Канон и Акафист: что это такое, и чем они отличаются? Что такое канон в православии и как его правильно читать

С первым весенним месяцем, когда природа готовится к пробуждению, Православная Церковь заканчивает череду зимних праздников и готовит христиан к посту. Тепло грядущей весны напоминает об истинной радости для души - очищении покаянием. Чтобы удобней было обратить мысли от земного к небесному, на первой неделе Великого поста на вечерней церковной службе верующим предлагается чтение Канона Андрея Критского.

Житие преподобного Андрея

Великий пост, предшествующий празднику Пасхи, существует в нынешнем виде (40 дней + Страстная Седмица) с 4 в н. э. До этого времени его продолжительность составляла от 12 часов до 1 недели, в зависимости от традиций поместных церквей. Первыми 40-дневный пост установили римские христиане. Затем, около V века, благочестивая традиция долгой подготовки к празднику Пасхи была закреплена Апостольскими правилами. Главной целью Великого поста были покаяние и подготовка души к встрече Христова Воскресения.

Богослужения в те времена состояли в основном из псалмов Давида. Постепенно в обиход вводились и творения церковных поэтов - песнописцев. Составлением текстов занимались епископы и монахи, тщательно сверяя написанное с учением Церкви .

Одним из наиболее образованных и благочестивых епископов-песнописцев в VII веке был преподобный Андрей Критский. Родился он в Дамаске, но уже в 14-летнем возрасте удалился в палестинский монастырь. Вскоре Палестиной завладели магометане, и единственным островом православия осталась Византия. Уже известный своими талантами и добродетелями преподобный Андрей стал секретарём в Константинопольской церкви, а затем и епископом на острове Крит.

Важнейшим деянием его жизни стала поездка на 6-й Вселенский собор и выступление там в защиту чистоты Православной веры от одной из опасных и коварных ересей, поразившей даже высшую церковную иерархию. Царящее вокруг беззаконие и грядущее Божие наказание в виде магометанского гнёта пробудили в нём желание написать покаянные песнопения, которые могли бы простым языком напоминать верующим об опасности греха. Так появилось поэтическое произведение, ставшее впоследствии Великим Каноном, украшающим службы первой и пятой седмиц Четыредесятницы.

Кроме Великого Канона, Святителем были написаны каноны Господу и Богородице для великих церковных праздников. Скончался святой , предположительно, в молодом возрасте, в 712 г. Епископом христианского Крита он пробыл совсем недолго.

Спустя несколько десятков лет, на Крите пострадал от иконоборцев другой святой - преподобномученик Андрей Критский. Его не стоит путать с автором Великого Канона.

Тропарь Андрею Критскому:

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Структура и содержание Великого Канона

Как и другие церковные песнопения этого жанра, Великий Канон состоит из ирмосов и тропарей, собранных в 9 песен:

Сам преподобный Андрей сочинил только тропари, всего 210 строф. Когда эти песнопения вошли в состав церковной службы, составители богослужебных текстов разделили их на песни и снабдили запевами - ирмосами. Тогда же к ним были добавлены строфы, посвящённые Марии Египетской - образцу покаянного подвига и самому автору, к тому времени уже скончавшемуся и прославленному в лике святых.

В первых восьми песнях Покаянного Канона молящемуся предлагаются картины Ветхого Завета, приводятся примеры тяжких согрешений, совершаемых героями библейских сказаний. Вспоминая эти события, автор сокрушается о собственной душе, наполненной ещё более страшными грехами.

Девятая песнь полностью посвящена событиям Нового Завета. Здесь показаны евангельские образы кающихся грешников, получающих прощение от Самого Христа. Сокрушённая душа молящегося вновь обретает надежду на райское блаженство.

Отдельные факты из истории

К интересным фактам о содержании Канона можно отнести следующие:

Русские переводы и толкования

Вдохновенная молитва Андрея Критского во время Великого поста столетия спустя заставляет размышлять над её смыслом. Греческий текст несколько раз переводился на русский язык, существуют даже стихотворные формы. Толкования на отдельные тропари и песни можно прочитать в труде епископа Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния». Известный церковный писатель начала XX века объясняет, почему Канон назван Великим и его основная часть посвящена ветхозаветным событиям.

В Русской православной церкви творение преподобного Андрея читается на церковнославянском языке. Понимание его не составляет трудности для заранее подготовившегося слушателя. Старообрядческий (дореформенный) текст незначительно отличается от принятого Церковью, хотя ревнители старины считают эти различия существенными по смыслу.

