Большая христианская библиотека

В музейном комплексе "Конный двор" * Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника открылась выставка "И свеча не угасла...", посвящённая 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Церковно-археологический музей Московской Духовной Академии представил экспозиционную картину Михаила Васильевича Нестерова (1862 - 1942) "Христос благословляет отрока Варфоломея" , написанную 1926 году.

На выставке впервые представлены в таком большом объеме произведения за пять веков, с XV - начала XXI веков, посвященные Сергию Радонежскому около 400 экспонатов из собраний Сергиево-Посадского музея-заповедника, а так же экспонаты из 11 собраний Вологды, Санкт-Петербурга, Казани, значимые памятники из культуры Подмосковья.
Выставка продлится до конца года, приглашаются все желающие.

Картина «Христос, благословляющий отрока Варфоломея».

Год создания: 1926, Материал, техника: Холст, масло. Размер: 62 x 87 см., Инвентарный номер: Рж-26.

Собрание: Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии, Московская область, г.Сергиев Посад.

Краткое описание: На картине представлена сцена встречи - общения Христа и мальчика Варфоломея. Божественное присутствие отчетливо передано широко распахнутыми глазами отрока.

В композиционном решении этой работы фигуры отрока и Христа, резко смещенные к левому краю полотна, символизируют окончание многотрудного пути. Эта сцена изображена в левой половине холста.

Христос слегка наклонившись левой рукой касается головы отрока, а мальчик делавший не большой шаг навстречу, правую руку держит на груди.

Христос одет в длинный сиреневый хитон и тёмно—коричневый плащ, накинутый со спины на плечи. Нимб обозначен лёгким светло-жёлтым сиянием. Волосы русого цвета длинные, собранны сзади, борода небольшая.

Отрок одет в белую рубашку с красной обшивкой воротниковой зоны, подпоясанную тонким красно-жёлтым пояском, светло-голубые в белый «горошек» широкие штаны. До середины икр ноги обёрнуты в онучи и перевязаны бечевкой от лаптей.

Сцена встречи происходит ранней осенью, на фоне двух деревянных изб, трава ещё зелёная, с местами жёлтых полузасохших растений. В правой половине картины стоит одинокая тонкая рябинка с осыпавшими, красными листьями и гроздочками ягод.

Правее от рябины шагают трое белых пасущихся гусей с выгнутыми шеями. На дальнем плане, за избами, высятся широкие тёмные ели. Серое небо затянуто белыми облаками.

Полотно «Благословение Христом отрока Варфоломея» близкое по композиции к «Видению отроку Варфоломею» носит иную смысловую окраску, иное звучание. Как и там, здесь запечатлен мотив молитвенного предстояния перед чудом, момент высокого духовного озарения. Но если в «Видении» все пронизано удивительной гармонией и благостностью, а одухотворенная природа словно вторит молитвенному восторгу милого, трогательного Варфоломея, то в «Благословении» ощущается тревожное напряжение, а хрупкая беззащитность отрока выявлена особенно остро. В немногословности лаконично написанного пейзажа есть холодная отстраненность, усиливающая напряженно звенящую ноту. Композиция четко делит пространство картины на две соразмерные друг другу части. В одной — Христос и отрок, в другой — малозначительное на первый взгляд изображение белых гусей, остановившихся возле молодой рябины. Тонкая образная, очень осознанная символика Нестерова прочитывается не сразу, а исподволь. Белый гусь, лебедушка, утица в песнях и сказаниях Древней Руси — всегда олицетворение женского начала, а также символ брака. Таким образом, введенный художником языческий мотив гусей оказывается здесь своеобразный ключом к пониманию картины. Укрупняя и максимально приближая к зрителю Христа с отроком, используя так называемый прием кадрировки, как в кинематографе, Нестеров утверждает значительность изображаемого события, оттененного внешней жанровостью обстановки. Точно следуя иконографии «Благословения» с его традиционным жестом прошения и ритуальным шагом устремленности к иератически-статическому божеству с ответным жестом даяния, Нестеров усиливает акцент, заостряя идею выбора, стоявшего перед отроком: жизнь в миру во всей ее полноте, в семейном счастье или жизнь в Боге? Выбор уже сделан, безграничным доверием себя Божественному Провидению, готовностью к духовному подвигу светятся глаза отрока.

В «Благословении», вглядимся внимательнее в отрока. Образ его лишен исторической конкретности. Это и Варфоломей (хотя в житии Сергия Радонежского мы не найдем этого эпизода с Христом), это и мальчик из «Души народа». Образ трансформировался, став философски-обобщенным, превратившись в символ духовного служения Высшему Идеалу. Служения жертвенного. И потому так трагичен лик Христа, в благословляющем жесте которого столько затаенной отеческой нежности.

