Житие алексия, человека божия

Алекси́й, челове́к Бо́жий (конец IV - начало V вв.) - христианский святой (в лике преподобных), аскет . Почитается Православной (день памяти - 17 марта по юлианскому календарю) и Католической (день памяти - 17 июля) Церквями. Житие святого Алексия было широко известно и популярно как на Востоке, так и на Западе. Мощи Алексия, человека Божия, находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и Алексия на Авентинском холме в Риме .

Реальное существование Алексия не подтверждается никакими источниками, кроме житийных, в связи с чем его историчность остаётся под вопросом.

Жизнеописание

История святого Алексея известна только из житийной литературы. Древнейший текст жития (в нём Алексий умирает в Эдессе) был написан в Сирии на основе устного предания во второй половине V - начале VI веков. Около IX века появляется греческая версия жития, в которой Алексий возвращается в Рим.

Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения Алексий, оставшийся со своей невестой наедине, отдал ей поясную пряжку и обручальное кольцо, сказав: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью ». После этого он покинул родной дом и отплыл на корабле на Восток.

После прибытия в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии) Алексий пристал к погонщикам мулов и добрался с ними до Эдессы (сейчас Урфа в Турции). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его.

По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на Алексия как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс . Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.

Никем не узнанный Алексий вернулся в Рим и пришёл в свой родной дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. Алексий жил в каморке под лестницей, и к нему был приставлен слуга, которому было приказано кормить странника пищей с хозяйского стола. Остальные слуги из зависти исподтишка оскорбляли Алексия, но он принимал оскорбления со смирением. Живя в богатом доме, Алексий продолжал пребывать в непрестанном посте и молитвенном бдении. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.

Фреска «Житие св. Алексия» (XI век) в нижней части базилики Святого Климента в Риме

Главный престол базилики святых Вонифатия и Алексия с мощами этих святых

Скорее всего, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, вышедшим из «Обители Святых », житие святого Алексия стало широко известным в Западной Европе. Поэма Тибо Шампанского о святом Алексии является первым произведением, написанным на лангедойльском диалекте французского языка. О жизни святого Алексия рассказывается в «Legenda aurea» («Золотой легенде ») и «Vita dei Patri» - ценных житийных источниках XIII века . В 1632 году в Палаццо Барберини была поставлена опера о жизни святого Алексия на музыку Стефано Ланди и либретто Джулио Роспильози (будущего Климента IX). В 1710 году Камилло де Росси написал ораторию на тот же сюжет.

Житие святого Алексия было очень популярным сюжетом для церковного искусства в Италии. Самой ранней из известных фресок является «Житие святого Алексия» в базилике святого Климента в Риме. На этой фреске изображены события последних лет жизни святого: возвращение в Рим и встреча с отцом; почивший Алексий с хартией в руке; папа Иннокентий I умоляет святого разжать руку; родные узнают в почившем своего сына.

Из Византии почитание святого Алексия человека Божия перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова . В «Путешествии из Петербурга в Москву » (1790 год) Александра Радищева , история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин недалеко от Москвы .

Иконография

Мария Египетская и Алексий, человек Божий
(икона работы царских изографов, XVII век)

Предположительно самое раннее (VIII век) изображение святого Алексия сохранилось на фреске в крипте базилики святых Вонифатия и Алексия на Авентинском холме в Риме. В русских иконописных подлинниках отмечается сходство изображения Алексия с Иоанном Предтечей :

…образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения ».

В росписях православных храмов изображение святого Алексия обычно помещалось в нартексах в ряду преподобных , аскетов и подвижников. В русской иконописи изображения святого Алексия часто носят патрональный характер. Особенно ярко это проявилось в середине - второй половине XVII века так как святой Алексий был небесным покровителем царя Алексея Михайловича . В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной).

Для европейского искусства характерны в основном отдельные сцены жития святого Алексия (например, на фресках XI века в церкви Сан-Клементе в Риме, в миниатюрах рукописей XII века). Наиболее часто изображали служанок, выливающих грязную воду на святого в одеждах нищего или римского папу, приклоняющего колени перед Алексием, лежащим на смертном одре. Эта традиция прослеживается в витражах и фресках XIV-XV веков и в гравюрах XVI-XVIII веков.

Гимнография

Алексий человек Божий
(православная икона)

На Востоке ранние тексты службы святому Алексию известны по Типикону Великой церкви (X век), Стишному Прологу (XI век), Студийско-Алексиевскому Типикону (1034 год). В западных источниках: Мессинском Типиконе 1131 года и Евергетидском Типиконе (первая половина XII века) имеются указание на совершение службы Алексию с Аллилуйя , а при совпадении празднования с субботой или воскресением - петь стихиры , седальны и читать житие.

Православная гимнография
Тропари , глас 4 Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестью чистою, в молитвах, яко бесплотен, пребывая, возсиял еси, яко солнце, в мире, преблаженне Алексие.
Яко чистоты светильник пресветел показался, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрия делатель преизряден. Сего ради предстояши Господеви, всех Царю. Егоже моли даровати нам мир и велию милость.
Кондак , глас 2 Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в нем нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование.

