Объяснение принципов выделения. График выполнения практической части рабочей программы. Вопросы в параграфе

  • 3.2. Эмпирические и теоретические трудности в исследовании психических явлений
  • 3.3. Основные методологические принципы отечественной психологии
  • Часть 2
  • Теоретические основы научной
  • Психологии: многообразие
  • Психологических теорий
  • Глава 4
  • 4.1. Альтернативные теории эволюционирования живых организмов
  • 4.2. Теории эволюционного формирования и развития психики
  • 1. Что выступает единицей жизнедеятельности организ­ма в контексте психологического анализа?
  • 2. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятель­ности?
  • 3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюцио­нирование животных организмов и их функциональное совер­шенствование?
  • 4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передви­жения и развитие органов чувств?
  • 5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций) ?
  • 6. Какие факторы детерминируют эволюционное формиро­вание и развитие психических функций?
  • 7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволю­ции?
  • 9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного раз­вития психических функций у животных организмов?
  • 8. Каким законам подчиняется формирование новых психи­ческих функций в процессе эволюции?
  • 10. Каковы основные отличия психики человека от психики животных?
  • Глава 5 Психофизиологические подходы и теории,
  • Психологии
  • 1. Что выступает в качестве системообразующего фак­ тора в процессах организации жизнедеятельности у живых ор­ ганизмов?
  • 2. Что выступает основным фактором, детерминирую­ щим развитие и функционирование живых организмов, а так­ же отдельных физиологических систем в составе организма?
  • 3. Как формируется способность к опережающему отра­ жению и целеполаганию у живых организмов в процессе эволю­ ции?
  • 4. Что лежит в основе различных форм поведенческой ак­ тивности живых организмов?
  • 5. Какие механизмы образуют функциональные системы?
  • 6. Каковы закономерности эволюционного и онтогенетиче­ ского формирования и развития функциональных систем?
  • 1. Какой принцип лежит в основе организации целенаправ­ ленного поведения живых организмов?
  • 2. Какие психофизиологические механизмы необходимы для организации целенаправленного поведения?
  • 3. Что лежит в основе активной организации поведения и действий живого организма?
  • 4, С какими трудностями сталкиваются позвоночные животные при организации выполнения двигательных дей­ ствий?
  • 5. Как организуется регуляция и координация предметного исполнительного действия? Что представляет собой меха­ низм сенсорных коррекций?
  • 6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол­ нения двигательного действия?
  • 7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий на основе сенсорных коррекций?
  • 8. Какие функционально-структурные уровни сенсорных коррекций включаются в состав организации и регуляции раз­ личных действий?
  • 9. Каковы основные этапы процесса формирования двига­тельного умения и навыка?
  • 1. В чем заключаются основные особенности высших психи­ ческих функций человека?
  • 2. Что выступает в качестве физиологической основы впф?
  • 3. Что выступает в качестве основных причин формирова­ ния впф?
  • 4. Каковы особенности мозговой локализации нейрофизио­ логических механизмов, формирующихся по мере развития у человека впф?
  • 5. Какова общая функционально-структурная организация нейрофизиологических процессов в мозге, обеспечивающих реа­лизацию впф?
  • 6. Как влияют очаговые поражения мозга на реализацию субъектом высших психических функций?
  • Глава 6 Альтернативные общепсихологические
  • 6.2. Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений в когнитивной психологии
  • 6.3. Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к анализу и объяснению психических явлений
  • 1. В чем заключается отличительная особенность разви­тия психики человека от развития психики животных?
  • 3. Как у человека формируются и развиваются высшие пси­хические функции?
  • 4. Каковы этапы и содержание механизма интериориза­ции? Как формируются произвольные, преднамеренные формы организации поведения и психических функций?
  • 5. Как в организацию высших психических функций включа­ются языковые и другие знаково-символические средства?
  • 6. Что такое сознание человека?Как формируется челове­ческое сознание?
  • 7. Что представляет собой личность человека как психиче­ское образование?
  • 1. Что выступает предметом исследования психологии как самостоятельной науки?
  • 2. Что такое деятельность живого организма с позиций психологического анализа?
  • 3. Какие важнейшие основания следует использовать для психологического анализа действий и деятельности?
  • 4. Какие составляющие компоненты включаются в психо­логическую структуру человеческой деятельности?
  • 5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется?
  • 6. Как образуется сознание человека и умственные, внут­ ренние формы действий и деятелъностей?
  • 7. Как соотносятся внешние и внутренние (умственные) формы человеческих операций, действий и деятельностей?
  • 11. Заказ № 4624.
  • 8. Что лежит в основе развития человеческой психики?
  • 9. Что образует основу человеческой личности?
  • 2. Чем характеризуются исторически первичные формы человеческой деятельности?
  • 3. Какие психологические основания лежат в основе обще­ ственного разделения труда?
  • 4. Как формируются умственные действия и умственные формы человеческих деятельностей?
  • 5. К каким последствиям в формировании и развитии чело­ веческих типов деятельности ведет отделение ориентацион- но-планирующих компонентов от исполнительных, с одной
  • 3. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают:
  • Глава 7 Альтернативные теории личности
  • 7.1. Альтернативные теории личности
  • 3. Элементы личности расположены иерархически:
  • 7.2. Теория личности в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений
  • 1. Что лежит в основе формирования и развития человече­ ской психики?
  • 2. Каково основное значение детства в формировании и раз­ витии психики человека?
  • 4. Каковы особенности человеческих действий, способами организации и выполнения которых необходимо овладеть ре-
  • 5. Б каких типах отношений формируются мотивацион-но-смысловые и интеллектуальные, операционально-техниче­ские формы человеческой психики?
  • 6. Что лежит в основе периодизации психического развития человека?
  • 7. Какова периодизация психического развития ребенка в со­ временном обществе?
  • 8. Какие закономерности лежат в основе смены периодов в психическом развитии человека?
  • Глава 8 Теории психических свойств и образований
  • 8.1. Теории темперамента
  • 8.2. Теории характера
  • 8.3. Теории способностей
  • Глава 9
  • 9.1. Мотивы человека и их формирование
  • 9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм
  • 9.1.2. Деятельностиый подход к объяснению процессов мотивации
  • 9.2. Психологические теории эмоциональных явлений
  • 9.2.1. Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями
  • 9.2.2. Биологическое и эволюционное значение эмоций
  • 9.2.3. Различные содержательно-психологические подходы к теоретическому анализу и объяснению эмоциональных явлений
  • 9.2.4. Теоретический анализ и объяснение функционального значения эмоциональных явлений в контексте деятельностного подхода
  • 9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения
  • 1. В чем особенность человеческих форм произвольной преднамеренной организации поведения и психических процес­ сов?
  • 2. Как формируются и развиваются произвольные предна­ меренные формы поведения и психики у человека?
  • 1. Какова особенность удовлетворения индивидуальных по­ требностей и мотивов в человеческом обществе?
  • 2. Что представляет собой личностный смысл как психи­ ческое образование?
  • 3. Каковы необходимые условия для формирования и разви­ тия мотивов трудовой деятельности?
  • 4. В решении каких задач человеку требуется волевая регу­ ляция?
  • 5. В чем заключаются основные особенности волевого дей­ ствия в отличие от действий произвольно-преднамеренных?
  • 6. Что выступает в качестве основного психологического механизма волевой регуляции человеческих действий?
  • 7. Как формируются и развиваются механизмы волевой ре­ гуляции у человека?
  • 8. Какие существуют приемы и средства для целенаправ­ ленного изменения смысла действий?
  • 9. Как могут формироваться новые мотивы на основе про­извольного изменения или создания дополнительного смысла действия?
  • Глава 10
  • 10.1. Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы?
  • 10.2. Что такое восприятия? Как организованы перцептивные процессы?
  • 10.3. Деятельностный подход к анализу и объяснению сенсорных и перцептивных процессов
  • 2. Что выступает в качестве основных причин формирова­ния перцептивных механизмов?
  • 3. Какова функциональная структура механизмов перцепции?
  • 4. Как формируются перцептивные процессы и механизмы восприятия?
  • 5. Как по мере развития перцептивных механизмов изменя­ются и совершенствуются способы восприятия и формируют­ся сенсорные эталоны?
  • 6. Как перцептивные операции и действия включаются в состав других типов человеческих действий?
  • 7. Как перцептивные операции и действия включаются в процессы решения разнообразных типов человеческих задач?
  • 8. Каковы механизмы актуализации представлений (вто­ ричных образов, репрезентаций), возникающих у субъекта в от­ сутствие объекта?
  • 1. Что выступает центральным противопоставлением, лежащим в основе анализа и объяснения психических явлений?
  • 2. Каковы отношения между свойствами объективного мира и модальностью ощущений и восприятий мира субъек­том?
  • 4. Какие процессы лежат в основе возникновения перцеп­тивных образов и представлений?
  • 5. Чем обеспечивается предметная отнесенность образов? Как формируется предметность перцептивных образов и пред­ставлений?
  • 6. Каковы отношения между сенсорными и перцептивны­ми процессами? Какова роль научения в процессах восприя­тия?
  • 7. Чем характеризуется восприятие мира человеком в от­ личие от восприятия мира животными?
  • 8. Какую роль выполняют значения в формировании и разви­ тии образа мира?
  • 9. Чем отличаются значения, формирующиеся на основе перцептивных процессов, от значений, формирующихся на основе процессов мышления?
  • 1. В чем отличительные особенности перцептивных про­цессов?
  • 3. Как структурируется индивидуальный образ мира в про­ цессах развития?
  • 4. Как функционирует образ мира в организации процессов восприятия?
  • Глава 11
  • 11.2. Теории мышления в современной зарубежной психологии
  • 11.3. Теории мышления в отечественной психологии Структурная организация процессов мышления
  • 3. В чем заключается основная отличительная особен­ ность мышления человека от мышления животных?
  • 4. Как фиксируются и транслируются способы и результа­ты человеческого мышления?
  • 5. Как процессы мышления включаются в состав человече­ской деятельности?
  • 6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувст­венного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств?
  • 7. В чем заключается основной критерий, позволяющий вы­делять процессы мышления в качестве особого психического процесса?
  • 9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении чело­века?
  • 10. Б каких формах фиксируются результаты мыслитель­ных действий человека?
  • 1. Что исходно заложено в основу психического развития че­ ловека, его сознания и личности? Каков состав человеческих действий?
  • 2. Какие основные функции реализуются разными типами операций, входящих в состав действий?
  • 3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов мышления?
  • 4. В чем заключаются основные особенности формирования и развития человеческих форм мышления?
  • 5. Какова роль языка в развитии познавательных возмож­ ностей человека?
  • 6. Что выступает в качестве результата ориентировоч­ но-исследовательской активности субъекта, который интег­ рирует все познавательные психические функции?
  • 7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?
  • Глава 12
  • 12.1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии
  • 12.1.1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии
  • 12.1.2. Теории (модели) структурной организации
  • 12.2. Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений
  • Глава 13
  • 13.1. Теории и модели внимания в когнитивной психологии
  • 13.2. Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания
  • Глава 14 Теории сознания человека
  • 1.3.3. Способы построения и подтверждения научных теорий

