Планирование процесса транспортировки. Грузоперевозки предприятия. Вопросы для повторения
Планирование является одной из основных задач управления транспортировкой. В сфере транспортировки разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы. Стратегическое планирование транспортировки выражается в формировании стратегических целей транспортных операторов и целей логистики в части транспортного обеспечения для компаний - владельцев товаров. В любом случае выполнение транспортировки должно вносить вклад в результативность функционирования всей цепи поставок, а для этого необходимо формирование оптимальных схем доставки товаров.
Выбор наилучшей схемы доставки осуществляется в рамках тактического и оперативного планирования транспортировки. Одной из задач планирования транспортировки является формирование маршрутов движения транспортных средств. Рассмотрим виды маршрутов и способы их планирования на примере автомобильного транспорта.
Под маршрутом движения понимается путь следования транспортного средства при выполнении перевозок. Маршруты разделяются на маятниковые и кольцевые.
Маятниковый маршрут - это маршрут, при котором путь следования транспортного средства (автомобиля) между двумя пунктами неоднократно повторяется. Маятниковые маршруты подразделяются на маршруты с обратным холостым (без груза) пробегом (р = 0,5); с обратным не полностью груженым пробегом (0,5 < (5 < 1,0); с обратным груженым пробегом (Р = 1,0, где р - коэффициент использования пробега автомобиля, определяемый как отношение пробега с грузом к общей длине маршрута).
Кольцевой маршрут - это маршрут следования транспортного средства по замкнутому контуру, который соединяет несколько отправителей и (или) получателей. Разновидностью кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты, организуемые в тех случаях, когда масса груза, получаемая или отправляемая пунктами маршрута, меньше грузоподъемности транспортного средства. При движении автомобиля по развозочным (сборным) маршрутам производится постепенная выгрузка (погрузка) груза. На сборно-развозочном маршруте выполняется одновременная погрузка и выгрузка грузов.
Исторический экскурс
В период централизованного планирования и регулирования экономики, которое было характерно для советского периода, планирование перевозок между производителями и потребителями продукции осуществлялось с помощью оптимизационных задач, прежде всего транспортной задачи и задачи маршрутизации.
В этот период основной целью решения транспортной задачи было оптимальное, обеспечивающее минимальные в масштабах страны затраты на перевозки, закрепление потребителей за поставщиками. В основном такая задача применялась для планирования перевозок массовых грузов: удобрений, строительных грузов, продукции машиностроения и т.п.
Целью задачи маршрутизации перевозок, например, на автомобильном транспорте являлась минимизация общего пробега транспортного средства в течение смены (дня или другого периода) посредством решения двух задач управления: во-первых, планирования ездок транспортных средств, выполняющих перевозки массовых грузов; во-вторых, планирования и организации движения при развозочных, сборных или развозочно-сборных маршрутах. Задача планирования ездок становилась актуальной в случае, когда автомобиль в течение смены (дня) должен перевезти груз от одного или нескольких отправителей нескольким получателям по маятниковым маршрутам. При развозке товаров со склада в магазины, сборе тары решалась задача коммивояжера (второй тип задач маршрутизации, в которой наиболее важным является порядок объезда пунктов маршрута).
В 1990-е гг. произошли коренные изменения в экономике страны, выразившиеся в снижении объемов производства, разукрупнении и приватизации предприятий, что привело к нарушению прежних связей между поставщиками и потребителями. Основная масса автотранспортных предприятий стала насчитывать не более 10 ед. подвижного состава, а в целом на транспорте обозначилась тенденция уменьшения объема перевозок. Например, при внутригородских перевозках автомобиль в 75- 80% случаях стал выполнять один рейс в течение одного рабочего дня, что сказалось на снижении трудоемкости диспетчеризации транспортного процесса. Параллельно происходила реструктуризация парка автомобилей в пользу малотоннажных и большегрузных транспортных средств.
По мере развития рыночной экономики для повышения эффективности транспортного процесса потребовались новые подходы к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления, которое часто называют "транспортной логистикой". С развитием теории управления цепями поставок интегрированное управление всеми вопросами доставки товаров относится к задачам транспортировки в цепях поставок, которая включает в себя и вопросы транспортной логистики.
Для описания транспортных ситуаций, возникающих при планировании доставки, исходя из соотношения количества потребителей и поставщиков определены схемы организации перевозочного процесса (табл. 8.4).
Таблица 8.4.
На основе выделенных трех схем организации перевозочного процесса определяются задами, позволяющие получить оптимальный план доставки груза, а также порядок их решения.
