Пути оптимизации затрат в логистике. Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации. Выбор способов хранения грузов и складской тары

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятий. Товароведно-коммерческая характеристика хранимых грузов на складе. Выбор способов хранения грузов и складской тары. Расчёт потребности в грузоподъёмных и транспортных механизмах.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятий. Система управленческого учета "Директ-костинг", ее преимущества. Оптимизация логистических затрат. Проектирование склада лакокрасочных материалов домостроительного комбината.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации. Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности. Основные способы учёта и планирования расходов на предприятии. Экспедиционные издержки в транспортных затратах в ООО "Логистик".

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Риск и страхование в логистических системах. Маркетинговая характеристика и анализ логистической системы управления движением материалов в ОАО "Промприбор". Обоснование выбора логистической системы проектного варианта функционирования ОАО "Промприбор".

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Сущность, виды, правила анализа и контроля логистических издержек. Сокращение временных и денежных затрат, связанных с товародвижением и формированием эффективных логистических цепей. Затраты на оформление заказа. Рекомендации по сокращению издержек.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Общая характеристика предприятия РГУП "Печать". Анализ методов оптимизации процессов доставки грузов до 8 предприятий розничной торговли. Организация процесса транспортировки печатной продукции на предприятии. Оценка факторов, влияющих на этот процесс.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2009

    Определение актуальности внедрения логистических систем в современную российскую экономику. Проведение расчета общих затрат в логистической цепочке снабжение – производство – сбыт. Порядок оптимизации материального потока и оптимизация выпуска продукции.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2013

Особенности учета издержек в логистике.

Базовая концепция общих издержек проста и дополняет понятие логистики как интегрированной системы. Главная проблема, возникающая при использовании общих издержек, заключается в том, что традиционная бухгалтерская практика классификации и учета основных видов издержек, как правило, не обеспечивает возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом продвижения МП от источника к потребителю. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимодействуя со множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную прибыль. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней.

Традиционные методы учета, как показано на рис. 1,a, направлены на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса продвижения материального потока (бизнес-процесса). Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.

Рис. 1

Учет издержек по бизнес-процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента (приоритетная задача логистики), какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (рис. 1, b). Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в разных подразделениях.

Практическое применение концепции учета издержек по бизнес-процессам предполагает, во-первых, выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс подразделений; во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса.

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен или доведен до клиента.


Рис. 1

Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях.

Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы ЛС, что иллюстрируется рис. 8.3.


Рис. 3.

При повышении качества работы ЛС до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.

Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается: во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат); во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Требования к системе учета логистических издержек.

1. Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой логистической функции (см. рис. 1, а). 2. Необходимо вести учет издержек по логистическим процессам для выявления специфических издержек, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях (см. рис.1, b). 3. Необходимо формировать информацию о наиболее значимых затратах. 4. Необходимо формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом. 5. Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного процесса. 6. В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников ЛЦ и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность.

Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат

Правила анализа логистических затрат: 1. Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды затрат, которые следует включать в схему анализа. 2. Определяются центры сосредоточения затрат, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя. 3. Выявляются важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра затрат. 4. Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений. 5. Все затраты рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс. 6. Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как юридического лица. 7. Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику затрат. 8. Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям.

Методы анализа логистических затрат:

¦ стратегический анализ логистических затрат -- это процедура сравнения положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов.

¦ стоимостный анализ -- нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат и, соответственно, повышение потребительской ценности продукции;

функционально-стоимостный анализ -- это метод, направленный на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей. Метод основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Процедура анализа логистических затрат на обслуживание потребителей:

а) определяются центры сосредоточения затрат (центры затрат). Под центрами сосредоточения затрат понимают функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя;

б) выявляются важные пункты затрат в пределах каждого центра их концентрации. Пункты сосредоточения затрат -- это отдельные участки в рамках одного центра сосредоточения затрат, которые несут ответственность за все затраты, приходящиеся на данный центр;

в) бизнес предприятия рассматривается в целом как единый поток затрат;

г) стоимость рассматривается как сумма, которую платит по- требитель, а не как сумма затрат, возникающая в пределах пред- приятия как юридического лица;

д) затраты классифицируются в соответствии с их основными характеристиками и, таким образом, осуществляется диагностика логистических затрат.

Уровень оптимальных затрат -- отношение величины затрат оптимального варианта к величине затрат исходного варианта закупки единиц продукции.

Способы снижению уровня логистических затрат:

проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;

оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);

интеграция "вперед и назад" для обеспечения контроля над общими затратами;

поиск более дешевых заменителей ресурсов;

улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;

улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;

исключение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;

обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес.

Усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения.

Данные по разным видам затрат обрабатываются по-разному.

Эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе.

Эффективный контроль над затратами требует, чтобы деятельность предприятия оценивалась в целом. Для экономической оценки бизнеса предприятия в целом нужно иметь представление о результатах деятельности во всех функциональных областях логистики.

Для осуществления контроля над логистическими затратами недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного отдельного предприятия-. Контроль над логистическими затратами требует выявления всех затрат и ясности механизма их образования.

a) затраты на содержание продукции

Затраты на содержание запасов продукции состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов.

Стоимость хранения запасов продукции:

вмененные затраты на инвестиции в запасы продукции;

дополнительные затраты на страхование;

дополнительные затраты на складское хранение;

дополнительные затраты на обработку продукции;

издержки вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.

Затраты на формирование и хранение запасов -- затраты предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы продукции.

Затраты на хранение запасов представляют собой затраты, связанные с хранением запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Также учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и др.

Затраты, связанные с хранением единицы запаса:

складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);

заработная плата складского персонала;

налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;

плата за производственные фонды;

потери от иммобилизации средств в запасах;

издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утруски, морального старения, кражи;

затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;

оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;

затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);

затраты на подготовку кадров;

* затраты на комплектацию продукции и ее упаковку.

Издержки, связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда,

когда нет в наличии необходимых видов продукции. Например, недополученные поступления от сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции, штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам.

Дополнительные затраты при дефиците запасов:

издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой отправки заказанной продукции) -- дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов продукции;

издержки в связи с потерей сбыта -- имеют место тогда, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой на другое предприятие (такие затраты измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

издержки в связи с потерей заказчика -- возникают в случаях, когда отсутствие запасов продукции оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает искать другие постоянные источники снабжения. Такие затраты измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с предприятием.

Способы минимизации суммарных затрат на хранение запаса:

снизить до минимально возможного уровня постоянные затраты на каждое пополнение запаса (что позволит снизить средние уровни запасов с соответствующим снижением альтернативных затрат капитала, вложенного в запасы);

при определенных постоянных затратах на каждое пополнение оптимизировать средний уровень хранения запасов, чтобы минимизировать суммарные затраты на хранение запасов за определенный определенный период (суммарные затраты на пополнение плюс альтернативные затраты капитала).

