Пусть соперничают сто школ. Красное безумие. Реакция на кампанию в Советском Союзе

Выставки современного российского дизайна мне нравятся редко. Дело в том, что дизайн детально отражает культурные, экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Ресурсная экономика не заинтересована в производстве и, следовательно, в дизайне. Таким образом, отечественный дизайн представлен силами разрозненных энтузиастов, действующих самостоятельно, без поддержки государственных институций или коммерческих производств. В таких условиях изделия дизайнеров напоминают детские поделки из желудей и шишек; иногда встречаются довольно забавные. Скорее мы можем говорить о формотворчестве, о создании макетов базовой идеи. Чтобы эти поделки стали настоящим дизайнерским продуктом, они должны пройти долгий путь оптимизаций, отвечающих требованиям рынка и производства.

Посетив выставку «Культура быта. Север», открывшуюся 1 июля 2018 года в выборгской библиотеке Аалто, я получил предложение написать критический отзыв об увиденном в качестве обратной связи, полезной авторам. Что я и собираюсь сделать, следуя советскому принципу: «критикуешь – предлагай».

Начнем с самой экспозиции. Она разместилась в лекционном зале библиотеки Аалто, здание которой – жемчужина финского модернизма. Пространство зала уже само по себе является важным фильтром на соответствие человекоориентированному северному дизайну. Небольшая экспозиция выглядит вполне уместно, что демонстрирует хороший отбор и подачу экспонатов.

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», – говорил один китайский император. Экспозиции бы не помешали работы еще нескольких вполне достойных авторов. Будем надеяться на больший состав участников в следующей экспозиции.

Перейдем к экспонатам.

Студия Elnik представила детские игровые коврики и лампу из шпона-лемеха. Коврики, да и весь текстиль, представленный на сайте студии, вполне соответствуют северным традициям. Ковры и ткани из натуральных материалов, дарящие тепло, так ценимое на Севере, – важная составляющая домашнего уюта. Тема декора – северная природа и фауна, а лаконичное графическое решение отсылает к творчеству Йозефа Франка и компании Marimekko, которые давно стали иконами северного дизайна. В изделиях видна достаточная проработка темы и знание регионального наследия.

С лампой ситуация иная. Если образ базового элемента – лемех – выбран достаточно метко, то форма светильника оставляет желать лучшего. Массив абажура на расстоянии выглядит тяжеловесным: фактура слоев лемеха трудно просматриваются, сливается в значительный объем, лишенный деталей. Темный цвет еще больше проявляет этот недостаток, возможно, белый бы его скрывал в некоторой степени. В изделии чувствуется недостаточная оптимизационная работа: дизайнеры успокоились в удачном выборе лемеха как образа для модуля и не идут дальше. Светильник представляет скорее перспективный прототип, чем конечный продукт.

Удачным было бы решение разнести слои лемеха на разные концентрические основы, спадающие каскадом, или расположить модули под углом к источнику света, чтобы свет проходил между ними и тем выделял их фактуру. Также было бы уместно разработать больший модельный ряд на базе существующего элемента.

Студия 52 FACTORY представила коллекцию детских игрушек «Красные куклы».

Стоит отметить удачность некоторых образов, отсылающих к творчеству Билибина и Рериха, уместность авангардного декора и качество исполнения изделий. Однако сразу бросается в глаза, что как реальные игрушки эти изделия имеют низкий потенциал. Дизайнеры работают с контекстом, непонятным детям. Продукт получился эстетичный, но вряд ли детский, в этом чувствуется некоторая ложность, не свойственная Северному дизайну. Авторам следует подумать над лучшим позиционированием своих изделий. Корректный выбор ниши для своего продукта – это тоже мастерство дизайнера. Подобные фигуры-образы были бы более уместны для подарочного комплекта шахмат.

Вазы-трансформеры имеют тот же недостаток, что и игрушки – некорректное позиционирование. Функция вазы и так достаточно условна, не проще ли вообще от нее отказаться? Пусть остаются конструктором.

Интересно, что работы студии 52 FACTORY занимают пограничную позицию между работами Боремира Бахарева, сразу создающего эстетизированный объект с редуцированной функцией, и игрушками Юрия Марина из серии «РАШН ДЕРЕВЯШН», которые, без сомнений, полюбятся детям.

