Выбираем объективы для зеркалок Canon. Есть и отрицательные стороны всех этих достоинств. Зачем нужны объективы

Выбор объектива - это непростая задача, которая рано или поздно встает перед каждым владельцем зеркальной фотокамеры. В ряде случаев объектив оказывает куда большее влияние на качество фотографий, чем сама камера. Многие зеркалки комплектуются штатными объективами (иногда их еще называют «китовыми», от английского слова «kit» - комплект). Эти объективы дают фотографу возможность попробовать свои силы в съемке на зеркалку, но, как правило, из-за своего несовершенства, не раскрывают всех возможностей камеры. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем каждому, кто впервые обзавелся зеркальной камерой, поснимать со штатным объективом хотя бы несколько месяцев, чтобы определить свой стиль съемки и затем принять правильное решение при покупке более дорогой оптики.

Но прежде, чем перейти к практическим советам по выбору той или иной модели, давайте разберемся с параметрами объективов и тем, на что эти параметры могут влиять при съемке.

Фокусное расстояние

Это одна из основных характеристик объектива, которая определяет насколько объектив «приближает» или «отдаляет» объект. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. В «пленочные» времена, когда большинство зеркалок имело формат кадра 24х36 мм, с фокусным расстоянием не возникало никаких проблем. Но сегодня на рынке присутствуют зеркалки с разными форматами кадра. Существуют как полнокадровые модели (24х36 мм), так и камеры с меньшим размером матрицы. Соотношение диагонали полного кадра и диагонали кадра камеры с уменьшенной матрицей называется кроп-фактором (от английского «crop» - обрезать, кадрировать). Такой термин появился неспроста. Объектив проецирует на матрицу «полнокадровое» изображение, но «кропнутые» камеры сохраняют лишь ту часть картинки, которая равна размеру матрицы. Все остальное на матрицу не помещается и, следовательно, обрезается. Это означает, что на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.

Все модели объективов можно условно разделить на сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровых камер сверхширокоугольными являются объективы с фокусным расстоянием от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм. От 24 до 35 мм - это обычные широкоугольные объективы. Стандартными (или нормальными) считаются объективы с фокусным расстоянием от 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние обеспечивает наиболее естественную для человеческого глаза перспективу. От 85 мм начинается умеренный теледиапазон. Объективы с фокусным расстоянием от 300 мм - это мощные телевики.

Для удобства оценки того, какой угол обзора будет обеспечивать объектив на камере с уменьшенным (относительно полного кадра) размером матрицы, используется кроп-фактор. Для любительских зеркалок Canon кроп-фактор составляет 1,6; для любительских зеркалок Nikon, Sony, Pentax и Samsung - 1,5; для камер Olympus и Panasonic - 2. Умножив реальное значение фокусного расстояния объектива на этот коэффициент, можно получить так называемое эквивалентное фокусное расстояние. Например, при полном кадре объектив 35 мм является широкоугольным, но на камере с матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1,5) он становится стандартным объективом, поскольку обеспечивает угол обзора, эквивалентный объективу 52,5 мм, установленному на полнокадровую камеру.

Подобный подход к оценке фокусного расстояния, безусловно, несовершенен. Но он позволяет сравнить углы обзора объективов при разных форматах кадра и привести эту информацию к единому стандарту. Завершая рассказ о фокусном расстоянии, хотим напомнить, что на объективах, предназначенных для зеркальных камер, всегда указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние.

Светосила объектива

Светосилой объектива принято называть величину, характеризующую освещенность матрицы или пленки. Светосила в основном определяется максимальным размером относительного отверстия объектива. Например, если объектив имеет маркировку 50/1,4, то его максимальное относительное отверстие равно f/1,4. Чем меньше число в знаменателе, тем выше светосила, и тем больше света такой объектив позволяет пропустить к матрице. А если так, то и съемку можно вести на более коротких выдержках. Кроме того, чем выше светосила, тем меньшую глубину резкости способен обеспечить объектив, и тем сильнее он сможет размыть изображение, находящееся не в фокусе.

Как правило, светосильные объективы стоят намного дороже своих менее светосильных собратьев. Объясняется это просто: они выше классом, а значит, обеспечивают более высокую резкость изображения, меньший уровень аберраций и зачастую имеют более удачный конструктив.

Стабилизатор изображения

Стабилизация изображения - это технология, механически компенсирующая угловые движения камеры, для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках. На сегодняшний день стабилизация изображения в фотоаппаратах осуществляется двумя способами: компенсирующим смещением матрицы или специальной линзы в объективе. В первом случае стабилизация обеспечивается при использовании практически любого объектива. Такой тип стабилизации применяют Sony , Pentax и Olympus , благодаря чему объективы этих производителей не нуждаются во встроенных стабилизаторах. Все остальные компании выпускают, помимо обычных, еще и стабилизированные объективы, оснащенные механизмом смещения корректирующей линзы. Такие объективы стоят дороже нестабилизированных, но, по мнению многих фотографов, обеспечивают более эффективную стабилизацию, чем камеры со встроенным стабилизатором.

Если вы пользуетесь камерой Canon , Nikon или Panasonic , то при покупке очередного объектива следует решить: покупать более дешевый нестабилизированный или более дорогой, но оснащенный стабилизатором. Если вы снимаете неподвижные объекты в условиях плохой освещенности, стабилизатор позволит значительно увеличить выдержку без смаза изображения. К сожалению, по техническим причинам, не все типы объективов могут быть оснащены встроенным стабилизатором.