В настоящее время в православной церкви употребляется служба святому Алексию, содержащаяся в минеях студийской редакции , и канон святому, составленный преподобным Иосифом Песнописцем.

Современный взгляд Католической Церкви

В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора , праздник святого Алексия человека Божия был исключён из нового издания Calendarium Romanum (). Таким образом, воспоминание святого Алексия 17 июля на мессе и литургии часов более не является обязательным для всех епархий Католической церкви. Основанием для исключения послужил легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками. В Католической энциклопедии житие святого Алексия излагается, но с комментарием: «Вероятно, единственным основанием для этой истории является то, что некий благочестивый аскет жил в Эдессе как нищий и впоследствии был почитаем как святой ».

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел.

[Греч. ̓Αλέξιος ὁ ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ] († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.). Сказание об А. ч. Б., одном из самых почитаемых в правосл. мире святых, начало складываться на христ. Востоке - в Сирии, затем получило широкое распространение в средневек. европ. агиографической традиции. Признанная ныне древнейшей сир. версия жития повествует о том, как не названный по имени юноша из знатной и богатой рим. семьи перед венчанием оставил свою невесту (так и не увидев ее), бежал из дома и сел на корабль, к-рый доставил его в Селевкию Сирийскую.

Оттуда он попал в Эдессу - крупнейший город Сев. Месопотамии. Там юноша раздал все свои деньги, облекся во вретище и поселился на паперти храма. Прибывшие в город слуги отца, посланные им на поиски сына во все концы света, не узнали юношу в убогом нищем. Проведя 17 лет в молитве и посте, А. ч. Б. скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни «человека Божия» (сир. ), к-рую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412-435), можно предположить, что житие было написано, вероятно на основе устного предания, во 2-й пол. V - нач. VI в.

Ранее IX в. сир. сказание получило известность в К-поле (возможно, в связи с переселением туда сир. монахов-акимитов), где появилась ранняя греч. версия жития. Именно ею, вероятно, пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в к-ром впервые названо его имя - Алексий. Согласно этой версии, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город. Придя в Лаодикию, он сел на корабль, отправлявшийся в Тарс, но в пути был застигнут бурей и оказался в Риме. Поняв, что это знак Божий, он попросил пристанища в доме родителей (приводятся их имена: Евфимиан и Аглаида), но не открылся им. 17 лет А. ч. Б. подвизался под видом нищего, пребывая в непрестанном посте и молитве, терпя издевательства от слуг и слыша рыдания матери и невесты (с к-рой, согласно этой версии, он успел обвенчаться до своего бегства). Почувствовав приближение смерти, святой подробно на письме изложил все, что с ним случилось. В это время в церкви, где шла служба в присутствии «архиепископа и обоих императоров» и находилось множество народа, из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия! Пусть он помолится о граде». После двухдневных поисков тот же голос указал на дом Евфимиана, где и было обретено тело А. ч. Б. Прочитав оставленное им жизнеописание, родные предались безутешным рыданиям. Честные мощи по имп. приказу были перенесены для поклонения в храм, и по всему городу начались чудесные исцеления. Согласно одной из гипотез, под Римом визант. агиографы могли подразумевать «Новый Рим» - К-поль.

На основе ранних сир. и греч. житий была создана (вероятно, ок. Х в.) 2-я сир. версия, в к-рой механическое совмещение эдесского сказания с сир. переводом визант. жития привело к «двойной смерти» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (неизвестное в к-польской традиции). В 1-й араб. (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как 2-я араб. редакция восходит исключительно к к-польской версии и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В Х в. появилось греч. переложение жития в сборнике Симеона Метафраста . Кроме того, известны неск. греч. версий, а также ряд лат. редакций жития, в к-рых помимо имен А. ч. Б. и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

На Западе почитание А. ч. Б. не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к X в. Его широкое распространение связывают с приездом в 977 г. в Рим изгнанного со своей кафедры митр. Дамасского Сергия . Получив от папы храм св. Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, А. ч. Б. венчался накануне своего бегства из дома), митр. Сергий основал там мон-рь для греч. и лат. иноков, с 987 г. упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и А. ч. Б. (Nerini F. De templo et coenobio sanctorum Bonifacii et Alexii historica monumenta. R., 1752. P. 378, 381). В 1216 г. здесь было объявлено об обретении мощей А. ч. Б. и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора св. Петра , где, по одной из версий жития, святой был погребен.

В средневек. Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник рус. делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 150) (здание не сохранилось). В греч. мон-ре Агиа-Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава А. ч. Б., по преданию подаренная этой обители имп. Мануилом II Палеологом в 1414 г.; А. ч. Б. почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 г. албанцы разграбили мон-рь и продали св. главу в Ларису, где по прошествии неск. лет ее нашел игум. Лавры Анфим и вернул в обитель (ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 132). На Руси, в новгородском соборе Св. Софии , находилась рука А. ч. Б., похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII в. В описи Софийского собора 1749 г. значится серебряный позолоченный ковчег с мощами А. ч. Б., находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - начала XIX в. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 36-37). В наст. время мощей А. ч. Б. в Софийском соборе нет.