б) затраты на снабжение

Затраты на закупки представляют собой стоимость самих запасов. Издержки, связанные с перебоями в снабжении потребителей (потери от дефицита):

стоимость отслеживания отложенных заказов на продукцию, которой не оказалось в наличии на складе;

затраты, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес потребителей;

утраченные клиенты (как следствие -- снижение объема сбыта);

штрафы потребителям за несвоевременную поставку продукции;

оплата простоев складского персонала;

оплата сверхурочных часов;

потери, связанные с увеличением стоимости продукции при ее замене;

увеличение себестоимости продукции (потери за счет условно-постоянных расходов при невыполнении плана продаж);

увеличение расходов на переналадку оборудования;

расходы на уведомление заказчика.

Затраты замещения -- величина экономически оправданной компенсации некоторого уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса другими ресурсами без уменьшения объема выпуска продукции. Например, потеря тонны нефти потребует от предприятия соответствующего по калорийности количества дополнительного ресурса -- его стоимость и составит затраты замещения этой тонны нефти.

Затраты на наладку связаны с переналадкой технологического оборудования при переходе с производства одного вида продукции на другой, с получением со склада сырья, выводом с рабочих мест ранее произведенной продукции.

Ценовая политика в отношении условий поставок:

определение величины прямых платежей поставщику. К ним относятся: цена, уплачиваемая при покупке; авансовые выплаты; периодические выплаты при лизинговых сделках, аренде, найме. При компенсационных сделках вместо платежей выступает стоимость предоставляемых в обмен товаров или услуг;

определение величины скидок;

определение условий предоставления кредита поставщиком на все или на отдельные поставки (кредит поставщика);

определение условий платежа и доставки продукции, выставляемых поставщиком.

в) затраты на транспортировку

Транспортные затраты -- затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные затраты являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

* оплата страхования груза при доставке;

* оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

* расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах, а также разрешенного объема ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;

снижение затрат на "суточные" и "квартирные" путем нормирования времени выполнения рейса;

снижение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

* повышение производительности труда.

Затраты по завозу продукции включают:

оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

сборы транспортных предприятий за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);

оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

затраты на содержание собственного транспорта.

Затраты по отправке продукции включают:

расходы по оборудованию транспортных средств;

расходы по переадресовке грузов;

сборы транспортных организаций;

расходы по оплате счетов сторонних организаций;

* расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

Себестоимость перевозок -- выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте определяется как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 тонно-километр грузооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы. За единицу транспортной работы принимаются: по перевозкам на автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, -- 1 тонно-километр; по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, -- 1 автомобиле-час.

Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат на:

погрузку-разгрузку;

транспортирование;

* организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

* складское хранение груза;

* подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Тарифный индекс -- индекс, характеризующий изменение уровня тарифов на перевозки определенной совокупности грузов. Определяется как отношение величины доходов транспортного предприятия от перевозок текущего периода к величине доходов, которую могло бы получить транспортное предприятие за эти же перевозки при условии сохранения тарифов на уровне базисного периода.

г) затраты на складскую деятельность

Затраты хранения -- затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Затраты хранения являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

затраты по содержанию складов;

зарплата складского персонала;

недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

административно-управленческие и другие расходы.

Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию

хранения продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат:

определение оптимального числа ступеней складирования;

определение оптимального числа складов на каждой ступени;

* определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

* нахождение рационального распределения мест поставки.

Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам продукции за тонно-сутки хранения.

Себестоимость переработки на складе одной тонны продукции-это

синтетический показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе. Данный показатель свидетельствует об эффективности технологического процесса, применяемого на складе.

Себестоимость хранения продукции определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских операций, к числу тонно-суток хранения.

Производительность труда складских работников определяется размером складского товарооборота, приходящегося на одного работника за определенный период времени (год, месяц, смену).

Срок окупаемости склада -- отношение суммы единовременных инвестиций к годовой сумме прибыли.

учет логистический издержки поток

Для того, чтобы оптимизировать уровень логистических затрат компании, необходимо провести детальный анализ по выделению логистических издержек. Проведение этого анализа необходимо в связи с тем, что зачастую затраты на выполнение логистических функций учитываются раздельно, в бюджетах разных подразделений, что приводит к уменьшению реальных объемов затрат на логистику в глазах менеджмента компании. Кроме того, в ситуации, когда компания работает в нескольких сегментах рынка, логистические издержки зачастую относятся на самый крупный из сегментов, что искажает реальную картину прибыльности различных рыночных сегментов.

Все издержки компании необходимо разнести по нескольким (не более десяти) основным направлениям деятельности, часть из которых условно рассматриваются как центры прибыли, а остальные -- как центры затрат.

После выделения этих направлений представляется необходимым решить следующие задачи:

  • 1) определить долю логистических расходов, приходящихся на региональные продажи и продажи за пределами данного региона. Этот процесс необходим для определения прибыльности каждого из географических рынков, которые обслуживает компания;
  • 2) определить долю логистических расходов, приходящуюся на каждый из каналов продаж (дилерские, активные и продажи через розничную сеть). После проведения этой операции появится возможность сравнить прибыльность реализации продукции через каждый из каналов и выбрать наиболее и наименее приоритетные каналы сбыта;
  • 3) определить долю логистических расходов, приходящуюся на каждую группу продукции. Это позволит выяснить истинную рентабельность каждой из групп продуктов и определить наиболее высокорентабельные сегменты ассортимента.

Правила анализа логистических затрат

  • 1. Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды затрат, которые следует включать в схему анализа.
  • 2. Определяются центры сосредоточения затрат, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя.
  • 3. Выявляются важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра затрат.
  • 4. Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений.
  • 5. Все затраты рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс.
  • 6. Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как юридического лица.
  • 7. Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику затрат.
  • 8. Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям.

Методы анализа логистических затрат

  • 1. Бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат. Бенчмаркинг предполагает сравнение положения предприятия с позиции затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;
  • 2. Стоимостной анализ , который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты фирмы на изделие при разумных (для целевого рынка) уровнях его качественных характеристик, что, в свою очередь, позволяет существенно повысить конкурентоспособность товара.
  • 3. Функционально-стоимостной анализ , который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям. ФСА играет большую роль в снижении издержек производства и повышении эффективности материально-технического снабжения и закупочной деятельности предприятия.

Способы снижения уровня логистических затрат:

  • 1. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;
  • 2. Поиск более дешевых заменителей ресурсов;
  • 3. Выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, к????ые не создают добавленной ценности, и их исключение;
  • 4. Компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;
  • 5. Улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. К примеру, координация деятельности предприятия и его партнеров в области???евременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;
  • 6. Проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;
  • 7. Обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;
  • 8. Повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;
  • 9. Использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);
  • 10. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).