    Требования к теории:

    Существует ряд требований к научным теориям, которые определяют степень их научности. Среди таких требований можно указать:

      определение и четкое указание диапазона объясняемых те­ орией предметов и явлений - предметную отнесенность теории;

      четкую формулировку объяснительных принципов теории;

    «объяснительную силу» теории - диапазон объясняемых предметов и явлений, а также диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов), логически выводимых из теории.

    Какие существуют различия между научными теориями ?

    Существует ряд оснований, в соответствии с которыми можно выделять различные способы построения современных научных теорий.

    Различают теории: а) аксиоматические: строятся на сис­теме необходимых и достаточных аксиом, которые недока­зуемы в рамках теории. Так строятся логико-математиче­ские теории (например, вспомните постулаты Эвклида, на которые опирается классическая геометрия); б) гипотети- ко-дедуктивные: строятся на предположениях, выдвигае­мых с целью объяснения определенного множества эмпи­рических фактов. Так строится большинство современных естественно-научных теорий.

    Отдельно следует остановиться на объяснениях (теори­ях), которые используются в математике и математической логике. Такие объяснения по способу построения относят к аксиоматическому типу. Среди основных характеристик ма­тематических объяснений и математических теорий чаще всего указываются следующие особенности.

      В качестве предметной отнесенности в математических те­ ориях исходно выступают количественные характеристи­ ки различных свойств и отношений при абстрагировании от материальных (вещественных) характеристик объектов и явлений.

      Для получения таких количественных характеристик не­ обходимо вводятся конвенциональные эталоны - едини­ цы измерения.