Изучение агиографической традиции, связанной с А. ч. Б., началось с первой научной публикации лат. жития болландистами в ActaSS (Iul. T. 4. 1725. P. 238-270). Тогда было замечено, что в приведенной там же в лат. переводе араб. версии (Ibid. P. 262) отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.- господин князь). Г. Массман и Д. В. Дашков исходили из того, что сказание об А. ч. Б. имеет к-польское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сир. версии жития впервые высказали в 1889 г. Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сир. понимания святости.

Особую проблему представляет отношение визант. сказания об А. ч. Б. к сказанию о прп. Иоанне Кущнике (пам. 15 янв.). Основные события сказания об этом святом, жившем в К-поле в 1-й пол. V в., совпадают с житием А. ч. Б.- побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме неузнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие А. ч. Б. далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.

Известно множество переводов жития А. ч. Б., восходящих либо к лат. версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греч. в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С зап. житийной традицией тесно связаны «песни» А. ч. Б., появившиеся, вероятно, в XI в. в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе А. ч. Б. считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением (см. также Лолларды).

Древнейшая слав. пространная версия жития (РНБ. F. n. I. 46, XII в.; БАН 34.3.27, сер. XVII в.), восходящая к греч. редакции, в к-рой присутствуют элементы как визант., так и лат. традиций (BHG, N 51), была переведена к кон. XI в. и вскоре получила распространение на Руси. 2-я слав. редакция (РГБ. Троиц. № 9, XIV-XV вв.) сделана с использованием более пространной греч. версии. Краткое житие А. ч. Б. переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского , вторично переведено в 1-й пол. XIV в. (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. древнейшее слав. пространное житие, исправленное по греч. текстам (BHG, N 51 и 52), а также краткое житие включены под 17 марта в ВМЧ. Новый перевод жития с греч. языка, сделанный в 1659 г. Арсением Греком , печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (с 1660).

А. В. Муравьёв, А. А. Турилов

Гимнография

Принятое в наст. время в правосл. Церкви последование А. ч. Б. содержится уже в Минеях Студийской редакции (напр., РНБ. Греч. № 227-3. Л. 18-19, XII в.). Канон А. ч. Б. (2-го гласа), составленный прп. Иосифом Песнописцем, имеет акростих: «Тя, Божия человека, восхваляю, блаженне». В Минее, изданной Московской Патриархией в 1978-1989 гг., гимнография А. ч. Б. дополнена до бденной службы (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 33-51). По рукописям христ. Востока (Sinait. gr. 609. Fol. 66v - 68v, XI в.; Sinait. gr. 611. Fol. 106-108v, XIV в.) в серии «Analecta Hymnica Graeca» опубликован канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Германа, отсутствующий в печатных Минеях (Ταμεῖον. Ν 534. Σ. 177-178). Софронию (Евстратиадису) известны отдельные издания последований А. ч. Б., осуществленные в Венеции (1837) и в Патрах (1866, 1875, 1888, 1913); также он сообщает, что в одной из рукописей Кавсокаливитского скита на Афоне выписана служба, отличная от помещенной в греч. печатной Минее.

Ист.: BHO, N 36-44; BHG, N 51-56; BHL, N 289-301; ActaSS. Iul. T. 4. Venetiis, 17482. P. 238-270; ЖСв. Март. С. 329-341; Massmann H . F . Sanct Alexius" Leben. Quedlinburg; Lpz., 1843; La vie de Saint Alexis: Poème du XIe siècle et renouvellements des XIIe, XIIIe et XIVe siècles / Éd. G. Paris. P., 1872, 1974r; Schipper J . Englische Alexiuslegenden des 14. und 15. Jh. Strassburg, 1877; Amiaud A . La légende syriaque de Saint Alexis, l"Homme de Dieu. P., 1889; Das Leben des hl. Alexios von Konrad von W ü rzburg / Hrsg. R. Henczynski. B., 1898; Esteves Pereyra F . M . Légende grecque de l"Homme de Dieu saint Alexis // AnBoll. 1900. T. 19. P. 241-253; R ö sler M . Die Fassungen der Alexius-Legende. W.; Lpz., 1905; Адрианова В . П . Житие Алексия, человека Божия, в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917 [слав.]; Dunn J . Life of Saint Alexis // Revue Celtique. 1920/1921. T. 38. P. 133-143; ̓Ακολουθία καὶ βίος τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ̓Αλεξίου. ̓Εν Κιάτῳ, 1933; Servaes F . W ., Bripius J . De laudibus sancti Alexii. Köln, 1966; Cerulli E . Les vies éthiopiennes de saint Alexis l"Homme de Dieu. Louvain, 1969. Vol. 1-2. (CSCO. T. 298-299; Aethiop. 59-60); Житие и деяния человека Божия Алексия // Византийские легенды / Вступ. ст., пер., примеч. С. В. Поляковой. М., 1994р. С. 156-161; ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 789-796.

