Конкурс в электронной форме. Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция Закон 44 фз открытый конкурс оценка

Новая процедура в Законе № 44-ФЗ - открытый конкурс в электронной форме. С 1 июля по 31 декабря 2018 заказчик может проводить ОКЭФ, а с 1 января 2019 заказчик обязан все процедуры проводить только в электронном виде, традиционный «бумажный» конкурс уходит в прошлое. Электронный конкурс сложнее - целых 4 протокола!

Электронная система конкурса предусматривает определенный состав заявки:

1-я часть + 2-я часть + предложение о цене контракта

Что должно быть в первой части ?

  • Согласие на все условия заказчика.
  • Качественные, функциональные и экологические характеристике в том случае, если заказчик установил соответствующий критерий. Если файл с этими характеристиками не приложен, заявка не отклоняется, а просто получает по этому критерию 0 баллов.
  • Конкретные показатели и указание на товарный знак, если заказчик установил требования к товару.

Первая часть конкурсной заявки в электронном виде не может содержать сведений об участнике и о предлагаемой им цене контракта. Не должно быть также никаких приложенных файлов, раскрывающих анонимность. Все документы, подтверждающие квалификацию, должны быть в составе второй части заявки. При нарушении требования анонимности первых частей заказчик должен отклонить заявку. Не отклонит – получит штраф по КоАП. Цель новшества – минимизировать возможность сговора участников (картельных соглашений) и исключить сговор участников и заказчика.

Открытый конкурс в электронном виде включает новый в системе электронных торгов по 44-ФЗ этап – переторжку («подачу окончательных предложений о цене контракта»).

Окончательные предложения о цене будут подаваться между оценкой заказчиком первых частей и оценкой вторых. Но! Протокол подачи окончательных предложений поступит заказчику из системы торгов только после получения площадкой протокола оценки по вторым частям, т.е. сначала заказчик выставляет баллы по всем неценовым критериям, и только потом узнает у кого какая цена. Подсказать «своему» какую цену поставить на переторжке заказчик не сможет.

Тем не менее, сроки остаются приемлемыми. Подсчет с переводом рабочих дней в календарные и с учетом порядка исчисления сроков по ГК РФ, показывает, что если заказчик будет спешить, т.е. рассматривать заявки в день их поступления от электронной площадки, то от публикации извещения до заключения контракта можно уложиться в 36 календарных дней.

Какую работу заказчика возьмет на себя площадка

Обязательное согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией. Согласие обеспечивается простановкой обязательной «галочки» в нужном поле на электронной площадке;

Соответствие участника обязательным требованиям (статья 31 Закона № 44-ФЗ) –декларация подается путем заполнения структурированной формы;

Проверку на «эсэмпэшность» - если требуется;

Проверку на наличие в реестре недобросовестных поставщиков, если заказчик установил соответствующее требование;

Указание участником страны происхождения товара – если закупается товар, входящий в перечни многочисленных контрсанкционных постановлений;

Другие виды электронных конкурсов по 44 ФЗ с 1 июля 2018 года: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс.

Когда будет ближайший практикум по проведению открытого конкурса в электронной форме можно узнать , а посмотреть программу

  • On 12.03.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Статьи, Электронная подпись

Открытый конкурс - способ закупки для неограниченного круга участников. Для заказчика такой способ закупки хорош тем, что позволяет оценивать заявки не только по цене, но и по прочим критериям. Например, это могут быть качественные характеристики объекта закупки. Поставщики же не слишком жалуют конкурсы, что связано с довольно сложной процедурой подготовки заявки.

Тем не менее закон определяет открытый конкурс как преимущественный метод выбора поставщика . Это значит, что если нет оснований для проведения других процедур, должен проводиться открытый конкурс. О нем и о его этапах расскажем далее.

