Как изгнать беса из человека в домашних условиях молитва. Как изгнать беса из человека

Как происходит изгнание бесов, и кто это вообще такие? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу познавательную статью.

Гадаринский бесноватый бегал голым по гробницам, выл и бился о камни, внушая ужас своей нечеловеческой силой. Но после того как легион бесов вышел из него, он был найден одетым и в здравой памяти, спокойно сидящим у ног Спасителя. Много ли сегодня таких людей, которые в бешенстве могут рвать цепи и разбивать кандалы? Наверное, не очень. Тем не менее на «отчитку к старцу» паломники едут целыми автобусами. В чем же смысл чина изгнания бесов? И когда нужно к нему прибегать? Корреспондент «НС» попытался всесторонне исследовать этот вопрос и даже сам отправился на отчитку.

Нечто невидимое и пугающее

Приходя за молитвенной помощью, можно подчас попасть на специфическую службу, способную поразить воображение: крики, визг, перекошенные лица, корчи на полу с пеной изо рта. Священник тоже может повести себя необычно: «Поставив болящего на колени, батюшка дает пить святую воду с креста. Если при этом бес как-то проявляется, то батюшка становится ногами или садится на болящего, заклиная беса» (Из письма в редакцию сайта «Православие и мир». — Ред. ). И подобное может случиться не в каком-то далеком монастыре, а в самом центре Москвы.

Наталия К., иконописец-реставратор, рассказала нам, как, зайдя в один из столичных храмов, чтобы обсудить с отцом настоятелем рабочие вопросы, и отстояв службу, она с удивлением узнала, что выйти на улицу ей уже не удастся, потому что двери храма заперты изнутри. На ее глазах двое крепких алтарников взяли под руки до этого спокойно стоявшую женщину, подвели к амвону, и священник стал читать над ней какие-то молитвы. И тут в храме стало твориться такое, что впервые в жизни Наталия почувствовала: волосы у нее на затылке встают дыбом от ужаса. Она, как и остальные прихожане, в страхе молилась на коленях, не смея даже поднять глаза туда, где билось и мерзким тонким голосом верещало существо. В том, что голос, звучавший из женщины, не может принадлежать человеку, не было никаких сомнений. Наталия рассказала, что ее испугали не конвульсии женщины и даже не содержание ее реплик. Пугало явственное ощущение присутствия абсолютно враждебного человеку и бесконечно злого существа. Присутствие, навевающее тоску и уныние. От всего увиденного у Натальи осталось крайне тяжелое впечатление, которое, по ее словам, нисколько не укрепило ее в вере. И до сих пор вспоминать этот эпизод ей не хочется. Возникает естественный вопрос — что это за явление и как к нему следует относиться?

Уполномоченные и самозванцы

Тема экзорцизма и заклинателей была актуальна уже в апостольские времена. В «Деяниях святых апостолов» (19: 13-16) мы находим рассказ о том, как семь сынов иудейского первосвященника Скевы, увидев, как апостол Павел изгоняет бесов, решили тоже попробовать. «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует», — сказали они, а в ответ услышали: «Христа знаю, и Павла тоже знаю, а вы кто такие?» И бесноватый набросился на них, жестоко избил, порвал их одежды и один погнал всех семерых по улице.

В отношении к современным отчиткам у Церкви нет единого мнения. Святейший Патриарх Алексий II осуждал участившуюся практику отчиток. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал человеку, одержимому бесом, почаще причащаться и собороваться: « Отчитка — это чин, а вот Соборование — это одно из семи Таинств Божиих. Пособоруйтесь и причащайтесь почаще… Вот и будет Вам помощь — и противостанете злу» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 8-е изд., доп.: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, 2008).

Доктор богословия, профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов в своей книге «Путь разума в поисках истины» указывает: в оценке случаев экзорцизма необходимо руководствоваться прежде всего мнением святых отцов, а отцы утверждают, что таким опасным делом могут заниматься исключительно святые люди, которые не только победили в себе страсти, но и получили от Бога соответствующий дар. В послании Климента Римского (I век) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Авва Питирион: «Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит».

При этом, по словам святых отцов, бесы могут изображать страх перед отчитывающими «старцами», публично называть их святыми, вводя в обман и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи плачевны. У прп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают». «…Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание, — пишет профессор Осипов. — И можно лишь глубоко сожалеть, что не ведется никакой серьезной работы по наблюдению за этой псевдоцерковной деятельностью».

Сейчас в некоторых регионах такая работа проводится. Например, в Сумской епархии приходским священникам запрещено отчитывать без благословения правящего архиерея. Как нам объяснили в епархиальном управлении, такое решение было принято в связи с тем, что отчитки превратились в своего рода туристический бизнес — околоцерковные предприниматели начали организовывать паломнические поездки в монастыри, где практикуется экзорцизм.

Служба как служба, ничего особенного

Существует и прямо противоположная точка зрения. Ее приверженцы не вступают в публичную полемику, а просто сами отчитывают людей, как, например, архимандрит Герман (Чесноков) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Делает он это по благословению еще патриарха Пимена и духовного собора Лавры. Побеседовать с о. Германом мне не удалось, пришлось обратиться с интервью, данному батюшкой газете «Труд» в 2002 году. В нем он говорит, что не видит в чинопоследовании ничего особенного: «Служба как служба, любой священник, получивший благословение епископа (но никак не меньше), имеет право этим заниматься».

Может быть, и правда каждый верующий время от времени должен отправляться на такую духовно-гигиеническую процедуру? Ведь все мы несовершенны и не чужды страстей. А любая страсть — свойство бесовское. И вот я решил сам «съездить на отчитку». К участию в чтении надо мной молитв об изгнании злых духов постарался подойти серьезно — с верой, благоговением и надеждой на помощь.

Отчитывать начали не сразу, два с половиной часа заняла проповедь. Своего рода краткий курс катехизации с объяснением, Кто такой Христос и как надо жить: « Любите друг друга, прощайте, уступайте друг другу, терпите друг друга, милостыню подавайте друг другу, ноги умывайте друг другу, а себя всегда укоряйте, укоряйте. Только тогда вы пойдете верным путем ко спасению».

