«Золотой» и «синий» часы в фотографии. Волшебные часы фотографа

Многие задания там для меня ещё не по силам, но всегда интересно узнавать что-то новое. В этот раз я узнала о волшебных (на мой взгляд) часах для пейзажной фотографии - "золотом" и "синем".

Это настоящая драгоценность, за которой охотятся человеки с фотоаппаратами -- золотой час. Уникальное время суток, когда солнце находится близко к горизонту, и в воздухе как будто повисает медно-золотая пыль. Это происходит два раза за день: сразу после рассвета и незадолго до заката. Сымитировать такое освещение в фотошопе практически невозможно, а положение солнца в остальное время дня даёт совсем другой свет (и, что важно, совсем другие тени).

В золотой час хорошо снимать, например, пейзажи. Золотой контур очерчивает деревья, холмы, горы, придаёт цветам тёплые оттенки, подчёркивает воздушную перспективу. Ещё городские фото. В это время дня тени удлинняются, силуэты становятся чёткими, в окнах отражается закатный свет, на мостовую падают блики от витрин - городские снимки приобретают динамичность и выразительность. Замечательно получаются снимки, сделанные в контровом свете. И, конечно, портреты. Контровой свет закатного солнца подсветит волосы модели и золотыми отблесками подчеркнёт нежность её кожи. Для портретов во время золотого часа может пригодиться отражатель.

Технически съёмка в это время несложная: в большинстве случаев не нужен ни штатив, ни длинная выдержка. Здесь фотографу нужно выбрать особый ракурс, увидеть стеклянные элементы в убранстве города (закатные лучи красиво наполняют светом фонарные лампы, автобусные остановки, вазы и бокалы на столиках уличных кафе), интересно разместить в кадре тени от столбов и людей.

Нужно учитывать всего две вещи:

1. тёплые золотые лучи могут превратить красный цвет в тёмно-оранжевый или даже коричневый, это нужно иметь в виду при выборе одежды для модели, если оная подразумевается (модель. Ну и одежда тоже:)
2. фотографировать нужно быстро, пока не погас свет в конце тоннеля линзы. Помните -- в распоряжении у вас на самом деле не час, а всего минут двадцать, пока солнце не поднялось слишком высоко (на рассвете) или не упало за горизонт (на закате). За это время вам необходимо сделать все задуманные кадры.

Если золотой час, не зная такого названия, я замечала в природе и даже делала попытки его поймать, хотя чаще всего неудачные, то синий час стал для меня настоящим открытием. Я неподозревала о его сущестовании. Итак, следующий урок от Реццы.

Синий час, как и золотой час, тоже бывает два раза в день: когда солнце только ушло за горизонт (или вот-вот собирается из-за него выйти), небо окрашивается в интенсивный синий цвет. Как и солнечную "пыль" золотого часа, пронзительное кобальтово-ультрамариновое свечение неба тоже практически невозможно убедительно повторить обработкой на компьютере. Но в этом и нет необходимости -- с правильными настройками камера сама схватит все нужные оттенки. Более того, камера видит синеву неба даже тогда, когда нам оно кажется окончательно потемневшим!

☀ Cиний час

1. Место для съёмки необходимо выбрать заранее. Синий час длится совсем недолго -- 10-20 минут -- и это время не стоит тратить на беготню со штативом.

2. Для «гладкой» картинки необходимо снимать на длинной выдержке со штатива. Если вы фотографируете городской пейзаж или ландшафт, не забудьте закрыть диафрагму хотя бы на f16, чтобы все объекты были в глубине резкости. Это даст ещё и забавный эффект: искусственные источники освещения будут похожи на звёзды с несколькими лучами. Чем темнее небо, тем большая нужна выдержка

3. Снимать лучше в режиме Manual или в приоритете диафрагмы (Aperture).

4. Не стоит делать снимки слишком светлыми: всё-таки, мы фотографируем вечер! (или, в случае особого героизма, раннее утро:)

5. Если под рукой нет штатива, можно опереть камеру на что-нибудь или снимать на короткой выдержке с высоким ISO. В отдельных случаях бархатистость от зерна пойдёт кадру на пользу.

