Лукашенко отменил "налог на тунеядцев". Но лишит льгот неработающих. Почему «декрет о тунеядцах» вывел белорусов на улицы Что будет если не платить за тунеядство

Налог на тунеядство в России 2019 все-таки может быть введен через несколько лет. Правда, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, это – не взимание платы с неработающих граждан, а «вовлечение в систему платежей за социальные услуги тех, кто за них не платит ».

За всё заплатишь!

Сенаторы решили вплотную заняться проблемой нехватки социальных отчислений. Законопроект о введении так называемого налога на тунеядство в 2019 году не только масштабно обсуждается, но и вовсю готовится к публичному представлению.

Совет Федерации планирует за 2-3 года пересчитать всех неработающих граждан, выявить тех из них, кто не оплачивает соцвзносы, но пользуется медицинской помощью и другими социальными привилегиями, и заставить «тунеядцев» заплатить.

Предполагается, что со вступлением в силу закона, граждане будут обязаны выбрать для себя один из вариантов:

    устроиться на работу;

    зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и оплачивать взносы в пенсионный и медицинский фонды;

    приобрести патент;

    купить полис на медобслуживание самостоятельно.

Решать, кто освобождается от налога на тунеядство 2019, будут также на основании закона. Если, допустим, официально зарегистрированный безработный гражданин не может трудоустроиться по объективным причинам (нет вакантных мест по его специальности, чрезмерно низкий уровень оплаты труда и пр.), то его, вероятно, от уплаты налога освободят. Не платить смогут и граждане, которые по закону имеют право не работать: пенсионеры, инвалиды и пр.

Введение данного закона позволит добирать в год порядка 45 млрд. рублей – именно столько регионы тратят за оказание медицинской помощи неработающим гражданам. Чиновники убеждены, что спешка в данном вопросе неуместна. Важно выявить именно тех граждан, которые способны оплачивать соцвзносы, но в силу различных причин этого не делают. Это сложную задачу планируют получить Федеральной налоговой службе.

В Совете Федерации считают, что речь не идет об ущемлении прав граждан. Скорее – о социальной справедливости. Почему одни должны работать и платить за медицинское обслуживание, а другие – нет?

Правда, возникает вопрос: а почему должны платить за медицинское обслуживание те, кто им не пользуется, имея хорошее состояние здоровья или обращаясь в частные клиники, где и уровень предоставления услуг повыше, и бессмысленной бумажной волокиты нет?

Не налог, а привлечение к ответственности

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев на предложение губернатора Ставрополья Владимира Владимирова ввести налог на тунеядство в России в 2019 году дал комментарии, поясняющие суть проблемы и опровергающие формулировки, которые у всех на слуху.

Глава правительства предложил не использовать фразу «налог на тунеядство», так как в современной России не предусмотрено наказание за тунеядство, а вести речь о привлечении к социальной ответственности тех, кто пользуется «социалкой», имеет возможность отчислять взносы, но этого не делает.

Ранее о введении обязательных платежей для трудоспособного населения заявляла вице-премьер Ольга Голодец. Она предупреждала, что власть «видит» списочный состав, условия проживания, возраст и возможности 68 млн. человек, которые не работают, не регистрируются в качестве безработных, не оформляются как ИП. На данный момент никаких механизмов привлечения данной части населения к ответственности не существует, поэтому вопрос, по мнению Голодец, надо обсуждать и принимать по нему решение.

Напомним, что ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко неоднократно высказывалась по поводу разработки законопроекта, который заставит «молодых тунеядцев» платить взносы в ФОМС.

Эксперты считают, что для решения проблемной ситуации требуется объемная подготовительная работа. В частности, необходимо выделить ряд категорий неработающих граждан на основе причин, которые позволяют им «лентяйничать»:

    получение процентов от банковских вкладов, дивидендов, ренты недвижимости (со своих доходов эти лица и так платят налоги, поэтому дополнительные платежи для них неуместны);

    сельские жители, живущие от продажи выращенных овощей, пойманной рыбы или забитого бычка;

    лица, не имеющие возможности работать из-за необходимости ухаживать за больными родственниками или малолетними детьми;

    (список можно и нужно продолжить).

Для многих граждан годовые отчисления в ОМС даже в размере предполагаемых 8 тысяч рублей больно ударят по карману. Если человек, допустим, сдает унаследованную квартиру и живет на получаемые 15 тысяч рублей, то где ему изыскать возможности для оплаты соцзносов?