Храм Иоанна Предтечи полон до отказа. Люди внимательно слушают. Есть среди них и молодые, хорошо одетые пары, есть типичные церковные бабушки. Что их сюда привело? Стоящие на отчитке рядом со мной согласились ответить на несколько вопросов. Одна женщина приехала, заподозрив у себя порчу, и дочь с собой взяла — «ей тоже полезно, от болезней»; другой привез жену, чтобы убедить ее венчаться. «Надо же знать свои корни, свою веру», — объяснял он мне. «А что чаще у вас получается делать — отчитываться или причащаться?» — спросил я. «Отчитываться как-то чаще пока», — был ответ. У его друга спрашиваю: «А вы собираетесь после отчитки что-то менять в своей жизни?» — «А чего менять? Я к Православию как к вероисповеданию нормально отношусь».

Наконец началось чтение чинопоследования. Отец Герман помазывал всех святым елеем, кропил водой, кадил и читал молитвы из требника. В целом обстановка была относительно спокойная, если не считать несколько кричащих и рычащих голосов. После службы о. Герман давал целовать крест и в момент целования несильно как бы шлепал кропилом человека по лицу. «Так, все подошли? Нет? Шнель, шнель, шнель! А ты чего сюда в брюках пришла?! У-у-у, грешница», — в шутку рассердился о. Герман на женщину в джинсах и с улыбкой покропил ей вслед святой водой. Чинопоследование длилось около получаса. Если судить только по количеству отведенного ему времени, оно уступает по важности предваряющей его проповеди.

Никаких изменений в себе после службы я не почувствовал, разве что несколько заболела голова. Может быть, потому, что у меня недоставало веры…

Не принимай, но и не осуждай

Как в одной и той же Лавре могут уживаться авторитетный практикующий экзорцист, к которому на отчитки собирается по 700 человек, и авторитетный противник экзорцизма, труды которого сподвигают целые епархии на запрещение отчиток? За разъяснением мы обратились к ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру ВОРОБЬЕВУ .

— Почему отчитки так популярны?

— С глубокой древности, с языческих времен, существовало представление о том, что общение с духовным миром зависит исключительно от «посвященности», от знания некоторых тайн, сокрытых от всех прочих. Это — прелесть. Господь наш Иисус Христос утвердил учение о том, что для спасения необходима истинная вера, соединенная с любовью к Богу и ближнему. Принять в себя благодать Святого Духа возможно только тогда, когда человек принимает на себя подвиг покаяния, очищения своего сердца от страстей, подвиг исповедания своей веры в истинного Бога. А при магизме никакого подвига не требуется: деньги плати за какие-то волшебные мероприятия — и все. Поэтому современные люди более расположены выбирать магию, чем идти в Церковь. Даже те, кто принял христианскую веру, часто приносят с собой в храмы магические представления о духовной жизни. Для таких прихожан важны не христианские добродетели, а то, через какое плечо передал свечку, как повернулся, как поклонился и т. п. Поиск особых старцев, особых святынь или «отчиток», может быть, ничего предосудительного в себе и не имеет, но плохо, если это заменяет внутреннее духовное делание, если это — форма облегченной веры, в которой центр тяжести смещен вовне, а не находится внутри собственного сердца.

— Что такое одержимость?

— Это полное пленение воли человека злой силой, при котором он собой уже управлять не может. Часто такая одержимость возникает на фоне психического заболевания. Поэтому психиатры-атеисты утверждают, что одержимость — это просто психическая болезнь, что здесь требуется медикаментозное лечение, а не изгнание бесов. В древности была другая крайность. Тогда не знали, что такое психическое заболевание, всех психически больных и эпилептиков записывали в одержимые. С точки зрения верующего человека психически больной является особенно удобным объектом для нападения злой силы, потому что обычно не может оказать ей сопротивление. Но и среди душевно больных встречаются очень смиренные, благодатные люди.

— Как отличить одержимость от психического заболевания?

— Одержимость часто бывает связана с совершением тяжкого греха, кроме того, она может проявляться в патологическом, непонятном стремлении ко злу или в порабощенности злом. Также она проявляется в неадекватной реакции на святыню. Конечно, можно сказать, что это все укладывается в картину психического заболевания. Но известны случаи, когда человек не знал о присутствии святыни, тем не менее вблизи нее случался приступ беснования. Это говорит о том, что действительно существуют не только психические заболевания, но и состояния одержимости.

— Что же такое отчитка?

— Это богослужебный чин, который состоит из чтения псалмов, канонов, особых молитв, Священного Писания. Считается, что отчитывание может положительно сказываться на состоянии одержимого. Такой взгляд не нов. Например, в Большом требнике святителя Петра Могилы, изданном в XVII веке, существует чин из 12 заклинательных молитв. В современных требниках такой чин тоже есть. В чине оглашения, который предшествует крещению, тоже есть так называемые экзорцизмы, т. е. изгнание темной, злой силы. Священник говорит: «Запрещаю тебе убо вселукавому и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему духу силою Иисуса Христа, всякую власть имущего на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека и да не ктому внидеши в него…»

— Чем эти экзорцизмы отличаются от магических заклинаний?

— Церковь никогда никаким колдовством не занималась. Хотя есть для нас святые слова, например имя Божие, есть святые молитвы. Можно молиться своими словами, а можно произносить молитвы, написанные древними святыми. Когда мы произносим свои молитвы от всего сердца, молимся с верой и любовью, то мы духовно противостоим злой силе. Мы в молитве обретаем благодатную помощь Божию в борьбе с темным духовным миром. Именно сердечное участие, наша вера и верность Богу, желание быть с Богом, молитва о помощи страждущему человеку являются содержанием наших действий и наших слов, когда мы изгоняем нечистую силу из оглашаемых или одержимых.