Вопросы практики
В настоящее время в структуре грузооборота около 80% составляют мелкопартионные грузы, которые перевозятся, как правило, по маятниковым или по развозочным (сборным, сборно-развозочным) маршрутам. Опрос, проведенный авторами на ряде предприятий автомобильного транспорта, расположенных в Северо-Западном регионе России, позволил выявить наиболее распространенные схемы организации перевозок. Результаты опроса представлены в табл. 8.5.
Таблица 8.5. Схемы организации доставки: результаты опроса
Результаты опроса, представленные в табл. 8.5, показывают, что 52,0% предприятий выполняют перевозки по кольцевым развозочным или сборным маршрутам и 31% - по маятниковым маршрутам. Только 17% опрошенных представителей предприятий отметили сложную схему организации движения "несколько мест погрузки и разгрузки", 80% из которых занимаются междугородными перевозками, и указанная схема работы с заказчиками возникает из-за необходимости снизить транспортные издержки посредством увеличения степени использования автомобиля по грузоподъемности или грузовместимости.
Дальнейшие исследования и опросы перевозчиков и представителей других предприятий показали, что в настоящее время классическая транспортная задача решается только для крупных фирм, имеющих сеть складов или филиалов; средние и мелкие предприятия применяют транспортную задачу для уменьшения транспортных затрат при массовой перевозке сырья или готовой продукции. Решение задачи маршрутизации актуально и в настоящее время особенно при внутригородских перевозках.
2.5.1. Сущность и задачи
транспортной логистики
Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики .
Транспортная логистика решает следующие задачи:
- создание транспортных систем;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- выбор способа транспортировки и транспортного средства;
- определение рациональных маршрутов доставки.
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.
2.5.2. Выбор вида транспорта
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта , оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта .
Существуют следующие виды транспорта:
- железнодорожный;
- морской;
- внутренний водный (речной);
- автомобильный;
- воздушный;
- трубопроводный.
Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 2.5.1.
Таблица 2.5.1
Вид транспорта |
Достоинства | Недостатки |
---|---|---|
Железно- дорожный |
|
|
Автомо-бильный |
|
|
Воздушный |
|
|
Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
- время доставки,
- частота отправлений груза,
- надежность соблюдения графика доставки,
- способность перевозить разные грузы,
- способность доставить груз в любую точку территории,
- стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
2.5.3. Организация внутренних перевозок
Грузопотоки и грузооборот
Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени . Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.
Грузооборот основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).
Таблица 2.5.2
Пункт отправления груза | Пункт назначения | Всего отправлено груза, тыс.т |
|||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | ||
А (склад комплектующих) | - | 10 | 12 | 8 | 30 |
Б (механический цех № 1) | 11 | - | 2 | 13 | 26 |
В (механический цех № 2) | 4 | 7 | - | - | 11 |
Г (сборочный цех) | 5 | - | 12 | - | 17 |
Всего прибыло груза, тыс.т | 20 | 17 | 26 | 31 | 84 |
Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Q сут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле
(2.5.1) |
где Q г годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;
Д число рабочих дней в году;
K н коэффициент неравномерности перевозок (K н = 1,1÷3,0).
Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление . Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры, как это показано на рис. 2.5.1, начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).
Рис. 2.5.1. Построение эпюры
Расчет количества транспортных средств
Количество транспортных средств K тс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле
где Q грузооборот за расчетный период, т;
q ч часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;
Т Т время работы транспортного средства в течение планового периода.
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле
где q н номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;
K гр коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
Т тр транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.
Организация и планирование перевозок
Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.
В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам . Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.
Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.
При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут . Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.
Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.
При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ :
- порядок обеспечения тарой;
- оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
- закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.
Планирование перевозок состоит из трех этапов:
- технико-экономическое планирование;
- календарное планирование;
- диспетчирование.
Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.
Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.
Оперативное руководство ходом транспортных работ , контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.
2.5.4. Терминальные перевозки
Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой . В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:
- маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
- оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
- сбор и развоз грузов;
- краткосрочное хранение;
- консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
- информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.
В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.
Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
2.5.5. Транспортные тарифы
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов . Тарифы включают в себя:
- плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
- правила исчисления платы и сборов.
- транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
- покупателю транспортных услуг возможность покрытия транспортных расходов.
На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы .
Общие тарифы это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
- сдельные на перевозку грузов;
- на повременное пользование грузовыми автомобилями;
- за перегон подвижного состава;
- договорные и др.