Чтение в храме и дома

Церковные традиции указывают , как правильно читать канон Андрея Критского в храме или дома. Отправляясь в храм на чтение Канона, следует заранее позаботиться о простых вещах:

Для чтения на первой седмице Великого поста каждая песнь разделена так, что полный текст Канона прочитывается с первого по четвёртый день поста. В пятницу совершается воспоминание великомученика Феодора Тирона, чудеса которого также связаны с постом.

Повечерие с чтением Канона в храме происходит при свечах, чтобы напомнить молящимся о тьме греха, в которую было погружено человечество до пришествия Спасителя. Горящие свечи в руках священников и прихожан символизируют чистоту и непрестанную молитву.

После непродолжительного начала Повечерия духовенство выходит на середину храма, в это время хор исполняет первый ирмос «Помощник и Покровитель». Этот же ирмос повторяется в заключение песни.

По шестой песни Канона хор поёт кондак «Душе моя». Этот проникновенный текст был положен на множество распевов, сочинённых как древними, так и современными авторами. Во время пения кондака священники и молящиеся становятся на колени, хотя такая традиция соблюдается не везде.

Церковный устав предписывает на каждый тропарь Великого Канона делать по три поясных поклона. Исполняя это требование, древние христиане молились по нескольку часов. Снисходя к немощам современных прихожан и заботясь о благоговейной тишине во время богослужения, сегодня Церковь позволяет ограничиться одним поясным поклоном на каждый тропарь.

По окончании чтения под звучание 9 ирмоса «Безсеменного зачатия», посвящённого Богородице, духовенство уходит в алтарь. Служба на этом не заканчивается, впереди ещё несколько раз хор исполняет красивые и умилительные песнопения, входящие в последование великопостного Повечерия.

Великий Канон можно читать дома, если нет возможности посетить богослужение. При этом желательно придерживаться церковных правил его исполнения: соответственно одеться, зажечь свечу, совершать поклоны. Допускается молитва под аудиозапись. Смотреть видео лучше отдельно от молитвы, чтобы не отвлекаться зрительными образами. Некоторые не находят времени для этого, слушая исполнение в наушниках.

4.6 (91.11%) 18 votes

Готовиться к Таинству Причащения можно чтением Правильных канонов, по Псалтыри, а также по лестовке (поклонами или молитвами) - на выбор говеющего.

Однако вернейшим помощником на пути подготовки верующего к участию в Христовой Трапезе - украшения души жемчугом слезного покаяния - являются Правильные каноны.

В одном стихе они трогательно-умилительно призывают нас к осознанию своих прегрешений: «Исусе сладкии Христе, Исусе отверзи ми покаяния дверь, Человеколюбче Исусе…» , а в другом - как это заботливо и нежно! - уже услаждают отчаянную душу радостной надеждой на прощение: «Подъими раба Твоего, Исусе мой, припадающа со слезами ногам Твоим. И спаси, Исусе мой, кающася, и геены мя Владыко избави, Исусе Пресладкии и Многомилостиве…».

Песнь за песней мы испрашиваем у Всещедрого Благодателя возлияния на уязвленную душу исцеляющего елея, отпущения грехов и вечного сочетания со избранными в сиянии Божественной славы: «…Исусе мой Краснейшии, иже к Тебе прибегающаго, Спасе Исусе мой, помилуй… и пищи райстей сподоби, Исусе Человеколюбче». Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки?

Этот вопрос волнует многих, и вот почему. Дело в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Настоящее мини-пособие состоит из практической и теоретической частей, дублирующих содержание друг друга с целью разностороннего представления сложной информации. Но сложной лишь на первый взгляд! И Вы в этом, Бог даст, в скором времени убедитесь лично.

Практическая часть

Практическая часть статьи включает в себя отсканированный репринт уральской книги
с дописанными на полях указаниями, которые было бы замечательно, если бы Вы переписали
в свою книгу. Приобрести репринт уральской книги Вы можете в церковной лавке Вашего прихода или, в случае её отсутствия, заказать по почте в любой уголок мира, написав письмо на электронный адрес [email protected] .Подсказки на полях помогут Вам читать Правильные каноны увереннее, быстрее, и, что самое главное, с большим сосредоточием на молитве: Вам не нужно будет припоминать, какую песнь какого канона Вы читаете, где и какой запев следует петь, нужно ли класть поклон, а если нужно, то какой, поясной, метание или великий земной, - все необходимые указания будут всегда перед глазами.

Теоретическую часть данного руководства составляет подробная схема чтения Правильных канонов на каждый день, изложенная ниже.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины - одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данном приходе.

Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым.

Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению?

Приступающий к Телу и Крови Христовой должен помолиться семь Правил, каждое из которых включает в себя 4 канона :

1) канон Господу Исусу Христу;

2) канон Пресвятой Богородице (Акафисту, Одигитрии или Благовещению) с 13-ю кондаками
и 12-ю икосами;

3) канон Пресвятой Богородице малый («Воду прошед…» или дню на павечернице);

4) канон Ангелу Хранителю малый (или под понедельник великий).

Таким образом, говеющий прочитывает в течение седмицы 28 канонов.

Правило ко св. Причащению, совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения - вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров?

Ответ на этот вопрос Вы можете получить только у Вашего духовного отца. Но, к примеру, настоятель нашего храма о. Сергий Лисуренко в начале каждого поста обращается к своим духовным чадам с призывом ответственного исполнения семи Правил до Исповеди. Такое строгое требование, по моему наблюдению, возбуждает у верующего особенное благоговение
к страшному, священному Таинству Причащения, разжигает в полной мере страх Божий, воспламеняет духовный огонь и, как следствие, буквально распахивает душу, каждую её «клеточку», для исцеляющего воздействия Божией Благодати, защищающей причастника от греховного потопа и возносящей его душу на самое Небо.

Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов?

Ответ на этот вопрос остается на Ваше произволение. Для этого требуется не конкретное время или другие внешние обстоятельства, но прежде всего подходящее душевное расположение: бодрый, собранный ум, смиренное сердце и скорбящая душа, подающая жертву слезного покаяния на небесный алтарь Врачу душ. Послушаем свт. Иоанна Златоуста: «Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах» («Симфония…», 2008, стр. 280).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник:

Под среду:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый

Под пятницу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:
1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

* Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.
В уральской книге, к нашей радости, совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Что такое канон и как он устроен

Канон - это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос - это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых - ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари - все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу : «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице : «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу : «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» - «грешную»; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите
в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу
и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):
Семипоклонный начал

12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)





Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»


Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):
3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»
(на первой стихере поклон в пояс) по дню:
Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…»
(или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)
Слава
4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
И ныне
4-я стихера Богородице по дню:
Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…»
(или другую л. 49 «Иже радость…»)
Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице - запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу :
Ирмос
4 тропаря (запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Богородице –> тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице :
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.
По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
Слава, И ныне

Богородичен по дню:
Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»
Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»
Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»
Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» –> Слава, И ныне –> л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии
и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни - после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:
Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
Под среду: молитва Богородице Одигитрии «Пресвятая Госпоже Владычице…» (л. 56)
Под воскресенье: молитва Благовещению Богородицы «К Тебе Пречистей…» (л. 46 обор.)
Затем читаются малые каноны - Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):
Канон малый: на ряду
Канон великий: л. 68 обор.
Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю - запевом и тропарем песни. Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.
Схема чтения песни в каноне Богородице:
Ирмос
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь)
Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:
4 тропаря (запев Ангелу –> тропарь; запев Ангелу –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей
* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.
* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.
* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом на ряду «Явися мне милосерд…»
В каноне великом «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)
Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
Слава, И ныне
Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:
Молитва Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом «Ангеле Христов Святыи…»
В каноне великом «Святыи Ангеле предстояи…»
(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной)
Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари
и кондаки, кои каноны читались в данный день):
Тропари (два) Исусу
Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии - два тропаря
Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)
Кондак Исусу
Слава
Кондак Ангелу Хранителю (по дню)
И ныне
Кондак Богородице (по дню)
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (поклон поясной)
Слава (поклон поясной)
И ныне (поклон поясной)
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)

Отпуст:
Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя
и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй
и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под среду:

и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.
2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).
3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены курсивом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

Семипоклонный начал ( )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший - замолитствующий)
12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий )
5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
«За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий )
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 метания )
Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной великий)
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (метание )
Слава (метание )
И ныне (метание )
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание )
Отпуст
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Кано́н (греч. κανών - правило, норма ), в православном богослужении - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Также канон читается на молебнах.

Все 9 песен канона используются в богослужении только в Великом каноне св. Андрея Критского, а также в канонах вселенской родительской субботы и отцов, в подвиге просиявших. В остальных случаях число песен ограничивается 2, 3, 4 или 8 песнями. Восьмипесенными называются каноны, в которых опускается вторая песнь. Трёх- и четырёхпесенные каноны, употребляемые в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы, называются соответственно «трипеснцами» и «четверопеснцами»; каноны из двух песен именуются «двупеснцами».

