Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику? Права и обязанности учителя в школе. FAQ: На что имеет право учитель? Обязанности учителя по закону об образовании

Но пока не упоминала о его правах и обязанностях. Обязанностей у него очень много, и описывают их обычно несколькими словами, например: «организация обучения и воспитания детей». А сколько всего стоит за этими четырьмя словами, вы не представляете.

Но всё же, несмотря на то, что я очень уважаю и постоянно защищаю учителей (мне не понаслышке знакома их работа), хочу написать и про неправильные действия, и запреты, и обязанности учителей. Своих детей ведь тоже буду в школу отправлять.

Права и обязанности учителей прописаны в законе «Об образовании в РФ» , в должностной инструкции учителя, поэтому я их не буду повторять в той форме, которую никто не читает (в официально-деловом стиле). Попробую описать своими словами, с комментариями и примерами из жизни.

Погружение в жизнь учителя

Представьте комнату. Посередине стоит учитель. Со всех сторон он кем-то окружён: детьми, родителями, администрацией школы, вышестоящими органами в сфере образования (Гороно, управление образования, министерство образования региона и государства). Всем от него что-то нужно:
1) детям – строгости (но в то же время свободы), интересных уроков, меньше домашней работы, доброты, понимания, современных взглядов, эрудированности во всех областях и т.д.
2) родителям – компетентности, мудрости, крепких знаний у детей, много свободного времени, чтобы решать проблемы их детей, быстро проверенных тетрадей и ежедневно выставляемых оценок, индивидуального подхода к их ребёнку и т.д.
3) администрации – точно и в срок заполненных отчётов по учебной и воспитательной работе, вовремя заполненных журналов, ежеминутной готовности выполнить любое поручение (провести собрание, концерт, свозить детей на олимпиаду, показать идеальный класс проверяющим органам), готовности заменять болеющих коллег (хоть у тебя своих 7 уроков, ну ничего, ещё 3 проведешь) и т.д.
4) вышестоящим органам – готовности представить развёрнутые отчёты об успеваемости в своих классах, умения «из ничего сделать конфетку» (из кабинета без ремонта, хорошей мебели, компьютера и пр. своими силами (гранты) или с помощью родителей сделать хорошо оборудованный учебный класс), ведь денег на школы в бюджете снова нет и пр.
Вот кроме всей вышеперечисленной «ерунды», у учителя есть ещё обязанности и запреты, о которых он должен постоянно думать.
Начну с того, что нельзя, не рекомендуется и т.д. Потому что запретов гораздо больше. Вот теперь вы имеете представление, как чувствует себя учитель, ежедневно приходя на работу.

Не должен делать, но пока не запрещено

Да, здесь вы прочтете, бесспорно, неправильные действия учителя. Но с другой стороны, это единственная возможность учителя хоть как-то установить дисциплину. Учитель сейчас самый незащищённый работник, но при этом на него возложена огромная ответственность (воспитание и обучение детей). Воспитывайте ребёнка уважать учителя, а самому нужно понимать, почему педагог совершает эти неправильные действия против вашего ребёнка.
Ставить в журнал оценки не за знания, а например: за поведение, неаккуратность, забывчивость, опоздания и т.д. (т.е. за всё то, за что обычно ставят «двойку»).
Распространённая практика. Пришла в нашу страну из советской школы, когда все вышеперечисленные «пороки» очень осуждались обществом, а к идеалу — отличнику стремились все (актуально ли сейчас такое стремление можно прочитать в ).
Почему учитель вынужден к этому прибегать, вы узнаете чуть ниже, прочитав о запретах в работе учителя.

Случай из чужой практики

Слышала историю, что одна учительница ставила двойки за то, что ребёнок забывал тетрадь или учебник. Ставила в журнал, ручкой. Ребёнок забывчивый и таких «лебедей» накопилось достаточно, что как бы он не старался в дальнейшем хорошо учиться, выше «3» не выходило. Учитель из добрых побуждений хотел искоренить в ребёнке привычку забывать школьные принадлежности, а в итоге напрочь убил в ребёнке интерес к русскому языку.

Не следует сильно винить учителя и обливать нехорошими словами в присутствии ребёнка этого учителя. Стоит попробовать вежливо поговорить с учителем об этой проблеме или обратиться к завучу.

Не вправе делать

Следующие же действия учитель точно не вправе делать, о чём написано и в законе «Об Образовании», да и вообще отмечается как неправомерное действие.