Ключевые слова

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / LOGISTICS COSTS / ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ / OPTIMIZATION OF LOGISTICS COSTS / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ В ЦЕПОЧКЕ ПОСТАВОК / STRATEGIC COST ANALYSIS IN THE SUPPLY CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Белозерцева Наталья Петровна, Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна

Статья посвящена обзору современных методов оценки логистических затрат и предложений по их оптимизации. Множество подходов к решению этой задачи не всегда обеспечивает нахождение требуемых эффективных решений в этой области. Очень важно учитывать практическую составляющую, которая может, например, базироваться на стратегическом анализе затрат в цепочке образования потребительской стоимости, что обеспечивает выявление непроизводительных расходов, негативно влияющих на себестоимость и сформулировать оптимизационную задачу по «расшиванию» узких мест логистической системы. Более классическим подходом является выявление структуры логистических затрат на основе факторного анализа. В основе этой методики лежит оценка экономического эффекта влияния логистических затрат на прибыль при формировании цены. Факторами для анализа являются ограничения по имеющимся на предприятии ресурсам. Особого внимания заслуживает метод оценки уровня логистического обслуживания по критерию «минимум логистических затрат . Согласно предлагаемому алгоритму сначала должен быть найден оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь Если учитывать потери от несоответствующего уровня обслуживания и добавить к логистическим затратам классические, то возможно построить экономико-математическую модель оптимизации логистических затрат , уровня обслуживания заданного количества поставок в логистической системе предприятия. В заключении перечислены общие рекомендации по снижению уровня логистических затрат , которых стоит придерживаться независимо от выбранного метода решения оптимизационных задач

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Белозерцева Наталья Петровна, Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна

  • Логистическое бюджетирование

    2019 / Клочкова А.В., Шпакович Д.К., Алексашкина Е.И., Манович Е.А.
  • Основные подходы к управлению логистическими затратами

    2017 / Терещенко Светлана Викторовна, Загорская Мария Константиновна
  • Оптимизационная модель управления материальными запасами на производственном предприятии

    2017 / Прокофьева Оксана Сергеевна, Ющук Яна Владимировна
  • Управление рисками с помощью оптимизации логистической системы

    2016 / Савоскина Елена Владимировна, Лихач Наталья Андреевна
  • Аналитическое обеспечение контроля логистической деятельности с минимизацией логистических затрат

    2011 / Пономаренко Владимир Степанович, Малярец Людмила Михайловна, Дорохов Александр Васильевич
  • Метод оптимизации затрат, уровня обслуживания и поставок в логистической системе предприятия

    2011 / Бутрина Юлия Владимировна
  • Критерий эффективности цепей поставок и построение целевой функции в задачах оптимизации материально-технического снабжения для сложной техники

    2017 / Омельченко Ирина Николаевна, Бром Алла Ефимовна, Сидельников Иван Дмитриевич
  • Стратегии диагностического анализа логистических затрат в цепях контейнерных поставок

    2016 / Дмитриев Александр Викторович
  • Обзор подходов к определению и решению проблемы взаимодействия маркетинга и логистики торгового предприятия

    2015 / Ильин Игорь Васильевич, Рыбаков Дмитрий Сергеевич
  • О формировании системы учета логистических затрат предприятия

    2014 / Ангадаева Елена Владимировна

The article is devoted to the review of modern methods of assessing logistics costs and proposals for their optimization. Many approaches to solving this problem is not always finding provides the required effective solutions in this area. It is important to consider practical aspects, which may, for example, be based on a strategic cost analysis of the chain value that enables detection of non-productive costs, adversely affecting cost and formulate the optimization problem on the bottlenecks of the logistics system. The more classical approach is to reveal the structure of logistics costs on the basis of factor analysis. The basis of this technique lies in estimating the economic impact of logistics costs on the profit when pricing. Factors to analyze are the constraints of existing enterprise resources. Special attention deserves the method of assessing the level of logistics service according to the criterion of «low logistics costs ». According to the proposed algorithm firstly must be found the optimum level of service through the minimum of the sum of the integral costs and losses If the losses from an inappropriate level of service are possible to add to the logistical costs of the classic, it is possible to construct economic-mathematical model of optimization of logistics costs , customer service level a given quantity of supply in the logistics system of the enterprise. In conclusion, there are the General recommendations to reduce logistics costs , which should adhere to regardless of the method chosen for solving optimization problems.

Текст научной работы на тему «Методы оптимизации логистических затрат»

Belozertseva Natalya Petrovna, Loksha Anna Vladimirovna, Petrova Nina Ivanovna METHODS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICS ...

economic sceinces

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ

Белозерцева Наталья Петровна, кандидат экономических наук, доцент Локша Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e- mail: [email protected]) Петрова Нина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент Морской государственный университет имени адм. Г.И. Невельского (690059, Россия, Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, e- mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена обзору современных методов оценки логистических затрат и предложений по их оптимизации. Множество подходов к решению этой задачи не всегда обеспечивает нахождение требуемых эффективных решений в этой области. Очень важно учитывать практическую составляющую, которая может, например, базироваться на стратегическом анализе затрат в цепочке образования потребительской стоимости, что обеспечивает выявление непроизводительных расходов, негативно влияющих на себестоимость и сформулировать оптимизационную задачу по «расшиванию» узких мест логистической системы. Более классическим подходом является выявление структуры логистических затрат на основе факторного анализа. В основе этой методики лежит оценка экономического эффекта влияния логистических затрат на прибыль при формировании цены. Факторами для анализа являются ограничения по имеющимся на предприятии ресурсам. Особого внимания заслуживает метод оценки уровня логистического обслуживания по критерию «минимум логистических затрат. Согласно предлагаемому алгоритму сначала должен быть найден оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь Если учитывать потери от несоответствующего уровня обслуживания и добавить к логистическим затратам классические, то возможно построить экономико-математическую модель оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания заданного количества поставок в логистической системе предприятия. В заключении перечислены общие рекомендации по снижению уровня логистических затрат, которых стоит придерживаться независимо от выбранного метода решения оптимизационных задач

Ключевые слова: логистические затраты, оптимизация логистических затрат, стратегический анализ затрат в цепочке поставок.

