Планирование процесса транспортировки. Грузоперевозки предприятия. Вопросы для повторения

Планирование является одной из основных задач управления транспортировкой. В сфере транспортировки разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы. Стратегическое планирование транспортировки выражается в формировании стратегических целей транспортных операторов и целей логистики в части транспортного обеспечения для компаний - владельцев товаров. В любом случае выполнение транспортировки должно вносить вклад в результативность функционирования всей цепи поставок, а для этого необходимо формирование оптимальных схем доставки товаров.

Выбор наилучшей схемы доставки осуществляется в рамках тактического и оперативного планирования транспортировки. Одной из задач планирования транспортировки является формирование маршрутов движения транспортных средств. Рассмотрим виды маршрутов и способы их планирования на примере автомобильного транспорта.

Под маршрутом движения понимается путь следования транспортного средства при выполнении перевозок. Маршруты разделяются на маятниковые и кольцевые.

Маятниковый маршрут - это маршрут, при котором путь следования транспортного средства (автомобиля) между двумя пунктами неоднократно повторяется. Маятниковые маршруты подразделяются на маршруты с обратным холостым (без груза) пробегом (р = 0,5); с обратным не полностью груженым пробегом (0,5 < (5 < 1,0); с обратным груженым пробегом (Р = 1,0, где р - коэффициент использования пробега автомобиля, определяемый как отношение пробега с грузом к общей длине маршрута).

Кольцевой маршрут - это маршрут следования транспортного средства по замкнутому контуру, который соединяет несколько отправителей и (или) получателей. Разновидностью кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты, организуемые в тех случаях, когда масса груза, получаемая или отправляемая пунктами маршрута, меньше грузоподъемности транспортного средства. При движении автомобиля по развозочным (сборным) маршрутам производится постепенная выгрузка (погрузка) груза. На сборно-развозочном маршруте выполняется одновременная погрузка и выгрузка грузов.

Исторический экскурс

В период централизованного планирования и регулирования экономики, которое было характерно для советского периода, планирование перевозок между производителями и потребителями продукции осуществлялось с помощью оптимизационных задач, прежде всего транспортной задачи и задачи маршрутизации.

В этот период основной целью решения транспортной задачи было оптимальное, обеспечивающее минимальные в масштабах страны затраты на перевозки, закрепление потребителей за поставщиками. В основном такая задача применялась для планирования перевозок массовых грузов: удобрений, строительных грузов, продукции машиностроения и т.п.

Целью задачи маршрутизации перевозок, например, на автомобильном транспорте являлась минимизация общего пробега транспортного средства в течение смены (дня или другого периода) посредством решения двух задач управления: во-первых, планирования ездок транспортных средств, выполняющих перевозки массовых грузов; во-вторых, планирования и организации движения при развозочных, сборных или развозочно-сборных маршрутах. Задача планирования ездок становилась актуальной в случае, когда автомобиль в течение смены (дня) должен перевезти груз от одного или нескольких отправителей нескольким получателям по маятниковым маршрутам. При развозке товаров со склада в магазины, сборе тары решалась задача коммивояжера (второй тип задач маршрутизации, в которой наиболее важным является порядок объезда пунктов маршрута).

В 1990-е гг. произошли коренные изменения в экономике страны, выразившиеся в снижении объемов производства, разукрупнении и приватизации предприятий, что привело к нарушению прежних связей между поставщиками и потребителями. Основная масса автотранспортных предприятий стала насчитывать не более 10 ед. подвижного состава, а в целом на транспорте обозначилась тенденция уменьшения объема перевозок. Например, при внутригородских перевозках автомобиль в 75- 80% случаях стал выполнять один рейс в течение одного рабочего дня, что сказалось на снижении трудоемкости диспетчеризации транспортного процесса. Параллельно происходила реструктуризация парка автомобилей в пользу малотоннажных и большегрузных транспортных средств.

По мере развития рыночной экономики для повышения эффективности транспортного процесса потребовались новые подходы к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления, которое часто называют "транспортной логистикой". С развитием теории управления цепями поставок интегрированное управление всеми вопросами доставки товаров относится к задачам транспортировки в цепях поставок, которая включает в себя и вопросы транспортной логистики.

