Кривичи (Древние Славяне). Кривичи. Общество — Путеводитель по Золотому кольцу России

Кривичи, союз восточно-славянских племен в VI-X вв. в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главные города: Смоленск, Полоцк, Изборск. С IX в. - в Киевской Руси, вошли в состав древнерусской народности. В XI-XII вв. территория Кривичей - в Смоленском и Полоцком княжествах, северо-западная часть - в Новгородских владениях.

Происхождение

По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две основные точки зрения. Первая связывает их родину с территорией северной Польши (причем утверждается, что сначала кривичи пришли на Псковщину (VI век: Культура псковских длинных курганов) (через Среднее Понеманье), а затем двинулись на юг и заселилиСмоленщину и Беларусь), другая - с карпатским регионом.

Летописи говорят о происхождении кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших на территории Беларуси племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках.

Реконструкция внешности кривичей

Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.

Полочане

Полочане - часть кривичей, заселявшая в IX веке территорию современной Витебской и север Минской области.

Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древнепсковский диалект отождествляется с северокривичским. Западные кривичи создалиПолоцк, а южные - Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. В латышском языке и по сей деньрусских называют кривичами (латыш. krievi, латг. krīvi), Россию Кревией (латыш. Krievija), а Беларусь - Балткревией (латыш. Baltkrievija).

Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которыхрусы ходят в Царьград.

Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века).

После образования Киевской Руси кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в колонизации восточных земель (современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская, Ярославская и Нижегородская области, север Московской, а также Вологодчина) где ассимилировали местные финские племена дьяковской культуры.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.

Культура

Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы - валообразные земляные насыпи. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает славянские археологические памятники лесной полосы Польши. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки).

Антропология

Для кривичей был характерен высокий рост, долихоцефалия, узкое лицо, выступающий волнистый нос, очерченный подбородок - тип характерный для валдайского типа (см.антропология русского народа)

Примечания

Славяне северной зоны Русской равнины

Формирование полоцких кривичей

Белорусы - статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Соловьев С. М., История России с древнейших времен.

ЛѢТОПИСЬ ПО ЛАВРЕНТЬЕВСКОМУ СПИСКУ

Манаков А. Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия 2.2. Этнические процессы и ЭКЗ на северо-западе Русской равнины до XIII в.

Восточные славяне: какие они?

Гончарова Н. Н. Новые антропологические данные к вопросу о колонизации Русского Севера

Верас В. У истоков исторической правды. Славяне

Первые москвичи

Литература

Седов, В. В. Длинные курганы кривичей / В. В. Седов. - Москва, 1974.

Штыхаў, Г. В. Крывічы: па матэрыялах раскопак курганоў ў паўночнай Беларусі / Г. В. Штыхаў. - Мінск. 1992.

Штыхов, Г. В. Формирование Полоцких Кривичей / Г. В. Штыхов // Iš baltų kultūros istorijos. - Vilnius: Diemedis, 2000. - С. 209-218.

Белорусы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Кривичи - один из крупных и мало изученных племенных союзов северо-восточных славян. Сформировался в VIII-X веках и оказал громадное влияние на образование в будущем значимых княжеств. В том числе Тверское, Новгородское, Московское, Смоленское, Полоцкое…

Но, тем не менее, известно о них довольно мало: древние документы погибли во время Русского Средневековья. Возможно, что-то есть в мифической библиотеке .

Происхождение

С родословной кривичей не всё ясно. Точно известно только то, что на своей будущей земле были народом пришлым. И поглотили живших там балтов и финнов. Нет сомнения только в том, что они - славяне. Латыши и тогда, и даже сейчас называют славян «krievs». Даже археологи в затруднении.

Карпатская версия. Мигрировавшие в VI-VII веках южные племена древлян, приднепровских полян, дреговичей. Предположение основано на материалах летописей (в частности, Повесть временных лет). Но древние летописи не сохранились, а последующие нещадно переписывались по указаниям князей. И с чего бы вдруг землепашцы двинулись на север? Вытеснили?

Польская версия. Как-то более обоснована лингвистическими изысканиями. Диалект относится к северо-западной славянской группе, что действительно подтверждается сохранившимися подлинниками грамот. В Новгороде народ был торговый, грамотный, коммерческие договоры ценил. Косвенные документы - самый надёжный источник. Историк П.Й.Шафарик (Чехия) - приверженец близкого родства с лютичами (велетами) из Восточной Пруссии. Да, их и бодричей активно теснили германцы. Но неопровержимых доказательств нет.

Где жили

Занимали территорию Валдайской возвышенности, верховья Волги, Днепра, Западной Двины. Делились на группы с различными диалектами, но схожей культурой и религией.

  • Северные (Псковские) кривичи занимали земли южнее Чудского озера с центром в городе Изборск. Псков и основали, когда - точно не известно. Вместе с ильменскими словенами сдерживали западное давление балтов и эстов.
  • Смоленские (Юго-Восточные) занимали территории нынешней Смоленской, запад Московской и Тверских областей.
  • Полоцкие (Западные) обитали на побережьях Западной Двины и контролировали часть пути «Из варяг в греки». По некоторым данным, платили викингам дань. Один из предков (вместе с кривичами и радимичами) белорусского народа.

Города и столица

  • Столица северных кривичей - Изборск.
  • Столица Юго-Восточных - Смоленск.
  • Столица Западных - Полоцк. Основные города - Витебск (X век), Минск, Орша (XI век).

Кто и когда подчинил

Закат союза совпал с насаждением новой религии - христианства. К смерти последнего князя Рогволода в 980 году приложил руку тогдашний новгородский князь Владимир Сятославич. Принятие последним православия вызвало насильственное крещение соседних кривичей, разгром Новгорода. Окончательно были покорены в XI веке киевскими войсками Владимира Крестителя. Последнее упоминание в русских летописях о кривичах относится к XII веку.

Чем жили и занимались

Основная хозяйственная деятельность - земледелие. В меньшей степени - скотоводство. Развиты ремёсла: кузнечное дело, гончарное производство с использованием круга. Дошедшие до нас женские украшения и оружие свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития металлургии. Основным для нас археологическим источником информации являются характерные удлинённые курганы. Тела сжигались, что не характерно для основной части славян.

Жили, главным образом, в подобиях сёл. Дома ставились на столбах, с утопленным в землю очагом. Верования также отличались от традиционно славянских. Поклонялись Змею-Велесу, а не Громовержцу-Перуну, прообразу святого Георгия. Однако, к началу крещения Руси славяне склонились к признанию именно Велеса главным богом. Не без влияния кривичей, очевидно.

Итоги

  • Основание Псковской и оборона Новгородской республик.
  • Основание Смоленска - будущего западного форпоста Москвы.
  • Участие в формировании белорусского народа.
  • Большую роль в становлении российского государства сыграла восточная экспансия кривичей и вятичей. Покорены были земли по течению Волги вплоть до Нижнего Новгорода. Финно-угорские племена вытеснены или ассимилированы.

В 6-10 вв., занимавшее район верховьев рек Западной Двины, Днепра, Волги, южной части Чудского озера. Главными городами были Смоленск, Полоцк, Изборск. Имя кривичи соответствует латышскому krievs - русский, восточный славянин. В IX веке кривичи вошли в состав Киевской Руси.

Кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название происходило от имени основателя племени князя Крива, по-видимому получившего прозвище Кривого, от природного недостатка. Впоследствии кривичем называли в народе человека неискреннего, лживого, способного кривить душой, от которого не дождешься правды, но столкнешься с кривдой. (На землях кривичей впоследствии возникла Москва, однако об этом вы прочтете дальше.)

Использован материал кн.: Вольдемар Балязин. Занимательная история России, М. 2001.

Кривичи - многочисленное восточнославянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южная часть Озёрной области и часть бассейна р. Неман. «ПВЛ » не относит кривичи ни к «словенам», пришедшим с юга, ни к славянским племенам, переселившимся с запада, ни к «иным языкам». Некоторые исследователи к кривичам причисляют и ильменск. словен. Кривичи были, вероятно, первыми восточными славянами, двинувшимися в VI в. из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад и запад, где они встретили сильные литовские и финские племена, кривичи продвинулись к северо-востоку и поглотили жившие там малочисленные фино-угорские и балтийские племена. На западе они вместе с дреговичами составили нынешнюю белорус, народность. Поселяясь на великом торговом пути «из варяг в греки», кривичи принимали участие в торговле со Скандинавией и Византией . Император Константин Багрянородный говорит в своём соч. о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Кривичи как племя, подчинённое Киеву, участвовали в походах киевского князя Олега Вещего и Игоря Старого на византийцев. В договоре Олега упомянут их город Полоцк. Древнейшими археологическими памятниками кривичей являются длинные курганы с трупосожжениями, относящиеся к VI-IX в». Племенной особенностью бытового инвентаря кривичи является характерный набор жен. украшений: браслетообраз. височные кольца и стекляи. поволочен, бусы. Осн. занятием кривичей являлось земледелие. Развиты были также животноводство, кузнечное и ювелирное дело и др. ремёсла. Уже в эпоху образования Киев. Руси у кривичей существовали политич. центры: Изборск, Полоцк и Смоленск. Последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит (980) новгородским князем Владимиром Святославичем .

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. М., 2000.

Кривичи - племя восточных славян, вошедшее в состав великорусской народности. Известия о нем идут от Константина Багрянородного и из Летописи, где кривичи выступают в группе северных славянских и финских племен, платящих дань варягам. Территория кривичей определяется Летописью, как верховья Волги, Двины и Днепра, с центром в Смоленске.С точки зрения киевлянина-летописца это - народ, стоящий на низком уровне культуры, дикий, который, как и вятичи, "не ведуще закона Божия, но творяще сами себе закон". Вместе со словенами, чудью и весью кривичи принимают участие в призвании князей. Они выступают и в походе Олега на Смоленск, Киев и "на Грекы", в походе Владимира на Рогволода Полоцкого. В 982 году Владимир, строя города на южной границе княжества, по рекам Стугне и Суле, населяет их лучшими мужами из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди.

В XI и XII веках Полоцкое княжество считается землей кривичей. А последний раз термин Кривичи встречается под 1162 годом. В течение двух последних десятилетий в науке очень спорным стал вопрос о роли кривичей в колонизации северо-восточной Руси. В противоположность В.О. Ключевскому , стороннику теории заселения этого края с юга, Шахматов, Будде, Спицын значительнейшую роль в этом процессе отводят племени кривичей, внося в исследование вопроса данные языка и археологии. Лингвистика и археология в общих чертах дают на этот вопрос сходные ответы. Археологический материал дает возможность разделить кривицкие погребения по обрядам погребения и курганному инвентарю на три группы: смоленскую - с центром близ огромного Гнездовского могильника, места первоначального Смоленска; двинскую - с центром в Полоцке, и псковскую - с центром в Изборске, на что есть косвенное указание в Летописи: туда после призвания князей садится Трувор.

В вопросе о колонизации Северо-Восточной Руси защитники кривицкого заселения расходятся со взглядом графа Уварова, раскопавшего до 7500 курганов в Ростово-Суздальской обл. и огульно отнесшего их к финскому племени мерян. С последней точкой зрения современный археолог не может согласиться по двум причинам: 1) финны этой эпохи (X - XII веках) не знают погребений в курганах, и 2) анализ курганных находок из раскопок графа Уварова обнаруживает лишь слабую примесь финского элемента. С другой стороны, как обряд, так и инвентарь близки смоленским кривицким погребениям; на долю племени, оставившего их, приходится отнести главную часть колонизационной волны. Предположительно намечаются и исходные пункты колонизационного движения: через Зубцов на Волгу и Волок-Ламский на северные притоки Оки. Лингвисты несколько усложняют вопрос о колонизации внесением в него еще одного движения иных племен с Юга на Север; академик Шахматов говорит о землях, потерянных кривичами и занятых вятичами и дреговичами (время этих потерь точно не определяется).

В общих чертах кривицкое движение признается и лингвистами столь же значительным. Профессор Будде находит группу кривицких пришельцев в Касимовском уезде, Рязанской губернии, где они столкнулись с северянами. Материалом археологическим удается наметить и границы кривицкого расселения к XII в. Оно захватывает северные уезды нынешних губерний Московской и Владимирской, Касимовский уезд, губернию Ярославскую, западную часть Костромской, Тверскую без северо-западной части. Курганы с погребениями этого типа доходят до Белозерского края, где известны пор. Суде. - Литература вопроса очень обширна; это, главным образом, отчеты о раскопках, из которых приводятся лишь наиболее подробные и ясные. Сводки данных раскопок до сих пор (1914) не сделано.

См. академик Шахматов "К вопросу об образовании русских наречий" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1900, книга 4); профессор Будде "К истории русских говоров" (Казань, 1896); А.А. Спицын "Расселение древнерусских племен по археологическим данным" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1899, книга 8); интересна статья П.Н. Милюкова, где собрано много исторических данных о крив. колонизации, но, к сожалению, автор оперирует над материалом вятичей (Отчет, в "Трудах Х археологического съезда в Риге"); А.А. Спицын "К истории заселения верхнего Поволжья русскими" ("Труды II областного археологического съезда в Твери"); гр. А.А. Уваров "Меряне и их быт" ("Труды I археологического съезда в Москве"); А. Спицын "Владимирские курганы" ("Известия Императорской Археологической Комиссии", выпуск 15); А. С. "Курганы на реке Суде" ("Записки Императорского Русского Археологического Общества", новая серия, т. VIII); В.И. Сизов "Курганы Смоленской губернии" ("Материалы по арх. России", выпуск 28); С. Богоявленский и Ю. Готье "Отчет о раскопке могильника Волоколамского уезда" ("Древности", т. XIX, выпуск XII); Романов "Отчет о раскопке в имении Каховка Витебской губернии" ("Древности", т. XV); "Отчет о раскопке В.Н. Глазова в Псковской губернии" ("Записки Русского Отделения Императорского Русского Археологического Общества", т. V, выпуск I); "Отчет" о его же работах в Западной новой серии (т. XII); А. Тищенко "Отчет о раскопке в имении Паниковичи" ("Известия Императорской Археологической Комиссии", выпуск 53); профессор Грушевский "Киевская Русь" (СПб., 1911); профессор М.В. Довнар-Запольский "Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия" (Киев, 1891).