В 1923 г. Нестеров писал С. Н. Дурылину: «Продолжая отвечать Вам на поставленные вопросы, я подошел к самому трудному: к пониманию изображения лика Христа, да еще “русского” Христа. Прожив жизнь, немало подумав на эту тему, я все же далек от ясного понимания его. Мне кажется, что русский Христос для современного религиозного живописца, отягощенного психологизмами, утонченностями мышления… составляет задачу неизмеримо труднейшую. Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 17 года, я, вероятно, попытался бы еще более уяснить себе лик “русского” Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить» [Нестеров, 1988, 293]. Однако оставить поиски образа, долгие годы вдохновлявшего его, Нестеров не мог. Он вернулся к образу Христа в картинах «Христос, благословляющий отрока Варфоломея», «Страстная седмица» и в акварельном этюде «Путник».

Надписи: На лицевой стороне в левом нижнем углу синей краской личный автограф художника с датировкой: «Михаилъ. Нестеровъ // 1926 г.».

Сохранность: Удовлетворительная. Потёртости. Оборот холста закрыт серой бумагой. Холст, масло, багет.

Оборот обтянут дерматином. На оборотной стороне - Белым пигментом в левом нижнем углу новый инвентарный номер: «ЦАК МДА // Инв. № Рж-26». На прямоугольной бумажной наклейке фиолетовыми чернилами в правом нижнем углу старый инвентарный номер: «1326», «ВП 13 (07)8».

Научный сотрудник Махонина Надежда Викторовна .

*Выставочный зал площадью 500 квадратных метров в западном крыле Конного двора (памятник архитектуры XVIII - XX веков) был отреставрирован после посещения губернатором Московской области Андреем Воробьёвым 11 сентября прошлого года.

Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им, (14) Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. (15) И, возложив на них руки, пошел оттуда.
(Мф. 19:13-15)

Хотя известно несколько примеров использования этого сюжета в искусст­ве Средневековья, популярность он приобрел начиная с Лукаса Кранаха Старшего, картина которого на эту тему была написана в 1538 году. Наиболее часто этот сюжет использовался художниками Северной Европы в XVII веке.

Тони Робер-Флюри. Христос, благословляющий детей. Нант. Музей изобразительных искусств

Христос изображается держащим младенца или возлагающим на него руки, то есть в момент благословения. Матери держат на руках своих младенцев (Лукас Кранах Старший; здесь большинство детей еще в младенческом возрасте: матери принесли их на руках; это больше соответствует рассказу Марка, который говорит: «(13) Принесли к Нему детей...» - Мк.10:13; в надписи на картине художник сам указывает именно на этот источник).

Лукас Кранах Старший "Христос благословляет детей"

Иногда изображаются также отцы младенцев. Могут присутствовать двое или трое из учеников Христа. Обычно это Петр (его облик - с короткой бородой - традиционен), Иаков и Иоанн. Они разочарованы и с осуждением взирают на то, что Христос повелел допустить к Нему детей, ведь сами ученики их к Нему не пускали.
Исследователи считают, что своей популярностью эта тема обязана дружбе Лукаса Кранаха Старшего с Лютером, своим вероучением оказавшим существен­ное влияние на мировоззрение художника. Кранах оказывал поддержку этому церковному реформатору в его споре с анабаптистами, не признававшими крещения младенцев и считавшими, что выбор вероисповедания может быть лишь свободным и осознанным актом. Полемический характер картины, по-видимому, понудил Кранаха из имеющихся евангельских вариантов рассказа об этой истории выбрать именно изложение Марка, в котором говорится совсем еще о младенцах.
Порой этот сюжет использовался для создания семейных портретов, персо­нажи которых облачены (как мы видим это у Кранаха) в современные художнику одежды. Такие портреты служили напоминанием о торжественном обряде крещения или конфирмации.

© Александр МАЙКАПАР


Лукас Кранах Младший и мастерская художника - "Христос благословляет детей", Музей Метрополитен

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним-в любви, Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, В похвалу славы благодати Своей (1:3-6)

На греческом языке стихи 3-14 составляют одно предложение и охватывают в себе прошлое, настоящее и будущее Божьей единой цели, предназначенной Им для церкви. Это — представленный Павлом Божий план спасения. Стихи 3-6 показывают нам аспект, относящийся к прошедшему времени — избрание; стихи 6-11 — аспект, затрагивающий настоящее время — искупление, а стихи 12-14 имеют отношение к будущему — наследие. Божий план спасения включает в себя спасение каждого верующего, который когда-либо в настоящем или будущем возложил свое упование на Бога. Как это иногда выражается, история является реализацией «Его сюжета», который был уже запланирован и предначертан в вечности.