Для описания транспортных ситуаций, возникающих при планировании доставки, исходя из соотношения количества потребителей и поставщиков определены схемы организации перевозочного процесса (табл. 8.4).

Таблица 8.4.

На основе выделенных трех схем организации перевозочного процесса определяются задами, позволяющие получить оптимальный план доставки груза, а также порядок их решения.

Вопросы практики

В настоящее время в структуре грузооборота около 80% составляют мелкопартионные грузы, которые перевозятся, как правило, по маятниковым или по развозочным (сборным, сборно-развозочным) маршрутам. Опрос, проведенный авторами на ряде предприятий автомобильного транспорта, расположенных в Северо-Западном регионе России, позволил выявить наиболее распространенные схемы организации перевозок. Результаты опроса представлены в табл. 8.5.

Таблица 8.5. Схемы организации доставки: результаты опроса

Результаты опроса, представленные в табл. 8.5, показывают, что 52,0% предприятий выполняют перевозки по кольцевым развозочным или сборным маршрутам и 31% - по маятниковым маршрутам. Только 17% опрошенных представителей предприятий отметили сложную схему организации движения "несколько мест погрузки и разгрузки", 80% из которых занимаются междугородными перевозками, и указанная схема работы с заказчиками возникает из-за необходимости снизить транспортные издержки посредством увеличения степени использования автомобиля по грузоподъемности или грузовместимости.

Дальнейшие исследования и опросы перевозчиков и представителей других предприятий показали, что в настоящее время классическая транспортная задача решается только для крупных фирм, имеющих сеть складов или филиалов; средние и мелкие предприятия применяют транспортную задачу для уменьшения транспортных затрат при массовой перевозке сырья или готовой продукции. Решение задачи маршрутизации актуально и в настоящее время особенно при внутригородских перевозках.

2.5.1. Сущность и задачи
транспортной логистики

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики .

Транспортная логистика решает следующие задачи:

  • создание транспортных систем;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • выбор способа транспортировки и транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

2.5.2. Выбор вида транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта , оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта .

Существуют следующие виды транспорта:

  • железнодорожный;
  • морской;
  • внутренний водный (речной);
  • автомобильный;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 2.5.1.

Таблица 2.5.1

Сравнительная характеристика основных видов транспорта
Вид
транспорта
Достоинства Недостатки
Железно-
дорожный
  • Высокая провозная и пропускная способности.
  • Высокая регулярность перевозок.
  • Относительно низкие тарифы.
  • Значительные скидки для транзитных отправок.
  • Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния
  • Ограниченное число перевозчиков.
  • Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.
  • Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.
  • Низкая доступность к конечным точкам продаж.
  • Недостаточно высокая сохранность грузов
Автомо-бильный
  • Высокая доступность.
  • Возможность доставки груза «от двери до двери».
  • Высокая маневренность.
  • Высокая скорость доставки.
  • Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.
  • Возможность отправки груза малыми партиями
  • Низкая производительность.
  • Зависимость от погодных и дорожных условий.
  • Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.
  • Недостаточная экологическая чистота
Воздушный
  • Наивысшая скорость доставки грузов.
  • Высокая сохранность груза.
  • Наиболее короткие маршруты перевозок
  • Высокая себестоимость перевозок.
  • Высокая капиталоемкость.
  • Зависимость от погодных условий.
  • Недостаточная географическая доступность

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

  1. время доставки,
  2. частота отправлений груза,
  3. надежность соблюдения графика доставки,
  4. способность перевозить разные грузы,
  5. способность доставить груз в любую точку территории,
  6. стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

2.5.3. Организация внутренних перевозок

Грузопотоки и грузооборот

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени . Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).

Таблица 2.5.2

Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример)
Пункт отправления груза Пункт назначения Всего отправлено
груза, тыс.т
А Б В Г
А (склад комплектующих) - 10 12 8 30
Б (механический цех № 1) 11 - 2 13 26
В (механический цех № 2) 4 7 - - 11
Г (сборочный цех) 5 - 12 - 17
Всего прибыло груза, тыс.т 20 17 26 31 84

Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Q сут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле

(2.5.1)

где Q г – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;

Д – число рабочих дней в году;

K н – коэффициент неравномерности перевозок (K н = 1,1÷3,0).

Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление . Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры, как это показано на рис. 2.5.1, начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).


Рис. 2.5.1. Построение эпюры

Расчет количества транспортных средств

Количество транспортных средств K тс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле

где Q – грузооборот за расчетный период, т;

q ч – часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;

Т Т – время работы транспортного средства в течение планового периода.

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле

где q н – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

K гр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

Т тр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.

Организация и планирование перевозок

Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам . Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут . Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ :

  • порядок обеспечения тарой;
  • оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
  • закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

  1. технико-экономическое планирование;
  2. календарное планирование;
  3. диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ , контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

2.5.4. Терминальные перевозки

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой . В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:

  • маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
  • оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
  • сбор и развоз грузов;
  • краткосрочное хранение;
  • консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
  • информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

2.5.5. Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов . Тарифы включают в себя:

  • плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
  • сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
  • правила исчисления платы и сборов.
  • транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
  • покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы .

Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

  • сдельные на перевозку грузов;
  • на повременное пользование грузовыми автомобилями;
  • за перегон подвижного состава;
  • договорные и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

Вопросы для повторения

  1. Задачи, решаемые транспортной логистикой.
  2. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств.
  3. Понятия грузопотока и грузооборота.
  4. Порядок расчета транспортных средств.
  5. Маршрутизация перевозок.
  6. Планирование перевозок.
  7. Функции грузовых терминалов.
  8. Экономический смысл и состав транспортных тарифов.
  • 2.4. Материальные и информационные потоки в логистических системах
  • Т е с т
  • 3. Закупочная логистика
  • 3.1. Цель закупочной логистики
  • 3.2. Формы снабжения
  • Промежуточный склад
  • Рис 3.1. Транзитная (а) и складская (б) формы снабжения
  • Преимущества транзитной формы снабжения:
  • Недостатки транзитной формы снабжения:
  • Преимущества складской формы снабжения:
  • Общие затраты включают:
  • Основные задачи снабжения:
  • 3.3. Определение метода закупок
  • 3.4. Документальное оформление заказа
  • Основные элементы контракта:
  • Т е с т
  • Тренировочные задания
  • 4. Запасы в логистике
  • Назначение и сущность запасов
  • 4.2. Виды запасов
  • Место логистики запасов в логистической системе
  • 4.3. Издержки управления запасами
  • 4.4. Модели управления запасами
  • Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа
  • Расчет параметров системы управления запасами с фиксированной периодичностью заказов.
  • Основные преимущества и недостатки систем:
  • Т е с т
  • Тренировочные задания
  • 5. Производственная логистика. Производственные системы
  • 5.1. Содержание производственной логистики
  • 5.2. Варианты управления материальными потоками
  • Микрологистическая система - метод дрп
  • Примеры Отечественные логистические производственные системы.
  • 5.3. Методы определения потребностей предприятия в материальных ресурсах
  • 5.3.1. Определение потребности в оборудовании и запасных частях к нему
  • 5.3.2. Расчеты потребности в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды
  • 5.3.3. Определение потребности в материалах на изменение незавершенного производства
  • 5.3.4.Определение переходящих запасов, ожидаемых остатков и составление плана мобилизации внутренних ресурсов
  • 6. Распределительная логистика
  • 6.1. Понятие распределительной логистики
  • 6.2. Основные формы организации распределительной логистики
  • 6.3. Логистические цепи
  • Организация и управление системой распределения на предприятии
  • Планирование распределения
  • Оптимизация распределительной деятельности
  • Т е с т
  • 7. Транспортная логистика
  • 7.1. Сущность и задачи транспортной логистики
  • Основным элементом транспортной логистики является транспорт.
  • Перспективы развития транспортной логистики
  • Транспортная логистика в сети Internet. Перспективы развития и проблемы.
  • 7.2. Выбор вида транспортного средства
  • 7.3. Планирование и организация грузоперевозок
  • 7.3.1 Процесс перевозки грузов
  • 7.3.2 Планирование и организация грузоперевозок
  • 7.4. Транспортные тарифы
  • Основным элементом транспортной логистики является транспорт:
  • 8. Информационная логистика
  • 8.1. Теоретические основы построения информационных систем
  • 8.1.1. Виды логистических информационных систем
  • 8.1.2. Принципы построения логистических информационных систем
  • 4.Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
  • 5.Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек – машина».
  • 8.2. Информационное обеспечение логистического управления
  • 8.2.1. Информационные технологии в логистике
  • 8.2.2. Дистанционная передача данных
  • 8.2.3. Информационная инфраструктура
  • 9. Сервис в логистике
  • 9.1. Понятие логистического сервиса
  • 9.2. Формирование системы логистического сервиса
  • 9.3. Показатели качества логистического обслуживания
  • 9.4. Уровень логистического обслуживания
  • От величины уровня обслуживания
  • Обслуживания от величины уровня обслуживания
  • От величины уровня обслуживания (функция f3)
  • Т е с т
  • 10. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Логистика»
  • 10.1.Структура курсового проекта
  • 10.2. Методические рекомендации по выполнению основных разделов курсовой работы Введение
  • Характеристика предприятия
  • 10.2.2.Описание основных материальных потоков логистической системы предприятия
  • Нормы расхода сырья
  • Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики
  • Основные показатели деятельности предприятия
  • Выбор оптимальных хозяйственных связей в сфере закупок
  • Данные для расчета оптимальных хозяйственных связей
  • Описание внутрипроизводственной логистической системы
  • Построение дистрибьюторской сети
  • Список теоретических вопросов по вариантам
  • Задание 2 Расчет величины суммарного материального потока на складе
  • Факторы объема складской грузопереработки (факторы, влияющие на величину суммарного материального потока на складе)
  • Расчет величины суммарного материального потока и стоимости грузопереработки на складе
  • Группы материальных потоков на складе
  • Данные факторов объема складской грузопереработки
  • Задание 3 Определение оптимального числа постов приема/выдачи груза на складе
  • Исходные данные (общие для всех вариантов)
  • Переменные величины для вариантов
  • Результаты расчетов по каждому пункту
  • Задание 4 Лимитирующие факторы
  • Параметры товаропроводящей системы
  • Продолжение табл. 9
  • Окончание табл. 9
  • Краткий словарь терминов
  • Библиографический список
  • 7.3.2 Планирование и организация грузоперевозок

