Характеристика основных бюджетных показателей. Основные показатели государственного бюджета. Основные характеристики бюджета

При составлении бюджетов и сопоставлении плановых (бюджетных) показателей с фактическими результатами необходимо принимать во внимание поведение затрат . Например, если бюджетный и фактический объем производства различны, какие затраты отреагируют на это различие, а какие нет Как будет показано в гл. 13, игнорирование влияния изменений объема на бюджетные и фактические затраты может свести к нулю ценность бюджетного контроля , поскольку будут сравниваться несопоставимые величины. Если бюджет, рассчитанный на один объем выпуска, сопоставляется с фактическими результатами, базирующимися на другом объеме, то выявленное расхождение частично связано с различными значениями объема выпуска, и только  


Типичная система бюджетирования определяет сферу ответственности менеджеров и соотносит ее с определенными элементами бюджета (таким образом, речь идет об учете ответственности). Финансовый контроль и оценка результативности при этом часто основываются на сравнении бюджетных и фактически достигнутых показателей (контроль с обратной связью) и на сравнении бюджетных показателей с установленными организацией целями (контроль с прямой связью). Очень часто величина вознаграждения руководителей (льготы, премии и другие выплаты) бывает связана с результативностью деятельности организации , определенной через механизмы контроля с прямой или обратной связью . Этот вопрос обсуждается в гл. 13, 14, 15, где будет показано, что контроль финансовых результатов имеет ограничения и даже таит в себе некоторые опасности.  

Реакция на отклонения (называемая также управлением по отклонениям) формирует базу финансового контроля и строится на оценке того, насколько организация продвинулась к поставленным целям за определенный период. Такая оценка осуществляется выявлением расхождений бюджетных и фактических затрат и доходов (контроль с обратной связью или бюджетных показателей с установленными организацией целями (контроль с прямой связью). Действия менеджеров, направленные на преодоление выявленных в результате анализа значимых отклонений, и составляют суть управления по отклонениям.  

Сравнение фактических и бюджетных показателей  

Как Вам известно, в нашей фирме руководители служб отвечают за исполнение бюджета своего отдела. Ниже приведено сравнение плановых и бюджетных показателей деятельности Вашей службы, по данным истекшего финансового полугодия.  

Напомним, что калькулирование по полным затратам согласуется с требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчетности для внешних пользователей , однако оно несет в себе некоторые искажения, связанные с распределением постоянных накладных затрат . В то же время анализ на основе маржинального калькулирования позволяет более точно отразить факторы отклонения выручки от бюджетного показателя. Кроме того, он служит, пожалуй, наилучшей иллюстрацией альтернативных затрат (т.е. затрат упущенных возможностей в случае невыполнения плана продаж) или альтернативных прибылей, когда имеет место перевыполнение плана.  

На практике бывает сложно определить, какими должны быть пересмотренные стандарты, и проследить новые взаимосвязи показателей. Например, будет ли цена 38 ф.ст. за пачку разумной в сложившихся обстоятельствах для компании АМС Ltd. Если ответить на этот вопрос положительно, то возникает другой вопрос как новая стандартная цена будет соотноситься с бюджетными показателями объемов продаж, учитывая, что план даже по менее высокой цене (37 ф.ст.) выполнен не был  

Если рост спроса значителен, то для его удовлетворения потребуются дополнительные затраты, причем весьма срочно. Например, встанет вопрос о сверхурочной работе , понадобится незамедлительно разместить заказы на материалы у поставщиков. Вполне вероятно, что придется согласиться с более высокими закупочными ценами на материалы и увеличением почасовой ставки оплаты труда . Этот перерасход не отражен в бюджетных показателях. Иными словами, необходимость срочной реакции на изменения внешней среды обусловит рост неблагоприятных отклонений. В подобных ситуациях анализ отклонений от бюджета акцентируется на двух моментах  

Возможно ли, что отклонения вызовут негативную реакцию со стороны менеджеров (т.е. отказ от реагирования на изменения спроса из-за боязни ответственности за невыполнение бюджетных показателей).  

