Урок «Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел. Голявкин. Никакой я горчицы не ел Голявкин никакой я горчицы не ел

Внеклассное чтение в начальной школе. Внеклассное чтение 1-4 класс. Рассказ для младших школьников. Рассказ о школе.

Виктор Голявкин. Никакой я горчицы не ел

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

— Поломалась?

Молчит шофёр.

— Поломалась? — спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

— Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

— Да я... не умею...

— Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

— Как с патентом?

Другой говорит:

— Хорошо с патентом.

«Что это, — думаю, — патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

— Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

— Что тебе?

— Мне ничего, — отвечаю, — я просто так...

— Тебе нечего делать?

— Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

— Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

— Как это?

— А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

— Не смешно, — говорю, — а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

— Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

— Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко...

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

Дворник вдруг из ворот выходит.

— Не тронь метлу!

— Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно...

— А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё

рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

— Куда лезешь? Эй!

Смотрю — нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься — опять:

— А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

— Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел — рабочие на лесах штукатурят, красят...

Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

— Плати, мальчик, снова.

— У меня больше денег нету. Только три копейки было.

— Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

— Ой, мне далеко пешком идти!

— А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?

— Откуда вы знаете?

— Я всё знаю. По тебе видно.

— А чего видно?

— Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.

— Никакой я горчицы не ел...

— Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. — А потом говорит: — Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я всё равно сошёл. Неудобно как-то.

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу

ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

— В ковш хочешь попасть?

Я обиделся.

— Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что

кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивлённо:

— Ты что?

— Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.

Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.

— Что с тобой?

— А чего?

— Что ты мне рожи строишь?

— На экскаваторе покатайте меня.

— Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?

— Я тоже, — говорю, — хочу на нём работать.

Он говорит:

— Эге, брат! Учиться надо!

Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.

А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.

Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.

Но почему мне так скучно?

Виктор Голявкин

Никакой горчицы я не ел

Рассказ

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Смотрю – машина стоит, шофер что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

– Поломалась?

Молчит шофер.

– Поломалась? – спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

– Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

– Да я... не умею...

– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

– Как с патентом?

Другой говорит:

– Хорошо с патентом.

«Что это, – думаю, – патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент еще скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

– Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

– Что тебе?

– Мне ничего, – отвечаю, – я просто так...

– Тебе нечего делать?

– Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

– Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

– Как это?

– А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

– Не смешно, – говорю, – а вы смеетесь.

Они как будто не слышат.

– Не смешно совсем. Что вы смеетесь?

Тогда один говорит:

– Мы совсем не смеемся. Где ты видишь, что мы смеемся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко...

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

Дворник вдруг из ворот выходит.

– Не тронь метлу!

– Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно...

– А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти еще рано. Уроки еще не кончились.

Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

– Куда лезешь? Эй!

Смотрю – нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься – опять:

– А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

– Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешел на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали все увидел – рабочие на лесах штукатурят, красят...

Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Еще круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

– Плати, мальчик, снова.

– У меня больше денег нету. Только три копейки было.

– Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

– Ой, мне далеко пешком идти!

– А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошел?

– Откуда вы знаете?

– Я все знаю. По тебе видно.

– А чего видно?

– Видно, что в школу ты не пошел. Вот что видно. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся.

– Никакой я горчицы не ел...

– Все равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. – А потом говорит:

– Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я все равно сошел. Неудобно как-то.

Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да еще землю копает.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

– В ковш хочешь попасть?

Я обиделся.

– Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я веселый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивленно:

– Ты что?

– Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.

Я еще больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.

– Что с тобой?

– А чего?

– Что ты мне рожи строишь?

– На экскаваторе покатайте меня.

– Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?

– Я тоже, – говорю, – хочу на нем работать.

Он говорит:

– Эге, брат! Учиться надо!

Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.

А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.

Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.

Но почему мне так скучно?

План – конспект урока детской литературы.

Тема: В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». (комбинированный урок).

^ 3 четверть, 4 класс

Цель: знакомство детей с рассказом В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

Раскрыть главную мысль рассказа;

Учить делать выводы на основании анализа поступков героя;

Развивать навык выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: портрет писателя В. Голявкина, книга «Тетрадки под дождем», учебники «Родная речь» ч. 2., картинка с изображением экскаватора, компьютер, проектор, листочки с домашним заданием

Словарь.

Существительные: экскаватор, экскаваторщик, леса, проспект, патент, леса (строительные), кондуктор, прогульщик, дворник – дворик.

Прилагательные: горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное.

Глаголы: зачерпывает, штукатурить, надоест – не доест, купаются – копаются.

^ Ход урока.


  1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
Проверка готовности к уроку, взаимное приветствие.

Ребята, вы знаете, что такое горчица? Какая она на вкус? (горькая, ее просто так есть не будешь, ее намазывают тонко на хлеб и др.)