    План перевозок строится на определении рационального объема и направлений перевозок. Для определения рациональных направлений надо изучать производственную деятельность поставщиков, их связи и т.д. Для определения рационального объема необходимо установить количество груза.

    На рисунке 7.3.3. показана принципиальная схема организации перевозки груза.

    Рис7.3.3 Принципиальная схема грузоперевозок.

    Здесь обозначено:

    I – грузообразующий пункт;

    II – грузопоглащающий пункт;

    III – перевозочный комплекс;

    W(t) – грузопоток перевозочного комплекса;

    W Q – транспортная продукция;

    W г – потребности грузополучателя;

    W’ k – плановая провозная возможность перевозочного комплекса;

    W k - фактическая провозная возможность перевозочного комплекса;

    О 1 ,О 2 ,О 3 - операторы.

    Под грузообразующими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.

    Под грузопоглощающими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необходимые для их нормальной производственной деятельности.

    Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой – более или менее случайными факторами.

    Одно и тоже предприятие может одновременно быть грузообразующим и грузопоглощающим пунктом. Например, завод железобетонных изделий, как вывозящий готовую продукцию является грузообразующим пунктом, а как ввозящий сырье – песок, щебень, цемент, и т.д. – грузопоглощающим.

    В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1 – количество груза, доставленного грузополучателю W Q , должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t).

    Разница между входом и выходом ΔW=W(t)-W Q подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора О 1 изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О 1 приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W’ k в свою очередь преобразуется в действительную провозную возможность W k с помощью оператора О 2 .

    Второй контур представляет собой изменение в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз). Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором О 3 .

    Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.

    Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного производства, например, машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.), а родовая - распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

    Для доставки груза потребителю необходимо учитывать условия доставки, считая, что груз - продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.

    Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состояния и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.

    Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Характеристика груза - это режим хранения, способ упаковки, перегрузка и перевозка, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

    Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы, грейферы и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).

    Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранялась до конца перевозки.

    Различают маркировку товарную, отправительную, специальную и транспортную.

    Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие необходимые сведения о товаре.

    Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

    Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.

    Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе - порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки), рядом с дробью - номер грузовой накладной. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.

    Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную

    Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.

    Основную маркировки выполняют на следующих изделиях:

      грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных;

      легковых автомобилях;

      автобусах;

      троллейбусах и т.д.

    При отправлении продукции большое значение имеет определение массы груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте и по осадке судна.

    Задачи, решаемые транспортной логистикой, и выработку по ним стратегий можно в основном разделить на три группы:

    1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом материалопотока, обработкой материалопотока в обслуживающей системе (склад поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по оперативному управлению и регулированию материалопотока.

    2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).

    З. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах, складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами.

    Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и логистической концепции построения модели транспортного обслуживания потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах перевозки и составлении графиков (расписания) доставки продукции потребителям, т.е. маршрутизация перевозок.

    Маршрутизация перевозок - это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при его рациональном и эффективном использовании.

    Осуществляется по планам маршрутизации, составленным на железных дорогах. Маршруты подразделяются на:

    отправительские, организуемые из вагонов, погруженных одним отправителем на одной станции (пристани или в порту);

    ступенчатые - из вагонов, погруженных разными отправителями на одной или нескольких станциях (пристанях или в портах) одного или двух участков;

    формируемые на специализированных маршрутных базах, которые создаются на выходах из районов массовой погрузки.

    Создание маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей, способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава, высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация перевозок дает возможность повысить производительность автомобилей.

    Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будет способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции потребителям, эффективному взаимодействию снабженческо-сбытовых и автотранспортных организаций.

    Для разработки маршрутов необходимо использовать экономические и математические методы, методы сетевого планирования, графы, практические материалы, а также литературные и методологические источники. Конечным результатом должен стать документ, который характеризует согласованный график работы снабженческо-сбытовых, автотранспортных организаций и предприятий.

    На железных дорогах России М. п. стала осуществляться в начале 20 века, но носила случайный характер. Даже перевозки таких массовых грузов, как каменный уголь, железная руда, зерно, почти не маршрутизировались.

    С первых лет Советской власти вопросам М. п. уделялось большое внимание. В 1926 Наркомат путей сообщения созвал съезд по маршрутизации, сыгравший важную роль в М. п. Развитие получила ступенчатая маршрутизация, предложенная в 1932 Героем Социалистического Труда В. Т. Осиповым. С 1944 план организации формирования маршрутов с мест погрузки - неотъемлемая часть общего плана формирования грузовых поездов. В 1971 перевозка грузов маршрутами на железных дорогах СССР возросла в 3 раза по сравнению с 1951.

    М. п. - одно из важнейших средств ускорения продвижения вагонов через сортировочные и участковые станции, сокращения времени оборота вагонов; снижения транспортных затрат за счёт уменьшения маневровой работы на станциях; сокращения потребности в капиталовложениях на развитие железнодорожных станций; рационального использования технических средств железных дорог. Отправление грузов маршрутами способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств в народном хозяйстве, так как в маршрутах грузы продвигаются значительно быстрее, чем при следовании в других видах грузовых поездов.

    "

    Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

    Классификация перевозок и перевозимых грузов

    Классификация грузовых перевозок и перевозимых грузов

    Задачи Грузовой и Коммерческой работы.

    Логистика, грузовая и коммерческая работа

    Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.

    Другими словами:

    Логистика – это эффективное управление материальным и сопутствующими потоками.

    Логистика оптимизирует следующую цепь

    · снабжение;

    · производство;

    · транспортировка;

    · сервис;

    · распределение и сбыт;

    Грузовую и коммерческую работу можно рассматривать как неотъемлемую часть логистического процесса.