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь тропари по мелодико-ритмической модели ирмоса. В славянских переводах греческая стихотворная метрика не может быть скопирована, поэтому ирмос поётся, а тропари читаются (хотя есть канон Боголюбской иконе Божией Матери, творение Патриарха Сергия, написанный гекзаметром). Исключение составляет пасхальный канон, который поётся целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов.

Если канон поется, то, как и каждый ряд песнопений, поется попеременно обоими ликами так, чтобы все стихи библейских песней (если таковые имеются) и все тропари с ирмосами в каждой песни были распределены между ликами поровну, почему число этих стихов и тропарей всегда бывает четное.

Как ни разнообразны напевы канонов на воскресной утрене, но такой большой поток песен (15 х 8 = 120) был бы не по силам самому неутомимому вниманию, если бы этот поток был беспрерывен. Ввиду этого в нем делается два больших перерыва, которыми канон делится на 3 (священное число) части. Так как канон должен иметь по идее 9 песен, то для этих «междопесний» выбрано место «по» (άπό τής); - от, с, после) 3-й и 6-й песни. Междопесние (μεσώδιον), чтобы доставить отдых от пения канона и оживить внимание слушателей, должно дать что-нибудь совершенно противоположное по характеру канону. Канон есть хвалебная песнь с особенно сложной мелодией. Междопесние и дает вместо хвалы - молитву, вместо песни - чтение, вместо сложного напева - более простой. Таким образом, междопесние на каноне состоит из 3 частей: молитвы, чтения и пения. Так как части, на которые делится канон междопесниями, аналогичны кафизмам, то - частнее - этому составу междопесний придан тот же вид, какой имеют перерывы между кафизмами, т. е. они состоят из малой ектении, седальнов или заменяющих их кондаков с икосами и чтения.



Так как канон, основу которого составляют ветхозаветные песни, рассматривается как нечто аналогичное кафизмам, то на междопесниях его за малой ектенией следует по 3-й песни седален и чтение, а по 6-й песни кондак с икосом, и также чтение. От этого нормального порядка на воскресной утрене делается отступление ввиду того, что кроме воскресного кондака и икоса нужно на каноне спеть еще кондаки и икосы Минеи. Так как по 6-й песни канона устав не дозволяет петь более одного кондака и икоса, то минейный кондак, подразумевается - и икос (о чем прямо говорит Общая Минея), переносится на 3-ю песнь, а после них поется седален Минеи, Слава и ныне Богородичен, каким в Минее всегда снабжается седален. Ни Типикон, ни даже Общая Минея, дающая устав для соединения с воскресной службой двух святых, не указывают, что петь по 3-й песни при двух святых, случающихся в воскресенье, может быть, потому, что само собою разумеется, что надо петь обоим кондаки, икосы и седальны по 3-й песни. Так указано делать в Типиконе под 8 сентября (если попразднство в воскресенье).

Устав предписывает (Типикон, гл.2, 11) каждый день соединять на утрени несколько канонов (но не более трех в дни будничные, и не более четырех в дни воскресные и праздничные).

  1. Канон состоит из 9-ти песней (2-я песня поется только во время Великого Поста). Каждая песнь состоит из ирмоса (первой строфы, «зачина», с греческого переводится как "связь", т.к. ирмос связывает в единое целое последующие строфы (тропари) и задает им определенный музыкальный ритм и молитвенный настрой) и 4-6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше). Ирмос (зачин) касается какого-то события ветхозаветной истории (до Рождества Христова), а тропари говорят о событии или лице, которому посвящен сам канон, причем между ирмосом и тропарями имеется глубинная связь, ветхозаветное событие воспринимается как прообраз празднуемого.
  1. Слова «Песнь 1» и т.д. не читаются, а в каждой песне сначала хором пропеваются ирмосы на один из 8 гласов, а затем последовательно читаются тропари с особыми припевами - стихами, содержащими в себе обращение к Богу, Божией Матери или святым, память которых празднуется. Как правило, припев указывается перед первым тропарем первой песни канона.
  1. По 3-й, 6-й и 9-й песни – малая ектения (священник + хор) – читается, чтобы как-то переключить внимание с канона. Также этим самым церковь призывает верующих молиться и за самих себя.
  1. По 3-й песни после ектении – седален или ипакой (чтец или певчие) - читается или поется. Если седален составной (состоит из двух или трех тропарей), то «Слава, и ныне: » или раздельно «Слава: » и «и ныне: » читаются в указанных в тексте местах. Если случается два святых или два празднества, то после 3-й песни пред седальном поются или читаются еще кондак и икос одного святого или праздника, а кондак и икос другого - после 6-й песни. Например, в воскресенье: после 3-й песни - кондак и икос и седален святому из минеи, а после 6-й - кондак и икос воскресные. Если по 3-й песне читаются кондак и седален с богородичным, или кондак, икос и седален с богородичным, то "Слава" произносится не перед седальном, а вместе с "и ныне" перед богородичным.
  1. Как и канон, междопесния все усиливаются в торжественности. Ввиду этого по 6-й песни положен не седален, а кондак и икос , - песни, близкие по напеву к седальнам, именно, тропарного напева, более торжественного, чем седальный. Этим вводится в утреню новый, доселе не употреблявшийся на бдении вид церковной песни, занимающий в ряду песнопений второе место - после тропаря.

