Питирим, митрополит (Нечаев Константин Владимирович). Митрополит питирим Владыко питирим митрополит

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926-2003) — один из наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Более тридцати лет он возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Несомненно, что расцвет церковной жизни в нашей стране подготовили такие люди, как он. Эта книга познакомит читателя с жизнью, служением и наследием владыки.

В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин (будущий владыка Питирим) был младшим. Его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Первый раз — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Он запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасности близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи.

В 1941 году Константин поступил в Гнесинскую музыкальную школу, но с началом войны занятия прервались. В 1943 году Константин продолжил занятия, но в 1954 году началась практическая церковная работа, которая занимала все время. Но музыку владыка любил всю жизнь, играл на виолончели и даже основал в начале пятидесятых в духовных школах смычковый ансамбль из двадцати двух человек, причем сам покупал инструменты.

В 1943 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Когда при Новодевичьем монастыре открылись Богословско-пастырские курсы (преобразованные в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию), Константин решил получить богословское образование.

В 1951 году Константин Нечаев окончил академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу по трудам преподобного Симеона Нового Богослова, и был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем на кафедрах патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1953 год он был преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии.

С 1945 года Константин Нечаев становится иподиаконом патриарха Алексия (Симанского) и с того момента почти двадцать пять лет почти неотлучно находится около Святейшего.

15 февраля 1952 года Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) Константин был рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 года во священника (целибат). При рукоположении патриарх надел на отца Константина свой золотой крест.

13 апреля 1959 года отец Константин был пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В том же году отец Питирим был возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Алексием и назначен инспектором Московских духовных школ.

23 мая 1963 года, в день Вознесения Господня, архимандрит Питирим был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии.

С 1963 по 1994 год, более тридцати лет, владыка руководил Издательским отделом Московской Патриархии, был главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды», где публиковались выдающиеся труды православных богословов, как дореволюционные, так и созданные после 1917 года, и либо изданные за рубежом, либо имевшиеся в рукописях на Родине. В ноябре 1971 года была образована английская редакция «Журнала Московской Патриархии», имевшая подписчиков в более чем пятидесяти странах. «Журнал Московской Патриархии» высоко оценивался специалистами. Под руководством владыки Питирима был подготовлен к изданию ряд уникальных древнерусских рукописей. Издательский отдел обеспечил выпуск полного набора богослужебных книг, все храмы были обеспечены богослужебной литературой.

В 1971 году епископ Питирим был возведен в сан архиепископа.

С Крещения 1972 года владыка Питирим совершал свое служение в московском в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы владыки Питирима.

В декабре 1986 года архиепископ Питирим был возведен в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский.

Владыка Питирим являлся крупным церковным ученым. В различных журналах и сборниках он опубликовал более семидесяти богословских статей, издал ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской академии естественных наук, заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму «Золотое наследие Руси» Российской международной академии туризма.

В 1989 году владыка был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 — депутатом Московского областного совета народных депутатов. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики, членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати.

Владыка добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря и ряда храмов в своем благочинии. В 1989 году он стал настоятелем возвращенного Церкви монастыря, где часто служил по воскресным и праздничным дням.

Многие годы жизнь владыки Питирима была тесно связана с Московской духовной академией. Несмотря на загруженность издательской деятельностью, международными командировками, он два дня в неделю читал лекции в академии, будучи ее профессором. Эти занятия очень много значили для будущих священников. Его лекции часто воспринимались студентами как праздник.

Владыка Питирим не оставлял своего служения Церкви буквально до последних дней, несмотря на тяжелую болезнь. Он говорил: «Онкология — это особый путь к Богу».

В июне 2003 года митрополит Питирим перенес тяжелую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских. Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского.

Проститься с владыкой пришли десятки священнослужителей и тысячи верующих. Среди них было много мирян, в том числе и представителей творческой интеллигенции, пришедших в Церковь в советское время благодаря митрополиту Питириму.

Владыка похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.

Два появления этого человека вызвало за последний год большой резонанс. Первый раз – недавно, во время Пасхального богослужения, которое он вел. Второй раз – в 2002 году, во время «молитвы о мире» в итальянском городе Ассизи, проведенной по инициативе Папы Римского .