Все православные таинства совершаются по принципу, выраженному словами Христа «по вере вашей будет вам» (Мф. 9: 29). Даже если мы совершили таинство, полностью исполнив чинопоследование, полностью произнесли все слова, то всегда остается вопрос — насколько это таинство будет действенно? Например, причащаясь Святых Христовых Таин, мы всегда молимся, чтобы не в суд и не в осуждение нам было это Святое Причастие. Потому что мы никогда не чувствуем себя достойными или достаточно готовыми к нему. Даже если оно действительно, т. е. совершено правильно, действенность его остается в зависимости прежде всего от воли Божией и от состояния души человека. Никакое таинство нельзя совершить над человеком насильно. Всегда требуется соучастие, синергизм.

С этой точки зрения нужно оценить то, что совершается при отчитывании. Если одержимый или психически больной хочет, чтобы его отвели на отчитку и там священник помолился над ним, то молитва может быть услышана. Если же он этого не хочет, то затащить его насильно на отчитку, чтобы над ним что-то совершили, — имеет ли это смысл? Из житий святых, из церковного опыта известно, что такие случаи действительно были, но исключительно в отношении людей, полностью одержимых , т. е. людей, которые не имеют никакой свободы воли и сами уже не могут ничего захотеть, не могут причаститься или исповедоваться. Тогда окружающие, видя отчаянное положение такого человека, тащили его даже насильно к святому человеку. В житии преподобного Сергия рассказывается, что бесы уже по дороге к нему оставляли одержимых. А в жизнеописании святого праведного отца Иоанна Кронштадтского имеются свидетельства о множестве случаев, когда к отцу Иоанну приводили или притаскивали одержимого, которого едва удерживали несколько здоровых мужчин. Отец Иоанн устремлялся к нему навстречу со словами: «Именем Господа Иисуса Христа тебе говорю, выйди из него». Бывало, что одержимый человек даже вцеплялся в волосы святому, но он своей горячей молитвой изгонял беса, и одержимый исцелялся. Это описано многими свидетелями. Что здесь, просто волшебные слова? Конечно нет. Такую обещанную Господом власть над злыми духами имеют святые люди.

На что мы надеемся — на какой-то чин или на то, что совершитель этого чина имеет особую власть над нечистой силой, некий духовный дар? Во втором случае чин не очень-то и нужен. Преподобный Сергий и отец Иоанн Кронштадтский изгоняли бесов безо всяких чинов. Если же дело именно в чине, то возникает вопрос о магии.

— А если не святой попробует отчитывать?

— Он рискует попасть в положение семи сынов иудейского первосвященника Скевы, описанное в «Деяниях». Что может делать простой священник? Со смирением, ни в коем случае не считая себя экзорцистом, он может просто помолиться о болящем или одержимом. Священник обо всех болящих может и должен молиться. Но нужно помнить, что наша молитва немощна. Мы можем принести свою веру, любовь, смирение, каяться и умолять Господа о помощи. Если так священник будет молиться, то тогда он может читать любые молитвы из требника. И к такому доброму и смиренному священнику безусловно всегда хорошо пойти. Если же он возомнит, что он гонитель бесов, который сам по себе имеет над ними власть, то это наверняка путь опасной прелести. Во всех этих тонких ситуациях разобраться нелегко, и лучше не судить об этом поспешно.

— Требуется ли священнику брать на это специальное благословение?

— Благословение на трудное дело попросить всегда полезно. Но нельзя сказать, что оно является обязательным. Священник получает от епископа дар совершения таинств. Во время крещения, например, священник и оглашает, и заклинает, и изгоняет бесов. Кроме того, священнику дается требник, и в нем есть чин заклинания злых духов. Требником может пользоваться каждый священник без дополнительного благословения епископа.

— Как же относиться к отчитке мирянам?

— Это явление существовало всегда. Не в нашей власти ни отменить его, ни распространить. Я не советовал бы выносить категорические суждения. Каждый случай индивидуален. Я вам просто приведу пример. Один очень известный старец жил рядом с другим подвижником, известным на всю Россию экзорцистом. И старец этот к нему на отчитку никого не посылал, но никого не осуждал и никому не запрещал. Вот такой позиции я бы и придерживался.

Кирилл МИЛОВИДОВ


НАС ОЧЕНЬ МАЛО.

Сразу после утренней службы к батюшке выстроилась очередь посетителей. Первой была миловидная девушка лет двадцати. Одета по моде: джинсы и темная болоньевая курточка. У нее недавно в автокатастрофе погиб младший брат, и теперь каждую ночь в дом приходит его призрак. Девушка принесла фото брата и землю с могилы. Отец Антоний сказал, что отчитку (прочитает соответствующие молитвы) сделает сам, а ей посоветовал поставить свечку за брата.

Потом позвонил батюшка из другого прихода. И рассказал, что, когда отпевал в квартире покойника, со стен попадали иконы. Священник ответил, что всем, кто был в тот момент в доме, надо сходить в церковь...

Мериться силой со всевозможными чертями отцу Антонию приходится ежедневно. Но с целым взводом призраков, как в Тишкове, довелось столкнуться впервые.

Такого в своей жизни еще не слышал, - признается батюшка. - Решил помочь, потому что я старый уже, мне терять нечего. Отслужил панихиду по погибшим воинам. Потом освятил святой водой дома. А мальчишкам приказал в лес больше не ходить, чтить память погибших и молиться за них. Неприятно воинам было, что мальчики на их останках веселятся. Вот и восстали из праха.

А почему тишковцы пришли именно к вам?

Не каждый священник может изгонять нечистую силу. Нужно получить специальное разрешение митрополита. Ведь, изгоняя бесов, ты принимаешь на себя страсти людские. Не всякий к этому готов, - объясняет протоиерей. - И после таких отчиток я часто болею. Да и не только я. Бывало, возвращаюсь домой после таких служб, а жена лежит, стонет. Она меня до самой своей смерти всегда просила не бороться с бесами. А что делать? Людям же не откажешь. Ведь священников, могущих изгонять бесов, очень мало.
На кого нападают бесы?

Оказалось, что по-настоящему бесноватых, таких, как показывают в фильмах ужасов, в наше время не встретишь.

