Как разобраться в расписании. Проблемы составления расписания в вузе. P.S. Сленговый словарь студента РосНОУ

Работа над составлением расписания учебных занятий, представление его на согласование и утверждение проводится в сроки, определенные Графиком регламентированных работ по организации учебного процесса.

Расписание учебных занятий составляется на каждый семестр и подлежит безусловному выполнению, как студентами, так и преподавателями.

При всем разнообразии форм расписание должно содержать следующую информацию: учебный год, семестр, специальность, неделя (числитель/знаменатель), курс, номер группы, наименование дисциплины с расшифровкой, форма проведения занятия по данной дисциплине (лекция, практическое занятие, лабораторная работа), Ф.И.О. преподавателя, место проведения занятия (номер аудитории, корпуса).

Расписание должно быть аккуратно оформлено, подписано директором среднего учебного заведения и вывешено в установленном месте не менее чем за 2 недели до начала семестра.

При составлении расписания учебных занятий необходимо соблюдать логическую последовательность изучения дисциплин в семестре, учитывать чередование дисциплин, различных по трудности усвоения, и целесообразное чередование различных методов работы (лекция, семинарское занятие, лабораторная работа, занятие в компьютерном классе, в кабинете иностранного языка, спортзале и т.д.). Лекции целесообразно включать в расписание учебных занятий в начале учебного дня.

Расписание учебных занятий необходимо составлять с учетом следующих требований:

Расписание составляется на весь семестр и должно быть равномерным по загруженности в течение недели и непрерывным в течение дня;

Учебные занятия должны проводиться в соответствии с утвержденным расписанием звонков;

Недельная нагрузка обязательными учебными занятиями студентов не должна превышать 36 академических часов (без учета факультативов);

Наименования учебных дисциплин в расписании должны соответствовать наименованиям дисциплин, указанных в утвержденном рабочем учебном плане;

Лекции, как правило, необходимо включать в расписание в начале учебного дня, по возможности исключать проведение лекционных занятий в течение 6-ти академических часов подряд. Занятия в лабораториях, особенно специальных, работу в мастерских целесообразно проводить после теоретических занятий;

Переход студентов из одного корпуса в другой рекомендуется планировать на 40 - минутный перерыв;

В один день для студентов должно быть запланировано не более четырех пар с перерывом после каждой пары академических часов – 10 минут, после 4 часов непрерывных занятий - 40 минут.

При составлении расписаний должны учитываться требования методического и организационного характера, многие из которых вытекают из физиологических возможностей человека. Целесообразно в конце семестра меньше планировать лекций и больше практических видов занятий, так как более тесный контакт слушателей с преподавателем активизирует учебный процесс и в какой-то мере восполняет ослабленную активность студентов. Необходимо учитывать также, что наибольшая активность у студентов наблюдается по дням недели - в среду, а наиболее низкая - в понедельник и пятницу (субботу).

Преподаватели должны быть ознакомлены с утвержденным расписанием, что подтверждается росписью и датой их ознакомления на обратной стороне образца расписания, хранящегося в среднем учебном заведении.

Изменение расписания на часть семестра для отдельных дисциплин в случаях длительной болезни, командировки, внеочередного отпуска преподавателя допускается решением директора среднего учебного заведения.

Изменения расписания фиксируются методистом (документоведом) среднего учебного заведения и хранятся в течение года.

Ответственность за выполнение расписания возлагается на директора среднего учебного заведения.

Работа над составлением расписания учебных занятий, представление его на согласование и утверждение проводится в сроки, определенные Графиком регламентированных работ по организации учебного процесса.

Расписание учебных занятий составляется на каждый семестр и подлежит безусловному выполнению, как студентами, так и преподавателями.

При всем разнообразии форм расписание должно содержать следующую информацию: учебный год, семестр, специальность, неделя (числитель/знаменатель), курс, номер группы, наименование дисциплины с расшифровкой, форма проведения занятия по данной дисциплине (лекция, практическое занятие, лабораторная работа), Ф.И.О. преподавателя, место проведения занятия (номер аудитории, корпуса).