Митрополит Питирим, один из старейших иерархов Русской Православной Церкви. В последние годы жизни патриарха Пимена он являлся, пожалуй, наиболее влиятельным иерархом и представлял РПЦ практически на всех официальных мероприятиях. И повернись жизнь иначе, он бы стал новым первосвятителем.

Падение Хрущева было воспринято как небесная кара зарвавшемуся «кукурузнику». Его печально «знаменитое» обещание показать по телевидению, как музейную редкость, «последнего советского попа», оказалось явно невыполнимо.

Л. И. Брежнев и советское руководство постарались публично продемонстрировать смену курса религиозной политики. 19 октября 1964 года два митрополита были приглашены на правительственный прием в честь космического полета корабля-спутника «Восток».

С 1963 по 1994 год владыка Питирим был председателем Издательского отдела, главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды» (оба издания в советские годы были единственными легальными органами церковной мысли).

На страницах этих изданий ему удалось опубликовать писания отцов Церкви, богословские сочинения протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского и некоторых других авторов. В 1971 году владыка Питирим был возведен в сан архиепископа. В этом же году он принимал участие в деяниях Поместного Собора, который признал церковную реформу XVII века «трагической ошибкой» и официально отменил все проклятия и анафемы по отношению к старому русскому обряду.

– Мы храним традицию, потому что она – это овеществленная, генетическая память нашего народа, – говорит митрополит Питирим. – Да, у нас было двоеперстие, мы приняли троеперстие. Но в 1971 году на Соборе Русской Православной Церкви молодая часть наших богословов провела постановление о равной возможности употребления и того, и другого.

А вот недавнее свидетельство епископа Древлеправославной (старообрядческой) Церкви Антония Богородского: митрополит Питирим «в одной из первых речей перед студентами у нас семинарии (по благословению владыка Антоний получил образование в семинарии и академии Московской Патриархии – Авт.), говорил о своих теплых чувствах к старообрядцам.

О том, как после решения Собора 1971 года о снятии клятв он отслужил старообрядческую литургию. Владыка тогда произнес интересную мысль, что не было настоящего раскола, а был только переходящий временами в потасовку спор о том, что такое Православие».

Большое значение владыка придавал возрождению и популяризации русского православного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, выступавших с концертными программами в России и за рубежом.

30 декабря 1986 года владыка Питирим был возведен в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского. А в конце 80-х стал, помимо своих прежних обязанностей, еще и настоятелем возвращенного Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, где до сегодняшнего для он часто служит по воскресным и праздничным дням.

В Москве резиденция владыки Питирима разместилась в живописном храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов переулок), – в храме, традиционно привлекавшем людей искусства, писателей, художников и общественных деятелей.

После провала ГКЧП в столичной прессе появилось несколько публикаций народного депутата России священника Глеба Якунина (впоследствии лишенного сана и отлученного от Церкви). В них один из лидеров «Демократической России» утверждал: ему стали известны документы, дающие основания полагать, что митрополит Питирим сотрудничал с КГБ.

«Глубокую обеспокоенность, – писал он, – вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному президентом России вне закона государственному преступнику Б.К. Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке – это признание «де-факто».

Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5-го управления КГБ СССР по линии издательского отдела постоянно упоминаются агенты «Аббат» (из иерархов) и «Григорьев», часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении».

Любопытно, что ныне г-н Якунин входит в состав клира т. н. «Киевского патриархата», руководимого «патриархом» Филаретом (Денисенко), которого сам же Глеб Павлович в 1991 году наиболее яростно обличал в принадлежности к КГБ.

Имя владыки Питирима склоняли на всех либеральных перекрестках. Журналисты (в том числе Татьяна Миткова и Андрей Караулов) охотно разоблачали «митрополита в погонах». Вскоре пришла и опала церковная: в ноябре-декабре 1994 года на Архиерейском Соборе РПЦ, а затем и на заседании Священного Синода он был смещен со всех церковных должностей. В его ведении были оставлены только Воскресенский храм и Иосифо-Волоцкий монастырь.

В последние годы митрополит Питирим стал чаще появляться на церковных собраниях высокого уровня. По поручению Священного Синода он возглавлял представительные делегации, посещавшие Армению, Болгарию, Швейцарию в связи с разными событиями церковной жизни.

24 января 2002 года в итальянском городе Ассизи под руководством римского понтифика состоялось «совместное моление за мир», в котором участвовали 300 представителей 12 различных религий.

