1 образование и развитие пенсионного фонда рф. История создания и развития пенсионного фонда рф. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий

Регулирование взносов, их взыскания и уплаты ложится на многие статьи из Налогового кодекса. 5. Денежные средства Пенсионного фонда находятся на государственном обеспечении и не входят в состав бюджетов, то есть взыскивать эти денежные средства на цели, которые не предусмотрены законом, запрещено. 6. Распределение средств Фонда происходит непосредственно под присмотром руководства Фонда или органов власти. Социально значимые функции Пенсионного фонда К социально значимым функциям можно отнести: 1. Назначение и выплата пенсий. 2. Назначение и реализация социальных выплат. 3. Учет участников системы обязательного пенсионного страхования. 4. Взаимодействие со страхователями. 5. Выдача сертификатов на получение материнского капитала. 6. Управление средствами пенсионной системы. 7. Проведение научно-исследовательской работы в области пенсионного страхования. 8.

История пфр

Пенсионный фонд Российской Федерации – это организация по оказанию социальных услуг для граждан.


Внимание

Какова история развития Пенсионного фонда в Российской Федерации? Каковы его социально значимые функции? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Это событие помогло получить новый способ финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Инфо

Сначала функцией Пенсионного фонда был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий.


Но позже начали формироваться Единые пенсионные службы, в обязанности которых входила начисление и выплата пенсий.
Система Пенсионного фонда развивалась и далее, периодически выдавались указы, постановления органов власти, которые вносили изменения в структуру Пенсионного фонда, и от момента своего создания и за время существования произошло немалое количество изменений.

Пенсионный фонд российской федерации: история развития и функции

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в соответствии с которым к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан.

Важно

В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель.


В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более ПО млн.
граждан

Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн.

пенсионеров).

История создания, развития пенсионного фонда россии

Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ.

В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель.

В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий.

Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации».

История образования и становления пенсионного фонда российской федерации

Так как он принимался во время бурных экономических и политических изменений в стране, то в определенной степени при его разработке сказалась и политическая конъюнктура, затрудняющая принятие профессиональных решений.

Все это отразилось на практике становления и развития обязательного государственного пенсионного страхования в России.

В целях реализации норм Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа реформы. Таким образом, к концу 1990 г.

Государственный пенсионный фонд

Развитие системы персонифицированного учета (1996 – 1998 г.) В 1996 году вступил в силу федеральный закон от 01 марта 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» /63/ в пяти субъектах РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим законом к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретали не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более 110 млн.

Пенсионный фонд рф (6)

Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

История возникновения и развития пенсионного фонда рф

Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда и сохраняет его по сей день; 2) основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и застрахованными лицами. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стали не средства государственного бюджета, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования. Этап 2.

Электронная библиотека

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации.

Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 28 12.2013 года) еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР ) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» .

Социально значимые функции ПФР

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России :

  • назначение и выплата пенсий ;
  • учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • выплата средств материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Персонифицированный учёт в системе обязательного пенсионного страхования

Данные об уплате страхователями (работодателями) обязательных страховых взносов за работника, сведения о страховом (трудовом) стаже, отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, который ведёт Пенсионный фонд РФ для каждого официально работающего гражданина России. Порядок ведения этого лицевого счета регламентируется Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» . Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС , может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем, на своем индивидуальном лицевом счёте в ПФР, с помощью интернет-портала «Госуслуг » .

Взносы - доходы Пенсионного фонда

С 1 января 2010 года - ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путём достижения гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

Частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу является Фонд национального благосостояния России . На апрель 2017 года , по данным Минфина России, совокупный объем средств фонда составил 4 134,27 млрд рублей (73,33 млрд долларов США) .

До передачи средств в управляющие компании и НПФ, Пенсионный фонд временно размещает их в коммерческих банках. Так, по результатам 2016 года, он получил от такого инвестирования доход в размере 2,97 млрд рублей, что в составляет 10,58 % годовых .