6. В последние минуты часа, даже если глазам кажется, что уже совсем стемнело, на длинной выдержке или высоком ISO цифровая камера всё ещё способна «вытянуть» из неба глубокий синий цвет. Пробуйте.

7. Во время съёмки синего часа не помешает тросик или пульт -- любое покачивание камеры смажет картинку. Если нет пульта или тросика, можно использовать таймер.

8. Снимать в синий час можно городские пейзажи, ландшафты, пустынные пляжи. Широкий угол подходит лучше, потому что в кадр помещается больше синего неба.

9. Портрет в синий час -- сложная задача не только для фотографа, но и для модели, и об этом лучше поговорить в отдельной статье. Вкратце: если съёмка ведётся на длинной выдержке, модели нужно будет стоять совсем неподвижно, и всё равно картинка скорее всего смажется. С другой стороны, всё зависит от задумки автора: если вы хотите поснимать «призраков», это как раз очень удобный способ.

10. Для городской съёмки лично мне больше нравится вечерний синий час -- и не только потому, что я убеждённая сова. Вечером в городе больше жизни во всех её фотогеничных проявлениях: ездят авто с включенными фарами, ходят люди, к тому же утром искусственное освещение на улицах уже выключено, окна тёмные, фонари не горят. Вечером эти дополнительные пятна света добавляют фотографии выразительности. Однако иногда утренняя «сонность» кадра на руку фотографу:


Калькуляторы синего и золотого часа

"Синий час" - время до восхода и после заката солнца.
"Золотой час" - время сразу после выхода или перед заходом солнца.


Калькулятор раз!
Калькулятор два!
Последний калькулятор ничего не знает о отмене "Зимнего времени" в России, так что рекомендуется делать поправку вручную. (для Москвы это теперь +4)

Существуют так же приложения для смартфонов.

Посмотрите внимательно на фотографии и подумайте, что же их объединяет, (ну кроме того, что от них захватывает дух).


Все эти фотографии сняты в одинаковых условиях освещения, когда солнце находится низко у линии горизонта. Во время золотого часа (обычно это первый час после восхода солнца или последний час до захода солнца) солнце дает очень мягкий, рассеянный, и теплый золотисто-красноватый свет, который так волшебно смотрится на фотографиях. Это вам не жесткий свет от полуденного солнца. При использовании освещения во время золотого часа, вы получите меньше резких контрастов на фотографии, уменьшите вероятность пересветить или недосветить объекты. Теплый мягкий свет красиво ложится на лица людей при портретной съемке, а длинные тени от низкого солнца придают фотографии большую текстурность и объем.

Поскольку источник света (солнце) находится сбоку, практически под углом 75-90 градусов, его можно использовать в качестве бокового или контрового освещения . Именно боковой и контровой свет создают объем на фотографии, прорисовывая красивые тени (боковой) и контуры (контровой) на объектах съемки. Присмотритесь еще раз к фотографиям на закате и на рассвете – обратите внимание, откуда падает свет, и вы поймете, в чем волшебство съемки в золотой час. А теперь немного советов про съемку во время «золотого часа»:

  • Планируйте все заранее. Это поразительно насколько быстро пролетает этот час, поэтому я рекомендую заранее продумать позы, композицию и проставить настройки, чтобы не тратить на это драгоценные минуты.
  • Определите свой золотой час. Для этих целей вы можете использовать либо онлайн калькулятор , либо собственные наблюдения.
  • Поэкспериментируйте с открытой диафрагмой. Даже если вы обычно не фотографируете на открытых диафрагмах, попробуйте сделать несколько снимков во время золотого часа. Таким образом вы можете получить естественный эффект боке. Фотография ниже была снята во время золотого часа, используя максимально раскрытое кольцо диафрагмы и короткое фокусное расстояние.