Расписание должно быть аккуратно оформлено, подписано директором среднего учебного заведения и вывешено в установленном месте не менее чем за 2 недели до начала семестра.

При составлении расписания учебных занятий необходимо соблюдать логическую последовательность изучения дисциплин в семестре, учитывать чередование дисциплин, различных по трудности усвоения, и целесообразное чередование различных методов работы (лекция, семинарское занятие, лабораторная работа, занятие в компьютерном классе, в кабинете иностранного языка, спортзале и т.д.). Лекции целесообразно включать в расписание учебных занятий в начале учебного дня.

Расписание учебных занятий необходимо составлять с учетом следующих требований:

Расписание составляется на весь семестр и должно быть равномерным по загруженности в течение недели и непрерывным в течение дня;

Учебные занятия должны проводиться в соответствии с утвержденным расписанием звонков;

Недельная нагрузка обязательными учебными занятиями студентов не должна превышать 36 академических часов (без учета факультативов);

Наименования учебных дисциплин в расписании должны соответствовать наименованиям дисциплин, указанных в утвержденном рабочем учебном плане;

Лекции, как правило, необходимо включать в расписание в начале учебного дня, по возможности исключать проведение лекционных занятий в течение 6-ти академических часов подряд. Занятия в лабораториях, особенно специальных, работу в мастерских целесообразно проводить после теоретических занятий;

Переход студентов из одного корпуса в другой рекомендуется планировать на 40 - минутный перерыв;

В один день для студентов должно быть запланировано не более четырех пар с перерывом после каждой пары академических часов – 10 минут, после 4 часов непрерывных занятий - 40 минут.

При составлении расписаний должны учитываться требования методического и организационного характера, многие из которых вытекают из физиологических возможностей человека. Целесообразно в конце семестра меньше планировать лекций и больше практических видов занятий, так как более тесный контакт слушателей с преподавателем активизирует учебный процесс и в какой-то мере восполняет ослабленную активность студентов. Необходимо учитывать также, что наибольшая активность у студентов наблюдается по дням недели - в среду, а наиболее низкая - в понедельник и пятницу (субботу).

Преподаватели должны быть ознакомлены с утвержденным расписанием, что подтверждается росписью и датой их ознакомления на обратной стороне образца расписания, хранящегося в среднем учебном заведении.

Изменение расписания на часть семестра для отдельных дисциплин в случаях длительной болезни, командировки, внеочередного отпуска преподавателя допускается решением директора среднего учебного заведения.

Изменения расписания фиксируются методистом (документоведом) среднего учебного заведения и хранятся в течение года.

Ответственность за выполнение расписания возлагается на директора среднего учебного заведения.

Кажется, что совсем недавно были ЕГЭ, выпускной, поиски подходящего вуза, а тут уже и День знаний на носу. Только уже не в родной школе, а в стенах еще пока незнакомого университета, в котором предстоит учиться 4 года и… взрослая жизнь. Для кого-то это праздник, так как видишь новые лица, в жизни наступает новая пора, абсолютно непохожая на прежнюю, но у многих этот день вызывает мандраж.

Конечно, столько всего нового! Незнакомое здание, длинные коридоры, теперь уже и кабинет не кабинет, а аудитория, учитель - преподаватель, не урок, а пара, на которых еще и просидеть полтора часа необходимо (как-то жутковато звучит, да?), а еще и расписание занятий во всю стену... Как с этим справиться?

Давайте по порядку.

2 сентября вы познакомитесь с руководством университета и факультетов. Не помешает для начала познакомиться с ними заочно.

Для того, чтобы не опоздать на День знаний, да и потом не опаздывать на учебу, запоминай номера маршруток, трамваев и схему пешей прогулки до РосНОУ.

В первый же день не забудь пустить по партам листок, чтобы одногруппники написали на нем свои координаты и дни рождения, поверь, они пригодятся. Для того, чтобы порадовать своих сокурсников, можно поздравлять их в разделе «Пара ласковых» на сайте РосНОУ.