Первоначально эту службу предполагалось провести в одном из католических соборов, но иудеи заявили, что не станут молиться с христианами в храме. Тогда действие было перенесено на открытый воздух – на городскую площадь.

От лица московской Патриархии и по поручению Патриарха Алексия II в этом ежегодном мероприятии принимала участие целая делегация из трех архиереев во главе с митрополитом Питиримом. Выступая по каналу РТР в программе «Вести», владыка заявил, что он глубоко удовлетворен тем «духом единства и братской любви», который ему удалось ощутить во время такой совместной молитвы.

На имя Алексия II полетели гневные телеграммы: «С ужасом и возмущением мы восприняли новость о том, что официальный представитель МП участвовал в шабаше под руководством папы римского. Митрополит Питирим не только не скрывает своего участия в этом беззаконии, но даже публично восхваляет совместную молитву с инославными и иноверцами…»

Широкая православная общественность была возмущена. В результате подобного взаимодействия за счет мнимого «единства» размываются основы Веры. Не случайно, что по древним церковным канонам (45 правило Св. Апостол), «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен».

Владыка Питирим – носитель традиции. В том числе традиции советского периода, когда Церковь, чтобы выжить в условиях атеистического государства, вынуждена была идти на широкие контакты в рамках Всемирного Совета Церквей.

Эта охранительная традиция сохраняется в практике зарубежных контактов Московской Патриархии и до сих пор, вызывая критику со стороны православных как внутри страны, так и за ее рубежом.

Впрочем, кто знает – что ожидает Церковь впереди? И может быть, этот опыт, но уже в новых политических условиях, окажется востребованным?..

«Похоже, с течением времени, – делает вывод «Страна.ru, – подлинный масштаб личности митрополита Питирима (Нечаева) как богослова, проповедника, церковного иерарха становится все более очевидным.

Случайные черты забываются, все преходящее изглаживаются из памяти, а на первый план выходят опыт, спокойствие и мудрость иерарха, без деятельного и творческого участия которого не прошло ни одно значительное событие новейшей церковной истории второй половины века»

04 ноября 2003 года на 78-м году жизни скончался митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим после долгого и тяжелого недуга.

07 ноября 2003 года в 10.00 в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит отпевание новопреставленного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.

Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) в семье священника. По окончании школы поступил в Московский государственный институт путей сообщения.

В 1945 году стал старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I в Богоявленском соборе. В 1947 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1951 - Духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1952 году рукоположен во диакона, через два года, 4 декабря 1954 года, - во иерея. В 1959 году принял монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В том же году был назначен инспектором Московских Духовных школ.

В продолжение почти 30 лет преподавал в Московских Духовных академии и семинарии историю и разбор западных вероисповеданий, а с 1957 года - Священную историю Нового Завета.

В 1963 году был рукоположен во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В 1971 году возведен в сан архиепископа, а с 1986 года - митрополит Волоколамский и Юрьевский.

С 1963 по 1994 год Владыка Питирим возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата, был главным редактором `Журнала Московской Патриархии`. В течение ряда лет он также был председателем редакционной коллегии сборника `Богословские труды`.

Возглавляя издательский центр Русской Православной Церкви, он сформировал профессиональный редакторский и журналистский коллектив, подняв на новый уровень церковную издательскую деятельность. Митрополит Питирим - автор нескольких книг и более 70 богословских статей. Под его руководством было снято несколько документальных фильмов о жизни Русской Православной Церкви, о православном искусстве.

По инициативе митрополита Питирима, уделявшего большое внимание возрождению и развитию традиций церковного пения, было создано несколько хоров, которые не только пели в храмах, но и выступали на концертных площадках в нашей стране и за рубежом с программами православных песнопений.

Митрополит Питирим был известен как всесторонне одаренный человек, отличавшийся глубокой церковной культурой. Он хорошо помнил старую церковную жизнь, заботился о сохранении преемства ее традиций - богослужебных, пастырских, богословских, литературных, церковно-практических.

Почивший архипастырь прилагал много сил для воспитания новых поколений пастырей и церковных тружеников. В нелегкие годы гонений и ограничений под руководством Владыки Питирима трудились многие церковные интеллигенты, включая молодых людей, которые в период работы в Издательском отделе обучались в Духовных школах, принимали монашество и священный сан.