Как происходит извещение о конкурсе

Размещение извещения об открытом конкурсе осуществляется заказчиком в ЕИС как минимум за 20 дней до процедуры вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам). Заказчику также предоставляется возможность разместить сведения о конкурсе в СМИ. Извещение составляется с указанием:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • информации, которая обязательна для всех закупок;
  • требований к участникам и перечня документов, которые нужно направить заказчику;
  • способов получения участниками конкурсной документации с указанием сроков, места, оплаты (если она предусмотрена за снятие копий документов);
  • даты, места и времени открытия заявок, их рассмотрения и оценки;
  • конкурсных преимуществ, предоставляемых участникам;
  • требований с учетом национального режима закупки;
  • счета для внесения денежных средств в целях обеспечения заявки.

Документация открытого конкурса

Вместе с извещением заказчиком публикуется документация по конкурсу и проект контракта - в целом и по лотам. Все то же самое публикуется в ЕИС в электронно виде и бесплатно доступно неограниченному кругу лиц.

До момента публикации отправка конкурсных документов потенциальным участникам запрещена!

Кроме информации, предусмотренной в извещении, в конкурсной документации:

  • описывается объект закупки и условия контракта;
  • обосновывается НМЦК ;
  • приводятся требования в отношении состава и содержания заявки , включая описание предложения поставщика;
  • приводится инструкция для правильного заполнения заявки;
  • содержится условие об изменении условий контракта (когда это предусмотрено законом);
  • разрешается заключение контрактов по НИОКР с несколькими участниками;
  • приводится порядок и срок отзыва опоздавших заявок, внесение в них изменений;
  • содержатся правила и сроки подачи запроса на разъяснения ;
  • приведены критерии, по которым оцениваются заявки (включая величину их значимости) и порядок рассмотрения;
  • определяется размер обеспечения заявки и контракта , в том числе условия банковской гарантии;
  • представляется информация о сотрудниках контрактной службы, ответственных за эту закупку;
  • обозначен срок подписания контракта победителем открытого конкурса, условия признания участника уклоняющимся;
  • представлена информация о расторжении контракта в одностороннем порядке .

Требования, ограничивающие число участников или свободный доступ к открытому конкурсу, недопустимы.

Также в документации приводятся дополнительные требования для специфических закупок:

  1. Связанных с услугами депозитариев, управлением пенсионными накоплениями и ипотекой военнослужащих.
  2. Связанных с перевозкой пассажиров и багажа при помощи автомобильного и городского наземного электротранспорта.

Заказчик должен удовлетворить запрос по получению закупочных документов от любого потенциального участника не позднее 2 рабочих дней . За предоставление документации на бумажных или электронных носителях заказчик имеет право установить плату, не превышающую затрат на их изготовление.

Не менее чем за 5 дней до конца срока направления заявок заказчик имеет право изменить положения документации . При этом объект закупки и сумма обеспечения остаются неизменными.

На размещение изменений в ЕИС у заказчика есть 1 рабочий день . Для отправки новой информации участникам, которым представлена документация, предусмотрено 2 рабочих дня .

Между публикацией изменений и окончанием срока принятия заявок должно пройти не менее 10 дней . Если это условие не исполняется, прием заявок продлевается. При замене конкурсной документации только по отношению к одному лоту продление срока принятия заявок делается только для него.

Запрос на разъяснение положений документации

Участники могут направлять заказчику запросы относительно конкурсной документации. Это можно сделать в том случае, если до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней . Заказчик отвечает в течение 2 рабочих дней с момента получения запроса в бумажном или электронном виде. Для размещения разъяснений в ЕИС дается 1 рабочий день . Запрещается указывать адресата запроса о разъяснении. Данное по запросу разъяснение не должно менять сущность документации.
О подготовке конкурсной заявки пр 44-ФЗ:

Подача заявки на открытый конкурс участниками

Ознакомиться с порядком, местом и сроками подачи заявки можно в документации по закупке. В законе указаны две формы подачи заявок на конкурс:

  • запечатанный конверт, не позволяющий просматривать содержимое;
  • электронный документ, доступ к которому закрыт, пока не кончится срок подачи заявок.

Заказчиком в документации может быть предложен шаблон заявки, однако он необязателен для использования участником.

Заявка участника включает информацию о нем с приложением пакета необходимых документов.

