Биография евгения абрамовича баратынского. Краткая биография евгения баратынского самое главное

(Боратынский) Русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания ("Финляндия", "Разуверение", "Признание", "Две доли"); поэмы ("Эда", "Бал"), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике "Сумерки" (1842) — противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека, преломленное через трагическое сознание поэта.

Биография

Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье.

В 1812 поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской.

В 1819 он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером.

В печати появились первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 напечатана поэма "Пиры", принесшая автору большой успех.

В 1820 — 26 Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды..."), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского.

Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828).

В апреле 1825 Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества.

После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?..").

В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску.

В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х — начала 1840-х.

В 1843 поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции- В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее ("Пироскаф", 1844). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Евгений Баратынский считался современниками величайшим поэтом России. Его элегии и эпиграммы читались в литературных салонах. Описаниями природы и любовной лирикой восхищались друзья-поэты. По непонятным причинам он был задвинут на задний план, но остается значительной фигурой в русской поэзии ХIХ века.

Детство и юность

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 года в семье отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Баратынского и Александры Федоровны, в девичестве Черепановой. Оба супруга принадлежали к высшей знати. Абрам Андреевич состоял в свите , Лейб-гвардии Гренадерского полка. Александра Федоровна получила образование в Смольном институте благородных девиц, служила императрице .

За верную службу братьям Абраму и Богдану император подарил имение Вяжля в Тамбовской губернии, где и родился Евгений, старший сын среди восьми детей. В 1804 году владельцы делят имущество и семья Абрама Андреевича перебирается на окраину Вяжли, где на краю живописного оврага построена новенькая барская усадьба Мара. Там прошло раннее детство поэта. В Маре написана элегия «Запустение», посвященная воспоминаниям.

Воспитателем Евгения с братьями служил итальянец Джьячинто Боргезе, памяти которого незадолго до смерти поэт посвятил стихотворение «Дядьке-итальянцу». В семье говорили на французском языке, и первые письма, посланные мальчиком домой из петербургского пансиона, написаны по-французски. В восемь лет Баратынский начал учить немецкий язык в частном пансионе, в двенадцать – поступил в Пажеский корпус.


В 1810 году внезапно умер отец, семья вернулась в поместье из Петербурга. Подготовку сына к поступлению в престижнейшее заведение Российской империи контролировала мать. Из писем к матери биографы поэта знают о его настроениях той поры. Подросток отличался мрачным строем мыслей, читал философские трактаты, однако готовился к службе в военном флоте.

Планам не суждено было сбыться. Весной 1814 года за плохое прилежание к учебе юношу оставили на второй год. Компания приятелей Евгения посвящала большую часть времени не урокам, а проказам. Самоназванное «Общество мстителей» изводило нелюбимых преподавателей злыми шутками. Забавы закончились плохо – друзья украли у отца одного из мальчишек черепаховую табакерку в золотой оправе вместе с деньгами.


В результате компанию личным распоряжением генерала Закревского исключили из Корпуса за кражу без права поступления в другие учебные заведения. Служить можно было только в чине солдата. Эта история переломила судьбу Баратынского. Он вернулся в поместье, много думал и начал писать стихи.

Брат поэта, Ираклий Абрамович Баратынский, успешно окончивший Пажеский корпус, дослужился до генерал-лейтенанта. Занимал пост губернатора Ярославля, потом Казани, заседал в сенате.

Литература

В 1819 году его творения уже стали публиковаться в журналах. Современники ценили творчество Баратынского за глубину переживаний, трагизм и надрывность. Изящный слог и сплетение словесных кружев, оригинальность стиля хвалили приятели поэта, бывшие первыми критиками.


Антон Дельвиг первым оценил незаурядный талант и напечатал одно стихотворение Баратынского без ведома автора. Восхищались творчеством молодого поэта , Петр Плетнев, Николай Гнедич, .

Ставшие знаменитыми лирические стихотворения и поэму «Эда» Баратынский написал во время службы в Финляндии, где он провел пять лет в чине унтер-офицера. Поэта вдохновляла красота дикой северной природы и прелестная графиня Аграфена Закревская, жена генерал-губернатора Финляндии Арсения Закревского. Природа и эмоции сплетаются воедино в образе потока в стихотворении «Водопад».