На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.
Вопросы для повторения
- Задачи, решаемые транспортной логистикой.
- Факторы, влияющие на выбор транспортных средств.
- Понятия грузопотока и грузооборота.
- Порядок расчета транспортных средств.
- Маршрутизация перевозок.
- Планирование перевозок.
- Функции грузовых терминалов.
- Экономический смысл и состав транспортных тарифов.
7.3.2 Планирование и организация грузоперевозок
План перевозок строится на определении рационального объема и направлений перевозок. Для определения рациональных направлений надо изучать производственную деятельность поставщиков, их связи и т.д. Для определения рационального объема необходимо установить количество груза.
На рисунке 7.3.3. показана принципиальная схема организации перевозки груза.
Рис7.3.3 Принципиальная схема грузоперевозок.
Здесь обозначено:
I – грузообразующий пункт;
II – грузопоглащающий пункт;
III – перевозочный комплекс;
W(t) – грузопоток перевозочного комплекса;
W Q – транспортная продукция;
W г – потребности грузополучателя;
W’ k – плановая провозная возможность перевозочного комплекса;
W k - фактическая провозная возможность перевозочного комплекса;
О 1 ,О 2 ,О 3 - операторы.
Под грузообразующими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.
Под грузопоглощающими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необходимые для их нормальной производственной деятельности.
Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой – более или менее случайными факторами.
Одно и тоже предприятие может одновременно быть грузообразующим и грузопоглощающим пунктом. Например, завод железобетонных изделий, как вывозящий готовую продукцию является грузообразующим пунктом, а как ввозящий сырье – песок, щебень, цемент, и т.д. – грузопоглощающим.
В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1 – количество груза, доставленного грузополучателю W Q , должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t).
Разница между входом и выходом ΔW=W(t)-W Q подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора О 1 изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О 1 приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W’ k в свою очередь преобразуется в действительную провозную возможность W k с помощью оператора О 2 .
Второй контур представляет собой изменение в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз). Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором О 3 .
Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.
Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного производства, например, машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.), а родовая - распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.
Для доставки груза потребителю необходимо учитывать условия доставки, считая, что груз - продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.
Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состояния и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.
Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Характеристика груза - это режим хранения, способ упаковки, перегрузка и перевозка, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.
Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы, грейферы и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).
Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранялась до конца перевозки.
Различают маркировку товарную, отправительную, специальную и транспортную.
Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие необходимые сведения о товаре.
Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.
Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.
Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе - порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки), рядом с дробью - номер грузовой накладной. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.
Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную
Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.
Основную маркировки выполняют на следующих изделиях:
грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных;
легковых автомобилях;
автобусах;
троллейбусах и т.д.
При отправлении продукции большое значение имеет определение массы груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте и по осадке судна.
Задачи, решаемые транспортной логистикой, и выработку по ним стратегий можно в основном разделить на три группы:
1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом материалопотока, обработкой материалопотока в обслуживающей системе (склад поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по оперативному управлению и регулированию материалопотока.
2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).
З. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах, складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами.
Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и логистической концепции построения модели транспортного обслуживания потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах перевозки и составлении графиков (расписания) доставки продукции потребителям, т.е. маршрутизация перевозок.
Маршрутизация перевозок - это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при его рациональном и эффективном использовании.
Осуществляется по планам маршрутизации, составленным на железных дорогах. Маршруты подразделяются на:
отправительские, организуемые из вагонов, погруженных одним отправителем на одной станции (пристани или в порту);
ступенчатые - из вагонов, погруженных разными отправителями на одной или нескольких станциях (пристанях или в портах) одного или двух участков;
формируемые на специализированных маршрутных базах, которые создаются на выходах из районов массовой погрузки.
Создание маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей, способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава, высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация перевозок дает возможность повысить производительность автомобилей.
Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будет способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции потребителям, эффективному взаимодействию снабженческо-сбытовых и автотранспортных организаций.
Для разработки маршрутов необходимо использовать экономические и математические методы, методы сетевого планирования, графы, практические материалы, а также литературные и методологические источники. Конечным результатом должен стать документ, который характеризует согласованный график работы снабженческо-сбытовых, автотранспортных организаций и предприятий.
На железных дорогах России М. п. стала осуществляться в начале 20 века, но носила случайный характер. Даже перевозки таких массовых грузов, как каменный уголь, железная руда, зерно, почти не маршрутизировались.
