Методы оценки износа оборудования сырье. Методы измерения (определения) физического износа. Как рассчитать сумму износа

В машиностроении существует система стандартов, которая регламентирует сбор и учет на предприятиях информации о состоянии машины, ее повреждениях и отказах, а также затратах на проведение ремонтов. Поэтому у оценщика почти всегда есть возможность использовать эту информацию для более точного описания состояния машины при определении ее физического износа.

В результате физического износа:

  • * ухудшаются технические характеристики объекта и эксплуатационные характеристики;
  • * увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий;
  • * уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей.

При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость объектов оценки. Обычно износ машины, в первую очередь физический, приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С ) и физический износ машины связаны простой зависимостью:

Как видно из формулы (11), Ки физ. представляет собой долю стоимости воспроизводства, которую машина потеряла вследствие физического износа.

Потеря машиной своих первоначальных показателей при экс-плуатации -- неотвратимый процесс, протекающий с большей или меньшей интенсивностью в зависимости от конструкции машины и условий ее использования. Предельным состоянием здесь является момент выхода этих показателей за допустимые границы.

Начиная с этого момента, машина нуждается в восстановлении своей работоспособности, что достигается ремонтом ее узлов и элементов, модернизацией, заменой износившихся деталей, регулировкой и т. п.

Ни одна машина, какой бы совершенной она не была, не может обойтись без ремонта и технического обслуживания, которые являются неотъемлемой частью ее нормальной эксплуатации.

Для восстановления работоспособности и замедления процессов износа машин применяются различные системы организации их ремонта. Однако основу любой такой системы на предприятии обычно составляют периодические плановые ремонты, которые производятся через равные, заранее назначенные промежутки времени. Такую систему называют системой планово-предупредительных ремонтов (ППР).

Затраты на восстановление машины отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию после ее проведения могут увеличивать первоначальную (восстановительную) стоимость машины, если в результате улучшаются первоначально принятые нормативные показатели функционирования машины (срок полезного использования, производительность, качество и т. п.).

Для оценки состояния оборудования и машин, их работоспособности и выявления элементов, которые влияют на выходные параметры, широко применяют методы технической диагностики. Диагностическими параметрами, по которым обычно судят о состоянии объекта и которые можно контролировать в процессе его работы, являются:

  • * Выходные параметры объекта, непосредственно характеризующие его работоспособность. Для станков это, прежде всего параметры, связанные с точностью обработки, -- погрешности траекторий перемещения рабочих органов; для автомобилей -- тормозной путь, выхлоп двигателя и люфт рулевого управления; для тракторов -- отказы двигателя и ходовой части и т. д.
  • * Повреждения элементов машин, которые возникают в процессе эксплуатации объекта и могут привести к отказу. В станках это износы подвижных соединений, особенно тех, которые плохо защищены от загрязнения, плохо смазываются и работают в условиях сухого трения; для автомобилей -- это износы тормозных колодок, элементов поршневой группы двигателя, а также соединений в рулевом управлении и в опорах подвески.
  • * Признаки ухудшения состояния машины, связанные с вы-ходными параметрами. К ним относятся -- увеличение шума при работе машины, повышенная температура узлов трения, наличие в смазке продуктов износа. Для использования методов диагностики требуются разнообразные измерительные средства и серьезная предварительная подготовка.

При оценке стоимости дорогостоящих и уникальных машин информация, полученная с помощью методов технической диагностики, является чрезвычайно ценной, так как на ее основе эксперты могут построить обоснованные выводы об уровне износа машины в целом.

Однако при проведении оценки машин, особенно массовой, применение методов прямой оценки физического износа -- затруднительно по указанным выше причинам. Кроме того, их применение не дает оценщику прямого ответа на вопрос о влиянии состояния машины на ее стоимость.

Существующие методы определения физического износа, используемые при оценке, опираются на:

  • а) нормативы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания, разработанные для разных видов машин, оборудования и транспортных средств;
  • б) нормативные сроки службы при оговоренных условиях эксплуатации.

На промышленных предприятиях России действует система планово-предупредительного ремонта оборудования. Информация о состоянии машины, фиксируется в ремонтном подразделении предприятия. Наличие такой информации позволяет оценщику проводить оценку физического износа машины.

Известны следующие методы определения степени физического износа машин при их оценке:

  • * метод экспертизы физического состояния;
  • * метод эффективного возраста (срока службы);
  • * метод средневзвешенного хронологического возраста;
  • * метод экспертно-аналитический;
  • * метод ухудшения главного параметра.

Метод экспертизы физического состояния объекта

Смысл при применении этого метода заключается в сопоставлении объекту оценки одного из множества описаний его возможных технических состояний, в которых он может оказаться в результате износа. Обычно такое множество имеет вид экспертных шкал или таблиц, строки которых соответствуют различным состояниям и стадиям износа объектов оценки, с указанием соответствующих коэффициентов физического износа (Ки, ф из.)