Экспертное мнение сводится к тому, что введение обязательных отчислений должно быть поэтапным, а начинаться сумма должна с символических 400-500 рублей в год. Если запустить проект в качестве пилотного, то он сможет показать эффективность данной системы.

Тема о введении налога за тунеядство уже продолжительное время обсуждается в России. Инициатива чиновников не нашла поддержки среди населения, а законопроект в процессе разработки. Вопрос, будет ли введен налог за тунеядство в России в 2018 году, остается открытым, поскольку до конца не проработанные ни суммы выплат, ни категории граждан, которые попадут под действие закона.

В чем суть закона о введении налога за тунеядство в России в 2018 году?

Периодически Правительство рассматривает идею ввести налог для тунеядцев. Особенно активно эта идея началась развиваться после того, как в соседней Беларуси в 2015 году был принят Декрет №3. Суть прорабатываемого в России законопроекта заключается в том, чтобы неработающие, но дееспособные граждане оплачивали налог в установленном размере.

Вице-премьер О. Голодец в 2016 году стала одним из инициаторов введения закона. Она заявила о том, что большая часть официально неработающего населения работает и имеет доход, но не оплачивает налоги, при этом пользуется социальными услугами, включая медицину. По её словам, новый законопроект позволит увеличить поступления в бюджет и компенсировать затраты государства на обслуживание неработающей части населения. Согласно статистике, такие расходы составляют около 40-45 миллиардов рублей.

Дмитрий Медведев попросил не использовать словосочетание «налог за тунеядство», поскольку законопроект направлен на вовлечение неработающей части населения в систему оплаты налогов, а не борьбы с тунеядцами. Главная цель нововведений заключается в том, что за социальные услуги должны платить все, кто ими пользуется.

Несмотря на то, что чиновники рассчитывают таким образом пополнить бюджет, некоторые из экспертов предполагают, что государство понесет дополнительные расходы. Дело в том, что от налога планируют освобождать людей, которые находятся на учете в центрах занятости. Чтобы избежать наказания за отсутствие официального трудоустройства, неработающие массово будут отправляться на биржи. В результате государству придется выплачивать им социальные выплаты.

Когда начнет действовать закон о тунеядстве и каким будет размер налога?

В соседней Беларуси введение налога на тунеядство не принесло желаемого результата. Вместо оплаты налога люди начали устраивать митинги и протесты, поскольку так называемые «письма счастья» многим пришли без законных оснований. Чтобы избежать подобных промахов, Правительство решило тщательно продумать все детали. Цель закона получить средства от работающих неофициально граждан, но многие люди подозревают, что от него обязательно пострадают те, кто пытается хоть как-то выжить в условиях безработицы и ничтожно низких зарплат.

В связи с тем, что многие моменты еще не продуманы, вряд ли закон о тунеядстве в России будет принят в 2018 году. Эксперты заявляют, что на проработку всех деталей необходимо не менее 2-3 лет. К тому же требуется собрать статистические данные о количестве безработных и тех, кто работает неофициально, чтобы реально оценить сложившуюся ситуацию.

На начальном этапе разработки проекта планировалось установить налог в размере 20 тысяч. По словам министра труда и социальной политики, именно столько может тратить неработающий человек, пользуясь медициной и другими услугами, предоставляемые государством. Хотя цифры не были подтверждены проведением исследований и расчетов, иными словами просто взяты с потолка. По мнению многих людей, включая экспертов, размер явно завышен.

Позже начала звучать цифра в 8 тысяч рублей, но даже 150 долларов в год для некоторых людей может оказаться неподъемной суммой. Эксперты в этой области предлагают запустить закон в пилотном режиме и установить размер налога на малой отметке – 500 рублей, но прислушаются ли к ним чиновники, пока неизвестно.

Кто пострадает от налога и как избежать уплаты?

Так как чиновники желают пополнить бюджет за счет тех, кто дееспособен, но не работает. Льготные категории людей будут освобождены от налога. К таковым будут относиться:

  1. Пенсионеры.
  2. Студенты.
  3. Женщины, которые ухаживают за детьми до 7 лет при условии, что последние не посещают детские учреждения.
  4. Люди, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами.
  5. Инвалиды.
  6. Матери-одиночки и другие социально незащищенные категории населения.