С первых лет Советской власти вопросам М. п. уделялось большое внимание. В 1926 Наркомат путей сообщения созвал съезд по маршрутизации, сыгравший важную роль в М. п. Развитие получила ступенчатая маршрутизация, предложенная в 1932 Героем Социалистического Труда В. Т. Осиповым. С 1944 план организации формирования маршрутов с мест погрузки - неотъемлемая часть общего плана формирования грузовых поездов. В 1971 перевозка грузов маршрутами на железных дорогах СССР возросла в 3 раза по сравнению с 1951.
М. п. - одно из важнейших средств ускорения продвижения вагонов через сортировочные и участковые станции, сокращения времени оборота вагонов; снижения транспортных затрат за счёт уменьшения маневровой работы на станциях; сокращения потребности в капиталовложениях на развитие железнодорожных станций; рационального использования технических средств железных дорог. Отправление грузов маршрутами способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств в народном хозяйстве, так как в маршрутах грузы продвигаются значительно быстрее, чем при следовании в других видах грузовых поездов.
" |
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации
Классификация перевозок и перевозимых грузов
Классификация грузовых перевозок и перевозимых грузов
Задачи Грузовой и Коммерческой работы.
Логистика, грузовая и коммерческая работа
Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.
Другими словами:
Логистика – это эффективное управление материальным и сопутствующими потоками.
Логистика оптимизирует следующую цепь
· снабжение;
· производство;
· транспортировка;
· сервис;
· распределение и сбыт;
Грузовую и коммерческую работу можно рассматривать как неотъемлемую часть логистического процесса.
1. Оперативное планирование перевозок грузов.
2. Оформление и учет всех документов, связанных с приемом, сдачей, обработкой и переработкой грузов.
3. Прием, сдача, хранение, погрузка груза в вагоны и выгрузка, сортировка в пути следования.
4. Механизация погрузочно-разгрузочных работ на всех этапах продвижения грузов.
5. Организация пакетных и контейнерных перевозок.
6. Организация перевозок с участием нескольких видов транспорта (интермодальные и мультимодальные перевозки).
7. Тарифы и расчеты за перевозку грузов.
8. Арендное и договорное дело.
9. Взаимодействие с железнодорожными путями необщего пользования.
10. Подготовка предложений в правила и условия перевозок грузов, а также технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
11. Эксплуатация складского и весового хозяйства.
12. Транспортно-экспедиционное обслуживание.
13. Организация перевозок скоропортящихся грузов.
14. Обеспечение сохранности грузов и ускорение их доставки.
1. Совершенствование технологии с целью увеличения прибыли и сокращения транспортных расходов.
2. Повышение сохранности перевозимых грузов
3. Соблюдение установленных сроков доставки
4. Безопасность перевозок
5. Фирменное транспортное обслуживание
6. Сокращение расходов за счет улучшения использования грузоподъемности и вместимости вагонов, концентрации грузовой работы, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, маршрутизации перевозок, внедрения АСУ
7. Эффективное взаимодействие с другими видами транспорта
8. Выполнение всех заявок на перевозки грузов
9. Соблюдение транспортного законодательства
Доставка груза выполняется от склада отправителя до склада получателя различными транспортными средствами в различных условиях.
Вся сеть железных дорог Российской Федерации разделена на дороги (Октябрьская, Московская и др.). Железные дороги стыкуются с различными видами транспорта: автомобильным, водным, авиационным, трубопроводным.
1. По видам сообщения
· Прямое железнодорожное сообщение - перевозки между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
· Прямое смешанное сообщение - перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформляемому на весь маршрут следования.
· Перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
· Перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта - перевозки в прямом* и непрямом* международном сообщении - между РФ и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, груз и т.д. пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ
*в прямом международном сообщении перевозки осуществляются между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
* в непрямом международном сообщении перевозки осуществляются через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
· Специальные железнодорожные перевозки - перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
· Воинские железнодорожные перевозки - перевозки воинских частей и подразделений воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу.
2.По виду отправки
· Мелкая – по массе груза от 20 кг до 20 т, занимающая не более половины объема кузова крытого вагона или контейнера, половину площади полувагона или платформы.
· Сборная повагонная отправка – состоит из грузов, допущенных к совместной перевозке в универсальном вагоне по одному перевозочному документу.
· Групповая – груза достаточно для загрузки двух или более вагонов (однородные грузы с мест необщего пользования, в адрес одного получателя).