Реакцией менеджеров на неоправданно жесткий с их точки зрения бюджет может быть намеренное создание бюджетного "зазора" в качестве резерва на случай возникновения непредвиденных ситуаций и возможного "урезания" бюджета. (Формирование менеджерами бюджетных показателей, благоприятных для них самих, носит название бюджетных смещений.) Менеджеры также могу ощущать давление, побуждающее к неоправданно оптимистичным прогнозам (например, объемов продаж), что, в свою очередь, создает видимость дефицита бюджетных ресурсов или обусловливает принятие недостижимых бюджетных заданий. Однако попытки уменьшить бюджетный зазор встречают активное сопротивление менеджеров. Свидетельством наличия бюджетного "зазора" могут служить ситуации, когда организация в конце бюджетного периода предпринимает интенсивные усилия потратить побольше денег, хотя такие расходы не продиктованы необходимостью.  

Раздувание бюджета. Не отвечает общим интересам и стремление руководителей ориентироваться только на бюджетные показатели своих подразделений, стараясь возвысить свою значимость.  

Из отчета, составленного в новом формате, ясно видны возникшие отклонения, их причины, ответственность руководителя и принимаемые меры по устранению нежелательных расхождений фактических и бюджетных показателей. Так, например, невыполнение плана по реализации программных продуктов коммерческим предприятиям (процент выполнения задания - 72,61%) является для анализируемого центра ответственности неблагоприятным отклонением. Его причина состоит в том, что ряд фирм отказался от новых версий программ из-за частых сбоев, возникающих не по вине пользователей. Это отклонение является контролируемым для начальника отдела вторичных продаж коммерческим организациям . Единственная мера, которая может быть принята в данном случае, - повышение качества программных продуктов . Необходим более тщательный подход к разработкам новых версий. Ответственный за возникновение подобного неблагоприятного отклонения Иванов И.О. может понести наказание.  

Данный принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия нормативной базы , содержащей нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления определения нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие процессы, лимитирования отпуска в производство и на хозяйственные цели материальных и топливно-энергетических ресурсов , расчетов фондов оплаты труда , численности персонала , смет расходов на содержание аппарата управления , проектов отпускных цен и т.п. Вместе с тем в отечественной практике действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы.  

Прогнозы бюджетных показателей.  

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.  

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета . Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.  

Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии , надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели  

Наиболее простой метод - сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.  

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным (все остальные показатели остаются неизменными). Метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.  

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Они могут использоваться для сравнения показателей состояния бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения состояния бюджетов территорий.  

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели - бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами , соотношения собственных и регулирующих доходов и др.) выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.  

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата , начисления, все виды хозяйственных расходов , трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета . Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис. 6.7.  

В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей государственного бюджета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.  

Исходной точкой расчета управленческого результата является фактурирование. Этот расчет проводится на базе калькуляционных и бюджетных показателей, в структуре которых выделены организационная и техническая составляющие, и дополняется сравнением плановых и фактических величин. Управленческий результат является той итоговой информацией, на которую сориентирована вся работа по формированию отчетности контроллера . Этот результат, по сути, не является чистым результатом, а в большей мере показывает факт достижения или недостижения цели. Так, калькуляционные амортизационные отчисления и целевой доход с капитала были установлены на основании решений руководства.  

Риск анализируется, и в случае высокого показателя неблагополучного исхода предлагаемые проекты контролируются более тщательно. Менеджеру на этапе планирования полезно ответить на ряд вопросов как в предыдущие годы завершились проекты по НИР, уложились ли затраты и сроки в рамки бюджетных показателей если нет - что вызвало превышение затрат и увеличение сроков существуют ли проблемы сегодня или они были устранены.  

Важно постоянно оценивать выполнение программ по НИР. Если по какому-то проекту необходимо увеличить затраты и сроки по сравнению с бюджетными показателями, выполнимость этого проекта подвергается сомнению.  

Другим существенным моментом является то, что бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые аппаратом управления (директивные) показатели для отдельных подразделений (центров ответственности). Методология бюджетирования на отдельных предприятиях может различаться встречается планирование сверху вниз (проекты бюджетов подразделений разрабатываются службами аппарата управления) снизу вверх (проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями) встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления). Однако, в конечном итоге, утверждение бюджетных показателей происходит по линии аппарат управления (директивный орган) - подразделение (центр ответственности за исполнение утвержденных бюджетных показателей) .  