      В последующем путем абстрагирования от всевозможных эталонов и способов измерения собственно математиче­ ские объекты (предметы) задаются логически и все их

    свойства потенциально содержатся в определении (выво­димы из него). Исходя из аксиом, строится все здание нау­ки.

    Специфика математического мышления во многом опре­ деляется тем, что оно оперирует не моделями реального мира, а моделями (схемами) количественных отношений и зависимостей, абстрагированных из явлений, объектов в форме предметов и разнообразных моделей (оперирование моделями моделей).

    Математические модели могут предметно относиться (ин­ терпретироваться) на любые объекты и явления при усло­ вии сохранения заданных количественных отношений и зависимостей между предметами, процессами и их свойст­ вами.

    Развитие математических средств познания, способов объяс­ нения и их результаты (математические знания) совпадают с развитием «математических объектов» (Берулава, 1993; Руза- вин, 1978).

    Достаточно часто современные научные теории различа­ют по степени обобщения:

      теории «нижнего уровня» - основу образуют эмпириче­ ские обобщения, в которых понятия имеют непосредст­ венную, опытно данную предметную отнесенность;

      теории «среднего уровня» - основу образуют понятия, ко­ торые: а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений;

    б) требуют эмпирической верификации - подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследовани­ ях;

    Теории «верхнего уровня» - основу образуют понятия, ко­ торые: а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений; б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий;

    в) определяют научные представления в образе мира уче­ ного.

    На какие способы построения научных теорий опираются ученые ?

    Условно можно выделить четыре основных типа гипоте- пгико-дедуктивного построения теоретических объяснений

    (Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):

      атрибутивные - объяснения одного свойства объекта че­ рез другое свойство этого же объекта (анализ путем выде­ ления свойств);

      составно-структурные - объяснения предметов и явле­ ний путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на состав­ ляющие - анализ путем выделения элементов, компонен­ тов, состава);

      функциональные - объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразо­ вания предметов и явлений);

      генетические - объяснения, основывающиеся на выделе­ нии исходной «единицы-клеточки» - единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свой­ ства, которые определяют последующее развитие-услож­ нение явления (анализ «путем выделения исходных еди­ ниц» с последующим выявлением законов и условий их развития).

    Каждый из указанных типов объяснений можно предста­вить в операциональной форме, которая обобщенно отража­ет их способ построения.

    Атрибутивные объяснения предполагают:

      выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления;

      последующее установление эмпирических или гипотети­ ческих связей между выделенными признаками и свойст­ вами, которые позволяют объяснить и предсказать появле-

    ние одних свойств через связи с другими свойствами одно­го и того же объекта, предмета, явления.

    Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретиче­ском уровне могут образовывать «логический круг в объяс­нениях».

    Составно-структурные объяснения предполагают:

      эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объясне­ нию, на составляющие части, элементы, компоненты;

      установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов;

      эмпирическое или гипотетическое установление отноше­ ний и связей между выделенными частями, элементами, компонентами;

      объяснение определенных свойств предмета путем их вы­ ведения в качестве следствий из ранее установленных осо­ бенностей состава и структуры предмета.

    Функциональные объяснения предполагают:

      установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности кото­ рого подлежат объяснению, с другими предметами, явле­ ниями или объектами;

      установление взаимных воздействий и влияний выделен­ ных предметов, объектов, явлений друг на друга;

      объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты.

    Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь меж­ду двумя взаимодействующими явлениями.

    Генетические объяснения предполагают:

      объяснение процесса возникновения, формирования и раз­ вития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря на то что процессы развития интуитивно выделяются обыч­ но без особого труда, теоретически определить их достаточ­ но сложно;

      ответы на вопросы, почему и как происходит развитие - направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления.

    При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.

      Сначала эмпирически устанавливаются качественно раз­ личающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо процесса.

      Вслед за этим гипотетически предполагается единое осно­ вание (причина), которая лежит в основе установленных качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким осно­ ванием может быть достаточно сложное гипотетическое структурно-функциональное образование. Соответствен­ но объяснение может строиться путем установления зако­ нов, в соответствии с которыми объясняется:

      усложнение или развитие с течением времени внут­ ренней структуры данного явления;

      изменение с течением времени или усложнение функ­ циональных связей явления: а) с внешними фактора­ ми, б) между структурными элементами явления.

    Таким образом, объясняется структурно-функциональ­ное усложнение - развитие - явления с течением времени.

    Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития пси­хики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиа­же, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования

    умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представле­но в части 2 пособия). Перечисление современных науч­но-психологических теорий, в основу которых положены ге­нетические основания, может быть продолжено.

    Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.

    Что выступает критериями относительной истинности научных теорий ?

    Вопрос об истинности знаний, получаемых в научных исследованиях, один из центральных для методологии нау­ки. В истории науки выдвигались различные критерии для отнесения определенных знаний к категории «научных» или «ненаучных». При этом «научность» эмпирически ре­гистрируемых данных не вызывает у ученых особых проти­воречий, если такие данные потенциально воспроизводи­мы в определенных экспериментальных или «приборных» ситуациях. Противоречия между учеными чаще всего воз­никают при объяснении одних и тех же фактов с разных те­оретических позиций. Поэтому установление истинности, обоснованность научных теорий является постоянной и не­избежной методологической проблемой. История развития методологии науки показала, что обсуждение этой пробле­мы может быть плодотворным, когда речь идет об установ­лении относительной, а не абсолютной истинности теорий. Для установления относительной научной достоверности (относительной истинности) теоретических объяснитель­ных принципов в качестве критериев принимались следую­щие процедуры.

    Принцип верификации (Огюст Конт): теория считается от­носительно истинной, если ее положения и предсказания подтверждаются, согласуются с фактами.

    Последующее развитие научного знания и накопление научных теорий, которые альтернативно объясняли одни и те же факты и явления, показало, что этот принцип недоста­точно надежен. Альтернативный принцип был выдвинут Карлом Поппером.

    Принцип фальсификации: научным признается только та­кое теоретическое знание, которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпириче­ской проверки. При этом следует считать, что для опровер­жения теории достаточно одного опровергающего факта. Научной не признается теория, содержание которой невоз­можно эмпирически проверить.

      О причинах, лежащих в основе различных явлений, воз­ можно выдвижение бесконечного числа объяснительных гипотез.