Показатели деятельности

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 (прогноз)
Количество пенсионеров, млн человек 39,7 40,2 40,6 41,1 41,46 42,7 42,9
Доходы бюджета ПФР, млрд руб 4 600 5 256 5 890 6 388 6 159 7 127 7 626 8 363
Поступление взносов на обязательное пенсионное страхование, млрд руб 1 900 2 815 3 026 3 459 3 694 3 864 4 132
Поступление из федерального бюджета, млрд руб 2 640 2 400 2 800 2 840 2 410 3 100 3 355
Расходы бюджета ПФР, млрд руб 4 200 4 922 5 451 6 379 6 190 7 670 7 830 8 584
Расходы ПФР на пенсионное обеспечение, млрд руб 3 700 4 081 4 524 5 250 5 406 6 201 6 430
Расходы ПФР на материнский капитал, млрд руб 97,1 171,3 212,4 270,7 365

Председатели правления Фонда

  • Куртин, Александр Владимирович (15 января 1991 года - 24 сентября 1993 года)
  • Барчук, Василий Васильевич (24 сентября / 25 октября 1993 года - 10 апреля 1999 года)
  • Зурабов, Михаил Юрьевич (27 мая 1999 года - 9 марта 2004 года)
  • Батанов, Геннадий Николаевич (25 марта 2004 года - 28 декабря 2007 года)
  • Дроздов Антон Викторович (с 17 июля 2008 года)

Контакты

  • Исполнительная дирекция ПФР: Москва, улица Шаболовка , 4

См. также

  • Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе
  • Программа государственного софинансирования пенсии

Примечания

  1. Годовой отчёт ПФР за 2016 год
  2. Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
  3. Пенсионный фонд Российской Федерации - В ноябре 2010 года сбоев в выплате пенсий и пособий не было
  4. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 N 27-ФЗ

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации //Адвокат. - 2014. - № 11..

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"(ред. от 14.12.2015), в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный Закон "О страховых пенсиях" (ред. от 29.12.2015г.) еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на страховые(трудовые) пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Пенсия-2015-№8-с.11..

Согласно закону, гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2015 году предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную. Таким образом: граждане могут либо оставить 6 % тарифа страхового взноса на накопительную пенсию, либо отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Для того чтобы сохранить отчисления работодателя в накопительную пенсию на уровне 6 %, необходимо не позднее 31 декабря 2015 года обратиться в Пенсионный фонд России с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ. С января 2016 года для тех, кто не сохранил отчисления вовремя, новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Если гражданин примет решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии.

Сегодня реализация пенсионной реформы продолжается, и с 2015 года начался новый этап.

В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка - 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст лиц военных лет рождения эта группа в 1999 - 2005 годах будет уменьшаться. С 2000 года в неё начнут входить более многочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны, что обусловит её рост с 2006 года. Показатель демографической нагрузки уменьшится к 2006 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, против 745 лиц в 1997 году. Потом будет отмечаться увеличение этого показателя, который в 2015 году составит 696 человек.

Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

22 декабря - день основания Пенсионного фонда Российской Федерации. Он был образован в 1990 году, когда пенсионную систему страны потребовалось реформировать в соответствии с новыми социальными и экономическими условиями. От советских времен ей достался ряд нерешенных вопросов и обязательств перед гражданами, а перестраивающаяся экономика требовала новых подходов к вопросам пенсионного обеспечения.

В первый год работы бюджет Фонда по доходам не превышал 100 млн рублей. Со временем к обязанностям ПФР добавлялись новые функции, выводившие сферу его ответственности за рамки исключительно пенсионного обеспечения.

В 1997 году в эксплуатацию была введена система персонифицированного учета пенсионных прав граждан. С тех пор все этапы трудовой деятельности, включая периоды стажа и суммы пенсионных взносов, фиксировались на индивидуальном счете, который ПФР открывал каждому работающему человеку. Система персучета позволила сократить время и в целом упростить процедуру установления пенсии, что на практике снизило нагрузку на специалистов ПФР и, самое главное, избавило клиентов Фонда от сбора дополнительных документов, например, в случаях утраты сведений трудовой книжки.