  1. Основные сведения . Для организаций: название, контактные данные, адрес, ИНН учредителей, руководства. Для физических лиц: ФИО, данные паспорта, ИНН, адрес.
  2. Выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или заверенная у нотариуса), полученной не ранее 6 месяцев с момента даты опубликования конкурса в ЕИС. Не все заказчики принимают электронную выписку с ЭЦП инспектора. Оптимальным выбором является бумажный вариант.
  3. Иностранные лица предоставляют :
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя организации :
    • копия решения, в котором говорится о назначении или избрании руководителя;
    • копия приказа о назначении;
    • представителем организации может быть не только руководитель, но и иное лицо. К такой заявке нужно приложить доверенность . При подписании доверенности уполномоченным лицом, а не руководителем, к заявке прилагается документ, подтверждающий полномочия.
  5. Учредительные документы (копии) организации.
  6. Решение об одобрении крупной сделки (оригинал, копия) в случаях:
    • если обеспечение заявки или контракта для участника является крупной сделкой;
    • если сумма контракта является крупной сделкой (когда необходимость иметь решение предусмотрена учредительными документами организации или законодательством).
  7. Оригиналы (или копии, заверенные нотариально) документов, свидетельствующих о подтверждении преимуществ для уголовно-исправительных предприятий и организаций инвалидов.
  8. Если для объекта закупки - документы о соответствии участника и объекта закупки установленным условиям , запретам и ограничениям.
  9. Декларация о принадлежности к СМП или СОНКО при закупке, объявленной для данной категории участников.

Кроме перечисленных документов, в состав заявки включают:

  1. Предложение участника относительно предмета закупки, цена за его единицу, указание страны происхождения товара.
  2. При конкретных требованиях к объекту закупки - документы подтверждающие его соответствие этим требованиям.При этом заказчик не имеет права истребовать документацию, передаваемую на основе законодательства поставщиком вместе с товаром.
  3. При цене, сниженной в предложении участника более, чем на 25% от НМЦ (при стоимости закупки <15 млн. рублей) прилагаются документы, подтверждающие добросовестность участника. Если таких документов нет в составе заявки, победитель должен будет предоставить обеспечение контракта, увеличенное в 1,5 раза .
  4. Документ об обеспечении заявки - подтверждение банковского платежа о денежном переводе на расчетный счет заказчика или гарантия банка.
  5. При указании критерия оценки «квалификации участника » к заявке следует приложить подтверждающие документы. Однако при их отсутствии отклонение заявки невозможно - участнику просто присуждается «0» по данному критерию.
  6. В качестве приложения к заявке можно использовать эскизы, рисунки, чертежи, фотографии или пробные образцы товара.

Истребование иной информации и документов, помимо перечисленных, заказчиком от участников запрещено!

Допускается подача участником только одной заявки на закупку или отдельный лот. Подача заявки на совместное произведение искусства возможна от нескольких человек, которые будут выступать в роли единого участника закупки.

При проведении закупки на выполнение свыше двух поисковых научных исследований участнику предоставляется право на подачу заявки лишь в отношении одной работы.

Заявитель ответственен за достоверность информации и документов, содержащихся в заявке.

Правила оформления

Требований к оформлению немного:

  1. Каждый из листов заявки должен быть прошит и пронумерован. Непрошитая заявка будет отклонена, а вот непронумерованных листов это не касается.
  2. В качестве первого листа прикрепляется опись документов в составе заявки. Без описи заявка будет отклонена.
  3. Заявка скрепляется подписью руководителя и печатью (если она есть).

Иных требований заказчик к оформлению заявки устанавливать не должен!

Прием заявок

Заказчик регистрирует заявки, которые поступили в срок. Правила приема заявок таковы :

  1. Заявки не могут быть отклонены, если на конверте не содержится информация о подавшем ее лице. Этого также нельзя требовать в документации.
  2. Заявки принимаются вплоть до наступления сроков вскрытия конвертов (или заявок в электронном формате).
  3. Конфиденциальность обеспечивается заказчиком в обязательном порядке. Конверты до момента вскрытия не повреждаются и не открываются.
  4. При достижении крайнего срока подачи заявок их прием прекращается. Заявки более не подлежат регистрации заказчиком и отправляются обратно (при наличии адреса на конверте).