К нам в храм таких не приводят, - рассказывают церковные служки. - Их в психиатрических клиниках держат.

Отцу Антонию приходится иметь дело с тремя видами бесовской напасти: болезнями, которые не могут излечить врачи, сглазом и, говоря по-современному, полтергейстом.

Как-то приехала ко мне женщина из Гродненской области с малокровием. Врачи ей помочь не могли, - вспоминает настоятель Покровского собора. - А оказалось, что она в магазине продавцом работала, воровку поймала и в милицию сдала. Та ее прокляла и сглазила. Вот и стала женщина болеть. Я отчитку ей прочитал два раза через день. Злых духов изгнал, и все прошло. В другой раз привели пятилетнюю девочку с недержанием. Врачи только руками разводили. После службы у девочки все нормализовалось. Как это объяснить? Только присутствием духа нечистого, которого удалось изгнать.

На кого бесы чаще всего нападают?

Да на кого угодно. Но особо серьезные случаи происходят с верующими людьми.

Ведь слуги сатаны не любят, когда с ними борются. Одно дело «оседлать» слабого человека и вертеть им как хочешь. Другое - бороться со стойким в вере. И не зря церкви считают местом скопления злых сил. Здесь с ними борются, вот они и налетают. Все храмы - как «горячие точки». Хотя никогда заранее не предскажешь, когда беса встретишь.

В церкви шепотом рассказывают, как недавно, перед одной из отчиток, сам сатана ударил отца Антония по рукам. На пол упали Евангелие и крест. Впрочем, сам батюшка вспоминает этот эпизод по-другому:

Старый я стал. В глазах помутнело, и я просто споткнулся.

Как вы определяете, сидит ли бес в человеке?

Я это чувствую. Иногда человек трясется, дергается, гримасничает. А порой люди выглядят нормальными, но я ощущаю, что здесь что-то нечисто. Начинаешь отчитку делать, и точно - бес выходит!

А сами их видели?

Я обычный человек, а их простым зрением не увидишь.
Изыди, нечистая сила!

После разговора отец Антоний пригласил нас понаблюдать - конечно, с согласия «пациентки» - за процедурой изгнания нечистого.

47-летняя Наталья Б. приехала к отцу Антонию из Минска. Бывшая чемпионка Белоруссии по конькобежному спорту, еще пару лет назад считала себя состоявшимся человеком. Работала в министерстве энергетики и руководила посреднической фирмой по торговле энергоносителями. Муж, любящий сын. Дом - полная чаша.

Мы переехали в новую, большую и красивую квартиру, - рассказывает Наталья. - Не прошло и полгода, как начались проблемы: у мужа на работе, у сына в институте. Дома стали часто ссориться. Потом я тяжело заболела, год пролежала в больнице. И муж, и я лишились работы. Стало не хватать денег. Продали машину, бытовую технику, драгоценности.

Наталья обошла всех экстрасенсов и знахарей в Минске, ездила даже к какому-то «спецу» в Киев. Но жизнь становилась все горше. Наконец, кто-то из минских православных священников посоветовал женщине отправиться в Витебск к отцу Антонию...

Зря вы к экстрасенсам ходили, - с ходу заявил ей священник, - от колдунов и чародеев пользы не будет, от диавола это все. Может, и покажется, что легче стало, а потом все по новой начнется.

Кроме нас, отца Антония и Натальи, в келье, пристроенной к храму, никого не было. На середину комнаты батюшка поставил раскладной столик, куда положил Евангелие - большого формата книгу в красной бархатной обложке с позолоченными украшениями, крест и какие-то затертые пожелтевшие листки бумаги.

Это текст молитвы священномученика Киприана «От силы бесовской - духов нечистых, от колдунов - чародеев беззаконных и от глаз людских плохих». Я получил его двадцать лет назад, когда владыка Феодосий благословил меня на изгнание бесов. Раньше эти листки у другого священника были. Почему-то этот текст теперь редко печатают.

Подслеповатый священник, поднося текст к самым глазам, монотонно начал читать молитву. Женщина стояла со свечкой в руках за его спиной.

При словах «изыди, нечистая сила» батюшка повернулся к Наталии и приложил к ее губам крест. Потом помазал лоб елеем, подвел к столу и заставил поцеловать страницу Евангелия, где как раз описывалось, как Христос изгнал из человека бесов, направив их в стадо свиней. Потом продолжил молитву (молитва священномученика Киприана - одна из самых длительных в православии. - А. М.). Вся процедура продолжалась минут сорок. После заключительного «Аминь» отец Антоний, взяв из рук женщины оплывшую свечу, стал жечь ее волосы: сначала на темени, потом на затылке, затем на правом виске, на левом... После затушил свечу и приказал Наталье глубоко вдохнуть дым. Бормоча какие-то слова, обрызгал ее святой водой.

Теперь с тобой все будет хорошо, - проговорил он.

Спасибо, отец Антоний. Только у меня денег нет, - смущенно призналась Наталья.

Деньги меня не волнуют. Главное, твоя душа теперь будет спокойна, - ответил батюшка и, махнув рукой, показал, что всем нужно уходить.

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ

Если вам плохо, не всегда виноваты бесы

Отец МИХАИЛ (ДУДКО), руководитель Секретариата по связям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

Феномен «одержимости» многократно описан и, бесспорно, существует. В церкви есть соответствующий чин - служба, которая призвана избавлять людей от одержимости. Такой чин имеют право совершать только священники, имеющие большой пастырский и духовный опыт. И, конечно, с благословения епископа. Сколько у нас таких священников - неизвестно. Но, думаю, в православном мире их считанные единицы.

К сожалению, сейчас в обществе появилась мода на отчитку от бесов. Человек потерял уверенность в себе, испытывает неудачи на работе, болеет и т. д. - требует провести отчитку. А если есть спрос, то... Кое-где уже начали устраивать массовые сеансы избавления от одержимости, хотя эта процедура скорее индивидуальная..