METHODS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICS COSTS

Belozertseva Natalya Petrovna, candidate of economic sciences, associate professor Loksha Anna Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya Street, 41, e- mail: [email protected]) Petrova Nina Ivanovna, candidate of philological sciences, associate professor G.I. Nevelskoi Maritime State University (690059, Russia, Vladivostok, Verkhneportovaya Street, 50a, e- mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the review of modern methods of assessing logistics costs and proposals for their optimization. Many approaches to solving this problem is not always finding provides the required effective solutions in this area. It is important to consider practical aspects, which may, for example, be based on a strategic cost analysis of the chain value that enables detection of non-productive costs, adversely affecting cost and formulate the optimization problem on the bottlenecks of the logistics system. The more classical approach is to reveal the structure of logistics costs on the basis of factor analysis. The basis of this technique lies in estimating the economic impact of logistics costs on the profit when pricing. Factors to analyze are the constraints of existing enterprise resources. Special attention deserves the method of assessing the level of logistics service according to the criterion of «low logistics costs». According to the proposed algorithm firstly must be found the optimum level of service through the minimum of the sum of the integral costs and losses If the losses from an inappropriate level of service are possible to add to the logistical costs of the classic, it is possible to construct economic-mathematical model of optimization of logistics costs, customer service level a given quantity of supply in the logistics system of the enterprise. In conclusion, there are the General recommendations to reduce logistics costs, which should adhere to regardless of the method chosen for solving optimization problems.

Keywords: logistics costs, optimization of logistics costs, strategic cost analysis in the supply chain.

Актуальность задачи формирования эффективного механизма оптимизации логистических затрат в условиях конкретного предприятия очевидна в современных условиях. Индивидуальная концепция должна быть направлена на решение ряда задач таких, как оптимизация длины логистической цепи, анализ влияния структуры и величины затрат на рентабельность отдельных звеньев и всей логистической системы в целом, увеличение ее прибыльности и эффективности функционирования.

Определение логистических затрат должно учитывать практическую составляющую, которая часто не соответствует теоретическим моделям . Противоречия в подходах различных авторов к определению такого понятия, как «логистические затраты», сохраняются в настоящее время и становятся реальной преградой при принятии эффективных управленческих решений. При решении задач оптимизации логистических затрат критерий их оценки должен стать и критерием оптимизации, поэтому остановимся на определении, данным Панковой Е.А. и Широченко Н. В : «Логистические

затраты - это стоимостная оценка ресурсов, которые используются при выполнении различных логистических операций на стадиях движения материального, информационного, финансового потоков как внутри предприятия, так и во взаимодействии с его поставщиками и покупателями - участниками цепи поставок, включая размещение заказов, закупка, складирование, транспортировку, отгрузку и др.».

Для последующего анализа, оценки и планирования логистических затрат такое представление следует дополнить обоснованием состава, способов исчисления и типологией логистических затрат. Особым условием является получение точной и своевременной информации о затратах с необходимой для оптимизации степенью детализации как в разрезе отдельных статей и структурных подразделений, так и по бизнес-процессам и логистическим функциям. В статье Тупиковой О.А., Федько М.А. и Татарникова Д.С. предложен логистический подход к управлению затратами, в основу которого положен стратегический анализ затрат (Strategic Cost Analysis - SCA) как часть концепции SCM, базиру-

экономические науки

ющейся на термине value chain - цепочка образования потребительской стоимости. Поэтапное внедрение метода SCA (рис.1) основано на выделении технологически обособленных логистических процессов, по которым и выполняется определение и группировка затрат.

балансе этого звена:

где Zt - затраты ьго звена,

У Z - затраты всей логической системы,

тивности хозяйственной деятельности K, для каждого

звена по формуле: D

а затем звенья ранжируются по найденным значениям коэффициентов.

Определение экономической эффективности функционирования ьго звена основано на определении рентабельности Rj:

где Д - затраты звена.

После определения рентабельности всей логистической системы:

Рисунок 1 - Этапы внедрения метода SCA

Попутно происходит выявление непроизводительных расходов и направлений совершенствования анализируемых логистических процессов, что позволяет оценить степень влияния отдельных логистических затрат на себестоимость и сформулировать оптимизационную задачу с учетом выбранной стратегии и отдельных критериев оптимизации материального потока.

Эффективным является также использование концепции цепочки ценностей при структурировании действий по всему циклу движения продукции - начиная от исходного сырья и заканчивая конечными потребителями по всем стратегически важным видам экономической деятельности. В некотором приближении и на данный момент времени эффективность отдельных звеньев может быть определена по алгоритму выявления и анализа узких мест логистической системы, предложенному Воронковым А.Н. .

Сначала для каждого отдельного звена вычисляются доля затрат 0,и как балансовая стоимость активов на

и доля каждого звена в совокупной чистой прибыли логистической системы:

определяется средневзвешенный показатель рентабельности:

1 (я " я Л (6)

М = -Г "["Г+У я- +~Г

и показатель эффективности функционирования ьго звена в рамках всей логистической системы:

Выявление звена или звеньев наименьшей эффективности («узких мест») позволит на основе анализа логистической специализации определиться с тем, какие логистические затраты подлежат оптимизации в первую очередь.

В какой-то мере более классический подход выявления структуры логистических затрат на основе факторного анализа предлагают Селиванов А.В., Ведерникова О.Я. и Бутусин А.С.

В основе их методики оценка экономического эффекта влияния логистических затрат на прибыль при формировании цены:

где Sp - себестоимость производства продукции или

P - прибыль,

C - цена продукции или услуг.

Себестоимость производства продукции или услуг складывается из издержек:

где Р - затраты ьго звена,

у р - чистая прибыль всей логической систе-

После этого рассчитываются коэффициенты эффек-

где Z p - производственные издержки, Zt - логистические издержки.

Механизм управления логистическими затратами может быть представлен факторной моделью, представляемой выражением :

^ к. (А к. Л, (10)

С = Sp-У- 2,. + |р + У - 2,. 1 р 100 " I ^100 "

Belozertseva Natalya Petrovna, Loksha Anna Vladimirovna, Petrova Nina Ivanovna METHODS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICS ...

economic sceinces

где ki - коэффициент снижения 1-х логистических X - просто некоторые оптимальные величины

затрат, %,

Zi - i-й вид логистических затрат,

j - индекс количества факторов.

Анализ структуры статистических данных о логистических затратах в различных отраслях промышленности показывает, что наибольшую долю в них занимают складские и транспортные расходы и затраты на управление запасами .

Другой подход к декомпозиции рассматриваемой задачи оптимизации логистических затрат рассмотрен Пономаренко В.С., Малярец Л.М. и Дороховым А.В. , предлагающими рассматривать задачу минимизации производственно-хозяйственные затрат по видам продукции согласно плану счетов:

z =Хf(x) ^ min , (11)

где /(х{) - обязательно выпуклая функция логистических затрат по 1-му виду продукции.

Система ограничений по имеющимся на предприятии ресурсам, которые являются факторами производ-

ства_имеет вид; -

^а~ X. < Ь., i = 1,т, (12)

0 < Xj < vj (J j = 1, n

где v . (c .) = M e J°J - функция спроса,

максимально возможный спрос на продук-

kj - коэффициент, учитывающий темп снижения

спроса при снижении цены.