      Ученый заранее не знает, какие объяснительные гипотезы верны, а какие ошибочны.

      Проблема разрешается путем эмпирического исключения (опровержения) гипотез.

    В последующем принцип фальсификации в различных методологических подходах формулировался более мягко. Так, развивая и обобщая идеи К. Поппера, И. Лакатос сфор­мулировал методологию исследовательских программ:

    1. Научное исследование реализуется в рамках исследова­тельской программы, которая включает:

      ядро программы - совокупность основных теоретических принципов, принимаемых конвенционально;

      совокупность методологических правил, которые ориен­ тируют исследователя в выборе проблем и путей их реше­ ния (позитивная эвристика);

      совокупность правил, направленных на предохранение те­ оретических принципов от опровержения путем выдвиже­ ния вспомогательных гипотез (негативная эвристика).

      Исследовательская программа находит свое осуществ­ ление в серии взаимосвязанных теорий разного уровня обобщенности, возникающих на основе исходных тео­ ретических принципов (ядра программы) по конвенци­ ональным правилам эвристики.

      Теории, реализующие исследовательскую программу, могут обеспечивать:

      «прогрессивный сдвиг» в решении проблем, когда каждая новая теория позволяет прогнозировать новые факты, су­ ществование которых подтверждается экспериментально;

      «регрессивный сдвиг» в решении проблем, когда строится вспомогательная теория для объяснения фактов, опровер­ гающих исходную теорию. При этом вспомогательная тео­ рия, как правило, не позволяет предсказывать и прогнози­ ровать новые факты.

    4. Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе эмпирических опроверже­ ний.

    В науке существуют другие, еще более мягкие позиции. Например, принцип «взаимного прояснения» (Лоренц, 1998): научная теория - это система тщательно проверенных гипо­тез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Гипотезы могут опровергаться только другими гипотезами, которым подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами.

    Какова обобщенная логика смены научных теорий ?

    С того момента, когда в область наблюдений и описа­ний (область эмпирических исследований) начинают включаться попытки объяснить явления через недоступ­ные непосредственному наблюдению причинные основа­ния - через внутренние структурно-функциональные или генетические особенности явлений, - можно говорить об элементах теоретического исследования. В основе проце­дуры теоретического объяснения эмпирических фактов и

    зависимостей лежит введение гипотез (предполагаемых связей, отношений, абстрактных теоретических предме­тов - конструктов), выступающих в роли объяснительных оснований, принципов, объяснительных моделей. После этого эмпирические зависимости начинают пониматься (и представляться) через скрытые от непосредственного на­блюдения «связи» за счет мыслительной конструкции (Щедровицкий, 1995). Таким образом, абстрактные тео­ретические объекты, которые конструируются для объяс­нения явлений в научном познании, характеризуются ги­потетичностью, условностью допущений.

    Введение абстрактных предметов в теорию характеризу­ется единством процессов абстрагирования и интерпрета­ции. Процессы абстрагирования могут иметь много уров­ней. Возможно построение новых абстрактных предметов и моделей, относящихся не к реальным объектам, явлениям, а к уже имеющимся абстрактным предметам. Например, современные теории строения вещества основываются на моделях, фиксирующих структуру кристаллов, молекуляр­ную структуру, структуру атомов, структуру образующих атомы частиц. Процессы интерпретации теоретических предметов могут осуществляться: а) путем прямого соотне­сения с эмпирическими данными; б) путем соотнесения аб­страктных предметов с другими абстрактными предметами, а через них - с эмпирическими данными. Рассуждения от­носительно абстрактных предметов в теории строятся как рассуждения о реальных свойствах явлений, но в заданном интервале абстракции - в диапазоне предметной отнесен­ности теории (см. выше).

    По мере развития науки ее теории принимают все более абстрактный характер, что ведет к возрастанию роли знаков и символов, с опорой на которые создаются и фиксируются научные абстракции и теоретические предметы.

    Появление нового теоретического предмета, конструк­та, представления в сознании исследователя не может быть: а) формально-логически выведено из старой теории (имею-

    щихся представлений), т. к. оно в них имплицитно не со­держится; б) получено прямым формальным обобщением эмпирического материала. Новое теоретическое представ­ление возникает в поисковой интеллектуальной деятельно­сти в виде гипотезы (предположения) о сущности исследуе­мого предмета познания. Сущность выступает как «меха­низм», которым внутренне необходимо связаны стороны, отношения предметов или явлений. Сущность качественно выражается в мысленных представлениях гипотетического предметного содержания теории и выступает, таким обра­зом, преимущественно своей мировоззренческой сторо­ной. Количественно сущность может выражаться через за­коны, которые фиксируются формальным аппаратом, включающим логические и математические отношения. При этом формальный аппарат прежде всего играет роль инструмента предсказания и вычисления количественных аспектов тех или иных явлений.

    В развитии теорий существует момент, когда формаль­ный аппарат или способ объяснения начинают приводить к результатам, не согласующимся с опытом. Осмысление та­ких фактов в сфере предметного содержания теории ведет к «разложению» представления о сущности: новые эмпириче­ски установленные факты оказываются несовместимыми с лежащим в основе теории понятием сущности. Дальнейшее движение познания становится невозможным в дискурсив­ной форме. Такое затруднение познания разрешается путем выдвижения гипотез: мысленного «конструирования» ново­го теоретического предмета. К новому теоретическому поня­тию о сущности предъявляется ряд требований. Оно должно: а) разрешать противоречия старой теории и б) обеспечивать в границах новой теории объяснение совокупности явлений и фактов, которые объяснялись и предсказывались старой теорией.

    Таким образом, развитие науки заключается: а) в регист­рации явлений и фактов с последующим установлением эм­пирических и теоретических законов, которым явления и 30

    факты подчиняются; б) в установлении диапазона примене­ния таких законов путем распространения их действия на новые условия; в) в установлении диапазона условий, огра­ничивающих имеющиеся законы (Арсеньев, 1967).

    Анализируя процессы развития направлений научных исследований в различных предметных областях, Т. Кун (1977) в книге «Структура научных революций» подчерк­нул, что в основе смены организационных форм современ­ного научного исследования и научной методологии лежат не столько процессы переосмысления теоретических пред­ставлений о мире и явлениях, сколько изменения в органи­зации всей системы научного познания:

      Эволюция научного знания протекает как формирова­ ние, конкуренция и смена парадигм.