Лит.: Бессонов П . Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д . Стихи и сказания про Алексея Божия человека // Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L . Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge // Mélanges d"archéologie et d"histoire d"École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F . La vie syriaque de S. Alexis et l"authenticité substantielle de sa vie latine // Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J .-P . Alexis (1) // DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L . Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B . de . Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis // AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М . Ф . Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C . E . Les origines de la légende de Saint Alexis l"homme de Dieu // Revue belge de philologie et d"histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A . La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté // Études sur l"histoire de la pauvreté / Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W . Alexius // TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H . Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum // Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch . An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А . В . Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии // ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А . Г . Житие Алексея Божия // СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С . А . Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M . van . La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne // OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem . Le monachisme syriaque // Le monachisme syriaque aux premières siècles de l"Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г . И . Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания) // Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А . А . Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

А. Ю. Никифорова

Иконография

Самое раннее предположительное изображение А. ч. Б. сохранилось на одном из фрагментов фрески в крипте рим. ц. святых Вонифатия и А. ч. Б. на Авентинском холме (VIII в.). Уже в древних памятниках заметно сходство облика А. ч. Б. и св. Иоанна Предтечи : напр., на миниатюре в лондонской, т. н. Феодоровской, Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19 352. Fol. 165r). Рус. иконописные подлинники XVI-XVIII вв. также отмечают это сходство, описывая святого следующим образом: «Аки Предтеча, руки к сердцу, риза празелень дичь» (Софийский подлинник. РНБ. Соф. № 1523, 2-я четв. XVII в.); «образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения»» (Филимонов. С. 295); «борода космочками» (Строгановский подлинник, посл. треть XVIII в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., также говорится, что А. ч. Б. «подобен Предтече» (Ч. 3. § 13. № 72).

В Минологии за февраль-март (ГИМ. Син. гр. № 183. Fol. 211r, 2-я четв. XI в.), исполненном в К-поле, вероятно, для имп. Михаила IV, представлена кончина А. ч. Б. У одра святого изображены имп. Гонорий, берущий из рук А. ч. Б. свиток с его жизнеописанием, в изголовье - священник, совершающий каждение, и опечаленный отрок в одежде придворного, в ногах - скорбящий отец святого. изображенная сцена соответствует редакции жития, включенной в К-польский синаксарь. Это единственный в визант. искусстве пример сюжетной композиции, посвященной А. ч. Б.

Впосл. в рукописных Минологиях помещаются единоличные изображения святого (напр., Минологий, созданный в Фессалонике в 1327-1340 гг.- Охоn. Bodleian. F.1. Fol. 32v; греко-груз. рукопись XV в.- РНБ. O. I. 58. Л. 104). Подобные изображения встречаются в циклах иконных минологиев (напр., Лицевой Минологий за год на 6 иконах, Синайский гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае , кон. XI - нач. XII в.), в монументальных росписях XII-XV вв. (напр., ц. св. Иоанна Богослова в Гарденице в Лаконии (Пелопоннес), 1-я пол. XII в.; кафедральный собор в Монреале (Италия), 1180-1190).

В храмовых росписях изображение А. ч. Б. обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в ц. Вознесения в Милешевском мон-ре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,- поясное изображение во 2-м ярусе на юж. стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг. (обновлены в 1568),- в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в ц. св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко А. ч. Б. изображается в календарных циклах росписей, к-рые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, напр. ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.

На Руси одно из ранних изображений А. ч. Б. имелось в росписи конхи жертвенника ц. Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где А. ч. Б. и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение »; во фресках 1378 г. Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине А. ч. Б. представлен в рост в помещении жертвенника на вост. грани сев.-вост. столпа; в ц. Успения на Волотовом поле , 80-е гг. XIV в.,- в диаконнике на вост. грани юго-вост. пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в ц. Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На возду́хе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ А. ч. Б. у сев. стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание » с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре А. ч. Б.; рядом с А. ч. Б. представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547–1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ А. ч. Б. на сев. грани юго-вост. столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на сев. стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