Если ни одной заявки на открытый конкурс так и не поступило, он будет считаться несостоявшимся . При наличии нескольких лотов в закупке несостоявшимся считается тот, на который не подано ни единой заявки.

Процедура рассмотрения и оценки заявок

Как вскрываются конверты

Комиссия одновременно вскрывает поступившие заявки в бумажном или электронном виде в то время и в том месте, которые указаны в информации о закупке. Каждый из участников, подавших заявку, может присутствовать при этом процессе. Заказчик, со своей стороны, обеспечивает ведение аудиозаписи процедуры.

Подать заявку допустимо непосредственно на вскрытии конвертов - об этом заказчик должен объявить заранее.

Заказчиком объявляются вслух и вносятся в протокол следующие сведения :

  • в отношении вскрытия конвертов: дата, место, время;
  • информация о компании или физическом лице, подавшем заявку;
  • сведения о наличии в составе заявки документов и информации об участнике;
  • условия исполнения контракта для оценки заявки.

При отсутствии заявок или подаче всего одной заявки признается, что открытый конкурс не состоялся. Это фиксируется в протоколе вскрытия конвертов всеми членами комиссии по окончании процедуры. До конца следующего рабочего дня протокол публикуется в ЕИС.

При подаче двух заявок от одного участника заказчик не производит рассмотрения ни одной из них.

Как производится оценка заявок

На оценку заказчику отводится до 20 дней с момента вскрытия конвертов . Продление на срок до 10 рабочих дней допускается при закупках в научной и культурной областях, в сфере искусства. При продлении срока информация об этом размещается в ЕИС.

Если оформление и содержание заявки, а также сам участник, отвечают требованиям 44-ФЗ и заказчика (согласно документации к конкурсу), то заявку признают соответствующей.

Отклонение заявки возможно в следующих случаях :

  • несоответствие участника или заявки указанным требованиям;
  • предоставление участником недостоверных сведений.

Оценка заявок производится комиссией согласно критериям, указанным в конкурсной документации. При соответствии требованиям лишь одной заявки или при отсутствии таковых конкурс признается несостоявшимся.

Подведение итогов

На основе результатов оценки каждой заявки комиссией присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности условий. Заявка участника с наилучшими условиями становится № 1 . При одинаковых условиях в нескольких заявках меньший порядковый номер присваивается предложению, поступившему ранее прочих. Конкурс на выполнение нескольких научно-исследовательских работ подразумевает выбор нескольких победителей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит:

  • сведения о дате, месте и времени оценки заявок;
  • сведения об участниках, чьи заявки были рассмотрены;
  • сведения об участниках, чьи заявки отклонили (с указанием причины, ссылки на законодательные нормы или закупочные документы);
  • решение каждого члена комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе отклонена;
  • порядок, согласно которому происходит оценка заявок;
  • баллы, которые присвоены заявкам по критериям оценки;
  • порядковый номер, под которым зарегистрирована заявка;
  • наименования и контакты участников, чьи заявки получили номера «1» и «2».

Протокол рассмотрения единственной заявки содержит:

  • время, дату и место, где проводится оценка;
  • наименование и контакты юрлица или физлица, от которого поступила заявка;
  • решение каждого из членов комиссии относительно соответствия заявки 44-ФЗ и закупочной документации;
  • решение о заключении контракта с данным участником.

Составление протоколов происходит в двух экземплярах с подписями каждого из членов комиссии. Первый экземпляр заказчик оставляет у себя, а второй вместе с проектом контракта отправляется победителю конкурса в срок до 3 рабочих дней с момента подписания протокола. В течение 1 рабочего дня происходит публикация протокола в ЕИС.

Любому участнику предоставляется возможность отправки запроса для выяснения итогов конкурса. Ответить на него заказчик должен в течение 2 рабочих дней .

Хранение протокола и аудиозаписей вскрытия конвертов заказчиком осуществляется не менее 3 лет .

