Что значит биосоциальное существо. Биосоциальное. Отличительные особенности человека

В эпоху Просвещения многие мыслители, стремясь разделить природное и общественное, рассматривали все атрибуты общественной жизни (социальные институты, нравственность, традиции и прочее) как "искусственно" созданное человеком, в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль".

Естественное (природное) рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

Человек - существо социальное

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений -- магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В процессе онтогенеза появились фундаментальные биосоциальные отличия человека от животного, что связано с жизнью человека среди людей, в социуме. Такие особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

Основное отличие человека от животного, которое говорит о социализации человека - наличие понятийного мышления. Понятие заключает в себе самые важные существенные признаки и свойства определяемого объекта, понятия абстрактны. Для животных отражение действительности конкретно, предметно, а мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Основа поведения животных - инстинкты, которые представляют собой врожденные стремления и тенденции, которые выражаются в автоматическом поведении и передаются по наследству. Такое поведение строго ограничено и предопределено, оно не меняется с изменением условий, даже если действие становится нерациональным. А поведение человека имеет цель, для достижения которой он составляет некий план, который может меняться в зависимости от обстоятельств. Кроме того, человек способен анализировать результаты своих действий, делать выводы по результатам деятельности и корректировать свое поведение.

Еще одно отличие человека от животного, которое определяет его социальную сущность - это речь.

Русский ученый - физиолог Иван Петрович Павлов, изучающий особенности высшей нервной деятельности человека, считал наличие у человека речи специфической особенностью, которая отличает его нервную деятельность от нервной деятельности животных.

Речь человека является второй сигнальной системой, первая сигнальная система - органы чувств, позволяющие улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, запах, вкус, температуру и т.д.). Первая сигнальная система общая у человека и животных. Если в первой сигнальной системе работают сенсорные механизмы, то сигналами второй системы являются слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Результаты многочисленных исследований показали, что речь человека может развиваться только при общении с другими людьми, а значит, развитие речи имеет социальный характер.

Труд тоже является результатом социализации человека. Животные, в некоторой мере, способны к созидательной деятельности, но изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее в зависимости от результатов, прогнозировать результаты этой деятельности способен только человек.

В процессе своего развития человек стал независим от стихии - освоил огонь, электричество, научился с помощью одежды защищаться от разнообразных природных явлений, что сделало человека свободным. Развитие науки, техники и разнообразные достижения человека - это все результат разработок многих ученых, достигнутый путем взаимодействия между ученым, а также посредством передачи опыта от поколения к поколению.

Человек научился разделению труда - уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. В дальнейшем общественные отношения развивались, что привело к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.

Важным положительным результатом социализации, поспособствовавшим развитию социума и биологической эволюции человека, стало регулирование брачных отношений. Так, опытным путем человек пришел к необходимости запрета родственных браков, что позволяет избежать накопления негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

Помимо фундаментальных отличий человека от животных, перечисленных выше, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма - прямохождение, способность к трудовой деятельности, познавательная активность головного мозга и другие. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к выс­шим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Био­логическая природа человека проявляется в его анатомии, физио­логии. Человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенци­альным возможностям. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у чело­века не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в продолжительности жизни, в сокращении рождаемос­ти, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рожде­ния от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Социальная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к об­щественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответ­ственность и др.

Исходя из вышеизложенного, укажем на основные отличия человека от животных. Во-первых, человек способен изготав­ливать орудия труда и использовать их как средство производ­ства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Во-вторых, человек способен к сознательной целенаправ­ленной творческой деятельности. Животное в своём поведе­нии подчинено инстинкту, его действия изначально запрог­раммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Человек сам моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные ро­ли. Человек обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность раз­вития природных и социальных процессов. Человеку свой­ственно ценностное отношение к действительности, а живот­ное не отделяет себя от природы.

Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действительность в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры.

Проблема человека – центральная проблема обществознания.

Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – религиозная, которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита.

На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

В высказываниях мыслителей о человеке, его сущности выделяются две основные точки зрения – пессимистическая (без веры в лучшее в человеке) и оптимистическая (с верой в человека, его возможности). «Пессимисты», прежде всего, отмечают животную сторону человека. «Оптимисты», напротив, считают, что человек – существо духовное, стремящееся к божественным вершинам сознания и поведения. В человеке переплетается и добро и зло.

Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, генофонде, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человек сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.

Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность- это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

Внутренняя структура личности:

1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

сила – слабость;

твердость – мягкость;

цельность – противоречивость;

широта – узость.

Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.);

В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость -расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Человек- существо биосоциальное. Я считаю, что человек биосоциальное существо, в нем с роду присущие биологические и социальные качества. Какие качества человек приобрел от природы, а какие индивидуальны и неповторимы? Человек является неотъемлемой частью природы.Человек как любое живое существо должен удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Человек как биосоциальное существо для удовлетворение своих неограниченных потребностей использует ограниченные ресурсы. В живой природе лишь человек биосоциальное существо. Так как и любому животному, необходимо пить, есть, спать, защищать себя и своё потомство. Как и любое животное человек зависит от окружающей среды. Все люди на планете похожи, но все же мы разные. Каждый из нас – личность, но похожая на остальных. Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Каждый из нас имеет свой характер, мысли. Эти признаки конечно во многом заложены природой, но понятие личности формируется только в обществе. Ребёнок рождается в семье, его воспитывают, родители заботятся о нём, учат его навыкам необходимым в жизни. А что если человек оторван от общества? Например, дети, которые из за жизненных обстоятельств оказались оторваны от общества. Таким людям очень тяжело приспособиться к жизни в обществе. Человек – высшее звено в развитие живых организмов на Земле. Человек, обладая биологической природой, создаёт свою культуру, может изменить природные условия. Человек не может существовать без природы, зависим от неё, но может приобразовывать природные условия. Человек, выросший в изоляции от общества, является лишь биологическим существом. Человек это существо социальное. Он рождается среди людей, живет среди людей и умирает среди людей. В обществе человек получает знания необходимые ему в жизни, культурные нормы и ценности. Человек это сочетание биологических и социальных качеств. Человек обладает даром речи, мышления способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства, способность создавать свою культуру. Человек как биосоциальное существо, способен создавать орудия труда и благодаря этому может пользоваться ими в ходе общественной деятельности. В процессе труда у человека также развивается мышление, и приходят новые навыки.

Жизнь человека невозможно представить без его общественной жизни, без общения с другими людьми. Так как человек постоянно взаимодействует с другими людьми, то его жизнь является социальной – в школе, на работе, во время отдыха. Человек живет в мире ограниченных возможностей редких и платных благ постоянно приходиться делать выбор из имеющихся вариантов,свободный выбор труден для человека т.к приходится от чего то отказываться.

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.

Следовательно, цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.

А так как, для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то задачей моей работы является рассмотрение вопроса о происхождении человека, а также понятие его сущности.

Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными - представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез - процесс происхождения человека - как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза.

По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

1)креационистская концепция - человек сотворен Богом или мировым разумом;

2)биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

3)трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

4)мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

5)космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.(Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания)

Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

человек произошел от животных предков;

человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

С XIX века господствует в науке вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Но всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезьяна»).

Эти древние человекообразные обезьяны, обитавшие на Африканском и Европейском континентах, вели древесный образ жизни и питались, по-видимому, плодами. Передвижение по деревьям с различной скоростью, меняющимися направлением и расстояниями привело к высокому развитию двигательных центров головного мозга. Примерно 6–8 млн лет назад в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило похолодание, появились обширные открытые пространства. В результате дивергенции произошло формирование двух эволюционных ветвей – одной, ведущей к современным человекообразным обезьянам, и другой – ведущей к человеку.

Первыми в ряду предков современного человека стоят австралопитеки (от лат. australis – южный + греч. pithekos – обезьяна), которые появились в Африке около 4 млн. лет назад. Австралопитеки, так называемые «обезьянолюди», населяли открытые равнины и полупустыни, жили стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции передвижения, могли использоваться для добывания пищи и защиты от врагов.

Около 2–1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем австралопитеки. Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия и хижины, начал применять огонь. Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса головного мозга, равная 750 г.

В процессе становления человека условно выделяют три этапа: древнейшие люди; древние люди; современные люди.

Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.


Top