Кто отменил внутренние таможенные пошлины. Причины необходимости отмены внутренних таможенных сборов российской империи. Отмена внутренних таможенных пошлин в россии

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Протекционизм Петра Первого

В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.

Правление Елизаветы Петровны

Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.

Законопроект

Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.

Отсутствие общего рынка

В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.

Причины отмены

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

Проведение реформ

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.

Первый исторический опыт внедрения такого фискального проекта, как ликвидация внутренних таможен, в Российском государстве состоялся в XVIII веке и был связан с необходимостью осуществления комплексной реформы.

Краткий исторический очерк

Данный шаг способствовал формированию целостного экономического пространства в стране, требующей укрепления внутреннего финансового положения и четких юридических границ.

На рассматриваемом этапе фискальная система Российского государства находилась на стадии разработки и состояла из таких элементов, как:

  • таможенные пункты отдельных административных образований (губерний и провинций);
  • городские таможни;
  • фискальные учреждения особого подчинения;
  • портовые пункты;
  • пограничные пошлинные пункты.

Естественно, что такая структура была слишком громоздкой и неэффективной. Кроме того, интенсивное взыскание внутренних пошлин усложняло процесс централизации Российской империи.

Реформа таможенной системы: актуальные аспекты

Согласно новой концепции фискального контроля, вес таможенных сборов и пошлин был равномерно распределен по внешним пределам государства, таким образом, упрощая механизмы внутренней коммуникации, и способствуя развитию российской торговли и производства.

Иногородние купцы освобождались от необходимости уплачивать внутренние сборы, что существенно укрепляло конъюнктуру страны в целом.

Итогом реформирования стало принятие Таможенного устава (1775 год), согласно которому фактически проводилось упразднение системы морально устаревших внутренних таможен и пошлин.

Процедура расформирования внутренних таможен была прописана довольно детально – делопроизводство данных учреждений передавалось провинциальным и губернским канцеляриям, с сохранением кадрового состава служащих.

Стоит отметить, что последствия рассматриваемой реформы проявились достаточно быстро. Казна Российской империи получила весомую прибыль, а внутренняя торговля и производство ощутили значительную динамику количественного и качественного развития.

Кроме того, не стоит упускать из виду существенное возрастание доходов от внешних пошлин, которые были юридически упорядочены и урегулированы.

На 1762 год эта цифра достигала около 2 миллионов рублей, тогда как внутренние сборы даже в лучшие годы приносили прибыль, не превышающую 700-900 тысяч рублей.

Формирование экономического пространства новой эпохи - ЕврАзЭС

Ликвидация внутренних экономических границ вполне оправдала себя в условиях исторического развития России XVIII века.

Но как оказалось, данный механизм вполне эффективен и в условиях ХХI столетия, когда экономическое пространство Российской Федерации переживает новую эпоху трансформации и глобализации, связанную с созданием Евразийского экономического сообщества (Таможенного союза).

Важно: началом существование данного внешнеэкономического образования стал 2009 год, когда был принят пакет нормативной документации, регулирующей цели и задачи создания ЕврАзЭС, принципы его функционирования, перспективы дальнейшего расширения таможенных границ и другие вопросы.

Членами сообщества стали:

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Киргизская Республика.

Кроме того, действие всех нормативных постановлений, регулирующих функционирование ТС относительно границ и пошлин, распространяется также на все объекты международного административного права, на управление которыми у стран‒членов сообщества имеется исключительная юрисдикция.

Это могут быть любые объекты, находящиеся за пределами обозначенных государств.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность и обозначающим пределы фискальных границ Таможенного Союза, является Таможенный кодекс, предусматривающий создание единого таможенного пространства в рамках, оговоренных международными договоренностями странами-членами союза.

На 2009 год был принят базовый проект кодекса. Впоследствии данный документ подвергался нескольким редакциям. На 2016 год предполагается внедрение нескольких юридических нововведений, направленных на углубление и оптимизацию условий экономического партнерства.