Пример такой шкалы приведен в табл. (2). Чтобы связать износ машины с ее стоимостью, таблицы-шкалы для определения коэффициентов износа обычно строят на основе обработки статистической информации о ценах новых и бывших в эксплуатации машин. Значения коэффициентов износа определяют, сопоставляя цены продаж (Цвтор) на вторичном рынке машин, техническое состояние и физический износ которых известен, с ценами (Ц) новых идентичных машин.

В этом случае коэффициент износа можно найти, как;



Оценщик, как правило, в состоянии применить метод достаточно точно только в ситуациях, когда он хорошо знаком с объектом оценки. В остальных случаях при определении коэффициента физического износа (Ки, ф из.) этим методом, оценщик может привлекать квалифицированных специалистов в области эксплуатации оборудования для консультаций по его техническому состоянию (независимых экспертов). Весьма полезными для оценщика при этом являются аргументация ответов специалистов и информация об источниках этой аргументации.

Для повышения достоверности оценки (Ки, ф из.) может быть учтено мнение нескольких экспертов, особенно когда речь идет о выборе значения из достаточно широкого диапазона значений в пределах одной строки таблицы. В этом случае результат оценки представляет собой средневзвешенное значение экспертов.

Метод эффективного возраста

Для оценки износа вводится понятие эффективного возраста (Тэф) оборудования. Если хронологический возраст (Т) -- это количество лет, прошедших со времени создания машины, то эффективный возраст (Тэф) -- это возраст, соответствующий физическому состоянию машины, отражающий фактическую наработку машины за срок (Т) и учитывающий условия, ее эксплуатации. Знание эффективного возраста объекта оценки позволяет более обоснованно судить о его износе.


Если эффективный возраст (Тэф ) машины известен, то коэффициент физического износа определяется по формуле:

Обычно для определения ТЭф экспертно оценивают остающийся срок службы Тост объекта оценки до его изъятия из эксплуатации и списания. В этом случае:

Тэф =ТН - Тост. (15 )

Определение остающегося срока предполагает, что оценщику известно, как машина будет эксплуатироваться с момента оценки до самого окончания срока ее службы (сменность, нагрузки, условия работы и т. п.).

Экспертно-аналитический метод

Метод предполагает определение коэффициента физического износа машины при одновременном учете ее хронологического возраста и экспертной балльной оценки физического состояния. В данном методе коэффициент физического износа получается на основе цен на подержанные и новые машины и оборудование, то есть он отражает реакцию вторичного рынка на степень физического износа МО.

Метод средневзвешенного хронологического возраста

Метод может быть применён тогда, когда после нескольких лет эксплуатации машины, заменён ряд агрегатов и деталей, и их возраст оказался разным. В этом случае коэффициент физического износа может быть рассчитан по формуле:

Метод ухудшения главного параметра

Метод предполагает, что физический износ проявляется в ухудшении какого-либо одного характерного эксплуатационного параметра машины (производительность, точность, мощность, расход топлива и т. д.). Если такой параметр найден для данного вида машин, то коэффициент физического износа рассчитывается следующим образом:


Понятие износ в оценочной деятельности употребляется в 2-ух смыслах:

1.Как технический термин, определяющий степень материального и физического износа объекта оценки, т.е. частичную или полную утрату им своих первоначальных потребительских свойств;

2.Как экономическое обесценение или устаревание, характеризующее потерю с течением времени первоначальной и восстановительной стоимости объекта оценки в связи с уменьшением его полезности по различным техническим и экономическим причинам, лежащим как в самом объекте, или условиях его жизнедеятельности, так и вне объекта и указанных условий.

Степень износа выражается в долях или процентах по отношению к первоначальной или восстановительной стоимости объекта. Различают физическое, функциональное и экономическое (внешнее) обесценение, порождаемое соответствующими видами износа.

Степень совокупного износа или обобщенная степень износа может определяться по зависимости:

S=1-(1-V)(1-E)(1-F)

S – степень совокупного износа или обесценения;

F, V, E – выраженная в долях степень физического, функционального и экономического обесценения соответственно.

Физический износ.


Как техническое понятие имеет различные виды:

1. По вызывающим износ причинам:

ü износ первого рода, накопившийся в результате нормальной эксплуатации, хранения;

ü износ второго рода, возникающий в результате стихийных бедствий, аварий, нарушений норм эксплуатации и т.п.

2. По времени протекания:

ü непрерывный износ;

ü аварийный износ.

3. По степени и характеру распространения:

ü глобальный;

ü локальный.

4. По глубине износа:

ü частичный;

ü полный.

5. По возможности восстановления утраченных потребительских свойств:

ü устранимый;

ü неустранимый.


Неустранимый износ соответствует недостаткам, исправление которых на дату оценки практически (технически) невозможно или экономически нецелесообразно.

Устранимый износ определяется стоимостью его устранения.

Степень реального физического износа определяется различными методами:

1. Прямыми.

2. Косвенными.

К прямым относятся точные методы определения износа, основанные на изучении соответствующих объектов, их испытаниях, оценки износа методами объективного контроля и т.п.

Степень реального физического износа сложного объекта определяется как средняя степень износа важнейших узлов и агрегатов, взвешенная по их доле в общей первоначальной или восстановительной стоимости.

Функциональный износ.