Налог не коснется людей, которые официально трудоустроены и платят налоги, в том числе и частных предпринимателей. Также предполагается, что в списки тех, кто обязан будет оплачивать налог, не попадут люди, официально ищущие работу, то есть те, кто стоит на учете в центре занятости. Проблема не коснется так же людей в сельской местности, которые получают доход на реализации продукции животноводства, овощеводства или садоводства при условии уплаты налогов. Избежать дополнительных затрат смогут и граждане, получающие доход от аренды недвижимости или банковских дивидендов, если своевременно платят налоги в Пенсионный фонд.

Избежать налога можно несколькими путями:

  1. Приобрести патент.
  2. Стать частным предпринимателем или открыть собственную фирму.
  3. Оплачивать из собственного кошелька медицинский полис.
  4. Трудоустроиться на официальную работу.

Эксперты заявляют о том, что закон может не принести желаемых результатов, а вместо пополнения бюджета появятся новые расходы. Будет ли принят закон и сможет ли он эффективно работать, покажет только время, но уже сейчас большинство людей выступает против его введения. К тому же многие люди согласны оплачивать налоги, но часто их останавливает бюрократия, царящая в налоговой инспекции и других государственных структурах.

Извещения об уплате сбора, по последним данным, пришли более 400 тысячам белорусов. У многих из них возникает масса вопросов. Почему получили извещения студенты 6-го курса медуниверситета? Что делать беременной женщине, которую не берут на работу? И как будут реагировать на отказавшихся платить сбор?

Здравствуйте. Студентам, окончившим БГМУ в этом году, пришли извещения о необходимости уплаты налога на тунеядство. Кто-то не посвятил налоговую в то, что там учатся не 5 лет, а 6. В итоге все выпускники оказались тунеядцами. И что теперь? Платить налог? Александр

Если являлся студентом, платить не надо. Представить подтверждающий документ из деканата. Можно прислать в электронном виде через сайт.

- Я учился 181 день, и 30 июня у меня дата выдачи диплома. Пришло письмо. В налоговой сказали - платить 360 рублей. Естественно, я не считаю это честным, т. к. платить 360 рублей из-за того, что 2 дня в году мне не хватило до того, чтобы не считаться тунеядцем, - как-то ни о чем. И хотелось бы подать заявление на освобождение от уплаты налога. Или хотя бы уменьшить сумму сбора. Сергей

Пунктом 5 декрета №3 установлены периоды трудовой и иной деятельности, учитываемые при определении количества дней участия в финансировании государственных расходов.

В частности, подпунктом 5.15 пункта 5 декрета установлено, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Поскольку период вашего участия в финансировании государственных расходов составляет менее 183 календарных дней и информация об иных периодах вашего участия в 2015 году в финансировании государственных расходов в налоговые органы в установленном порядке не представлена, а также данная информация отсутствует в вашем обращении, то вы признаетесь плательщиком сбора за 2015 год.

При этом нормами декрета не предусмотрена возможность уменьшения суммы сбора пропорционально количеству дней участия в финансировании государственных расходов.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 151 декрета местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (при этом под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей). Таким образом, вы имеете право обратиться в Совет депутатов либо районный исполнительный комитет с заявлением об освобождении от уплаты сбора за 2015 год.

Я давно уже живу во Франции, приезжаю домой раз в год на пару дней. Моим родителям пришло извещение о том, что я должна заплатить налог на тунеядство. В качестве доказательства моего проживания попросили принести контракт на работу или же свидетельство о браке. Отец сделал перевод свидетельства, нотариально заверил его, заплатив 40 рублей. Но тут я узнала, что достаточно просто написать электронное обращение в МНС о том, что я живу за границей, и сами налоговики могут проверить это по базе выезда-въезда. Я так и сделала. Мне пришел ответ, что я освобождаюсь от сбора. Но в налоговой все равно требуют подтверждение. Кто прав? И какой алгоритм действия в подобном случае?

От уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год полностью освобождаются граждане, которые фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней в 2015 году. Для этого нужно проинформировать налоговый орган о том, что вы в течение 2015 года фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 дней. Либо указать временной период, в течение которого вы находились в 2015 году на территории Республики Беларусь. Сделать это можно через сайт Министерства по налогам и сборам.

К сообщению приложите копии документов, подтверждающих ваше постоянное проживание на территории иностранного государства, например:

  • вида на жительство на территории иностранного государства;
  • визы государства пребывания;
  • отметок в паспорте о пересечении государственной границы (въезда / выезда);
  • иных документов.