Закономерно, что одним из основоположных вопросов при создании единого таможенного пространства, оставался аспект функционирования таможен внутреннего порядка: в каком именно формате они должны были продолжать свое существование, если, вообще, это оставалось возможным?

Вопрос внутренних экономических пределов: нормативное регулирование

Если говорить о юридическом определении экономических границ в пределах ЕврАзЭС, то статья 2 Таможенного кодекса четко оговаривает наличие единой таможенной территории и таможенной границы.

Важно: на практике единая фискальная территория означает упразднение внутренних пошлин и формирование качественно нового экономического пространства на основах взаимовыгодного сотрудничества стран ‒членов сообщества.

Естественно, фискальная система государств, которые вошли в таможенный союз, не была готова к таким радикальным преобразованиям.

На 2011 год процесс переноса внешних экономических границ только начинался, и многих беспокоила процедура упразднения системы внутренних таможен.

На этом этапе многие вопросы оставались открытыми, и, поскольку не все нормы Таможенного кодекса таможенного союза были надлежащим образом проработаны, регулирование внутренних пошлин было прерогативой таможенного законодательства стран‒членов Союза.

К примеру, значительной проблемой оставался вопрос практической реализации процесса, предполагающего устранение внутренней таможни как фискальной институции.

Уже на 2011 год в Российской Федерации было ликвидировано значительное количество таможенных пунктов, и процесс этот развивался по нарастающей. Соответственные тенденции наметились и в других странах сообщества.

На 2016 год процесс трансформации процедуры таможенных сборов в ЕврАзЭС практически завершен. Сбор пошлин в рамках сообщества ведется только в отдельных, регламентированных международными договоренностями отраслях, и не исключено, что в дальнейшем эти условия будут пересматриваться.

Текущая страница: 14 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Шрифт:

100% +

56
1726 год. Внешняя торговля России

Приведенные материалы позволяют выяснить состав экспортных и импортных товаров, проследить связь между развитием отечественной промышленности в годы петровских преобразований и вывозом изделий русских мануфактур, а также оценить внешнеторговый баланс страны в целом.

* * *

Вывоз товаров


Ввоз товаров



СПб., 1859. Ч. 3. С. 23–25.

57
1731 год, 16 июня. Указ о свободной торговле всякого звания иноземцам в России с уплатою положенной с товаров пошлины

(печатается в сокращении)


В годы правления императрицы Анны Иоанновны в торговой политике произошли изменения. Указ от 16 июня 1731 г. ставил в одинаковые условия отечественных и иностранных купцов, что создавало преимущества для последних. Помимо этого Таможенный тариф 1731 г. значительно снизил пошлины на ввозные товары.

* * *

Указали Мы, по доношению Нашего Правительствующего Сената и Нашей Комиссии о коммерции, по силе старого торгового 717 года уставу, иноземцам, как от портов так и от границ с товарами везде позволить, а каким образом, о том объявлено в следующих пунктах, которые напечатав, публиковать и по оным исполнять непременно и сообщить к таможенным уставам. Дан в Москве июня дня 1731 года.

1. Всем и всякого звания иноземцам как от портов, так и от порубежных городов, где свободной приезжим людям торг назначен и пограничные таможни определены, заплатя тамо настоящую по тарифу пошлину, ежели пожелают те свои товары везти в Москву и в другие города, тем дается воля прямо ездить в Москву и в другие города, заплатя за такой вольной впуск в портах и на границе при отпуске товаров толикое число проезжей пошлины, поскольку с российских подданных в городах при продаже берется <…> а когда такие товары при привозе и по объявлению и досмотре таможенном в городах продадут, то уже ни какой пошлины с них взято не будет, но одна аксиденция за досмотр на содержание таможен.

2. Те товары вольно продавать оптом, кипами, ящиками, или большими стаями, а врознь половинками, штуками, весовое фунтами и пудами продавать по прежнему запрещается под штрафом <…> понеже такого розничною продажею пользуются граждане.

3. Им же иноземцам дается воля изпродав свои товары, с таможенным объявлением, и с запискою купить в тех Российских городах у купецких людей российские товары стаями, а не врознь же, и отпускать к портам, также и за границы чрез те города, которые к свободному проезду назначены.