  • оскорблять (для определённой категории детей даже такие невинные слова, как: «дурачок», «тупой», «глупый» и т.п. могли оставить травму, понизить самооценку, привести к );
  • бить ребёнка (раньше можно было ударить и кулаком, и линейкой; считалось, что это даже и помогало. Спорить не буду, самой часто хотелось сделать что-то подобное, но приходилось сдерживаться, ничего хорошего из этого бы не вышло);
  • воздействовать на психику (такое редко, думаю, встречается, но оно гораздо опаснее, чем даже физическое; царапина или синяк заживут, а вот постоянные атаки на психику могут остаться чуть ли не на всю жизнь).

Стоит упомянуть ещё один пункт, о котором уже все родители знают

  • собирать деньги по собственной инициативе или по просьбе администрации школы (если в вашей школе собирают деньги и вы не знаете, что делать, то прочитайте ). Сбор денег возможен только по поручению родителей (для удобства через детей).

А как у них

Хорошо, что в нашей школе ещё можно поругать и прикрикнуть. Это единственное, что ещё осталось учителям. Например, в Германии, учитель если поднимет голос, то он совершит чуть ли не преступление против личности и понесет за это ответственность. Там уж точно у учителя совершенно нет никаких прав, кроме того, чтобы пытаться учить и воспитывать. А дети там не спокойнее наших.

Учитель обязан

  • учить (составлять качественные уроки каждый день, проверять тетради, работы и пр.);
  • воспитывать (в процессе урока);
  • следить за здоровьем детей (проветривать кабинет, следить за осанкой, при ухудшении состояния здоровья отправлять в медпункт или в больницу, домой и пр.);
  • соблюдать педагогическую этику (а сюда входит очень многое: быть всегда вежливым, открытым, быть примером для учеников в школе и в быту (были случаи, когда учителя выкладывали в соцсети фотографии с пьянок) и т.д.

Ещё стоит отметить ко всему вышесказанному, что, по сути, на любое, кажущееся ребёнку или родителю неправильное действие учителя, можно подать жалобу администрации школы. Она уже будет решать, действительно ли оно неправильное, или это фантазия ребёнка или прихоть родителя.

Совет мудрому родителю

Если возникает конфликт – всегда нужно разобраться подробно, выяснить мнения обеих сторон. В любом конфликте тем или иным образом виноваты оба. Только беспристрастное расследование поможет избежать больших проблем.

Вот теперь я и хочу вернуться к вышесказанному, сказав, почему учитель вынужден ставить двойки за поведение и некрасивый почерк. Просто это единственное, что ему остается после всех запретов, обязанностей и антирекомендаций для установления дисциплины в классе. Сейчас все качают права, но забывают, что в школу приходят учиться, а не отстаивать уникальность своей личности. Не спорю, учителя разные бывают, но большинство продолжает работать в адском стрессовом режиме, отражая атаки подростков вместо проведения интересных и полезных уроков.

На конец этой статьи я оставила права учителя, которые вроде есть, но их особо никто не соблюдает.

Права учителя

Учитель имеет право на сокращённый рабочий день (ведь нужно ещё тетради проверять, готовиться к урокам, встретиться с родителями, для себя в конце концов что-то должно остаться), а ему объявляют, что у него ненормированный рабочий день (чего не прописано в договоре – отсюда нарушение по трудовому кодексу) – ничего, терпим.
Учитель имеет право на охрану своей чести и достоинства, защиту – в итоге любой «сопляк» может послать учителя, но не получит за это никакого наказания.
Учитель имеет право на охрану своего здоровья во время работы – но один только стресс во время каждого урока (особенно в тяжёлых классах) постепенно приводит к очень тяжёлым болезням (вплоть до рака).
Учитель имеет право отказаться от административных поручений, которые не связаны с выполнением своих должностных обязанностей , например, проводить концерты, делать ремонты и т.д. Но как откажешься, потом к тебе будут придираться по полной программе со стороны администрации.

Учитель имеет право на НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО в свою профессиональную деятельность со стороны родителей , но в то же время ему постоянно указывают, как учить их детей, как проверять их знания, как их оценивать и т.д.

Уважаемые родители!

Если вас что-то не устраивает, то скажите учителю в вежливой форме, ненавязчиво, в качестве рекомендации, расскажите, что вас не устраивает. Доброта и вежливость практически всегда располагают к вниманию, и мудрый учитель обязательно вас выслушает. Главное, не ругаться и не говорить в приказном тоне.