В зап. искусстве в основном изображались сюжеты жития А. ч. Б.: напр., в росписи XI в. в подземной ц. Сан-Клементе в Риме; в миниатюрах рукописей XII в. (напр., Stuttgarter Passionale. Stuttg. hist. 2° 58. Fol. 12v, ок. 1130 г.), где представлены служанки, выливающие грязную воду на святого, сидящего на нищенском ложе; Римский папа, поклоняющийся А. ч. Б., возлежащему на смертном одре. Эта традиция нашла продолжение в витражах и фресках XIV-XV вв., в гравюрах XVI-XVIII вв.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 174; Филимонов Г . Д . Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. М., 1873. С. 83; он же . Иконописный подлинник. С. 295; Тренев Д . К ., Попов Н . Д . Миниатюры греческого менология № 183 Московской Синодальной библиотеки. M., 1911; Laty š ev . Menol. Fasc. 1. 1911. P. 245-252; Demus O . The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. P. 118; Onasch K . Ikonen. B., 1961. S. 396. abb. 121; Антонова, Мнёва . Каталог. T. 1. C. 238-239. Кат. № 273. ил. 208.11; Т. 2. C. 35-36. Кат. № 380; C. 52. Кат. № 399; С. 300. Кат. № 770; Мурьянов М . Ф . К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII в. // Ricerche slavist. , 1966. Vol. 14. P. 29-41; он же . Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Der Nersessian S . L"illustration des psautiers Grecs du Moyen Âge: Londres, Add. 19.352 (fol. 165r) // Biblioth. d. Cah. Arch. P., 1970. Vol. 5. Fasc. 2. fig. 265; Мнёва H . E . Стенопись Благовещенского собора Московского Кремля 1508 года // ДРИ. М., 1970. С. 195: табл. 5:23, 24; Krausen E . // LCI. Bd. 5. Sp. 90-91; Мujовић . Менолог. С. 205, 277-279; Дёр Нерсесян С . Московский менологий // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. cт. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 105-106; Вздорнов Г . И . Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде: К 600-летию существования фресок, 1378-1978. M., 1976. С. 63, 126-127. илл. 72-73; Лаурина В . К . Реставрационные работы в ГРМ // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 179-180, 182; Γκιόλης Ν . ῾Ο ναός τοῦ ῾Αγίου ̓Ιωάννου τοῦ Θεολόγου Γαρδενίτσας // Λακονικαὶ Σπουδαί. 1977. Τ. 3. Σ. 64. Fig. 22; Spatharakis J . Corpus of dated illuminated greek manuscripts to the year 1453. Leiden, 1981. Vol. 1. N 237; Vol. 2. P. 60. Fig. 427-429; Tomekovi ć S . Les saints eremites et moines dans le décor du nartex de Mileševa // Милешева y историjи cрпског народа: Међунар. науч. скуп поводом седам и по векова постоjања. Jуни, 1985. Београд, 1987. С. 51-65. Fig. 3, 22; Бабић Г ., Kopaћ В ., ћирковић С . Студеница. Београд, 1986. С. 158. Сл. 125; Малкин М . Г . Два живописных ансамбля Дионисия и его преемников // ДРИ. М., 1989. С. 123-131; Качалова И . Я . Монументальная живопись // Качалова И . Я ., Маясова H . A ., Щенникова Л . А . Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 35-36; Щенникова Л . А . Станковая живопись // Там же. С. 49; Маркина Н . Д . Новое произведение Якова Казанца из Успенского собора Московского Кремля // ГММК: Материалы и исследования. М., 1991. Вып. 8. С. 48-60; Š ev č enko N . P . The Walters" «Imperial Menologion»// J. of the Walters Art Gallery. Baltimore, 1993. Vol. 51. P. 43-64, ill; idem . Imperial Menologion: The Glory of Byzantium: Art and culture of the middle Byzantine era, A. D. 843-1261: Catalogue / The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 1997. N 56; Толстая Т . В . Изображения преподобных на алтарных преградах русских храмов XV-XVI вв. // Искусство Древней Руси: Пробл. иконографии. М., 1994. С. 23-44; Aiuto Р . D . Nuovi elementi per la datazione del Menologio Imperialе: i copisti degli esemplari miniati // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Cl. di scienze morali, storiche e filologiche. Rendiconti. Ser. 9. R., 1997. Vol. 8. Fasc. 4. P. 715-747; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. С. 540-541. № 274. Т. 2. С. 312-313. Ил. 31; Пивоварова Н . В . Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи: канд. дис. СПб., 1999. С. 14-15; она же . К истокам идейного замысла росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) // ДРИ: Русь и страны Византийского мира, XII век [в печати].

T. B. Толстая

Преподобный Алексий родился в IV веке в Риме — городе славы и чести, роскоши и соблазна, в царствование Аркадия и Гонория. Отец его благочестивый человек по имени Евфимиан был весьма знатный и богатый вельможа, первое лицо в императорском дворце, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. Если в какой день мало бедняков приходило к столу, то Евфимиан с грустью говорил: «Недостоин я ходить по земле Бога моего». У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал её Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий, что переводе с греческого означает «защитник».

В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту, девушку царской крови, очень красивую и богатую. Молодых обвенчали в церкви мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме.

Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью ». Этой же ночью он покинул дом отца и сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию, в город Лаодикию. Достигнув Лаодикии, он не остался здесь, но пристал к группе торговцев, направлявшихся в Месопотамию, и вместе с ними прибыл в город Эдессу, где находился древний Нерукотворный Образ Спасителя. В Эдессе Алексий раздал бедным свои последние деньги и стал жить нищим около храма в честь Пресвятой Богородицы, питаясь подаяниями. День и ночь Алексий проводил в молитве, а по воскресеньям причащался Святых Тайн.