Боремир Бахарев (студия TROFOTODESIGN) имеет большой опыт в создании арт-объектов, представляющих художественную ценность. Не стали исключением и работы, представленные на выставке. Отметим удачно найденные образы, заимствованные из традиционных мотивов карельской вышивки. Работы Боремира демонстрируют постепенную трансформацию графического знака в объект, напоминающий средневековый ковш для воды. Заметно, что дизайнер занят поиском наилучшего применения разрабатываемой идеи. Нет сомнений, что успешное решение найдется.

Игрушки из серии РАШН ДЕРЕВЯШН (Юрий Марин) уже обрели своих поклонников. Их интересно крутить в руках не только детям. Отметим юмор автора в выборе персонажей и подвижность игрушек, которая дает образу дополнительное измерение. Заметно, что эти работы уже прошли определенную эволюцию и близки к конечному продукту.

В качестве критики отметим низкое качество покраски и выступающий крепеж, который следует сделать потайным с внутренним шестигранником, чтобы не травмировать зубы самых юных пользователей.

Ювелирные украшения студии MOST ART METAL (Полина Митяева) с речным жемчугом изящны и лаконичны, отсылают к традиционным украшениям Заонежья. В них есть северная красота. Конечно, ювелирное искусство – это больше ремесло, чем дизайн в его оптимизационном понимании. Зависимость от индустриальных технологий минимальна и в наших условиях это большой плюс.

Светильники Кижи (Глафира Михайловна ) – вполне состоявшийся продукт. Помимо удачного образа следует отметить качество исполнения и наличие нескольких моделей: подача группой, несомненно, более эффектна.

Мебельные проекты самые сложные из экспонатов выставки. Добиться успеха в дизайне мебели очень трудно. Мне понравился топ стола, созданного студией KORA (Александр Самсыка и Дарья Карабанова) . Тут, конечно, нет ничего нового, но в нем чувствуется хороший вкус автора и нордический характер всего изделия. Возможно, круглая форма столешницы была бы еще более уместной. База стола не достаточно изящна, чтобы выразить достоинство топа и требует оптимизации.

Остальные мебельные проекты моего внимания не привлекли, так как ничего не добавляют к существующему массиву мебельного дизайна, однако демонстрируют понимание авторами северной эстетики и владение столярной техникой.

В шведском языке есть понятие slöjd (слойд), обозначающее ручной труд, который рассматривается не как средство создания материальных ценностей, но как система воспитания, призванная формировать в мастере опрятность, точность, добросовестность. Экспонаты выставки демонстрируют, что их авторы хорошо владеют профессиональными навыками, но этого недостаточно. Для успешной работы дизайнер должен обзавестись методикой изучения существующих решений и их улучшения путем пошаговой оптимизации. Если нет улучшения, нет и дизайна. К сожалению, большинство отечественных дизайнеров не отягощают себя изучением достижений прошлого, тем самым лишая себя опоры на массив культуры. Их проекты строятся на использовании определенных клише – понятных обобщенных образов, несущих готовые смыслы. Это чисто коммерческий подход, не имеющий ничего общего с принципами северного дизайна, основанного на уважении к традициям и широте культуры.

Подводя итог выставке «Культура быта. Север» можно заметить выраженную тенденцию к созданию атмосферных арт-объектов, что демонстрирует очень поверхностное и романтизированное понимание северного дизайна, по сути своей очень рационального и функционального. Северная культура быта в первую очередь заключается в своей рациональности и уж затем в нарядности. Отечественные дизайнеры часто выбирают путь наименьшего сопротивления, редко задумываясь о том, что он никуда не ведет.

Павел Ульянов,
специалист по истории дизайна, коллекционер, дизайнер

И лично Мао, в чём Мао усмотрел происки «буржуазных правых элементов». В июле 1957 года вся кампания была резко свёрнута, но последствия продолжались с по 1966 год . Начальный период гласности оказался ловушкой: результатом кампании стала массовая травля интеллигенции.

Подготовка кампании

Ход кампании

Летом 1956 года Мао счёл проблему интересной и попросил Чжоу Эньлая взять управление кампанией на себя. Мао надеялся, что активное включение интеллигенции откроет новые творческие резервы и даст социализму активный ход. Мао был уверен, что возможен только социалистический путь развития и социалистическая идеология должна победить все капиталистические взгляды, даже среди некоммунистов.

