Правильная подготовка к егэ по информатике с нуля. Подготовка к ЕГЭ по информатике: что нужно знать

Лада Есакова

Когда учащийся 11 класса начинает готовиться к ЕГЭ по информатике – как правило, он готовится с нуля. В этом одно из отличий ЕГЭ по информатике от экзаменов по другим предметам.

По математике у старшеклассника знания точно не нулевые. По русскому языку – тем более.

А с информатикой ситуация намного сложнее. То, что изучается в школе на уроках, никак не связано с программой подготовки к ЕГЭ по информатике.

Что такое ЕГЭ по информатике?

Контрольный тест ЕГЭ по информатике содержит 27 заданий, который относятся к самым разным темам. Это системы счисления, это булева алгебра, алгоритмика, это программирование, моделирование, элементы теории графов.

ЕГЭ по информатике охватывает очень большой спектр информации. Конечно, на экзамене понадобятся только азы, но это основы важных и современных тем.

Подготовка к ЕГЭ по информатике с нуля подразумевает, что ни одну из этих тем ученик не проходил в школе. Обычно это так и есть!

Например, такая тема, как булева алгебра, или алгебра логики, включена в ЕГЭ по информатике. Но она не изучается в школах, даже в специализированных. Ее нет ни в курсе школьной информатики, ни в курсе математики. Школьник о ней понятия не имеет!

И поэтому знаменитую задачу на системы логических уравнений не решает практически никто из учеников. Эта задача в ЕГЭ по информатике идет под номером 23. Скажем больше - преподаватели часто рекомендуют старшеклассникам вообще не пытаться решить эту задачу, и даже не смотреть на нее, чтобы не тратить время.

Означает ли это, что задача 23 из ЕГЭ по информатике не решается вообще? Нет, конечно! Наши ученики регулярно решают ее каждый год. На нашем курсе подготовки к ЕГЭ по информатике из многих тем мы берем только то, что потребуется на экзамене. И уделяем этим задачам максимальное внимание.

Почему же школа не готовит к ЕГЭ по информатике?

Связано это с тем, что информатика – предмет не обязательный. Каких-либо стандартов и программ Министерство образования не дает. Поэтому учителя на уроках информатики дают школьникам совершенно разный материал – кто что может. Более того - в некоторых школах вообще нет уроков информатики.

Чем же обычно занимаются старшеклассники на уроках по информатике? Неужели играют в стрелялки?

К счастью, в школе на уроках информатики все-таки школьники занимаются не ерундой, а вполне полезными вещами. Например, изучают Word и Escel. В жизни это пригодится, но, к сожалению, для сдачи ЕГЭ – абсолютно бесполезно.

Причем Word ребята изучают на серьезном уровне, и некоторые даже сдают экзамены по компьютерной верстке и получают свидетельство верстальщика. В каких-то школах изучают 3D-моделирование. Очень многие школы дают веб-дизайн. Это прекрасная, полезная в будущем тема, но к ЕГЭ она совсем никак не относится! И приходя к нам на курсы, ученик действительно готовится к ЕГЭ по информатике с нуля.

Похожая ситуация – у старшеклассников профильных лицеев. Сильные профильные лицеи честно дают на уроках информатике программирование. Ребята выходят оттуда хорошими программистами. Но ведь в ЕГЭ по информатике всего 5 заданий хоть как-то связаны с программированием, и из них ровно одна задача в варианте ЕГЭ посвящена написанию программы! Результат – максимум 6 задач на ЕГЭ по информатике.

Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля?

Есть хорошая новость! Подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля можно за один год. Это не легко, но можно, и наши ученики каждый год это доказывают. Курс подготовки к ЕГЭ по информатике не очень большой. Заниматься на курсах можно 1 раз в неделю по 2 часа. Конечно, надо активно выполнять домашние задания.

Но есть одна поправка. Если ученик никогда до 11 класса не занимался программированием, за год вряд ли возможно освоить программирование в полной мере. Поэтому нерешенной останется задача №27 варианта ЕГЭ по информатике. Она самая сложная.

Особенно трудно готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля тем ученикам, кто вообще никогда не был знаком с программированием и не знает, что это такое. Это область достаточно специфичная, поэтому подготовке по программированию нужно уделять много времени и нарешивать огромное количество задач.