Какой можно сделать вывод? У учителя огромная ответственность, огромные обязанности, запреты, практически нет прав (они постоянно нарушаются). И единственное на что ему остается надеяться, когда так хочется учить детей, помогать в воспитании родителям, когда ты видишь в этом свое призвание – надеяться на понимание и доброту родителей, на воспитанность детей. Без вас, уважаемые родители, ему не справиться. Помогите учителю, начните воспитывать себя и детей, тогда нашу страну никто не победит.

Свои права и обязанности сможет назвать не каждый гражданин. Что же такое права и обязанности?

ПРАВО. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

ОБЯЗАННОСТЬ. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения.

Толковый словарь Ожегова.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО

1. Защиту профессиональной чести и достоинства .

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

2. Защиту человеческого достоинства , если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст.23 п.1)

3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.

(Трудовой кодекс РФ, ст.22)

6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

10. Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

12. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

13. Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ст.2 п.1)

14. Предупреждение о замене уроков заранее.

15. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

16. Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

17. Требовать:

- от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

- от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

18. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).

19. Не допускать учеников к занятиям физической культурой без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН

1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв . постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).

2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников.

3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)

4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)

5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)

6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. остановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

6. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

7. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

8. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

9. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

10. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

12. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12)

13. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

14. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.8 п.5)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"

1. Соблюдать права и свободы учащихся.

2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося.

3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

УЧИТЕЛЮ ЗАПРЕЩЕНО

1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст.43)

4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)

Итак, сегодня нашему с вами вниманию будут представлены обязанности учителя. Знать их должен и сам преподаватель, и родители учеников, и руководство. Ведь за нарушение или неисполнение обязанностей можно навлечь на себя беду. К сожалению, не всем известен закон об образовании, обязанности учителя в котором четко прописаны. И поэтому в учебных заведениях очень часто происходят разные "разборки" между преподавателями, руководством, учениками и родителями. Чтобы этого не было, давайте попробуем понять, какие у учителей есть в школе права и обязанности.

Защита

Начнем, пожалуй, с того, на что можно рассчитывать работнику учебного заведения. Об этом знают не все. И зачастую права и обязанности учителя попросту нарушаются. Следует обратить внимание, что, согласно закона об образовании, весь педагогический состав может быть защищен. Речь идет о профессиональной чести и достоинстве.

Кроме того, нужно также обратить внимание и на то, что любой учитель имеет право на защиту человеческой чести (не путайте ее с профессиональной), если его пытались оклеветать. Это касается и руководства, и учеников, и родителей. То есть если на вас регулярно и необоснованно жалуются учащиеся, как-то принижают или оскорбляют, вы имеете право на защиту. Вопрос в другом - мало кто будет заниматься в России подобными жалобами. Права и обязанности учителя прописаны в законе, но не все они соблюдаются.

Управление

Каждый преподаватель также может участвовать в управлении школой. И для этого не обязательно быть, скажем, директором. Правда, рассчитывать на то, что вам будут давать слово в решении каких-то школьных вопросов, не стоит.

Почему? Участие в управлении школой регламентируется уставом. И в каждом учебном заведении он отличается. Где-то учителю такое право дано, а где-то нет. Практика показывает, что зачастую управление школой доверяется только заслуженным педагогам и руководству. Главное - прописать это в уставе. Если ничего подобного нет, то любой учитель может участвовать в управлении школой.

Донесения

В обязанности учителя (а также его права) входит возможность написания жалобы на любого члена педагогического состава школы или ученика. Правда, тут есть важный пункт. Вся информация должна быть представлена в письменной форме и в деликатном виде. В устной форме донесения не приветствуются, но имеют место быть.

Кроме того, каждый педагог может составить жалобу и на систему образования, используемую в школе. Никакого наказания бояться не стоит - это нормальное явление. Но, как показывает практика, учителей часто запугивают. Если они напишут на кого-то "донос", то им угрожают увольнением. Это нарушение прав человека. И бояться такого поведения не стоит.

Полная свобода

В функциональные обязанности учителя входит такой пункт, как составление учебного плана. И здесь педагог имеет право на полную свободу действий. То есть каждый может самостоятельно разрабатывать рабочий план на ближайший год на свое усмотрение. Главное, чтобы разработки соответствовали нормам обучения и не несли никакой опасности детям и обществу.