Митрополит Питирим принимал активное участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он был руководителем и членом многих делегаций, участвовавших в межправославных, межхристианских и церковно-общественных мероприятиях за пределами Отечества.

Его попечением устраивались выставки и другие культурно-просветительские акции, рассказывавшие зарубежной общественности о жизни и наследии Русской Православной Церкви. При его активном участии было организовано немало церковно-общественных мероприятий и программ в России. Владыка всегда был особенно близок к научным, культурным и общественным кругам, творческой интеллигенции, пользовался у них известностью и уважением.

Митрополит Питирим - доктор богословия, профессор, академик Российской Академии естественных наук, заведующий кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, почетный доктор теологического факультета Пражского университета, профессор кафедры ЮНЕСКО `Золотое наследие Руси`.

Труды митрополита Питирима отмечены высокими церковными и государственными наградами. Он был награжден церковными орденами святого равноапостольного князя Владимира (I и II степеней), преподобного Сергия Радонежского (I степени), святого благоверного князя Даниила Московского (II степени), государственным орденом `Дружбы народов`, юбилейной медалью 30-летия образования ВСМ, почетной золотой медалью `Борцу за мир`.

За обширные просветительские и миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения в 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил митрополита Питирима ордена святителя Иннокентия Московского.

На литературном вечере архимандрита Тихона (Шевкунова) попросили несколько слов сказать о том, каким ему запомнился митрополит Питирим (Нечаев)?

Митрополит Питирим (Нечаев)

С 1963 года по 1994 возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, в 1980-е бывший наиболее влиятельным и профессионально укомплектованным структурным подразделением Патриархии и выполнявший, наряду с Отделом внешних церковных сношений, внешнеполитические функции. Как Председатель Издательского отдела, совершал многочисленные зарубежные поездки; владел английским языком на уровне, достаточном для частного общения и неофициального выступления перед публикой, хотя предпочитал обращаться к помощи переводчиков.

С Крещения 1972 года до конца жизни регулярно служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок № 15/2) . В конце 1980-х был заметной фигурой в московских интеллектуальных и музыкальных кругах. Никогда не был постоянным членом Священного Синода, но в 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов РПЦ.

Митрополит Питирим был совершенно уникальный человек. Я его встретил первый раз еще до того, как поехал в Псково-Печерский монастырь. Мне нужно было зачем-то в Новодевичий монастырь. Там служил священник, историк по образованию. И вдруг я увидел, как подъехала машина, то ли победа, то ли волга, оттуда вышел поразительной красоты человек. Монах в рясе, огненный, потрясающий совершенно взор, и просто молниеносно взлетел по лестнице и куда-то пошел. Это мне запомнилось на всю жизнь. Я говорю: «Кто это?» Мне говорят: «Это архиепископ Питирим».

Он был человеком красивым и внешне, и внутренне. Бесконечное благородство и удивительная человеческая красота, порода, что называется. Одной только священнической династии у него было 400 лет. Трое святых в роду, в том числе Питирим Тамбовский.

Это была действительно совокупность таких совершенств. Это был настоящий монах. Это был настоящий деятель.

Дочь Эйзенхауэра в своих мемуарах написала: «Самый красивый мужчина, которого я встречала - это архиепископ Питирим».

Это была действительно совокупность совершенств. Настоящий монах. Настоящий деятель. Человек, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Когда в этих архиереев кидают камнями, мне становится страшно больно не за них - потому что они святы - а за тех людей, которые позволяют себе это делать, страшно за людей, которых они соблазняют, ибо они, действительно, не ведают, что творят.

Вообще тема жизни Святой Церкви в богоборческом государстве - еще неисследованная тема, которую Русская Церковь, как некое приношение, может со временем обобщить и передать всему христианскому миру. Это же уникальный, потрясающий опыт! Если сейчас получится, если Господь благословит, я обязательно сделаю телевизионный художественный фильм, восьми или десятисерийный, о жизни Церкви в этот период. Скорее всего, там будет два героя: архиепископ Лука и Сталин. Два непересекающихся мира.

Так вот, митрополит Питирим - это непонятый, во многом оболганный человек, перенесший необычайные нравственные и духовные страдания, потому что в конце жизни с ним поступали несправедливо, причем иногда и церковный люд.