Проявляется в:

1) потере стоимости, вызванной появлением либо более дешевых (по всей совокупности затрат как инвестиционных, так и эксплуатационных) объектов того же класса, либо более экономичных и производительных аналогов других классов;

2) несоответствии характеристик объекта современным общим региональным стандартам или требованиям по обеспечению безопасности, экологическим ограничениям, требованиям рынка и т.п.;

3) изменении технологического цикла, в который традиционно включается объект (технологический износ).

Экономический (внешний) износ.

Определяется уменьшением полезности объекта в результате действия внешних факторов.

Изменение рыночных, экономических, финансовых условий и т.п.

Полная стоимость замещения - это стоимость аналога.

Аналог - это объект, выполняющий те же самые функции, что и оцениваемый объект, имеющий близкие характеристики и параметры, имеющий тот же принцип действия и конструкцию, относящийся к тому же классу, виду, подвиду по классификатору и имеющий минимальную из всех аналогов стоимость.


7.Физический износ. Устранимый и неустранимый износ. Прямые и косвенные методы определения физического износа. Метод «возврат-срок службы». Метод прямого денежного измерения износа.

Физический износ, как техническое понятие имеет различные виды:

1.По вызывающему износ причинам: 1)износ 1-го рода, накопившийся в результате норм эксплуатации (хранения); 2) износ 2-го рода, возникающий вследствие стихийных бедствий, нарушений норм эксплуатации аварий и т.д.

2.По времени протекания: непрерывные или аварийные.

3.По степени и характеру распространения: глобальные, локальные.

4.По глубине износа: частичные, полные.

5.По возможности восстановления утраченных потребительских свойств: устранимый, неустранимый.

Неустранимый износ соответствует недостаткам, исправление которых на дату оценки практически (технически) невозможно или экономически нецелесообразно. Устранимый износ определяется степенью его устранения. Степень реального физического износа определяется различными методами: прямым, косвенным.

К прямым относятся точные методы определения износа, основанные на изучении соответствующих объектов, из испытаниях, оценке износа методами оперативного контроля и т.д. Степень реального физического износа сложного объекта определяется как средняя степень износа важнейших узлов и агрегатов, взвешенная как их доля в общей первоначальной или восстановительной стоимости.

К косвенным методам относятся оценка по общему техническому состоянию объекта в целом, фактическому сроку его службы, объемы выполняемой работы (производительности) и т.п.

В оценочной деятельности в основном употребляются косвенные методы, один из них: укрупненная оценка технического состояния машинообразным экспертным методом.

a)Оценка состояния новая - износ 5 %. b)Очень хорошее состояние - 6-15%.

c)Хорошее - износ 16-35%. d)Удовлетворительное - износ 36-60%.

e)Условно-пригодное - износ 61-80%. f)Неудовлетворительное - износ 81-90%.

g)Негодное к применению - износ 90-100%.

При экспертизе учитывается также распределение ремонтного воздействия и коэффициент УТС.

Наиболее распространенным косвенным методом является «возраст-срок службы» или метод эффективного возраста. Для определения износа методом «возраст-срок службы»: Fn= =

Fn – степень неустранимого физического износа;

NL – продолжительность экономической жизни объекта или срок службы;

RL – остающийся срок полезной службы;

EA – эффективный возраст. Определение эффективного возраста основывается на анализе состояния объекта, количестве лет, в течение которых он находится в эксплуатации, а также остающийся срок полезного действия на момент оценки (определяются либо экспертным путем, либо специальными расчетными методами).

Определить степень физического износа станка при следующих условиях.

Срок службы 15 лет.

Время с момента производства 5 лет.

(15-5)/15=2/3=0,6

По экспертной оценки остающийся срок службы 5 лет.

Эффективный возраст 10 лет. Износ 0,667.

Определение ЕА основывается на анализе состояния объекта, количества лет, которые он находится в эксплуатации, а также остающийся срок полезного действия на момент оценки.

Определяется либо экспертным путем, либо специальными расчетными методами.

Метод прямого измерения износа: F=

AC- обесценение по какому-либо виду износа; CN – полная восстановительная стоимость.

Неустранимый физический износ.

Может определяться для объекта оценки в целом и методом покомпонентного разложения.

В качестве основного метода используется метод "Возраст, срок службы".

Технический ресурс - ресурс, на который производится проектирование и испытание объекта.

Назначенный ресурс - ресурс, действующий на момент оценки, при достижении которого объект либо снимается с эксплуатации, либо продлевается ресурс.

Из условий обеспечения безопасности назначенный ресурс назначается первоначально меньше технического, а затем по мере накопления опыта эксплуатации и специальных испытаний продлевается. В качестве экономического срока службы принимается максимальное значение из технического и назначенного ресурсов.

Для объектов, у которых сохраняются потребительские свойства на заданном уровне, обесценивающим фактором является уменьшение потенциального дохода за остающийся срок службы. Это зависимость по наработке линейная.

Для этих объектов эффективный возраст по наработке строго равен паспортному.

Степень износа считается по каждому параметру отдельно.

Из условия обеспечения безопасности расчетное значение степени износа принимается максимальное значение из всех параметров.