Кривичи – самая обширная этническая общность в пределах лесной зоны Восточной Европы. Ареал расселения кривичей занимал огромную территорию от Верхнего Понеманья на западе, до Костромского Поволжья на востоке, от Псковского озера на севере, до верховьев Сожа и Десны на юге. По различным письменным источникам, кривичам принадлежали территории, на которых позже возникли Псковская, Смоленская и Полоцкая земли. Кривичи это и протогосударственное образование, и этнос.

О происхождении кривичей написано много как в литературе, так и в интернете. Намеренно не представляю эти материалы здесь, потому что такую кашу можно расхлебать только специалистам. Точнее и специалисты похоже не пришли к единому мнению. Слишком много там специальных терминов, понятно только для народ был славянской общности.

Теперь о самом названии племенного союза — кривичи. Заметьте — союза! в века, которые мы привыкли называть древними, вообще видимо всё было подчинено Роду, о чем рассказывают и родноверы. Роды — это кровные родственные связи, они входили в племена, а вот племена образовывали союзы. Ну так вот, снова о кривичах — название возникло от личного имени «Крив». Последнее может быть понято как противопоставление эпитету бога Перуна («Правый»). Таким образом, «Крив» вполне может относиться к богу Велесу, антагонисту Перуна в славянском «основном мифе». Уже говорилось о возможном «велесическом» характере праславянской религии, особенно на северной периферии.

Кривичи в мифологии

В мифологических и родословных преданиях белорусов, потомков кривичей — полочан, имя героя-первопредка — Бай (Бой).

  • В полоцком мифе о сотворении мира Бай предстает как первый человек. Один из его сыновей, Белополь, — предок белорусов. Гигантские псы отца — Ставра и Гавра — помогают Белополю определить границы своих владений, прорыв реки Двину и Днепр.
  • Согласно другому преданию, Бай — древний князь, живший в Краснополье близ Дриссы (на Витебщине). Вместе со своими псами Ставрой и Гаврой он охотился по местным «густым лесам». От нескольких жен Бай имел сыновей — предков отдельных белорусских фамилий. Старший из них — Бойко (Белополь, в отличие от более позднего текста, не упоминается среди них вовce).
  • Третье предание также помещает Бая (здесь — Бой) в Краснополье над рекой Дриссой. Бой — князь-богатырь, охотящийся в лесах по Дриссе со Ставрой и Гаврой. Псы одолевали любого зверя и защищали князя от разбойников. Бой установил поклонение им наравне с «важнейшими особами», а после смерти ввел дни их поминовения («Ставрусские деды»; обряд известен и на Минщине). Смысл этого древнего праздника поминовения мертвых позволяет увидеть в Бае божество загробного мира в сопровождении демонических псов (подобно индийскому Яме). Первоисточник имени «Бай» — балтский, как и имен псов. Литовское bajus «страшный» может быть осмыслено как эпитет балтского бога подземного мира Велса, антагониста громовержца Перконса.

На основании радиоуглеродного метода одно из наиболее периферийных, удаленных на север поселений кривичей (Варшавский шлюз III в Белозерье) датируется первой половиной V в. Можно заключить, что кривичи расселялись в весьма раннее время, независимо от распространения других славянских культур. Вместе с тем характерные черты культуры кривичей однозначно указывают на далеко не полную их изоляцию от сородичей. Видимо, предки кривичей ушли на север очень рано, возможно, под натиском гуннов в конце IV — начале V в. Особые черты их материальной культуры сложились, как увидим, на месте. Не исключено, что в заселении севера участвовали группы славян разного происхождения, приходившие разными путями.

Движение племен и народов

Согласно «Повести временных лет», первой из относимых к кривичам групп на местах своего обитания появились полочане, жители Подвинья: «иные [славяне] сели на Двине и нареклись полочане, — речки ради, что течет в Двину, именем Полота». От них, как говорится позже, пошли и смоленские (верхнеднепровские) кривичи. Но при этом киевский летописец вовсе не говорит о псковско-изборских кривичах. Между тем огромное значение округи Пскова и Изборска для кривичской истории подтверждается и письменными источниками, и археологическим материалом.

История кривичей, как и других славянских народов, не была спокойной и мирной. Кто-то или что-то толкает людей в разные времена и эпохи воевать друг с другом или просто устраивать пакости. С середины VІІI века кривичи жили под угрозой, пришедшей со стороны Хазарского каганата. Как известно, после поражения, понесенного от арабов в 737 году, хазары перенесли центр своего государства с Кавказа в бассейн Дона и компенсировали потерю влияния на юге за счет подчинения племен лесной зоны Восточной Европы. Попали под иго хазар и южные соседи кривичей – радимичи.

С веками с кривичами смешались другие племена — переселенцы с Балкан например, которые бежали от Византии. Во второй четвертей IХ века в бассейнах Днепра и Двины пришли норманны, искавшие новые водные пути Восточной Европы с целью торговли со странами Востока и Византией. Верховья Днепра, Двины и Волги перестали быть тихим местом и превратились в пересечение водных путей, где через волоки перетаскивали свои корабли торговцы и разбойники.

Куда делись кривичи

Храбрые умелые воины и способные организаторы, норманнские вожди присоединились к процессам державотворения, происходившим в сообществах кривичей, новгородских словен и чуди. Норманны ускорили этот процесс и получили его главный приз. Иногда как наемники, но чаще как самостоятельная сила, они включились в борьбу между местными группировками за власть и завершили ее захватом власти в свои руки. Стремление норманнов овладеть торговыми путями на юг делало их естественными врагами хазар, что стало еще одним фактором, склонявшим кривичей к принятию власти норманнских вождей.

Согласно «Повести временных лет» князь Рюрик, обосновавщийся в Ладоге и Новгороде, после 862 года прислал какого-то своего соратника управлять Полоцком от его имени. В 882 году преемник Рюрика Олег занял Смоленск и присоединил к государственному образованию, которое в дальнейшем получило название «Русь». На этом самостоятельная история кривичского союза завершилась. Вместе с тем стремление не допустить присутствия кочевников на своей территории осталось главным фактором политической истории потомков кривичей в составе тех государств, где они оказались.

Источники:

  • http://www.ruistor.ru/shistory_krivichi.html
  • http://inbelhist.org/konspekt-istorii-krivichej/

КРИВИЧИ. КТО ОНИ?

В нашей жизни существует множество слов и понятий, примет и поговорок которые уходят корнями в прошлое. Мы их все принимаем как должное: кривые дорожки ,дубина стоеросовая , голь перекатная.

А когда-то они имели для людей совсем иное и порой очень важное значение. Сейчас словесники это называют наследием прошлого, считая атавизмом который сам по себе неминуемо отомрет. Но время идет, а вот поговорки не исчезают…

Все чаще встречаю мнение, что не стоит нам в то прошлое и заглядывать. Причем аргументы и впрямь весомы: ну, что из тех далеких времен можно извлечь нужного и полезного? И, какая нам разница, откуда к нам что пришло, и кто это нам принес? А главное: история нашего народа уже давно написана и начинается она со времени создания Российской государственности, то есть с 862 года. А что было раньше это как бы и не русское вовсе, а так – неизвестно что…
Может потому исторические справки о древних этносах, живших на нашей земле тысячелетиями, начинаются именно с прихода Рюрика. И люди, которые когда-то называли себя полянами, вятичами, кривичами уже давно никого не интересуют.
А ведь это наши предки, от которых мы получили свою внешность, характер и менталитет. Чтобы не быть голословным можно привести как пример племена кривичей оставивших большой след в истории Руси, который по различным причинам остался недооцененным.