Итак, по 6-й песни – кондак или кондак с икосом (чтец). Перед кондаком и икосом принято трижды прочитать «Господи, помилуй ». Сами кондак и икос читаются последовательно. Слова «седален», «кондак» и «икос» при молитвенном прочтении канона не читаются. В субботы, при заупокойном служении, поются (или читаются) кондак: "Со святыми упокой..." и икос: "Сам един еси...".

  1. Из среды других песен устав выделяет прежде всего, естественно, 8-ю песнь, как заключительную между ветхозаветными, ближайшую к новозаветным и по времени составления, и по духу. Обособление ее от других производится тем, что заканчивающее каждую песнь (как и каждый псалом) малое славословие здесь формулируется иначе, именно так, чтобы оно было близко по образу выражения к тексту песни, чтобы оно выливалось как бы из уст самих отроков-исповедников. Так как каждый стих песни начинается словом «благословите», то вместо «Слава Отцу» песнь имеет на конце «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа». "

По 8-й песни перед пением катавасии поется: "Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки" и затем ирмос катавасии. На восьмой песни необходимо подать кадило.

«Всегда по конце 8-я песни, егда хощем начати 9-ю песнь (следовательно, столько же из-за

предстоящей 9-й песни, еще важнейшей, чем 8-я), творим вси метание (поклон, в воскресенье, конечно, малый, какие далее определенно требуются на песни Богородицы)

единоравно (все одновременно) глаголюще: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви»

  1. Пред 9-ю песнью диакон, стоя с кадилом пред иконой Богоматери, возглашает: "Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим", лик поет песнь Богородицы («величит душа моя Господа…», (Лк.1:46-55), поет хор) и припев, прославляющий Богородицу («Честнейшую Херувим…»), после каждого стиха (песни открывают 9-ю песнь канона). Песнь Богородицы с припевами называется "Честнейшая". В двунадесятые праздники вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. Праздничные припевы на 9-й песни помещаются все вместе в Псалтири (и Малой, и Следованной) и в Ирмологионе, а отдельно - на ряду в службе.

Песнь Богородицы выделяется из ряда не только других песней канона, но из всего бдения и тем, что только здесь устав прямо требует поклонов, приглашая и этим выразить свое богопочтениеввиду близкого окончания службы, ее праздничных песен, но ввиду запрещения в воскресные дни коленопреклонения - только малых: «Творим же и поклоны малыя» (разумеется: на каждом стихе). Этим не исключаются такие же поклоны и в других местах службы, но только не считаются там столь необходимыми, как здесь, или вообще почему-то не указываются (может быть, по недосмотру)

Песнь Богородицы с припевом поется так:

Священник : Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим

Лик : Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем

Лик

Лик : Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик: Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся

отпусти тщи.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму

и семени его даже до века.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

"Честнейшая" относится не к концу восьмой песни, а предваряет девятую, поэтому в указаниях

обычно пишут "На 9-й песни "Честнейшую" не поем.

  1. Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак. Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности. Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света

Итак, по 9-й песни и малой ектении – ексапостиларий (светилен) – поет хор (или читает чтец). Светилен ищется по номеру воскресного Евангелия. Если есть - на "Славу" светилен святого из Минеи, на "И ныне" - богородичен воскресного светильна. В воскресенье перед светильном дьякон возглашает стих: "Свят Господь Бог наш". Светилен - самая торжественная часть среди седальна и кондака (т.е. наименее торжественен – седален после 3-й песни, более торжественен – кондак после 6-й песни, и самый торжественный – светилен после 9-й песни). В великие праздники светилен, как и тропарь, поется трижды.