Помимо этого, любой учитель имеет право выдвигать свою кандидатуру на участие в педагогических советах. На разные должности. Запретить это вам не могут. Разве что просто провести голосование и не избрать туда, куда хотелось бы попасть.

Преподаватель имеет право и на соблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочем месте. Так, учебное заведение обязано предоставить каждому учителю пригодное для обучения детей место. Если вам что-то требуется для организации процесса, можете попросить руководство школы предоставить вам данную вещь.

В обязанности учителя также входит еще и выбор методик оценки знаний. Здесь он имеет право тоже на полную свободу. Следует обратить внимание, что современный педагог также сам устанавливает правила поведения на уроке. Но здесь есть один нюанс - они не должны противоречить нравственности, а также ущемлять права учеников.

Обучение

Основные обязанности учителя - это осуществление деятельности, направленной на обучение детей школьного возраста, а также поставка нужного для развития ребенка материала в подходящей форме. Иными словами, каждый преподаватель в обязательном порядке должен обучать детей. И доносить до них информацию, которая служила бы "толчком" для их развития.

При всем этом стоит учитывать, что материал должен быть подан в удобной форме, а также не противоречить моральным принципам. Плюс ко всему, сейчас есть некоторые нормы составления учебного плана на год. И они регламентируют основные направления и правила обучения. Их педагогический состав обязан соблюдать.

Моральное воспитание

Ни для кого не секрет, что сейчас школу принято называть вторым домом. И поэтому должностные обязанности учителя включают в себя такой пункт, как моральное и нравственное воспитание учеников. Особенно это касается преподавателей начальных классов. Тут данному моменту уделяется больше всего внимания.

По правде сказать, в этом плане все не так уж и сложно. Ведь должностные обязанности учителя по ФГОС, включающие в себя нравственное развитие ребенка, как правило, имеют четкий список указаний, которые придется выполнять. То есть существуют нормы, согласно которым будет проходить моральное воспитание в тот или иной период обучения.

Дисциплина

В обязанности учителя начальных классов (да и вообще, любых) входит и такой пункт, как поддержание дисциплины в учебном заведении. Кроме того, преподаватель обязан учить детей правилам поведения. Иными словами, вырабатывать дисциплину.

Особое внимание данному пункту уделяется в начальной школе. Таким детям еще можно объяснить, что делать можно, а что нет. А вот в старшей школе соблюдать данное правило крайне трудно. Тем не менее не стоит забывать - если ребенок нарушает дисциплину, вы обязаны прекратить это. Но таким образом, чтобы ваше поведение не ущемляло права учащегося.

Полный объем

В обязанности учителя начальных классов (точно так же, как и всех остальных) входит донесение учебного материала до учеников в полном объеме. То есть вы не имеете права изменять уже утвержденный план обучения, сокращать или "удлинять" уроки, посвященные тому или иному направлению. Умалчивать и утаивать важные для образовательного процесса моменты тоже запрещено.

К сожалению, сейчас не все соблюдают свои обязанности. Учителя довольно часто нарушают этот пункт. Но в классном журнале для контроля пишут все так, как и должно быть. Некоторый материал может вообще не освещаться в классе, а быть отдан для домашнего прочтения. Это неправильно. Родители имеют полное право пожаловаться на вас. Ведь, согласно закону, каждый учитель обязан в полном объеме донести учебный материал до ученика.

Патриотизм

Но это еще не все требования к педагогическому составу. Дело все в том, что должностные обязанности современного учителя заключаются в том, что вы должны воспитывать в детях любовь к Родине и патриотизм. И это все с учетом отсутствия навязывания религиозных взглядов.

По правде говоря, данному моменту нынче уделяется огромное время. Любовь к стране учителя стараются привить еще с начальной школы. И это многим удается. Учтите, что нельзя вести пропаганду против Родины, а также убеждать в том, что патриотизм - это плохо.

Следует также учесть, что должностные обязанности учителя начальных классов (и остальных тоже) включают в себя и такой пункт, как обучение детей толерантности. Когда вы возвышаете свою страну и стараетесь привить ученикам любовь к ней, нельзя принижать честь и достоинство прочих наций. Скорее, придется учить терпимости и уважению.

Ценности

В обязанности учителя в школе также включено воспитание у детей любви к семье и семейным ценностям. Таким образом, придется время от времени проводить беседы на данную тематику. Объяснять, как важна семья для современного человека. Главное, не "перегнуть" палку. Иногда дети воспринимают информацию как прямой сигнал к беспрекословному повиновению родителям и старшим членам семьи.