    1. Оперативное планирование перевозок грузов.

    2. Оформление и учет всех документов, связанных с приемом, сдачей, обработкой и переработкой грузов.

    3. Прием, сдача, хранение, погрузка груза в вагоны и выгрузка, сортировка в пути следования.

    4. Механизация погрузочно-разгрузочных работ на всех этапах продвижения грузов.

    5. Организация пакетных и контейнерных перевозок.

    6. Организация перевозок с участием нескольких видов транспорта (интермодальные и мультимодальные перевозки).

    7. Тарифы и расчеты за перевозку грузов.

    8. Арендное и договорное дело.

    9. Взаимодействие с железнодорожными путями необщего пользования.

    10. Подготовка предложений в правила и условия перевозок грузов, а также технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

    11. Эксплуатация складского и весового хозяйства.

    12. Транспортно-экспедиционное обслуживание.

    13. Организация перевозок скоропортящихся грузов.

    14. Обеспечение сохранности грузов и ускорение их доставки.

    1. Совершенствование технологии с целью увеличения прибыли и сокращения транспортных расходов.

    2. Повышение сохранности перевозимых грузов

    3. Соблюдение установленных сроков доставки

    4. Безопасность перевозок

    5. Фирменное транспортное обслуживание

    6. Сокращение расходов за счет улучшения использования грузоподъемности и вместимости вагонов, концентрации грузовой работы, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, маршрутизации перевозок, внедрения АСУ


    7. Эффективное взаимодействие с другими видами транспорта

    8. Выполнение всех заявок на перевозки грузов

    9. Соблюдение транспортного законодательства

    Доставка груза выполняется от склада отправителя до склада получателя различными транспортными средствами в различных условиях.

    Вся сеть железных дорог Российской Федерации разделена на дороги (Октябрьская, Московская и др.). Железные дороги стыкуются с различными видами транспорта: автомобильным, водным, авиационным, трубопроводным.

    1. По видам сообщения

    · Прямое железнодорожное сообщение - перевозки между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

    · Прямое смешанное сообщение - перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформляемому на весь маршрут следования.

    · Перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

    · Перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта - перевозки в прямом* и непрямом* международном сообщении - между РФ и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, груз и т.д. пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ

    *в прямом международном сообщении перевозки осуществляются между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

    * в непрямом международном сообщении перевозки осуществляются через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

    · Специальные железнодорожные перевозки - перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

    · Воинские железнодорожные перевозки - перевозки воинских частей и подразделений воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу.

    2.По виду отправки

    · Мелкая – по массе груза от 20 кг до 20 т, занимающая не более половины объема кузова крытого вагона или контейнера, половину площади полувагона или платформы.

    · Сборная повагонная отправка – состоит из грузов, допущенных к совместной перевозке в универсальном вагоне по одному перевозочному документу.

    · Групповая – груза достаточно для загрузки двух или более вагонов (однородные грузы с мест необщего пользования, в адрес одного получателя).

    · Маршрутная – для перевозки груза требуется состав поезда определенной массы и длины, проходящий не менее 1 технической сортировочной станции без переработки, т.е. сортировки.

    · Контейнерная - партия груза, размещенная в 3,5,10,21,24,30 т контейнере.

    3. По скорости доставки (срочности перевозки)

    · Грузовая скорость – скорость приведена в «Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом» и зависит от дальности перевозки

    · Большая скорость в ускоренных поездах V=500 км/сут

    4. По способу упаковки или физическим свойствам груза.

    · Тарные упаковочные – принимаются по счету мест

    · Штучные – без тары по счету мест

    · Навалочные - без счета мест, но, при необходимости, можно сосчитать количество мест, исключение составляют уголь, руда, кокс.

    · Насыпные (зерновые)

    · Тяжеловесные, у которых масса одного места больше 500 кг

    · Негабаритные

    · Сверх негабаритные

    · Живность

    · Опасные

    · Смерзающиеся

    5. По месту выполнения грузовых операций.

    · Места общего пользования.

    · Места необщего пользования.