Почему письма от налоговой приходят с извещениями от других инстанций, к примеру, от магазина «Филателия», как в Полоцке? Для чего это сделано? Андрей

Вопрос не к нам, а к РУП «Белпочта».

Сейчас все массово стали получать «письма счастья» об оплате сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год. Получаешь письмо и идешь доказывать, тунеядец ты или добропорядочный работяга. И все бы ничего, но как быть в моей ситуации? В январе 2015-го я оказалась безработной. После праздников вплотную занялась поиском работы... И вот... Закон вступил в силу в апреле 2015-го. В марте я уже была беременна. Будучи не в «положении», работу найти оказалось не так просто, а с «животом», у меня он уже прилично был виден с 3-го месяца, никто брать не хотел... Если бы я работала, в октябре я пошла бы в декретный, но безработным такой лист не выдают. Помогите разобраться в данной ситуации, возможны ли доработки декрета? Или же беременная приравнивается к тунеядцу?

В соответствии с пунктом 11 декрета для рассмотрения вопроса о признании вас участвующей в финансировании государственных расходов вы имеете право представить в налоговый орган по месту жительства соответствующие пояснения и документы, подтверждающие период временной нетрудоспособности при медицинском наблюдении в организации здравоохранения в период беременности и родов или в других случаях.

Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Республики Беларусь в соответствии со статьей 46 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевании, иные сведения, в том числе о периоде временной нетрудоспособности, составляют врачебную тайну. Поэтому информация о периоде временной нетрудоспособности гражданина может быть представлена организацией здравоохранения непосредственно самому гражданину. Налоговому органу такая информация может быть представлена только с письменного согласия такого гражданина.

Принимая во внимание изложенное, вы имеете право лично обратиться в организацию здравоохранения, в которой находились под медицинским наблюдением в период беременности и родов или в иных случаях, за получением документа, подтверждающего период временной нетрудоспособности.

Также вы имеете право в письменном виде предоставить согласие на получение налоговым органом сведений из конкретной организации здравоохранения о периоде вашей нетрудоспособности в 2015 году. В этом случае налоговым органом указанные сведения будут получены самостоятельно на основании запроса с приложением к нему вашего письменного согласия.

При этом обращаем внимание, что письменное согласие может быть представлено в налоговый орган лично или по почте, поскольку оно должно содержать вашу личную подпись.

Иные документы могут быть представлены в налоговый орган любым удобным для вас способом лично, через доверенное лицо либо направлены в налоговый орган по почте или в виде электронного сообщения с прикрепленными файлами через форму на сайте министерства.

Представленные документы подлежат рассмотрению налоговым органом в месячный срок, и при наличии оснований по ним принимается решение об отмене извещения на уплату сбора, о чем гражданин извещается в письменном виде.

Если я откажусь от уплаты сбора, какие будут последствия? Меня с милицией приведут на общественные работы или каким образом все будет происходить? Объясните механизм. Ольга

При неуплате сбора применяются меры ответственности, установленные частью 10 статьи 13.6 «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа» КоАП РБ, а именно наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест. Протоколы об административной ответственности составляются налоговыми органами и, в случае неуплаты сбора, направляются в суд.

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Так появился известный далеко за пределами Беларуси «Налог на тунеядство», «Налог на безработных» .

А 27 января 2018 года вступил в силу Декрет №1 «О содействии занятости населения», также подписанный Президентом и фактически отменяющий «Налог на тунеядство».

Но основные понятия «Налога на безработных» и определения «Социального иждивенчества» не ушли в прошлое с подписанием нового Декрета, а приобрели другие формы и породили далеко идущие следствия.

Потому имеет смысл вспомнить и Декрет №3, и ход его реализации, и предпосылки Декрета №1, и нынешнее положение дел.

Как все начиналось?

Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.

В ответ звучали серьезные возражения:

  • По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
  • Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
  • Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий - это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
  • Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму . Т.е. покупка коробки спичек - тоже пополнение бюджета.

Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.

В чем суть налога на тунеядство?

Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 .

Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».

Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль .

«Налог на тунеядство» не стал вариантом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. Это стало еще одной причиной для уклонения от любых контактов с налоговыми органами.

Кто не стал тунеядцем?

В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане ;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение - штамп о выезде в паспорте);

Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах;
  • работающие по или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, налога при или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) , пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в города, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.