Конструктивные особенности объективов

Здесь мы хотели бы упомянуть несколько конструктивных особенностей, которые, так или иначе, влияют на съемочный процесс. Во-первых, разные объективы имеют разные приводы автофокуса. Все современные объективы Canon обладают встроенным мотором для автофокусировки. Объективы Nikon , Sony и Pentax могут оснащаться как встроенным мотором автофокуса, так и приводом типа «отвертка», который позволяет задействовать для фокусировки расположенный в камере мотор. Однако следует помнить, что, например, не все камеры Nikon имеют такой мотор, поэтому с такими моделями «отверточные» объективы функцию автофокуса теряют.

Привод автофокуса типа "отвертка"

Встраиваемые в объективы моторы также различаются между собой. Самые быстрые и тихие из них - ультразвуковые кольцевые моторы (разные производители могут маркировать их по-разному, например, USM, SSM, SWВ, SDM). Они применяются в наиболее дорогих объективах и обеспечивают практически беззвучную и очень быструю фокусировку. В бюджетные модели встраивают моторы других типов, причем они могут и не давать никакого выигрыша перед «старым» отверточным приводом автофокуса.

Некоторые бюджетные объективы устроены таким образом, что во время фокусировки перемещается и вращается вся передняя группа линз. Это может вызвать неудобства, если вы планируете использовать поляризационные или градиентные фильтры. Во время фокусировки их положение относительно горизонта будет сбиваться из-за вращения фильтра вместе с передней линзой. В более дорогих объективах передняя группа линз не вращается.

Объективы сторонних производителей

Конечно же, каждый производитель фототехники хочет, чтобы с его фотокамерами использовались только его объективы. Кроме того, у каждого производителя есть фирменное крепление для оптики - байонет. Исключение составляет лишь открытый стандарт 4/3, который сегодня используют Olympus и Panasonic . Наряду с основными производителями, есть и несколько фирм, создающих оптику под разные байонеты. Например, Sigma , Tamron и Tokina. Обычно объективы этих производителей отличаются более низкой стоимостью. Если же говорить о качестве их продукции, то лучше рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку в линейках сторонних производителей есть как откровенно «слабые» (но и более дешевые, чем фирменные) модели, так и совершенно уникальные объективы, не имеющие аналогов у крупных фотобрендов. Несмотря на то, что миллионы фотографов используют оптику сторонних производителей, нельзя забывать, что изготовитель камеры всегда гарантирует совместимость лишь с собственными аксессуарами.

Итак, мы разобрались с основными характеристиками объективов, и теперь пора перейти к практическим советам по выбору объектива для различных условий съемки. В каждом пункте этого раздела мы будем приводить в пример несколько конкретных моделей, которые нам хотелось бы рекомендовать. Однако не стоит думать, что мы предлагаем единственно верное решение: существует масса других моделей, из которых вы можете выбрать наиболее подходящую самостоятельно.

Выбор объектива для зеркальной или гибридной фотокамеры – дело непростое, особенно для новичков. Сразу столько информации, столько разных нюансов, которые нужно учесть! С чего же начать? Как научиться «читать» технические характеристики объективов и с их помощью понимать, подходит ли он для вашего фотоаппарата или ваших задач? Обо всем этом – в цикле статей, посвященных объективам для фотокамер. А начнем мы его с обсуждения самых основ – важнейших характеристик фотографической оптики и их влияния на получаемые снимки.

Зачем мне еще один объектив? У меня уже есть китовый!

Интересно, что по данным статистики, среди пользователей зеркальных фотоаппаратов лишь единицы приобретают и активно используют более одного объектива. Большинство фотолюбителей, перейдя на зеркальные либо гибридные камеры, пользуются комплектным («китовым», от англ. kit, комплект) объективом – часто довольно посредственным по конструкции, «мыльным» в плане резкости и «темным» в смысле светосилы, а также с медленным автофокусом. И даже не догадываются, насколько лучше могут стать их работы при удачном выборе качественной оптики! Тем самым, по сути, зеркальная камера из инструмента с большим творческим потенциалом превращается в дорогую и очень громоздкую «мыльницу» – а ведь покупается она, как правило, именно с целью улучшить качество и поднять уровень своих снимков.

Когда богатство выбора не радует

Но начинающих пользователей зеркальных камер тоже можно понять. Они ведь только-только решили сложнейшую задачу выбора первой камеры, все еще путают диафрагму с выдержкой, вздрагивают при словах «светочувствительность» и «баланс белого», а уж непостижимые оптические термины «трансфокация», «хроматизм», «виньетирование» – а то и, чего доброго, «MTF», «полевые характеристики», «низкодисперсное стекло» и «тилт-шифт» – способны отпугнуть от задачи выбора следующего объектива даже самых любознательных. Вот и снимают годами с помощью единственного «китового стекла», периодически удивляясь, почему их работы довольно далеки от снимков опытных фотографов и мастеров.

Конечно, приобретение нового объектива вряд ли сразу же сделает вас профи. В конце-концов, прославленные фото-минималисты, такие как Анри Картье-Брессон, известны тем, что все свои лучшие кадры сняли с помощью единственного «штатного» объектива Leica 50 мм. Но это позволит вам не только по-другому взглянуть на мир сквозь видоискатель камеры, но и снимать сюжеты, ранее попросту недоступные для вашего фотоаппарата.

Однако дело это, как уже было сказано, непростое. Таблица технических характеристик для современных объективов может содержать десятки строк со сложными техническими терминами. Но среди них есть два важнейших, без понимания которых выбор и использование объектива попросту невозможны. Этофокусное расстояние и светосила.