Итак, загадочные кривичи

Вот что о них пишется в энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

Кривичи – многочисленное славянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра и Зап. Двины, южную часть Озерной области и часть бассейна Немана. < … > На западе кривичи вместе с дреговичами составили основу племени белорусского. Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию, кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Порфирородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых руссы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков, как племя, подчиненное киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк. Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существуют политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск“.

В Большой Советской Энциклопедии примерно то же:

Кривичи , восточнославянское племенное объединение 6-10 вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского озера. < … > Главные центры – гг. Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. В состав кривичей входили многочисленные балтийские этнические группы“.

Из этих справочных данных наиболее интересны две фразы: „в состав кривичей входили многочисленные балтийские этнические группы“ и у кривичей „существуют политические центры“ . Чтобы разобраться с этим пришлось заглянуть в историю этих племен гораздо глубже, где отыскались удивительные факты существования этого не только политического, но и религиозно союза.

История кривичей началась значительно раньше. Во II-III веках в регионе Балтийского моря было отмечено длительное похолодание, вызвавшее ухудшение жизни у ряда славянских и балтских племен проживавших на прибрежных территориях Германии и Польши. В поисках более пригодных для жизни мест часть сербов и ругов ушли на Балканы, гутены (готы) двинулись в северное Причерноморье, ванды (вандалы) на юг Франции и Испании. Те, кто не решился на переселение, влачили жалкое полуголодное существование. Это и вызвало повсеместное недовольство и бунты против правителей. Одновременно пошатнулись пантеоны кельтских и скандинавских богов балтийского региона: голод списали на нерадивых правителей а, холод на плохих богов.

Этот уникальный для мировой истории процесс одновременной смены правителей и богов описан в преданиях: «…из прусских земель были изгнаны два князя (рейкса) – братья-близнецы Видевут и Брутено . Со своими немногочисленными сторонниками они обосновались в замке Нойтто, который находился на песчаной косе отделявшей Гданьскую бухту от залива в устье Вислы».

На указанном месте до сегодняшних дней сохранился лишь фундамент замка. И то, что происходило за его толстыми стенами и занавешенными окнами мы никогда не узнаем. Все можно только предположить по результату тех тайных собраний где братья и их сподвижники выработали новую систему государственности!

Выборность вождей была сразу отвергнута из-за повсеместного недовольства. Уже тогда сработал известный по дальнейшей истории принцип: время смут и революций всегда сменяет диктат и требовалась твердая рука. Для построения властной вертикали братья решили совместить в одно целое силу и власть вождя, и поклонение богам в лице главного жреца и таким образом провозглашался постулат: голос царя – голос бога. Такую же систему власти полководец и священник позже неудачно попытались ввести днепровские славяне – князья Аскольд и Дир.

Управление новым объединением племен и народов формировалась по принципу пирамиды. Все как один должны были подчиняться жрецу-правителю. Повеления шли от главного жреца к верховным, а от них к средним и нижним служителям. Каждый входит в определенную ячейку на своем уровне, исполняя свою функцию (принцип сетевого маркетинга). Параллельно это был тотальный контроль за ненадежными и инакомыслящими сородичами – любой сбой легко определяется и слабое звено меняется. Все в этой пирамиде должны были быть ровными как кирпичи и чем-то накрепко связаны. Такой связующий «раствор» был найден. Люди жреца были ьыть едины и связаны главным - жизнью, которой их лишали в случае нарушения клятвы-присяги. Самой страшной клятвой была клятва кровью и те, кто смешал свою кровь, становились кровными братьями, А это означало, что за своего соплеменника надо было мстить как за близкого родственника кровной местью.

Неудивительно, что главный жрец так и был назван – Криве. Имя жреца было понятным всем. Древне-прусское krawian, праславянское kry (в родительном падеже krъve), литовское krau;jas означало одно и то же кровь. Несложно догадаться, что самоназвание кривичи изначально значило – кровные братья. Оно должно было говорить и о беспощадности к врагам. Название кривичей было понятно даже грозным римлянам, ведь латинское сruоr в дословном переводе означало загустевающая, текущая из раны кровь.

Имя главного жреца Криве имеет глубокие санскритские корни. Интересно, что вожди-жрецы, которых именовали точно также, существовали еще в III тысячелетие до нашей эры в северной Индии. Среди арийских племен достигших Непала кривы выделялись дисциплиной и жестокостью, а вождь был не только жрецом, но и богом. Воины кривы приносили ему человеческие жертвы – плененных врагов. Казни устраивались в виде оргий, что было у древних людей любимым зрелищем. Позже такие возбуждающие зрелища превратились в публичные казни еретиков – врагов по вере. Название племени, скорее всего, было связано именно с этим жестоким обрядом, так как криве (древнеиндийское – kravi;s) означало „сырое мясо“.

Князем-жрецом кривичей был избран Брутено , хотя поначалу правили оба брата. К такому выводу можно придти исходя из того, что сначала официальным именем верховного жреца было Криве-Кривайтис (ait – принятое обозначение младшего). Известно и то, что самих братьев-жрецов после их смерти стали обожествлять, устанавливая столбы с их изображением рядом с главным богом.

Три главных бога кривичей – это древний вариант восточных религий. Например, индийское тримурти: Брахма-создатель, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель. Но здесь была использована более распространенная триада по вертикали: бог на небе, бог на земле и бог под землей. Это уже был шаг к монотеизму (единобожию), так как все языческие религии богов исчисляли десятками.

Главным богом у кривичей стал Перкунас – громовержец, испепеляющий всех неугодных (от санскритского корня peru – зола). Фактически это был прототип греческого Зевса и римского Юпитера.


Пророчества Гриве

Вторым был Потримс – бог рек, родников, благополучия, урожая и удачи, символизировавший жизненные ценности. Это был светлый бог.

Третьим был темный бог Потоллс – бог преисподней, ночных призраков, беды, гнева и ужаса.

До нас дошло описание пантеона кривичей в местечке Ромове. Три идола были установленной внутри тысячелетнего дуба имеющего более 12-ти метров в обхвате. У ног статуи Перкунаса постоянно горел костер, что являлось символом веры и вечной памяти предков. Огонь небесного Перуна был очень значимым и в случае угасания костра по недосмотру смотрителя огня убивали. У ног земного бога Потримса всегда лежали колосья, воск и ладан, но во время войны ему могли приноситься и страшные жертвы. Подземного Потоллса чтили лишь в дни собраний и праздников, принося ему в жертву овец и козлов, кровью которых поливали корни дуба.

Самые первые сторонники братьев составили высшую касту. Принеся тайную клятву, братья по крови понесли свое учение в массы. Им удалось приобщить к нему племена ульмаругиев и галлиндов, которые проживали в северо-восточных частях Польши. Их убедили в том, что все нагрянувшие беды происходят из-за скверного почитания древних богов и недостатка приносимых жертв. Убеждение это не всегда было добровольным – часто противников новых порядков самих приносили в жертву. Приняли веру кривичей и южные племена Пруссии дододошаны и мазуры.