Этот отрывок можно также подразделить на три части, каждая из которых проливает свет на различное Лицо Божественной Троицы. Стихи 3-6 поставляют в центре обсуждения Отца, стихи 6-12 — Сына, а стихи 13-14 — Святого Духа. Павел проводит нас к самому Божьему престолу, чтобы показать величие и обилие благословений и богатства, принадлежащих тем, кто пребывает во Христе Иисусе.

В наши дни люди весьма озабочены вопросом идентичности, жизненной цели, познания себя и определения смысла жизни. В связи с этим имеется бесчисленное множество книг, статей, семинаров и проводится достаточное число мероприятий, чтобы восполнить чаяния людские в этом вопросе. Но, благодаря тому, что Бог и Его Слово не принимаются во внимание во всех этих бесчисленных стараниях, то устраняется и единственный источник отыскания истины, и люди неизбежно предоставляются, в этом отношении, самим себе. Они вынуждены сами давать ответы на эти вопросы.

Нас учат думать прежде всего о себе и показывают, каким образом достигнуть вершины в жизни, манипулируя другими людьми и попирая их. Мы должны нападать прежде, чем на нас будет осуществляться нападение. Мы получаем наставление, как достигнуть успеха и высокого положения, став единственным в своем роде человеком. Нам советуют поискать смысл и значение своей жизни в наследственности нашей семьи и ее этнических корнях, уходящих в прошлое, обнадеживая нас ожиданиями обретения своего предназначения и жизненного пути через подобное познание. Но подобные подходы наносят только внешний лоск и глянец в психологическом отношении, который помогает лишь завуалировать, но не вскрыть и удалить проблемы, касающиеся вопроса смысла жизни.

Другие же, с целью доказать свою полезность, активно включаются в церковную деятельность и иной христианский труд. Они надеются заслужить благодарность и похвалу и вскоре попадают в западню своего рода лицемерной религиозной игры, которая отличала книжников и фарисеев того времени, когда на земле пребывал Иисус. По мере умножения самодовольства, их духовная жизнь подвергалась увяданию и сухости, потому что подобные эгоистические устремления питают плоть и разрушают душу, уродуя ее.

Но каждое человеческое усилие, направленное на самоусовершенствование и самоудовлетворенность, вне зависимости от религиозной подоплеки, подчинено закону уменьшающейся отдачи. Никогда не наступает истинное и продолжительное удовлетворение, и умножающее достижение вызывает лишь умножающееся желание. И следует отметить и еще нечто более важное, что виновность и страх, приносящие неудовлетворенность, не уменьшаются, но подавляются. Чем дольше ведется подобная искусственная и поверхностная игра, тем глубже становятся депрессия, беспокойство и чувство своей виновности.

Человек может достичь истинного сознания собственного достоинства, смысла и значимости своей жизни исключительно в состоянии правильных взаимоотношений со своим Создателем и Творцом. Без Христа человек не имеет никакой духовной значимости и ценности, никакого положения перед Богом, а также назначения в этом мире и смысла своей жизни. Он подобен «праху», взметаемому ветром» (Пс. 1:4).

Христианин же является Божьим чадом и сонаследником Иисусу Христу. Если Он не понимает этих благословений, то ему необходимо осознать то положение, которое он уже занимает в своем Спасителе. Послание Павла по своей сущности и предназначено для того, чтобы способствовать пониманию подобным христианином своего положения и наследия, которым он обладает.

Павел говорит, что если мы принадлежим Христу, то можем быть полностью уверены в том, что Бог причислил нас к Своей церкви еще до сотворения мира. По Своей благодати и могущественной силе Он избрал каждого из нас, чтобы мы были чадами Его. Это произошло не потому, что мы удостоились этого избрания благодаря своим каким-либо делам и заслугам, но по Божьему изволению.

Хотя Эта мысль совершенно непостижима для нашего ограниченного разума, тем не менее она неоднократно повторяется в Священном Писании. История Божьего искупления заключается в том, что Он, сойдя на нашу землю, привлек к Себе и тех, которых избрал для спасения. В этих начальных стихах своего Послания к Ефесянам Павел дает нам возможность бегло взглянуть на начало вечности, узнать о Божьем плане спасения в отношении нас, не только задолго до нашего рождения, но даже до рождения земли.