«Ширики» и «телеки»

Фокусное расстояние объектива определяет его поле зрения – по сути, угловые размеры пространства, которое можно передать на снимке с его помощью. Различают широкоугольные (wide-angle, «ширики» и т.д.), нормальные (стандартные, «штатные») и длиннофокусные (телефото, «телевики», telephoto) объективы. Уже из самих названий легко понять, что есть что – широкоугольные объективы позволяют запечатлеть на снимке большой участок пространства, телефото – по аналогии с телескопами – рассчитаны на съемку отдаленных объектов и хорошо приближают. Ну, а нормальные объективы передают пространство и перспективу примерно так же, как их воспринимают глаза человека.

Таким образом, если иногда бывает, что вы хотите сфотографировать архитектурную достопримечательность либо впечатляющий пейзаж, и с сожалением видите в видоискателе, что он не помещается в кадре целиком даже при максимальном отдалении зума – значит, вам нужен более широкоугольный объектив. Если же объект вашей съемки на фото получается слишком мелким, а при попытке подойти поближе улетает либо убегает прочь – самое время задуматься над приобретением «телевика».

Фокусное расстояние объектива обозначается в миллиметрах и чаще всего указывается для так называемого «35-миллиметрового эквивалента». Звучит сложно, однако запомнить намного легче: широкоугольные объективы обладают эквивалентным фокусным расстоянием до 36 мм, нормальные – 36-70 мм, телефото – от 70 мм и более. Современные линейки объективов в арсеналах их производителей очень обширны, и среди них можно встретить как сверхширокоугольные объективы 8-14 мм типа «рыбий глаз» (снимая которыми, приходится бдительно следить за тем, чтобы в кадр не попали ваши собственные ноги), так и супертелефото 300-1000 мм, весьма напоминающие телескопы не только своим названием, но и внешним видом:

Откуда берется «кроп-фактор» ?

Когда фотографы снимали на 35-миллиметровую пленку, цифры фокусного расстояния на объективах были понятными и недвусмысленными, и потому запомнить, чему соответствует то или иное поле зрения в видоискателе, было просто. Но жизнь наша значительно усложнилась с появлением цифрового фото – в отличие от стандартной фотопленки, здесь существует множество вариаций на тему размера матрицы фотоаппарата.

Полнокадровые матрицы размером 35×24 мм (т.е. с пленочный кадр) дают очень качественную картинку и сохраняют задуманный производителем угол зрения для всех устанавливаемых на них 35-миллиметровых объективов. Однако и стоят при этом баснословных денег. Потому среди фотографов при разговоре о камерах слово «фулл-фрейм» произносится с неким придыханием и особой интонацией, подразумевая как иной уровень качества, так и иной уровень цен.

В большинстве зеркальных и гибридных камер для фотолюбителей установлены матрицы формата APS-C, или же полукадровые. Очевидно, что меньший размер сенсора при прочих равных сужает поле зрения через один и тот же объектив, что приводит к появлению понятия кроп-фактора, называемого такжекоэффициентом умножения фокусного расстояния. Для APS-C зеркалок Canon он составляет 1,62х, а для аналогичных Nikon – 1,52x. У камер системы Four Thirds (Olympus, Panasonic) матрицы еще меньше, соответственно, кроп-фактор еще больше – 2,0х. В результате один и тот же объектив в сочетании с матрицами разного размера будет давать различные углы зрения:

Говоря о фокусном расстоянии объектива в терминах «широкоугольный» и «телевик», стоит всегда уточнять, на какой камере он установлен. К примеру, старый советский объектив «Гелиос-44» с ФР 50 мм благодаря резьбовому креплению М42 можно использовать и на пленочном «Зените», и на полнокадровой цифровой камере (скажем, Canon EOS 5D Mark II через переходник). При этом он сохранит один и тот же угол зрения. Но можно его поставить и на APS-C зеркалки Canon EOS 600D либо Pentax K-5 – в этом случае полученный угол зрения будет эквивалентен уже порядка 75 мм, и объектив из разряда нормальных перейдет в «легкое телефото». Если же «прикрутить» его к Olympus E-PL2 либо Panasonic Lumix DMC-G3, то указанное на объективе фокусное уже надо умножать на 2, и из 50-миллиметрового «штатника» он превратится в самый что ни на есть «телевик-портетник» с углом зрения, эквивалентным ФР 100 мм на полном кадре.

Поэтому каждому владельцу зеркалки при выборе объектива стоит держать в уме кроп-фактор своей камеры, и ориентироваться на исторически принятый 35-миллиметровый эквивалент, умножая на него ФР рассматриваемого объектива.

«Портретные» объективы: фокусное расстояние и перспектива

Небольшое лирическое отступление. Важное правило, которое должен усвоить каждый фотограф, звучит так: фокусное расстояние объектива определяет только его поле зрения. Которое, в свою очередь, никак не влияет на передачу на фотографии перспективы. Характер перспективы, то есть соотношения размеров между объектами на снимке, определяется только расстоянием от фотоаппарата до них, но никак не величиной ФР объектива.


Чтобы снять один и тот же объект в равном масштабе на широкоугольный объектив, фотограф вынужден подойти к нему ближе. Но при этом изменится и характер передачи перспективы.
(Фото: http://berniesumption.com)

Поэтому не верьте, когда вам говорят, что «широкоугольным объективом нельзя снимать портреты из-за искажений». Искажения, о которых идет речь, возникают не из-за широкого угла зрения, а из-за того, что фотограф, стараясь взять крупный план, подошел к своей модели слишком близко. На деле же «снимать портреты шириком» очень даже можно – нужно только отойти подальше и включить в композицию туловище, а иногда и ноги модели.