Интересна версия писателя-историка А.Б. Снисаренко об изначальном восприятии власти кривичей славянами. Священным животным славян был конь. Жрецов высшей касты славяне называли чуть иначе – гриве, подразумевая, что грива – это шея, которая соединяла голову (бога) с телом (народом). Такая «грива» – от младших служителей к старшим стала посреднической структурой. Из-за больших территорий и бездорожья все воспринималось прагматично: «Мне до Бога далеко – тебе ближе. У меня нет времени – ты ему служишь. Так передай Богу, что я его чту, люблю и вот мои дары для Него».

Гриве жили в священных рощах и показывались народу всего лишь несколько раз в году, что придавало ореол таинственности. А еще хорошо работал и эффект ожидания. который позже с успехом использовали цари, императоры и вожди народов. Сбор общины происходил так: гриве отдавал свой кривой посох рабыне-прислужнице и отправлял ее с вестью в ближайшее поселение. В дальнейшем посох ходил от одного селения к другому и, в конце концов, возвращался к владельцу. Это означало: вся община оповещена. В некоторых районах Германии такой способ передачи вестей с каким-либо предметом просуществовал до XIX века.

Важную роль в пропаганде нового учения сыграло принесение себя в жертву одним из высших жрецов. Высокий сан обычно передавался по наследству, и только если гриве не имел детей, то место мог занять кто-то из более низкой касты. На выборах доходило до личных поединков. Возможно, это стало прообразом дуэлей, которые возникли в Европе в средние века. По сохранившемуся преданию, один престарелый гриве не дожидаясь смерти, провел такие выборы, потом прочитал проповедь, взяв все грехи народа на себя, и повелел себя сжечь на глазах собравшихся, что и было сделано.

Не стоит исключать, что это была лишь искусная инсценировка, использованная для пиара жрецов высшей касты. На собраниях у верховного Криве всегда все шло по сценарию с использованием фокусов и элементов психического воздействия. Например, в ритуальные костры подбрасывали подсушенную коноплю, а в жертвенную чашу пускавшуюся по кругу добавляли дурманные отвары. Еще устраивались ритмичные ритуальные танцы под бубен, которые исполняли жрецы кобены . От их имени в русском языке осталось определения кобениться и выкобениваться.

Все это было предварительным действом разогревающим толпу. И вот, наконец, появлялся сам Криве, в светлом одеянии с красной каймой с кривыми посохом и палицей в руках. У священного дуба разводился большой костер, Криве пророчествовал, делал указания по севу или уборке урожая, давал советы. Лунный календарь жрецам был известен и они им с успехом этим пользовались.

После пророчеств, производилось посвящение кандидатов в высшие касты служителей. Они были всегда церемониальны и торжественны с шествием вокруг костра. Старшие жрецы получали кривые посохи и налобные повязки с вышитым орнаментом – зашифрованным посевным календарем. Кандидаты добавляли в жертвенную чашу свою кровь и вот, наконец, под рев толпы каплю крови туда добавлял и сам Криве. Из этой чаши окропляли верующих, мазали им лица. Остатки крови, посвященные в жреческий сан, выпивали. Так все становились кровными братьями главного жреца, и это придавало всем чувство причастности к замыслам бога.

Завершалось все жертвоприношением. Это была демонстрация того, что ждет каждого за вероотступничество, предательство и трусость. В жертву приносили пленных врагов-иноверцев и вероотступников. Не стоит забывать, что в первых веках нашей эры казни иноверцев были рядовым явлением и мученическую смерть в те времена приняли тысячи христиан. Однако со временем принесение человеческих жертв ушло в прошлое, и их заменили животными.

В качестве жертвенного животного у кривичей был выбран козел. Возможно, этот выбор был сделан чисто из прагматичных соображений – козел один из наименее значимых в хозяйстве животных. Но не исключено, что этот персонаж был позаимствован из Ветхого Завета. После того как убивали козла кающимся грешникам отпускались грехи и братья приступали к общей трапезе.



Клятва воина

Еще одним ритуалом кривичей было посвящение в воины. Этот обряд проходил в дни весеннего и осеннего равноденствия. Юноша показывал умение владения мечом двумя руками – знаменитое искусство скифов. Затем, священным кинжалом наносили на его грудь крестообразную рану в форме буквы Х. Будущий воин, должен был перенести боль. Кровь отрока «доставалась богу подземного царства, чтобы он больше ее не требовал.

Этот древний скифский обряд в первых веках нашей эры применяли херуски перевезенные этрусками из Приазовья на север Германии в пику ненавистным римлянам. Херуски действительно потрепали римлян. В 9 году нашей эры под предводительством этруска Армения они в Тевтебургском лесу разгромили 3 римских легиона. Потом херуски из-за неудобства из мировой истории были выведены. В Германии остались их потомки тевтонцы, а в Польше появились похожие на них воинственные прусы.

В древности клятва на крови была широко распространенным ритуалом на востоке. Геродот рассказывает о таком способе заключения договоров у скифов. Позже в Скандинавии и Германии этот способ братания служил знаком примирения воинов. Такая клятва еще долгое время оставалась магическим ритуалом тайных обществ. К этому действу добавлялись полная луна, священный огонь, магические кристаллы и прочая атрибутика. Посвящение в тайну возвышало человека в своих глазах, его избранность. Тайна и магическая обрядность остаются основными атрибутами и у современного сектантства.

Наибольшее распространение культа Криве было на территориях Литвы и Белоруссии. Жили кривичи и в центральных областях России, куда в I-III веках пришли племена галиндов или как их называли русские летописцы – голяди. В сочинении историка VI века Иордана „Тетика“, в перечислении племен обложенных данью готским королем Германарихом, отчетливо читаются меря, мордва, весь, чудь и голядь. Археологи определили ареал проживания голяди: территории Тверской, Смоленской и Московской областей. Несколько веков это были самые разбойничьи места древней Руси.

К VIII веку центр кривичей уже переместился с территории Пруссии в местечко с названием Ромове под Вильнюсом. К этому времени, амбициозные жрецы кривичей уже считали себя достойными соперниками Рима. Потому они и назвали свое культовое место своим Римом, а основателей учения Видевута и Брутено стали сравнивать с Ромулом и Ремом.

Однако вскоре распространение культа приостановилось. Кроме литовских племен и голяди его приняли только невры в западной Белоруссии и часть ильменских славян поклоняющихся тому же Перуну. У новгородских волхвов не было какого-либо общего руководства как у кривичей, и потому славяне, живущие на границе с Литвой и Эстонией, еще до крещения приняли их обряды.

Племена финно-угров, были далеки от пруссов и по языку и по образу жизни. Жившие на территории Латвии курши, земгалы, и латгалы, тоже не стали изменять своему богу Курко, от имени которого Латвия еще долго называлась Курляндией.

Однако, к приходу в Новгород Рюрика территория заселенная „братьями по крови“ была уже очень обширной.

Рюрик, хоть и был крещен в юношеском возрасте, но после начала войны с датскими викингами и немецкими маркграфами он стал ярым врагом христианства. Потому кривичи стали союзниками варягов и на равных правах с новгородцами торговали с Хазарией. Они участвовали в походах Олега и Игоря на Византию. Однако с принятием Новгородом христианства (в 951 году была образована Новгородская Епархия) в северной Руси началось длительное религиозное противостояние славян и кривичей.