    6. По способу выполнения грузовых операций

    · Силами и средствами железнодорожного транспорта (МЧ перевозчика)

    · Силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей

    · Силами и средствами предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) на местах необщего пользования

    · Силами и средствами транспортно-экпедиторских компаний

    7. По принадлежности вагонов, контейнеров

    · Общий парк (собственность ОАО «РЖД»)

    · Собственность частных компаний.

    · Собственность компаний зарубежных стран

    Определяет права, обязанности и ответственность перевозчика, инфраструктуры, владельцев МНОП (предприятий, организаций, учреждений) и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

    Краткий исторический обзор.

    1885 г. – Общий устав Российских железных дорог

    1920 г. – Устав железных дорог РСФСР

    1927 г. – Устав железных дорог СССР

    1998 г. – Транспортный устав железных дорог РФ (Федеральный закон)

    2003 г. – Устав железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон)

    1. Общие положения

    Даны определения перевозчика, инфраструктуры, владельцев, МОП, МНОП, приведены виды перевозок.

    2. Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа

    3. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа

    4. Железнодорожные пути необщего пользования

    5. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

    6. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.

    7. Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров

    8. Акты, претензии, иски.

    9. Заключительные и переходные положения.

    Планы перевозок грузов в современных условиях разрабатываются на месячный период.

    «Месячный план перевозок» является оперативным планом перевозок

    Обеспечивает:

    1. Полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам груза с наименьшими транспортными затратами.

    2. Эффективное использование подвижного состава

    3. Четкое взаимодействие с другими видами транспорта

    Месячное планирование перевозок грузов служит основой для технического нормирования эксплутационной работы и определения следующих показателей:

    · Размеры движения по железной дороге и по направлениям

    · Нормативы содержания локомотивов и локомотивных бригад

    · Расходы топлива и электроэнергии

    · Параметры регулирования вагонных парков по роду подвижного состава для каждой железной дороги, по каждому междорожному стыковому пункту.

    · Финансовые расходы на приобретение оборудования и подвижного состава

    · Провозная способность железной дороги

    Месячное планирование осуществляется на основании данных:

    · договоров об организации перевозок грузов, заключается между крупными ГО и ж.д;

    · на основании заявок ГО на перевозку грузов по всем видам сообщений;

    · на основании маркетинговых исследований и прогнозирования погрузки по номенклатурным группам грузов.

    Заявки предоставляются в систему фирменного транспортного обслуживания или напрямую от крупных грузоотправителей через систему ЭТРАН-клиент. Все заявки в системе фирменного транспортного обслуживания классифицируются:

    · По каждой станции отправления

    · По каждой номенклатуре грузов

    · По виду отправки (повагонная, мелкая, контейнерная, маршрутная)

    · По принадлежности вагонов

    · По видам сообщения

    Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные станции представляется отдельно по каждой пограничной станции, а при смешанном сообщении (железнодорожно-водном) по каждому пункту перевалки.

    Грузоотправитель отправки составляет заявку на перевозку груза в необходимом количестве и предоставляет перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки в прямом сообщении и за 15 дней во всех видах международного и смешанного сообщений (в бумажном виде). Срок действия заявки не более 45 дней.

    Перевозчик обязан рассмотреть заявку в двухдневный срок с момента поступления и дать решение:

    · Согласовано

    · Отказать

    · Согласовано частично

    Заявка передается владельцу инфраструктуры, рассматривается:

    · не более 5 дней – при перевозке в прямом сообщении

    · не более 10 дней – во всех видах международного и смешанного сообщения

    и возвращается грузоотправителю.

    В целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов перевозчик осуществляет непрерывное оперативное планирование на погрузку по конкретным дням срока действия заявки.

    Заявка содержит следующие данные:

    · перевозчик – наименование и его код согласно ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций)

    · период – срок действия заявки

    · вид отправки (повагонная, контейнерная, мелкая, маршрутная)

    · станция отправления, код

    · номенклатурная группа груза

    · вид сообщения

    · грузоотправитель – полное наименование и код ОКПО

    · плательщик

    · принадлежности вагона, контейнера

    · дата погрузки

    · станции назначения, коды вагона, род страны назначения

    Учет выполнения заявки производится по «Учетной карточке» формы ГУ-1. Она ведется представителем перевозчика по каждому грузоотправителю на основе согласованных заявок. Подписывается ежедневно или в дни погрузки обеими сторонами (грузоотправителем и перевозчиком)

    Грузовые железнодорожные тарифы,
    их значение и система построения.