4. При отпуске таких товаров в городах должны заплатить внутреннюю пошлину, какую российские подданные платят <…>

5. При сем изволении всем иноземцам запрещается российские товары, кроме купцов, у разночинцов и у крестьян, кои не имеют позволения в торгах, явным и тайным образом не скупать и не подряжать и денег и товаров наперед под образом долгу не давать, и под именем россиян к портам и границам не отпускать, и оттуда своих для кражи пошлин не привозить, также перепродаж (то есть свой товар испродав и другаго накупя, здесь же продавать станет) отнюдь того чинить не дерзать под потерянием всех таких товаров и денег по особому о том уставу.

6. Впрочем, что в порядочном торгу касается до осмотров, и с которых отправления и дачи пашпортов, в том во всем поступать по уставам таможенным, никого как иноземца так и русского неразличая.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VIII. № 5806.

58
1753 год, 20 декабря. Указ об отмене внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов

(печатается в сокращении)

К середине XVIII в. в России существовало около двух десятков различных внутренних таможенных пошлин. Бурное развитие ремесел, мануфактур, внутренней и внешней торговли требовало от правительства активной экономической политики в части обеспечения интересов отечественного крупного купечества и дворянского предпринимательства. Сохранение внутренних таможенных пошлин оказывало отрицательное влияние на динамику развития национального рынка.

Разработчиком реформы был видный деятель елизаветинского царствования П. И. Шувалов. 18 августа 1753 г. он подал «записку» в Сенат о денежных сборах, которая была одобрена и представлена императрице Елизавете Петровне. 18 декабря 1753 г. она утвердила доклад Сената, который вошел в основу именного указа. Отмена внутренних таможенных пошлин способствовала развитию капиталистических отношений в России. При этом следует иметь в виду, что снижение государственных доходов вследствие отмены внутренних пошлин возмещалось за счет повышения пошлин с экспортно-импортных товаров.

* * *

Объявляем во всенародное известие <…> Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутрь государства таможенных пошлин происходят отягощения подверженным к платежу оных, хотя они без наказания по изследовании не оставляются, но пресечения не видно, а всегдашние приметки, грабительство и воровство, а оттого следствии комиссии так умножаются, что учрежденным местам для расправ и судов настоящих дел течение пресекают, купечеству ж помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют; то как для сего, а особливо, дабы народ в лучшее состояние и силу пред нынешним привести, положенной в подушной оклад, и как оной, так и всякого звания людей, который следующим платежам подвергнут, из Нашей Императорской милости к народу и любви отечеству, верноподданных Наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов, то есть:

1. таможенных, с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов, с сена и с дров и с прочего, что в Москве в большую, померную и мытенную, також и в других городах в таможни сбиралось (кроме конских пошлин); 2. с найма извощиков и с плавных судов десятой доли, и с извозу; 3. с клеймения хомутов; 4. с мостов и перевозов (кроме Санктпетербурга); 5. вместо валешных подымных; 6. с подпалых и палых лошадиных и яловичных кож и с скотины; 7. привальных и отвальных; 8. с яицкой рыбы десятого сбора; 9. канцелярских мелочных; 10. с ледоколу и с водопою; 11. с четвериков померных; 12. с продажи дегтя; 13. с весов весчих товаров; 14. с каменного жернового промысла и горчечной глины; 15. с приезжих грамот печатных, которые сбираются в казанской таможне с приезжих торговых людей при объявлении выписей; 16. вычетных у винных подрядчиков и у объявителей за домовыми расходы недонимаемых по записям таможенных пошлин; 17. с таможенного письма.