Аспекты благословения

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах (1:3)

Павел представляет шесть аспектов Божественного благословения, которое он собирается развернуть перед нашим взором: Благословенный Бог, благословляющий Бог, благословенные верующие, благословения духовного порядка; небесные обители, откуда нисходят благословения и Исполнитель благословения — Иисус Христос.

Благословенный Бог

Данная благодатная истина открывается Павлом благодарственной хвалой Тому, Кто является причиной этого благословения: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Это — панегирик, восхваление и славословие, провозглашение милосердия и любви. В связи с тем, что поистине благ только один Бог (Матф. 19:17), наше превозношение и восхваление должно принадлежать только Ему Одному.

Бог благ и милосерд и эти качества составляют Его внутреннюю сущность. Никто, за исключением Божьего Единородного Сына, а нашего Господа Иисуса Христа, не может обладать подобной благостью. Поэтому, начиная от книги Бытие, вплоть до Откровения, благочестивые человеки, сознавая непревзойденную и непостижимую земному уму благость Великого Бога, провозглашали Его в словах благословения. Мельхиседек восклицал: «Благословен Бог Всевышний» (Быт. 14:20). В последние дни: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Отк. 5:13).

Ничто так более не приличествует Божьему народу, чем воздание благословения Богу за Его великую благость, И мы должны во всяких обстоятельствах приносить Ему славословие: перенося боль, борьбу, скорбь, неудачи, перед лицом противников или врагов, — благодарить Его в славословии, потому что Бог благ во всех этих обстоятельствах. За это мм благодарим и благословляем Его.

Благословляющий Бог

Согласно Своему совершенству и достоинствам, Тот, Кто заслуживает наивысшего благословения за Свою благость, и Сам Бог является наивысшей благословляющей Личностью, которая наделяет и других благостью. Именно Он благословивший нас всяким духовным благословением, «Всякое даяние доброе, — напоминает нам Иаков, — и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иакова 1:17). Павел уверяет нас: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Будучи источником всякого добра и благословения, Бог благословляет и других. Благость нисходит только от Бога, потому что вне его не существует источника благости.

Благословенные верующие

Местоимение нас, которое употребляет Павел, имеет отношение к верующим: «святым… во Христе Иисусе», о чем в своем обращении в стихе 1 говорит апостол. Бог от века предназначил благословение верующим. В Послании к Галатам 3:9 сказано, что верующие благословляются.

Благословляя Бога, мы произносим благие слова о Нем. Бог, благословляя нас, передает нам благо. Мы благословляем Его словами, Он нас — делами. Мы можем только принести Ему славословие, ибо не обладаем ничем лучшим сами по себе. В Нем же обитает источник всякой благости. При Его благословении нас ситуация совершенно изменяется. Он не может благословлять нас за нашу благость, потому что мы ею не обладаем. Он же благословляет нас благостью. Наш небесный Отец наделяет нас всякой благостью, благим даром и благословением. В этом состоит сущность Его естества и в этом нуждаемся мы.

Благословения духовного порядка

Наш Небесный Отец благословляет нас всяким духовным благословением, В Новом Завете слово pneumatikos (духовный) всегда употребляется в отношении Святого Духа. Поэтому оно не применяется для противопоставления предметов нематериального и материального порядка. Оно относится к Божественному происхождению благословений и вопросу, оказывают ли они помощь нашему духу, разуму, телу, повседневному хождению, или еще в каком ином смысле. Слово духовный имеет отношение к источнику, а не величине и размаху благословения.

Многие христиане постоянно выпрашивают у Бога то, что Он уже даровал. Они взывают в молитве к Нему, чтобы Он дал им больше любви, хотя им и следовало бы знать, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Они молятся о мире, хотя Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14:27). Они просят о радости и счастья, хотя Иисус сказал: «Сие сказал я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан. 15:11). Они обращаются к Богу с мольбой о даровании им силы, хотя Его Слово говорит им, что «все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4:13).

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью» (2 Пет. 1:3). И это обетование не является аспектом будущего времени, но относится к уже свершившемуся действию — Он уже даровал «нам все потребное для жизни и благочестия». Он уже благословил нас всяким духовным благословением. Мы имеем «полноту в Нем» (Кол. 2:10).

Мы уже имеем ресурсы в Боге и они не являются объектом обладания в будущем времени. Каждый христианин обладает тем, что Павел называет «содействие Духа Иисуса Христа» (Фил. 1:19). Бог не может нам дать больше того, что уже даровал в Своем Сыне. Так что нечего больше получать. Верующий нуждается не в том, чтобы получить что-либо больше, но в большем использовании и употреблении уже имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Наше имущество и положение на небесах твердо и незыблемо. Апостол Павел говорит о том, что Бог уже нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6).