Что изменилось в налоге для тунеядцев, что осталось?

Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.

С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:

  • «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
  • уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
  • основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.

Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.

Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Акции протеста «тунеядцев» прокатились по многим белорусским городам. Они прошли в Бресте, Бобруйске и Барановичах. В Витебске и вовсе был организован крупнейший «народный сход» в истории города. Выражали своё недовольство и минчане: акция в столице стала самой массовой со времён драматических событий 2010 года, когда граждане выступали против итогов президентских выборов.

Теперь белорусские «тунеядцы» готовятся к «горячему марту» — график мероприятий по всей стране расписан по дням; кульминацией должен стать День Воли 25 марта.

«С нами, простыми гражданами, уже никто не считается. Вот сбор за «тунеядство» — люди теряют рабочее место, а на них вводят налог. Это как так получается, а? Люди должны платить за то, что у них нет работы?» — возмущаются участники массовых акций. Впрочем, возможно, митинги уже и не понадобятся: всё указывает на то, что власти готовы приостановить действие злосчастного Декрета №3.

Белорусское «тунеядство» в цифрах

С того момента, как в конце минувшего года налоговые инспекции начали буквально пачками рассылать «письма счастья», требование государства заплатить «налог на тунеядство» стало, пожалуй, основной темой разговоров у белорусов. А ведь в самом начале — ещё в апреле 2015-го, когда Александр Лукашенко подписал Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», — многие оценивали «декрет о тунеядцах» с иронией. Пока не стали получать извещения на уплату налога.

С ноября по январь белорусское налоговое ведомство разослало адресатам более 470 тыс. извещений о необходимости уплаты «сбора на финансирование государственных расходов». То есть такое «письмо счастья» получил примерно каждый 22-й белорус. Но если учитывать в общей статистике только трудоспособных граждан, работающих официально, исключив маленьких детей, школьников, студентов и пенсионеров, то получится, что «письмо счастья» пришло каждому десятому трудоспособному гражданину. Если же принять во внимание отсутствующих — тех, кто поехал на заработки в Россию, Польшу и другие соседние государства, то вообще каждому восьмому. Таким образом, «налог на тунеядцев» моментально стал социальным явлением.

Согласно Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества», если гражданин Белоруссии не работает 183 дня в году и не регистрируется как безработный, то он должен выплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185). 20 февраля 2017-го истёк срок уплаты сбора.

При этом очень многие белорусы, даже оставшись без работы, не регистрируются в качестве безработных. Дело в том, что пособие по безработице в стране составляет примерно $20, получать его можно только полгода и при этом нужно выходить на общественные работы. К тому же и делать нечего, особенно в провинции, где много полумёртвых предприятий. Их руководители и не увольняют никого (запрещено, чтобы не портить статистику), и зарплату практически не платят. Люди оказываются в ловушке.

Для властей стало полной неожиданностью, что обычно послушные белорусы попросту отказались платить налог. Несмотря на возможные наказания, в том числе тюремное заключение, деньги внесли лишь 10% получивших извещения. Остальные начали кампанию гражданского неповиновения.

Власти недоглядели и в другом: в 2017 году граждане, получается, обязаны уплатить сбор сразу за два предшествующих налоговых периода — за 2015 год (до 20 февраля, сумма — 360 рублей) и за 2016 год (до 15 ноября, сумма — 420 рублей). В общей сложности это $400. Но среднемесячная зарплата в Белоруссии не дотягивает до этого показателя. А в провинции к тому же зарплаты намного ниже, чем в столице, тогда как устроиться на работу — в разы труднее. Именно это и объясняет тот резонанс в обществе, который вызвали уведомления от налоговой инспекции. Полученные извещения при полном отсутствии денег у людей стали причиной ряда самоубийств. СМИ сообщали о нескольких случаях, пока доподлинно установлены обстоятельства по двум: в Осиповичах и Рогачёве .

В ответ на «письма счастья» кто-то из белорусов отравляет существование сотрудникам налоговых органов и чиновникам исполкомов, заваливая их жалобами и устраивая скандалы.

  • Участники несанкционированной акции белорусской оппозиции «Марш рассерженных белорусов» против Декрета №3. Минск
  • РИА Новости

Но наиболее многочисленную группу составляют граждане, у которых просто нет денег, и эти люди вышли на акции протеста. Даже недавнее повышение пенсионного возраста не спровоцировало такого конфликта.