Если вам кажется, что с вами или с вашими родственниками что-то не так, не спешите считать себя одержимыми. Прежде чем мчаться к священнику, который избавляет от бесов, посоветуйтесь с духовным отцом (если таковой имеется) или с батюшкой своего прихода. Отчитка от бесов - очень специфическое лекарство. И во многих случаях вам помогут средства, имеющиеся в арсенале любого ближайшего храма: исповедь и т. д.

К тому же церковь разделяет психические заболевания и одержимость. И найти различие порой может только медик-профессионал. Поэтому есть еще вариант проверить, вселился ли в вас бес, - пообщаться с хорошим православным психотерапевтом. Уж если он скажет, что вы больны, - нет смысла ехать за тридевять земель, надо лечиться у доктора.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Елена СЕРГИЕНКО, доктор психологических наук, заведующая отделом когнетивной (познавательной) психологии Института психологии РАН:

Изгнание бесов с точки зрения психологии - это один из видов психотерапии. Священники в этом обряде применяют выработанную веками психотехнику: произнесение определенных слов, ритмические действия, гипноз. При этом больное сознание перестраивается и переходит в новое, здоровое состояние, которое позволяет человеку по-другому увидеть те явления, которые его, например, когда-то испугали. Эти психотехники применяются во всех зрелых религиях. Причем способы воздействия на сознание человека психоаналитика и священника разные. Первый работает с осознанным управлением психикой, а второй - с верой и доверием. Но суть одна - изменение сознания человека.

А КАК У НИХ?

Практика изгнания бесов есть и у главного конкурента православия в христианском мире - католицизма. Известны три случая, когда сам Папа Римский избавлял людей от одержимости.

Сведений о том, что такие службы проводил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, нет.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Протоиерей АНТОНИЙ (ДРОЗД).

Родился 4 января 1920 года в городе Новогрудке Гродненской области, заочно окончил с отличием Московскую духовную семинарию.
Женился в 1943 году. 26 лет был священником в деревнях Гродненской и Брестской областей и в городе Орше.
В 1980 году митрополит Смоленский Феодосий благословил на совершение служб по изгнанию бесов.
В 1983 году отца Антония перевели в Витебск, где он живет до сих пор.
Жена умерла два года назад. Есть четверо детей, шестеро внуков и шестеро правнуков.

Андрей МОИСЕЕНКО, Светлана КУЗИНА, Наталья АРТЕМЧИК.

Стоящий в адской иерархии выше, чем обыкновенный бес. Изучением этих неорганических бестелесных сущностей занимается специальная наука, называемая демонологией. Обычный человек не может эффективно противостоять демону, не прибегая к помощи высших духовных сил.

Он не обладает возможностями и опытом противостояния помощнику дьявола, способному жить миллионы лет за счёт усвоения тёмной энергии. Однако вопрос как изгнать демона из человека интересует многих?

Как определить, что демон вселился в человека?

Поскольку демоны являются падшими ангелами, а люди - образом и подобием Божиим, сатанинские усилия направлены прежде всего на истребление . Демоны нисходят в ад, докладывают сатане о совершённых злодеяниях, получают наставления и приказания, а затем возвращаются на поверхность земли.

Церковь предупреждает, что не нужно буквально воспринимать нетривиальные духовные знания. Это означает, что обитель падших духов недоступна для подземного бурения. Преисподняя, являющаяся внутренностью земли - пространство другого рода, которое простирается где-то вне этого мира.

Злой дух, пытаясь проникнуть в человека, может принимать образ явного зла либо прикрываться добротой и обольщать умы. Поэтому Апостол Павел призывал к бдительности и осторожности в чувствах, мыслях, словах, действиях и поступках.

Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов и другие святые, имеющие дар видеть то, что сокрыто от глаз обывателей, отмечают следующие признаки демонов:

  • Наличие тонкого эфирного тела.
  • Умение копировать человеческую внешность , говорить и чувствовать.
  • Безобразный, зверский вид , неблаголепие, внушающее ужас.
  • Постоянное рождение и развитие зла .
  • Способность к быстрому преодолению пространства .

Демоны состоят из вещества, которое намного тоньше, чем вещество человеческого тела. Это даёт им огромное преимущество в свободе действий, а метафизические возможности позволяют внедряться в людей. Бесплотные духи изначально наделены силами, мощно влияющими на материальный мир.

Демоны знают устройство и законы Вселенной гораздо лучше, чем простые смертные . В евангельских повествованиях очень много сказано о пребывании демонов на земле, их жесточайших злодеяниях. Входя в людей и животных, они подвергают жертву страшным мучениям, становятся источниками различных недугов и заболеваний. Негативной энергией поражается мысленная, чувственная, волевая и телесная сферы человеческого существа.

Вход демонов во внутренность физического тела напоминает движение воздуха , только демоническая сущность в данный момент находится в газообразном состоянии. Смешивания с душою не происходит, но насилие может продолжаться долгие годы и приводить к .

Симптомы бесовского повреждения различны: помрачение ума, лихорадка, чувство невыносимого холода, опьянения. Человек теряет силы, энергию, решительность, может быть полностью обездвижен. Часто слышит голоса, призывающие к убийству и членовредительству, подвержен припадкам и судорогам, похотливым мыслям, сладострастным мечтаниям. Демоны любят наделять свою жертву богохульством, гневом, яростью, печалью, тщеславием, гордыней.

Хорошим тестом на наличие демонов в человеческом теле считается употребление святой воды. В силу оказываемых на душу влияний, одержимый не будет пить святую воду . Такая вода может вызвать у него ожоги и раздражение при попадании на кожу. Необходимо отметить, что внутренние изменения бесноватого резко проявляются внешне:

  • Искажённое, угрюмое лицо .
  • Дикие крики изменившимся голосом .
  • Приступы немотивированного гнева .
  • Невероятная физическая сила чередуется с моментами полной слабости.

Верный диагностический признак демонической одержимости показывает обряд с использованием соли. После того, как человек подержал в руках соль, пусть высыпет её на сковороду. Нагревайте в течение 20 минут и наблюдайте за изменением цвета. Если почернела - вашего подопечного терзает демон.