А вот фотографировать лица людей с расстояния ближе 2 метров (а лучше 3-5), действительно, обычно не стоит. Пропорции лица при этом искажаются, нос и щеки становятся больше, уши – меньше, и выглядит это обычно гротескно и малопривлекательно.


На снимке слева ошибка не в том, что выбран широкоугольный объектив, а в том, что взят слишком крупный план с близкого расстояния. На снимке справа ошибка исправлена – фотограф отошел от модели, но из-за того вынужден использовать более длиннофокусный объектив. (Фото: http://www.flickr.com/photos/crazytallblond/1196701508/)

И еще одна ремарка. Фокусное расстояние (focal distance) новички иногда путают с минимальной дистанцией фокусировки (МДФ, MDF, minimum focusing distance ). Несмотря на некоторую схожесть в русскоязычных терминах, эти две величины никак не связаны между собой. ФР определяет угол зрения, а МДФ – насколько предельно близко может находиться объект к фотоаппарату, чтобы получиться резко на снимке.


Многие фотографы используют широкоугольные объективы и их особенности для портретов – но не классических, а креативных, нестандартных.
(Фото: http://leggnet.com)

«Зумы» и «фиксы»

Фокусное расстояние объектива определяется его конструкцией, и потому в древности у всех объективов ФР было фиксированным (отсюда жаргонизм «фикс»). Тогда считалось, что для получения максимального качества картинки оптическая формула объектива (т.е. количество, форма и взаимное размещение линз, из которых он состоит) для широкоугольных, нормальных, телефото и прочих типов объективов должна быть различной. По мере накопления опыта и совершенствования оптических технологий стало понятно, что иногда можно слегка пожертвовать качеством в угоду удобству – которое обеспечивается переменнымфокусным расстоянием. По-русски официально это называется трансфокация, «в народе» же укоренилась калька с английского – «зум» (zoom).


На зум-объективе два кольца: трансфокации и фокусировки.
Маркировка указывает пределы изменения фокусного расстояния
и светосилу объектива в широкогоугольной позиции и в положении телефото

Диапазон зумирования (трансфокации) указывают как пару из минимального и максимального ФР (например, 18-55 мм), либо как кратность (скажем, 24х). В последнем случае понять, какие конкретно минимальное и максимальное фокусные расстояния присущи этому объективу, из одной только цифры «24х» невозможно, так как это может быть и 10-240 мм, и 20-480 мм и т.д.

Для множества фотозадач возможность оперативно изменить фокусное расстояние без смены объектива оказалась настолько ценной, что за последние 30 лет зум-объективы сильно потеснили «фиксы». И большинство фотографов скорее откажется от возможности ручной фокусировки, чем от рычажка зума на камере либо кольца на объективе. Надо полагать, не последнюю роль здесь сыграла и банальная человеческая лень, ведь «приблизить» либо «отдалить» картинку, не сходя с места, чаще всего намного легче, чем подойти либо отойти от объекта съемки. О том же, что изменение фокусного расстояния сказывается не только на размерах картинки в видоискателе, но и на передаче перспективы (из-за разного расстояния от камеры до объекта), задумываются лишь очень немногие. Дошло до того, что в искажениях пропорций лица и частей тела людей на фото при съемке с близкого расстояния на «широкий угол» неопытные фотографы обвиняют… «искажения китового зума», пребывая в полной уверенности, что в дорогих зум-объективах этого эффекта нет. Хотя для того, чтобы понять причины этого явления, любому человеку достаточно воспользоваться свои врожденным «объективом», внимательно присмотревшись и собственными глазами убедившись в зависимости передачи перспективы и пропорций от расстояния до объекта, на который смотришь.


На «фиксах» только одно кольцо – фокусировочное.
Маркировка такого объектива прямо указывает на
постоянное фокусное расстояние и светосилу

У объективов с фиксированным ФР, в просторечье «фиксов» (англ. prime lens), все же остались перед зумами весомые преимущества. Во-первых, их конструкция проще, поэтому сами объективы обычно меньше, легче и стоят дешевле, чем зумы в том же диапазоне. Во-вторых, оптическая формула «фикса» специально оптимизирована для получения наилучшего качества передачи картинки на данном ФР, а не является компромиссом, как у зумов. Поэтому если вы хотите получать снимки с наилучшим разрешением и практически без искажений, имеет смысл предпочесть «фикс». Наконец, в объективах с фиксированным ФР намного проще получить столь желанную характеристику, как высокая светосила объектива, о чем подробнее ниже.

Cветосила и диафрагма

Фотографию не зря называют светописью – без света она невозможна. В фотографии также крайне редко случается так, чтобы света было слишком много – обычно его всегда недостаточно, что заставляет нас пользоваться вспышками, штативами и системами стабилизации изображения, поднимать светочувствительность матрицы либо удлинять выдержки, и надеяться, что фото не утонет в шумах и не смажется от движения камеры либо объекта в кадре.

Максимальное количество света, которое объектив способен передать на матрицу, собственно и называется светосилой. Обозначается она так называемым диафрагменным числом, записываемым после букв «f/» либо «F», например, «F2.0» или «f/16». Чем меньше это число, тем выше светосила – кажется нелогичным, но так уж заведено, и объектив с f/2.0 пропускает больше света, чем объектив с f/8. При этом «f/8» и «F8» – просто разные формы записи одной и той же величины. Еще один синоним светосилы и диафрагменного числа – относительное отверстие. Все три термина обозначают одно и то же – насколько «светлым» либо «темным» является рассматриваемый объектив, как много света он может пропустить на матрицу.