Для того, чтобы не опаздывать на пары, и быть всегда начеку в случае семинара необходимо разобраться в расписании.

Не бойся знакомиться со старшекурсниками. Как правило, они не кусаются, и пользы могут принести гораздо больше, чем вреда. Например, расскажут, как сдавать тот или иной предмет, какой преподаватель строгий, а какой нет, вручат тебе конспекты лекций... Еще у старшекурсников можно спросить совета on-line.

Помни, что к любому расписанию можно привыкнуть, а к любому преподавателю можно найти подход. Пары лучше не пропускать (даже физкультуру), тогда и сессия не покажется страшной! А студенческий «дембель», как говорится, неизбежен.

P.S. Сленговый словарь студента РосНОУ:

    пара - это не «двойка», а урок, длящийся полтора часа;

    «аквариум» - студенческая столовая на первом этаже университета;

    «аппендикс» - это вовсе не ненужная часть РосНОУ, а тихие и спокойные коридорчики на втором этаже (возле библиотеки) и на седьмом этаже (за 704 кабинетом);

    Малахитовый зал - актовый зал на 7 этаже;

    каморка - комната для реквизита за сценой актового зала;

Дирекция института

В первом столбце указывается название дисциплины, когда начинается и когда заканчивается дисциплина: например, л, пр. с 15.9 по 3.11 - это обозначает, что лекционные и практические занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 3 ноября.

В столбце «день недели» указаны пары - 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Для практических занятий на пересечении номера пары и названия дисциплины указывается номер группы , а сверху подписан номер аудитории .

Например, (смотри образец расписания выше) математика для 1-ой группы проходит 1 -ой парой в аудитории Н-301 .

Для лекционных занятий на пересечении названия дисциплины и номера пары ставится буквы Л , а сверху подписывается номер аудитории. На лекционных занятиях обучаются по потокам - 1 поток - группы 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10; 2 поток - группы 11, 14.

Например, математика - лекция будет 2-ой парой в аудитории Н-231 для всех групп обозначенных вверху расписания.

Обратите внимание, что расписание может не совпадать по нечетной и четной неделям. Нечетная неделя - верхняя подстрока в строке дисциплины, четная - нижняя. С 02.09.13 г. начинается нечетная неделя, с 09.09.13 г. - четная.

Занятия по некоторым дисциплинам могут проходить 1 раз в две недели, только по четным или нечетным неделям. Например, как в образце, занятия по физике у 2-ой группы проходят в понедельник 1-ой парой в аудитории Д-324 только по нечетной неделе , по четной занятий нет.

Внимание! Возможны изменения и корректировка расписания (в т.ч. в файлах), поэтому сверка со стенным расписанием обязательна.

Обозначение аудиторий в расписании

Занятия у студентов Инженерного института могут проходить и в других корпусах университета, поэтому внимательно смотрите букву перед номером аудитории в расписании.

Д - обозначает корпус на ул. Добролюбова - это главный корпус.

Н - корпус на ул. Никитина - это корпус Инженерного института.

Нк - «новый корпус», находится находится напротив остановки «Сад мичуринцев», за спортивным корпусом, в этом корпусе находится Экономический, Ветеринарный, Юридический факультеты, Институт заочного образования.

А1 , А2 , А3 и А4 - номера аудиторий нового лекционного корпуса, пристроенного к «новому корпусу» со стороны ул. Добролюбова.

З - корпус биолого-технологического института (зоофак).

Зр - корпус «защиты растений» (рядом со строящимся 16-этажном домом).

Поэтому, если в расписании обозначена аудитория Д-324, то занятия будут проходить в главном корпусе на 3 этаже в аудитории №324. Первая цифра в номере аудитории обозначает этаж.

Расписание звонков

Запомните, что занятия в университете проходят по расписанию . Опоздание на занятие это минус в вашем образе у преподавателя. Поэтому заранее продумайте маршрут до университета и время, за которое вы можете добраться до университета, учитывая, что общественный транспорт имеет свойство задерживаться.