Остающийся срок службы по календаю по каждому параметру наработки определяется:

RLki=max{NLk-Ak-Tm;NLk*(NLk-Ak-Tm)*Ri/NLi}

NLk - срок службы по календарю.

Ak - календарное время с момента выпуска.

Tm - время, необходимое для регистрации сделок с недвижимостью и оформления перехода права собственности.

Для оформления самолета будем брать 0,5 года.

Ri - интенсивность наработки по i-му параметру за календарный год (количество полетов в год).

NLi - срок службы по i-му параметру наработки.

Кроме наработки и календаря на неустранимый износ влияет:

1. Капитальный ремонт.

2. Доход и расход на час полета или один полет, которые в совокупности определяют начало последнего этапа жизни планера (когда капитальный ремонт нецелесообразен).

Устранимый физический износ.

Устранимым считается износ, который можно устранить и ремонт экономически целесообразен.

Существуют назначенные ресурсы до первого капитального ремонта и технические ресурсы.

Обесценивание по отложенному капитальному ремонту:

AДкрi=Cr*(1-OMRi/MRi)*(1/(1+i)OMRi/Ri)

OMRi - остаток межремонтного ресурса по i-му параметру.

i - коэффициент дисконтирования.

MRi - межремонтный ресурс.

Ri - годовая наработка по i-му параметру.

Cr - стоимость капитального ремонта.


Похожая информация.


Износ основных средств отражает постепенную утрату ими своих свойств. Для любой организации важно правильно рассчитывать и учитывать все типы износа. Рассмотрим в статье виды износа основных средств, дадим примеры расчета по формуле и показателям.

Виды износа основных средств

Утрата основными средствами их стоимости вызывается различными факторами. В зависимости от них выделяют несколько видов износа. Для простоты восприятия они представлены в таблице.

Вид износа Вызывающие факторы Пример
Физический Утрата стоимости обусловлена физическими, биологическими, химическими и иными подобными характеристиками основных средств Разрушение рельсового полотна в результате эксплуатации

Падеж скота

Коррозийное разрушение трубопровода

Моральный износ I рода Появление аналогов основных фондов, которые стоят значительно дешевле В оборудовании для резки используются новейшие искусственные алмазы, что удешевляет их
Моральный износ II рода Появление аналогичного оборудования с большей производительностью. Читайте также статью: → “ ». Матричный принтер был заменен на лазерный

Станок с ручным управлением заменяется на программируемый

Социальный Основные средства теряют свою стоимость в связи с появлением более безопасных и комфортных Замена кондиционеров на единую систему вентиляции
Экологический Ужесточение экологических норм В авиации регулярно ужесточаются требования к самолетам, поэтому их требуется постоянно ремонтировать либо заменять

Социальный и экологический износ учитывается крайне редко и только в определенных областях. Традиционно измеряют физический, а также моральный износ.

Расчет физического износа объектов основных средств

Этот вид износа проявляется вследствие изменения различных свойств объектов основного фонда, которые появляются по причине использования их в процессе труда, а также воздействия на них природных и других факторов. В экономическом смысле физический износ – это снижение первоначальной потребительской ценности основных средств. Он становится результатом изнашивания, обветшания и устаревания. Этот тип износа можно определить двумя способами:

1. На основе объема работ: используется сравнение фактического объема выполненных работ с нормативными. Такой способ расчета можно использовать только в случаях, когда основное средство имеет определенную производительность . Иными словами, он может применяться по отношению к таким объектам, как машины и станки. В этом случае износ рассчитывается по формуле:

И = (Т факт х П факт) / (Т норм х П норм), где

  • Т факт – фактически отработанное оборудованием время (измеряется в годах);
  • П факт – средний объем продукции, вырабатываемый ежегодно (в натуральном выражении);
  • Т норм – нормативный срок эксплуатации основного средства (в годах);
  • П норм – производственная мощность либо производительность по нормативам (в натуральных единицах).

2. По сроку эксплуатации. Определяется сравнением фактического и нормативного времени эксплуатации. Такой способ применим для любого основного средства. Читайте также статью: → “ ». В этом случае износ определяется по формуле:

И = Т факт / Т норм

Таким образом, использование первого способа расчета является более оптимальным, так как он основывается не только на сроке эксплуатации, но и на ее интенсивности.

Пример определения физического износа

Оборудование введено в эксплуатацию 1 января 2012 года. Нормативный срок эксплуатации составляет 10 лет. Производственная мощность – 600 000 единиц продукции в год. Рассчитать степень износа по состоянию на 1 января 2017 года, если известно, что в среднем за год производится 620 000 штук продукции.

  1. По объему выпущенной продукции: И = (5 х 620 000) / (10 х 600 000) х 100% = 51,7%
  2. По сроку эксплуатации: И = 5 / 10 х 100% = 50%

Расчет морального износа ОС

Этот тип износа отражает утрату эффективности использования объекта основных средств до момента полного окончания срока полезной эксплуатации . Выделяют два вида.