  1. Перед последним тропарем («Богородичен») каждой песни объединенного канона обычно читается (или поется) не припев, а т.н. малое славословие: «» (обозначаемое «Слава, и ныне: »); по устоявшейся практике «Слава: » («И ныне: » («») - перед последним (Богородичным), а, к примеру, в каноне к Причащению перед последним тропарем читается «Пресвятая Богородице, спаси нас ».На восьмой песни вместо "Слава" читается: "Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа " , "и ныне" же читается как обычно.
  2. Если объединяется несколько канонов , то обычно порядок такой: хор поет ирмос первой песни первого канона, затем читаются тропари первой песни первого канона до богородичного тропаря (каждому тропарю предшествует припев первого канона),затем читается припев Богородичного тропаря ("Пресвятая Богородице, спаси нас"), затем читается Богородичный тропарь ("Богородичен"); потом читаются тропари первой песни второго канона (с припевами второго канона), также перед Богородичным тропарем читается Богородичный припев, и так далее. При этом ирмосы второго и последующих канонов в общем случае не пропеваются (поются только ирмосы песен первого канона). (Хотя бывают дни, когда поются ирмосы и второго канона. Например, канон, читаемый на утрене праздника Пятидесятницы - он состоит из двух канонов, и для каждого канона пропевается ирмос. Т.е. поется ирмос, читается первый канон, потом поется ирмос второго канона и читается второй канон. Также бывает, что во втором каноне есть вторая песнь, а в первом - нет. Например, объединенный канон на утрене Троицкой родительской субботы. Тогда после первой песни поется ирмос второй песни второго канона и читается вторая песнь второго канона.)

В последнем каноне перед последним тропарем каждой песни (т.н. «Богородичен», хотя бывает и не

Богородичен) обычно читается не припев, а «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь » (обозначаемое «Слава, и ныне: »); по устоявшейся практике «Слава: » («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ») читается перед предпоследним тропарем, а «И ныне: » («И ныне и присно и во веков. Аминь ») - перед последним (Богородичным), а, к примеру, в каноне к Причащению перед последним тропарем читается «Пресвятая Богородице, спаси нас ». (в повсеместной практике Богородичен опускается, и после «Слава и ныне» сразу идет катавасия. Иногда и катавасия опускается, и сразу поется ирмос следующей песни, хотя все это неправильно).

Итак, если подходить строго к чтению канонов, надо читать Богородичны всех канонов. Перед Богородичным читать припев "Пресвятая Богородице, спаси нас". Т.е. допустим, в первом каноне написано "Слава" - тропарь - "И ныне" - Богородичен, и канонов несколько. Тогда вместо "Слава" читается припев первого канона (например, "Помилуй мя, Боже, помилуй мя"), затем тропарь, затем вместо "И ныне" - "Пресвятая Богородице, спаси нас", затем Богородичен. Т.е. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" - тропарь - "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен - второй канон. Просто обычно на практике это все опускается, и тропари читаются до "Слава", "Слава" не читается - сразу идет переход на второй канон. Потом, когда все каноны прочитаны, в последнем каноне, дойдя до "Славы", читают сразу "Слава и ныне", хотя по правилам надо было прочитать "Слава" - тропарь" - "И ныне" - Богородичен.

Но бывает и так, что объединяется два канона, и в указаниях четко сказано, что для первого канона читать Богородичны (например, всенощное бдение в субботу перед неделей жен- мироносиц, когда читается канон Пасхи с Богородичными в соединении с каноном женам-мироносицам). Тогда оба Богородичных первого канона идут с припевом "Пресвятая Богородице, спаси нас", т.е. вместо "Слава" - Богородичен1 - "И ныне" - Богородичен2 (как написано в каноне), читается "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен1 - "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен2, а затем сразу припев второго канона и второй канон (в приведенном примере: "Святые жены-мироносицы, молите Бога о нас" - тропарь1 - ...).

Также бывает, что второй канон тоже читается с ирмосом (см. описание выше) - это указано в богослужеб. указаниях. Например, для второго канона может быть сказано: "со ирмосом", или "ирмосы обою канонов". Тогда певчие будут петь и ирмосы второго канона.