Есть несколько интересных фактов о Баратынском, о которых обычно не рассказывают на уроках литературы. Например, о чудовищной безграмотности поэта. В совершенстве владея итальянским, французским и немецким, поэт не владел грамматикой и пунктуацией русского языка. Из знаков препинания признавал лишь запятую. Стихи перед публикацией отдавал на редактуру Дельвигу.

Тот передавал рукопись жене, Софье Михайловне, с просьбой переписать до точки. Но вот точек-то и не было – стихотворения завершались запятыми. Даже собственную фамилию Евгений писал по-разному. Первые стихи он подписал: «Евгений Абрамов сын Баратынской». В публикации произведений и в последнем сборнике употреблялся вариант - «Боратынский».


Родовая фамилия происходит от названия замка Боратын в Галиции. Вариант с буквой О выбит на надгробном памятнике, а написание с буквой А закрепилось в биографии благодаря письмам Пушкина, который, рассказывая о трудах приятеля, называл его «Баратынский».

Поэзию Евгения Баратынского критиковали с разных точек зрения. Декабристы упрекали поэта в отсутствии гражданской позиции и излишнем влиянии классицизма. Романтизма в текстах было многовато для критиков, но мало завсегдатаям литературных гостиных. Сам автор к концу жизни редактировал свои ранние вещи, убирая из них лиричность и накатанность стиля, что также не нашло понимания у поклонников таланта.

Личная жизнь

Поэт был женат на Анастасии Львовне Энгельгардт, дочери генерал-майора. В приданое за супругой Евгений получил прочное положение в светском обществе и богатые имения, в частности - подмосковное Мураново, ставшее родовым гнездом многочисленной семьи, а впоследствии музеем имени . Там до сих пор стоит дом, построенный под руководством Баратынского, растет посаженный им лес.


Молодые обвенчались 9 июня 1826 года. Впрочем, по меркам ХIX века, в свои 22 года Анастасия считалась уже вполне зрелой особой. Она слыла умной, но некрасивой, отличалась тонким литературным вкусом и нервным характером. В браке родилось девять детей.

Молодой муж отбросил мечты и занялся обустройством быта. По письмам Баратынский тридцатых годов кажется добросовестным хозяином и отцом. К этому периоду относятся стихи «Весна, весна! как воздух чист!», в котором поэт просто радуется жизни, и «Чудный град порой сольется», в котором отмечает, что «мгновенные созданья поэтической мечты исчезают от дыханья посторонней суеты».

Смерть

Последний сборник стихотворений «Сумерки» критики жестоко раскритиковали. Особенно отличился , с которым Баратынский полемизировал до самой смерти. По мнению , Белинский виновен в ранней смерти Баратынского, поскольку ранил чувствительную душу поэта пренебрежительным тоном и оскорбительными сравнениями.


Осенью 1843 года Баратынский с женой отправляется в путешествие по Европе. Посещает крупные города Германии, живет полгода в Париже. Весной 1844 года путешественники плывут из Марселя в Неаполь. Ночью поэт написал пророческое стихотворение «Пироскаф», в котором выразил готовность умереть.

В Неаполе у Анастасии Львовны случился припадок, который сильно подействовал на ее мужа. Усилились головные боли, которые давно мучили Баратынского. На следующий день, 29 июня 1844 года, поэт умер. Официальной причиной смерти назван разрыв сердца. В августе 1845 года тело поэта вернулось на родину, в Петербург. Евгения Баратынского предали земле на Ново-Лазаревском кладбище, расположенном на территории монастыря .

Библиография

  • 1826 – поэма «Эда»
  • 1826 – поэма «Пиры»
  • 1827 – собрание стихотворений
  • 1828 – поэма «Бал»
  • 1831 – поэма «Наложница» (первоначальное название «Цыганка»)
  • 1831 – рассказ «Перстень»
  • 1835 – собрание стихотворений в двух частях
  • 1842 – сборник стихов «Сумер¬ки»
  • 1844 – «Пироскаф»

Всем известен и многими любим классик русской литературы Евгений Абрамович Баратынский. Биография писателя насыщена множеством различных событий, связанных с частыми переездами и долгой разлукой с родиной. Именно этим ярким моментам жизни автора посвящена наша статья.