Моральный износ первого вида

Моральный износ первого вида проявляется вследствие снижения стоимости основных средств по причине удешевления их аналогов в современных производственных условиях. При этом величину износа можно рассчитать по формуле:

И = (Ф перв – Ф восст) / Ф перв, где:

  • Ф перв – первоначальная стоимость основного средства в рублях;
  • Ф восст – восстановительная стоимость основных средств (то есть затраты, необходимые для приобретения аналогичных фондов).

Моральный износ второго вида

Этот тип износа связан с появлением основных средств (чаще всего станков и прочего оборудования), которые имеют большую производительность или экономичность. Такой моральный износ бывает полным, частичным, а также скрытым.

  • Полный моральный износ представляет собой обесценение объекта основных средств, вследствие которого продолжение его эксплуатации ведет к убыточности производства.
  • Частичный износ предполагает потерю части стоимости фондов основных средств. При его накоплении соответствующий объект основных фондов может быть перемещен на другую производственную операцию, в которой его использование будет более эффективным.
  • Скрытый моральный износ – явление достаточно редкое. Он представляет собой снижение стоимости основных фондов по причине утверждения приказа на создание новейшего оборудования, отличающегося большей производительностью и экономичностью.

При расчете морального износа второго вида важно оценить целесообразность приобретения нового оборудования с целью замены им старого.

И = 1 – (Ц c / Ц у), где:

Ц – цена изделия на устаревшем (у) или современном (с) оборудовании, рассчитывается по следующей формуле:

Ц = Ф перв / (П х Т)

  • П – производительность устаревшего (имеющегося в наличии) оборудования;
  • Ф перв – первоначальная стоимость;
  • Т – оставшийся срок полезного использования.

Пример расчета морального износа

В производстве используется устаревший станок. Его первоначальная стоимость составляет 25 миллионов рублей. Производительность станка – 15 000 изделий в год. Срок полезно эксплуатации – 15 лет. На рынке появилось более современное аналогичное оборудование. Его стоимость составляет 11 миллионов рублей, годовая производительность – 30 000 изделий. Срок службы – 12 лет.

Рассчитаем на основе имеющихся данных моральный износ:

  1. Моральный износ первого вида: И = (25 000 000 – 11 000 000) / 25 000 000 х 100% = 56%
  2. Моральный износ второго вида:
  • Ц у = 25 000 000 / (15 000 х 15) = 111 рублей
  • Ц с = 11 000 000 / (30 000 х 12) = 31 рубль
  • И = 1 – (31 / 111) = 0,72 или 72%

Управление основными фондами

Амортизационные отчисления представляют собой списание части стоимости основных средств. В рамках принятия управленческих решений существуют несколько рычагов влияния на возобновление основных фондов, главными из которых являются:

  • переоценка основных средств, а также сумм амортизации в соответствии с уровнем инфляции;
  • выбор варианта начисления амортизации;
  • определение наиболее эффективного срока использования основных средств.

Варианты начисления амортизации компания имеет право выбрать самостоятельно, при этом следует отразить свой выбор в учетной политике.

Каждый существующий способ ее исчисления имеет как достоинства, так и недостатки. Все их нужно учесть, чтобы иметь возможность своевременно обновлять основные фонды, что позволяет снизить себестоимость продукции, а также увеличить производительность оборудования. Сравнение различных методов амортизации приведено в таблице.

Метод Особенности расчета Достоинства Недостатки
Линейный Списание стоимости происходит равными частями в течение всего срока эксплуатации Простота расчета

Отчисления всегда одинаковые

Долгое накопление денежных средств для замены оборудования

Неэффективно при высокой степени морального износа

Высокая стоимость основных средств ведет к высоким налоговым отчислениям

Уменьшаемого остатка Амортизационные отчисления рассчитываются как норма амортизации с учетом коэффициента ускорения установленного в компании от остаточной стоимости объекта Более быстрое обновление основных фондов Ускоренное снижение стоимости основных средств может быть невыгодным при решении продать компанию
По сумме чисел лет времени полезного использования Норма амортизации рассчитывается как соотношение количества лет до окончания срока службы объекта основных средств к сумме чисел лет времени полезного использования Возможность более быстро обновлять основные фонды Сложность расчетов
Пропорционально выпуску продукции Норма амортизации рассчитывается как соотношение количества выпущенной продукции к предполагаемому объему за весь срок эксплуатации Учет степени износа оборудования, полезный срок эксплуатации которого напрямую зависит от выпуска продукции Сложность расчета

В каждый амортизационный период платежи будут различны, для их расчета требуется постоянно собирать данные об объеме производства

Ответы на часто задаваемые вопросы про расчет и учет износа основных средств

Тема расчета и использования в деятельности компании износа основных средств является достаточно сложной и многогранной. В связи с этим как у бухгалтеров, так и у руководства возникает огромное количество вопросов. Ответы на наиболее часто задаваемые из них приведены далее.

Вопрос №1. Каким образом отразить износ основных средств некоммерческой организации?

Некоммерческие организации не начисляют амортизационных платежей на основные средства вне зависимости от того, за счет каких источников они были приобретены. С целью контроля за движением и использованием основных средств, а также возможности оценить реальное состояние компании, для основных средств рассчитывается износ. В бухгалтерском учете он отражается на соответствующем забалансовом счете 010. Таким образом, износ не влияет на сумму доходов и расходов некоммерческой организации.