Следующий момент, на который следует обратить внимание, изучая теорию мотивации , связан с индивидуальным восприятием бюджетов и нормативов как некоторой системы целей . Напряженность бюджетных показателей может заставить менеджера делать все, чтобы не выйти за границы допустимых расходов, хотя это редко позволяет достичь лучших показателей. Один из способов эффективного использования бюджетов и нормативов как системы целей - это соотнести их с личными притязаниями менеджеров, т.е. сопоставить их с личными целями, которые менеджеры надеются достичь (и делают для этого все возможное). Исследования Стедри (1960) и Хофстеда (1968) по изучению взаимосвязи общих результатов деятельности организации, системы бюджетов и уровня притязаний менеджеров показали, что наихудшие результаты деятельности имеют место, когда перед работниками ставятся легко достижимые цели , а наилучшие - при постановке относительно сложных, но реалистичных целей. Иными словами, как слишком "мягкий", лак и слишком "напряженный" бюджет не способствует улучшению результатов деятельности . Результаты работы Хофстеда проиллюстрированы на рис. 16.3.  

Административный контроль присутствует в каждой организации в виде правил и указаний, подобных изложенным в бюджетном руководстве. Нет никаких сомнений в необходимости существования таких механизмов. Одна из проблем

1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

    Основные показатели государственного бюджета.

    Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

    Статистика внебюджетных фондов.

  1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

Государственные финансы – важнейшая составная часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения своих функций.

Задачами статистики государственных финансов являются:

    Изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов;

    Определение основных направлений изменения величины и структуры государственных финансов;

    Характеристика показателей, определяющих содержание и направление фискальной политики государства.

Государственные финансы складываются из нескольких элементов:

    Государственный бюджет, включающий бюджеты разных уровней государственного управления;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Финансы государственных предприятий.

Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. Это очень значительный инструмент управления экономикой страны. Направленное изменение фискальной политики государственного бюджета позволяет государству оперативно влиять на экономическую ситуацию в стране, правильное распределение собранных средств – сглаживать социальное напряжение в обществе, изменять пропорции между различными отраслями экономики, вызывать изменение темпов роста производства и потребления. Такой широкий круг проблем, решаемых при помощи государственного бюджета, вызывает потребность в его глубоком изучении.

Изучают государственный бюджет при помощи статистических методов анализа, которые позволяют:

    Совершенствовать бюджетные классификации в соответствии с международными стандартами;

    Определять общую величину бюджетных доходов и расходов, рассчитывать размер превышения одного показателя над другим;

    Изучать структуру доходов и расходов, ее изменение в течение определенного периода;

    Выявлять основные источники финансирования дефицита государственного бюджета или направления размещения свободных средств при наличии профицита;

    Определять размеры государственного внутреннего долга;

    Проводить анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

    Выявлять влияние фискальной политики государства на экономическое развитие страны и уровень жизни населения.

  1. Основные показатели государственного бюджета.

Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

К основным показателям государственного бюджета относятся:

  • официальные трансферты;

    кредитование минус погашение (чистое кредитование);

    превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

    государственный долг.

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

1.2. Основные характеристики бюджета

Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой потребители бюджетных средств - отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.

Доходы бюджета классифицируются:

· по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;

· по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;

· по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.

Формирование доходной части бюджета приобрело в настоящее время в основном налоговый характер.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжении органов государственной власти.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

· по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

· по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Статистика государственных финансов

ТЕМА 4.2. Статистика общегосударственных финансов и денежного обращения

Основные показатели статистики государственного бюджета; показатели финансирования государственного бюджета и государственного долга; факторы, влияющие на уровень доходов государственного бюджета; методы анализа доходов государственного бюджета; система показателей статистики денег и денежного обращения; денежные агрегаты; денежный оборот и скорость обращения денег; анализ структуры денежной массы.

Государственные финансы - важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их составные части: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Центральным звеном этой системы является государственный бюджет (госбюджет).