Заключение контракта

Заключение контракта происходит в срок от 10 до 20 дней с момента публикации протокола оценки . Условия берутся из проекта контракта, добавляются лишь сведения из заявки победителя. Стоимость контракта не должна превышать НМЦК.

Подписание контракта победителем происходит в срок до 10 дней с того момента, как опубликован итоговый протокол. Перед подписанием он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. При невыполнении данных условий считается, что победитель уклоняется от заключения контракта. При этом заказчика может:

  1. Подать судебный иск относительно возмещения убытков из-за уклонения, если их сумма больше обеспечения заявки.
  2. Заключить контракт с участником конкурса под номером «2» , если тот согласен. Заказчик направляет ему проект контракта с обновленными условиями в срок до 10 дней со дня признания первого победителя уклонившимся. Участник № 2 предпринимает те же шаги, что и первый победитель (вносит обеспечение, подписывает контракт). Однако если даже он этого не сделает, «уклонистом» признан не будет.

После подписания контракта участником заказчику предоставляется 10 дней на внесение своей подписи , в противном случае уклонившимся будет признан уже он. Победитель, с которым не заключили контракт в срок, может обратиться в суд для возмещения убытков, вызванных отказом заказчика.

Денежные средства за обеспечение заявки должны быть выплачены победителю в течение 5 рабочих дней после того, как будет заключен контракт.

Если подписанию контракта в срок что-то препятствует (решение суда, непреодолимые обстоятельства), другая сторона уведомляется в течение 1 дня. Течение всех сроков приостанавливается до 30 дней . При отмене или изменении судебного решения либо недействительности обстоятельств непреодолимой силы второй стороне вновь направляется уведомление.
Небольшое видео о парктике признания победителя закупки уклонившимся от подписания контракта:

Когда открытый конкурс не состоялся

Заказчик прибегает к заключению контракта с единственным поставщиком в случае:

  • если на конкурс подается одна заявка, соответствующая требованиям;
  • если из всех присланных на конкурс заявок лишь одна соответствует полному списку требований.

Заказчик меняет план-график и проводит повторный конкурс в случаях:

  • когда не подано ни одной заявки на участие в конкурсе;
  • когда комиссией отклонены все заявки;
  • если последовал отказ участника, занявшего второе место.

Повторный конкурс

Публикация извещения заказчика о повторном конкурсе в ЕИС происходит как минимум за 10 дней до момента вскрытия заявок. В документации можно изменить срок исполнения контракта с добавлением времени на проведение повторного конкурса, а также увеличить цену на 10%. Объект закупки и его объем, равно как основные требования к участникам, остаются неизменными.

При невозможности проведения повторного конкурса заказчик меняет план-график и осуществляет закупку того же объекта путем запроса предложений .

Рассматриваемая форма осуществления госзакупки не относится к электронным торгам, поэтому не предполагает наличия у участника электронной цифровой печати и аккредитации на торговой площадке.

Вместе с тем, необходимость оформления заявки на участие в открытом конкурсе в бумажной форме может доставить серьезные неудобства большому количеству потенциальных участников, давно и успешно перешедших на электронный документооборот.

Подача заявки, и это также является требованием 44-ФЗ, производится в запечатанном конверте.

Объявление о проведении конкурса публикуется, как минимум, за 20 суток до даты завершения приема заявок. Кроме того, при внесении любых изменений в опубликованную конкурсную документацию за пять и большее количество дней до этого срока, продолжительность приема заказчиком заявок увеличивается на 10 дней.

Именно этими сроками необходимо руководствоваться поставщику при организации работы по оформлению и подаче заявки, позволяющей принять участие в открытом конкурсе.

Самый простой способ грамотно подготовить заявку - это заполнить размещенные в конкурсной документации формы этого документа, в дополнение к которым прилагается список запрашиваемой заказчиком документации.

Достаточно часто организатор конкурса не предъявляет требований к виду заявки. В подобной ситуации она оформляется в свободной форме, главное при этом - внести всю необходимую информацию.