    Сегодня мы хотим поговорить о планировании грузовых перевозок. Звучит это достаточно безобидно, однако представьте себе ситуацию. К 8 марта администрация магазина запланировала завезти новую партию косметики и парфюмерии. Ход умозаключений руководства очевиден. Накануне Международного женского дня, Праздника весны, годовщины митинга в поддержку равноправия и эмансипации, или кто еще что отмечает в этот день, такой товар должен пользоваться спросом и принести магазину хорошую прибыль.

    Однако отдел логистики сработал плохо: у менеджера заболела любимая теща, а экспедитор стал буддистом и уехал в Тибет. Сроки доставки сорваны, изящные флаконы в большинстве своем сиротливо пылятся на полках до следующих праздников, а в кассе пустота. В магазине начинаются скандалы, интриги, расследования, в ходе которых выясняется, что многие бизнес-процессы осуществляются неэффективно, по старинке.

    Несколько слов о том, что такое планирование грузоперевозок

    В начале статьи мы описали только одну вполне реальную ситуацию из миллиона возможных. Мы, конечно, очень любим наших бабушек, чьим методом до сих пор пользуются некоторые компании. Однако в сфере бизнеса такие принципы ведения дел чреваты неприятными последствиями: потерей конкурентных преимуществ, убытками, упущенной выгодой, штрафами.

    Организация и планирование перевозок ― многоэтапный процесс, в который вовлечены сотрудники компании на нескольких уровнях: от руководителя до грузчиков. Грамотно выстроенный, он позволяет при наименьших (!) трудовых и материальных затратах выполнить максимально (!) возможный объем перевозок точно в срок. Чтобы добиться этой цели, необходимо учесть множество факторов и выстроить сложные цепочки взаимоотношений, каждая из которых сопровождается большими объемами информации.

    Приведем конкретный пример. Планирование грузовых перевозок подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное. Остановимся несколько подробнее на последнем из них. Ежедневно менеджер по доставке составляет реальный оперативный план работы транспорта, что позволяет:

    • заранее предупредить водителей о предстоящей работе;
    • выбрать тип ТС и определить их количество;
    • разработать рациональный маршрут;
    • вовремя подготовить документацию;
    • избежать нулевых пробегов;
    • оперативно отреагировать на возможные изменения внешних факторов.

    Это только малая часть операций, которые выполняются в рамках планирования перевозок грузов. И осуществляются они на уровне рядового менеджера. А вы ведь не забыли, что у нас есть еще два вида планирования ― стратегическое, которое проектируется и направляется высшим руководством фирмы, и тактическое, где решения принимаются начальниками отделов компании?

    Почему важны грамотная организация и планирование перевозок?

    Эффективные компании давно уже поняли, что справиться с такими мощными информационными потоками вручную невозможно. Вот почему они пользуются экспедиторскими программами, которые решают широкий спектр задач:

    1. Контролируют все этапы перевозки и оформляют любые виды грузов.
    2. Формируют полный комплект документов.
    3. Регистрируют и мониторят перевозки любым видом транспорта.
    4. Страхуют грузы, ведут базу данных ТС, формируют букинги и многое другое.

    Другими словами, внедрение экспедиторских программ позволяет автоматизировать управление логистическими процессами:

    • составлять прогнозы;
    • актуализировать планы подразделений;
    • осуществлять однообразные операции;
    • контролировать выполнение заданий;
    • организовать эффективное взаимодействие отделов;
    • выполнять функции учетной системы и т. д.

    Как следствие внедрения программы для экспедиторских компаний , роль человеческого фактора в худшем смысле этого слова нивелируется, сокращаются издержки, организация получает конкурентные преимущества, а прибыль… Ну конечно, она растет и с излишком окупает все затраты на автоматизацию бизнес-процессов.

    
    Top