Вопрос №2. Как определить срок полезного использования объектов основных средств?

Чтобы определить срок полезного использования, следует для начала обратиться к Классификации основных средств. В соответствии с ней определяется, к какой группе относится объект основных средств. Для каждой группы указан минимальный, а также максимальный возможный сроки. В рамках этого диапазона компания может самостоятельно определить соответствующие сроки.

Вопрос №3. Компания в 2014 году купила киносъемочную аппаратуру. В соответствии с классификацией, действовавшей на тот момент, срок эксплуатации можно было выбрать от 7 до 10 лет. Было принято решение установить его в размере 8 лет. В 2016 году было вновь приобретено подобное оборудование, однако классификация изменилась, и срок полезного использования можно выбрать от 3 до 5 лет. Следует ли изменить срок эксплуатации ранее приобретенной аппаратуры, и каким образом?

Как и большинство нормативных актов, Классификация основных средств подлежит регулярному пересмотру и изменению. Поэтому даже в случае регулярного приобретения аналогичных объектов основных средств следует каждый раз рассматривать действующую редакцию классификации.

В рассматриваемом случае срок полезного использования нового оборудования устанавливается на основании действующей редакции Классификации. При этом Для ранее купленной техники ничего изменять не нужно, амортизационные отчисления продолжают рассчитываться исходя из сроков, действующих на момент принятия к учету.

Таким образом, расчет суммы износа является важным этапом эффективного управления фондами основных средств. Грамотно проведенная оценка, а также выбор оптимального метода начисления амортизации помогают компании гораздо легче проводить обмен объектов основных средств. Более того, для правильного управления компанией важно, чтобы руководство в любой момент могло оценить необходимость замены действующего оборудования. Это невозможно сделать без правильного отражения в учете степени износа основных средств. При этом важно учитывать не только физический, но и моральный износ. Это позволит фирме не отставать от конкурентов, шагать в ногу со временем.

Вариант 9

Тема: Износ оборудования на предприятии и обоснование путей его снижения.

Введение 3

1. Понятие, виды, показатели износа оборудования и значение

его снижения. 5

2. Анализ износа оборудования на предприятии. 13

3. Пути снижения износа оборудования. 23

Заключение 28

Список использованных литературных источников 29

Введение

Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, оборудования, участвующих в процессе производства, являются основой деятельности любого предприятия. Именно обеспеченность основными фондами в необходимом количестве и их рациональное использование – важнейшие факторы повышения эффективности производства. На сегодняшний день в Республике Беларусь это повышение обеспечивается не за счет увеличения количества основных фондов, а благодаря их более эффективному использованию.

Рациональное и экономное использование основных фондов – первоочередная задача предприятия. Необходимо формирование системы поддержания в рабочем состоянии машин и оборудования, которая включает техническое обслуживание и ремонт.

Для того, чтобы рационально и экономно использовать основные фонды нужно проводить экономический анализ. С его помощью разрабатывается тактика развития предприятия, выявляются резервы улучшения работы, оцениваются результаты деятельности.

Чтобы предприятие нормально функционировало, необходимо наличие средств и источников. В условиях рыночной экономики это происходит за счет расширения объема производства. При этом особое внимание уделяется росту и совершенствованию основных фондов, в первую очередь, оборудования. Для эффективной работы предприятия необходимо учитывать износ оборудования и искать пути его снижения.

Так, цель данной курсовой работы – изучить износ оборудования на предприятии и обосновать пути его снижения.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить понятие, виды, показатели износа оборудования и значение его снижения.

2. Проанализировать износ оборудования на предприятии.

3. Обосновать пути снижения износа оборудования.

1. Понятие, виды, показатели износа оборудования и значение его снижения.

Весомая доля затрат предприятия – издержки, связанные с использованием машин, оборудования, производственных помещений. Их использование имеет характерную особенность: в отличие от материальных ресурсов, они не расходуются за один производственный цикл. Капитальные ресурсы служат годами и подвергаются износу.

Износ оборудования – это потеря его стоимости и производительности. Износ может возникать вследствие многих причин: старение оборудования, потеря его конкурентоспособности и т.д. На сегодняшний день борьба с износом и продление срока службы оборудования – весьма актуальная задача.

Износ в экономическом смысле означает потерю стоимости оборудования в процессе его эксплуатации. При этом различают два вида износа: физический и моральный. Физический износ возникает вследствие старения оборудования и потери его работоспособности, а моральный – из-за потери конкурентоспособности.

Физический износ – это утрата основными фондами их первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они приходят в негодность и требуют замены новыми средствами. Это нормальный эксплуатационный износ. Он является результатом прошлых периодов функционирования, воздействия окружающей среды и простоев. В результате физического износа ухудшаются технические характеристики объекта, увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий, уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей. Это приводит к увеличению брака, риску возникновения серьезных аварий, неспособности машин и оборудования удовлетворять требованиям правильного функционирования. Также увеличиваются издержки при производстве продукции (материалы, энергия), расходы на техобслуживание и ремонт.