Особенно это обострилось во времена правления Владимира Красно Солнышко когда племена голяди перекрыли торговый путь из Киева на Булгар. Вождь голяди богатырь Могута стал прототипом былинного Соловья-разбойника. Восточные черты он обрел уже позже у иллюстраторов былинного эпоса. Могута, от которого в нашем языке появилось определение могучий, по преданию метал топор на 100 верст и убивал им быка. Он действительно был пойман и приведен к князю Владимиру и киевскому митрополиту в 1006 году.

Голядь

Голядь лишилась своего князя, но разбойничий посвист в тех местах еще долго был слышен. Свист всегда был деморализующим оружием разбойников. А еще они нападали в сумерки и для большего устрашения свои тулупы одевали мехом наружу.

Голядь жила обособленно и довольно бедно. Слова голод, голый и голытьба связаны именно с ними. Говорили они на своем языке, одевалась в темные одежды.

Самым доходным промыслом у голяди было кузнечное дело. Их город мастеров так и назывался Ковно (Каунас) – то есть Кузнецк.

Возможно, из-за своей нелюдимости и нечистоплотности они могли стать прообразом чертей. Многие места поселений голяди до сих пор называются Чертовыми городками или Чертково. Связь кузнецов с чертями очень даже просматривается – кочерга, фартук, печь. Один из вариантов этимологии имени этого мифического персонажа древней Руси – черный, грязный как свинья. Видимо отсюда к козлино-кузнечному обличию черта добавился нос-пятачок.

Известно, что католичество и православие имели разный подход к миссионерской деятельности. Риму хотелось все завершить быстро – крестоносцы в Европе и Азии, конкистадоры в Америке вводили христианство огнем и мечом. После удачного крестового похода на Иерусалим в 1097 году папа Римский направил вернувшихся рыцарей крестоносцев в Прибалтику, приравняв православных христиан с язычниками и мусульманами. Так на территориях заселенных эстами появились Тевтонский орден, а за ним и Ливонский. Эстонцев крестили насильно.

Византия же помнила, что сами христиане победили благодаря ареалу мученичества за свою веру и потому все споры старались решать мирно. Известен лишь один случай официальной казни языческих проповедников упоминаемой в русских летописях. Православные ограничивались разрушением языческих капищ, а на их месте или рядом строили свои храмы. В числе первых разрушенных святилищ упомянуты капища в Новгороде и его пригородах, а также на островах Валаам и Коневец.

По официальной истории последний племенной князь кривичей Рогволд и его сыновья были убиты новгородским князем Владимиром Святославичем в 980 году. Владимир тогда возвращался из Колывани – города Клева (Таллин), где набирал в свою дружину викингов и варягов. Забрав дочку князя кривичей Рогнеду и сделав ее женой, Владимир пришел в Киев, где изгнал сводного брата сел на Киевский трон и принял православие. Но и лишившись князя, кривичи остались кривичами, а летописцы лишь выдавали желаемое за действительное. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз в 1128 году, а полоцкие князья названы кривическими в 1162.

В иностранных источниках кривичи были известны до конца XVIII века. Например, латыши долгое время называли Беларусь Балтокривией. Возможно, это связано с редко упоминающимися историческими событиями из средних веков. Все официальные историки, в том числе и зарубежные старательно замалчивают существование в центре Европы очага сопротивления христианству на землях смолян, пруссов, литовцев и белорусов. Там этот процесс затянулся на три столетия, и последний оплот язычества сдался лишь в конце XIVвека. Контраргументы христианству у кривичей были своеобразны. Вот как в 997 году отреагировали пруссы на проповеди епископа чешского Адальберта:
«Будь доволен, что ты добрался безнаказанно до этого места. И только быстрое возвращение даст тебе надежду остаться в живых. Малейшее ваше продвижение вглубь страны принесет вам погибель. Из-за подобных людей наша земля не приносит урожая, деревья не плодоносят, дети не рождаются, а старики умирают»...
Вскоре вблизи нынешнего Калининграда Адальберт был убит, так как не внял предупреждению. Католические проповедники считали земли кривичей «клятым местом» .

Литовские и Белорусские земли в то время являлись постоянным предметом спора между Польшей и Киевом. Но если славяне на тот момент не покушались на чужую веру, так как сами в большинстве были язычники, то поляки шли на восток с крестом, загоняя в свою веру насильно. Кривичи оказали жестокое сопротивление. В Кведлинбургских анналах сообщается о трагической гибели архиепископа Бонифация в землях ятвягов в 1009 году.

После походов на Литву киевского князя Ярослава в 1038 и 1040 годах они почти на полтора столетия попали в зависимость от Киевской Руси. В самом Полоцке был построен Софийский собор (между 1030-1060 годами), один из самых ранних храмов Древней Руси. Однако и православным священникам окрестить язычников не удалось. Правда и конфликтов кривичей и славян в то время не зафиксировано. К тому же времени относят появление на территориях литовской жмуди славянской крепости Ковно (Каунас).

Новый период взаимоотношений наступил в 1183-1184 гг. Выйдя из-под контроля полоцких князей, литовцы совершили свой первый военный поход на земли славян. Дойдя до Пскова, они нанесли значительный урон Новгородскому княжеству. Вернувшись с хорошей добычей, литва (так называли завоевателей в летописях) «вошла во вкус». Ходили литовцы на псковщину и даже в Ливонию (Эстонию). Более полувека их набеги были постоянными. Каждые 5-7 лет они тревожили славян, эстов и латышей и из-за уничтожения сел и посевов оставили о себе недобрую память.

Можно предположить, что в период набегов на псковские земли жители перестали строить добротные и крепкие дома – зачем строить, если придут и снова сожгут? После того как набеги литовцев прекратились, их еще очень долго ожидали. Дома косились и разваливались, а литовцы не шли. Тогда-то и придумали псковичи подпирать свои дома упорами и скреплять углы скобами. Скобы стали ходовым товаром, их делали в большом количестве и высокого качества. Вот и стали псковичей на Руси называть скобарями, до сих пор это прозвище на слуху.

В первой половине XIII века в состав Литовского княжества созданного Миндовгом вошли Гродно, Новгородок, Слоним и Волковыск, принадлежавшие к так называемой Черной Руси. В 1251 году Миндовг все же принимает католичество и провозглашается Папой Римским королем Литвы. Но, жрецы воспротивились и Криве, стал призывать народ к неповиновению. Именно тогда под Пинск и Брест переезжали десятки тысяч пруссов, спасаясь от нашествия немецких и польских крестоносцев.

В 1261 году, испугавшись народных волнений, Миндовг отрекся от католичества. Он заключает военный союз с Александром Невским против Тевтонского Ордена. Взаимоотношения между литовцами и славянами быстро налаживаются, в том числе и княжескими браками. Так в Псков приходит литовский князь Девмонт – он приводит туда 300 знатных семей. Через год, покрестившись, он становится псковским князем и приносит славу древнему городу, победами над рыцарями Тевтонского и Ливонского Ордена. Символический меч Девмонта и сейчас висит у входа в Псковский кремль.

В конце XIII века в состав литовских владений, входит полоцкое княжество, которое у Польши отвоевывает Витень – воевода, выходец из ковенской жмуди. Славяне Полоцка принимают нового князя и вновь возвращаются в язычество. Главными противниками Витеня становятся тевтонские рыцари-крестоносцы, победы над которыми прославили его и среди православных христиан.