      Парадигма (образец, модель, пример) в науке - тип ор­ ганизации научного исследования, принятый опреде­ ленной группой авторитетных ученых за образец.

    Парадигма определяется:

      обобщенными целями исследований, которые формули­ руются по отношению к законам, закономерностям, фак­ там, которые должны быть установлены, исследованы и объяснены;

      способами достижения таких целей, которые зависят от приоритетных гипотез и объяснений (теорий), методов по­ лучения эмпирических данных, изобретения новых средств (аппаратуры) и приемов обработки данных;

      системой определенных требований к методам получения научных знаний и критериев для их обоснования и оценки.

    Дата проведения Название практической работы
    №1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.
    №2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ.
    №3: Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
    №4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.
    №5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК)
    №6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
    №7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
    №8: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
    №9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.)
    №10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК.
    №11. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
    № 12. Сравнительная характеристика двух природных зон России.
    № 13: Оценка природных условий и ресурсов из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хоз. Деятельности человека.
    №14: Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
    № 15: Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
    16-17 №16: Составление карты «Природные уникумы России». №17: Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета.

    Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

    В результате изучения географии ученик должен

    знать/понимать:

    Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

    Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

    Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

    Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    · ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

    · учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    · наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

    · решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

    · проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

    Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

    № п\п Тема урока Дидактическая единица стандарта. Дата по плану Дата по факту.
    Что изучает география России. Источники географических знаний. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (ФКГОС).
    Особенности физико-географического положения России. Сухопутные и морские границы России. №1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран. Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации (ФКГОС). Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны (ФКГОС).
    Россия на карте часовых поясов. Этапы и методы географического изучения территории. №2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. Часовые пояса (ФКГОС).
    Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
    Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.
    Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.
    Как и почему изменяется рельеф России.
    Стихийные природные явления в литосфере. Стихийные природные явления (ФКГОС) в литосфере.
    Человек и литосфера. №3: Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
    Рельеф и полезные ископаемые Оренбургской области. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа (ФКГОС).
    Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация. №4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота (ФКГОС).
    Циркуляция ВМ. Циклоны. Антициклоны.
    Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
    Сезонность климата.
    Типы климатов России.
    Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Климат и хозяйственная деятельность людей (ФКГОС).
    Климат и человек. Особенности климата Оренбургской области. №5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК)
    Разнообразие внутренних вод России. Реки.
    Реки. №6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
    Озера и болота.
    Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Многолетняя мерзлота (ФКГОС).
    Водные ресурсы и человек. №7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны (ФКГОС).
    Внутренние воды Оренбургской области. №8: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
    Почва – особое природное тело. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв (ФКГОС).
    Образование почв и их разнообразие.
    Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. №9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.)
    Почвенные ресурсы России. Типы почв Оренбургской области.
    Растительный мир и животный мир России. №10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. Растительный мир и животный мир России (ФКГОС).
    Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
    Природные зоны.Природно-хозяйственные зоны России. Природные зоны (ФКГОС).
    Арктические пустыни, тундра, лесотундра
    Разнообразие лесов России.
    Растительный и животный мир Оренбургской области.
    Лесостепи, степи и полупустыни.
    Лесостепь и степь Оренбуржья Природные зоны (ФКГОС).
    Особо охраняемые природные территории. Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека кразнообразным климатическим условиям. Особо охраняемые природные территории (ФКГОС).
    Обобщающий урок

    При толковании норм права также необходимо исходить из конституционного положения, закрепляющего приоритет международного права перед нормами национального законодательства, что имеет особенно существенное значение, когда речь идет о защите прав и свобод личности.

    Интерпретация права, как и любое юридическое явление, обязано иметь свои собственные принципы. Понятие "принцип" в общетеоретическом понимании означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.Пиголкин А. С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения // Закон: создание и толкование / Под.ред. А. С. Пиголкина. - М., 2003. С философской точки зрения под принципом понимается первоначально руководящая идея, основное правило поведения. В логическом смысле философия определяет, что принцип - это центральное понятие, основа системы, которая представляет собой обобщение какого-либо положения на все явления той отрасли, с которой данный принцип абстрагирован.

    Исследование принципов толкования важно с точки зрения повышения результативности интерпретационной деятельности и, прежде всего, его влияния на юридическую практику. Знание принципов права и его толкования позволяет влиять на правотворческую и правоприменительную деятельность. Игнорирование принципов толкования не способствует адекватному уяснению и разъяснению правовых нормХёффе О. Политика. Право. Справедливость.- М.: ГНОЗИС, 2004..

    В советское время, как известно, официальная доктрина права требовала, чтобы интерпретация правовых предписаний осуществлялась с позиций марксизма-ленинизма, на основе марксистско-ленинской методологии. Законы и иные нормативные правовые акты того периода были призваны, как, например, было записано в преамбуле к Гражданскому кодексу РСФСР, «активно содействовать разрешению задач строительства коммунизма». Соответственно в них отстаивались коммунистические идеалы (коммунистическая идейность, коммунистическое отношение к труду и общественному хозяйству и т. п.) во всех сферах общественной жизни. На это же, естественно, ориентировались и субъекты толкования права. "Толкование норм права, - гласил один из наиболее фундаментальных курсов того времени по теории государства и права "Марксистско-ленинская общая теория государства и права", - обусловлено политикой и правосознанием классов и других общественных групп, всего народа в обществе, строящем коммунизм". В качестве важнейшего принципа научного познания в социалистическую эпоху провозглашалась пролетарская, социалистическая партийность, которая понималась как "направленность науки на обслуживание классовых интересов - такая ее нацеленность, в соответствии с которой государственно-правовые явления оцениваются со строго определенных классовых позиций". Данный принцип предъявлял такие же требования и к практической деятельности. Не отвергая абсолютно все, что было наработано советской юридической наукой в области методологии правоведения, следует вместе с тем сказать, что в целом методологические подходы того времени к толкованию права неприемлемы. В частности, нельзя толковать нормы права с позиций какой-то одной идеологии, исходить из их исключительно государственного происхождения, видеть в них главным образом выражение государственной воли и инструмент государственной власти. Разумеется, и наука не должна быть партийной. Вообще, как мы думаем, по самому своему определению она призвана быть беспартийной. Только беспартийная наука может дать обществу объективные знания о праве и связанных с ним явлениях общественной жизни. Такой же должна быть и юридическая деятельность. Названные выше и им подобные положения, на которые опирались юридическая наука и юридическая практика советского периода, входят в противоречие с доминирующей в современном мире и нашедшей свое закрепление в актах международного права доктриной права, в центре которой находятся идеи естественного происхождения и неотчуждаемости прав человека, идут вразрез с формирующимся в стране новым правовым мышлением и не согласуются с действующим российским законодательством, особенно с Конституцией РФ, ч. 2 ст. 13 которой провозглашает: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445..