Небесные обители, откуда исходят благословения

Эти обильные и бесчисленные благословения от Бога находятся в небесных обителях, на небесах. Под небесными обителями подразумевается не только небо. Понятие небеса (1:20; 2:6; 3:10) включает в себя всю сверхъестественную сферу обитания Бога, подвластную Его владычеству, откуда Он распространяет Свое влияние.

Как ни парадоксально, но христиане имеют двойное существование и гражданство. Будучи земными жителями, мы являемся гражданами земли. Но во Христе наше главное и несравненно более важное гражданство — это небесное (Фил. 3:20). Христос является нашим Царем и Властелином, а мы — граждане Его Царствия: небес. Поэтому нам и нужно искать «горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1).

Являясь членами Божьих владений мы обладаем способностью понимать сверхъестественные действия и явления Божий, то, что «душевный человек не принимает… и «не может разуметь… потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).

Путешествуя за границей, американский гражданин продолжает быть таким же американским гражданином, которым он является в Соединенных Штатах. Независимо от того, находится ли он в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе, в Антарктиде или другом каком месте за пределами своей родины, американский гражданин продолжает сохранять все свои права и привилегии, которые обеспечивает ему это гражданство.

Будучи гражданами Небесного царства, христиане оставляют за собой все права и привилегии этого гражданства, хотя и проживают на чужой и, зачастую, враждебной земной планете. Наша истинная жизнь находится в невидимом мире, Божьих небесных обителях. Там пребывает Отец, наш Спаситель, наши родные и близкие; там записаны наши имена, и там на небесах наша вечная обитель и престол.

Но в настоящее время мы испытываем постоянное напряжение, стремясь к небесному и вечному и переживая давление земного и материального мира. Павел в следующих словах передает подобную напряженность: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 4:8-9; 6:10).

Секрет провождения земной жизни в качестве небесного гражданина заключается в хождении по Духу, чтобы мы поступали по Духу. «Поступайте по духу — говорит Павел, — и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). Когда мы облекаемся в Его силу, то Бог производит в нас Свои плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (ст. 22-23). Живя силою Божьего Святого Духа, мы получаем небесные благословения.

Исполнитель благословения — Иисус Христос

Христиане обладают всяким духовным благословением в небесах, потому что они пребывают во Христе. Доверяя Ему как Своему Господу и Спасителю, мы входим в чудесный союз с Иисусом Христом. А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом) (1 Кор. 6:17). Наш союз со Христом и единство с Ним зиждется более чем на простом соглашении. Он является общностью жизни, вечной Божьей жизни, которая вливается в жизнь каждого верующего (ср. Рим. 15:5-7).

Все, чем обладает Господь, имеют те, кто пребывает во Христе. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:16-17). Богатства Христа принадлежат нам. Его запасы являются нашим достоянием, Его праведность является нашей праведностью и Его, сила и могущество — нашей силой и могуществом. Его положение и привилегии принадлежат с полным основанием и нам. И мы имеем то, чем Он обладает. Его труд является нашим трудом; что делает Он, то делаем мы.

И все это происходит потому, что к нам простирается Божья благодать, которая благоуспешно совершает Божью волю в тех людях, которые уповают на Него (1 Кор. 15:10).

Элементы вечного формирования Тела

Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, В похвалу славы благодати Своей (1:4-6).

Эти стихи раскрывают прошедшую часть Божьего вечного плана в отношении формирования церкви, Тела Иисуса Христа. Его план представлен в семи элементах: методе, избрании; объекте, избранных; времени, в вечности, в прошлом; в цели, святости; в побуждении, любви; результате, установлении, славе.

Метод — избрание

Библия повествует о трех видах избрания. Первый состоит в теократическом избрании Израиля. «Ибо ты народ святый у Господа, Бога Твоего, — говорил Моисей Израилю в Синайской пустыне, — тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Вт. 7:6).

Это избрание не имеет отношения к личному спасению. «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля, — объясняет Павел, — И не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:6-7). Происхождение от Авраама по плоти, как от отца израильского народа, не означало духовного происхождения от него, как от отца верующих (Рим. 4:11).

Второй вид избрания касается отделения особой группы людей. Господь избрал на священнослужение колено Левия, по левитам в связи с этим совсем не гарантировалось спасение. Иисус призвал двенадцать человек на апостольское служение, но только одиннадцать из них ко спасению. После того, как Павел пришел ко Христу, потому что Бог избрал его ко спасению, Бог предопределил его на особое апостольское (п ужение язычникам (Деян. 9:15; Рим. 1:5).