Ранние годы

Год рождения Баратынского - 1800, в это время к власти приходит Александр I, либеральное правление которого в будущем будет сменено законами Николая I, что серьезно повлияет на жизнь писателя. 19 марта в имении старинного польского рода (Тамбовская губерния) появился на свет Евгений Баратынский. Воспитывался мальчик в имении Мара матерью и дядькой-итальянцем. Благодаря последнему он рано выучил итальянский язык. А к восьми годам мог свободно общаться и на французском. В 1808 году его отдали в петербургский немецкий пансион, где продолжилось обучение писателя.

После смерти отца Баратынский Евгений Абрамович возвращается в Мару. В это время мать занимается подготовкой сына к поступлению в Пажеский корпус. И благодаря ее стараниям мальчик в 1812 году становится воспитанником этого престижного заведения.

Тамбовская губерния

После окончания Пажеского корпуса Баратынский (биография этого периода не отличается яркими событиями) возвращается к семье в Тамбовскую губернию, где начинает писать стихи. Поначалу его произведения очень слабы с технической точки зрения, но постепенно поэт овладевает мастерством. К 1819 году формируется тот стиль Баратынского, которым писатель гордился и считал основным достоинством своей поэзии.

Петербург

В 1819 год ознаменовался переездом в Петербург и поступлением рядовым в Егерский полк. В этот период знакомится со столичным литературным обществом Баратынский. Биография писателя полна встреч с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, Кюхельбекером, Плетневым. Он становится желанным гостем в литературных салонах.

Благодаря стараниям Дельвига, впервые публикуются произведения Баратынского: «К Кюхельбекеру», «К Креницыну», поэма «Пиры». А в 1823 году появляются сборники стихов поэта.

Финляндия

В 1820 году Баратынского переводят в Нейшлоцкий полк, находящийся в Финляндии. Командует полком родственник поэта - Г. А. Лутковский, поэтому Баратынский живет у него, пользуется немалыми привилегиями и часто посещает Петербург. Однако самого писателя тяготит его положение. Он не принадлежит к солдатскому сословию, но ему не дают офицерского звания, а службу просить он не станет - такое поведение может быть воспринято как неуважение к власти. И со «светом» все меньше и меньше общего имеет Баратынский. Биография дворянина не предусматривала службы в солдатах, отчего писатель чувствовал свою ущербность.

В Финляндии Баратынский проводит пять лет - с 1820 по 1825 год. Это отлучение от родины ярко отразилось в его поэзии: стихотворениях «Водопад», «Финляндия», поэме «Эда».

В 1824 году благодаря ходатайствам друзей Баратынского переводят в Гельсингфорс, где он служит при штабе генерал-губернатора. В этот период поэт влюбляется в замужнюю женщину - А. Ф. Закревскую. Эта любовь принесла ему много страданий, но благодаря ей появились на свет такие стихи, как «Фея», «Оправдание», «Я безрассуден - и не дивно…» и многие другие.

Офицерское звание

То, что поэт долгое время не мог получить офицерское звание, было связано с независимой тональностью его творчества и рядом оппозиционных высказываний, которые очень часто позволял себе в свете Баратынский. Евгений Абрамович дослужился до долгожданного чина только через семь лет (в 1825 году). Это давало поэту возможность самому распоряжаться своей судьбой. В этом же году Баратынский едет в гости к матери в Москву и обратно уже не возвращается, а в 1826-ом он официально уходит в отставку.

Возвращение в Россию

Сразу по возвращении на родину поэт женится на Анастасии Львовне Энгельгардт и поступает на службу в Межевую канцелярию. Жизнь Баратынского становится унылой и монотонной. Семейный быт сглаживает все вызывающие, бунтарские черты характера писателя.