    Учеными выделяются следующие принципы толкования:

    • 1) принцип законности представляет собой неукоснительное следование нормативно-правовым актам в процессе применения права (и духу, и букве). Этот принцип устанавливает для толкователя границы, в пределах которых он правомочен осуществлять интерпретационную деятельность. Занимаясь толкованием, интерпретатор должен соблюдать законы и подзаконные акты, не нарушать установленных ними норм. Это один из важнейших принципов не только интерпретационной, но и всей юридической деятельности. Он нашел свое юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации.
    • 2) принцип добросовестности толкования выражается в проведении интерпретационной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами общества, осознании человеком необходимости добросовестно относиться к любым процессам или явлениям. Понятие добросовестности является философской категорией, которая означает сознательное отношение к своим обязанностям. Этот принцип закреплен в Венской Конвенции о праве международных договоров от 23. 05. 1969.
    • 3) принцип обоснованности означает, что решение должно приниматься лишь на основании достоверных исходных данных. Для того чтобы толкователь получил правильный, логично последовательный результат, ему необходимо обратиться прежде всего ко всему массиву способов толкования права, как совокупности однородных приемов и правил толкования.
    • 4) принцип непредвзятости означает, что интерпретатор не должен проявлять заинтересованности сверх меры как в процессе толкования, так и в получении его результата. Непредвзятость - это отсутствие необъективности к какому-либо процессу, явлению; справедливость. Содержание этого принципа можно раскрыть так: если лицо имеет намерение проанализировать определенный нормативный акт, толкуя его, оно всегда должно брать во внимание не только языковую форму, генезис акта, его системные связи, цель принятия, но и основные моральные устои, такие как справедливость, безучастность, объективность.
    • 5) принцип точности и понятности правотолковательной деятельности представляет собой качество уяснения и разъяснения правовых норм субъектами интерпретации. Этот принцип имеет существенную функциональную нагрузку, так как слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово.
    • 6) принцип диалектической связи объективного с субъективным. Предметом познания в процессе толкования являются нормы права, их содержание. Но, чтобы они были предметом познания, они должны быть объективно реальными, чувственно воспринимаемыми, то есть выраженными в форме, доступной органам чувств, ведь мысли законодателя, которые не имеют материальной формы, не доступны субъектам права. Субъективный же характер толкования определяется тем, что оно осуществляется определенным субъектом, который является носителем различных личностных качеств (умственные способности, уровень правосознания, опыта), а также тем, что объект толкования выражается в мышлении разных субъектов в различных условиях, при различных обстоятельствах, с различной степенью проникновения в смысл нормы права Сорокин В.В. Толкование современного права: поиск предмета // Российская юстиция. 2010. N 6. С. 46 - 49..
    • 7) принцип детализирующей природы толкования - интерпретационная деятельность является посредником между обобщенной абстрактной нормой и определенной жизненной ситуацией, в которой эта норма реализуется. Конкретизация выступает особенной основой, при помощи которой абстрактная норма становится конкретной, а соответственно, более точным и понятным становится ее содержание в результате толкования.
    • 8) принцип целесообразности означает выбор оптимального варианта реализации правовых требований к конкретным обстоятельствам. Этот принцип выражается через такую категорию, как правоприменительное усмотрение, то есть возможность для правоприменителя выбрать для использования именно ту норму, которая, на его взгляд, будет наиболее верно регулировать общественные отношения и будет наиболее эффективной при определенных условиях.
    • 9) принцип единообразия толкования. Понятие "единообразие" имеет 2 значения: во-первых, это устроенность чего-либо по единому образцу; во-вторых, это схожесть с чем-либо другим. Данный принцип раскрывается в использовании всего интерпретационного инструментария в одной площади при помощи одинаковых приемов и способов. В одинаковых условиях, по одному и тому же вопросу толкователю необходимо применять подобные методы для достижения цели. Чтобы построить качественно действующую систему толкования права, необходимо создать совокупность общерекомендательных основ, которые бы имели своим началом принцип единообразия толкования.

    Таким образом, принципы толкования права представляют собой целостную взаимосвязанную систему, применение которой в совокупности позволяет на высоком уровне осуществлять официальное и неофициальное толкование правовых норм.

    Некоторые общие принципы толкования:

    • - всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
    • - закон обратной силы не имеет;
    • - что законом не запрещено, то разрешено;
    • - чрезвычайные законы толкуются ограничительно;
    • - законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;
    • -исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;
    • - позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
    • - толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.

    Указанные постулаты выработаны мировой юридической практикой. Их важно иметь в виду как общие ориентиры во всем процессе толкования и применения права, в утверждении идей законности и правопорядка в данной сфере.

    Принципы толкования имеют важное регулятивное значение. Как пишет профессор В.Л. Кулапов: "Они являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. " Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / В.Л. Кулапов; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. - с.180. Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие). Кроме того, данные принципы используются правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.

    Задачи:

    Сделать описание природы одной из природных зон нашей страны ;

    Выявить, какими природными ресурсами богата данная зона;

    Составить прогноз изменения природной среды при интенсивном использовании ресурсов данной природной зоны.


    Задание 1. Составьте характеристику одной из природных зон (по вашему выбору), используя данный план:

    1. Географическое положение, границы.

    2. Рельеф.

    3. Климат.

    4. Внутренние воды.

    5. Почва.

    6. Растительный мир.

    7. Животный мир.