Название движения взялось из классического стихотворения: «Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ » (кит. упр. 百花齐放,百家争鸣 , пиньинь : bǎi huā qífàng, bǎi jiā zhēngmíng , палл. : бай хуа цифан, бай цзя чжэнмин ).

Уже в конце 1956 года кампания была объявлена, но поначалу критики не появлялось, наоборот, приходили многочисленные письма с советами консервативного содержания. Чжоу Эньлай, ознакомившись с письмами, понял, что широко разрекламированная кампания не движется. Обсуждая это с Мао, он говорил, что от высших чиновников нужно больше энтузиазма, чтобы запустить кампанию.

Исторический прототип кампании

Лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» был в своё время выдвинут императором Цинь Шихуаном , объединившим Китай примерно в 200 году до н. э. Мао Цзэдун всегда сопоставлял себя с Цинь Шихуаном, ратуя за единый и сильный Китай.

Во времена Цинь Шихуана советник Ли Сы , подводя итог кампании, сказал: (Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 2. (перевод Р. В. Вяткина))

…Однако приверженцы частных школ … поносят законы и наставления, и каждый, услышав о издании указа, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Войдя во дворец, они осуждают всё в своём сердце, выйдя из дворца, они занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью,… собирая низких людей, они сеют клевету. Самое лучшее - запретить это!

Ли Сы предложил запретить все школы и сжечь все книги, наказав смертной казнью тех, кто их хранит, кроме отдельных исторических, медицинских, сельскохозяйственных и гадательных книг. Император принял этот указ. Одним из центральных положений этой политики стало жёсткое преследование конфуцианцев .

Реакция на кампанию в Советском Союзе

Газеты об этом практически умалчивали, зато включились в июле 1957 года (когда сама кампания уже стала сворачиваться), уделяя внимание борьбе с «контрреволюционными элементами» и «антипартийной линией ». Это было первое серьёзное разногласие, которое в дальнейшем привело к прекращению дружбы между Китаем и СССР.

См. также

  • У Хунда - китайский диссидент, отправленный в лагеря в результате кампании.

Напишите отзыв о статье "Пусть расцветают сто цветов"

Примечания

Ссылки

  • MacFarquhar, Roderick. The Hundred Flowers , Paris: The Congress for Cultural Freedom, 1960.
  • MacFarquhar, Roderick. The Origins of the Cultural Revolution: Contradictions Among the People, 1956-1957 . Columbia University Press, 1973.
  • Zhu Zheng. 1957 nian de xiaji: Cong bai jia zhengming dao liang jia zhengming . Zhengzhou: Henan renmin chubanshe, 1998.
  • Maurice Meisner|Meisner, Maurice. Mao"s China and After: A History of the People"s Republic . New York: Macmillan, 1986. (pp. 177–80)
  • Spence, Jonathan D., The Search For Modern China 2nd edition. New York: W.W. Norton & Company, 1990. (pp. 539–543)
  • Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 2. (перевод Р. В. Вяткина) Наука ГРВЛ 1975.