Нет работы? Плати

«Проблема так называемых тунеядцев имеет несколько аспектов. Первый — моральный. Тысячи людей, которые не могут работать ввиду сложных жизненных ситуаций, десятки тысяч тех, кто не работает по причине из рук вон плохого руководства (каждый год страна теряет 70 тысяч рабочих мест), — отмечает на сайте Europe Insight зампредседателя Объединённой гражданской партии экономист Лев Марголин. — Второй аспект — юридический. Конституция предусматривает право на труд, а не обязанность. Причём для многих слова «социальное государство» давно потеряли всякий смысл. Они учат детей за свои деньги, за деньги же сдают медицинские анализы и делают различные процедуры. По сути, единственные, кого они не «финансируют», — это чиновники и силовики, которые их же при случае бьют. Ну и третий аспект — экономический. Вряд ли деньги, которые удастся собрать с «тунеядцев» (по самым оптимистичным расчётам это $30—35 млн), перекроют затраты, связанные с получением этих средств. Это оплата труда работников налоговых и других государственных служб: милиции, суда, службы исполнения наказаний; тонны бумаги и чернил и т.д. и т.п. Классический случай, когда овчинка не стоит выделки. И это не считая издержек от потери репутации».

В декабре 2016-го Лукашенко официально признал неправильную реализацию налоговой меры, а в январе подписал Декрет №1, которым внёс изменения в свой изначальный «декрет о тунеядцах». Однако вместо того чтобы ликвидировать перегибы, новый документ дал обратный эффект: платить налог, в частности, обязали матерей, которые воспитывают малолетних детей. После этого люди и вышли на улицы.

Впрочем, вряд ли белорусские власти всерьёз испугались протестов. В своё время Лукашенко пережил и гораздо более масштабные выступления.

Однако практика показала, что «налог на тунеядство» оказался не прибыльным, а, наоборот, убыточным для казны. Даже если просто сложить все канцелярские расходы, затраты на создание специальных баз данных, рабочее время многочисленных чиновников и полностью парализованные на сегодняшний день налоговые инспекции, то окажется, что на реализацию «декрета о тунеядцах» ушло значительно больше средств, чем было получено по её итогам. Опрошенные RT эксперты соглашаются: властям не стоило вообще ничего затевать.

Разрабатывая Декрет №3, государство рассчитывало получить дополнительные средства в бюджет, предполагая, что люди, не занятые в «официальной» экономике и официально не зарегистрированные как безработные, работают в «тени» и не платят налоги. Но на практике оказалось, что граждане просто сидят без дела либо трудятся на предприятиях с занятостью 1-2 дня в неделю — таких в Белоруссии очень много.

В итоге случай каждого неплательщика приходится рассматривать индивидуально, а их полмиллиона. Теперь уже и органы здравоохранения должны собирать информацию, не переносил ли заподозренный в «тунеядстве» гражданин серьёзных заболеваний, которые могли помешать ему работать.

Получилась своего рода цепная реакция — массовые разбирательства с «тунеядцами» парализуют работу всё новых государственных структур. И это происходит на фоне невероятного роста социальной напряжённости.

Как вернуть всё назад

«Я уверен, что на самом верху уже отлично поняли, насколько промахнулись с преследованием «тунеядцев». И теперь главная забота властей — выйти из этой ситуации, сохранив лицо, — сказал RT белорусский экономист Леонид Злотников. — Мне, правда, непонятно другое. Неужели при подготовке этого декрета никто в Администрации президента не предвидел, что он обернётся большими затратами, чем объём полученных денег? Получается, там, на самом верху, решили, что белорусы просто и безропотно заплатят очередной сбор, причём такой крупный по белорусским меркам? В таком случае у руководства страны большие проблемы не с экономикой, а с социологией».

Переложить вину на чиновников по принципу «царь хороший — бояре плохие» не получится, считает Злотников.

«Думаю, вопрос «замирения» общества возложат на налоговые инспекции и на исполкомы, которые будут невероятно лояльны к гражданам, — говорит Леонид Злотников. — То есть будут принимать от людей абсолютно любые объяснения, почему они не работали, почему у них нет денег, какая жизненная ситуация и так далее. Просто чтобы сбить нынешнюю волну негодования. А ближе к осени действие декрета заморозят под благовидным предлогом. То есть его не отменят, а прекратят применять и сделают вид, что ничего особенного и не было».


Top