Подобное положение дел сильно повлияло и на творчество Евгения Абрамовича. Его произведения все меньше и меньше ценятся публикой, они уже не имеют столь грандиозного успеха, как ранние творения. Однако писатель не собирается отказываться от новых установок и новаторских идей. Поэзия Баратынского этого периода была не понята критиками и современниками, только Пушкин смог оценить ее. Особого же внимания этого великого писателя была удостоена поэма «Эда».

Отношение к декабристам

Евгений Абрамович не был активным противником политического строя и не примыкал к декабристам, но сама идея тайных обществ его захватила. Однако творчество Баратынского все же отразило и оппозиционное отношение поэта к правительству. Например, элегия «Буря» показала все негодование и возмущение Баратынского, касающееся расправы над декабристами. Для поэта крах движения стал символом поражения идей свободы и лучших человеческих устремлений.

Журнал «Европеец»

В 1831 году друг Баратынского И. В. Киреевский начинает выпускать журнал «Европеец». Евгений Абрамович в знак поддержки стал писать для издания прозаические рассказы, среди которых можно отметить известный «Перстень». Статьи Баратынского для журнала были полны критических замечаний в адрес современных ему литераторов, отзывов о политических событиях. В «Европейце» предстал не только Баратынский-поэт, но и Баратынский-критик, а также политический деятель. Однако журнал был вскоре закрыт, что сильно огорчило писателя, и он впал в тоску.

Последние годы

В последние годы жизни отношения Баратынского с писателями-современниками сильно ухудшились, и поэт оказался в изоляции. Положение усугубляет разрыв со старыми друзьями - Киреевским, Пушкиным, Хомяковым. Итогом стало затворничество писателя и его семьи в имении Мураново, расположенном под Москвой.

Стихи Баратынского о любви в этот период творчества уходят на второй план, уступая место трагически-философским размышлениям о современности и одиночестве. Меняется и стилистика самих произведений - они отличаются разорванностью, нестройностью и крайним надрывом.

В 1843 году Баратынский со старшими детьми отправляется в путешествие за границу. За время поездки писатель посетил Германию, Париж, где свел знакомство с Н. И. Тургеневым, а также Францию. К поэту возвращается вера в будущее и бодрое настроение, что отражается и в творчестве (стихотворение «Пироскаф»).

Баратынский через Марсель морем отправляется в Неаполь, где пишет последнее свое произведение - стихотворение «Дядьке-итальянцу». Еще в Париже, незадолго до отъезда, Баратынский чувствовал себя нездорово, но пренебрег советами врача о вреде жаркого климата и продолжил путешествие. 28 июня 1844 года у поэта случился приступ сильной головной боли, за которым последовала лихорадка, и на следующий день он скончался.

Жена Баратынского, Анастасия Львовна, на 16 лет пережила мужа, а после смерти была похоронена рядом с ним на Тихвинском кладбище.

Особенности лирики

Стихи Баратынского о любви преобладают во всем творчестве поэта. Связано это с тем, что Евгений Абрамович относился к числу романтиков. В его творчестве отразились тяготы и горести современного поэту времени. Большой заслугой Баратынского является его способность ярко изображать внутренний мир человека со свойственными ему противоречиями и сложностями. Поэт очень страстно относился к тому, что описывал, его стихотворения полны беспокойства, тревоги и глубоких переживаний.

Основными для творчества Баратынский считал следующие моменты: мысль, своеобразие и простоту. И согласно этим трем составляющим, творил.

Евгений Баратынский: «Весна»

Знаменитое стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист» представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Баратынского. В произведении с восторгом, трепетом и нежностью описывается возрождение природы. Лирический герой ликует, он счастлив, его душа поет.

Стихотворение просто и легко звучит. Оно не отличается излишне высоким слогом или сложностью структуры, но именно благодаря этому читать может ощутить восторг и трепет автора, его ликование и воспевание расцветающей природы.

Весна была любимым временем года поэта. В письме к матери, написанном в 1815 году, Баратынский отмечал, какое грандиозное влияние оказывает на его душу созерцание преображения и украшения природы в весеннее время. Говорил о радости и ликовании, наполняющем его сердце, о прогулках, дающих ему истинное наслаждение.