Какое же облегчение из сего всемилостивейшего Нашего установления верноподданному Нашему народу, следующему к платежу вышеименованных сборов, произойдет от разных при оных бываемых случаев, и притом как велико число сбираемых с них до сего денег, которое не в одном, но более в миллионах состояло, положенным в подушный оклад останется; сколько ж по оным сборам доносов, а по них продолжительных следствиев в государстве было и есть, по которым бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов происходило, как от правых, так и ложных доносов, что сим в пресечении таможен конец свой возмет, ибо тот случай, по которому оное происходило, искореняется. Чего ради всемилостивейше повелеваем: все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных), уничтожить, а как им не быть, так и вышеписанного сбора не сбирать, а ту сумму сбирать в портовых и пограничных таможнях с привозного и отвозного товара внутренние пошлины единственно по 13 копеек с каждого рубля, более ж сего с того товара, с которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую как иностранные и российские купцы в привозных, так подданные Наши с отвозных товаров платить имеют, ибо подданные Наши российские купцы внутри государства Нашего всякие товары продавать и покупать будут безпошлинно, которой пошлины с одного товара с продажи и с покупки в один ряд бывает в платеже по гривне с рубля, а с перепродажи один другому сверх того пошлину ж платили, и тако с одного товара тройная пошлина и более в платеже бывает; а ныне те Наши подданные купцы от того всего будут свободны, а только той внутренней пошлины, как выше сего явствует, платить будут в одних портовых и пограничных таможнях, против прежнего при портах внутреннего платежа, 5 копеек, с прибавкою токмо по 8 копеек с рубля; также и иностранные купцы от платежа той внутренней пошлины излишнего убытка претерпеть не могут, ибо они те свои товары продавать будут российским купцам не инако, как с приумножением той пошлины.

Кто из Наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе…

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10.164.

59
1754 год, 13 мая. Указ об учреждении Государственного заемного банка

(печатается в сокращении)


Указом от 13 мая 1754 г. в России были созданы Дворянский и Купеческий банки для оказания экономической помощи дворянам и купцам. В дешевых кредитах особенно нуждалось дворянство, которое, по мнению правительства, должно было использовать эти средства на рационализацию своего хозяйства. Поэтому указ в большей степени отражал интересы дворян, нежели купцов, для которых условия кредитования были менее выгодными, а сама возможность кредитной операции была ограничена ведением торговли только через порт Петербурга.

* * *

Объявляется во всенародное известие. Многие российские Наши подданные, а более из дворянства, имея в деньгах нужду, принуждены занимать у других с великими процентами и с закладами такими, которой против взятья денег в полтора или вдвое стоить может; выкупить же чем на положенной срок не может исправиться, и от того приходят в убожество и разорение, и дают не токмо по 10, но и по 15 и по 20 процентов, чего во всем свете не водится: а иные есть и такие безсовестные грабители, что по прошествии срока и малых дней положеннаго заклада, хотя б и деньги приносил, не отдают; а другие вымышленно обнадеживая, незапискою закладного имения продолжают, и по сроке заложенныя деревни за собой записывают; и тако в малых деньгах великаго закладу лишаются. Того ради всемилостивейше повелели Нашему Сенату, для уменьшения во всем государстве процентных денег, учредить Государственные банки из казны Нашей, первой для дворянства в Москве и в Санктпетербурге, второй для поправления при Санктпетербургском порте коммерции и купечества, в знатной сумме <…> а при раздаче российскому дворянству <…> брать по шести процентов с рубля в год, а не более, и раздавать оныя тем, кто в заем потребует, а именно: каждому от 500 до 10 000 рублей, а более того числа, и в другой ряд, пока он взятую сумму не заплатит сполна, одному, хотя б и требовать стал, не давать. <…>

2. Кто из российских же дворян потребует в заем денег, и объявит под заклад недвижимое имение, села и деревни с людьми и крестьяны и со всеми угодьи, тогда те недвижимыя имении, села и деревни с людьми и со крестьяны и со всеми угодьи под заклад принимать, счисляя мужеска полу на 500 рублей по 50, а на 1000 рублей по 100 душ <…>

3. Кто из российских же дворян требовать будут в заем денег, и объявят, что сколько им в заем денег потребно, и на такую сумму за ними недвижимаго имения нет, а объявят, что в той сумме будут по них поручители, люди знатные и пожиточные; и те люди в займе денег в поруках по них быть не отрекутся, и по усмотрению Банковой конторы те поручители явятся надежные, и в том им поверить будет можно, и таким людям по требованиям их, деньги в заем давать не более ж года <…>