Отрывок, характеризующий Пусть расцветают сто цветов

На заре 17 го числа в Вишау был препровожден с аванпостов французский офицер, приехавший под парламентерским флагом, требуя свидания с русским императором. Офицер этот был Савари. Государь только что заснул, и потому Савари должен был дожидаться. В полдень он был допущен к государю и через час поехал вместе с князем Долгоруковым на аванпосты французской армии.
Как слышно было, цель присылки Савари состояла в предложении свидания императора Александра с Наполеоном. В личном свидании, к радости и гордости всей армии, было отказано, и вместо государя князь Долгоруков, победитель при Вишау, был отправлен вместе с Савари для переговоров с Наполеоном, ежели переговоры эти, против чаяния, имели целью действительное желание мира.
Ввечеру вернулся Долгоруков, прошел прямо к государю и долго пробыл у него наедине.
18 и 19 ноября войска прошли еще два перехода вперед, и неприятельские аванпосты после коротких перестрелок отступали. В высших сферах армии с полдня 19 го числа началось сильное хлопотливо возбужденное движение, продолжавшееся до утра следующего дня, 20 го ноября, в который дано было столь памятное Аустерлицкое сражение.
До полудня 19 числа движение, оживленные разговоры, беготня, посылки адъютантов ограничивались одной главной квартирой императоров; после полудня того же дня движение передалось в главную квартиру Кутузова и в штабы колонных начальников. Вечером через адъютантов разнеслось это движение по всем концам и частям армии, и в ночь с 19 на 20 поднялась с ночлегов, загудела говором и заколыхалась и тронулась громадным девятиверстным холстом 80 титысячная масса союзного войска.
Сосредоточенное движение, начавшееся поутру в главной квартире императоров и давшее толчок всему дальнейшему движению, было похоже на первое движение серединного колеса больших башенных часов. Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колеса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результат движения.
Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело. Свистят на осях колеса, цепляясь зубьями, шипят от быстроты вертящиеся блоки, а соседнее колесо так же спокойно и неподвижно, как будто оно сотни лет готово простоять этою неподвижностью; но пришел момент – зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему непонятны.
Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих 1000 русских и французов – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. е. медленное передвижение всемирно исторической стрелки на циферблате истории человечества.
Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем.
В 6 м часу вечера Кутузов приехал в главную квартиру императоров и, недолго пробыв у государя, пошел к обер гофмаршалу графу Толстому.
Болконский воспользовался этим временем, чтобы зайти к Долгорукову узнать о подробностях дела. Князь Андрей чувствовал, что Кутузов чем то расстроен и недоволен, и что им недовольны в главной квартире, и что все лица императорской главной квартиры имеют с ним тон людей, знающих что то такое, чего другие не знают; и поэтому ему хотелось поговорить с Долгоруковым.
– Ну, здравствуйте, mon cher, – сказал Долгоруков, сидевший с Билибиным за чаем. – Праздник на завтра. Что ваш старик? не в духе?
– Не скажу, чтобы был не в духе, но ему, кажется, хотелось бы, чтоб его выслушали.
– Да его слушали на военном совете и будут слушать, когда он будет говорить дело; но медлить и ждать чего то теперь, когда Бонапарт боится более всего генерального сражения, – невозможно.
– Да вы его видели? – сказал князь Андрей. – Ну, что Бонапарт? Какое впечатление он произвел на вас?
– Да, видел и убедился, что он боится генерального сражения более всего на свете, – повторил Долгоруков, видимо, дорожа этим общим выводом, сделанным им из его свидания с Наполеоном. – Ежели бы он не боялся сражения, для чего бы ему было требовать этого свидания, вести переговоры и, главное, отступать, тогда как отступление так противно всей его методе ведения войны? Поверьте мне: он боится, боится генерального сражения, его час настал. Это я вам говорю.
– Но расскажите, как он, что? – еще спросил князь Андрей.
– Он человек в сером сюртуке, очень желавший, чтобы я ему говорил «ваше величество», но, к огорчению своему, не получивший от меня никакого титула. Вот это какой человек, и больше ничего, – отвечал Долгоруков, оглядываясь с улыбкой на Билибина.
– Несмотря на мое полное уважение к старому Кутузову, – продолжал он, – хороши мы были бы все, ожидая чего то и тем давая ему случай уйти или обмануть нас, тогда как теперь он верно в наших руках. Нет, не надобно забывать Суворова и его правила: не ставить себя в положение атакованного, а атаковать самому. Поверьте, на войне энергия молодых людей часто вернее указывает путь, чем вся опытность старых кунктаторов.
– Но в какой же позиции мы атакуем его? Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, – сказал князь Андрей.
Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки.
– Ах, это совершенно всё равно, – быстро заговорил Долгоруков, вставая и раскрывая карту на столе. – Все случаи предвидены: ежели он стоит у Брюнна…
И князь Долгоруков быстро и неясно рассказал план флангового движения Вейротера.
Князь Андрей стал возражать и доказывать свой план, который мог быть одинаково хорош с планом Вейротера, но имел тот недостаток, что план Вейротера уже был одобрен. Как только князь Андрей стал доказывать невыгоды того и выгоды своего, князь Долгоруков перестал его слушать и рассеянно смотрел не на карту, а на лицо князя Андрея.
– Впрочем, у Кутузова будет нынче военный совет: вы там можете всё это высказать, – сказал Долгоруков.
– Я это и сделаю, – сказал князь Андрей, отходя от карты.
– И о чем вы заботитесь, господа? – сказал Билибин, до сих пор с веселой улыбкой слушавший их разговор и теперь, видимо, собираясь пошутить. – Будет ли завтра победа или поражение, слава русского оружия застрахована. Кроме вашего Кутузова, нет ни одного русского начальника колонн. Начальники: Неrr general Wimpfen, le comte de Langeron, le prince de Lichtenstein, le prince de Hohenloe et enfin Prsch… prsch… et ainsi de suite, comme tous les noms polonais. [Вимпфен, граф Ланжерон, князь Лихтенштейн, Гогенлое и еще Пришпршипрш, как все польские имена.]