  • Кроме того, на открытой диафрагме вся фотография будет выглядеть мягче – более плавные градиенты на закатном небе,сглаженные, постепенно растворяющиеся лучи закатного солнца. Интенсивность света во время золотого часа очень быстро снижается, поэтому открытая диафрагма поможет вам снимать без штатива и при этом избежать съемки на завышенных ISO.
  • Не прекращайте фотографировать. Вся прелесть золотого часа в том, что свет быстро меняется и по интенсивности, и по цветовой температуре. Поэтому нужно успеть как можно больше за этот короткий промежуток времени.
  • Настройте вручную баланс белого. Золотой час – это не лучшее время полагаться на автоматический выбор баланса белого. Здесь важна не точность, а более художественный подход. Попробуйте использовать режим баланса белого «облачно», для того чтобы добавить теплоты на фотографии и усилить волшебное золотистое свечение. Ну или при дальнейшей конвертации из RAW и обработке скорректируйте цвета так, чтобы передать всю прелесть золотого заката.

Термином "золотые часы" профессиональные фотографы называют время дня с наилучшим освещением. Познакомимся с этим понятием поближе.

Если попытаться назвать одну самую важную составляющую фотографии, то это, безусловно, будет освещение. Можно отыскать великолепный пейзаж или невероятно красивую модель, но без правильного освещения вы получите плоскую и неинтересную картинку.

Это особенно актуально для уличной фотографии, поскольку чрезвычайно сложно, либо практически невозможно подсветить объект искусственным освещением и приходится полностью полагаться на естественный свет.

Следовательно, необходимо определить наилучшее с точки зрения освещения время суток. К счастью, профессионалы и фотографы-любители начали задаваться этим вопросом еще со времен появления фотокамеры, и решение было найдено. Время суток с наилучшим освещением назвали "золотыми часами".

Что такое "Золотой час"

Золотой час, который также иногда называют "волшебным часом" – это ориентировочно первый час после восхода солнца и последний час перед его заходом. Продолжительность этого времени варьируется в зависимости от времени года. В это время солнце висит низко над горизонтом, излучая мягкий, рассеянный свет, - гораздо более подходящий для съемки, нежели чем резкий полуденный свет, который, тем не менее, многие из нас предпочитают использовать для своих фотографий.

В течение "золотого часа" освещение является мягким, рассеянным и теплым.

При использовании освещения золотого часа, вы получите меньше контрастов на фотографии, уменьшите вероятность "потерять" некоторые объекты, находящиеся в глубокой тени, и "пересветить" ярко освещенные части. Теплые тона золотого часа привносят в композицию приятные ощущения, а длинные тени обнаруживают мельчайшие детали, добавляя текстуру и объем в изображение.

Следствием фотографирования во время рассвета и при закате будет относительно небольшое количество людей вокруг, что позволит вам спокойно работать.

Когда пользоваться золотым часом

Концепция золотого часа применима к любому типу уличной съемки – от таких очевидных вещей, как пейзажи и городские сюжеты, до портретов, снимков цветов и растений, и даже натюрмортов с участием автомобилей.

Профессиональные фотографы просто боготворят это время суток, и некоторые из них отказываются снимать в любое другое. Вам, конечно, не стоит воспринимать это как догму, но, как минимум, прислушаться стоит, ведь не зря же эти люди зовутся профессионалами.

Определение золотого часа

Самый быстрый и простой способ вычисления времени золотого часа – это воспользоваться калькулятором золотого часа. В основе этого калькулятора лежит более сложный, чем мы описали выше, алгоритм подсчета золотого часа. Тем не менее, вы с легкостью получите точный результат.

Определение золотого часа в том месте, где вы собираетесь снимать, позволит спланировать вашу работу.

Альтернативный способ определения золотого часа – это определить время восхода и заката. Наиболее простой способ – это использование онлайн-калькулятора восходов и закатов .

Итак, вы определились с объектом съемки и подготовили для этого соответствующее оборудование. Перед тем как нажать спусковую кнопку, ознакомьтесь с некоторыми советами.

Используйте штатив. Как правило, освещение непосредственно после восхода и перед закатом нельзя назвать ярким. Тем не менее, не вздумайте ждать более яркого света, поскольку вы тем самым упустите фантастические цвета и текстуру объектов. Просто установите камеру на штатив, снизьте светочувствительность ISO и снимайте на длинных выдержках.