Второму банку, для поправления при Санктпетербургском порте коммерции и купечества, быть в Коммерц-коллегии <…> при раздаче из онаго банка в заем одним российским купцам, торгующим при Санктпетербугском порте, денег брать по вышеписанному ж, счисляя в год по шести процентов с рубля, и отдавать оныя не менее месяца, а не более полугода, следующим порядком, а именно: когда кто из российских купцов, торгующих при Санктпетербургском порте, потребует из онаго банка в заем деньги, тогда тому купцу объявить, под заклад привезенных им к тому порту своих собственных товаров, для уверения, чтоб оных было против требуемой им суммы больше четвертою долею…

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIV. № 10.235.

60
1758–1760 годы. Внешняя торговля

Приведенные данные позволяют проанализировать статьи вывоза и ввоза товаров через порт Архангельска, определить структуру российского экспорта, зависимость внешней торговли от развития отечественной промышленности и дать оценку внешнеторговому балансу Российской империи в целом. Было бы уместно провести сравнительную аналогию с данными 1726 г.

* * *


Семенов А. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности.

Ч. 3. СПб., 1859. С. 29–30.

61
1762 год. Указ об отмене торгово-промышленных монополий

(статьи печатаются выборочно)


Монополии как средство поощрения отечественных промышленников появились еще при Петре I. В царствование императрицы Елизаветы Петровны торгово-промышленные монополии создавали ее фавориты для извлечения исключительно собственной выгоды, что наносило урон экономике страны. Император Петр III подтвердил существование монополий, однако пришедшая к власти Екатерина II стала последовательно проводить курс на устранение препятствий для развития свободного предпринимательства. Определенное влияние на такое законодательное решение сыграло издание Манифеста о вольности дворянства 1762 г.

* * *

Объявляем всем Нашим подданным. Присутствуя, Мы, Высочайше, в Нашем Правительствующем Сенате разсматривали данный Сенату марта, 28 дня, сего года о коммерции указ и принадлежащие к тому обстоятельства, нашли в оном многие неудобства, клонящиеся ко вреду и тягости общенародной. В отвращение чего, по представлении Нам от всего Правительствующего Сената мнениям, имея довольное разсуждение для поправления и пользы коммерции и всех Наших верноподданных, учиненное в Сенате постановление всемилостивейше опробовали и собственною Нашею рукой подписали, повелевая поступать по нижеследующему:

1. Хлебный торг из России за море и за границы производить от всех портов, не исключая и на Каспийском и Черном морях лежащие, невозбранным, с половиною пошлиною против той, какая собирается в Рижском, Ревельском и Перновском портах и на острове Эзеле <…>

2. Отпускать от Санктпетербурга и от всех портов за море не только всякие соляные мяса, но и самою скотину, если на то купцы и охотники будут, с половинною против собираемой в украинских пограничных таможнях пошлиною; однако ж дабы в Санктпетербурге дороговизны не последовало, ту скотину и мяса позволять отпускать с такою предосторожностью, когда оные здесь в продаже не больше двух копеек фунт будет; а из Сибирской губернии, дабы от излишней продажи и сами тамошние народы в безсилие и крайний недостаток придти не могли, выпуск одного скота позволять в такое время, когда мясо не дороже копейки фунт в продаже будет <…>

4. Сальный промысел так оставить, как оный был за прежними промышленниками, и как дан был генералу-фельдмаршалу графу Шувалову именным, блаженной и вечной славы достойной памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1748 года указом, до определенным тем указом урочных 20 лет; а какие по причине того сального промысла сделаны в Архангелогородской губернии еще на какие-либо товары запрещения и все то, что сверх того сделано, уничтожить без всякого изъятия.