Пусть расцветают сто цветов

Пусть расцветают сто цветов
Из речи «О правильном разрешении противоречий внутри народа» лидера Китайской компартии и главы Китайской Народной Республики Мао Цзэдуна (1893-1976).
В оригинале: Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ.
Используется: как шутливо-ироническая формула поощрения разнообразия, самостоятельности, поиска своих путей, например, в искусстве и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Пусть расцветают сто цветов" в других словарях:

    Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ лозунг, под которым китайский лидер Мао Цзэдун провозгласил в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики. Движение называлось Байхуа юньдун (кит. 百花运动) . Наиболее… … Википедия

    Сто цветов движение - (Hundred Flowers Movement) (1956 57), полит, и идеолог, кампания в Китае. В ней был использован лозунг из кит. классич. лит ры: Пусть расцветают 100 цветов и соперничают 100 школ. Кампания была инициирована Мао Цзэдуном и его окружением после… … Всемирная история

    Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ лозунг, под которым Мао Цзэдун провёл в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики. Движение называлось Байхуа юньдун (кит. 百花运动) . Наиболее активная часть кампании началась … Википедия

    Запрос «мао» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Мао Цзэдун кит. трад. 毛澤東, упр. 毛泽东 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Большой скачок (значения). История Китая … Википедия

    Цзэдун 毛泽东 Мао Цзэдун в 1946 году … Википедия

    Мао Цзэдун 毛泽东 Мао Цзэдун в 1946 году … Википедия

    Мао Цзэдун 毛泽东 Мао Цзэдун в 1946 году … Википедия

Я начну здесь постепенно выкладывать высказывания Мао Цзэдуна по поводу кампании "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ", объявленной КПК в 1957 г., взятые из советского сборника "Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати". М., 1975 ("рассылается по специальному списку"). Это очень ценные документы, которые показывают, каким должен быть марксистско-ленинский подход к свободе слова и мнений.

Выступления недостаточно выразительны; нижестоящие органы в своих взаимоотношениях с вышестоящими похожи на мышей, у которых при виде кота душа уходит в пятки, и о многом они боятся сказать. В провинциях такое же положение, демократии недостаточно. А вот герои труда выступают горячо.

Наше совещание по финансово-экономическим вопросам и IV пленум играют подсобную роль, поскольку из-за установок, которые были даны, многие не смели кое о чем высказываться. На совещании по финансово-экономическим вопросам некоторые товарищи выступали невпопад, а другие побоялись рот раскрыть.

Другая причина этого в том, что из-за недопонимания обстановки товарищи рассказывают о положении дел недостаточно ясно и поверхносто. Относительно финансово-экономическим систем товарищи Чэнь Юнь и Ли Сянь-нянь имеют замечания. Но здесь вопрос не о людях; стиль работы можно изменить, только изменив саму систему, а низовым органам предоставив некоторые права.

Большинство наших порядков перенято нами у Советского Союза, а излишняя строгость связывает людей. Так невозможно покончить с бюрократизмом, а диктатура пролетариата требует соответствующей ей системы.

По вопросу о разграничении власти между центром и периферией и о том, как перенять советскую систему единоначалия, Политбюро и Госсовет не принимали каких-либо решений. На местах требут децентрализации, и не надо бояться обвинений в самостийности; говорить можно обо всем, ибо ЦК еще не принял какого-либо решения.

На местах сначала можно разработать положения, инструкции и правила: по конституции это разрешается. Нужно сделать так, чтобы на местах царили творческая инициатива, бодрость и оживление, а с будущего года нужно раз в год устраивать большие собрания. 1 Мая не надо проводить больших собраний, можно устроить небольшие собрания и гуляния.

[...] В уставе партии должны найти отражение как вопрос о дисциплине, так и вопрос о творческой инициативе. В нем должна воплотиться и линия масс. Во всех провинциях следует изучить положение. Без дисциплины нельзя. Однако если дисциплина слишком жестка, то она может стать тормозом развития активности. Дисциплину, мешающую активности и творчеству, нужно отбросить.