Уделяйте достаточно времени подготовительным настройкам. Обычно золотые часы начинаются весьма неожиданно, поэтому очень важно быть полностью готовым. Пребудьте на место съемки заблаговременно (даже в середине ночи, если это потребуется) и произведите все необходимые настройки.

Не переставайте снимать. Во время золотых часов освещение меняется стремительно, и ваша композицию уже через несколько минут будет смотреться совершенно по-другому. Поэтому используйте этот час по полной – снимайте непрерывно, чтобы иметь возможность получить полный спектр эффектов.

Запаситесь горячими напитками и фонариком. Рассветы и закаты бывают очень холодными. Звучит достаточно очевидно, но, поверьте, иногда это забывается. Фонарик поможет вам увидеть, что вы собственно делаете и куда идете, а горячие напитки согреют во время ожидания подходящего кадра.

Съемка во время золотого часа привносит в изображение дополнительный цвет, текстуру и ощущение глубины.

Вне всякого сомнения, съемка во время золотых часов сделала прорыв в моей уличной фотографии. Конечно, это означает, что вы будете пользоваться фотоаппаратом в то время, которое раньше обычно проводили в постели, но результат стоит таких жертв. Попробуйте сами и вы увидите, как изменятся ваши фотографии.

Хотите научиться профессионально снимать в золотой час, а так же в темное время суток? Тогда кликните по картинке ниже и воспользуйтесь нашим акционным предложением!

Во время любой фотосъемки фотографа больше всего заботит освещение. И если речь заходит о естественном освещении, то лучшего времени, чем золотой час, не бывает. Самые волшебные фотоснимки получаются именно в час после восхода или час перед закатом солнца.

Наверняка вы уже сами делали снимки во время «золотого часа» или видели фото, снятые другими фотографами. Они отличаются очень мягким сиянием и золотистыми тонами. Это идеальные условия освещения для пейзажной фотографии и портретов.

Так что понимать, как работать с этим типом света, будет совершенно нелишне. Для тех, кто хочет научиться ловить это особенное время мы подготовили удобное базовое руководство.

Вкратце о «золотом часе»

«Золотой час» - это первый час после восхода солнца и последний час перед закатом. Когда солнце в небе находится в этих выигрышных точках, свет становится особенно мягким и красноватым. «Золотой час» не следует путать с магическим «синим часом» в кинематографии, который означает время перед рассветом и сразу после заката.

Чем же «золотой час» такой особенный?

Если вы хоть раз наблюдали это особое время дня, вы понимаете все его достоинства. Когда в утренний и вечерний час солнце стоит низко в небе, свет получается рассеянным и, как правило, более мягким. Снимки приобретают ни с чем несравнимое золотое сияние, и на них не видно резких теней. Это отличное время для получения эффектных длинных теней и подчеркивания текстуры предметов.

Что можно снимать во время золотого часа?

Да что угодно! Если вам удастся поймать солнце в течение этого времени суток, любой предмет или объект на фото будет очень красиво освещен. По сути, вам стоит поэкспериментировать с разными жанрами фотографии: снимать пейзажи, портреты, городские виды, предметную фотографию и даже макрофотографию.

Но вы не ограничены лишь съемкой на улице. Это отличное время, чтобы фотографировать в помещении - из окон будет струиться мягкий естественный свет.

1. Подготовьтесь

К этому типу фотосъемки нужно готовиться заранее. То, что «золотой час» приходится на совсем небольшой отрезок времени, действительно ограничивает время фотосессии. Решите, куда отправитесь, и что будете снимать. Идеальное время для съемки в «золотой час» можно вычислить с помощью удобного калькулятора «золотого часа» .

2. Начните с фронтального освещения

Начнем с самого простого: снимайте свой объект фотосъемки так, чтобы он был обращен лицом к солнцу. Если вы снимаете портрет, лучше времени для фотосъемки людей просто не найти. В «золотой час» свет настолько мягкий, что модели не придется щуриться от солнечного света.