1 пара 9.00 - 10.30
2 пара 10.40 - 12.10
Перерыв 40 минут
3 пара 12.50 - 14.20
4 пара 14.30 - 16.00
5 пара 16.10 - 17.40
6 пара 17.45 - 19.15
7 пара 19.20 - 20.50

Обратите внимание, что перерыв между парами (с первой по пятую) - 10 минут, а большой перерыв с 12.10 до 12.50.

Во время большого перерыва вы можете пообедать в столовой (вход через второй этаж), в кафе быстрого питания на первом этаже (левое крыло), также есть кафе и в других корпусах университета.

Правила внутреннего распорядка студентов НГАУ

В помещениях учебного заведения воспрещается:

Хождение в верхней одежде, ношение головного убора;

Громкие разговоры, шум, хождение по коридорам во время занятий;

Пользование мобильными телефонами во время учебных занятий;

Курение в университете;

Распитие спиртных напитков, в т.ч. пива, употребление наркотиков;

Появление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

!!! Дирекция Инженерного института предупреждает, что за нарушение правил внутреннего распорядка студент может быть отчислен из института.

!!! Если вы видите студентов, поведение которых не соответствует этим правилам, не спешите копировать их, возможно, они уже бывшие студенты.

Вся необходимая и новая информация находится на доске объявлений в холле первого этажа и возле деканатов.

Желаем удачи!!!

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при составлении расписания занятий, приводятся решения и описываются критерии составления расписания. Также приводится пример спроектированного алгоритма автоматического составления расписания занятий.

Составление расписания – одна из наиболее распространённых задач в планировании и оптимизации учебного процесса в учебных заведениях. От того, насколько хорошо составлено расписание, зависит эффективность работы преподавателей, усвоение учебно-го материала студентами, рациональное использование материальных ресурсов.
Автоматизация составления расписания – классическая задача в системах управления учебным заведением, но на данный момент нет единого, общепринятого способа её решения.
Все подходы к вопросу составления расписания основаны на эвристических методах, которые приходят к человеку с опытом работы. Формализовать эти методы проблематично, так как они связаны с принятием решений оператором, составляющим расписание, который руководствуется опытом и интуицией. Зачастую сам сотрудник, составляющий расписание, не может ответить на вопрос, почему он выбрал определённый вариант размещения занятий, а не какой-нибудь другой среди допустимых. Но, несмотря на сложность формализации алгоритмов, можно выделить особенности таких эвристических подходов, исходя из требований, предъявляемых к составлению расписания. Безусловно, для каждого учебного заведения эти требования различны, ведь они исторически обусловлены особенностью организации самого учебного процесса. Однако даже при всех частностях, можно выделить общие требования, предъявляемые к расписанию:

  1. Минимальное количество занятий у обучающегося в день;
  2. Максимальное количество часов учебной нагрузки в неделю на каждого обучающегося;
  3. Максимальное количество занятий у обучающегося в день;
  4. Минимизация окон у обучающихся;
  5. Учёт временных расстояний между корпусами при смене корпуса обучающимся;
  6. Учёт пожеланий преподавателей;
  7. Цикл занятий по дисциплине не должен заканчиваться лекционным занятием, если есть семинарские (практические) занятия;
  8. Цикл занятий по дисциплине не должен начинаться с семинарского (практического) занятие, если есть лекционные занятия;
  9. К каждому лекционному занятию все группы потока должны подходить, получив одинаковое количество часов семинарских (практических) занятий;
  10. Не проводить более двух лекций по одной и той же дисциплине в день и не более одного/двух семинарских занятий по одной и той же дисциплине в день;
  11. Минимальное количество занятий у преподавателя в день;
  12. Максимальное количество занятий у преподавателя в день;
  13. Минимизация окон у профессорско-преподавательского состава (далее ППС);
  14. Минимизация переработок преподавателей согласно штатного расписания;
  15. Минимизация количества одновременно проводимых одинаковых дисциплин в учебном заведении в одно и то же время. Это напрямую влияет на количество выделяемого ППС для обеспечения учебной нагрузки;
  16. Максимальное использование аудиторного фонда. Сюда можно отнести требования к максимально плотному размещению обучающихся по аудиториям согласно вместимости последних, а также минимизацию простоя помещений;
  17. Учёт временных расстояний между корпусами при смене корпуса преподавателем.