Физический вид износа делится на подвиды:

1. По причине, вызвавшей износ, различают износ первого и второго рода. Износ первого рода накапливается в результате эксплуатации. Износ второго рода возникает из-за аварий, стихийных бедствий, нарушений норм эксплуатации и т.д.

2. По времени протекания износ делят на непрерывный и аварийный. Непрерывный – это постепенное снижение технико-экономических показателей объектов. Аварийный – износ, быстро протекающий по времени.

3. По степени и характеру распространения износ бывает глобальный и локальный. Глобальный – износ, равномерно распространяющийся на весь объект. Локальный – износ, поражающий отдельные детали и узлы объекта.

4. По глубине протекания различают частичный и полный износы. Частичный – износ, допускающий ремонт и восстановление объекта. Полный предполагает замену данного объекта другим.

5. По возможности восстановления утраченных потребительских свойств износ бывает устранимый и неустранимый.

6. По форме проявления различают технический и конструктивный износы. Конструктивный – это износ, проявляющийся в ухудшении защитных свойств внешних покрытий и нарастании усталости основных деталей и узлов оборудования, повышающих вероятность возникновения аварийных ситуаций. Технический износ – это износ, выражающийся в снижении фактических значений технико-экономических параметров по сравнению с нормативными или паспортными значениями.

Для оценки степени физического износа применяют следующие методы оценки:

Экспертный метод, основанный на обследовании фактического технического состояния объекта;

Метод анализа срока службы, базирующийся на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации оборудования.

Методы расчета физического износа:

1. Эффективного срока жизни основан на допущении о достоверности определения оставшегося срока жизни объекта (Т ост). Рассчитывается по формуле:

Т эфф = Т н - Т ост, где Т н – нормативный срок жизни.

Физический износ Ф и определяется по следующей формуле:

Ф и = Т эфф / Т н

2. Экспертный анализ. При оценке износа используется следующая таблица:

Физический износ, % Оценка технического состояния Общая характеристика технического состояния
0-20 Хорошее Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные неисправности, которые не влияют на эксплуатацию объекта в целом и могут быть устранены в ходе текущего ремонта
21-40 Удовлетворительное Объект в целом пригоден для эксплуатации, однако, требует ремонта уже на данной стадии эксплуатации
41-60 Неудовлетворительное Эксплуатация объекта возможна лишь при условии проведения ремонта.
61-80 Аварийное Состояние объекта аварийное. Выполнение им своих функций возможно лишь при проведении ремонтных работ или полной замены отдельных узлов и деталей.
81-100 Непригодное Объект находится в непригодном к эксплуатации состоянии.

3. Метод потери прибыльности (экономико-статистический метод).

Физический износ Ф и рассчитывается по формуле:

Ф и = (П о -П т)/П о, где П о – прибыль от нового объекта, П т – прибыль от объекта в текущем состоянии.

Значения П о и П т должны быть определены для периода (например месяц, квартал).

4. Метод потери производительности (экономико-статистический метод)

Ф и = ((Q o – Q t)/Q o) n , где Q o - производительность объекта нового (паспортная характеристика), Q t – производительность объекта на момент оценки, n - коэффициент торможения Чилтона. Для объектов машиностроительной отрасли составляет в среднем 0,6-0,7.

5. Метод стадии ремонтного цикла.

Данный метод исходит из предположения, что снижение потребительских свойств машин и оборудования в процессе эксплуатации линейно зависит от наработки. При этом исходят из того, что проведенный ремонт, возвращает часть потребительских свойств.

В конце ремонтного цикла, то есть перед первым капитальным ремонтом, величину потребительских свойств ПС р рассчитывают по формуле:

ПС р = ПС – К р *ПС, где ПС – это потребительские свойства нового объекта, К р – относительное снижение потребительских свойств к коцу ремонтного цикла.

Учет повышения потребительских свойств за счет капитального ремонта выполняется по формуле:

ПС р = ПС –К р *ПС + DПС, где DПС – повышение потребительских свойств за счет проведения капитального ремонта.

Расчет физического износа (Ф и) сводится к следующему:

Ф и = (Пс о –ПС t)/Пс о,

ПС t = ПС – t*dПС,

t = М*Д*К см *К ви *Т с,

dПС = (ПС о – К р *ПС + DПС)/Т р, где

Пс о – значение потребительских свойств в начале ремонтного цикла,

t - наработка после капитального ремонта,

М- число месяцев, отработанных после капитального ремонта,

Д – число рабочих дней в месяце,

К см - коэффициент сменности,

К ви – коэффициент внутрисменного использования,

Т с – продолжительность смены.

6. Метод поэлементного расчета.

При расчете износа методом поэлементного расчета необходимо представить объект в виде нескольких основных элементов. Износ определяется по каждому элементу отдельно и учитывается с учетом доли в стоимости всего объекта. Схема расчета износа описывается формулой:

F ip = f i *(c i /c S)*(T i /T S), где f i – фактический физический износ i-го элемента, c i -себестоимость i-го элемента, c S - себестоимость объекта в целом, T i - нормативный срок службы i-го элемента, T S - нормативный срок службы объекта в целом.