Третий вид избрания касается спасения, о чем говорит Папе л в нашем предыдущем тексте: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Иоан. 6:44). Слово helkuo — привлечет передает значение непреодолимой силы. Оно употреблялось в древнегреческой литературе при описании отчаянного влечения голодного человека к пище и стремления бесовских сил завладеть животными, не имея возможности вселиться в людей.

На свалках металлолома используются огромные электромагниты, которые поднимают и частично сортируют груды металла. Когда этот магнит включается, то создаваемое электромагнитное поле стремительно притягивает к магниту все железные части и предметы, расположенные неподалеку, но не оказывает никакого эффекта на такие металлы как алюминий и медь.

Подобным образом Бог по Своей воле избирает Себе, непреодолимо привлекая тех, кого Он предопределил к любви и прощению, не распространяет своего влияния на не относящихся к этому разряду людей.

От вечности, прежде создания мира, и посему независимо от каких-либо заслуг или достоинств; которые мог бы иметь человек, Бог избирает нас в Нем, во Христе (ст. 3). По могущественному Божьему избранию те, которые получают спасение, объединяются в вечный союз со Христом еще до основания мира.

Несмотря на то, что человеческая воля не обладает свободой в том смысле, как это предполагают многие люди, человек имеет волю, которую ясно признает Священное Писание. Будучи отделенной от Бога, человеческая воля порабощается грехом. Но человек тем не менее способен избрать Бога, Который дал возможность сделать этот выбор. Иисус сказал, что верующий в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (Иоан. 3:16) и, что «всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (11:26). Неоднократные повеления, обращенные к неспасенным, чтобы они обратились к Господу (Иис.Нав. 24:15; Ис. 55:1; Матф. 3:1-2; 4:17; 11:28-30; Иоан. 5:40; 6:37; 7:37-39; Отк. 22:17) ясно указывают на ответственность человека в вопросе права своего выбора, как волевого акта.

Но Библия также ясно утверждает и то, что никто из тех, кто не был избран Богом, не принимает Иисуса Христа, как своего Спасителя (ср. Рим. 8:29; 9:11; 1 Фес. 1:3-4; 1 Пет. 1:2). Иисус представляет обе истины в одном стихе в Евангелии от Иоанна: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37).

Божье могущественное избрание и ответственность человека в избрании Иисуса Христа кажутся противоположными и несовместимыми истинами, и, исходя из нашей человеческой перспективы, они и являются противоположными и несовместимыми. Именно поэтому такое множество искренних христиан с самыми хорошими побуждениями на протяжении истории церкви отчаянно пытались поставить их под общий знаменатель. Но в виду того, что этот вопрос нельзя разрешить нашим ограниченным разумом, результаты были ничем иным как компромиссом в пользу какой-то отдельной истины, в ущерб другому понятию, вместо гармоничного баланса и правильного сочетания.

Нам следует не затрагивать данного противоречия, оставив его в таком виде и принимая верою обе истины. Пусть Сам Господь приводит их в гармонию.

Ekledo (избирать) передается в глагольной форме аорист, среднего залога, что служит указанием на совершенно независимый выбор Бога. Возвратная форма глагола означает, что Бог не только сделал избрание Сам, но и совершил это для Себя, Его первостепенная цель, направленная на избрание церкви, была направлена на то, чтобы это принесло Ему хвалу и прославление (ст. 6, 12, 14). Господь избрал верующих прежде не для их собственного благоденствия, а для славы Имени Своего. Основная причина призвания верующих, чтобы они составили единую церковь, заключалась в том «Дабы ныне сделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3:10).

Израиль был Божьим избранником («избранного Моего») (Ис. 45:4; ср. 65:9, 22). «Не потому, что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; Но потому, что любит вас Господь» (Вт. 7:7-8). Бог избрал евреев по Своей великой любви.

Божий небесные ангелы тоже Его избранники (1 Тим. 5:21), отделенные Им для прославления Его Имени. Они предназначены служить Ему в качестве посланников. Сам Христос был избранником (1 Пет.-2:6), что можно сказать и в отношении апостолов (Иоан. 15:16). По изволению и плану Того же Всемогущего Разума и церковь принадлежит к такому же разряду избранников. Бог спас нас и призвал «званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9). В Деянии говорится следующее: «уверовали псе, которые были предуставлены к вечной жизни» (13:48).