Отец повсюду разослал слуг своих на поиски сына. Некоторые из них пришли и в Эдессу; увидев святого Алексия, они не признали его. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Приняв его за нищего, слуги подали ему милостыню. Святой же Алексий узнал их и поблагодарил Бога, давшего возможность принять милостыню от слуг своих. Последние, возвратясь, сказали господину своему, что не нашли сына его, хотя и искали везде. Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима.

Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий сказал себе: « Жив Господь Бог Мой! не буду никому в тягость, но пойду, как чужой, в дом отца моего»,- ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, велел привести Алексия и при входе в дом поставить ему постель, чтобы сам он, входя и выходя из дому, мог видеть его и чтобы давали ему пищу со стола и ни в чем не притесняли. Алексий же продолжал свою подвижническую жизнь, не ослабляя постоянных молитв, постов и бдений. Слуги стали насмехаться над ним, выливали ему на голову помои и всячески обижали. Но он все претерпевал с кротостью. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку.

Так провел он неузнанный в доме отца своего еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий взял хартию и написал всю жизнь свою, испросив прощение у родителей и невесты.

Господь пожелал после этого открыть его подвиг и величие. В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. Во время службы из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Придя в его имение, они узнали от слуг, что в маленьком домике живет нищий, который все время проводит в молитвах и в строгом посте. Когда его нашли, лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки его были погребены в церкви св. Вонифатия на Авентинском холме в Риме , где когда-то венчался Алексий. Впоследствии над церковью св. Вонифатия была устроена другая (более обширная) церковь св. Алексия человека Божия, в которую и были перенесены в 1216 году мощи обоих угодников Божиих.

Следует отметить, что святой Алексий почитается в лике преподобных (а не праведных, например), хотя он не был монахом в строгом смысле этого слова. Однако по образу жизни – аскетическому, подвижническому почитают его именно в этом лике святости — то есть уподобившимся Господу.

На Руси издревле житие святого Алексия было одним из самых читаемых. В древнерусской письменности сказания об Алексии Божьем человеке послужили сюжетом одного из популярнейших духовных стихов. Особое почитание святой приобрел в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого он являлся; тогда была составлена служба святому Алексию человеку Божию.

Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790 год) Александра Радищева, история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин недалеко от Москвы. Существует и опера «Святой Алексий» композитора XVII века Стефано Ланди. Легенду о святом Алексии в средневековой поэзии часто обрабатывали. Ему посвящена поэма Конрада из Вюрцбурга. Во французской, итальянской и английской литературах XV века имеются духовные поэмы о святом Алексии. Известны польские и чешские поэтические обработки того же материала XIV —XV веков.

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы.

Несмотря на широкое почитание св. Алексия на Руси, известно совсем не много храмов, освященных в его честь. В Москве в XIV веке был основан московский во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь, первоначально находившийся на Остоженке, затем переведенный «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), а в 1837 г.- в Красное Село. В XVII веке в подмосковном селе Алексеевском (в районе станций метро ВДНХ и Алексеевская) был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия.

Существовал предел Алексия человека Божия и в деревянном храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Однако он не сохранился до сегодняшнего дня. Ныне в заново отстроенном в 1811г. каменном храме на его месте находится предел Св.Николая Чудотворца.

Г лава св. Алексия хранится в греческом монастыре Агиа Лавра в Калаврите. У нас в Новгородском соборе св. Софии находилась десница святого, похищенная из Рима в XVII веке новгородским купцом-паломником. А в 2006 году из Италии в Иоанно-Предтеченский монастырь была передана ещё одна частица мощей св. Алексия.

Сегодня в паломнических сайтах церкви святого Вонифатия на Авентинском холме в Риме можно прочитать, что «туда зачастую войти бывает очень сложно, т.к. римляне очень любят венчаться именно в этой церкви, считая св. Алексея покровителем семьи и брака».

А совсем недавно 30 марта 2011г, в день памяти святого Алексия, Человека Божия в римской базилике Сант-Алессио, что на Авентинском холме, была совершена первая в истории православная Божественная Литургия.

Православная служба в римской базилике Сант-Алессио

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2:
Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и стражду-щим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его.

Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексии написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребаль-ной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

Жил в Риме Евфимиан - очень богатый и знатный человек, первое лицо в императорском дворце. Он был справедлив, милосерд и жаловал нищих щедрой милостыней. Каждый день в его доме накрывались три стола для сирот, вдов, странников и путешествующих. Жена его Аглая была благочестива и богобоязненна, но не было сына у них по ее неплодию. Они горевали и печалились, не имея наследника. Ежедневно они раздавали милостыню и прилежными молитвами и прошениями испрашивали у Господа даровать им сына-наследника.