Физическое развитие

Не стоит забывать и о таком пункте, как физическое развитие учеников. Это тоже входит в обязанности учителя в школе. Нужно уметь донести до ребят, как вести здоровый образ жизни, а также то, как важнозаниматься спортом.

Практика показывает, что в большей степени на физическим развитием учащихся следят учителя физкультуры. А вот классные руководители и прочий педагогический состав должны, в свою очередь, просто объяснить пользу занятия спортом. Можно проводить разные викторины, эстафеты и "Веселые старты", чтобы привлечь учеников к физическим упражнениям.

Охрана

Должностные обязанности учителя - это не только обучение чему-либо. В них имеется и упоминание об охране детей в учебное время. Вы в обязательном порядке должны обеспечить им безопасность. И отпускать домой только после окончания занятий.

Во время учебного процесса вся ответственность за жизнь и здоровье учеников лежит на плечах учителя. И поэтому важно следить, чтобы поблизости не было никакой опасности. Если во время урока ребенок получит травму, на вас могут пожаловаться родители. Разумеется, уследить за каждым ребенком нельзя, но вы обязаны как-то справляться с этим. За несоблюдение данной обязанности грозит наказание. Вплоть до суда и ареста. Исключение составляют только те случаи, когда вы сможете доказать, что ребенок самостоятельно подверг себя опасности и сделал это намерено.

И еще кое-что. Если ребенок отпрашивается с урока, вы не имеете права отпустить его без сопровождения. Только если при вас ученик позвонит родителям, и они разрешат вам сделать это. Этот пункт тоже относится к обеспечению безопасности. Ведь если по пути домой с учеником что-то случится, то виноваты в этом будете именно вы.

Квалификация и связь

Но есть и несколько нестандартные обязанности учителя. К примеру, постоянно повышение квалификации и самосовершенствование. Каждый педагог из года в год должен в обязательном порядке увеличивать свой "багаж знаний". И если вас направляют на повышение квалификации, отказываться не стоит. В противном случае вас могут обвинить в невыполнении своих обязанностей.

Кроме того, каждый педагог обязан поддерживать связь с родителями ученика. Или с его официальными представителями. Это может быть посредством звонков (телефонные разговоры), личных бесед или написания сообщений в дневнике у ребенка. Избегать общения с родителями нельзя.

Социализация и культура

Пожалуй, есть и еще одно направление, которое входит в должностные обязанности современного учителя. Особенно это касается младших классов. И случаев, когда к вам приходят новые ученики их других школ. О чем речь?

О социализации детей. Обучать ей придется педагогам. Ведь именно в школе дети должны учиться общаться, контактировать друг с другом, находить общий язык и так далее. А учитель обязан способствовать всему этому. Адаптация ребенка в новом классе и обществе - тоже ваша обязанность, согласно закону об образовании.

Как видите, прав у современного учителя не так много, как обязательных к исполнению пунктов. В принципе, это не значит, что вы будете бесправны. Достаточно просто знать, на что вы имеете право, а на что - нет. Не нарушайте права учеников и родителей, соблюдайте устав школы, а также воспитывайте нравственно и духовно своих учеников. Развивайтесь и совершенствуйтесь. Тогда никаких проблем у вас не возникнет. Если же ваши права регулярно нарушаются, смело обращайтесь в Министерство образования. Но для начала постарайтесь решить вопрос в пределах школы. И если этого сделать не удалось, запаситесь доказательством нарушения ваших прав и смело обращайтесь в соответствующие органы.

Права и обязанности учителя и классного руководителя

1. Учитель, классный руководитель имеет право на:

∙ Защиту профессиональной чести и достоинства. (Закон РФ «Об
образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. N 196) п.64)

∙ на свободу совести и вероисповедания;

∙ Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны
администрации, ученика или его родителей (законных представителей).
(Конституция РФ, ст.23 п.1)

∙ Участие в самоуправлении школы (Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта2001 г. N 196) п.64)

∙ .повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы
своей образовательной деятельности

∙ получать денежное пособие на приобретение методической литературы
(100р);

∙ выдвигать свою кандидатуру на замещение вакансий, на руководство
МО, на участие в профессиональных конкурсах;

∙ аттестовываться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации;

∙ на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск,
пенсию за выслугу лет, социальные гарантии и льготы, установленные
законодательством РФ;