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». С этим автором вы встречаетесь впервые.

2. Подготовительная работа.

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Дети в его рассказах, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом автор заставляет нас думать.

Виктор Голявкин – писатель, а еще кто? (Еще он художник)

Продолжите предложение. Чаще всего героями рассказов Голявкина являются…(Чаще всего героями рассказов Голявкина являются мальчишки).
2.2. Предварительная словарная работа.

Прочитайте слова, читая только подчеркнутые буквы:

Эк па с м ка ун в т а б т ы ор (экскаватор)

Э м кс л к ыв ав ун а щ то пф рщ с и о к (экскаваторщик)

За бр че ре р а пы ш ва та е л т (зачерпывает)

Посмотрите на картинку с изображением экскаватора. Для чего используются эти машины? (их используют при земляных работах, они ковшом вычерпывают землю и др.)

Придумайте предложение с прочитанными словами. (Экскаватор ковшом зачерпывает землю. и др.)

Я сейчас вам прочитаю рассказ, а вы карандашом подчеркните слова, значение которых вам неизвестно.

3. Первичное чтение.

Чтение рассказа учителем.


  1. Беседа по первичному восприятию. Словарно- лексическая работа.
- Какие встретились непонятные слова? (М.б. : проспект – это большая широкая улица в городе, строительные леса – это вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных или ремонтных работ преимущественно снаружи здания (сооружения), патент - документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением, штукатурить - покрывать

(стены, потолки) специальным раствором для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки.)

Какой по настроению рассказ вы услышали? (Веселый)

Понравился вам мальчик – герой рассказа? Почему?

Как вы думаете, почему рассказ называется «Никакой горчицы я не ел»? (Это слова мальчика из текста.)

Представьте выражение лица мальчика, с которым он вышел из дома. Изобразите.

Какое должно быть выражение лица, чтобы люди могли сказать «…ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся.» (горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное…)

Попробуйте изобразить его мимикой.

Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так испортилось его настроение?! Давайте перечитаем рассказ частями по ролям заполним таблицу и выясним это. На экране таблица.

Но сначала немного отдохнем.

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? – Да!

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси зашипели: Ш-ш-ш-ш

Пошипели, помолчали

И, как зайцы поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

5. Работа с текстом.

5.1. Словарная работа по отработке техники чтения.

Прочитайте слова, которые написаны на доске.

Кон-дук-тор-ша(правильно ли употреблено слово? Как надо говорить? (кондуктор), про-гуль-щик, стро-и-тель-ные, при-слу-ши-ва-юсь.

Не ошибись:

Надоест – не доест, купаются – копаются, дворник – дворик.

5.2. Чтение первой части.(до слов «…Ходи себе и ходи»)

Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.(Хотелось петь, испытывал радость.)

Как можно его назвать, если он прогуливает занятия? (Прогульщик)

На экране появляются заполненные разделы таблицы.

5.3. Чтение второй части (по ролям) до слов «Вздохнул и дальше пошел.».

С кем встретился мальчик? (Мальчик встретился с шофером.)

Чем закончилась встреча с шофером? (Он его прогнал.) Почему? Заполняется таблица по разделам.

5.4. Чтение третьей части (по ролям) до слов «Значит, я опоздал немножко…».

С кем заговорил мальчик?

Патент – это документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Как вы думаете, кем были эти двое? (Они были изобретателями.)

Как они отнеслись к мальчику?

Какие чувства он испытал?

Заполнение разделов таблицы.

5.5. Чтение четвертой части (по ролям) до слов «Метлы даже жалко.».

Почему дворник прогнал мальчика? (Метла для работы).

Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик?

Заполнение разделов таблицы.

5.6. Чтение пятой части (3 человека) до слов «…рабочие на лесах штукатурят, красят.».

5.7. Чтение шестой части (по ролям) до слов «Неудобно как-то».

Как удалось кондуктору разоблачить мальчика (По выражению лица).

Заполнение таблицы по предложенным разделам.

5.8. Чтение шестой части (по ролям) до конца.

Заполнение таблицы по предложенным разделам.


Герой рассказа

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Какие чувства испытывал герой?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Прогульщик

Хотел петь, радовался свободе.

Шофер

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Вздохнул и дальше пошел.

^ Делай то, что умеешь.

Изобретатели

Смеются над ним, Иронизируют.

Удивление, обида, возмущение.

^ В мире много непознанного. Познай!

Дворник

Злится, прогнал. Метла для работы.

Нечем заняться, скучно, обида.

^ Не мешай другим работать.

Строители

Прогнали, накричали.

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

^ Знай правила безопасного поведения.

Кондуктор

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Усталость, испуг, стыд, страх.

^ Тайное становится явным.

Экскаваторщик

Не захотел разговаривать.