В проекте устава партии предусматривается учреждение одного или нескольких заместителей председателя партии.

Может быть, создать Постоянный комитет, как в Собрании народных представителей, со сроком работы 5 лет? Он будет играть роль контролирующего органа. Прошу товарищей подумать.

В области искусства лозунг "пусть расцветают сто цветов", в науке - "пусть соперничают сто школ" (по аналогии с соперничеством в период Чуньцю и Чжаньго) следует сделать нашим курсом. Таково было мнение народа еще 2000 лет тому назад.

Из выступлений на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК (апрель 1956 года)

Низы в Советском Союзе одобряют [лозунг] "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ", в верхах же есть люди, которые говорят: "Пусть расцветают лишь ароматные цветы, но нельзя давать расцветать ядовитым травам". Если же они расцветут, то на поле будут расти и рис и сорняки, но ведь фактически невозможно сделать так, чтобы рис рос без сорняков. Перепаханные же сорняки впоследствии превращаются в отменное удобрение. Задача наших писателей состоит именно в том, чтобы бороться с разного рода сорняками. Сорняки появляются ежегодно, и ежегодно их надо выпалывать. Ведь без гоминьдана не было бы видно достоинств коммунистической партии, без идеализма не было бы видно достоинств материализма. Без противоположностей не было бы борьбы, а тот, кто прошел через борьбу, способен выдержать испытания. Противоречия возникают непрерывно, непрерывно вступают в борьбу и разрешаются - и так продолжается миллионы лет. Познав позитивное, следует овладеть и негативным. Если ты знаешь только материализм и не разбираешься в идеализме, если знаешь лишь диалектику и не разбираешься в метафизике, то не узнаешь негативного, да и позитивное тоже не сумеешь закрепить.

Поэтому нужно издавать полное собрание сочинений не только Ленина, но и Чан Кай-ши; нужно знать Гегеля, Канта, Конфуция, Мэн-цзы, Лао-цзы, братьев Чэн, Суна, Вана. Если ты и в глаза не видел статей Чан Кай-ши, тебе не удастся по-настоящему бороться против него. Кое-кто говорит, что с тех пор, как был принят [курс] "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ", в литературе наступил упадок. После доклада товарища Лу Дин-и прошло только пять месяцев, а уже толкуют о том, что в литературе наступил упадок. Разве это может произойти так быстро? Создание крупного произведения требует долгой подготовки, за короткое время его не напишешь. Писатели должны работать, кто не работает, тот не ест. Разве могут писатели создать хорошее произведение, если они сидят по своим домам, в низы не идут и за душой у них нет ничего?

Надо рассмотреть вопрос о том, чтобы не повышать кадровых работников в рангах, чтобы сократить им жалованье.

Выступление на совещании секретарей провинциальных и городских комитетов партии (январь 1957 года)

[Курс] "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ" все-таки правилен. Истина крепнет в борьбе с ошибками. Прекрасное утверждается в сравнении и в борьбе с уродливым. Хорошие дела и хорошие люди крепнут в сравнении и в борьбе с плохими делами и плохими людьми. Ароматные цветы ярче расцветают, когда они соперничают и борются с ядовитыми травами. Материализм развивается в сравнении и борьбе с идеализмом. Многие ненавидят Чан Кай-ши, но не все знают, что это за ублюдок. И поэтому надо издать полное собрание сочинений Чан Кай-ши, а также полные собрания сочинений Сунь Ят-сена и Кан Ю-вэя. Запрещать людям сталкиваться с отвратительным, с ошибочным, с идеализмом, с метафизикой - это очень опасная политика, это может привести к идейному регрессу, идейной косности, односторонности, неумению видеть мир и выступать в дуэтах.

Мы, коммунисты, слишком мало знаем негативного, мы довольно однообразны и поэтому не можем сказать и нескольких убедительных слов. Не такими были Маркс, Энгельс, Ленин. Они усердно изучали всевозможные текущие и исторические явления и других учили поступать таким же образом. Сталин был хуже, он отрицал немецкую философию (Канта, Фейербаха); поскольку Германия потерпела поражение в войне, они отрицал также и немецкую военную науку. Немецкая классическая философия - прародительница марксизма. Сталин в действительности был метафизиком, он не признавал единства противоположностей. В философском словаре метафизически утверждается, что война не превращается в мир, а мир не превращается в войну, что оба эти явления разорваны, не связаны и не переходят друг в друга, что между ними существует лишь борьба, но нет единства. Ленин говорит, что война - это продолжение политики, это специфическое средство, что мир - это результат войны, а политика - это борьба в мирное время. Во время войны вынашивается мир, а в мирное время зреет война.