Для обобщения вышесказанного рассмотрим оптимизационную часть предлагаемой авторами экономико-математической модели, которая позволяет осуществить контроллинг по каждому виду продукции ; ^Ь ^ LZ ; (и, V)ТЬ ^ РЬ; (и, V)

LZ ^ PL ; (и, V) ТЬ ^ LS ; (и, V)

PL ^ LS ; (и, V) ТЬ ^ РЬ; (и, V) |Х

ЬЯ ^ КЬ; (и, V) /Ь ^ ZL ; (и, V) I

КЬ ^ ZL ; (и,V) /Ь ^ LZ ; (и V)\| jGm1n \ (4)

ТЬ ^ 1Ь; (и, V) 1Ь ^ РЬ; (и, V) X

ТЬ ^ LZ ; (и, V) 1Ь ^ LS ; (и, V)

/Ь ^ КЬ; (и, V) ^ ^ ТЬ; (и, V)

где ZL - закупочная логистика, ^ - информационная логистика, PL - производственная логистика, LZ - логистика запасов, LS - логистика складирования, RL - распределительная логистика, TL - транспортная логистика,

^тах - функции цели, максимизирующие прибыль

или рентабельность,

Гтт - функции цели, минимизирующие стоимость,

Здесь нужно учесть, что к изменению качества работы логистической системы логистические издержки очень чувствительны, до определенного уровня они растут линейно, а потом экспоненциально . В совокупности с положениями модели безубыточности предприятия (зеркально перевернутой) возможна оптимизация уровня логистического обслуживания по критерию «минимум логистических затрат», метод которой рассмотрен Бутыриной Ю.В. .

Суть его эффективно объяснима на графике совмещенных кривых обеих моделей (рис. 2), но при целом ряде допущений. У них общая ось затрат, но разные горизонтальные оси: уровень обслуживания покупателей и количество поставок.

Рисунок 2 - Совмещенные модели логистической кривой и безубыточности

Согласно предлагаемому алгоритму сначала должен быть найден оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь. После проецирования на левую часть графика определяется количество поставок, которое является оптимальным, если входит в зону безубыточности.

Если учитывать потери от несоответствующего уровня обслуживания и добавить к логистическим затратам классические, то возможно построить экономико-математическую модель оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания количества поставок в логистической системе предприятия.

Отраслевые особенности логистических услуг позволяют предложить и использовать уникальные модели оптимизации логистических затрат. Так Молчанова А.В. предлагает метод сквозного управления переменными издержками в составе логистических затрат при осуществлении почтового обмена в почтовой сети Управления федеральной почтовой связи Ростовской области , которая рассматривается автором как ма-крологистическая система, инфраструктура которой состоит из системы структурированных маршрутов доставки почты.

Модель почтового обмена предполагает максимизацию функции суммарной величины логистических затрат;

ЯР.__ЯР. , 15)

zzg а=zza ^=zz-^ ^ mi

где G j - грузопоток из 1-го района в j-й район; Я i - объемы отправлений продукции из 1-го райо-

Gmln - минимизируемая функция логистических за- Р. - объемы потребления данной продукции в j-м

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Белозерцева Наталья Петровна, Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ...

С - затраты на транспортировку продукции из

ьго района в j-й район;

д - некоторый коэффициент.

Успешность реализации логистических услуг математически выражается уравнениями вида:

Решение поставленной задачи оптимизации состоит в разработке методики рационализации почтовых маршрутов УФПС РО в систему структурированных маршрутов доставки почты.

1. Поиск и сокращение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности;

2. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок;

3. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат;

4. Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами;

5. Поиск более дешевых заменителей ресурсов;

6. Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи;

7. Компенсация роста затрат в одном звене логистической цепи за счет сокращения затрат в другом звене;

8. Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников;

9. Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;

10. Обновление наиболее затратных звеньев логистической цепи при осуществлении инвестиций в бизнес.

Управление логистическими издержками должно предполагать постоянный контроль за структурой затрат с целью выявления резервов по их снижению и для разработки конкретных мероприятий. Оптимизация логистических затрат отдельных звеньев предприятия должна проводиться при условии, что она будет способствовать повышению эффективности логистического управления предприятием в целом при соблюдении условия достижения максимально высокого уровня от отдачи соответствующих ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, - 2005. - 121 с.

2. Ахметзянов А. Моделирование грузовых и пассажирских потоков в городе и регионе // Логинфо. - 2002. - №1.

3. Бутрина Ю.В. Метод оптимизации затрат, уровня обслуживания и поставок в логистической системе предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2011. -№ 21 (238). - С. 171-177.

4. Воронков, А.Н. Логистика: основы операционной деятельности: учебное пособие // А.Н. Воронков; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, - 2013. - 168 с.

5. Горских О. А., Селиванов А. В. Особенности управления логистическими затратами промышленного предприятия. // Логистика: современные тенденции развития: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г., Санкт-Петербург) / ред. кол. : В. С. Лукинский и др. СПб. : Санкт-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т. - 2012. - С. 80-81.

6. Молчанова А.В. Совершенствование системы

управления логистическими затратами на предприятиях связи // Тегга Есопошкш. 2011. - Т. 9. № 2-2. - С. 83-88.

7. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - М.: КНОРУС, - 2010. - 576 с.

8. Сярдова О.М. Формирование программы и оценка повышения результативности логистической системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 139-143.

9. Дорошкевич Д.В. Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транс-портно-логистической системы // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 59-61.

10. Лагодиенко В.В., Корниецкий А.В. Понятие сущности и функций управления в логистических системах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 145147.

11. Мордовченков Н.В., Николенко П.Г. Маркетинговое и транспортно-логистическое обеспечение развития инновационной сферы услуг на микроуровне // Вестник НГИЭИ. 2012. № 9. С. 48-72.

12. Стяжкин М.Н. Подходы и методы анализа влияния международных транспортно-логистических систем на социально-экономическое развитие региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 130-138.

14. Бугаенко С.А. Адаптация маркетингово-логисти-ческой стратегии компаний // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 104-107.

15. Панкова Е.А., Широченко Н. В. К вопросу о понятии «Логистические затраты» // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. -Т. 2. № 9. - С. 197-198.

16. Пономаренко В.С., Малярец Л.М., Дорохов А.В. Аналитическое обеспечение контроля логистической деятельности с минимизацией логистических затрат // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 2. - С. 137-143.

17. Селиванов А.В., Ведерникова О.Я., Бутусин А.С. Экономическая оценка воздействия логистических затрат на себестоимость и прибыль предприятия // Логистические системы в глобальной экономике. -2013. - № 3-1. - С. 206-210.