На этом примере видно, что свет не такой резкий, как днем. Поля приобретают особое мягкое сияние, а объекты красиво освещены, несмотря на то, что попадают под прямой солнечный свет.

3. Поэкспериментируйте с контровым светом

Попробуйте расположить объекты съемки между собой и солнцем - так у вас получится действительно интересное контровое освещение или контражур. Эффект сияния вокруг предметов и объектов съемки делает любую портретную фотосессию особенной и романтичной. Чтобы свет не заливал объектив, сфокусируйтесь на переднем плане. Здесь у вас множество возможностей для экспериментов с ракурсами и различными эффектами.

В противоположность съемке лицом к солнцу, контражур создает эти особенные длинные тени, которые делают кадр намного интереснее. Обратите на чудесное сияние, казалось бы, такой простой вещи, как пыль. Она приобретает то же мягкое золотистое свечение, как и остальной фон.

3. Обязательно снимите длинные тени

Когда солнце висит низко, оно дает по-настоящему длинные и красивые тени. У вас появляется уникальная возможность сделать снимки визуально интереснее, запечатлев длинные тени деревьев, зданий и людей в кадре. Они станут чудесным дополнением вашей композиции, независимо от того, что вы в это время снимаете.

На этом конкретном снимке все еще видно голубое небо, которое дает захватывающий контраст с золотистым сиянием нижней части кадра. Тени деревьев и солнечные лучи создают оригинальную фокусную точку на переднем плане.

4. Не забывайте о контурном освещении

Если сфокусироваться на объекте, когда солнце находится позади него, то получится красивый контурный свет. Фокусируя камеру таким образом, вы создаете ореол света, обрамляющий объекты мягким сиянием. Этот ореол как бы отделяет объект съемки от фона и, таким образом, придает ему выразительности и позволяет выгодно выделить его на общем фоне.

На этом снимке фотографу удалось заснять и дымку, и ореол. Четко видны очертания художницы на приглушенном фоне. А если слегка изменить ракурс камеры, свет будет меньше заливать объектив, и контур объекта будет выделяться еще резче и эффектнее.

5. Попробуйте эффект дымки

Дымка - тоже интересный эффект, с которым стоит поэкспериментировать. Экспериментируя с количеством света, попадающим на объектив, вы получаете либо солнечный блик, о которой мы поговорим чуть дальше, либо интересный эффект дымки. Снимать или не снимать дымку - личное дело каждого фотографа. Если подать на объектив слишком много солнечного света, вы потеряете фокусировку на объектах, однако опытным путем сможете придать портретам визуальный интерес.

Не путайте дымку с . На этом снимке четко видно, что освещение было отрегулировано так, чтобы подать на объектив достаточно света для создания дымки и придать кадру эффект фильтра.

6. Солнечные блики превращают все в магию

Солнечный блик возникает тогда, когда свет падает на объектив и создает отблески света. Чтобы извлечь максимум из этого эффекта, встаньте лицом к солнцу и поиграйтесь с количеством света, попадающим на объектив. Из-за того, что в «золотой час» свет становится мягче, блики получаются более художественными.

Эта фотография была бы абсолютно ничем не примечательна, но солнечные блики придают ей объемности. Кроме того, рассеивая свет, отблески создают на снимке эффект нанесения фильтра.

7. Идеальное время для силуэтов

Сложно подобрать лучшее время для съемки силуэтов, чем «золотой час». Помещая объекты съемки перед солнцем и снимая их в том же направлении, вы получаете впечатляющие результаты. Силуэты придают фотографиям драматизма, так что попробуйте поиграть с расположением предметов и объектов съемки относительно солнца.

Скорее всего, эта поразительная фотография была снята уже после завершения золотого часа. Несмотря на это, краски неба и удивительные цвета, контрастирующие с силуэтами, делают ее по-настоящему незабываемой.

8. Эксперименты с боке

Не зацикливайтесь на портретах, «золотой час» делает волшебным все без исключения. Например, растения и предметы по-настоящему оживают, и кажется будто они окружены крохотными отблесками. Для этого вам нужно снимать лицом к солнцу и расположить камеру так, чтобы солнечные лучи заливали объектив. Для получения эффекта боке просто снимайте при широкой диафрагме. «Золотой час» подсвечивает все, что ни есть в воздухе, так что и капли воды, и другие частички на ваших снимках будут выглядеть как золотистые блики.

