному вдыхаемому воздуху и согревает его,

предохраняя лёгкие от переохлаждения.

Как вы уже знаете, в задней части носовой полости находится орган обоняния. Появление резкого

запаха ведёт к непроизвольной задержке дыхания.

ФУНКЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ

При прохождении через носовую полость воздух увлажняется и очищается. Слизистая оболочка

сильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Благодаря этому она улавливает мелкие частицы, пыль, бактерии. Слизь содержит вещества,

губительно влияющие на микроорганизмы. Одно из них –лизоцим. Кроме того, вслизистой

оболочке носовой полости много лимфоцитов.

Люди, постоянно дышащие через рот, более подвержены воспалительным заболеваниям

дыхательных путей, так как вдыхаемый воздух минует одну из стадий эффективной очистки.

МИНДАЛИНЫ

Из носовой полости воздухпоступает в носоглотку через внутренние ноздри – хоаны . Затем

воздух поступает в гортань. Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (органы

лимфатической системы, участвуют в защите организма от болезнетворных микроорганизмов, в

выработке иммунитета). Они состоят из лимфоидной ткани, подобно той, которая находится в

лимфатических узлах.

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Спереди и боков

гортань образована щитовидным хрящом. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя

кадык. Вход в гортань может закрываться хрящевым надгортанником (хрящ, закрывающий вход в

гортань при глотании пищи).

Вход в гортань находится рядом с пищеводом. Иногда (при разговоре во время еды) надгортанник

не успевает прикрытьвход в гортань, и частицы пищи могут попасть в дыхательное горло. При

воздержаться от разговоров во время еды.

В узкой части гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара связок участвует в

правому и левому –черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут

сближаться и натягиваться.

Приспокойном дыхании связки разведены. При усиленном дыхании они разводятся ещё шире,

чтобы не мешать движению воздуха. Когда человек разговаривает, связки смыкаются, оставляя

лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издаютзвук.

повредиться и от частых воспалений дыхательных путей, курения, злоупотребления алкоголем.

РЕЗОНАТОРЫ ЗВУКА

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются воздушными полостями костей черепа. Эти полости

называются пазухами . В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной кости –

гайморова пазуха. Они служат резонаторами –усиливают звук и придают ему дополнительные

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ

формируются в ротовой и носовой полостях. Они зависят от положения языка, зубов, губ,

челюстей и распределения воздушных потоков между ними. Процесс формирования речи

называется артикуляцией .

Из гортани воздух попадает в трахею. Очевидно, что трахея всегда должна быть открыта для тока

воздуха. Для того, чтобы стенки трахеи не спадались, она укреплена хрящевыми полукольцами.

Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона расположена к пищеводу. При

прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому.


Top