Задача составления расписания напрямую зависит от начальных условий. Можно сгруппировать задачи составления расписания по таким условиям в определенные группы:

  1. Составление расписания с априорно известной информацией о распределении групп между ППС;
  2. Составление расписания без учёта ППС, используя лишь нагрузку кафедр;
  3. Составление расписания без учёта нагрузки кафедр.

Рассмотрим более детально особенности каждой из вышеописанных групп задач.
В задачах с известной информацией о распределение групп между ППС возникает проблема учёта пожеланий преподавателя, контроль поездок при смене корпуса, накладки в расписании преподавателя (наличие нескольких занятий в одно и то же время). Сотруднику, составляющему расписание, необходимо при составлении вести сразу два опорных расписания: расписание групп и расписание ППС. Особенно сложной задача становится, если преподаватели распределили нагрузку между собой с точностью до группы, и оператор расписания не может изменить это распределение. Поэтому одним из подходов, позволяющих уменьшить жесткие рамки ограничений, в которых оказывается оператор, является использование распределения преподавателей без групп: преподаватели указывают лишь факультет, курс и количество групп, которые они будут вести в течение семестра. Конкретную группу назначает оператор, составляющий расписание. Это позволяет получить еще одну дополнительную степень свободы, которая позволит уменьшить количество тупиковых ситуаций.
В задачах, в которых используется лишь нагрузка кафедр, оператору уже не приходится учитывать пожелания ППС или пересечения их занятий, также оператору не требуется вести сразу два расписания: группы и преподавателя. Однако косвенно всё же оператор вынужден учитывать, что кафедра должна минимизировать требуемый ППС для обеспечения учебной нагрузки, потому становится очень важным выполнение требования № 15. Учёт этого требования приводит к появлению такой величины, как мощность кафедры, которая показывает, сколько занятий кафедра может вести по одной и той же дисциплине одновременно. После составления расписания кафедрам приходится расставлять преподавателей самим.
В задачах составление расписания без учёта кафедр степеней свободы гораздо больше, чем в других, поэтому весьма логичным подходом является движение от группы или потока. Однако в таком случае при составлении расписания нельзя учитывать при составлении требования, связанные с преподавателями (№ 6, 11–17).
Каждое требование, предъявляемое к составляемому расписанию, из выше перечисленных (1–17), накладывает свои особенности на составление расписания. Например, при одновременном присутствии в задаче требований 3, 4, 10, 11, 12 и 15 для оптимального размещения занятий для задач группы 1 в пределах преподавателя и потока приходится стараться размещать нагрузку, которая читается преподавателем для всех групп потока. Для оптимального размещения занятий для задач группы 2 из-за отсутствия сведений о преподавателе в пределах потока приходится стараться размещать сначала лекции, а по-том, на следующих парах, семинарские занятия по дисциплинам, лекции которых были на предыдущих парах, что позволяет скомпоновать нагрузку по одной и той же дисциплине. Именно это позволяет косвенно учесть требования 11, 12, 15, связанные с преподавателем.
Требование № 16 наиболее оптимально получается выполнить, если все занятия в учебном заведении проводятся в фиксированной сетки единого (общего) плана звонков. Если же в учебном заведении проводятся занятия, которые не принадлежат сетке плана звонков или в сетке плана звонков, отличного от общего, то пересечение таких занятий с занятиями общего плана звонков приводит к простою аудиторного фонда по 20–40 минут, и в течении всего семестра суммарное время простоя помещений накапливается.
Отдельной проблемой можно выделить размещение занятий по профильным дисциплинам (если группы потока не были укомплектованы по профилю), дисциплинам по выбору, иностранному языку, физкультуре и факультативным дисциплинам. Суть проблемы в том, что не всегда известно, из каких академических групп набрана та или иная группа для посещения вышеуказанных дисциплин, что может привести к накладкам для обучающихся, если в одно и то же время размещать занятия по дисциплинам обязательно-го изучения и вышеуказанным дисциплинам. Выходом из этой ситуации является либо выделение отдельных дней для таких дисциплин, либо размещение этих занятий первыми или последними парами.
Еще одной проблемой в задаче составления расписания являются потоки. По-токи могут создаваться не только на лекции (пожалуй, самый простой случай), но и для других занятий, например, семинарских. Использование потоков на семинарские занятия осложняет задачу, ведь размещать потоки всегда хлопотней, чем занятия для одной группы. Также может присутствовать разбиение групп на подгруппы на лабораторные занятия, занятия, проводимые в спец. помещениях и т.д. При составлении расписания в таких случаях используют размещение занятий для одной подгруппы на недели одной чётности, а для другой подгруппы на другую чётность, при этом занятия размещаются в отдельно выделенный день или в начало/конец занятий в дне, чтобы у обучающихся другой под-группы не образовались окна. К тому же, рекомендуется размещать такие занятия в первую очередь.
Другой важной особенностью в задаче составления расписания является то, как учитывает требования оператор ввода расписания: вес (значимость) требований (1–17) может изменяться динамически в зависимости от локальных условий на каждом шаге составления расписания. Алгоритм изменения веса тоже эвристический.
Главная проблема, возникающая при автоматическом составлении расписания – это оценка качества составления расписания. Здесь можно выделить следующие оценки:

  1. количество часов размещенных занятий;
  2. количество часов не полностью размещенных занятий;
  3. количество часов полностью не размещенных занятий;
  4. количество размещенных дисциплин и групп;
  5. количество не полностью размещенных дисциплин и групп;
  6. количество полностью не размещенных дисциплин и групп;
  7. суммарная длительность окон обучающихся;
  8. суммарная длительность окон преподавателей;
  9. максимальная длительность окна обучающегося;
  10. максимальная длительность окна преподавателя;
  11. среднее количество занятий у преподавателя в день;
  12. минимальное количество занятий у преподавателя в день;
  13. максимальное количество занятий у преподавателя в день.

Если автоматическое составление расписания занятий используется для задачи группы 2, то оценки 11–13 целесообразно заменить на следующие:

  • среднее количество занятий по дисциплине в день в учебном заведении;
  • минимальное количество занятий по дисциплине в день в учебном заведении;
  • максимальное количество занятий по дисциплине в день в учебном заведении.
При проектировании алгоритма автоматического составления расписания часть этих оценок можно рассматривать как критерии, требующие оптимизации, а часть можно рассматривать как ограничения. Также при составлении расписания для критериев можно использовать различного рода свёртки , для сведения задачи к однокритериальной задачи оптимизации, либо рассматривать многокритериальную задачу оптимизации с использованием принципа доминирования по Парето и последующим построением многокритериального компромисса . Для реализации такого алгоритма требуется использовать методы оптимизации. Существует большое разнообразие и количество методов решения задач оптимизации. Наиболее распространенный класс алгоритмов для таких задач – это «жадные» алгоритмы . Их особенностью, применительно к задаче составления расписания, является принятие решения на каждой итерации исходя из текущих значений критериев, что приводит к преждевременным остановкам алгоритма и попаданий в локальные минимумы (тупиковые варианты размещений занятий). Можно комбинировать «жадные» алгоритмы локального поиска с алгоритмами глобального по-иска , но это значительно увеличивает количество вариантов, которые придется алгоритму рассмотреть в процессе размещения занятий.