В 2002 году с введением в систему обязательного пенсионного страхования накопительного элемента - части пенсии, средства которой направлялись не на выплаты действующим пенсионерам, а сохранялись на счетах работающих граждан, - все обязанности по учету, обслуживанию и формированию пенсионных накоплений были возложены на ПФР.

В 2005 году деятельность Фонда была расширена в сторону социального обеспечения, и к выплатам пенсий добавились несколько видов ежемесячных социальных выплат, которые назначались отдельным категориям граждан.

В 2007 и 2008 годах ПФР стал администратором двух государственных социальных программ - материнского капитала и софинансирования пенсий. С 2008 года отмечается резкое увеличение бюджета ПФР по доходам и расходам. Такое же резкое по сравнению с прошлыми годами увеличение отмечено и в отношении расходов на выплату пенсий.

С 2010 года Пенсионный фонд принял на себя функцию администрирования страховых взносов работодателей, а также функцию по выплате федеральной социальной доплаты пенсионерам. С этого момента отмечается самое высокое поступление страховых взносов в ПФР, а в 2011 году этот показатель достиг максимума за все время существования Фонда.

В 2012 году ПФР осуществил первые выплаты обладателям накопительной части пенсии. На сегодняшний день их получили 3 млн пенсионеров, среди которых есть и участники Программы государственного софинансирования пенсий.

Сегодня ПФР участвует в реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. Ключевыми направлениями на ближайшие годы станут: проведение мероприятий по реализации новой пенсионной формулы, совершенствование накопительного компонента, трансформация института досрочных пенсий.

Историю формирования нынешнего ПФ РФ можно разделить на 9 этапов:

1 этап: 1990 год. Создание Пенсионного фонда РФ; Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления средствами пенсионной системы.

С созданием Фонда средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определен целевой характер денежных средств ПФР и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФ на другие цели. Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и наемными работниками.

Изначально ключевая функция ПФ заключалась в сборе страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

2 этап: 1992 год. Первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий ; В Московской области на базе регионального отделения ПФ РФ впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий.

Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название "единая пенсионная служба". В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" 2000 года рекомендовано субъектам РФ передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду. По состоянию на 1 июля 2001 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФ РФ со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФ РФ, 71 отдел ПФ РФ и 3 центра по выплате пенсий, в которых уже обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.

3 этап: 1995 год. Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета ; Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета (далее - персучета) сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности.

Персональные данные накапливаются и хранятся в Пенсионном фонде Российской Федерации в электронной форме с применением современных средств защиты информации.

Данные персонифицированного учета в "пилотном" режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом. Система персучета стала информационной и технологической платформой всех последующих изменений в пенсионной системе.

Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы - включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или негосударственный Пенсионный фонд.

4 этап: 2002 год. Реформа пенсионной системы России; С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни.

Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам.

5 этап: 2004 год. Создание клиентских служб; Новые принципы работы пенсионной системы потребовали внедрения новых стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальных управлениях - специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе - за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу "одного окна" и т.д. Первые клиентские службы появились в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФ РФ. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.

6 этап: 2005 год. Новые функции. Социальные выплаты; В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.

Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

7 этап: 2007 год. Новые функции. Материнский капитал; На Пенсионный фонд Российской Федерации возложена выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (далее МСК) и выплата средств капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

8 этап: 2008 год. Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии; В октябре 2008 года ПФ РФ начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирование Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил "прямую линию" по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта - предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

9 этап: 2009-2010 гг. Дальнейшее совершенствование пенсионной системы; Летом 2009 года были приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом "советского" трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

С 2006 года бюджет ПФР возрос более чем в 3 раза и в 2011 году составил 4,7 триллиона рублей, а это 10,8% ВВП страны.

На повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы - реформа накопительного компонента трудовой пенсии.


Top