Рыцари-крестоносцы были дворянами. Это были мелкие землевладельцы, идущие на службу к королям с надеждой увеличить свои наделы или сделать карьеру при дворе. Такое сословие на Руси отсутствовало, но оно уже было востребовано. Князей окружали только слуги – постельничьи, сокольничьи. И потому победитель рыцарей-дворян князь Витень стал синонимом славянского воина-богатыря благородных кровей. По-сути в былинах был создан образ витязя, ставшего предтечей служивого дворянства. Известная картина В. Васнецова «Витязь на распутье», могла быть названа и «Рыцарь на распутье».

В 1316 году после кончины Витеня к власти приходит его сын Гедемин, который и становится первым собирателем западных русских земель. Сближению Литвы и Руси способствовал славянин Давид – известный воевода, владевший гродненскими землями. Еще в 1314 году он разбил тевтонских рыцарей под Новгородком, а в 1318 году возглавил литовско-русский отряд, вторгшийся в Пруссию. Давид становится главным советником Гедемина и призывает его к объединению с Русью. В 1322-1323 гг. Давид помог псковичам в их борьбе с Ливонским Орденом и прошел со своим отрядом до самого Таллина. В 1324 году Давид Гродненский очень вовремя подоспел к осажденному немцами Пскову и разбил рыцарские отряды.

Так получилось, что Литва изначально не попала в число данников Золотой Орды, оказалась в стороне от больших завоеваний. Благодаря этому она быстро набирала силу. Более того, Литовское княжество начало постепенно подбирать под себя ее бывших данников. Древнерусские княжества вливались в него добровольно, предпочитая Литву, хоть материальной выгоды от этого не имели – платя Литве ту же самую десятину. Видимо в этом сыграло важную роль то, что Гедемин никогда не вмешивался во внутренние дела присоединенных княжеств, не трогая ни религию, ни власть. И вот уже минские, туровские и пинские князья, отказались платить дань Орде, что по тем временам это было большой смелостью.

А вскоре великий князь литвы и жмуди Гедимин стал носить титул и великого князя русского, так как подчиненные ему русские земли и по площади и по населению уже вдвое превосходили литовские. Именно с правления Гедемина берет начало определение Русь литовская.

Быстрое расширение Великого княжества с присоединением можно отнести к стечению обстоятельств и к разумной политике одновременно. Своего сына Ольгерда Гедемин женил на Марье Ярославне – единственной дочери витебского князя и тот в 1320 году унаследовал Витебский удел. Второго сына, Любарта, он женил на дочери волынского князя Льва Юрьевича, после смерти которого (1325 г.) Волынь также досталась его сыну. Дочь Айгусту он выдал за Симеона – сына московского князя Ивана Калиты. Сам Гедемин имел двух православных жен Ольгу и Еву. В этот период князь отдавал предпочтение всему русскому. К тому же его дружина состояла в большей части из русских воинов.

Расширению литовских владений способствовало и то, что Гедемин и его сын Ольгерд были искусными дипломатами. Они не жгли селения и не разрушали города без крайней необходимости. , Хотя Гедемин всю жизнь оставался язычником на подчиненных землях, он не разрушал древних святилищ, не препятствовал строительству католических или православных храмов.

Главным советником у него был Криве Лиздейко (основатель рода Радзивиллов). Именно он расшифровал сон Великого князя, после этого была основана новая столица Литвы – вольный город Вильно, ныне Вильнюс. Вполне естественно столица была построена рядом с главным языческим святилищем в Ромове. До сих пор старый город литовской столицы называется Кривой город.

В 1341 году Гедемин погиб в схватке с тевтонскими рыцарями, сыновья отвезли его тело в Вильну. Там в Кривой долине по древне-литовскому обычаю его сожгли на огромном костре в парадной одежде, в вооружении, вместе с любимым конем и слугой, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немцами.

Что интересно, обряд трупосожжения вышел из тропических стран, где теплый и влажный климат способствовал быстрому разложению тел и возникновению эпидемий. Самое большое распространение он имел в Индии и это косвенно подтверждает версию, что образцом для литовских жрецов был древнеиндийский вождь с тем же именем.



В 1345 году власть перешла к Ольгерду. Воевать с Псковом и Новгородом он не собирался, надеясь, что их присоединение к Литве – дело времени. В 1346 году он с большим войском подошел к Новгороду и как считают историки, мог его взять. Но остановился на реке Луге и потребовал расправы над ратующим за присоединение Новгорода к Москве посадником Остафием Дворянинцем. Сторонники Ольгерда убедили новгородцев отделаться малой кровью, и посадник (глава города) был растерзан толпой. Действительно, пролитовские или как их еще называли немецкие партии в Новгороде и Пскове были сильными, они долгое время противостояли промосковским настроениям. Москвичи уничтожили своих политических противников лишь через сто лет вместе с их последним лидером Марфой Борецкой (Марфа Посадница).

В 1355 году к Литве присоединились Брянск, Чернигов, Новгород-Северский. Под защиту Ольгерда встал и Смоленск в чем, вполне возможно, сыграла роль и древняя религия „братьев по крови“. Все это привело к выяснению отношений Руси литовской с тремя татарскими князьями, управлявшими Подольской землей. В 1362 г. Ольгерд разбил их на берегах реки Синие Воды, и развеял миф о непобедимости татар. После поражения князья бежали в Крым, где основали Крымское ханство. Это была первая крупная победа русского оружия над татарами так как основу литовского войска составляли русские полки. После этой победы в руках Ольгерда оказалась вся Южная Русь, включая Киев. Последний оказал недолгое сопротивление, за это Ольгерд сместил сидевшего там ставленника Орды князя Федора, и отдал Киев в управление своему сыну Владимиру.



Ольгерд у стен Москвы

Вскоре в протекторат Литвы вошла и Тверь. Еще в 1350 году Ольгерд женился вторым браком на тверской княжне Ульяне Михайловне, и тесть настойчиво просил его помочь в разборках с Москвой. Три раза в 1368, 1370 и 1372 гг., их объединенные войска подходили к Москве и даже осаждали ее, но взять город им так и не удалось. Ольгерд по-прежнему дорожил людьми и избегал безрассудных штурмов. Но скорее всего, будучи умным политиком, литовский князь понимал, что в случае победы над Москвой он остался бы один на один с Ордой. А еще он не оставлял надежды на присоединение Москвы мирным путем и даже принял православие.

Ольгерд умер в 1377 году. После него осталось семь наследников, между которыми сразу же начались распри. Престол занял сын от второго брака Ягайло, а старший сын Андрюс (Андрей) ушел за поддержкой в Москву. Это событие получило неожиданное продолжение.

В Бархатной книге XVII века многие московские бояре заказывали себе родословные с западными корнями. Так среди подручных сына Ольгерда Андрюса появился некий Гланда-Камбила Дивонович, получивший после крещения имя Иван, а прозвище Кобыла (видимо от сходства этого слова с Камбилой). С него-то и начался боярский род Романовых. Чуть позже появилась новая версия родословной династии Романовых в которой потомок Видевута Иван Кобыла был крещен в Новгороде при Александре Невском. Но и этого оказалось недостаточно. Романовы очень желали иметь более древние корни, чем Рюриковичи и тогда появилась версия, что род Романовых идет от братьев-жрецов кривичей и почти на два века древнее рода Рюрика.