Поведение оператора при составлении расписания больше походит на поведение «жадных» алгоритмов: оператор последовательно размещает занятия, не пытается по-строить или рассмотреть более одного варианта размещения занятий, ведь очень редко ему приходится удалять размещенные занятия и выбирать другой вариант размещения. Но оператор, исходя из своего опыта и интуиции в процессе каждого принятия решения о выборе варианта размещения занятий переоценивает важность каждого из критериев/ограничений, что позволяет очень эффективно и качественно добавиться требуемого результата.
Именно по причине того, что формализовать все требования, предъявляемые к составляемому расписанию, весьма сложно, а также сложно учесть уникальность бизнес-процессов в каждого учебного заведения, использование «жадных» алгоритмов оптимизации без использования эвристических подходов приводит к результату, не удовлетворяющему каждое конкретное учебное заведение. То есть не получится разработать алгоритм, который бы учитывал все особенности всех учебных заведений.
Таким образом, наиболее правильным подходом в таких ситуациях является проектирование алгоритма автоматического составления расписания для потребностей и с учётом особенностей каждого конкретного учебного заведения с использованием эвристических подходов, наиболее приближенных к действиям оператора. Это приводит к выводу: алгоритм автоматического составления расписания в каждом учебном заведении все-таки свой.
Чтобы учесть изменчивость принятия решений оператора при составлении расписания в зависимости от ситуаций, можно разбить процесс составления расписания на этапы, в каждом из которых принцип принятия решений не меняется. То есть этап – это группа условий, в которых бы оператор принимал решения по одному и тому же алгоритму.
Рассмотрим пример одного из эвристических алгоритмов, спроектированных для конкретного учебного заведения по многоэтапной схеме.
В рассматриваемом учебном заведении задача составления расписания по начальным условиям относится к группе 2: преподаватели неизвестны, однако, требуется косвенным путём их учитывать через требование № 15.
Состав ограничений следующий: окон у обучающихся не должно быть, минимально 1 занятие в день для обучающегося, максимально - 4, не более двух лекционных занятий в день по дисциплине для обучающегося, не более одного нелекционного занятия по дисциплине в день для обучающегося. Критерии оценки качества составляемого расписания: 1–6.

Алгоритм составления фронтального расписания многоэтапный, где каждый этап оптимизируется «жадным» алгоритмом размещения на основе дерева решений с различным составом ограничений. Состав этапов следующий:
1. Ручное размещение занятий физкультуры, занятий в компьютерных классах, ино-странного языка.
2. Размещение лекций непрерывными циклами на весь период расписания в пятидневку. Причем при размещении день недели становится лекционным. При этом учитываются требования 2, 3, 4, 5, 10, 15, 16. Требование № 1 учитывать на этом этапе не имеет смысла, ведь комплектация занятий в днях еще не завершена.
3. Размещение нелекционных занятий непрерывными циклами на весь период рас-писания только в нелекционные дни в пятидневку. Причём при размещении день недели становится лекционным. При этом учитываются требования 2, 3, 4, 5, 8, 10, 15, 16.
4. Принятие решения для каждой группы о выделение дополнительного шестого дня. День выделяется, если есть хоть одно лекционное занятие, которое можно разместить непрерывным циклом на весь период расписания. Если таковой день выделяется, то для таких групп заполняется шестой день недели под лекционные занятия. При этом учитываются требования 2, 3, 4, 5, 10, 15, 16.
5. Размещение остатков лекций в лекционные дни. При этом можно задействовать новые лекционные дни, но не более пяти дней под все занятия группы. При этом учитываются требования 2, 3, 4, 5, 10, 15, 16.
6. Размещение остатков лекций в нелекционные дни. При этом можно задействовать новые нелекционные дни, но не более пяти дней под все занятия группы. При этом учитываются требования 2, 3, 4, 5, 10, 15, 16.
7. Размещение остатков нелекций в нелекционные дни. При этом можно задействовать новые нелекционные дни, но не более пяти дней под все занятия группы. При этом учитываются требования 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 15, 16.
8. Размещение остатков нелекций в лекционные дни. При этом учитываются требования 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 15, 16.
9. Все оставшиеся неразмещенные занятия остаются на ручную обработку. При этом по усмотрению лица, принимающего решения, можно удалить все занятия, не удовлетворяющие требованию 1 в результате работы предыдущих этапов.

Таким образом , для оптимального использования автоматического составления расписания необходимо проектировать эвристические алгоритмы, учитывающие специфику каждого учебного заведения в отдельности, а использование этапов при-дает эвристическому большую гибкость в принятии решений. Только так можно достичь хорошего результата.


Top