Бог по благости своей послал им сына, которого нарекли Алексием. В сугубой радости они возблагодарили Господа и положили с тех пор жить в чистоте и святости, чтобы приятны Богу были и они сами, и дарованный им сын. Когда мальчик подрос, его отдали служителям церковных таинств и свободных наук, по Божьей милости он преуспел во всех занятиях философских, а более всего духовных. Спустя некоторое время родители решили женить сына, в невесты была выбрана девица из императорского рода, и в храме Св. мученика Бонифация их обвенчали. Праздничный день провели в веселии и радости. Вечером же, придя в опочивальню супруги, Алексий начал поучать жену и много говорил ей о святыне, затем отдал ей свое золотое кольцо и ленту (головку пояса, которым перепоясывался), все это завернул в вышитый пурпурный платок и сказал: "Возьми и храни это, пока Господу угодно будет, и Господь да будет посреди нас".

После он взял часть своего имущества и пошел к морю, взошел на корабль и с Божьей помощью достиг Лаодикии, а оттуда направился в Сирию, в город Эдессу, где был нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа на полотне. Прибыв на место, он роздал нищим все, что у него было, и, одевшись в убогие одежды, сел с нищими в притворе храма Св. Богородицы. Каждый воскресный день он принимал Святые Тайны и из милостыни, которую ему подавали, брал себе необходимое, а остальную часть дарил нищим.

В Риме же после его ухода был проведен тщательный обыск, и когда Алексия не нашли, то отец послал своих слуг во все концы земли искать сына. Некоторые из них были и в Эдессе, видели его сидящим вместе с другими нищими, но, дав ему милостыню, отходили, не узнавая его. Алексий прославлял за это Бога: "Господи, благодарю Тебя, который призвал меня и устроил так, что я от рабов своих принимаю милостыню во имя Твое; молю, сподоби свершиться во мне делу, которое Ты начал".

Мать с того дня, как скрылся сын, сидела на полу своей спальни и горестно плакала, говоря: "Жив Господь, не сойду с места, доколе не узнаю, что стало с сыном моим". И невеста сказала свекру: "Не выйду из дома твоего, но уподоблюсь горлице, которая не сочетается ни с кем, когда супруг ее пленен. Так буду и я вести себя, пока не узнаю, что стало со сладчайшим супругом моим".

А Алексий человек Божий пребывал в том притворе семнадцать лет, ведя жизнь воздержанную и святую. И Бог после этого пожелал открыть подвиг его. Однажды бывшая там икона Святой Богородицы заговорила при церковном пономаре: "Введи сюда человека Божия, он достоин Царства Небесного, и дух Божий почивает на нем, и молитва его, как огонь, поднимается к лицу Божию". Пономарь вышел, поискал его и не нашел, вернулся обратно и стал молить Бога: да покажет ему этого человека. И снова та же икона вымолвила: "Тот, кто сидит при входе, это он". Обрадованный пономарь вышел, увидел и припал к ногам его, моля войти внутрь церкви. После этого о нем все узнали и стали чтить его, но человек Божий убежал от людской славы: тайно покинув Эдессу, он пришел в Лаодикию и сел на корабль, чтобы отплыть в Таре Каликийский, где думал жить в безвестности при храме Св. Павла. Божиим промыслом, однако, ветер подхватил корабль и пригнал его к римской гавани. Когда Алексий человек Божий понял, куда он прибыл, он сказал в сердце своем: "Жив Господь! Я никому не буду в тягость и пойду прямо в дом отца моего, потому что там не узнают меня". Сойдя на берег, он пошел и увидел, что навстречу ему из дворца идет отец и множество людей вслед за ним. И возопил [к отцу]: "Раб Божий, взгляни на меня и яви милосердие, ибо я беден и странник, вели принять меня в доме твоем, чтобы мне питаться крохами от стола твоего, и Бог благословит лета твои и помилует того, кто у тебя на чужой стороне".

Слушая это, отец вспомнил о сыне своем и, растрогавшись, позвал его к себе, а слугам сказал: "Кто из вас примет заботу об этом человеке? Жив Господь, я сделаю его свободным, и из дома моего он получит наследство". Когда служитель был назначен, отец велел привести Алексия и при входе в дом поставить ему постель, чтобы сам он, входя и выходя из дому, мог видеть его и чтобы давали ему пищу со стола и ни в чем бы не притесняли. Алексий же продолжал свою подвижническую жизнь, не ослабляя постоянных молитв, постов и бдений. Слуги стали насмехаться над ним, выливали ему на голову помои и всячески обижали. Но человек Божий все терпел с радостью, по любви к Господу. Так провел он неузнанный в доме отца своего еще семнадцать лет. Когда же почувствовал, что завершилось время жизни его, то потребовал у приставленного к нему слуги бумагу и трость и описал свою жизнь по порядку - как он отказался от брака, как пошел странствовать, как против воли возвратился в Рим и как выносил множество бесчестий в доме своего отца.