5. Порт города Архангельского всеми теми преимуществами и выгодностями снабдить, какими Санктпетербургский пользуется, и всяких товаров привоз и отпуск беспрепятственно позволяем, с равною против Санктпетербургского и прочих портов свободою и пошлиною, как и по публикованному в 1755 году новому таможенному уставу велено возить в Санктпетербург и к городу все невозбранно <…>

8. Смоляной торг, бывший по прежним указам казенным, а с 1726 по 1740 в вольной торговле, а с 1740 паки казенным, как то и в 1743 году именным, блаженной и вечной славы достойной памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны указом подтверждено, а с 1760 года отданный в содержание на 20 лет генералу аншефу Нарышкину, из платежа, кроме пошлин, прибыльной суммы в казну по 8396 рублей в год, отдать в вольную торговлю всем, кто бы ни пожелал оным торговать и за море отпускать, с преждеположенною в тарифе пошлиною, расположа вышепомянутую казенную прибыльную сумму 8396 рублей, к той же пошлине прибавить, и к откупу таможенных сборов приложить, дабы оные ежегодно в казну доходили <…>

11. Данное в 1759 году обер-инспектору Шемякину позволение вывозить одному ему в Россию и продавать потребный для фабрик шелк всяких сортов, как сырец, так и крашеный без платежа пошлин и для закупки китайского, также для заготовления по способности через Турцию и Польшу италианского шелка, в разсуждении, что туда вексельного курса нет, отпуска на китайскую границу камчатские бобры, да украинскую и прочую мерлушку, и всяких родов белку с пошлиною, отменить. И как выписывание шелка, так отпуск о промысел бобров (кои до сего времени в казенном торгу состояли) то же и мерлушку и белки, чем прежде все купечество пользовалось, оставить в вольной торговле на прежнем основании, и с положенною по тарифам пошлиною.

12. Китайский караван, который пред сим, по силе заключенного в 1728 году трактата, через каждые три лета отправлялся из казны, отдать в вольную торговлю и позволить всем, кто бы ни пожелал, как на границе торговать, так и в самый Пекин с платежом пошлин по тарифу в сходственность с постановленным о том трактате между Российскою империею и Китайским государством пунктом, товары свои отправлять по примеру преждепосыланных казенных караванов <…>

16. Учиненное о компаниях от Астраханского порта в Персию, Хиву и Бухарию запрещение, дабы незаписавшимся в те компании другим не торговать, уничтожить и отныне для общей всем торгующим пользы и удовольствия, не только при том Астраханском порте, но и в Персию, также в Хиву и Бухару всеми дозволенными Российского продукта и иностранными товарами торги производить и мореходные суда иметь, как им, обер-директору и Саханову с товарищами, так и другим всем невозбранно <…>

18. В Астраханской губернии тюленевый промысел, который отдан на откуп и в содержание с 1751 по 1768 год покойному генерел-фельдмаршалу графу Шувалову из платежа в год по 264 рубля по 70 ¼ копеек, уничтожа оный, оставить астраханскому купечеству в вольной торговле, как и прежде состоял <…>

20. Табачный откуп, который, напоследок, с 1759 года из платежа откупной суммы по 70 000 рублей в год, отдан на 20 лет покойному генерал-фельдмаршалу графу Шувалову и его наследникам и, кроме его, другим никому, как внутри государства табаком торговать, так и за море и за границы отпускать не велено, в рассуждении того, чтоб не один, но все общество тем торгом пользовалось, уничтожить и как внутри здешнего государства табаком торговать, так и за море и за границы отпускать позволить всем невозбранно; но чтоб получаемая с того табачного откупа сумма по 70 000 рублей в год вовсе не пропала, и казна сего дохода не лишилась, то велеть вместо собираемой ныне с табаку пятикопеечной пошлины брать при отпуске за море и за границы с каждого пуда по 20 копеек, считая оные на российские деньги, а не на ефимки.


Полное собрание законов Российской империи. Т. XVI. № 11.630.

Тема IV
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева

Народные восстания XVIII в. продолжали события «бунташного» XVII в. Вместе с этим новые социально-экономические и политические реалии обостряли классовые противоречия в XVIII в. Оформление и укрепление абсолютистского государства, прикрепление к подушной подати сельского и посадского населения, ужесточение и углубление крепостничества, расширение дворянских привилегий и злоупотребления органов власти на местах вызвали протест народных масс.