Сборник «Сумерки»

Он вышел в 1842 году и был последним сборником стихов Баратынского. В него вошли произведения, написанные с 1835 по 1842 год. Представлены они были лирическим циклом, объединенным образом, который и стал заглавием всей книги. Сумерки здесь предстают символом, который, с одной стороны, знаменует финал жизни и творчества самого Баратынского, а с другой - содержит намек на окончание существования духовности и культуры всего человечества.

Практически не пишет в этом сборнике Баратынский о природе, поэт создает философский жанр эпиграммы, где происходит растворение объекта в отвлечении и обобщении. Примеры таких произведений: «Люблю я вас, богини перья», «На посев леса», «Коттерие» и многие другие.

Поэт выражает свои горестные мысли о судьбах искусства, человечества. Его волнует то, как общество воспринимает и будет воспринимать поэта. Делает много неутешительных выводов.

Поздние стихотворения Баратынского резко отличаются от его раннего творчества. Если раньше главными были четкость и ясность, то теперь писатель часто использует сложный синтаксис, архаическую лексику, ораторские приемы, что сильно затрудняет восприятие.

Музей Баратынского

Музей Евгения Абрамовича Баратынского находится в историческом центре Казани. Он расположен во флигеле усадьбы, когда-то принадлежащей супруге поэта. В имении долгое время жила семья самого писателя, а позднее - его многочисленные потомки.

История музея началась в 1977 году, когда при казанской школе № 34 открылась литературная выставка, посвященная наследию Баратынского. Лишь в 1981-ом музей приобрел статус государственного, а через десять лет переехал в усадьбу, которую так любил Баратынский.

Юбилей (2010 год) писателя отмечался в Казани с широким размахом, и музей принимал в этом активное участие. На его территории прошли лекции о жизни и творчестве Баратынского, были выставлены редкие экспонаты, проведены дополнительные экскурсии для школьников.

ПлохоОтлично

Баратынский Евгений Абрамович (1800 - 1844), поэт.

Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье.

В 1812 поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской.

В 1819 он был зачислен рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он знакомится с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязываются приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером.

В печати появляются первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 появляется поэма "Пиры", принесшая автору большой успех.

В 1820 - 1926 Баратынский служит в Финляндии, много пишет. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды...), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского.

Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828).

В апреле 1825 Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений - итог первой половины его творчества.

После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь выходит философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?..").

В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впадает в безысходную тоску.

В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х - начала 1840-х.

В 1843 поэт едет за границу, полгода проводит в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. Бодрость и вера в будущее появляются в стихотворениях Баратынского той поры ("Пироскаф", 1844). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

РАЗУВЕРЕНИЕ

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоской моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

1821

СТАНСЫ

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь.

Степного неба свод желанный,

Степного воздуха струи,

На вас я в неге бездыханной

Остановил глаза мои.

Но мне увидеть было слаще

Лес на покате двух холмов

И скромный дом в садовой чаще -

Приют младенческих годов.

Промчалось ты, златое время!

С тех пор по свету я бродил

И наблюдал людское племя

И, наблюдая, восскорбил.

Ко благу пылкое стремленье

От неба было мне дано;

Но обрело ли разделенье,

Но принесло ли плод оно?..

Я братьев знал; но сны младые

Соединили нас на миг:

Далече бедствуют иные,

И в мире нет уже других.

Я твой, родимая дуброва!

Но от насильственных судьбин

Молить хранительного крова

К тебе пришел я не один.

Привел под сень твою святую

Я соучастницу в мольбах -

Мою супругу молодую

С младенцем тихим на руках.

Пускай, пускай в глуши смиренной,

С ней, милой, быт мой утая,

Других урочищей вселенной

Не буду помнить бытия.

Пускай, о свете не тоскуя,

Предав забвению людей,

Кумиры сердца сберегу я

Одни, одни в любви моей.

1827

* * *

Но я живу, и на земле мое

Кому-нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок

В моих стихах; как знать? душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

1828

МУЗА

Не ослеплен я музою моею:

Красавицей ее не назовут,

И юноши, узрев ее, за нею

Влюбленною толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором

Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражен бывает мельком свет

Ее лица не общим выраженьем,

Ее речей спокойной простотой;

И он, скорей чем едким осужденьем,

Ее почтит небрежной похвалой.