Сталин же многих ввел в заблуждение своими поучениями, в которых было немало метафизики и идейной косности. Поэтому совершались ошибки в политике. Если вдруг появлялись другие мнения, то они преследовались, и для контрреволюционеров был один конец - казнь. Каждый, кто имел другое мнение в отношении Советского Союза, объявлялся антисоветчиком. Но реальная жизнь привела Сталина к тому, что он уже не мог так поступать. Сталин всех не казнил и всех не сажал в тюрьмы. Так, больше всего людей было казнено в 1936 и 1937 годах, в 1938 году уничтожено было меньше, а в 1939 году - еще меньше. Уже нельзя было убивать каждого, кто имел другое мнение.

И у нас со Сталиным были различные точки зрения: мы хотели заключить китайско-советский договор, а он - нет, мы хотели вернуть Китайскую Чанчуньскую железную дорогу, а он не отдавал. Но оказалось, что и из пасти тигра можно вырвать кусок мяса.

В наших газетах не дана отповедь некоторым вредным высказываниям и помещены статьи, которых не следовало печатать. Так, не следовало публиковать статью "О неизбежности"; развернутый тезис о неизбежности содержится в статье "Еще раз об историческом опыте диктатуры пролетариата".

Кому хочется совершать ошибки? Ведь о допущенной ошибке становится известно лишь потом; сначала все кажется абсолютно правильным, а в результате работы всегда появляются ошибки. Об этом говорит исторический опыт, а [наш] курс состоит в том, чтобы допускать меньше ошибок. Газеты должны давать отчет лишь после того, как полностью проведена подготовительная работа, когда накоплен максимально убедительный материал. Без исчерпывающей подготовки спешить с ответом не надо. Ведь на создание некоторых произведений, например, на создание крупных литературных произведений, надо потратить более 10 лет.

Кое-что в определенный промежуток времени неизбежно. В прошлом, например, осуществлялся жесткий контроль над репертуаром театров, а сейчас, как только его ослабили, на поверхность тут же полезла всякая нечисть. То, чего в прошлом вы увидеть не могли, теперь ничто не мешает посмотреть, при этом не следует набрасываться с руганью на эту нечисть, едва она появляется на поверхности; ведь ее влияние на увеличение производства зерна и хлопка невелико, она не оказывает влияния и на финансы. Можно допускать к постановке и некоторые пьесы с любовным содержанием, пусть зрители дадут им оценку, спешить с их запрещением не следует.

Стремиться нужно прежде всего к тому, чтобы господствующее положение занимали ароматные цветы, нехорошо, если букет собран из одних дурно пахнущих цветов. В случае если ядовитые травы будут занимать второстепенное место, ничего опасного не произойдет. Это соответствует положению, при котором коммунистическая партия занимает руководящее положение, а демократические партии и группировки - вспомогательное. Это похоже на атомное ядро и электроны: атомное ядро хотя и маленькое, но тяжелое, чтобы расщепить его, нужна сила нескольких локомотивов. Электроны же, расположенные вне ядра, легки и свободны, но без электронов обойтись все равно нельзя. Здесь также налицо единство противоположностей.

Намерение распространить в количестве 300 000 экземпляров "Цанькая сяоси", содержащий материалы, написанные империалистами и буржуазией, и таким образом "служить" империализму преследует цель выставить перед товарищами и непартийными деятелями все немарксистское, все ядовитые травы, для того чтобы эти люди прошли закалку. В противном случае (то есть если знать марксизм и не знать ничего другого) будет нехорошо. Однако при этом необходимо усилить руководство. [Распространение бюллетеня] будет напоминать прививку оспы, которая вызывает борьбу в человеческом организме и способствует выработке иммунитета. Читать "Цанькая сяоси", выставить на всеобщее обозрение идеализм, издать полное собрание сочинений Чан Кай-ши - это и есть "прививка оспы".