Через десять лет после воцарения Ягайло (1387 г.) Литва окончательно приняла католичество. И это было последнее государство Европы, принявшее христианство на тысячу лет позже Армении ставшей первой христианской страной в 304 г.

На этом Русь Литовская закончилась. От нее сразу же отделились Тверское и Смоленское княжества, а позже и другие территории исповедующие православие.

Что же у нас осталось от кривичей?

Очень даже много.

Свою самобытность кривичи сохраняли почти тысячелетие. В средние века существовал кривический язык, который долгое время был связующим звеном Польши и Московии. И хотя их язык не сохранился, но его следы остались в названиях, именах и прозвищах. А еще остались поговорки и сказки с их непосредственным участием. Кривичи не ушли в небытие… В Полоцке благодаря местным краеведам установлен памятник кривичам.



Памятник кривичам

Память о кривичах сохранилась в названиях многих населенных пунктов и по сей день. Например, в Гродненской области существует древнее село Крево – один из религиозных и административных центров кривичей.

В Псковской, Новгородской и Ленинградской областях есть несколько одинаковых топонимов Кривец, раньше, видимо, Кривич. А еще есть населенные пункты Кривск, Гривино, Гривы. Однако, чем ближе к Москве, таких названий становится меньше. Они исчезли или были переименованы. А вот названия рек в Москве и Подмосковье, оставленные нам племенем голядь, можно найти в большом количестве. Только на территории столицы их более десятка: Бубна, Голяденка, Ичка, Рачка, Филька, Химка, Чечера, Яуза и др.

К наследству от кривичей можно отнести большинство топонимов связанных с священным деревом кривичей дубом. На территории проживания кривичей их огромное количество: Дубово, Дубравы, Поддубки, Стародубово, Дубна. В Псковской области таких названий около 30, что почти в 3 раза превышает упоминания остальных деревьев (береза, липа, вяз). Очень интересна и фразеология, связанная с дубом. Рядом с почтительным и лиричным упоминанием в сказках и напевах могучих дубов и дубрав, в нашем языке есть и выражения негативного содержания, которые были созданы в период идеологической борьбы с кривичами-язычниками: „дуб – дубом“ , „дубина стоеросовая“ , „дать дуба“ и т.д.

Весьма занимательна статистика топонимов с упоминанием еще одного символа религии кривичей – козла отпущения. В той же Псковской области имеется шесть населенных пунктов Козлово, несколько деревень Козлы и Козловичи, а всего на карте можно найти около 15 подобных названий. Думаю раньше в этих местах „козлиных“ топонимов было значительно больше. Известно, что в России и в царское время и в советское, не раз проводилась чистка неблагозвучных названий. Но даже сегодня, это количество выглядит внушительно на фоне всего лишь пяти упоминаний более крупных и достойных животных быков, волов, оленей. Если не знать историю борьбы с язычеством, то можно сделать ошибочный вывод, что козел был самым почитаемым животным обширного региона.

Выражение „козел отпущения“ и сегодня одно из самых известных и употребляемых. Интересно, что этот фразеологизм является единственным упоминанием животного с оттенком сострадания. В целом же слово козел стало нарицательным, имея только лишь негативные оттенки. Чаще всего им характеризуют неотесанного и наглого человека: „Запустить козла в огород“. Однако есть и более серьезные обвинения в грехах, с использованием корня из имени животного, например: „Дьявольские козни“ . Связь бесов, чертей и самого дьявола, с образом ни в чем не повинного козла несомненна – рога, копыта, борода. Сами литовцы имели этого экзотического персонажа в своем эпосе, там его звали велняс и даже держали в своих домах его статуэтки. Не удивительно, что единственный музей чертей находится в Литве в городе Каунасе (Ковно).

Не менее интересным наследством от кривичей являются наши приметы и суеверия. Древние жрецы кривичей довольно точно предсказывали погоду, затмения солнца и луны. Объясняется это тем, что они знали календарь. Археологи обнаружили в курганах кривичей несколько предметов, на которых были резы, насечки и знаки соответствующие календарным срокам. Так жрецы прививали у людей веру в чудеса. Эта вера отразилась в нашем фольклоре, особенно в сказках.

А еще от кривичей досталась нам вера в судьбу. Люди всегда хотят знать свое будущее, но в канонизированных религиях его предсказывать было запрещено. Потому все наши гадания целиком пришли из язычества и в большей части именно от кривичей. Их предсказатели судьбы использовали различные явления природы: силу ветра и движение туч, движение водных струй и пену в водоворотах. Предсказателей у кривичей было предостаточно.

По поведению животных и птиц предсказывали будущий урожай лекутоны (летатели) и жверутеи (зверники). Существовали и бытовые предсказатели – думоны (демоны), они это делали по огню или дыму. А еще были потрохи – гадатели по внутренностям животных. Личную судьбу чаще всего предсказывали по льющемуся в воду свинцу или воску.

Самыми интересными и наиболее понятными были жеребуты . Они бросали на стол или на землю кости, дубовые дощечки или камушки. Причем все эти предметы раскрашивали в два цвета – черный и белый и наносили на белую сторону рунические знаки. Это в принципе напоминало карточный расклад и по тому, какой стороной располагались брошенные предметы, и какие знаки были открыты, жрецы делали предсказание. Главные жеребьевщики называли себя вайдулоты , и в их имени явно просматривается всем нам знакомые слова – лот и лото. А камушки и дощечки со знаками моряки и путешественники со временем превратили в игры в кубриках – кости и домино.

Свойство наших людей полагаться на случай, тяга к розыгрышам лотерей, вера в то, что им скажут карты, – все это было впитано нашими предками кривичами в те далекие языческие времена.

Очень активно велась борьба с кривичами с помощью насмешек и издевательств. Судя по берестяным грамотам, новгородцы были весьма остры на язык. По историческим свидетельствам главными символами Криве были изогнутые посох и палица. Можно вспомнить древнее выражение: у нас – правда, а у вас кривда, – так завершали свои доводы новгородцы, в спорах с псковичами. В пылу разборок кривичи обзывали новгородцев дураками, а те им отвечали: козлы ваши братья и сами вы козлы ! Это ругательное слово с тех пор на Руси стало самым обидным и словесные перепалки часто переходили в кулачные бои.

А еще новгородцы умело использовали имя их главного жреца. Так в русском языке появилось слово кривой, несущее негативный смысл. Возможно, уже тогда появились выражения ходить кривыми дорожками и кривить душой . Даже одноглазых людей стали называть кривыми, хотя у славян к убогим всегда было принято сострадание. И это еще не все. Например, низшая каста жрецов у кривичей именовалась лигушены , и первоначально христиане их называли просто лжецами и сравнивали со скользкими болотными обитателями. Однако все было не так однозначно. Например, для влюбленных религиозные разногласия не были помехой. Об этом говорит пережившая века поговорка «Любовь зла – полюбишь и козла» и история любви в сказке „Царевна лягушка“. Героиня обладала волшебством, которое всегда приписывалось жрецам и волхвам, однако с помощью любви, в конце концов лягушка превращалась в царевну, что подразумевало изгнание бесов и колдунов и переход ее в истинную христианскую веру.

В истории кривичей еще много белых пятен. Возможно, это небольшое исследование подтолкнет кого-то к продолжению поисков наших корней и к новым находкам.


Top