18. Сергеев В. И Ключевые показатели эффективности логистики//Элитариум. Логистика. Стратегический менеджмент. URL: http://www.elitarium.rU/2011/09/21/ pokazateli_jeffektivnosti_logistiki.html (дата обращения: 09.01.2017).

19. Туликова О.А., Федько М.А., Татарников Д.С. Логистический подход к управлению затратами. Вологдинские чтения. - 2008. - № 67. - С. 22 -26.

20. Шаповал С.С. Управление логистическими затратами на предприятии // Труды Одесского политехнического университета. - 2008. - № 1. - С. 285-287.

Транскрипт

1 МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ Абрамкина Т.Н. Самарский государственный экономический университет Самара, Россия OPTIMIZATION METHODS OF FIRM LOGISTICAL COSTS Abramkina T. Samara State University of Economics В условиях современного рынка, организации все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей клиентов. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения принципов логистики в практике деятельности компаний. Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Суть принципов логистики органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую систему. В рыночной экономике лидером в конкурентной борьбе может стать только та фирма, которая будет рационально использовать свои возможности. Логистика рассматривает предприятие через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. Именно оптимизация издержек сегодня привлекает к логистике столь пристальное внимание, так как именно издержки оказывают основное влияние на прибыль компании, ради которой и строится весь бизнес. Логистические издержки могут составлять около % стоимости продукции. Их сокращение значительно повышает конкурентоспособность компаний. По оценкам специалистов, использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить

2 материальные запасы почти на 80 %, а затраты на оборудование (приспособления) на 50 %. Из вышесказанного, можно сделать вывод об экономической значимости логистичексих издержек на предприятиях, поэтому хотелось бы более подробно рассмотреть этот термин. Логистические издержки это затраты, связанные с выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупкой, складированием поступающего сырья, внутрипроизводственной транспортировкой продукции, внутрипроизводственным хранением в незавершенном производстве, хранением готовой продукции, внешней транспортировкой и др. Чаще всего эффективность логистических решений оценивается с точки зрения их влияния на общие издержки или на выручку от продаж. Иногда решения, принятые в какойлибо области, отражаются непредвиденным ростом издержек в одной или нескольких других областях или звеньях логистической цепи. Так, изменения производственного графика, предусматривающие повышение эффективности выпуска продукции, могут вызвать колебания объема запасов готовых изделий и негативно сказаться на обслуживании покупателей. Планирование и оптимизация логистических издержек подчиняется принципу общих затрат (TC - общие или валовые затраты): TC = FC + VC (1) Важное значение в процессе управления затратами имеет их распределение на постоянные (FC) и переменные (VC). К постоянным затратам (FC) относятся затраты, величина которых не зависит от объема производства предприятия. Под переменными (VC) затратами понимаются затраты общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. В сумме постоянные и переменные затраты образуют общие или валовые затраты (TC). Также выделяют средние затраты, которые показывают затраты на единицу материалопотока. Средние затраты рассчитываются путем деления затрат на объем материалопотока в натуральном измерении. Средние валовые затраты (AVC) можно рассчитать двумя способами: 1) Делением валовых затрат на материальный поток 2) Суммируя средние постоянные и средние переменные затраты Для эффективного управления процессами формирования себестоимости продукции важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Существует 3 основных метода определения суммы затрат: 1) Метод максимальной и минимальной точки

3 2) Графический метод 3) Метод наименьших квадратов Наиболее точное распределение валовых затрат на постоянные и переменные позволяет произвести метод наименьших квадратов, т.к в расчетах используются данные за весь период работы предприятия, входящего в логистическую систему: TC = FC + AVC * Q (2), где Q - объем материального потока в натуральных единицах. Важной особенностью формирования логистических затрат и последующего принятия логистических решений является их реализация в рамках уровня издержек, существующего в логистической системе. Анализ затрат предполагает учет изменения издержек, вызываемых логистическими решениями. Кроме того, издержки рассматриваются с позиций их нарастания как трансформация общих затрат вследствие преобразования системы. Так, появление нового звена в распределительной сети влияет на затраты по транспортировке, передаче информации, ведению переговоров, содержанию запасов, т.е. изменяет структуру издержек и их общую величину в системе. Цель деятельности любого звена логистической цепи оптимизация и увеличение прибыли, следовательно, предприятию выгодно, если на единицу материалопотока приходится меньшая сумма постоянных затрат. Этого можно достичь увеличив объем производства и реализацию на уже имеющихся производственных мощностях, но важно помнить о зависимости объема материалопотока и издержек. Прирост затрат, связанный с производством дополнительной единицы материалопотока, т.е отношение прироста переменных затрат к вызванному приросту материалопотока называют предельными издержками (МС). VC MC = (3) Q Существует закон "Убывающей отдачи ", при котором, начиная с определенного момента каждое последовательное присоединение единицы товара приводит к сокращению роста экономической отдачи. В определенный период возникает ситуация, при которой предельные доходы предприятия становятся меньше, чем предельные издержки. Таким образом, изменение объема материалопотока может влиять на оптимизацию логистичексих издержек на предприятии в целом. Необходимо учитывать, что не всякое расширение производства влечет за собой увеличение прибыли, т.к. изменение уровня издержек происходит по- разному, а при росте объема производства происходит снижение цен. Существует несколько методов определения

4 оптимального объема материалопотока при котором предприятие получает максимальную прибыль: 1) Бухгалтерско - аналитический метод представляет собой сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Для максимизации прибыли предприятие должно увеличивать объем материалопотока до тех пор пока предельный доход выше предельных издержек и прекратить его увеличение как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход. 2) Графический метод представляет собой систему координат на которую наносят кривые зависимости предельных издержек и предельного доходов от объема материалопотока. Максимальная прибыль для предприятия - это точка пересечения кривой предельных издержек с кривой предельных доходов. 3) Метод наименьших квадратов заключается в том что на основании данных и использования корреляционно - регрессионного анализа исследуется зависимость предельных доходов и предельных издержек от объема материального потока. Проиллюстрируем вышерассмотренные методы на примере. Таблица 1. Грузооборот Стоимость хранения 1 т. Общий Общие издержки, Прибыль, Предельный доход, Предельные издержки, тыс. т в год у.д.е. Доход (выручка), тыс. у.д.е Согласно бухгалтерско аналитическому методу из Таблицы 1 видно, что при грузообороте в 7 тыс. т в год предприятие должно остановить увеличение объема материалопотока, т.к на

5 этом этапе происходит увеличение предельных издержек по сравнению с предельным доходом. Графический метод анализа издержек представлен на следующем рис.: y = -20x R 2 = 1 y = 4,6548x 2-49,679x + 177,86 R 2 = 0, Ряд1 Ряд2 Линейный (Ряд1) Полиномиальный (Ряд2) Расчет методом наименьших квадратов дает следующие результаты: 2 MR = -20 Q + 200; MC = 4,6548 σ - 49,679 Q + 177,86; Q = 7,0506 тыс. Т; R= 916,6; AVC=73; FC=215; TC=279,7. Прибыль: 186,9. Данные, получаемые посредством учета и анализа логистических издержек, должны являться индикатором наличия проблем у предприятия в области логистики, служить основой для выбора оптимальных вариантов решения этих проблем. Анализ логистических издержек должен выполняться на основе достоверной учетной информации, а это выполнимо лишь при условии их обособленного планирования и учета. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ: 1. Чернова Д.В., Сосунова Л.А. Роль логистических систем в национальной экономике// Экономические науки: научно-информационный журнал. М.: Изд-во Экономические науки, Швецова Е.В. Виртуальная логистика в бизнесе / Международная научно-практическая конференция Проблемы развития предприятий: теория и практика СГЭУ 15 ноября 2012.