На наших курсах мы обязательно разбираем все типовые задания по программированию. И ни разу на экзамене задача по программированию не оказалась для наших учеников сюрпризом –все они были на курсах разобраны. И только задача 27 остается за бортом для тех, кто вообще до 11 класса программированием не занимался.

Приходя к нам на курсы по информатике, ученики и родители иногда удивляются, не видя в учебном классе компьютеров. Они думают, что раз пришли готовиться к ЕГЭ по информатике, то на столах должны быть компьютеры. Но их нет! Насколько необходимо при подготовке к ЕГЭ по информатики наличие ноутбуков и компьютеров?

Это особенность ЕГЭ по информатике. На экзамене компьютера не будет! И да, надо будет решать задания ручкой на листе бумаги, потому что именно в таком формате сейчас проходит ЕГЭ по информатике. Это реальная проблема для тех, кто его сдает.

Даже старшеклассники из специализированных лицеев, хорошо умеющие программировать, могут оказаться беспомощны на ЕГЭ по информатике. Они, разумеются, программируют на компьютерах, то есть в специальной среде. Но что будет, когда компьютера нет? И не только школьники – даже профессиональные программисты с очень большим трудом могут написать программу на бумаге. Поэтому мы готовимся к такому сложному формату сразу. Мы осознанно не используем при подготовке к ЕГЭ по информатике компьютеры и ноутбуки – согласно правилу «Тяжело в учении, легко в бою».

Уже несколько лет ходят слухи, что ЕГЭ по информатике переведут в компьютерную форму. Это обещали сделать в 2017 году, но не сделали. Сделают ли в 2018 году? Пока не знаем. Если введут такой формат экзамена – готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля будет намного проще.

Итак, год активной подготовки к ЕГЭ по информатике с нуля, и ваш результат - 26 задач из 27 возможных. А если вы хоть немного знакомы с программированием – то и все 27 из 27. Мы желаем вам достичь на экзамене такого результата!

И еще раз рекомендую для подготовки теоретический материал и свою книгу «Информатика. Авторский курс подготовки к ЕГЭ» , где дается практика решения задач.

Расскажи друзьям!

Как готовиться к ЕГЭ по информатике

Советы бывалых


НИКИТА ПОРУБАЙМЕХ - 94 БАЛЛА ПО ИНФОРМАТИКЕ

С программированием у меня проблем никогда не было, я изучал большую часть материала самостоятельно, применял знания на практике, у частвовал в олимпиадах – призёр региона ВСОШ . Именно поэтому конкретно к ЕГЭ я не готовился. За учебный год решил 5-6 вариантов. Пробник в марте написал на 88 – 4 балла в первой части потерял.

Сам экзамен написал на 94: потерял по баллу в 6 и 24в).

Посоветую почаще решать на скорость первую часть без ошибок , не быть таким самонадеянным, как я. Но не переусердствуйте, иначе каждая задача будет вам казаться уже решённой, и вы можете пропустить нюансы в условии. Смотрите задачи с сайта Полякова , поскольку много заданий в КИМе были идейно схожи с ними. Решайте задачи несколькими способами , проверяйте свои программы во второй части на разных входных данных в уме или на бумаге.