Заключительное слово на совещании секретарей провинциальных и городских комитетов партии (январь 1957 года)

Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ - лозунг, под которым Мао Цзэдун провёл в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики. Движение называлось Байхуа юньдун (кит. 百花运动) .

Наиболее активная часть кампании началась в феврале 1957 года, когда Мао обратился к китайской интеллигенции, предлагая свободу мнений, критику и плюрализм. Это вызвало немедленную острую критику партии, идей коммунизма и лично Мао, в чём Мао усмотрел происки «буржуазных правых элементов». В июне 1957 года вся кампания была резко свёрнута, но последствия продолжались с 1958 по 1966 год. Начальный период гласности оказался ловушкой: результатом кампании стала массовая травля интеллигенции.

Подготовка кампании

Коммунистический Китай с 1949 года провёл значительное количество революционных преобразований, в частности, обширную конфискацию и передел имущества. Первоначально в начале 1950-х Чжоу Эньлай собрал высших чиновников для откровенной беседы о насущных проблемах. Особого успеха кампания не имела, после революционного террора люди боялись говорить открыто.

На партконференции в 1956 году Чжоу Эньлай предложил провести более широкую кампанию среди всех интеллектуалов страны, чтобы получить широкую картину мнений о политике и правительстве. Тогда он сходился с Мао в том, что коммунистам нужна критика от народа, иначе не получится диктатуры народной демократии.

Ход кампании

Летом 1956 года Мао счёл проблему интересной и попросил Чжоу Эньлая взять управление кампанией на себя. Мао надеялся, что активное включение интеллигенции откроет новые творческие резервы и даст социализму активный ход. Мао был уверен, что только социалистический путь развития возможен, и социалистическая идеология должна победить все капиталистические взгляды, даже среди не-коммунистов.

Название движения взялось из классического стихотворения: «Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ» (кит. 百花齐放,百家争鸣bǎi huā qífàng, bǎi jiā zhēngmíng).

Уже в конце 1956 года кампания была объявлена, но поначалу критики не появлялось, наоборот, приходили многочисленные письма с советами консервативного содержания. Чжоу Эньлай, ознакомившись с письмами, понял, что широко разрекламированная кампания не движется. Обсуждая это с Мао, он говорил, что от высших чиновников нужно больше энтузиазма, чтобы запустить кампанию.

В феврале 1957 года Мао заявил, что требуется именно критика, и стал критиковать тех, кто не рискует подвергнуть здоровой критике центральное правительство. После достаточно активных попыток интеллигенция перестала бояться ловушек, и наконец люди стали высказывать откровенно свои затаённые мысли. С 1 июня по 17 июля 1957 года в администрацию премьер-министра Чжоу Эньлая уже приходили миллионы писем, и ситуация полностью вышла из-под контроля.

Люди стали организовывать митинги, писать дацзыбао (стенгазеты крупными иероглифами), выходили на улицы, журналы заполнялись критическими статьями. Они протестовали против компартии и её контроля над совестью, против прошедших кампаний борьбы с контрреволюционерами, против рабства, против нищеты, запрета зарубежной литературы, коррупции и привилегий партийных лидеров - особенно яростно протестовали студенты университетов.

По мнению Мао, эти письма и кампании уже не отражали «здоровой критики», кампания становилась жёсткой и неподконтрольной. Письма требовали демократизации. Чжоу Эньлай поначалу отвечал на письма и пытался обсуждать их, но Мао отказался этим заниматься. Контролировать ситуацию стало так трудно, что Мао считал происходящее полным абсурдом. Появлялись требования к Мао снять с себя руководство страной и отстранить компартию от власти, о деполитизации общества и отказе от партий.

В июле 1957 года Мао распорядился остановить кампанию, и Чжоу не смог его переубедить. Есть, однако, предположения, что Мао предвидел результаты и планировал всё заранее для возможности широкой манипуляции людьми.

После кампании

Объявив об окончании кампании, Мао стал призывать интеллигенцию к объединению. При этом он стал обвинять интеллигенцию в контрреволюционной деятельности и оппозиции Председателю Мао. Те, кто особенно усердствовал в критике, стали подвергаться наказаниям, включая пытки и издевательства, нередко без суда и следствия. Многих отправляли в деревню для трудового перевоспитания.

В дальнейшем ситуация привела к Культурной революции, которая длилась до 1976 года.



Top