1829

Русская литература XIX века

Евгений Абрамович Баратынский

Биография

БАРАТЫНСКИЙ (правильнее Боратынский) Евгений Абрамович - поэт, представитель пушкинской плеяды. Из старинного польского рода, поселившегося в XVII в. в Россию. Воспитание Баратынский получил первоначально в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности - кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища - был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу. Эта кара сильно потрясла Баратынского (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу. С целью снять тяготевшее клеймо Баратынский поступил рядовым в один из петербургских полков. Нижним чином Баратынский прослужил семь лет (из них пять лет в Финляндии) и только в 1825 был произведен в офицеры. После производства вышел в отставку, последующие годы он жил то в Москве, то в своих имениях. Умер во время заграничного путешествия, в Неаполе, 44 лет от роду.

Первое стихотворение Баратынского было напечатано в 1819. Около этого же времени он сблизился с Дельвигом (см.), высоко оценившим его Пушкиным (см.) и столичными литераторами. Печатался в многих журналах и альманахах; выпустил отдельными изданиями три поэмы (из них «Бал» выпущен в одной книжке с «Графом Нулиным» Пушкина) и три сборника стихов (в 1827, 1835 и 1842).

Баратынский родился в «век элегий» - принадлежал к литературному поколению, возглавляемому Пушкиным, которое явилось выразителем настроений части дворянства первых десятилетий XIX в. В своей сословной ущербленности Баратынский ощущал себя вполне одиноким, не принадлежащим ни к одному состоянию, вынужденным завидовать своим крепостным. Через несколько лет солдатской службы он писал в одном из писем: «не служба моя, к которой я привык, меня угнетает. Меня мучит противоречие моего положения. Я не принадлежу ни к какому сословию, хотя имею какое-то звание. Ничьи надежды, ничьи наслаждения мне не приличны». Трещина, образовавшаяся в годы солдатской службы между Баратынским и его сословием, так и не заполнилась до конца жизни. И позднее, в Москве, Баратынский чувствовал себя в рамках своего дворянства особняком, чуждался «света», образом жизни резко отличался от жизни схожего с ним по положению и достатку московского барства; наконец, - о чем так тщетно мечтал в последние годы Пушкин, - устроил «приют от светских посещений, надежной дверью запертой» в подмосковном имении, куда навсегда переселился с семьей. Однако, переживая свое положения острее Пушкина, Баратынский в то же время, будучи сыном богатых помещиков, взяв большое приданое за женой, прочно связан с экономическими корнями дворянства. Сходством социального положения Баратынского и Пушкина (возможно) объясняется и параллельность основных линий их творчества: оба начали подражанием господствующим образцам начала века - эротико-элегической поэзии Батюшкова (см.), элегиям Жуковского (см.); оба прошли стадию романтической поэмы; наконец, последний период в творчестве обоих окрашен отчетливым реалистическим стилем письма. Но при сходстве основных линий поэтический стиль Баратынского отличается замечательным своеобразием - «оригинальностью», которую тот же Пушкин в нем так отмечал и ценил («никогда не тащился он по пятам свой век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья: он шел своею дорогою один и независим»). Социальная изолированность Баратынского отозвалась в его творчестве резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире «сухой скорби» - безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами. Острое переживание ущерба, «истощения» бытия, завершающееся зловещим «видением» вырождения и гибели всего человечества («Последняя смерть»); настойчивое ощущение никчемности, «напрасности» жизни - «бессмысленной вечности», «бессмысленного», «бесплодного», «пустого» коловращенья дней («Осень», «На что вы дни», «Недоносок» и др.), восторженное приятие смерти - исцелительницы от «недуга бытия», в качестве единственного «разрешенья всех загадок и всех цепей» мира («Смерть») - таковы наиболее характерные