∙ обращаться индивидуально или в составе группы лиц к
уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в
любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами;

∙ Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических
замечаний о деятельности любого работника школы или системы
образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

∙ .дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником
образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или)
устава данного образовательного учреждения может быть проведено
только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме.
Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому
работнику;

∙ .ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам
решения могут быть преданы гласности только с согласия
заинтересованного педагогического работника образовательного
учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься
педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов
обучающихся, воспитанников;

∙ .Условия для осуществления учебно­воспитательного процесса,
получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно­
гигиеническими
труда,
снабженного необходимыми пособиями.(Трудовой кодекс РФ, ст.22)
охраны
нормами
нормами
и

∙ Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в
об
(утв.
педагогическом
общеобразовательном
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
коллективе.(Типовое
учреждении
положение

∙ Свободу выбора и использования методик обучения и
воспитания, учебных пособий и материалов, учебников. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ


общеобразовательном
учреждении

п.65)

∙ Свободу выбора методов оценки знаний учащихся. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ
«Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О
развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об

общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)

∙ Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти
правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить
Уставу школы и настоящим Правилам.
∙ (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

∙ Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением
своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

∙ Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением
случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью,
или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с
жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)

∙ Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих
программ.

п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20
июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14,
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
(утв. постановлениемПравительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)

∙ Обращение индивидуально или в составе группы лиц к
Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в
любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59­
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" ст.2 п.1)

∙ требовать у администрации школы создания условий для осуществления
учебно­воспитательного процесса, получение рабочего места,
оборудованного в соответствии с санитарно­гигиеническими нормами и

нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями, иными
материалами;

∙ отказаться от административных поручений, не связанных с
выполнением своих должностных обязанностей и конкретных
обязательств;

∙ воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с
установленным графиком, имеет право поставить в известность
администрацию о нарушении родителями договора, если родители не
приходят за ребенком в положенное время (18.00);

∙ в деликатной форме высказывать претензии к ребенку, родителям;

∙ требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения
к традициям ГБОУ СОШ №496;

∙ приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни, не нарушая его
прав и свобод;

∙ Предупреждение о замене уроков заранее.

∙ Отгулы за работу в выходные (количество отгулов определяют
директор школы и профсоюзный комитет) и праздничные дни, оплату
труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с
законодательством РФ.

∙ . на дополнительные дни отдыха в каникулярное время за работу в
течение учебного года без больничных листов, за дополнительную работу
сверх учебной нагрузки;(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

∙ Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных
представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей
учителя.(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении
учителей», п.67)

∙ Требовать
­:от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний,
создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);
(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14
"Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об

общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

­ от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

∙ Не допускать учащегося к процессу производственного труда по
причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае
находится в кабинете труда под присмотром учителя).(Закон г. Москвы
от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве",
ст.17 п.2 пп.4)

∙ Не допускать учеников к занятиям физической культурой без
спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале
под присмотром учителя).(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об
общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

∙ посещать уроки своих коллег, вести внеклассную работу по своему
предмету,

∙ оказывать платные дополнительные услуги в соответствии с Уставом
школы;

∙ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем
через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право
на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия
предоставления которого, определяются учредителем и (или) уставом
данного образовательного учреждения.

2. Учитель обязан:
∙ Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности,
определенные должностными инструкциями, трудовым договором,
коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего
трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и
охраны труда, производственной санитарии и гигиены,
противопожарной безопасности. (Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об
общеобразовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.67).

∙ Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть
внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива
школы. Быть нравственным примером учеников.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.п.1,6)

∙ Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.(Конвенция о
правах ребенка, ст.ст.2,12­17,19)

∙ осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики
преподаваемого предмета;

∙ участвовать в деятельности методических объединений и других
формах методической работы;

∙ осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), оказывать
помощь и содействие родителям (законным представителям)по вопросам
воспитания и обучения их детей, представлять им любую информацию,
касающуюся воспитания и обучения их ребенка;

∙ выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;

∙ обеспечивать охрану жизни и здоровье учащихся в период
образовательного процесса;

∙ не отождествляет личность обучающихся с личностью и поведением его
родителей;

∙ воспитывать учащихся и родителей на положительных примерах;

∙ являться для учащихся примером пунктуальности и четкости (не
опаздывать на урок);

∙ помнить, что по поведению отдельного учителя учащиеся, родители и
общество судят о всей школе;

∙ не задавать домашнее задание на выходные дни для учащихся начальной
школы, на каникулярное время для учащихся с 1­го по 11 класс, кроме
чтения художественной литературы;

∙ не удалять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.