Госбюджет определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования. Задача статистики госбюджета - определить:

♦ общую величину доходов и расходов, размер превышения расходов;

♦ структуру доходов и расходов бюджета;

♦ исполнение госбюджета на всех уровнях управления;

♦ источники финансирования дефицита:

♦ размеры государственного внутреннего и внешнего долга;

♦ эффективность проведения фискальной политики;

♦ влияние фискальной политики на экономику и уровень жизни населения.

Система статистических показателей госбюджета определяется бюджетной классификацией, которая относит все операции, осуществляемые органами государственного управления, к платежам или поступлениям.

Платежи и поступления, осуществляемые через госбюджет делятся на невозвратные и возвратные.

Невозвратные платежи и поступления считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг, и безвозмездными, если такой поток отсутствует (сборы и платежи - возмездные операции, налоги - безвозмездные).

Возвратные поступления возникают в результате договорных отношений и имеют фиксированный срок погашения. Если договорные обязательства с фиксированным сроком погашения отсутствуют, то они считаются невозвратными.

Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, подразделяются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если получены из негосударственных источников.

К основным показателям статистики госбюджета относятся:

♦ доходы;

♦ официальные трансферты;

♦ расходы;



♦ чистое кредитование (кредитование минус погашение);

♦ профицит и дефицит.

Доходы (поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет, которые разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые (обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государством, с целью удовлетворения своих потребностей) и неналоговые поступле­ния (возмездные поступления, - например, доходы от собственности, сборы и др. - и некоторые безвозмездные поступления - например, штрафы, текущие частные пожертвования).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные.

Официальные трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, полученные от других учреждений (отечественных или зарубежных).

Расходы - это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются.

Расходы разделяются на текущие (возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей) и капитальные (возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсация убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала).

Показатель «Чистое кредитование» (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выруч­ки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Дефицит госбюджета возникает в случае превышения его расходов над доходами.

Профицит госбюджета - это превышение доходов над расходами.

Предусмотрена также группировка расходов бюджета по трем признакам:

♦ функциональному назначению;

♦ экономическому назначению;

♦ ведомственному назначению.

Функциональная структура расходов отражает направления государственной деятельности (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социальное развитие).

Группировка расходов по экономическому назначению - разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т. е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров или услуг) и безвозмездными. Данная группировка расходов позволяет детально распределить расходы по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и др.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Группировка расходов по ведомственному признаку осуществляется с целью придания адресного характера процесса распределения финансовых ресурсов госбюджета. Данная группировка расходов дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распоря­дителям (исполнителям) - федеральным министерствам и ведомствам.

Показатель Расчет
Исполнение доходной части Доходы фактические Доходы планируемые
Исполнение расходной части Расходы фактические Расходы планируемые
Зависимость бюджета Привлеченные средства Доходы бюджета
Самостоятельность – обеспечен-ность населения собственными доходами Собственные доходы бюджета
Бюджетообеспеченность Доходы бюджета Среднегодовая численность населения
Налогоёмкость – доля налоговых поступлений в доходах Налоговые доходы Всего доходов бюджета
Бюджетная обеспеченность социальных стандартов Расходы по социальным статьям Среднегодовая численность населения
Дефицит (профицит) бюджета Доходы бюджета – Расходы бюджета Расходы бюджета
Нагрузка – затраты на содержание аппарата управления Затраты на содержание аппарата МО 1 Среднегодовая численность населения
Дотационность – объем дотаций на одного человека МО Дотации, субвенции, субсидии Среднегодовая численность населения
Эффект – разность между доходами и расходами на 1 чел. Бюджетные доходы – расходы Среднегодовая численность населения
Показатели структуры бюджета Расходы по статье Всего расходов бюджета

МО 1 – муниципальное образование

Этот перечень социальных услуг обусловлен: во-первых, бюджетными разделами, по которым осуществляется финансирование из бюджета: во-вторых, классифицируются социальные услуги, предоставляемые населению.

Раздел 9. Финансы предприятий и организаций

Лекция 1. Денежные фонды организации.