Павел говорил: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10). Его сердечное желание было направлено на то, чтобы достигнуть проповедью Благой Вести избранных, тех, кого уже Бог отделил, чтобы и они могли приобщиться к пере, предназначенной им по великому Божьему изволению. Павел возносит благодарение за церковь, потому что Бог ее избрал. «Мы же всегда должны благодарить Бога за. вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13).

В своей книге «Евангелизм и Суверенитет Бога» Д. А. Паркер замечает следующее:

Все христиане верят в Божественный суверенитет, но некоторые этого не сознают и ошибочно представляют себе и утверждают, что они отвергают его. Причина данного положения коренится в тех же обстоятельствах, которые служат поводом к большинству заблуждений в церкви. Это вторжение в ее пределы рационалистического умозрения, увлечение систематической логичностью и последовательностью, нежелание признать наличие сверхъестественных явлений, не допуская фактора превозносящейся над человеческой Божьей премудрости, и, в конечном итоге, подвержение Священного Писания предполагаемым требованиям человеческой логики, чтобы оно полностью соответствовало ей.

Люди видят, что Библия преподает истину о том, что человек несет ответственность за свои поступки, но не видят (и человек действительно не может видеть) каким образом данное положение находится в полном соответствии с суверенным Божьим владычеством над этими поступками и действиями. Они не могут согласиться с одновременным существованием этих двух истин, как это наблюдается в Писании, но приходят к поспешным умозаключениям о том, что для того, чтобы придерживаться Библейской истины об ответственности человека, им необходимо отказаться от равноценно Библейской и истинной доктрины о Божественном суверенитете и они отделываются поверхностным объяснением многочисленных отрывков Писания, которые преподают это положение. Для наших извращенных умов желание упростить Библию, лишая ее элемента сверхъестественности, является вполне естественным явлением. Не вызывает удивления и тот факт, что даже благочестивые люди падают жертвой этой склонности. Это — предмет непрестанных и мучительных разногласий. Ирония данной ситуации состоит в том, что задаваясь вопросом, как молятся эти две стороны, становится совершенно очевидно, что люди, отвергающие Божий суверенитет в действительности исполнены такой же непоколебимой веры в данном отношении, как и те, которые утверждают его. (Чикаго: Интер-Варсити, 1961, стр. 16-17). Не будучи в состоянии выдерживать напряжения таинственных, сверхъестественных явлений, парадокса или противоречия, мы скорее всего склонны привести Библейское учение в соответствие с нашей собственной системой порядка и последовательности. Но подобный, предвзятый подход не выражает истину Библейского учения и вносит сумятицу как в отношении самого вероучения, так и в практическое его применение в жизни, способствуя ее духовному ослаблению. Следует отметить и тот факт, что и другие жизненно важные доктрины Писания также являются парадоксом для нашего ограниченного понимания. Совершенно противоречивыми есть те факторы: что Писание само по себе является делом рук человеков, и в то же время — Божьим Словом, что Иисус Христос сочетает в Себе в полной мере сущность Бога и сущность человека, что спасение совершается навечно, но святые должны проявлять послушание и верность до конца, что христианская жизнь должна проводиться в полном подчинении и порабощении себя, но все это делает Христос. Подобные непостижимые истины неизменно свидетельствуют о том, что Божий разум неизмеримо превосходит человеческий и является могущественным доказательством Божественного авторства Писания. Люди, самостоятельно составляющие Священное Писание, несомненно постарались бы разрешить подобные проблемы.

И Божье суверенное избрание или предопределение не устраняет человеческий выбор по вере. Божественный суверенитет и человеческий отклик или ответная реакция — соcставляют единую общую и неразделимую часть человеческого спасения, хотя только безмерный Божий разум с точностью знает как они действуют в сочетании друг с другом.

Это происходит не так, как считают и преподают многие. Они утверждают, что Бог просто заглядывает в будущее, чтобы увидеть кто расположен к вере и затем избирает их ко спасению. Послания к Римлянам 8:29, взято отдельно от контекста, зачастую приводится для подтверждения этой точки зрения. Но стих 28 недвусмысленно гласит о том, что Бог предузнал и предопределил ко спасению тех, кого Он уже призвал по «Его благоволению». Любое учение, которое преуменьшает суверенную любовь, Бога, проявляемую в избрании человека, которое ставит более упор на заслуги человека, также умаляет Божью славу, принося урон самой цели спасения.

Нам нужно просто удовлетворится данным положением дел, произнося вместе с Джоном Шадвиком слова его стихотворения.

Я Господа искал, но позже лишь узнал, Что Он меня нашел, взыскал в любви Своей. О, Боже, Ты велик! Не я Тебя познал, но Истина, что Ты меня призвал.