∙ Уважать права учащихся на

убеждений. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)
выражение
мнений

∙ Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого
достоинства учащихся методами, исключающими
и
психическое насилие по отношению к ученикам. (Конвенция о правах
ребенка,
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв.Постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)
физическое
ст.19,

∙ Систематически повышать свой профессиональный уровень,
использовать современные методики обучения. (Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением
Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

∙ Вести в установленном порядке учетно­педагогическую документацию,
своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

∙ Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник
учащегося.

∙ Оценивать ответ учащегося, а не его личность. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

∙ Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

∙ Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным
директором школы.

∙ Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных
случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и
здоровье учащихся во время урока. (Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о
расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и

воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом
Государственного комитета СССР по народному образованию от 1
октября 1990 г. N 639, п.1.12)

∙ Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии
записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В
непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с
родителями (законными представителями) учащегося.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в
городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

∙ Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.
∙ (Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в
городе Москве", ст.8 п.5)

3. Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г.
N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении
функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"

∙ Соблюдать права и свободы учащихся.

∙ Поддерживать тесный контакт с родителями
(законными
представителями) учащегося.

∙ анализировать результаты воспитательной работы в классе и на основе
анализа

∙ планирует воспитательную работу на следующий период;

∙ осуществлять изучение воспитательного потенциала семей учащихся, их
микросоциума и на основе изучения выстраивает работу с родителями
(лицами, их заменяющими) и общественностью по решению
воспитательных
проблем;

∙ Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

∙ Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

∙ Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц
проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

∙ Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального
развития и нравственного формирования личности ребенка.

∙ Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

∙ Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

∙ Содействовать
благоприятного
созданию

морально­

психологического климата для каждого учащегося.

∙ Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с
одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

∙ Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

∙ Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии
образовательного и воспитательного характера.

∙ Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий
образовательного процесса.

∙ Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по
охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

∙ Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном
случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной
помощи.

∙ Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

∙ выявлять семьи, находящиеся в социально опасном
положении, вести персональную работу с «трудными» (педагогически
запущенными)учащимися;

∙ составлять план на каникулы и проводить каникулярные
мероприятия;

∙ контролировать дисциплину учащихся (явка в школу, прогулы,
опоздания, внешний вид);

∙ .взаимодействовать со школьным психологом при работе с «группой
риска».

4. Учителю запрещено:

∙ Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об
общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.57)

∙ Опаздывать на урок.(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

∙ Выгонять ученика с урока.(Конституция РФ, ст.43)

∙ Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.65)

∙ Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1­11 классах и в
выходные дни в 1­4 классах, кроме чтения художественной литературы.
(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О
введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2.1178­02", п.2.9.19.)

∙ передавать персональные данные об обучающемся и его родителях
третьей стороне без письменного разрешения родителей;

∙ разглашать сведения о личной жизни обучающегося и его семьи;

∙ унижать в любой форме на классных родительских собраниях
родителей, дети которых отстают в учебе;

∙ использовать выражения, осуждающие поведение родителей, дети
которых отстают в учебе;

∙ выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с
заседаний педагогического совета, совещаний и т. п.

∙ . обсуждать с родителями выступления своих коллег по
образовательному учреждению
∙ манипулировать детьми, использовать их для достижения собственных
целей;

∙ терять терпение и самообладание в любых ситуациях;

∙ нарушать требования образовательной программы образовательного
учреждения;

∙ допускать в общении с коллегами, родителями и учащимися
ненормативную лексику;
∙ выставлять ученику оценку «2» за отсутствие учебника или учебного
пособия;

∙ выставлять оценку «2» по предмету за нарушение обучающимся
дисциплины на уроке;

∙ посягать на личную собственность обучающегося.

∙ собирать с родителей учащихся и с обучающихся денежные средства,
кроме средств, необходимых для проведения учебных экскурсий,
посещений театра, просмотров кинофильмов;

∙ поручать учащимся сбор денежных средств;

∙ сравнивать материальное положение семей обучающихся;

∙ сравнивать результаты учебы детей в классе;

∙ допускать оскорбления обучающимися друг друга в своем присутствии;

∙ допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство
обучающегося независимо от его возраста;

допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или
религиозной принадлежности обучающегося;

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.


Top