· Маршрутная – для перевозки груза требуется состав поезда определенной массы и длины, проходящий не менее 1 технической сортировочной станции без переработки, т.е. сортировки.
· Контейнерная - партия груза, размещенная в 3,5,10,21,24,30 т контейнере.
3. По скорости доставки (срочности перевозки)
· Грузовая скорость – скорость приведена в «Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом» и зависит от дальности перевозки
· Большая скорость в ускоренных поездах V=500 км/сут
4. По способу упаковки или физическим свойствам груза.
· Тарные упаковочные – принимаются по счету мест
· Штучные – без тары по счету мест
· Навалочные - без счета мест, но, при необходимости, можно сосчитать количество мест, исключение составляют уголь, руда, кокс.
· Насыпные (зерновые)
· Тяжеловесные, у которых масса одного места больше 500 кг
· Негабаритные
· Сверх негабаритные
· Живность
· Опасные
· Смерзающиеся
5. По месту выполнения грузовых операций.
· Места общего пользования.
· Места необщего пользования.
6. По способу выполнения грузовых операций
· Силами и средствами железнодорожного транспорта (МЧ перевозчика)
· Силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей
· Силами и средствами предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) на местах необщего пользования
· Силами и средствами транспортно-экпедиторских компаний
7. По принадлежности вагонов, контейнеров
· Общий парк (собственность ОАО «РЖД»)
· Собственность частных компаний.
· Собственность компаний зарубежных стран
Определяет права, обязанности и ответственность перевозчика, инфраструктуры, владельцев МНОП (предприятий, организаций, учреждений) и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Краткий исторический обзор.
1885 г. – Общий устав Российских железных дорог
1920 г. – Устав железных дорог РСФСР
1927 г. – Устав железных дорог СССР
1998 г. – Транспортный устав железных дорог РФ (Федеральный закон)
2003 г. – Устав железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон)
1. Общие положения
Даны определения перевозчика, инфраструктуры, владельцев, МОП, МНОП, приведены виды перевозок.
2. Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа
3. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа
4. Железнодорожные пути необщего пользования
5. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
6. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.
7. Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров
8. Акты, претензии, иски.
9. Заключительные и переходные положения.
Планы перевозок грузов в современных условиях разрабатываются на месячный период.
«Месячный план перевозок» является оперативным планом перевозок
Обеспечивает:
1. Полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам груза с наименьшими транспортными затратами.
2. Эффективное использование подвижного состава
3. Четкое взаимодействие с другими видами транспорта
Месячное планирование перевозок грузов служит основой для технического нормирования эксплутационной работы и определения следующих показателей:
· Размеры движения по железной дороге и по направлениям
· Нормативы содержания локомотивов и локомотивных бригад
· Расходы топлива и электроэнергии
· Параметры регулирования вагонных парков по роду подвижного состава для каждой железной дороги, по каждому междорожному стыковому пункту.
· Финансовые расходы на приобретение оборудования и подвижного состава
· Провозная способность железной дороги
Месячное планирование осуществляется на основании данных:
· договоров об организации перевозок грузов, заключается между крупными ГО и ж.д;
· на основании заявок ГО на перевозку грузов по всем видам сообщений;
· на основании маркетинговых исследований и прогнозирования погрузки по номенклатурным группам грузов.
Заявки предоставляются в систему фирменного транспортного обслуживания или напрямую от крупных грузоотправителей через систему ЭТРАН-клиент. Все заявки в системе фирменного транспортного обслуживания классифицируются:
· По каждой станции отправления
· По каждой номенклатуре грузов
· По виду отправки (повагонная, мелкая, контейнерная, маршрутная)
· По принадлежности вагонов
· По видам сообщения
Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные станции представляется отдельно по каждой пограничной станции, а при смешанном сообщении (железнодорожно-водном) по каждому пункту перевалки.
Грузоотправитель отправки составляет заявку на перевозку груза в необходимом количестве и предоставляет перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки в прямом сообщении и за 15 дней во всех видах международного и смешанного сообщений (в бумажном виде). Срок действия заявки не более 45 дней.
Перевозчик обязан рассмотреть заявку в двухдневный срок с момента поступления и дать решение:
· Согласовано
· Отказать
· Согласовано частично
Заявка передается владельцу инфраструктуры, рассматривается:
· не более 5 дней – при перевозке в прямом сообщении
· не более 10 дней – во всех видах международного и смешанного сообщения
и возвращается грузоотправителю.
В целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов перевозчик осуществляет непрерывное оперативное планирование на погрузку по конкретным дням срока действия заявки.