С помощью диафрагмы можно уменьшать количество света, поступающего на матрицу.
Но увеличить его сверх максимального, определяемого светосилой объектива, не получится.

Очевидно, что высокая светосила объектива является очень желанной для всех фотографов. Ведь уменьшить количество света, попадающего на матрицу, всегда можно с помощью диафрагмы – т.е., по сути, временно снижая светосилу объектива, искусственно преградив путь свету. А вот увеличить ее сверх максимальной, заданной конструкцией, увы, уже не получится.

Размываем фон: от чего зависит глубина резкости

Кроме возможности снимать в полутьме без риска смаза, на более коротких выдержках (либо без шумов, на сниженной чувствительности ISO), светосила (максимальная диафрагма) объектива влияет еще на один важный параметр – глубину резкости. Чем выше светосила объектива, тем у?же может быть на фото зона резко изображаемого пространства. Это позволяет визуально отделить объект съемки от заднего плана –«размыть фон».А когда глубину резкости на фото нужно, наоборот, увеличить – всегда можно прикрыть диафрагму.



Вверху: снимок сделан при открытой диафрагме f/1.4.
Внизу: тот же снимок при закрытой диафрагме f/16.

По прошествии некоторого времени после приобретения фотокамеры стандартный объектив начинает надоедать и хочется чего-нибудь нового. Всегда кажется, что другие объективы позволили бы снимать намного более качественные фото, и тогда начинаются поиски кандидата на звание нового, любимого объектива. Зайдя на любой сайт, занимающийся продажей объективов, можно увидеть, что цены на них начинаются от нескольких тысяч рублей и доходят до нескольких тысяч долларов. Конечно же, вы начинаете искать причину такой разбежки в ценах.

В фототехнике существует не писаный закон: «чем дороже - тем лучше».

Однако и тут бывают исключения. Дело в том, что самые дорогие объективы созданы для решения каких либо определенных, специфических задач, к примеру, съемка спортивных соревнований.

Естественно платить за такой объектив огромные деньги нет ни малейшего смысла, тем более что он будет использоваться для обычной съемки, а вес такой штуки не мал. Если говорить короче, не стоит гнаться за самым дорогим устройством. Тем более, что разницы от использования специализированого объектива и обычного полтинника не будет практически ни какой. Стоит заметить, что цены на объективы 50мм довольно не высоки и начинаются от 4-х тысяч рублей.


Так всё-таки, за какие характеристики мы платим деньги и какими свойствами должен обладать современный объектив? Конечно же, дорогой объектив, прежде всего, должен обладать отличными оптическими качествами.

Разрешение объектива

Самое первое, на что стоит обратить внимание - это разрешение. Естественно каждый фотограф желает, чтобы его снимки получались с хорошей резкостью. Понятие резкость является относительным, Логика подсказывает, что чем больше на фотографии деталей - тем больше резкость, однако человеческий глаз воспринимает резкость иначе. Для глаза, чем выше контраст, тем фото кажется чётче. Получается, что если на фотографии не много деталей, но граница между ними четкая и контрастная, глаз воспринимает такое фото как резкое. На основе этого правила работает фильтр Фотошопа Unsharp Mask. Он повышает контраст, делая границы деталей более насыщенными, и это воспринимается глазом ни как иначе, как повышение резкости. Чтобы в дальнейшем избежать путаницы в понятиях обусловимся резкость объектива называть проработкой деталей. Это понимание резкости особенно подходит для портретной фотографии. Ведь в ней очень важно большое количество деталей, чтобы при этом граница между ними была плавной и мягкой. Объектив, обладающий такими особенностями, позволит создавать портреты, которые будут выглядеть восхитительно даже без обработки. Макросъемка же наоборот требует от объектива как можно большего значения локального контраста. Если же таким объективом сфотографировать портрет, тогда обработка кожи неминуема, и она доставит немало хлопот.

Светосила

Кроме хорошего разрешения оптика обязана обладать достаточной светосилой. Совершенно ясно, что чем большая у объектива светосила, тем в более темных помещениях можно будет снимать без штатива и вспышки. Можно сказать, что светосила приблизительно равняется отношению диаметра объектива к его фокусному расстоянию. В итоге мы получаем формулу k = f/d. Чем меньше расчетное значение - тем лучше. На самих объективах обычно указывается светосила и фокусное расстояние. Выходит, что надпись 50/1,4 - это 50мм - фокусное расстояние, и 1,4 - светосила. Zoom-объективы имеют несколько другую маркировку. Надпись 18-55/3,5-5,6 означает, что фокусное расстояние объектива изменяется в диапазоне от 18 до 55 мм, а светосила от 3,5 до 5,6 соответственно. Объективы с такой слабой светосилой обычно называют «тёмными». При этом профессиональные зум-объективы имеют светосилу 2,8, а оптика с фиксированным фокусным расстоянием (не зум) - 1,4 или 1,2. Существуют модели объективов со светосилой меньше единицы, но такие устройства стоят очень дорого.

Хроматические аберрации

Дешевым объективам свойственно это неприятное явление. Хроматические аберрации присутствуют у любого объектива, но в дешевых моделях они выражены наиболее сильно. Это явление возникает из-за преломления света различной длины волны и проявляет себя в виде разноцветных контуров на предмете съемки. Существует два способа борьбы с хроматическими аберрациями. Первый - это приобрести новый объектив, а второй - фотографировать в формате RAW и убирать нежелательный эффект при конвертировании в jpg.