Ефимов В.В., Игонина А.Е. Оптимизация системы снабжения на основе функционального подхода В статье рассмотрены основные принципы формирования системы снабжения на основе функционального подхода к моделированию

Кучевский Дмитрий Александрович начальник ФКП «Алексинский химический комбинат» г. Алексин, Тульская область ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация: в данной статье автором

Задача 1. В таблице представлена часть данных о возможных вариантах ведения бизнеса на предприятии при неизменных постоянных издержках. Восстановите недостающую информацию. Показатели Вариант 1 Вариант

Издержки производства 1. Постоянные, переменные и экономические издержки. 2. Средние и предельные издержки. 3. Издержки производства в долговременном периоде. 4. Прибыль. Экономическое равновесие фирмы.

Тема 4. ДОХОД, ИЗДЕРЖКИ, ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ Факторы производства Производство продукции Готовая продукция Привлекая необходимые ресурсы, предприятие формирует ИЗДЕРЖКИ (затраты) Используя факторы производства,

Южный федеральный университет Экономический факультет Лекция 8 Пять блоков вопросов 1. Издержки и прибыль 2. Общий, средний и предельный доход 3. Общие, постоянные, переменные, средние и предельные издержки

Краткий конспект лекции по «Микроэкономике» для студентов специальностей: Экономика предприятия, Учет и аудит, международная экономика Составитель: к.э.н., доцент Попадинец Е.В. Лекций 36 часов, семинаров

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14 Форма проведения Продолжительность решение практико-ориентированных задач 2 часа ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ Тема «Оценка эффективности бизнес-плана» Т Е Р М И Н Ы И П О Н Я

Тема2. Теория фирмы. Издержки производства и прибыль 1. Фирма: сущность, виды, функции. Организационноправовые формы предприятий 2. Производство. Издержки и прибыль Лектор: к.э.н., доцент кафедры экономики

Полезные цепи конкурентные преимущества интегрированной логистики в цепях поставок Конкурентоспособность, как известно, является ключевым параметром, определяющим стабильность фирмы на рынке. Устойчивое

Задачи по микроэкономике (сборник задач, Пермь). Простые. Спрос, предложение, равновесие. 1. Спрос потребителя на товар можно было представить как Q d = 100 2. Через два месяца спрос увеличился на 50%.

Пути повышения эффективности управления поставками материальных ресурсов на заготовительном этапе Данилов Р.В. Самарский государственный экономический университет Самара, Россия Ways to improve supply

Контрольная работа по микроэкономике с решением (задачи, вопросы и тесты) I. Задачи Задание 1. Определить изменение цены и объёма продаж (в %), если известно, что выручка выросла на 0%, а коэффициент эластичности

Задача 1 (25 баллов) Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по экономике Заключительный этап 2016-2017 уч. год 9 класс Задания, ответы и критерии оценивания Незнайка начал свое дело, но столкнулся

Г Нижний Новгород Решения 11 г Городская олимпиада по экономике 1 класс Ответы на вопросы тестов По 4 балла за правильный ответ на каждый вопрос теста а б в г 1 Х Х 3 Х 4 Х 5 Х 6 Х 7 Х Х 9 Х 1 Х Решение

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экономической теории О.Г. Черезова ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ Методические указания для самостоятельной подготовки

Цель работы: исследование формирования финансовых результатов предприятия, выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности, а так же разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов деятельности.

ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ Захарова С.Д., Эбергардт Е.С. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный

Тема 12. Равновесие фирмы на рынке факторов производства 1 Отличия рынка ресурсов от товарных рынков * На рынке ресурсов фирмы выступают в качестве покупателей, а домашние хозяйства в качестве продавцов.

* Тема 1. Термины и определения. * Логистика-это *управление материальными, финансовыми и информационными потоками в сферах производства и обращения; * - управление цепями поставок, перемещение материальных

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 Форма проведения Продолжительность решение практико-ориентированных задач 2 часа ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ Тема «Расчет экономических показателей деятельности предприятия»

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по экономике (школьный этап) 2016-2017 учебный год 10-11 класс Максимальное количество баллов 87 Время выполнения

346 Приложение 2 Планирование производительности труда и показателей по труду Производительность труда это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей. Она измеряется: 1)количеством

Г Нижний Новгород Решения 11 г Городская олимпиада по экономике 11 класс Ответы на вопросы тестов По 3 балла за правильный ответ на каждый вопрос теста а б в г 1 Х Х 3 Х 4 Х 5 Х 6 Х 7 Х 8 Х 9 Х 1 Х Решение

Тема 5. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР КОНКУРЕНЦИЯ Конкуренция покупателей P D S Q Конкуренция продавцов P D S Q Типы продавцов - ценовая - неценовая Характеристика основных типов рыночных структур Рынок совершенной

План: Тема 2.Сущность, структура и динамика себестоимости 1. Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли 2. Систематизация показателей себестоимости

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ Расчет оптимального объема производства продукции Вариант 7 1 Содержание 1. Исходные данные... 3 2. Отдел маркетинга... 4 3. Бухгалтерия... 8 4. Отдел

Ф. Ф. Иванов С. А. Пелих ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ в трансформирующейся экономике Минск «РИВШ» 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Раздел 1 Сущность и основные понятия логистики 6 1.1. Понятие логистики

Оптимизация структуры как необходимое условие учета и оптимизации затрат Е. В. ПАВЛОВА, генеральный директор ООО «ТРЕНД» Основные показатели, при которых требуется срочно изменить структуру управления

Северо-Восточная олимпиада школьников по экономике второй (заключительный) этап 2015-2016 учебный год Демонстрационный вариант Задача 1. (13 баллов) Функция задана уравнением а) Выведите формулу эластичности

НУРЕЕВ Р.М. ЭКОНОМИКА для МЕНЕДЖЕРОВ Раздел 3 ФИРМА КАК СОВЕРШЕННЫЙ КОНКУРЕНТ 1.Фирма: издержки производства и прибыль 2.Фирма: условия равновесия 1 Выручка (платежи от покупателя) Внешние издержки (платежи