Демон не просто вселяется, а овладевает индивидом. Внешнее подчинение душевных сил демонической воле встречается гораздо чаще, чем простое беснование. Так считают церковные иерархи, хотя для обычного мирянина всё выглядит иначе. В последнее время во многих странах усилилась страсть сребролюбия, деньги овладевают сердцами и умами, лишая самого эффективного способа борьбы с демонами - профилактического .

Искупительные заслуги Христа даруют свободу от власти дьявола и позволяют изгнать демона. В борьбе с демонами настоятельно рекомендуется воспользоваться:

  • крестным знамением
  • молитвой
  • трезвлением
  • смирением
  • призывом имени Спасителя
  • словом Божьим
  • Помощь священнослужителей обязательна и представлена следующими средствами:

    • покаяние
    • причастие
    • заклинания, читаемые над пострадавшим
    • окропление святой водой
    • чудотворные иконы
    • действие ладана
    • святые мощи

    Заклинания

    Ранним утром, во время восходящего Солнца, наберите воды в чистой реке или озере. Дома, поставив воду на ровную поверхность, зажгите свечу, купленную в . Желательно, чтобы над входом в каждую комнату была установлена икона или крест. Читайте заговор, который вам подберут люди, сведущие в духовных вопросах (священники, маги, целители). Самодеятельность здесь не приветствуется .

    Во время процедуры необходимо трижды перекрестить воду. По окончании - трижды плюнуть через левое плечо, окропить одержимого водой, а оставшуюся воду выпить.

    Если вы не нашли наставника, то можно использовать это заклинание изгоняющее демона:

    Изгоняем тебя, дух всякой нечистоты, всякая сила сатанинская, всякий посягатель адский враждебный, всякий легион, всякое собрание и секта диавольская, именем и добродетелью Господа нашего Иисуса Христа, искоренись и беги от Церкви Божией, от душ по образу Божию сотворенных и драгоценною кровию Агнца искупленных. Не смеешь боле, змий хитрейший, обманывать род человеческий, Церковь Божию преследовать и избранных Божиих отторгать и развеивать, как пшеницу. Повелевает тебе Бог всевышний, коему доныне уравняться желаешь в великой своей гордыне; который всех людей хочет спасти и привести к познанию истины. Повелевает тебе Бог Отец; повелевает тебе Бог Сын; повелевает тебе Бог Дух Святой. Повелевает тебе величие Христа, вечного Бога слова воплощенного, который ради спасения рода нашего, завистью твоею падшего, смирил себя и был послушен даже до смерти; который церковь свою поставил на камне крепком и обетовал, что врата ада не одолеют ее, ибо сам с нею пребудет до скончания века. Повелевает тебе таинство креста и всех тайн веры христианской благородство. Повелевает тебе высокая Богородица Дева Мария, которая надменнейшую главу твою с первого мига непорочного своего зачатия в смирении своем поразила. Повелевает тебе вера святых апостолов Петра и Павла и прочих апостолов. Повелевает тебе кровь мучеников и всех святых мужей и жен благочестивое заступничество.

    На латыни

    К данному методу можно прибегнуть только в крайнем случае, когда нет возможности непосредственного посещения церкви . Ибо существует опасность агрессии злых сил по отношению к вам. Изгнав демона из пострадавшего, вы можете стать объектом для нападения. Извергнуть вредоносную силу из себя будет чрезвычайно трудно.

    Во время обряда экзорцизма изгнать демона помогают заклинания, произносимые на латыни. Заниматься этим должен очень подготовленный и защищённый маг. Крестное знамение, святая вода, ладан используются как дополнение к очень длинному заговору. Первая часть призвана изгнать нечистую силу из человеческого тела. Формулируется она следующим образом:

    Regna terrae, cantate deo, psallite Domino qui véhitur per calus, caelos antíquos! Ecce, edit vocem suam, vocem potentem: Akinoscite potentiam dei!

    Majestas ejus, Et potentia ejus In nubibus.

    Timendus est dues e sancto suo, Dues Israel: ipse potentiam Datet robur populo suo Benedictus dues. Gloria Patri.

    Вторая часть латинского заклинания отправляет демона обратно в ад. Звучит она так:

    Exorcizamus te, omnis immundus spiritus omnis satanica potestas, omnis incursio infernalis adversarii, omnis legio, omnis congregatio et secta diabolica.

    Ergo draco maledicte et omnis legio diabolica adjuramus te. cessa decipere humanas creaturas, eisque aeternae Perditionis venenum propinare.

    Vade, Satana, inventor et magister omnis fallaciae, hostis humanae salutis. Humiliare sub potenti manu dei, contremisce et effuge, invocato a nobis sancto et terribili nomine, quem inferi tremunt. Ab insidiis diaboli, libera nos, Domine.

    Ut Ecclesiam tuam secura tibi facias libertate servire te rogamus, audi nos.

    Молитвы

    К молитвам, которые изгоняют демона, относятся следующие: «Отче наш», «Пресвятой Троице», Псалмы 50, 34, 90. Существует специальная молитва для ритуала экзорцизма, которая читается священником. Приводим её содержание.

    Иисус Христос, Ты сын Бога живого, Ты чудеса для людей совершал, пред Тобою демоны в бегство обращаются, рядом с Тобою слепые прозревают, рядом с Тобою мертвые оживают, Ты, Тот, кто распят был, а потом воскрес, Ты тот, кто своим подвигом восславил святой крест. Господи, Сын Божий, Ты гляди в глаза эти, ты найди в них образа от дьявола, ты изгони всю нечисть из тела этого белого, а душу эту сохрани. Спаси, Господи, Ты душу эту невинную, оборони ее от зла всякого на вечно и бесконечно. Да сбудется, что сказано. Аминь. Аминь. Аминь.