Подача участником открытого конкурса запроса на разъяснение При возникновении вопросов, а также обнаружении в опубликованной документации по проведению открытого конкурса неточностей, противоречий или ошибок, потенциальный участник имеет возможность направить запрос на разъяснение.

Он может быть направлен не позднее, чем за 5 суток до срока окончания подачи заявок. 44-ФЗ предоставляет госзаказчику 2 дня, в течение которых участнику должен быть направлен ответ. Он обязательно публикуется на официальной интернет странице портала закупок.

При необходимости внесения изменений в существующую конкурсную документацию, связанных с ответом на запрос, на сайте размещается исправленный вариант документации, а срок подачи заявок увеличивается на 10 дней.

Отсутствие ответа на запрос или нарушение сроков его предоставления, а также отказ признать ошибки в существующей документации являются основанием для участника обратиться с жалобой в ФАС.

Заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N в силу указаний самого этого пункта не требует какого-либо дополнительного согласования в случае признания несостоявшимся конкурса, проводимого автономным учреждением или иным юридическим лицом на основании ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона N соответственно.
При признании несостоявшимся конкурса заказчиками, руководствующимися по общему правилу Законом N , заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N осуществляется по согласованию:
– при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд – с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
– при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ – с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
– при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд с органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании конкурса несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления указанного обращения.
Порядок согласования заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N на основании самого этого пункта утвержден приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189. Подробнее о согласовании заключения контракта в данном случае рассказывается в отдельном материале.

Вопрос о действиях заказчика в случае получения отказа контрольного органа в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом законом не урегулирован. По мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 05.02.2015 N Д28и-193, в этом случае заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч. 3 ст. 55 Закона N или новую закупку в соответствии с положениями этого Закона.

Контракт с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N при признании конкурса несостоявшимся в силу указаний этого пункта заключается в следующие сроки:
– при признании несостоявшимся конкурса, проводимого автономным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием или иным юридическим лицом на основании ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона N соответственно, – в срок не более чем 20 дней с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании конкурса несостоявшимся;
– при признании несостоявшимся конкурса, проводимого заказчиком, руководствующимся Законом N по общему правилу, в срок не более чем 20 дней с даты получения этим заказчиком согласования на заключение контракта от соответствующего органа.

Законом прямо не урегулирован вопрос о разногласиях, возникающих при заключении контракта в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N . Заключение контракта по итогам конкурса детально регламентировано нормами Закона N , которые не предусматривают возможности представления протокола разногласий (см. также соответствующий материал). Однако заключение контракта в соответствии п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N осуществляется, как было указано выше, уже в рамках отдельной процедуры закупки, которая непосредственно подписание контракта не регламентирует. Теоретически это допускает возможность направления протокола разногласий. Вместе с тем п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N

Многие участники стараются избегать участия в открытых конкурсах, например, по причине сложности подготовки конкурсных заявок. Наши эксперты подготовили статью, в которой постарались дать ответы на самые распространенные вопросы по данному виду закупок. Надеемся, что статья будет полезна не только участникам закупок, но и заказчикам.

В связи с изменениями в 44-ФЗ и переходом открытого конкурса в электронную форму, статья потеряла актуальность. Смотрите вебинар . Пётр Воронцов подробно расскажет о процедуре проведения и участия в электронном конкурсе.

Что такое открытый конкурс

Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

В каких случаях не проводится открытый конкурс

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений,
  • закрытые способы определения поставщиков,
  • закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Преимущества данного способа:

  1. при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
  2. часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
  3. отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
  2. длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
  3. высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
  4. расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ

Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

На данном этапе заказчик:

  • принимает решение о проведении закупки и форме её проведения,
  • занимается организацией и планированием предстоящей закупки,
  • формирует конкурсную комиссию (единую комиссию),
  • определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).

Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации.

Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).

Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Этап №4 — Прием и регистрация заявок

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:

  1. зарегистрировать заявку в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
  2. обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).

Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Важно:заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.

Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссиинепосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов

Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранитьтакого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).

Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условияисполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер(ч. 8 ст. 53).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.

Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).

Этап № 7 - заключение контракта с победителем открытого конкурса

По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.

Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.


Top