    Задание 2. По картам атласа определите, какими природными ресурсами богата данная природная зона. К ресурсам природной зоны относят минеральные ресурсы, добываемые в ее пределах , лесные (наличие большого количества промышленно пригодного леса), водные (наличие крупных рек, пригодных для использования в хозяйственной деятельности человека), биологические (наличие промысловых рыб, пушного зверя и т.д.), рекреационные (используемые для оздоровления и отдыха человека – теплый климат (курорты), целебные источники и грязи (оздоровление), крупные реки, горы (создание спортивных баз, баз отдыха, горнолыжных трасс).
    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 3. Составьте прогноз об изменении облика характеризуемой вами природной зоны, если ресурсы данной зоны начнут интенсивно использоваться человеком. Ответ обосновать. Предложите, каким образом можно использовать ресурсы природной зоны при наименьшем разрушительном воздействии на нее.
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 4. По атласу Кемеровской области определите, какие природные зоны расположены на территории Кемеровской области. В пределах какой природной зоны располагается наш населенный пункт. Какими природными ресурсами она обеспечена? На основе собственных наблюдений опишите, как изменяется облик природной зоны под воздействием хозяйственной деятельности человека.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Практическая работа №13

    Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфичных черт географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов

    Задачи:

    Выявить принципы, на основании которых составлено природное районирование нашей страны;

    Задание 1. На основании дополнительной информации и материалов учебника выделите, какие региональные единицы приняты в физико-географическом районировании. Выпишите их определения. Приведите примеры наиболее крупных природных комплексов, выделенных на территории нашей страны.
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 2. Используя приведенный дополнительный материал, объясните, для каких целей используются знания о физико-географическом районировании страны.
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Задание 3. Используя материал учебника, приведите примеры антропогенных ПТК. Какие антропогенные ПТК можно выделить вблизи нашего населенного пункта?
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дополнительный материал
    Огромная протяженность России с севера на юг и с запада на восток обусловила большое разнообразие ее природы. При рассмотрении различных компонентов природы четко прослеживаются их пространственная неоднородность, взаимосвязи и взаимодействия между ними, следствием чего явилось обособление на территории России различных природных территориальных комплексов (ПТК). Поэтому для глубокого познания природы всей страны требуется изучение отдельных компонентов и их пространственных сочетаний, т. е. обязательное рассмотрение различных ПТК в сравнении .

    Основные таксономические единицы. До настоящего времени сложным остается вопрос о таксономическом положении страны и зоны.

    Зона в широком смысле представляет собой область преобладания ландшафтов одного типа (тундрового, лесного, лесостепного, пустынного и т. д.). Для того чтобы однотипные ландшафты сформировались на всем ее пространстве, зона должна обладать некоторыми общими чертами.

    Основным объектом изучения в курсе физической географии России является физико-географическая страна - крупный природный территориальный комплекс, занимающий узловое положение на стыке планетарного и регионального уровней дифференциации географической оболочки. Страна является самым мелким ПТК из рассматриваемых в курсе физической географии материков и самым крупным ПТК, изучаемым в физической географии России. Физико-географическая страна - это обширная часть мате рика, соответствующая крупной тектонической структуре и достаточно единая в орографическом отношении , характеризую щаяся общностью макроциркуляционных процессов и своеобраз ной структурой географической зональности (набором природных зон или спектром высотных поясов). Примерами физико-географических стран можно считать страны Балтийского кристаллического щита, Восточно-Европейской равнины; Крымско-Кавказская горная страна, страна Западно-Сибирской низменности, Саяно-Алтайская горная страна, Среднесибирская плоско-возвышенная страна, Кольско-Охотская горно-низменная страна, Корякско-Камчатская горная страна.

    Все страны объединяются в две группы: горные и равнинные, но некоторые из них не могут быть отнесены ни к той , ни к другой группе (Северо-Восток, Амурско-Сахалинская), так как включают наряду с горами и крупные равнинные участки.

    Следующей таксономической единицей является провинция - часть зоны или горной области, характеризующаяся общно стью рельефа и геологического строения, а также биоклима тическими особенностями. Обычно провинция территориально совпадает с крупной орографической единицей - возвышенностью, низменностью, группой хребтов или крупной межгорной котловиной. Примерами провинций являются Окско-Донская, Бугульмино-Белебеевская, Чулымо-Енисейская, Путорана, Центральный Алтай, Момско-Селенняхская и т.д. Горные провинции отличаются от соседних типом структуры высотной поясности.

    При районировании в среднем и крупном масштабе, которое производится уже не для всей территории, а для отдельных частей России, выделяют более мелкие единицы регионального уровня - районы. В некоторых схемах районирования эти единицы называются округами, в других округ выделяется как ПТК более высокого ранга, чем район. Физико-географический (ландшафтный) район - сравни тельно крупная геоморфологически обособленная часть провинции, в пределах которой сохраняется целостность и специфи ка ландшафтной структуры. Каждый район отличается определенным сочетанием форм мезорельефа с характерными для них микроклиматами, почвенными разностями и растительными сообществами. Район - низшая единица регионального уровня дифференциации географической оболочки.
    Прикладное значение работ по физико-географическому районированию заключается в том, что отдельные природные комплексы отличаются друг от друга своеобразием природных условий и естественных ресурсов, знание которых позволяет наметить пути их оптимального использования, обеспечивающего сохранение экологического равновесия. Этим целям служат и схемы прикладного районирования для сельского хозяйства, градостроительства, районной планировки, организации отдыха населения и т. д. Территориальные различия природы учитывались при определении очередности освоения территорий и установлении поясных коэффициентов заработной платы , при определении дифференцированных заготовительных цен на сельхозпродукты и зональных норм выработки сельскохозяйственных машин, для проведения профилактических медицинских мероприятий (например, противоэнцефалитных прививок) и определения районов различной категории сложности по условиям транспортного строительства и т. д.

    Практическая работа №14

    Даны две группы предложений:

    1. Бывший президент Ирана Мохаммад Хатами, желавший вновь баллотироваться на пост главы государства на июньских выборах, объявил о решении снять свою кандидатуру и поддержать «другого умеренного кандидата».

    2. В головной отряд были назначены Тетерин и Томка. Мария пробовала возражать, настаивая на своей кандидатуре , но Томка выдвинула как минимум два неопровержимых довода в свою пользу.

    3. Основным соперником действующего мэра называют депутата Госдумы Евгения Ищенко, который выставлял свою кандидатуру на прошлых выборах в муниципалитет.

    4. И тут мне звонит глава областной администрации и говорит, что у него есть своя кандидатура - Николай Иванович Рыжков, - и надо уступить ему место.

    5. Недавно Иркутский областной арбитраж по ходатайству службы принял решение об отстранении внешнего управляющего комбината Игоря Помельникова и рекомендовал свою кандидатуру .

    6. Обычно он называет свои кандидатуры , исходя из принципов: сколько эти люди сделали для хоккея, какой у них авторитет в Лиге, их репутация.

    Задание 1. Объясните принцип выделения групп.

    Задание 2. Распределите по этим группам следующие предложения / фрагменты текстов:

    7. -
    - Я свою кандидатуру снимаю, - солидно говорит Овечкин.