  1. После заключительного тропаря каждой песни объединенного канона (иногда после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней) хором поется катавасия (в переводе "схождение") – соответствующий ирмос канона, определяемого Уставом в зависимости от дня. Катавасия - это ирмосы, для пения которых Уставом положено сходиться певцам обоих ликов (клиросов) на середину храма. В праздники Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, Успения Пресвятой Богородицы, а также Благовещения, случившегося в неделю Ваий, катавасиею служат "ирмосы обою канонов кийждо лик свой ирмос"; таким образом, в эти дни певцам не назначено сходиться вместе. В самые великие праздники катавасия состоит в повторении на­чального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката­васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней - 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменя­ет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии. Катавасия после каждой песни канона, называемая рядовою, положена: в дни воскресные, в праздники двунадесятые и в их отдания и в дни святых с бдением, полиелеем и великим славословием, а также в субботы: мясопустную и пред Пятидесятницею. Катавасия же после 3-й. 6-й, 8-й и 9-й песней канона поется в дни святых шестеричных и в дни непраздничные. Если катавасия читается после каждой песни канона, она называется "рядовая"
  2. Фраза «Канон на N стихов» определяет кол-во тропарей (включая ирмос) в каждой песни. Если недостает тропарей, надо удваивать первый тропарь (как самый важный).

Пример: допустим,есть канон, каждая песнь которого состоит из ирмоса и двух тропарей, и написано, что канон нужно читать на 14, при этом указано, что ирмосы дважды. Это значит, что сначала два раза пропеваются ирмосы (как правило, двумя клиросами по очереди. На практике обычно поется один раз), потом шесть раз читается первый тропарь, потом шесть раз - второй. Причем последний (второй) тропарь каждой песни канона (если совмещено несколько канонов, то последний (второй) тропарь последнего канона) читается так:

прочитывается 4 раза, затем "Слава:", затем еще раз читается этот же тропарь, потом "И ныне", и в заключение этот тропарь читается еще раз, итого получается 6 раз.

13. Поются обычно только ирмосы и притом большею частию одного первого канона. Если же иногда и

второго, - то в таком случае и про второй канон сказано: "со ирмосом", или "ирмосы обою канонов".

14. Тропари обычно читаются (в Пасхальную седмицу поются и тропари).

  1. В дни пения Цветной Триоди (от недели апостола Фомы и до недели Всех Святых) поются ирмосы

(по два раза) из Триоди Цветной. Находящиеся в Типиконе для этих дней выражения: "канон праздника со ирмосы на 8", "кондак праздника" и проч. указывают не на праздник Пасхи, а на бывшее пред этим особое празднование воскресного дня, например, апостола Фомы, мироносиц, расслабленного, самаряныни и проч., или на праздник Преполовения, Вознесения и проч. Отсюда, например, указание Типикона и Цв. Триоди в понедельник 3-й седмицы по Пасхе на утрени: "канон праздника со ирмосы на 8" означает, что в этот день на утрени нужно петь ирмосы и читать тропари канона мироносиц, помещенного в последовании недели (воскресенья) мироносиц; в самую неделю ирмосы этого канона не поются, а читаются лишь его тропари.

  1. Припевы

Почти повсеместная практика, по крайней мере русская, заменяет стихи песней (песни написаны в Ирмологионе), исключая Великий пост, особыми припевами к канону; так, к воскресному канону употребляется припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», к Крестовоскресному: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению», к Богородичному канону и Богородичным тропарям в первых двух канонах «Пресвятая Богородице, спаси нас», к канонам святым из Минеи: «Святый - лик и имя - моли Бога о нас». Несмотря на широкое распространение такой практики, трудно подыскать для нее какое-либо оправдание. Возможен ли припев лучше таких, например, стихов библейских песней: «Воскреснут мертвии и возстанут иже во гробех и возвеселятся иже на земли» (Ис. 26, 19) или: «И да взыдет из нетления живот мой к Тебе, Господи Боже мой» (Иона. 2, 7), или, наконец, все стихи 8-й песни с окончанием в каждом «Господа пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57 и д.)? Притом небиблейские припевы делят канон на очень неравномерные части, благодаря тому, что в одном каноне бывает по 2, по 3 одинаковых припева (а третий Богородичен). Наконец, не всегда можно составить ритмический припев; вообще, так как богослужебные книги почти не указывают припевов (указывают иногда только для канонов повечерия), то здесь открывается широкое поле для произвола каждого чтеца и для непризванного творчества. Но ввиду того, что практика припевов слишком давняя и широкая и мало надежды на скорое восторжествование в этой области требований Типикона, мы укажем здесь освященные самыми богослужебными книгами припевы и сделаем несколько указаний относительно составления их. (Где к канонам припеваются стихи библ. песней, эти указания будут пригодны для молебнов).