    Если в кого вселился бес, то этого человека не должен отчитывать тот, кто младше его годами, кто носит такое же имя. Не отчитывают в дни прибывающей луны и на той неделе, когда в семье у кого-нибудь день рождения, свадьба или крестины. Не отчитывает от беса тот, кто не держал недельного поста, чье число рождения имеет ноль, в чьем доме есть женщина с месячными или младенец. В противном случае, тот, кто будет отчитывать бесноватого, заболеет сам. При вычете нельзя допускать ошибок, пугать и пропускать слова, останавливаться на полуслове. Читающий должен быть обязательно крещеным и иметь на себе крест. Больного усаживают на стул, предварительно убрав все острые и колющие предметы, так как бесноватый при чтении молитвы может падать и биться об пол. Иногда, если человек сильно буйствует, его привязывают. Не следует пугать бесноватого с человеком, страдающим припадками (эпилепсией). Для вычета нужна новая икона Спасителя. Вычет этот самый великий, т. е. очень длинный, но и сила в нем тоже немалая.

    "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Облекаемся во единого Христа и слова Божий. Убойся, диаволю, отыди от раба Божьего (имя). Христос воскресе Своею волею, Его силою изгоняю я тя, страшный и нечистый диавол, силою Вышнего Бога, Отца невидимого. Христос погребен бысть; Христос воскресе, бежи, диаволю, победою Отца и Сына и Святого Духа, и во веки веков. Аминь.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду из западу в восток. Поднимается царь грозная туча, и под грозною тучей мечется царь гром с царицей молнией. Как от царя грома и царицы молнии бегут враги-дьяволы: лесные, водяные, дворовые и всякая нечистая тварь - в свои темные поместья: под пень, под колоду, в омуты и озера, так бы бежали и от живущих в оных хоромах, от меня, раба Божия (имя). Бежали бы всякие враги человека: дьяволы лесные, водяные, дворовые: под пень, под колоду, в озера, в мутную воду, в омуты, в сухие кусты, под сломанные нехоженые мосты. Бежали бы они безоглядно и безвозвратно, век по веку, отныне и довеку. Аминь.

    Христос родился и распялся, и в третий день воскрес, живота дарова всему миру и мне, рабу Божию (имя), крест. Аминь. Крестом человек родился, Бог прославился, сатана связан бысть с сильными своими бесами отныне и довеку, и до второго пришествия Иисуса Христа. Аминь. Свят, свят, свят Господь Саваоф, седай в вышних, ходяй по громе, осеняй силою небесною, призывай воду морскую к проливанию на лице всея земли, праведный сам судия врагу нашему дьяволу. Аминь.

    Господи Боже, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Стану я, раб Божий (имя), благословясь, и пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора в ворота, в чистое поле за дверьми, под утреннюю зарю и под восточную сторону, ко истинному Господу Саваофу, Спасу Иисусу Христу, Сыну Божьему, Царю Небесному и святым Архангелам Михаилу и Гавриилу, шестикрылатым херувимам и серафимам и прочим бесплотным небесным силам, и святому честному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, и святым четырем апостолам и евангелистам: Матфею, Марку, Луке и Иоанну Богослову, святому пророку Илье Фезвитянину. Создай, Господи, свое Божие великое милосердие, от Престола Господня грозную тучу темную, каменную, огненную и пламенную. Из той тучи темной спусти частого дождика. На Небесах от Престола Господня зачинается и поднимается Божия милость и грозная туча, сильный гром и молния. И спустил истинный Господь Саваоф Бог, Спас Иисус Христос, Сын Божий, Царь Небесный, Свое Божие великое милосердие от Престола Господня, Святый Дух, царя грома, царицу молнию. Царь гром грянул, царица молния пламя спустила, все вокруг освятила, расскакались, разбежались всякие нечистые духи. И как из той Божьей милости, из грозной тучи, из сильного грома от молнии вылетает грозная громовая стрела, и сколь она грозно, яро и пылко диавола изгоняет и нечистого духа демона К., С., С., Н., и мамонта посыльного и нахожего у меня, раба Божьего (имя), из двора выгоняет, камень и древо разбивает, и как от той грозной громовой стрелы не может камень в одно место слетать, древо заново отрастать, и так же бы проклятый диавол и нечистый дух, демон К., С., С., Н., и мамонт посыльный и нахожий убежали бы от меня, раба Божьего (имя), от сего места прочь за тридевять земель, за тридевять городов, за тридевять сел, за тридевять морей и не могли бы меня, раба Божьего (имя), видеть, и не могли бы слышать. И как ты грозной, огненной, громовой стрелы, диавол, боишься, а с тобой боится нечистый дух, демон К., С, С, И., и мамонт посыльный и нахожий, и также бы и раба Божьего (имя) устрашилися и убоялися недруги мои и супостаты (имена), и всякие нечистые духи, расскакались и разбежались от меня, раба Божьего (имя). Водяной иди в воду, а лесной иди в лес, под сухое скрипучее древо, под мертвый корень, под куст, под холм, а дворовой мамонт посыльный и нахожий и проклятый диавол и нечистый дух, демон ступай на свое старое, прежнее место, в свое темное жилище. И как Господь умудряет, слепцы не видят, а все знают, так умудри, Господи, меня, раба Божьего (имя), на нечистых бесов крестом с молитвой пойти. Глас грома Твоего в колеснице, осветит молния Твоя, Вселенная подвижется, и в трепети бысть земле, так же бы трепетали нечистые духи от меня, раба Божьего (имя), и как наши родители в земле лежат, не чуют звона колокольного, ни пения церковного, и так бы мой заговор-приговор был бы крепок, силен во всякое время и до будущего века, во веки веков. Аминь.