    8. Россия выдвинула свою кандидатуру в Совет ООН по правам человека.

    9. Анкета опускалась в металлический ящик, где имелись сведения о миллионах претендентов из разных концов света. Машина сопоставляла анкеты и предлагала свою кандидатуру .

    Задание 3. Что вы можете сказать о словосочетании свой кандидат ?

    Подсказка

    Попробуйте понять, к кому относится словосочетание своя кандидатура .

    Решение

    Задание 1. В примерах из группы А словосочетание своя кандитатура относится к подлежащему (то есть употребляется примерно с тем же значением, что местоимение себя ), в примерах из группы Б - к другому лицу, выдвинутому тем человеком, на которого указывает подлежащее.

    Задание 2.

    7. - Тогда Овечкина, - говорит Люська.
    - Я свою кандидатуру снимаю, - солидно говорит Овечкин.

    Группа А: Овечкин под своей кандидатурой имеет в виду себя самого.

    8. Россия выдвинула свою кандидатуру в Совет ООН по правам человека.

    Возможны оба ответа: группа А (если в Совет ООН входят государства) или группа Б (если в Совет ООН входят люди, представляющие государства). (На самом деле верно первое, но необходимо описать обе возможности).

    9. Анкета опускалась в металлический ящик, где имелись сведения о миллионах претендентов из разных концов света. Машина сопоставляла анкеты и предлагала свою кандидатуру.

    Группа Б: машина предлагала кандидатуру одного из претендентов.

    Задание 3. Словосочетание свой кандидат , хотя внешне очень похоже на словосочетание своя кандидатура , употребляется только так, как в группе Б, то есть не может относиться к подлежащему. Свойством употребляться так, как в примерах группы А, вообще обладает очень небольшое число слов.

    Послесловие

    Русское местоимение свой устроено особым образом. В большинстве случаев оно призвано указывать на принадлежность лицу или объекту, которые названы подлежащим предложения: Петя дал Ване свою ручку значит, что Петя дал Ване ручку Пети (а не Вани и не чью-то еще). Такие слова лингвисты называют рефлексивами . Рефлексивных притяжательных местоимений нет в некоторых знакомых нам европейских языках. Так, на английский язык слово свой может переводиться словами: my, your, his, her, its, our, their - которые не обязательно относятся к подлежащему. Фраза Peter gave John his pen может значить, что Питер дал Джону ручку Питера или ручку Джона.

    Однако и в поведении русского рефлексива свой встречаются исключения из этого правила. Так, когда мы говорим Петя был человек прямой и называл вещи своими именами , мы ведь не имеем в виду, что Петя называл вещи принадлежащим ему именем «Петя». Е. В. Падучева приводит и другие интересные примеры. Скажем, фраза Он не высказал за всю жизнь ни одной своей мысли может пониматься двояко: либо ‘Он высказывал мысли, но они были чужие’, либо ‘Он не высказывал мысли, держа их при себе’. Такие случаи упоминает и Я. Г. Тестелец в своем учебнике синтаксиса: «Особыми свойствами обладает притяжательный рефлексив свой, который может иметь неопределенную референцию либо особые лексические («несобственно притяжательные») значения, например дистрибутивное: Каждый узел обрабатывает своя программа ; или ‘свой в противоположность чужому’: Своя рубашка ближе к телу ; ‘относящийся к узкому кругу родственников или друзей’: Здесь собрался всё свой народ ; и т. п.».

    Еще одним любопытным исключением и является словосочетание своя кандидатура : здесь слово свой может указывать не на принадлежность говорящему, а на самого говорящего. Именно поэтому фразу Россия выдвинула свою кандидатуру в Совет ООН по правам человека можно понять двумя способами. По общим правилам поведения местоимения свой она должна означать ‘Россия выдвинула принадлежащую ей кандидатуру’ (например, своего представителя), однако в реальности она означает ‘Россия выдвинула Россию в Совет ООН’. Чтобы правильно интерпретировать эту фразу, нужно знать, что в советах ООН состоят государства, а не отдельные люди. Интересно, что с внешне очень похожим словосочетанием свой кандидат такая неоднозначность не возникает: Россия выдвинула своего кандидата не может значить, что Россия выдвинула себя.

    Это свойство слова кандидатура связано с его многозначностью: кандидатура может называть как человека, так и право или возможность рассматриваться в каком-либо качестве. Таким же образом неоднозначными окажутся и словосочетания типа кандидатура Иванова : они могут означать и ‘кандидатура, выдвинутая Ивановым’, и ‘возможность самого Иванова быть кандидатом’. Похожим образом себя ведут слова, обозначающие изображения (фотография, портрет, рисунок, скульптура и т. д.): мой портрет с равным успехом может означать и ‘портрет, написанный мной’, и ‘портрет, изображающий меня’. Большое количество материала на тему неоднозначностей такого рода собрано в работе [Иомдин, Иомдин 2011].

    Установление референтов местоимений играет очень важную роль в компьютерной лингвистике: для правильной интерпретации предложений, их автоматического перевода, построения баз знаний и других актуальных задач бывает необходимо определить, на какой именно элемент предшествующего текста указывает местоимение; сделать это, как мы видим, часто очень непросто - для этого требуются знания о мире, которые есть у носителя языка, но которые очень трудно формализовать.

    Литература:
    1) Иомдин Б. Л., Иомдин Л. Л. Интерпретация актантной неоднозначности: пределы возможного // Под общей редакцией: E. Quero Gervilla, B. Barros García, T. R. Kopylova, E. J. Vercher García, G. M. Kharnásova (eds.). Lengua Rusa, Visión del Mundo y Texto . Russian Language, World View and Text . Granada: Sección Departamental de Filología Eslava / Universidad de Granada. 2011, p. 612–619.
    2) Е. В. Падучева. Возвратное местоимение с косвенным антецедентом и семантика рефлексивности // Семиотика и информатика , 1983, №21.
    3) Я. Г. Тестелец. Введение в общий синтаксис . М., 2001.
    4) Референция ; Кореферентность // Лингвистический энциклопедический словарь.
    5) Я. Г. Тестелец и С. О. Толдова. Рефлексивные местоимения в дагестанских языках и типология рефлексива // Вопросы языкознания , 1998, №4.

    Задача использовалась на олимпиаде «Высшая проба» по русскому языку (2013/2014).

    
    Top