КОШЕЛЕВА ВИКТОРИЯ - 91 БАЛЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ

  • Сдала практически идеально ОГЭ ("готовилась" лишь на 2-х часах информатики в неделю), допустила одну ошибку, Неправильно переписав двоичное число.
  • Тогда приняла решение пойти в своей гимназии в и нформационно-лингвистический класс (как оказалось потом, идеальное для меня сочетание). 4 часа информатики в неделю. Да, все ныли в 10 классе:" да зачем оно надо? Каждый урок самостоятельные!!!". Да, учитель была не что чтобы сильной, но она имела подход, который действительно работает - метод проб и ошибок. Там было весь 10 класс - разбирали несколько типов задания из ЕГЭ на одном уроке - следующие несколько практика. Потихоньку программировали на Паскале (если честно, довольно слабые уроки программирования были). К концу 10 класса весь класс (собралось сдавать информатику человек 10 из 17) умел решать заданий 10-13 из первой части, сам того на подозревая. При том, говорят о том, что умел решать, я подразумеваю решение совершенно разных типов заданий - заданий прошлых лет, редко-встречающихся. Уже тогда кто-то начал ходить на дополнительные платные курсы, посещать репетитора. Я же не заморачивалась над этим (работала над медалью).
  • Летом я ничего не делала-последнее свободное лето, хочется отдохнуть.
  • Осенью же пришло осознание, что пришла пора готовиться. Еженедельно мы писали пробники на уроках (по 2 часа), на следующих 2-х часах их разбирали. Записалась на бесплатные курсы информатики от местного университета. К концу первого полугодия умели решать всю 1 часть (за исключением 23 задания). Практически все сдающие (за исключением меня и еще 2 человек) занимались у дубненского довольно сильного репетитора. Их подготовка была намного лучше (я тогда так думала).
  • Стабильно ходила на курсы, посещала уроки. Научилась решать 2 часть, некоторые типы 27-х задач. Был тип, который, если честно, до сих пор не понимаю, как решать. Выучить - бессмысленно , хочу понимать логику выученного. Школьные работы писала на 70-80 баллов, допуская обидные ошибки. И вот, важный пробник - олимпиада от университета. Задания были нестандартные, очень сложные. Надеялась хотя бы на 70 баллов. Итог-64. Жутко расстроилась. Как оказалось, много ошибок в 1 части, неправильно поняла 24 программу. В 27 вообще попались символьные строки. И как раз закончились курсы. Началась самоподготовка. Решала варианты, некоторые задания прорабатывала. Итого-школьный пробник на 84 балла. Конечно, прогресс по сравнению с университетским позором, но результат не блистательный.

2 дня до экзамена.

Я смотрю типы 27 задач, в нескольких разобралась.

1 день до экзамена. Села в 10 утра за решу ЕГЭ, целый день просматривала типы заданий, смотрела решения сложных. За день было проработано все. Написала шпаргалку - несколько типов 27 , но не воспользовалась. Во-первых, она была для уверенности чисто, во-вторых, попался видоизмененный тип задания, который я до сих пор на понимаю.

И вот-день икс

Уже несколько дней на успокоительных. Сильно переживаю. Переживание уходит, когда получаю в руки бланки. Вздох. Я это знаю. Успела написать все кроме 27 за 2 часа. Успела перерешать, еще проверить и перенести в бланк. 40 минут до конца. Все же решила попробовать 27. Ну-у, вроде придумала алгоритм программы. Как оказалось, она насчитала все нужные значения. Но, все же увидев заветный балл, я очень обрадовалась


ИИтог-91 балл

1 часть идеальная

24, 25, 26 на максимальное количество баллов. 27-один балл. Но я очень довольна. Это был второй результат в школе.

Наш класс написал очень хорошо. В основном - заслуга репетитора. Ну и разработчиков кимов, решивших не усложнять работы)

1. Как можно раньше определитесь хотя бы с направлениями . Узнайте, какие экзамены для этого необходимо сдавать.

2. Найдите ВУЗ мечты. У меня это МИСиС) жаль слишком поздно его нашла (подала конечно, но была вероятность не пройти)

Стремитесь к проходным баллам прошлого года в этом вузе, но н е останавливайтесь на на них. Берите планку все выше

3. Начните подготовку как можно раньше . Лучше, если то будет 10 класс. Летом тоже стоит готовиться, может и не столь усиленно. Помните, что вы готовитесь к информатике не только к экзамену, но и к дальнейшему её изучению.

4. Выберите удобный язык программирования. Советую Паскаль и Python. Языки не сложные, возможно выучить за короткий промежуток времени.

Преподаватель о себе

Я преподаю более 17 лет. Эксперт по проверке ЕГЭ по информатике. Ежегодно осваиваю новые методики работы с информацией и преподавания предмета. Благодаря этому каждый год мои уроки становятся интереснее и качественнее. Ищу и разрабатываю наиболее понятные и быстрые способы решения задач. Учимся радостно, с азартом, разнообразно и с удовольствием.

Продолжительность курса: 36 недель, 72 занятия.

8 часов.

Формат занятий: дистанционно.
Все темы изучаются с начала и в системе. Разнообразные способы решения задачи, позволят каждому ученику выбрать наиболее понятный ему способ. Все материалы, необходимые для подготовки к ЕГЭ, будут учениками получены. Домашнее задание для закрепления знаний – обязательно для выполнения. При возникновении затруднений или ошибках при выполнении заданий, ученик получает письменное или видео-объяснение. Перед уроком короткая проверка усвоения знаний каждого ученика. По результатами оценки домашней работы и устного ответа, будет составляться график для отслеживания динамики ученика, который получит только ученик и его родители. При решении части С, ученики получат ЭКСПЕРТНУЮ оценку решения и рекомендации для доведения до максимального балла.