Уменьшение ценности капитальных благ может быть связано не только с потерей ими потребительских качеств. В подобных случаях говорят о моральном износе.

Одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является износ, которому с начала эксплуатации подвергаются машины и оборудование, но определение и оценка износа машин достаточно трудоемкая задача.

В.Ю. Белопашенцев , эксперт-автотехник, практикующий оценщик машин и оборудования с 1997 г., - о методах определения различных видов износа.

Износ - это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны - соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки.

Оценщики в качестве основных факторов устаревания, а значит, обесценения машин и оборудования учитывают физический, функциональный и экономический износ.

При оценке машин и оборудования важно учитывать все три вида износа, это обусловлено следующими причинами:

а)относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности физического износа на их стоимость;

б)высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;

в)относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему (экономическому) износу этого оборудования.

Примечание

При использовании доходного подхода не требуется специальный учет какого-либо износа, т.к. влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что, чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.

При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний (экономический) износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов (взвешены на весах рынка).

Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Свс) последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа.

Простая зависимость

При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость оценки объекта оценки. Физический износ машины приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С) и физический износ машины связаны простой зависимостью:

С = С в - С из физ = С в x (1 - К из физ), (1)

где С в - полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) машины,

С из физ - стоимость физического износа машины,

К из физ - коэффициент ее физического износа.

К из физ x С в = С из физ (2)

Как видно из формулы (1), К из физ представляет собой долю стоимости воспроизводства, которую машина потеряла вследствие физического износа.

Методы определения

Известны следующие методы определения степени физического износа машин при их оценке.

  1. Метод экспертизы физического состояния.
    Смысл при применении этого метода заключается в сопоставлении объекту оценки одного из множества описаний его возможных технических состояний, в которых он может оказаться в результате износа.

    Обычно такое множество имеет вид экспертных шкал и таблиц, строки которых соответствуют различным состояниям и стадиям износа объектов оценки, с указанием соответствующих коэффициентов физического износа. Пример такой шкалы приведен в таблице.

    Чтобы связать износ машины с ее стоимостью, таблицы-шкалы для определения коэффициентов износа обычно строят на основе обработки статистической информации о ценах новых и бывших в эксплуатации машин.

Оценочная шкала

Физический

износ (%)

Оценка

технического состояния

Характеристика технического

состояния

Новое, установленное, но еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии.

Очень хорошее

Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии.

Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии

Удовлетворительное

Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей (подшипники, вкладыши и т.п.)

Условно пригодное

Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей (двигатель и т.п.)

Неудовлетворительное

Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта (например, замены рабочих органов основного агрегата)

Негодное к применению

Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь (скраповая стоимость).

Метод экспертизы физического состояния оценщик достаточно точно может применить только в ситуациях, когда он хорошо знаком с объектом оценки. В остальных случаях при определении коэффициента физического износа этим методом оценщик может привлекать квалифицированных специалистов в области эксплуатации оборудования для консультаций по его техническому состоянию (независимых экспертов).

  1. Метод эффективного возраста
    Для оценки износа машин вводится понятие эффективного возраста (Т эф). Если хронологический возраст (Т) - это количество лет, прошедших со времени создания машины, то эффективный возраст (Т эф) - это возраст, соответствующий физическому состоянию машины, отражающий фактическую наработку машины за срок (Т) и учитывающий условия ее эксплуатации. Знание эффективного возраста объекта оценки позволяет более обоснованно судить о его износе.

    К из физ = Т эф / Т н ,

    Где Т н - нормативный срок службы машины.

    Обычно для определения Т эф экспертно оценивают остающийся срок службы Т ост объекта оценки до его изъятия из эксплуатации и списания. В этом случае
    Т эф = Т н - Т ост

    Определение остающегося срока предполагает, что оценщику известно, как машина будет эксплуатироваться с момента оценки до самого окончания срока ее службы (сменность, нагрузки, условия работы и т.п.).

  2. Экспертно-аналитический метод
    Метод предполагает определение коэффициента физического износа машины при одновременном учете ее хронологического возраста и экспертной балльной оценки физического состояния. В данном случае коэффициент физического износа получается на основе цен на подержанные и новые машины и оборудование, т.е. он отражает реакцию вторичного рынка на степень физического износа машин и оборудования.
  3. Метод средневзвешенного хронологического возраста
    Метод может быть применен тогда, когда после нескольких лет эксплуатации машины заменен ряд агрегатов и деталей, и их возраст оказался разным. В этом случае коэффициент физического износа может быть рассчитан по формуле

    К из физ = Т ср/взв / Т н,
    где Т ср/взв - средневзвешенный хронологический возраст машины.

  4. Метод ухудшения главного параметра
    Метод предполагает, что физический износ проявляется в ухудшении какого-либо одного характерного эксплуатационного параметра машины: производительности, точности, мощности, расхода топлива и т.д.
    Если такой параметр найден для данного вида машин, то коэффициент физического износа рассчитывается следующим образом:

    К из физ = 1 - (Х/Хо)*n,
    где Х, Хо - значение главного параметра машины в начале эксплуатации и на момент оценки,
    n - показатель степени (0,6-0,8)


Top