Отличный пример, как в правильно выбранное время дня дымка и другие частицы в воздухе могут создавать на фото поистине волшебную атмосферу.

В «золотой час» ваши фотографии по-настоящему преображаются. Постарайтесь по максимуму использовать эти волшебные часы ранним утром или перед самым закатом. Даже если вы будете фотографировать так, как вы это обычно делаете, ваши фото без особых усилий приобретут мечтательный и сюрреалистичный оттенок. Помните, что у вас не так уж много времени, поэтому планируйте все заранее, чтобы поймать «золотой час» у себя в городе.

Подписывайтесь на наш блог

Получайте лучшие статьи по фотографии и бонусы доступные только подписчикам

Многие непрофессиональные фотографы слышали о «золотом» и «синем» часах, однако профессионалы не только слышали, но даже неоднократно сталкивались с этими понятиями. Для тех из вас, кто только начинает осваивать азы фотографии, мы постараемся раскрыть эту непростую тему.

Утром, на восходе солнца, небо синее и свет, излучаемый от него, также синий. Такое явление можно наблюдать и после заката солнца. А называется оно «синим часом».

Перед восходом солнца, в течение восхода, заката и сразу после заката, свет имеет оранжевый (золотой) тон из-за преломления солнечных лучей. Таким образом, это явление назвали «золотым часом».

Эти периоды называют часами, хотя само определение не совсем соответствует этим явлениям. Наличие такого света зависит от геолокации и времени года.

Преимущества «Золотого часа»

В течение «золотого часа» солнце максимально близко приближается к горизонту и испускает преломленный свет. Помимо этого, создается естественный баланс между дополнительными цветами, где оранжевый (золотой) тон, от солнца, контрастирует с синим тоном с противоположной стороны. Если вы достаточно внимательны, то сможете использовать это явление в своих интересах…

Этот преломленный свет может использоваться по-разному, а в частности, когда дело доходит до портретной съемки. Добавьте один легкий отражатель, который выступит в качестве выравнивающего света, и получите немного больше динамического света на своем портрете, без необходимости использования всякой вспышки. Вы можете технически использовать солнце в качестве естественного отражателя. Самая яркая часть солнца послужит непосредственно источником света.

Преимущества «Синего часа»

«Синий час» — полная противоположность «золотому», где свет не является сильным и преломленным, а скорее полностью рассеивается, становится «мягким» и синим. Это природное явление практически невозможно рассмотреть, если не фотографировать в период между «золотым» и «синим» часами.

«Синий час» используется с большим успехом при съемке уличной фотографии, пейзажа, но ни в коем случае при портретной съемке. Вы можете сочетать городские огни с естественным светом для создания интересных комбинаций. Работая в полночь, к примеру, объект вашей экспозиции не сильно будет выделяться на фоне черного неба. Фотографируя в период «синего часа», свет еще присутствует в небе (облака, например), который можно комбинировать с городской иллюминацией. Таким образом, ваши снимки получаются более динамичными и естественными.

Для портретной съемки вам пригодится небольшое количество искусственного света в противовес плоскому свету, а «синий час» даст гарантию достойного фона. Удостоверьтесь, что баланс белого в вашей камере настроен правильно. В противном случае, плоский свет разрушит эффект «синего часа».

Выводы

После прочтения данной статьи вам, возможно, захочется выйти в ближайшее время для того, чтобы «пофотать» что-нибудь в условиях, которые мы только обсудили. Однако, так как большинство других фотографов будут делать то же самое, вам придется применить нестандартное мышление для того, чтобы фото материал получился эксклюзивным, а значит — неповторимым. Да, зачастую такие эксперименты заканчиваются провалом, но не всегда! Все возможные техники съемки уже давно заезжены, однако не опускайте руки и вы обязательно найдете свою неповторимую манеру работы с фотографией.

Используйте эти советы, снимайте, !


Top