Удивление, желание работать на экскаваторе.

^ Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

(При заполнении таблицы ответы детей обобщаются. В таблице появляются предложенные выше ответы. Если дети не могут сделать вывод – появляется подсказка компьютера.)

  1. Обобщение. Итог урока.
- Так почему же испортилось настроение мальчика? (Мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.).

Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)

Какие выводы мы сделали? (чтение по таблице).

Похож ли этот рассказ на рассказы М. Зощенко? (Похож, он веселый и поучительный).

А чем отличается? (В раасказах Зощенко обычно вывод делает сам автор, а здесь смысл скрыт, мы должны догадаться, чему хотел научить нас автор.)

7. Домашнее задание.

Подготовьте выразительное чтение рассказа В. Голявкина; подготовьтесь продолжить фразу: «Школу прогуливать нельзя, потому что…»(Выдается на листочках)

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Смотрю - машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

Поломалась?

Молчит шофёр.

Поломалась? - спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

Угадал, - говорит, - поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

Да я… не умею…

Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

Как с патентом?

Другой говорит:

Хорошо с патентом.

«Что это, - думаю, - патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

Что тебе?

Мне ничего, - отвечаю, - я просто так…

Тебе нечего делать?

Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

Как это?

А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

Не смешно, - говорю, - а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко…

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

Дворник вдруг из ворот выходит.

Не тронь метлу!

Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…

А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

Куда лезешь? Эй!

Смотрю - нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься - опять:

А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел - рабочие на лесах штукатурят, красят…

Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

Плати, мальчик, снова.

У меня больше денег нету. Только три копейки было.

Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

Ой, мне далеко пешком идти!

А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?

Откуда вы знаете?

Я всё знаю. По тебе видно.

А чего видно?

Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.

Никакой я горчицы не ел…

Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. - А потом говорит:

Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я всё равно сошёл. Неудобно как-то.

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

В ковш хочешь попасть?

Я обиделся.

Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивлённо.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Виктор Владимирович Голявкин
Никакой я горчицы не ел

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Смотрю – машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

– Поломалась?

Молчит шофёр.

– Поломалась? – спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

– Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

– Да я… не умею…

– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу поближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

– Как с патентом1
Пате́нт – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Другой говорит:

– Хорошо с патентом.

«Что это, – думаю, – патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

– Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

– Что тебе?

– Мне ничего, – отвечаю, – я просто так…

– Тебе нечего делать?

– Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

– Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

– Как это?

– А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

– Не смешно, – говорю, – а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

– Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

– Мы совсем не смеём

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Ответы к школьным учебникам

Автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел». Это слова мальчика из текста. В рассказе говорится о прогульщике, которого разоблачила кондуктор трамвая: «Видно, что в школу ты не пошел. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся».

2. От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?

Рассказ ведется от лица мальчика, которому надоело ходить в школу.

3. Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Мальчику было скучно. Ничем не занимаясь, он попадал в нелепые ситуации. Разглядывая витрины, вначале он пел песни и радовался свободе. В разговоре с шофером выяснилось, что он не умеет чинить машины. Двое изобретателей, увидев, что он слушает их с открытым ртом и ему нечего делать, пошутили над ним. На него рассердился и прогнал дворник, рабочие накричали и согнали со строительных лесов. Мальчик также катался «зайцем» на трамвае. Несмотря на то, что мальчик стал улыбаться экскаваторщику, тот назвал его вид дурацким. Оказалось, чтобы работать на экскаваторе, тоже нужно учиться.

4. Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нём думают окружающие? Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

В рассказе мальчик ленивый, глупый, скучающий, равнодушный. «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест».
Шофер ответил мальчику: «Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе». - «Да я... не умею...».
Один из двух парней иронизировал над мальчиком: «Тебе нечего делать? Видишь, вон дом кривой? Пойди подтолкни его, чтоб он ровный был». И смеются оба. «Я что-то ответить хотел. По дороге придумал, вернулся к ним. Не смешно, - говорю, а вы смеетесь». «Эх, чем бы заняться? Ходить по улицам скучно. На леса строительные залезть?!»
Потом школьник, устав ходить, проехал несколько кругов на трамвае. Смотрел в окно вагона: «Все спешат куда-то то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно». Кондуктор определила, что он прогуливает школу.
Один из экскаваторщиков предостерег мальчика: «В ковш хочешь попасть?» - «Я в кабину хочу. Покатайте меня» - «Это машина рабочая». - «Я тоже хочу на нем работать» - «Учиться надо».
В. В. Голявкин не делает выводы, он лишь повествует, что школьник совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, так как не хочет учиться.

5. Прочитайте с друзьями рассказ по ролям.

При чтении по ролям надо расписать роли и запомнить реплики, те слова, после которых надо говорить следующему партнеру.


Top