    Крест на мне, на Божьей рабе (имя), крест у раба Божьего (имя). Крестом дьявола проклинаю и изгоняю. Отступи, бес и диавол и нечистый дух, от меня, раба Божьего (имя). Отступись оттого, в ком сидишь, от раба Божьего (имя). Отступись, отойди от сих дверей, здесь сидят ангелы и архангелы, херувимы и серафимы, здесь Архангелы Михаил и Гавриил, Пресвятая Дева Мария, Приснодева, Богородица, Царица Небесная, родшая Творца плотью, Иисуса Христа, Бога нашего, Царя Небесного. Силой Христовой диавол будь проклят и нечистый дух всеми семью соборами, ныне, присно, во веки веков. Аминь. Крест - хранитель всея Вселенной, крест - красота церковная, крест - царям держава, крест на прогнанье диаволам от раба Божьего (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Крест - креститель, Христов хранитель, крест - ангелам слава, крест - царю держава. Крест - всей тверди утверждение, крест - язва бесам, крест - врагам прогонитель, крест - миру избавитель. Храни крест меня и раба Божьего (имя) всегда, в ветху и в молоду, и в перекрое-месяце, от всякого врага, супостата, от всякого злого человека, от скорби, болезни, ненавидящего и обидящего. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в ворота, из ворот в чистое поле. Покорюсь и помолюсь Господу Иисусу Христу и святым Архангелам Михаилу и Гавриилу, шестикрылым херувимам и серафимам, евангелистам Матфею и Марку, Луке и Иоанну Богослову. Как вас боится демонская сила и как смущает небесная стрела и молния и гром, так чтоб устрашился и убоялся меня, раба Божьего (имя), нечистый дух. И стоит около меня, раба Божьего (имя), сам истинный Господь Бог Саваоф, Спас наш, Иисус Христос со Своею Пресвятою Матерью Богородицей, Девой Марией, со святителями и с небесными врачами, с бессребрениками, с великомучениками, мучениками и мученицами, со страстотерпцами и со страстотерпицами, с преподобными и праведными, и со всеми святыми. Тын железный нерушимый, врата медные, вереи булатные, замок пресветлого рая, ключ Небесного Царствия от земли до неба. От неба и до Престола и по земле, от востока до запада, от запада и до севера, от севера и до юга, со всех четырех сторон заграждает сам истинный Господь Бог Саваоф, Спас наш Иисус Христос, Сын Божий, Царь Небесный, спаси и сохрани меня от всякого злого, лихого человека и супостата: от угреватого, возгривого, шелудивого, от старца и старицы, от среднего и последнего, от черницы, от женатого и вдовца, от холостого, черного, рыжего и седого, от схимника и от схимницы, от девицы и вдовицы, от пестрых и от рябых, от здоровых и от больных, косых и хромых, от колдуна и колдуньи, от ведуна и ведуньи, от шептуна и шептуньи, от кудесников и кудесниц, от нищих и богатых наместниц, отеретиц и еретиков, от немых и лихих языков, от порчи, от болезней, от щипо-ты и ломоты, от дочек Ирода и от камух, от ломихи и от знобух, от злой трясовицы, от жаркой огневицы, от беса в теле, от силы темной и злой спаси, Господи, и пребудь со мной. Петр и Павел вереями врата закрывают, изгонять дьявола из раба Божьего (имя) помогают. Не бывать нечисти на земле и в небесном раю. Сии слова Господь говорит, за ним и я говорю. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне, присно, во веки веков. Аминь".

    Как изгнать беса из человека? Постом и молитвой - отвечает нам Священное Писание. А многие сразу просят: "Отчитайте меня, изгоните беса". А человека, может быть, и отчитывать нельзя. Господь попустил это человеку за грехи, для спасения. Так написано у апостола Павла в Послании к коринфянам: этого человека надо "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен" (1 Кор.5,5). Так вот, если человек во всем покаялся, стал уже православным христианином, живет по заповедям Господним, и бес его мучает, сокрушает, то в этом случае можно изгонять злого духа. Каким путем? Священник должен каждый день совершать Божественную литургию, каждый день причащаться, один раз в сутки вкушать пищу, пребывать в усиленной молитве, потому что он идет вести борьбу не с простым человеком, а с самим сатаною, злым духом. Прежде чем одержимого отчитывать, все его родственники должны покаяться, повенчаться, обратиться к Богу. Только тогда священник приступает к этому страшному делу. Он кадит вокруг этого человека, и все родственники усиленно молятся, священник водой все окропляет, а потом начинает читать особую молитву. В это время бес начинает в человеке шуметь, кричать, сокрушать его. Человек падает, изо рта пена идет, и здесь, если Господу угодно, бес выйдет из него. Все зависит от того, как человек будет себя вести. Священник может изгнать беса, человек выйдет из храма, бес в него опять входит. Почему? Да потому, что многие отчитываются, чтобы здоровье получить, а потом опять пить, гулять, курить, матом ругаться... Однажды я дежурил в Троице-Сергиевой Лавре, ко мне подсела женщина. В ней говорил злой дух, она была бесноватая. Я поинтересовался, спросил: - Где вы раньше были? -Мы находились в раю, - ответил демон. - А кто из вас был самый близкий Богу? - Светоносец, который от Бога принимал все тайны. Мы послушались его и пошли войной против Бога, и третья часть ангелов была свергнута с неба. И стали мы злыми духами, каяться мы не можем уже. Говорит мне еще: - Отец Амвросий! Сейчас я с тобой говорю, но знай, что весь ад слышит разговор, и сам сатана знает, что я с тобой говорю. Хотя святые отцы запрещают с демоном разговаривать, но я в то время отчитывал по благословению духовника, и приходилось беседу вести. Что интересно, со всей России люди с говорящими внутри злыми духами тысячами приезжали. Страшно было смотреть на них. Что они только не говорили, на разных языках. Могли рассказать все грехи стоящих вокруг людей. Конечно, многие по незнанию думают, что демон в них может войти, даже рот закрывали. Демон без попущения Божия не войдет в человека, будь человек даже самым сильным грешником... Те люди, которые видят бесноватых, испытывают страх; они воочию убеждаются, что в человеке бес. Он может сковывать тело, и люди непроизвольно делают непонятные движения. Мне приходилось отчитывать их, так некоторые даже набрасывались, через себя бросали. Бывало так, что человек стоит, скует его бес - и человек назад плашмя падает, бьется об пол храма без сознания. На голове шишки, а смотришь - ничего, все нормально. Порой мелкие гвозди могут есть, стакан искусать и проглотить, и не обрезаться. Но когда человек приходит в себя, спокойно сидит, рассуждает. А когда беснуется - так его бывает, нельзя и понять. Архимандрит Амвросий (Юрасов)

    
    Top