Заявка содержит следующие данные:
· перевозчик – наименование и его код согласно ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций)
· период – срок действия заявки
· вид отправки (повагонная, контейнерная, мелкая, маршрутная)
· станция отправления, код
· номенклатурная группа груза
· вид сообщения
· грузоотправитель – полное наименование и код ОКПО
· плательщик
· принадлежности вагона, контейнера
· дата погрузки
· станции назначения, коды вагона, род страны назначения
Учет выполнения заявки производится по «Учетной карточке» формы ГУ-1. Она ведется представителем перевозчика по каждому грузоотправителю на основе согласованных заявок. Подписывается ежедневно или в дни погрузки обеими сторонами (грузоотправителем и перевозчиком)
Грузовые железнодорожные тарифы,
их значение и система построения.
Сегодня мы хотим поговорить о планировании грузовых перевозок. Звучит это достаточно безобидно, однако представьте себе ситуацию. К 8 марта администрация магазина запланировала завезти новую партию косметики и парфюмерии. Ход умозаключений руководства очевиден. Накануне Международного женского дня, Праздника весны, годовщины митинга в поддержку равноправия и эмансипации, или кто еще что отмечает в этот день, такой товар должен пользоваться спросом и принести магазину хорошую прибыль.
Однако отдел логистики сработал плохо: у менеджера заболела любимая теща, а экспедитор стал буддистом и уехал в Тибет. Сроки доставки сорваны, изящные флаконы в большинстве своем сиротливо пылятся на полках до следующих праздников, а в кассе пустота. В магазине начинаются скандалы, интриги, расследования, в ходе которых выясняется, что многие бизнес-процессы осуществляются неэффективно, по старинке.
Несколько слов о том, что такое планирование грузоперевозок
В начале статьи мы описали только одну вполне реальную ситуацию из миллиона возможных. Мы, конечно, очень любим наших бабушек, чьим методом до сих пор пользуются некоторые компании. Однако в сфере бизнеса такие принципы ведения дел чреваты неприятными последствиями: потерей конкурентных преимуществ, убытками, упущенной выгодой, штрафами.
Организация и планирование перевозок ― многоэтапный процесс, в который вовлечены сотрудники компании на нескольких уровнях: от руководителя до грузчиков. Грамотно выстроенный, он позволяет при наименьших (!) трудовых и материальных затратах выполнить максимально (!) возможный объем перевозок точно в срок. Чтобы добиться этой цели, необходимо учесть множество факторов и выстроить сложные цепочки взаимоотношений, каждая из которых сопровождается большими объемами информации.
Приведем конкретный пример. Планирование грузовых перевозок подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное. Остановимся несколько подробнее на последнем из них. Ежедневно менеджер по доставке составляет реальный оперативный план работы транспорта, что позволяет:
- заранее предупредить водителей о предстоящей работе;
- выбрать тип ТС и определить их количество;
- разработать рациональный маршрут;
- вовремя подготовить документацию;
- избежать нулевых пробегов;
- оперативно отреагировать на возможные изменения внешних факторов.
Это только малая часть операций, которые выполняются в рамках планирования перевозок грузов. И осуществляются они на уровне рядового менеджера. А вы ведь не забыли, что у нас есть еще два вида планирования ― стратегическое, которое проектируется и направляется высшим руководством фирмы, и тактическое, где решения принимаются начальниками отделов компании?
Почему важны грамотная организация и планирование перевозок?
Эффективные компании давно уже поняли, что справиться с такими мощными информационными потоками вручную невозможно. Вот почему они пользуются экспедиторскими программами, которые решают широкий спектр задач:
- Контролируют все этапы перевозки и оформляют любые виды грузов.
- Формируют полный комплект документов.
- Регистрируют и мониторят перевозки любым видом транспорта.
- Страхуют грузы, ведут базу данных ТС, формируют букинги и многое другое.
Другими словами, внедрение экспедиторских программ позволяет автоматизировать управление логистическими процессами:
- составлять прогнозы;
- актуализировать планы подразделений;
- осуществлять однообразные операции;
- контролировать выполнение заданий;
- организовать эффективное взаимодействие отделов;
- выполнять функции учетной системы и т. д.
Как следствие внедрения программы для экспедиторских компаний , роль человеческого фактора в худшем смысле этого слова нивелируется, сокращаются издержки, организация получает конкурентные преимущества, а прибыль… Ну конечно, она растет и с излишком окупает все затраты на автоматизацию бизнес-процессов.