Виньетирование

Еще одно проявление низкого качества объектива - виньетирование. Это переход от нормального цвета к более темному по краям снимка. Особых неприятностей данный эффект не доставляет, однако при сшивании панорамных снимков в ручном режиме могут возникнуть трудности. Вот как выглядит виньетирование на примере серого кадра:


Дисторсия

Дисторсия - это искривление прямых линий у края снимка. Более всего дисторсия проявляется на широких углах - чем угол шире, тем искажения больше. Если зум слегка подкрутить, дисторсия исчезнет. Для борьбы с этим явлением существует несколько способов:
  1. 1. при съемке отходить немного дальше от объекта и пользоваться зумом. 2. убирать дисторсию программным способом 3. использование более дорогих объективов 4. использование объектива с большей шириной угла

Первый способ вполне понятен. Меньший угол зрения дает меньшие искажения. С обработкой же могут возникнуть трудности. Если на вашем снимке изображены только далекие предметы, тогда спокойно можно пользоваться плагинами для фотошопа. Можно использовать PTLens или рав-конвертер DxO Optics. Однако если на вашем снимке присутствуют как близкие, так и далекие объекты, может возникнуть затруднение в корректировке. Дело в том, что объекты, находящиеся на различном расстоянии от объектива искажаются по-разному. Приобретение более качественного и дорогого объектива не позволит полностью решить проблему. Конечно, дисторсия уменьшится, но не значительно. Единственный действенный способ избавиться от дисторсии - это использование сверхширокоугольного объектива по типу Sigma AF 10-20mm f/4-5.6. На 10 мм дисторсия еще будет заметна, однако на 14 мм её практически будет невозможно разглядеть.

Однако существуют сверхширокоугольные объективы, которые намерено сделаны таким образом, чтобы не устранять дисторсию. Эта оптика называется Fish eye (рыбий глаз). Снимки, сделанные с использованием такого объектива очень необычны. На этом можно закончить описание технических характеристик объективов, но существует еще две оптические характеристики. Их невозможно измерить, однако их стоит описать.

Рисунок и боке

Что же такое рисунок объектива и боке? Это субъективные понятия. Как говорилось выше, их нельзя измерить. Рисунком объектива называется индивидуальная передача того, как объектив может передавать детали. Хороший объектив делает мягкие, пластичные снимки с качественной но не грубой передачей деталей. Боке - это участок зоны нерезкости и то, как он выглядит. Каждый объектив по-разному передаёт боке. Одни создают грубый, механический рисунок с двоящимися объектами, находящимися в зоне нерезкости, а вторые делают размытие мягким и приятным, не отвлекающим от объекта съемки. Боке - это также то, как именно объектив размывает все блики и источники света, которые попали в кадр. Если говорить проще, то рисунку и боке можно дать характеристику как нравится и не нравится, но ни как не плохо и хорошо. Производители объективов в погоне за технологическим совершенством ни как не продвинулись в технологии рисунка и боке. В этом можно найти положительную сторону. За достаточно скромную сумму денег можно купить недорогой объектив с шикарным рисунком и боке и радоваться экономии и качеству снимков. Но это только если остальные параметры объектива вас не волнуют.

На этом закончим обсуждение технических характеристик объективов и сделаем небольшой вывод. За небольшие деньги купить оптику с отличными характеристиками и простой конструкцией невозможно. Дело в том, что при повышении разрешения объектива теряется рисунок и боке, при увеличении светосилы появляются хроматические аберрации и уменьшается контраст.

Конструктив

Кроме оптических характеристик большое влияние на цену оказывает конструктив. В идеальном объективе должно быть минимальное количество подвижных частей снаружи, пыле и влагозащищенность, тихий автофокус, а его корпус должен быть изготовлен из металла и качественного, прочного пластика. Это всё сделает его надежным и удобным в эксплуатации. Наличие всех вышеперечисленных качеств отличает дорогие объективы от дешевых.

Фирма


В народе ходит легенда о том, что Canon намеренно увеличивает цену своих объективов с красным кольцом на $200-300. И это только за само красное кольцо. На самом деле это не совсем так, точнее цена увеличивается не за кольцо. Само кольцо является знаком качества. В этом случае мы платим за бренд и за то качество продукции, которое он нам предлагает. Такой объектив предназначен не только для поднятия вашего статуса в среде фотографов. Дело в том, что производители качественной оптики уверены в своей продукции и как правило они дают гарантию минимум на два года, в отличии от сторонних производителей, которые гарантируют исправность объектива максимум в течении года. Поэтому покупая объективы фирм Nikon или Canon, мы получаем устройство, которое может эксплуатироваться в достаточно агрессивных условиях при гарантии сохранности работоспособности. Вот как выглядят талоны гарантии от Canon:

Выходит что покупая дорогой объектив, мы платим за его оптические характеристики, качество сборки, материалов, конструктив и за бренд. Именно бренд является гарантией качества товара и наличия гарантийных мастерских. Да имя производителя и сервис действительно придется переплатить немалые деньги. Конечно если вы всё же купили объектив «made in Japan», то стоит подготовиться к дополнительным тратам на различные крышки, защитные приспособления и прочие аксессуары. Конечно же, можно найти аналоги, производимые в Китае за треть стоимости оригиналов, но давайте разберемся в этом подробнее. Возьмем, к примеру, фирменную бленду от Canon. Она предохраняет объектив не только от солнечных бликов, но также защищает устройство от оседания пыли в районе оптических элементов и смягчает лобовые столкновения с объектами. Обеспечит ли Китайская бленда такой уровень защиты? Возможно, но уверенности в этом нет. Стоит ли рисковать дорогим объективом из-за разницы в цене на аксессуары всего в пару сотен рублей? Скорее всего, не стоит. Что можно еще добавить? Хорошая зеркалка до поломки затвора при интенсивной работ прослужит два или три года. Потом её можно отремонтировать и она поработает еще немного. Потом выйдет новая модель и через три года поломается и она, а хороший объектив переживет и первую камеру и вторую. Кроме того, качественный объектив никогда не устареет. Через годы он, как и прежде будет выполнять свои функции.