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ» Дьякова О.В., Черкашина А.И. Ростовский государственный строительный

Санкт-Петербургский государственный технический университет Перечень Контрольных вопросов по дисциплине «Микроэкономика» Аксенова Т.Н. г.санкт-петербург 2002 год. АННОТАЦИЯ: Предлагается серия контрольных

Савенкова, Татьяна Ивановна. Логистика: учебное пособие / Т.И. Савенкова. Москва: Издательство «Омега-Л», 2006. 256 с.: ил., табл. (Библиотека высшей школы). ISBN 5-370-00005-0. В учебном пособии рассматриваются

Составление плана производства продукции Учебная дисциплина «Планирование в организации» Лектор Ятченко М.Д. Начинать план производства нужно с краткого пояснения того, где будут изготавливаться товары,

Иванов А.И., кандидат фил. наук, доцент кафедр торгового дела Пермского института (филиала) РЭУ имени Г.В. Плеханова Россия, г.пермь Лукашин М.С., старший преподаватель кафедры торгового дела Пермского

Цели и задачи складской логистики инновационно-сервисного типа Аткин О.Н. Московский государственный открытый университет им. В.С.Черномырдина Москва, Россия Goals and objectives of warehouse logistics

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

62 Е. Г. САРАНЦЕВА АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕГИОНА Ключевые слова: анализ безубыточности, маржинальный доход, постоянные затраты, переменные

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2016 2017 уч.г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 10 КЛАСС (РЕШЕНИЯ) Критерии оценивания заданий по олимпиаде Тест 1включает 5 вопросов типа «верно»/ «неверно». Тест оценивается

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Буданов Г.С. Научный руководитель к.э.н., доцент Слепнева Л.Д. Донецкий национальный

Желанные сети стратегическое планирование логистической деятельности предприятия Опыт развитых промышленных стран свидетельствует о том, что одним из инструментов в укреплении позиций на рынке является

1 Практическая работа 6 Планирование ценовой политики организации Цель работы: формирование практических умений и навыков планирования ценовой политики организации. В результате изучения темы студент должен:

Оптимизация как способ достижения превосходства логистических операций Наталья Панина, SAP SE, Директор Центра Экспертизы в области Природных ресурсов Ноябрь 2014 Текущая ситуация Планирование и оптимизация

Бояров Т.К. Теоретические аспекты исследования сущности себестоимости // IV я Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современности: взгляд молодых исследователей», 10-20 мая

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Предпринимательская деятельность локализуется на конкретных предприятиях, которые по своему организационно-правовому статусу являются субъектами предпринимательства.

Издержки производства и прибыль Лекция 11 1. Сущность и виды прибыли 2. Условия максимизации прибыли и минимизации издержек. 3. Концепция выявленной прибыльности. 1. Сущность и виды прибыли Прибыль это

Совершенная конкуренция 1. Понятие совершенной конкуренции и её характеристика. 2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. 3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Маркетинг» протокол 5 от 10.12.2015 г. Зав. кафедрой

Микроэкономика. Контрольная работа с решением Задача 1. Функция спроса фирмы имеет вид: Q d = 2200 4 p. Определите: а) ценовую эластичность спроса при цене 3; б) при какой цене эластичность спроса составит

Тема 5. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР КОНКУРЕНЦИЯ Конкуренция покупателей P D S Q Конкуренция продавцов P D S Q Типы конкуренции продавцов - ценовая - неценовая Характеристика основных типов рыночных структур

ОПТИМИЗАЦИЯ РЕШАЕМЫЕ БИЗНЕС ЗАДАЧИ Финансово-экономическое моделирование Анализ и прогнозирование спроса Оптимизация производственной программы Оптимизация логистических цепей Оптимизация плана работ по

Аннотации программ практик Учебная практика 1 Область применения программы Программа учебной практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности

10 КЛАСС МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ для учащихся 10 классов 18 февраля 2012 г. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Тест 1. Этот раздел состоит из 10 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых

УДК 339. 138: 658 Тришкина Н.И., кандидат экономических наук, доцент директор Хмельницкого торгово-экономического колледжа Киевского национального торгово-экономического университета Украина, г. Хмельницкий

Содержание 1 Требования ФГОС. стр. 1 2 Цель и задачи преддипломной практики стр. 2 3 Перечень формируемых компетенций стр. 3 4 Сроки преддипломной практики стр.5 5 Место проведения преддипломной практики

Экономика организаций Организация (предприятие) - основное звено рыночной экономики. Виды, организационно-правовые формы, особенности их функционирования. Организация (предприятие) как основное звено экономики,

Задания для регионального этапа XVII всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году 4 февраля 2012 г. РЕШЕБНИК Тесты Тест 1. Тест включает 5 вопросов типа «Верно/Неверно». «Цена»

Теория производства фирмы ирма (от итал. firma) это самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Различают следующие основные разновидности фирм: Ф Торговая

Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 1. Совершенствование управления работой коммерческого 2. Развитие материально-технической базы

1 Две точки зрения на запасы в организации Каким должен быть средний или нормативный уровень запаса, оптимальный уровень заказа, какого размера должен быть страховой запас? Эти и другие вопросы управления

ЛЕКЦИЯ 4. РЕШЕНИЯ ПО ПОВОДУ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА: СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 1. Конкуренция и типы рынка в экономическом анализе, значение конкуренции. 2. Совершенная конкуренция,

УДК 658.7(075.8) Бережная М.Д. студент магистратуры ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» Россия, г. Тольятти СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Задания для регионального этапа XVI всероссийской олимпиады школьников в 00/0 учебном году Тесты Тест. Тест включает 5 вопросов типа «Верно/Неверно». «Цена» каждого вопроса балл. Итого по тесту - 5 баллов.

Производство, издержки и прибыль Прибыль фирмы Фирма в экономической теории коммерческая организация, которая занимается производством и продажей экономических благ с целью получения максимально возможной

Тематика ВКР по направлению 38.03.06 «Торговое дело» Профиль подготовки «Логистика в торговой деятельности» 1. Анализ отечественного рынка подъемно-транспортного и технологического оборудования складов.

Г. Нижний Новгород Решения г. Городская олимпиада по экономике класс Ответы на вопросы тестов По 3 балла за правильный ответ на каждый вопрос теста а б в г Х Х 3 Х 4 Х 5 Х 6 Х 7 Х 8 Х 9 Х Х Решение теста

Филиппова Мария Владимировна студентка ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» г. Санкт-Петербург РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РФ: ПРОБЛЕМЫ

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экономике 2017/18 учебный год 10 11 класс Тест 1 1. Расходы государства на количественную субсидию тем ниже, чем эластичнее кривые спроса и предложения


Top