Кроме приведенных припевов воскресного канона и Богородичного (второй указывается Октоихом для повечерия, см. 1 гл., неделя), богослужебные книги дают еще следующие припевы: «Христос воскресе из мертвых», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (Страстная седмица, см. Триодь и Тип., повечерие Недели ваий), «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (воскресная полунощница, см. Октоих 1 гл., неделя), «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см. Триодь и Типикон, повечерие понед. 1 седм. поста), «Преподобнии отцы, молите Бога о нас» (см. Триодь и Тип., суббота сырная), «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» (Триодь, повечерие среды 1 седм. поста), «Священномучениче Евфимие, моли Бога о нас» (26 декабря), "Вси святии земли Русския, молите Бога о нас" (в Неделю всех русских святых). Эти образцы показывают, что припев должен состоять из 2 строф приблизительно одинаковой длины, как например:

Преподобне отче Андрее,

Моли Бога о нас.

Таким правилом и надо руководиться при составлении припевов. Следовательно, при двух и более святых уже не нужно именовать их. Равным образом не нужно обременять первую строфу присоединением к имени святого его прозваний, не только таких безразличных для его славы, как «Тирон» (= новобранец), «воин», «градарь», но и почетных: «Великий», «Богослове», «Златоусте», «Чудотворче». Не требуется также нескольких обозначений святости святого, т. е. подле «преподобный» ставить еще «святой», почему не говорится «святый священномучениче N», а просто «священномучениче». На этом основании могут быть допустимы следующие припевы для разных ликов свв.: «Святии Архангели и Ангели молите Бога О нас», «Святый апостоле N моли Бога о нас», «Святии апостоли м…», «Св. пророче N м…», «Св. пророцы м…», «Святый мучениче N м…», «Святая мученице N м…», «Святии мученицы м…», «Священномучениче N м…», «Преподобномучениче N м…», «Святителю отче N м…», «Святии отцы м…» (нескольким святителям), «Преподобие отче N м…», «Преподобная мати N м…», «Преподобнии отцы м…», «Св. праведный N м…», «Св. праведная N м…». Составление же припевов для некоторых святых представляет большие затруднения (требуется более двух строф). Так например, Иоанну Крестителю («Св. Пророче и Предтече Господень Иоанне м…», равноапостольным («Святии равноапостольнии N и N м…»), князьям («Святый благоверный княже N м…»). Реестр этих припевов можно дополнить еще следующими: для праздников Господских, их пред- и попразднств: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных: «Пресвятая Богородице, спаси нас», для триодных канонов: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (исключая 1. и 3-ю Неделю поста, где «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»).

В дни Великого поста в старообрядческой Церкви большинство христиан приступают к таинству покаяния, а по его совершении, по благословению духовного отца, приобщаются Святых Христовых Тайн. Сегодня мы публикуем статьи, посвященные подготовке к причастию. Этот материал был подготовлен по заказу нашей редакции в 2014 году и с тех пор получил большую популярность. Он был перепечатан на нескольких ресурсах по разрешению редакции с добросовестным указанием прав нашего сайта. Также в сети на файлохранилище для удобства читателей была размещена печатная версия статьи для личного пользования, которая, тем не менее, не дает право на републикацию статьи, о чем мы напоминаем интернет-пиратам.

В старообрядческой традиции, сложившейся в последние столетия, перед причастием обязательны неделя строгого поста (говение) и чтение «Правильных канонов ». Наибольшее затруднение вызывают именно эти загадочные каноны. Каким образом надо ими молиться, рассказано в статьях Ольги Самсоновой «Подготовка ко Святому Причащению » и «Устав о чтении Правильных канонов ».

Готовиться к Таинству Причащения можно Правильными канонами, Псалтырью, а также по лестовке (поклонами или молитвами) — на выбор говеющего (строго постящегося — прим. ред .). Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Однако проблема в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины — одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данной общине. Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым .

Правило ко св. Причащению , совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения: вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Сегодня мы публикуем 2 статьи, посвященные подготовке к причастию.

1. , включает следующие разделы:

  • Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки;
  • Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению;
  • Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров;
  • Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов;

2. , включает следующие разделы:

  • Что такое канон и как он устроен;
  • Порядок чтения Правильных канонов на каждый день;
  • Схема чтения Правильных канонов;
  • Устав о поклонах во время Великого поста.

Большое значение в причастии Святых Тайн имеет, конечно, не только подготовка, но и — что гораздо важнее — понимание смысла самого Таинства Евхаристии. Для этого старообрядческие авторы, специалисты в области Литургики, священнослужители старообрядческих церквей составили учебное пособие, посвященное старообрядческой Литургии. Этот богато иллюстрированный материал доступен на страницах нашего сайта.


Top