темы философической лирики Баратынского. Внешний мир, природа для этой лирики - только «пейзажи души», способ символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. В то же время, в силу сохранения экономической связи с дворянством, Баратынский, как никто из поэтов плеяды, ощущает свою близость с «благодатным» XVIII веком, - «мощными годами», - периодом высшего сословного расцвета дворянства; он сильно ненавидит надвигающуюся буржуазно-капиталистическую культуру («Последний поэт»). Из всех поэтов плеяды он наиболее «маркиз», наиболее верен «классицизму», правила которого, по отзывам друзей, «всосал с материнским молоком». Наряду с элегиями, излюбленными жанрами Баратынского являются характерные «малые жанры» XVIII в.: мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Самые задушевные стихи Баратынского зачастую завершаются неожиданным росчерком - столь типичным для поэтики XVIII века, блестящим pointe’ом, где на место глубокой мысли становится острое словцо, на место чувства - мастерски отшлифованный, но холодный мадригальный комплимент. Язык Баратынского отличается «высоким» словарем, загроможденным не только архаическими словами и оборотами, но и характерными неологизмами на архаический лад; торжественно-затрудненным, причудливо-запутанным синтаксисом. Наконец, Баратынский крепко связан с XVIII в. не только по языку и формам своей поэзии, но и по тому основному рассудочному тону, который составляет такое отличительное, бросающееся в глаза его свойство, заставившее критиков издавна присвоить ему название «поэта мысли». «Нагим мечом» мысли. По собственным словам Баратынского, «бледнеет жизнь земная», иссечен и самый стиль его стихов. Предельный лаконизм, стремление к кристально четким словесным формулировкам (излюбленный пейзаж Баратынского - зима с ее «пристойной белизной», «заменяющей» «невоздержную пестроту» «беспокойной жизни») - таковы основные черты этого стиля. В своих теоретических построениях Баратынский идет еще дальше, прямо уподобляя поэзию науке, «подобной другим наукам», источнику «сведений» о «добродетелях и пороках, злых и добрых побуждениях, управляющих человеческими действиями». Но будучи типичным представителем рационалистической культуры XVIII в., Баратынский вместе с тем явно тяготится ею, считает себя не только «жрецом мысли», но и ее жертвой; в чрезмерном развитии в человечестве «умственной природы», в том, что оно «доверясь уму, вдалось в тщету изысканий», Баратынский усматривает причины вырождения и неизбежной грядущей гибели («Все мысль, да мысль!..», «Последний поэт», «Пока человек естества не пытал…», «Весна, весна» и мн. др.). Такова диалектика поэта, еще принадлежащего XVIII в. и уже вышедшего за его пределы. Закономерно, с данной точки зрения, появление в последнем периоде творчества Баратынского религиозных настроений, нарастающее стремление противопоставить «изысканиям ума» «смиренье веры» («Вера и неверие», «Ахилл», «Царь небес, успокой» и др.). Рационалист, ищущий преодоления своего рационализма, «декадент» по темам и специфическому их заострению, символист некоторыми своими приемами, архаист по языку, по общему характеру стиля - из таких сложных, противоречивых элементов складывается цельный и в высшей степени своеобразный поэтический облик Баратынского, «не общее выраженье» - которое сам поэт справедливо признавал своим основным достоинством.

Несколько особняком от лирики Баратынского стоят его поэмы, заслоненные от современников творчеством Пушкина, несмотря на то, что Баратынский сознательно отталкивался от последнего, стремясь противопоставить «романтической поэме» Пушкина свою реалистическую «повесть в стихах», рассказывающую о происшествиях, «совершенно простых» и «обыкновенных». Ни в этом отталкивании, ни в своем реализме Баратынскому не удалось пойти слишком далеко, тем не менее его поэмы отмечены несколькими характерными особенностями (сильный «демонический» женский характер, выдвигаемый в центр повествования; преимущественное внимание поэта к миру преступной, порочной, «падшей» души.)