Петровские преобразования значительно ухудшили положение посадского и крестьянского населения в центре страны. В отдаленные регионы страны, еще не охваченные крепостническтвом, устремлялись потоки беглых из центральных губерний России. Однако в условиях ведения Северной войны и здесь беглых ожидали непосильные налоги и злоупотребления местных воевод и начальников. Эти факторы вызвали крупное выступление стрельцов и казаков в Астрахани 1705 г., восстание на Дону под предводительством К. Булавина в 1707–1708 гг. и восстание в Башкирии в 1705–1711 гг.

Существенной особенностью народных выступлений XVIII в., в отличие от предшествующего столетия, стало расширение социальной базы недовольных. Мотивы выступления отдельных социальных групп были продиктованы спецификой их положения в системе абсолютистского крепостнического государства. Для помещичьих крестьян борьба становилась следствием повышения феодальной ренты в условиях втягивания помещичьих хозяйств в рыночные отношения и злоупотреблений со стороны помещиков. Новым явлением социальной борьбы во второй половине XVIII в. становится активное участие приписных крестьян и работных людей на мануфактурах и заводах. Приписка к заводам государственных крестьян означала резкое ухудшение их положения, так как заводчики использовали приписных крестьян на самых тяжелых работах, а платили в несколько раз меньше, нежели вольнонаемным рабочим. Поэтому вместе с работными людьми приписные крестьяне выступали против злоупотреблений заводских начальников и за улучшение условий труда. Наиболее крупными выступлениями работных людей стали восстания на Урале (1750–1760), в Карелии (1769–1771) и Чумной бунт в Москве в сентябре 1771 г.

Самым крупным антикрепостническим движением в России стала крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Казак Зимовейской станицы Емельян Иванович Пугачев (1742–1775) в конце 1772 г. появился на Яике и выдал себя за императора Петра III. Группа казаков, недовольная правительственной политикой ущемления своих социально-экономических привилегий, поддержала Е. И. Пугачева. Уже через несколько недель повстанческая армия, численность которой доходила до 30 000 человек, нанесла поражения регулярным войскам. Неподалеку от осаждаемого Оренбурга была создана главная ставка Е. И. Пугачева, из которой осуществлялось руководство армией, и распространялись манифесты «императора Петра III».

Крестьянская война охватила огромную территорию Южного и Среднего Урала, Приуралья и Поволжья. В боевых действиях в армии Пугачева принимали участие казаки, работные люди, крестьяне и представители нерусских народностей.

В июле 1774 г. войска Е. И. Пугачева после неудачной осады Казанского кремля переправились на правый берег Волги. Карательные правительственные войска в это время уже значительно превосходили по численности войска восставших. После неудачной осады Царицына в августе 1774 г. Е. И. Пугачев переправился на левый берег Волги, где он был пленен яицкими казаками и выдан властям.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории.

Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М.

Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского. Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике.

Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества. В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов.

Существование внутренних таможенных сборов препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись. Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г.

и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли. Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру. Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества.

Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П.

И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.

Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства. Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество.

Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства. Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело». Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».

Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества.

Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг.

занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении.

Отмена внутренних таможенных пошлин в России в 1754 году

Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
во второй половине XVIII в.

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5134 | Нарушение авторского права страницы

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа.

Причины необходимости отмены внутренних таможенных сборов Российской Империи

Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5135 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России.

Отмена внутренних таможен- ных пошлин История внешних таможенных пошлин в России

При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5133 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг.

внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма.

Отмена внутренних таможенных пошлин в россии

За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5132 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны.

Отмена внутренних таможенных пошлин кто отменил

Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5151 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

  • Виды кадровой политики Прямой и косвенный налог Как закрыть филиал ооо в другом городе

Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике.

Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества.

В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов. Существование внутренних таможен препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись.

Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли.

Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру.

Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества. Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.

Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства.

Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество.

Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства.

Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело».

Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».

Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества.

Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.


Top