Активы и пассивы

Финансы предприятий являются не просто составной ча­стью, а исходной основой финансовой системы страны. Здесь создается национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов государства.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе произ­водства и использования совокупного общественного продук­та, национального богатства и национального дохода и свя­занных с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресур­сов.

Все отношения, определяющие сущность финансов пред­приятий, опосредованы в денежной форме.

Связанные с формированием и увеличением уставного
капитала предприятий;

Связанные с возникновением вновь созданной стоимо­сти между предприятиями в процессе их производственной
и коммерческой деятельности;

Между предприятием и финансовой системой при уп­лате налогов, сборов, отчислений и платежей в бюджеты всех
уровней, внебюджетные фонды и страховые организации, получении ассигнований из бюджета, бюджетных ссуд, на­
логовых льгот, страховых выплат, а также при применении штрафных санкций;

Между предприятиями и банковской системой в про­цессе хранения денег на банковских счетах, осуществления расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов и пользования другими банковскими услугами;

Между предприятием и его работниками по распреде­лению и использованию денежных доходов, в том числе по выплате дивидендов и процентов;

Между предприятиями и его акционерами и пайщика­
ми по распределению и использованию денежных доходов;

Между предприятиями и его подразделениями, выше­
стоящей организацией, союзами, ассоциациями или холдин­гами, членами которых они являются по исполнению взятых на себя финансовых обязательств.

Финансы предприятий выполняют те же функции, что и государственные финансы: распределительную и конт­рольную , однако сфера их деятельности шире. Если государ­ственные финансы выполняют свои функции на стадии вто­ричного распределения и перераспределения национального дохода, то финансы предприятий начинают свою деятельность еще на стадии образования национального дохода.

Посредством распределительной функции происходит формирование и увеличение уставного капитала предприя­тий, определяются пропорции в распределении получаемых доходов, обеспечивается сочетание интересов государства, субъектов хозяйствования и отдельных работников.

Основой контрольной функции является стоимостной учет зат­рат на производство и реализацию продукции и услуг, формирова­ние денежных фондов. Финансы объективно отражают состояние экономики предприятия, а, значит, могут активно воздействовать на их деятельность и контролировать ее: от эффективности производства, рационального использования финансовых ресурсов за­висит финансовая устойчивость предприятия.

Основой организации финансов предприятий является наличие финансовых ресурсов в размерах, достаточных для осуществления производственной и коммерческой деятельно­сти. Финансовые отношения предприятий строятся на ряде общих и специфических принципов.

К принципам финансовых отношений предприятий в первую очередь следует отнести

Принцип плановости, означающий взаимо­связь и взаимозависимость финансовых и производственных планов, а также предварительный контроль за образованием и использованием всех видов ресурсов предприятия.

Принцип коммерческого расчета, заключающийся в хозяйственной самостоятельности для получения максимума прибыли при минимуме затрат.

Ответственность, которую несет предприятие за результаты своей деятельности, вплоть до банкротства в случае несоиз­мерения расходов с доходами.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Этот принцип реализуется в формиро­вании резервных фондов на предприятиях.

Принципы разграничения средств основной и инвестиционной деятельности и источников формирования оборонных средств на собственные и заемные.

Принцип их сохранности.

Формирование, управление и использование средств целевых денежных фондов, что и является содержанием еще одного принципа организации финансов предприятий.

На организацию финансов предприятий влияют органи­зационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности.

Финансовая деятельность организации, независимо от формы хозяйствования основывается на наличии финансовых ресурсов, формирующих денежные фонды.

Финансовые ресурсы - это совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенных для выполнения его финансовых обя­зательств, финансирования текущих затрат и затрат, свя­занных с расширением производства.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределя­ют финансовое благополучие предприятия.

В рамках финансовой терминологии финансовые ре­сурсы хозяйствующих субъектов принято группиро­вать на собственные и заемные, внутренние и внешние (Рис. 9.1.).


Рис. 9.1. Классификация финансовых ресурсов организации

Прибыль - это основной показатель деятельности предприятия, представляющий собой чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Амортизационные отчисления – внутренний источник финансовых ресурсов предприятия - денежное выражение сто­имости износа основных средств и нематериальных активов.