Это один из самых прекрасных людей, с которыми я встречался.

Рос в глубоко церковной, дружной и многодетной семье: у него было четыре брата и шесть сестер, сам он был последним, одиннадцатым ребенком.

Вскоре после начала войны Константин Нечаев с матерью и незамужними сестрами был эвакуирован в Тамбов , где окончил 8-й и 9-й классы.

После окончания средней школы в года поступил в Московский институт инженеров транспорта.

8 октября того же года возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии . Это назначение удалось осуществить, преодолевая административные помехи, так как подопечный патриарха, был сыном репрессированного священнослужителя и его имя находилось в соответствующем списке.

Был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата. Он возглавлял его с по год, с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором «Журнала Московской Патриархии».

7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала "Богословские труды ".

9 сентября года возведён в сан архиепископа .

В том же году в Загорске с 10 по 14 октября от Русской Православной Церкви участвовал в консультации между представителеями конференции католических епископов США и Национального Совета Церквей Христа в США.

Член Комиссии по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси .

"Его интересовали естественные науки, техника, политика, философия, искусство, да и вообще буквально все стороны жизни. Владыка играл на виолончели, был прекрасным редактором и самобытным фотохудожником, умел общаться с людьми самых разных кругов и статусов. Не случайно его богослужения в храме Воскресения словущего на Успенском Вражке привлекали ученый мир и творческую интеллигенцию. Не случайно и то, что в перестроечные годы он одним из первых церковных иерархов вышел на телевидение, смог установить контакты с министрами, академиками, другими известными в позднесоветском обществе людьми. Немало представителей духовенства критиковали его за «излишнюю» активность и вообще за «светскость». Однако беседы Владыки с тогдашним истеблишментом стали для многих его представителей буквально первым контактом с Церковью. Эти люди вдруг, неожиданно для себя, начинали понимать: Церковь – не сборище темных старушек. В ней есть умные и культурные люди, имеющие что сказать стране и миру" .