После шумных успехов, выпавших на долю первых подражательных опытов Б. в условно-элегическом роде, последующее его творчество встречало все меньше внимания и сочувствия. Суровый приговор Белинского (см.), бесповоротно осудившего поэта за его отрицательные воззрения на «разум» и «науку», предопределил отношение к Баратынскому ближайших поколений. Глубоко-своеобразная поэзия Баратынского была забыта в течение всего столетия, и только в самом его конце символисты, нашедшие в ней столь много родственных себе элементов, возобновили интерес к творчеству Баратынского, провозгласив его одним из трех величайших русских поэтов наряду с Пушкиным и Тютчевым (см.).

Библиография: I. Наиболее полным изданием сочинений Баратынского является двухтомное академическое, под ред. Гофмана, СПБ., 1915. Однако положенный в его основу неправильный принцип печатанья в основном тексте первых редакций делает его наименее пригодным для читателя. Дополнительно письма Баратынского: «Татевский сборник», СПБ., 1899 (письма к И. Киреевскому); сб. «Старина и новизна», кн. III и V, СПБ., 1900 и 1902 (письма к кн. П. А. Вяземскому); Верховский Ю., Е. А. Б., Материалы к его биографии, П., 1916 (письма к родным).

II. Брюсов В. Я. , ст. в «Русском архиве», 1899−1903; Андреевский С., Литературные очерки, изд. 3-е, СПБ., 1902; Брюсов В. Я. , Далекие и близкие, М., 1912; Гофман М., Поэзия Б., П., 1915; Филиппович П. П. , Жизнь и творчество Е. А. Б., Киев, 1917; О восприятии Б. критикой - в статье М. Гофмана. Отзывы о Б. при II т. академического изд.; Владиславлев И. В. , Русские писатели, изд. 4-е, М. - Л., 1924.

Баратынский (правильнее Боратынский) Евгений Абрамович – поэт пушкинской эпохи. Родился в 1800 году в семье богатых помещиков старинного польского рода. Первоначальное свое воспитание получил в деревне, затем учился в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе, но был исключен за кражу денег у отца одного из товарищей.

После исключения Баратынский испытал сильное потрясение, тяжело заболел и даже хотел наложить на себя руки. Чтобы очистить свое доброе имя он поступил в один из полков Петербурга, прослужил там семь лет в низшем чине и только в 1825 был произведен в офицеры.

Женившись, получил богатое приданное. После того, как ему был присвоен офицерский чин, вышел в отставку. Жил сначала в Москве, а позже навсегда поселился в подмосковном имении со своей семьей. Умер Баратынский в 1844 году во время путешествия за границу.

Первое стихотворение Баратынского увидело свет в 1819 году. В это же время он сблизился и со многими столичными литераторами, в числе которых был и А.С. Пушкин. Произведения Евгения Абрамовича неоднократно печатались в журналах и альманахах, он выпустил три поэмы и три сборника стихов (в 1827, 1835 и 1842).

Долгое время считал себя одиноким и не мог определиться со своим местом в жизни. Сходство социальных положений Баратынского и Пушкина порождает и сходство основных направлений их творчества. Оба начали свою литературную деятельность с подражания элегической поэзии Батюшкова и Жуковского, у обоих был период написания романтических поэм.

Творчество Евгения Абрамовича отличалось реалистичностью, индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, восторженным восприятием смерти, замкнутостью в себе.

Баратынский испытывал сильную ненависть к буржуазно-капиталистической культуре, и эта ненависть нашла свое отражение в произведении «Последний поэт». Также в его творчестве присутствуют такие жанры как мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Любимым пейзажем, описанным Баратынским в его творчестве, была зима. Последние же произведения его творчества характеризуются появлением религиозного настроения («Вера и неверие», «Ахилл», «Царь небес, успокой» и др.).

Следует особенное внимание уделить поэмам Баратынского. Хоть в то время они и стояли в тени романтических поэм Пушкина, но обладали большей реалистичностью. Поэмы Баратынского отличаются несколькими характерными особенностями – сильный «демонический» женский характер, внимание поэта к преступному миру и порочной душе. р>

В начале творчества Баратынского его произведения имели шумный успех, но в последующем привлекало к себе все меньше внимания, и со временем его поэзия была забыта и лишь спустя столетие интерес к его творчеству возобновился. Позже его назвали одним из трех величайших русских поэтов наряду с Пушкиным и Тютчевым. р>


Top