Что необходимо ученику: компьютер с установленным интернет-браузером, доступ в интернет. Желательно, наушники с гарнитурой для комфортного обучения on-line.

Аудитория курса: 10-11 классы.

Программа курса

В курсе все темы изучаются дважды. Сначала по порядку изложения тем, а затем во взаимосвязи друг с другом.
Тема 1. Программирование в среде PascalABC.NET. Алгоритм. Свойства. Типы данных. Линейные, разветвляющиеся алгоритмы. (4 часа)
Тема 2. Циклы с условием. Поиск суммы, количества по критерию. (7 часов)
Тема 3. Массивы. (9 часов)
Тема 4. Подпрограммы. (2 часа)
Тема 5. Рекурсивные подпрограммы. (1 час)
Тема 6. Разбор вариантов 8, 11, 14, 19, 20, 21, 24, 25, 27. (2 часа)
Тема 7. Системы счисления, арифметика в различных СС. (4 часа)
Тема 8. Внутреннее представление чисел. Ip адреса. (4 часа)
Тема 9. (5 часов)
Тема 10. Моделирование. Графы. (6 часов)
Тема 11. Стратегия игры. (7 часов)
Тема 12. Логика. (6 часов)
Тема 13. Варианты 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 23, 26. (8 часов)
Тема 14. Системы счисления в ЕГЭ. (9 часов)
Тема 15. Системы счисления в программировании. (10 часов)
Тема 16. Кодирование информации. (1 час)
Тема 17. Кодирование и измерение информации. (11 часов)
Тема 18. Стратегия игры. (12 часов)
Тема 19. Алгоритмы и программирование. (13 часов)
Тема 20. Динамическое программирование. (14 часов)
Тема 21. Разбор варианта. (2 часа)

Цены и варианты занятий
600 руб. / ч
600 руб. / ч

Подготовка к экзаменам

- // -
- // -
64800 руб. / усл.
оплата по месяцам, по кварталам, за курс

ЕГЭ по информатике выбирают школьники, которые планируют в дальнейшем развиваться в сфере IT, осваивать технические, инженерные специальности. Хотя экзамен не является обязательным, он пользуется популярностью.

Компьютерная грамотность стала уже чем-то само собой разумеющимся для современных людей. Это вовсе не означает, что ЕГЭ 2019 по информатике может легко сдать каждый. Потребуются отличное знание теории, хорошая практика, умение применять полученные навыки для прохождения тестов.

Что вам предстоит?

Экзамен длится 235 минут. За это время нужно выполнить 27 заданий.

Первая часть каждого билета содержит 23 задачи. Решение каждой из них представляет собой число или последовательность букв, цифр. Во втором разделе четыре задания, требующих развернутых ответов. Требуется дать полные подробные решения. Уровень сложности различается: 12 задач относятся к базовому уровню, 11 – к повышенному, 4 – к высокому.

Самостоятельная подготовка

Возможно ли подтянуть знания по информатике до требуемого уровня своими силами? Если взяться за дело всерьез, то можно справиться без специальных курсов, репетиторов. Для этого придется уделять обучению как минимум пару часов каждый день.

Начинать целесообразно со сбора информации по теме. Все вопросы теста основаны на школьной программе, следовательно, достаточно обеспечить себя обычными учебниками.

Важно приступать к изучению с самого начала и не пропускать ни одну схему. Обучение должно строиться по принципу «от простого к сложному», причем каждый раздел нужно не только заучить назубок, но и понять. Только так удастся использовать приобретенные навыки для решения задач.

Пройденный материал необходимо закреплять, упражняясь. Проверочных материалов в учебнике может быть недостаточно на этом этапе, следует найти дополнительные задания.

Когда вы изучите школьный курс полностью, наступит время тренировок. Самостоятельная подготовка с нуля к ЕГЭ по информатике предполагает ежедневное выполнение тестов. Следует посвящать учебе не меньше полутора - двух часов каждый день. Небольшие перерывы помогут побороть усталость, восстановить ясность ума.

Не стоит пренебрегать демонстрационными вариантами ЕГЭ 2019 по информатике – на экзамене наверняка будут аналогичные задания, и если хорошо потренироваться заранее, то сложностей с ними не возникнет. Желаем удачи на экзаменах!


Top