Господь пожелал после этого открыть его подвиг и величие, и вот в воскресный день после торжественной службы в храме раздался с неба голос: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Слыша этот голос, все были объяты страхом великим и, пав на лицо свое, восклицали: "Господи, помилуй!". И снова голос произнес: "Ищите человека Божия, чтобы молился о Риме. Ведь на рассвете в пятницу он испустит дух". И тогда все пошли и стали искать его, не найдя же, собрались в пятницу в храме и просили у Бога милости - показать им, где находится человек Божий. И услышали голос: "Ищите в доме Евфимиана". Евфимиану стали говорить: "Ты имел в своем доме такую благодать и не показал нам?". Но он отвечал на это: "Жив Господь! Не знаю". И тотчас призвав управителя домом своим, спросил его: "Знаешь ли ты в доме моем кого-нибудь, чтобы имел такую благодать?". Тот ответил, что не знает. Тогда императоры Аркадий и Гонорий отправились вместе с архиепископом Иннокентием в дом Евфимиана и тщательно расспрашивали про человека Божия.

Хозяин же со слугами пришел раньше их, чтобы отдать распоряжения, и со светильниками и кадильницами вышел навстречу императорам и архиепископу. В это время слуга человека Божия подошел к Евфимию и сказал: "Посмотри, господин мой, не тот ли это, к кому ты приставил меня. Ведь я видел много дивных дел его: он причащался каждое воскресенье Святых Тайн, умерщвлял себя постами и от слуг твоих с радостью принимал и терпел множество бесчестий и досаждений". Услыхав это, Евфимиан побежал к нему, но застал его уже скончавшимся. Приблизившись, он открыл лицо его и увидел, что оно светится, как светильник, как лицо ангела Божия, а в руке у него небольшая записка, которую Евфимий захотел взять и не смог. Изумленный и испуганный, он вернулся к императорам и произнес: "Мы нашли того, кого искали".

Императоры и архиепископ направились тогда вместе с Евфимием к месту, где лежал Алексий человек Божий, стали перед постелью и сказали: "Хотя мы и грешные, но держим кормило правления. Архиепископ же - общий отец. Дай нам хартию, чтобы мы узнали, что в ней написано". После архиепископ подошел, взял из его руки записку и дал прочесть ее Этию -архивариусу Святой Римской Церкви. И вот при полной тишине она была прочитана пред всеми.

Едва услыхав слова хартии, Евфимиан пал без чувств, затем, встав, разодрал одежды и стал рвать седины свои, дергать бороду, царапать себя и, падая, вопить: "Увы мне, Господи Боже мой! Зачем сотворил мне так, зачем так преогорчил душу мою, зачем столько лет доставлял мне воздыхания и стоны? Я ждал когда-нибудь услыхать голос Твой и получить от Тебя весточку, где бы ты ни был, и вот вижу тебя, хранителя старости моей, лежащего на одре и безмолствующего. Увы мне! Какое утешение положу в сердце моем?". Тут и мать его, услыхав, вышла... в растерзанной одежде, с распущенными волосами, с глазами, обращенными к небу. Столпившийся народ мешал ей приблизиться к телу, и она кричала: "Пустите меня к человеку Божию, дайте взглянуть на утешение души моей, дайте взглянуть на сына!...". Прибежала также и невеста его в худой одежде и со слезами заговорила: "Увы мне! Сегодня горестный день для меня, сегодня стала я вдовой. Уже не на кого мне взирать, не на кого поднять очей. Ныне разбилось зеркало мое, и погибла надежда моя. Отселе начинается горе, которому нет конца". Народ, видя это, лил слезы.

Затем архиепископ вместе с императорами положили тело на украшенные носилки и понесли в центр города. Народу возвестили, что найден человек Божий. И все устремились навстречу святому телу. От прикосновения к нему расслабленные сразу исцелялись, слепые прозревали, бесы изгонялись...

Императоры, видя эти чудеса, сами взялись нести одр вместе с архиепископом, чтобы и самим освятиться от сего тела. Они велели рассыпать по улицам много золота и серебра, чтобы толпа прельстилась деньгами и позволила пронести его в церковь, но народ пренебрег любовью к деньгам и все больше и больше теснился, чтобы прикоснуться к священному телу. Так с великим трудом они принесли его в храм Св. мученика Бонифация, и семь дней возносили хвалы Богу и делали ковчег из золота и драгоценных камней. В него и положили это священное тело в семнадцатый день месяца июля.

Ковчег начал благоухать. Тогда люди с радостью вознесли великое благодарение Богу, изволившему дать народу Своему такую помощь, от которой всякий искренне просящий человек несомненно получает просимое.

Святой Алексий человек Божий преставился 30 (17 по ст. ст.) марта в 411 году. Честные останки его были погребены в церкви св. Вонифатия на Авентинском холме в Риме, где когда-то венчался Алексий. Впоследствии над церковью св. Вонифатия была устроена другая (более обширная) церковь св. Алексия человека Божия, в которую и были перенесены в 1216 году мощи обоих угодников Божиих.


Top