На основе материалов с сайта:

Объективы классифицируют по оптической схеме, по оптическим характеристикам, по назначению. По оптической схеме (в зависимости от количества линз и компонентов, последовательности их расположения, формы поверхности) объективы разделяются на линзовые, зеркальные, симметричные, асимметричные и др.; по оптическим характеристикам (в зависимости от фокусного расстояния, относительного отверстия, угла поля изображения и др.) – на «рыбий глаз», сверхширокоугольный, широкоугольный, нормальный, длиннофокусный, сверхдлиннофокусный, с переменным фокусным расстоянием; по назначению – на макросъёмочный, мягкорисующий, гидросъёмочный, портретный, репродукционный. Полный набор съёмочных объективов с принадлежностями (адаптеры, переходные кольца, бленды, защитные крышки) придаёт системе фотоаппарата универсальность, позволяет получить требуемый масштаб изображения предмета съёмки, расположенного на разных дистанциях.

Нормальный объектив

Нормальный объектив используется для большинства видов съёмки, имеет фокусное расстояние, близкое к размеру диагонали кадра (угол поля зрения 40–50°), широкоугольный – меньше, длиннофокусный – больше.

Широкоугольный объектив применяется при фотографировании интерьеров, архитектурных ансамблей и других видов съёмки в условиях ограниченного пространства.Сверхширокоугольный объектив характеризуется углом поля зрения, равным 83° и более, объектив типа «рыбий глаз» – 180° и более.

У объектива «рыбий глаз» впереди положительного компонента размещается отрицательная линза, причём расстояние между ними должно быть достаточно большим (угол 180° получается за счёт придания указанной линзе менискообразной формы, вогнутой поверхностью направленной к объективу). Отличительной особенностью такого объектива является наличие бочковидной дисторсии: в зависимости от угла расположения предмета съёмки относительно оптической оси объектива масштаб его изображения изменяется.

Длиннофокусный объектив характеризуется углом поля зрения 39° и менее,сверхдлиннофокусный – 9° и менее. Длиннофокусные объективы применяются для съёмки удалённых предметов; разделяются на собственно длиннофокусные и телеобъективы, т. е. объективы, у которых расстояние от первой преломляющей поверхности до задней фокальной плоскости меньше фокусного расстояния. Отдельную группу телеобъективов составляют зеркальные объективы, у которых вместо преломляющей поверхности используется зеркальная отражающая (не менее 2).

Диапазон фокусных расстояний объективов, используемых с малоформатным фотоаппаратом, составляет 6–2000 мм (угол поля зрения – 200–1°), в любительской практике – 28–200 мм.

Зеркальный объектив

У зеркального объектива оптическая система включает не менее двух отражающих поверхностей и имеет конструктивную длину значительно меньше фокусного расстояния. Он относится к длиннофокусным (f = 300–2000 мм: n = 5,5–11, чаще n = 8) и предназначен для фотографирования удалённых объектов. Зеркальные оптической системы подразделяются на чисто зеркальные, или катооптрические, и системы, включающие преломляющие поверхности, или катодиоптрические (от греч. «катооптрон» – зеркало, «диоптрон» – линза). Ход лучей, приведённый на рис. 2, показывает, что в зеркальном объективе использование традиционной ирисовой диафрагмы не представляется возможным. Для регулирования светового потока применяются нейтральные светофильтры разной плотности. Фокусировка объектива производится перемещением переднего мениска.

Объектив с переменным фокусным расстоянием (ОПФ)

Данный вид объектива имеет ряд функциональных преимуществ: возможность использования одного объектива вместо нескольких; получения различного масштаба изображения при съёмке с одной и той же точки; рационального построения кадра, что особенно важно при работе с цветной обращаемой плёнкой, когда возможности кадрирования диапозитива ограничены; получения специальных эффектов при многократной съёмке на один кадр. Оптические системы переменного увеличения разделяются на устройства с дискретным и непрерывным изменением увеличения. Последние, называемые панкратическими, подразделяются на вариообъективы и трансфокаторы. У вариообъектива изменение фокусного расстояния осуществляется посредством непрерывного перемещения одного или ряда компонентов вдоль оптической оси. Трансфокатор представляет собой систему, состоящую из афокальной панкратической насадки с переменным угловым увеличением и объектива с постоянным фокусным расстоянием. ОПФ обеспечивают: непрерывное изменение фокусного расстояния; сохранение заданного максимально допустимого смещения плоскости изображения во всём диапазоне изменения фокусных расстояний; постоянное значение относительного отверстия; соответствие линейному закону движения компонентов; сравнительно высокое качество изображения. По методу сохранения положения плоскости изображения при изменении фокусного расстояния ОПФ подразделяются на объективы с оптической (в случае линейного перемещения компонентов, осуществляемого посредством винтовой направляющей) и механической (нелинейного перемещения с помощью одного или двух кулачковых механизмов) компенсацией. На рис. 3 представлены оптико-кинематические схемы, направление перемещения компонентов ряда объективов для малоформатных фотоаппаратов. Направление перемещения компонентов приведено для случая изменения фокусного расстояния от f мин до f макс. Некоторые объективы выпускают с переменным относительным отверстием, что применимо для автоматизированных зеркальных фотоаппаратов, измерение света производится за объективом. У ОПФ учтена проблема обеспечения достаточной освещённости на краю изображения при съёмке с близкого расстояния: минимальная дистанция съёмки по абсолютной величине больше, чем соответствующая дистанция у объективов, имеющих постоянное фокусное расстояние.