Дополнительная эмиссия ценных бумаг - внешний ис­точник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия; с ее помощью происходит увеличение акцио­нерного капитала предприятия, а также привлечение допол­нительного складочного капитала путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.

Безвозмездная финансовая помощь - внешний источ­ник формирования собственных финансовых ресурсов: бюджетные ассигнования на безвозвратной ос­нове, они выделяются для финансирования го­сударственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет обще­государственное значение.

Прочие источники финансовых ресурсов - бесплатно передаваемые предприятиям материальные и нематериаль­ные активы, включаемые в состав их баланса.

Финансовые ресурсы объединяются в денежные фонды. Их создание служит важной сторо­ной финансовой деятельности, а процесс формирования начинается с момента организации предприятия. При помощи различных денежных фондов осуществляется обес­печение хозяйственной деятельности требуемыми денежны­ми средствами.

Денежные фонды, создаваемые в организации можно разбить на четыре группы:

I группа - Фонды собственных средств включают: средства уставного капитала, добавочный и резервный ка­питал, инвестиционный и валютный фонд;

II группа - Фонды привлеченных средств охватывают фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы бу­дущих периодов, создаваемые резервы предсто­ящих расходов и платежей;

III группа - Фонды заемных средств - кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг и прочие заемные средства. Специфика деятельности предприятия состоит в том, что оно предприятие не может обойтись без привле­чения заемных средств;

IV группа - Оперативные фонды: фонды выплаты заработной платы, дивидендов, платежей в бюджет и прочие.

Кроме перечисленных на предприятии создается ряд других фондов денежных средств: для погашения кредитов банков, освоения новой техники, научно-исследовательских работ, от­числений вышестоящей организации.

Все денежные фонды группируются в активы и пассивы и отражаются в Балансе организации.

Активы - совокупные имущественные ценности, исполь­зуемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Пассивы - источники образования хозяйственных средств, имеющиеся у предприятия, их назна­чение, принадлежность и обязательства по платежам.

По экономическому содержанию активы представляют собой имущество предприятия, а пассивы - денежные средства, используемые в формировании этого имущества.

Активы организации классифицируются по различным признаками, основная группировка с позиций финансового менеджмента – по форме функционирования актива:

1.Форма функционирования актива :

*материальные активы, имеющие вещную (материаль­ную) форму :

Основные средства,

Незавершенные капитальные вложения,

Объем незавершенного производства,

Запасы готовой продукции и товаров.

*нематериальные активы, не имеющие вещной формы , но принимающие участие в хозяйственной деятель­ности и приносящие прибыль:

Права пользования программными продуктами,

Патентные права,

Секреты производства,

Товарный знак и торговая марка,

- «гудвилл».

*финансовые активы - финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении:

Денежные активы в национальной и иностранной валютах,

Дебиторская задолженность;

Финансовые вложения.

2. По характеру участия в производственном цикле :

Оборотные (текущие) используются в операцион­ной деятельности предприятия и полностью потреб­ляются в течение одного производственного цикла;

Внеоборотные неоднократно принимают участие в процессе хозяйственной деятельности, то есть в не­скольких операционных циклах до того момента, пока полностью не перенесут свою стоимость на готовую продукцию.

3. В зависимости от источников формирования :

Валовые, характеризующие всю совокупность ак­тивов предприятия, созданных за счет собственно­го и заемного капитала;

Чистые, формируемые только из собственного капи­тала.

4. В зависимости от права собственности на них предприятия:

Собственные (находящиеся в постоянном владении предприятия на праве собственности);

Арендуемые (находящиеся во временном владении предприятия на праве аренды).

5. По степени ликвидности:

Абсолютно ликвидные (денежные активы);

Высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, кратко-срочная дебиторская задолжен­ность);

Среднеликвидные (запасы готовой продукции, де­биторская задолженность);

Слаболиквидные (внеоборотные активы, долго­срочные финансовые вложения);

Неликвидные (безнадежная дебиторская задол­женность, убытки).

Пассивы - это источник образования имущества пред­приятия, прежде всего обязательства, которые пред­приятие должно исполнять. Состав пассивов у каждо­го предприятия различен, включает в себя собственный и заемный капитал.


Top