Сочинения

  • Значение любви в аскетических воззрениях преп. Симеона Нового Богослова. Диссертация на соискание степени кандидата богословия
  • Окончание учебного года в Московских духовных школах. ЖМП. 1960, № 7;
  • Во имя единения и мира. (Посещение Свят. Патр. Алексием Сербского, Болгарского и Румынского Патриархов). ЖМП. 1962, № 7;
  • Осенние праздники в Троице-Сергиевой Лавре в московской духовной школе. ЖМП. 1962, № 11;
  • Речь при наречении во епископа Волоколамского. ЖМП. 1963, № 2, с. 6;
  • Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Алексия. ЖМП. 1963, № 2, с. 6;
  • Несколько дней паломничества. ЖМП. 1962, № 9;
  • Литературные труды Св. Патриарха Болгарского Кирилла. ЖМП. 1965, № 5;
  • Этические стороны быстрого экономического развития в мировой перспективе и развивающиеся страны". ЖМП. 1966, № 10. с. 64-70. Доклад на всемирной конференции "Церковь и общество". Женева, 12-25 июля 1966 года;
  • Арсений, архиепископ Элассонский, и его поэма об учреждении русского патриаршества. Богословские труды, 1968, сб. 4, с. 251-256;
  • Труды и странствование смиренного Арсения, архиеп. Эласонского и повествование об установлении Московского патриаршества. Богословские труды, 1968, сб. 4, с. 257-279;
  • Религиозные основы миротворчества. ЖМП. 1969, № 4, с. 42-46;
  • Патриарх Сергий в истории восстановления патриаршества. ЖМП. 1969, № 5, с. 63-71;
  • Слово в неделю русских святых. ЖМП. 1969, № 7, с. 15-16;
  • Этот день принадлежит Церкви. ЖМП. 1970, № 6, № 2, с. 25-29;
  • Надгробное слово при отпевании Свят. Патриарха Алексия (21 апр. 1970 г.). ЖМП. 1970, № 6, с. 26-29;
  • Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца ХIХ века. Богословские труды, 1970, сб. 5, с. 215-226;
  • О волоколамском Патерике (публикация). Богословские труды, сб. 10, с. 175-224;
  • Из древних сокровищ Эфиопской Церкви (публикация). Богословские труды, сб. 10, с. 225-251;
  • Некролог о прот. Бонифатии Ивановиче Соколове. ЖМП. 1971, № 4, с. 34;
  • У гроба Патриарха Грузинского. ЖМП. 1972, № 6, с. 57-63;
  • Слово на выпускном акте в Московских духовных школах 15 июня 1972 года. ЖМП. 1972, № 7, с. 12-13;
  • К 50-летию Союза ССР. ЖМП. 1972, № 12, с. 37-39;
  • Братские визиты Предстоятеля Русской Церкви. ЖМП. 1973, № 2, с. 12-20; № 3, с. 8-13; № 4, с. 10-17; № 5, с. 11-18;
  • У святителя Спиридона в Керхире. ЖМП. 1974, № 1, с. 44-46;
  • О душе воскрешенной. ЖМП. 1974, № 2, с. 30;
  • О поездке Патриарха Пимена в Эфиопию. ЖМП. 1974, № 5, с. 38-47;
  • Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства. ЖМП. 1975, № 1, с. 58-63. Доклад, прочитанный на конференции "Церковные дни-74" в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г.
  • Церковь и свершение творения. ЖМП. 1975, № 1, с. 64-67-76 (примечания). Доклад, прочитанный на конференции "Церковные дни-74" в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г.
  • Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1976, № 1, с. 35-36. Произнесено 12 окт. 1975 года в Покровском храме МДА за Божественной литургией
  • О блаженном Августине. Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 3;
  • Слово в Неделю Всех святых. ЖМП. 1977,. № 8, с. 66;
  • Максим, Патриарх Болгарский. (О сборнике статей и речей Патриарха Болгарского Максима"). ЖМП. 1977, № 10, с. 53;
  • Интронизация Блаженнейшего Патриарха Румынского Иустина I. ЖМП. 1977, № 11, с. 44-47;
  • Погребение Блаженнейшего Архиепископа Кирского Макария. ЖМП. 1977, № 11, с. 47-50;
  • Памяти Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Макария. ЖМП. 1977, № 12, с. 39-44;
  • Перед панихидой в родительскую субботу. ЖМП. 1978, № 2, с. 28;
  • Слово в день поминовения святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1978, № 2, с. 32;
  • В Неделю Всех святых. ЖМП. 1979, № 6, с. 27;
  • Лампада Преподобного Сергия. ЖМП. 1979, № 9, с. 32;
  • Слово перед панихидой (11 сентября 1980 г.) ЖМП. 1980, № 9, с. 52;
  • Слово на торжественном акте в Покровском храме МДА 21 сентября 1980 г. ЖМП. 1980, № 12, с. 17;
  • Слово под Новый год. ЖМП. 1981, № 1, с. 26. Произнесено в 1979 г. в храме воскресения Словущего в Москве
  • Слово в день памяти св. Иоанна Златоуста. ЖМП. 1981, № 2, с. 37;
  • Слово на Пассии 3 марта 1981 года. ЖМП. 1981, № 8, с. 43;
  • Слово о послушании. ЖМП. 1982, № 1, с. 44. Произнесено 29 нояб. 1981 г. в храме Воскресения Словущего в Москве
  • Рождественское письмо к христианам публицистам. ЖМП. 1982, № 1, с. 66;
  • Богословие свят. Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение. ЖМП. 1983, № 2, с. 20;
  • Слово на Вознесение Господне. ЖМП. 1983, № 9, с. 36;
  • Пастырская дидактика св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. ЖМП. 1984; № 3, с. 70. Речь при вручении ему диплома доктора богословия 22 нояб. 1983 г.
  • Слово в день памяти св. пророка Божия Елисея. ЖМП. 1984, № 8, с. 41. Произнесено 27 июня 1984 г. в храме Вокресения Словущего в Москве
  • Жертва вечерняя. ЖМП. 1985, № 1, с. 40. Произнес. в хр. Воскресения Словущего в Москве 29 июля 1984 г.
  • Свете Тихий. ЖМП. 1985, № 2, с. 41. Слово произ. после акафиста в хр. Воскресения Словущего в Москве, 25 нояб. 1984 г.
  • О званых и избранных. ЖМП. 1985, № 12, с. 34;
  • Ангела Хранителя у Господа просим (21 нояб. 1985 г.) ЖМП. 1986, № 1, с. 41;
  • Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской духовной школе. ЖМП. 1986, № 5, с. 69-72; № 6, с. 70-75.

Top