Съёмочные объективы, как правило, рассчитывают для работы либо на бесконечности, либо на конечном расстоянии. При съёмке с меньших расстояний, особенно менее 10 f, качество изображения существенно ухудшается. Объективы, специально корригированные для съёмки с конечного короткого расстояния, называются макросъёмочными. Они позволяют получать изображение предмета съёмки в масштабе 1:1. Обычно применяются макросъёмочные объективы, дающие масштаб изображения 1:2, что объясняется необходимостью значительного выдвижения объектива, при большем масштабе изображения; для получения масштаба 1:1 используют дополнительное промежуточное кольцо, либо оптический макроадаптер. Отдельные макросъёмочные объективы имеют одну, а иногда две шкалы увеличения, одна из которых реализуется в случае применения промежуточного кольца определённой высоты; на некоторых объективах нанесены значения экспозиционного фактора, изменяющегося в зависимости от дистанции съёмки; объективы, используемые с фокусирующим мехом, могут иметь только шкалу диафрагменных чисел, причём для получения большей глубины резко изображаемого пространства имеются значения 32 и даже 45. Известны макросъёмочные объективы с фиксацией на сфокусированном положении.

При выполнении некоторых видов фотосъёмки, например портретной, требуется формирование изображения, в котором контраст снижен для получения плавных переходов по контурам, что достигается использованием мягкорисующего съёмочного объектива. Известны два типа этого объектива: у одного меньшая резкость обеспечивается только при максимальном относительном отверстии, для второго характерен контроль резкости при любом значении диафрагмы. Снижение контраста изображения достигается за счёт недостаточной коррекции аберраций, т. е. умышленного сохранения либо хроматической, либо сферической аберрации. Так как хроматическая аберрация нежелательна при работе на цветном фотоматериале, используется отрицательная сферическая аберрация, при которой мягкий эффект создаётся за счёт несовпадения центральных и краевых лучей. Однако в данном случае заметен ореол, делающий эффект мягкого изображения чрезмерным. Для исправления этого применяют специальное диафрагменное устройство, имеющее кроме центрального отверстия ряд малых отверстий, которые расположены по периферии и определяют количество света, проходящего в краевой зоне, регулируя этим степень ореола. Это устройство может быть либо встроено за традиционной ирисовой диафрагмой, либо помещено перед объективом. Известны объективы, у которых установлены две или три пары пластин или дисков. Пара дисков может быть развёрнута на угол до 15°, так что отверстия могут быть либо открыты, либо закрыты, либо установлены в промежуточное положение. Это позволяет изменить эффект мягкого изображения за счёт наложения первичного изображения, образуемого центральным пучком, и вторичного, формируемого краевыми отверстиями. Существуют объективы, где степень снижения контраста (аберраций) обеспечивается путём перемещения ряда оптических компонентов по определённым законам, т. е. изменением расстояния между группами линз. Такие объективы имеют кольцо, устанавливаемое в четыре положения. Первое из них обеспечивает резкое изображение, а следующие три, отвечающие большему расстоянию между линзами, увеличивают эффект мягкого изображения.

Объектив с изменяемой кривизной поля изображения

Известно, что при наличии значительной аберрации кривизны поля резкое изображение плоского предмета лежит не на плоскости, а на искривленной поверхности. Это приводит к ухудшению разрешающей способности по полю изображения. При расчёте оптической системы этот дефект стремятся свести до минимума. Однако при отдельных видах съёмки, когда предмет имеет вогнутую или выпуклую форму, находит применение специальный объектив, обеспечивающий изменяемую кривизну поля за счёт варьирования значений указанной аберрации. Изменение кривизны поля осуществляется подвижным передним оптическим компонентом объектива. Управление им производится дополнительным кольцом, которое можно устанавливать в три положения: крайние отвечают искривлению поля к предмету съёмки или от него, при среднем положении обеспечивается съёмка плоских предметов.

Для исправления искажения перспективы, возникающего при фотографировании объекта с протяжёнными прямыми вертикальными линиями (при архитектурной съёмке, фотографировании плоских предметов, расположенных в разных плоскостях), в малоформатном фотоаппарате применяются объективы со смещением и (или) наклоном оптической оси. Данное оптическое устройство представляет собой широкоугольный объектив с полем изображения большим, чем необходимо для кадра формата 24х36 мм (например, диаметр поля изображения равен 64 мм). Оптическая система объектива имеет возможность смещения (до 12 мм) относительно присоединительной оправы в плоскости, перпендикулярной оптической оси. Кроме смещения по вертикали и горизонтали конструкция отдельных объективов допускает одновременный поворот их вокруг оптической оси на 180° и даже 360° с фиксацией через каждые 30°. Известны объективы, у которых ось оптической системы можно наклонять относительно опорной плоскости присоединительной оправы (до 11°).

Диафрагма объектива может быть постоянной, при которой её отверстие постоянно, или переменной. В простых фотоаппаратах установка отверстия производится вручную, причём неавтоматическая диафрагма может иметь фиксацию. Более сложной модификацией является диафрагма с предварительной установкой, когда механизм диафрагмы имеет устройство для предварительного выбора значения относительного отверстия. В современных фотоаппаратах более высокого класса установка диафрагмы автоматизирована.


Top