Объект — избранные

Мы являемся этим объектом избрания, не все, но только те, кого избрал Бог — святые и «верные во Христе Иисусе» (ст.1). К Божьим избранникам относятся люди, которых Бог объявил святыми прежде основания мира. Они приняли верою Сына Иисуса Христа. Быть христианином — значит быть Божьим избранником и чадом Его и наследовать все чрез Иисуса Христа, став Его сонаследником.

Время — вечность в прошлом

Бог избрал нас прежде создания мира. Прежде сотворения мира, грехопадения, заветов, или закона Бог в Своем суверенном предопределении предназначил нас быть Его чадами.

Прежде, чем начал существовать мир, Он предназначил для особой цели церковь, Тело Его Сына, положив ей начало еще в те далекие времена.

Бог положил в Своем плане крестную смерть Христа за нас «прежде создания мира» (1 Пет. 1:20), и мы в то же время, согласно этого же плана, были предназначены для спасения. Именно тогда Бог решил наделить нас наследством в Своем царствии (Матф. 25:34). Мы принадлежали Богу прежде начала времени и будем Его чадами после того, как время совершит свой стремительный бег. Наши имена, как верующих, «написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Отк. 13:8; ср. 17:8).

Цель — святость

Бог избрал нас для того, чтобы мы были святы и непорочны. Amomos непорочны в буквальном смысле означает без пятна или порока. Получив избрание в Нем, мы являемся святыми и непорочными пред Ним. Нам была дарована личная праведность Христа, Его непорочность и чистота, в; виду того, что Иисус Христос предал Себя за нас, как «непорочный и чистый Агнец» (1 Пет. 1:19). Таким образом, недостойное и неправедное облеклось в святость и.праведность Христа. Согласно вечному предопределению Христа, Он положил в Своем плане «представить ее Себе славною Церковью, не имеющую пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27).

Вполне очевидно, что Павел здесь говорит о нашем положении, а не о нашем практическом осуществлении этого принципа. Мы хорошо знаем, что наша жизнь далеко не отличается непорочностью и стандартом святости. Но «в Нем, — как говорит в другом месте Павел, — обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:10). Мы имеем эту полноту в Иисусе Христе и по этой причине обретаем уверенность в спасении. Мы исполнены праведности Христа. Наша жизнь может отличаться несовершенством и неуравновешенностью, но тем не менее мы занимаем твердое и незыблемое положение, которое и не может быть иным, потому что Христос стоит пред Богом в чистоте и святости. Пребывая в нашем Спасителе, мы непоколебимы как и Он, ожидая полного избавления и святости в грядущем присутствии пред Ним во славе.

Бог почитает нас святыми и чистыми, и ведет нас к чистоте и святости, а поэтому и мы должны всеми силами стремиться проводить такую жизнь, которая отражает наше вечное предназначение.

Побуждение — любовь

Бог избрал спасенных по Своей любви. В любви Он предопределил усыновить нас Себе, Он избрал церковь, семью искупленных детей точно таким же образом, как произошло избрание Израиля, Его особенного народа. Его побудила к сему любовь. (Втор. 7:8).

Библейское слово агапе — любовь не является эмоциональным проявлением, но передает значение сердечного расположения к тому, чтобы способствовать благополучию и восполнению нужд других людей. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — говорил Иисус (Иоанна 15:13). И именно это совершил Иисус Сам ради тех, кого Бог избрал ко спасению. Бог явил наивысшую любовь прежде основания мира, решив отдать Своего Единородного Сына для нашего спасения. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4-5). Он возлюбил нас и будет продолжать любить нас вечно по благоволению воли своей.

Результат — усыновление

В результате Божьего избрания следует наше усыновление. Во Христе мы становимся подданными Его царствия и слугами Его, как нашего Господина. Он даже называет нас друзьями, говоря: «Я… сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15:15). По Своей великой любви Он соделал нас более чем гражданами и слугами, и даже больше, чем друзьями. Он принял нас в число Своих детей по Своей любви.

Когда мы познаем Христа, то становимся Божьими детьми. «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе,» — говорит Павел, — «но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). Авва — арамейское слово, выражающее теплые чувства привязанности, что эквивалентно слову «папочка», или «папа».

Получить спасение — значит иметь в своей душе жизнь Самого Бога, Его Дух, животворящий наш дух. Родители могут усыновить или удочерить детей и полюбить их нисколько не меньше своих собственных детей. Такой ребенок принимает равноценное участие в жизни семьи. Он пользуется материальными благами и наследует имущественные ценности. Но никакие земные родители не могут наделить приемного ребенка своей внутренней природой и чертами. А Бог именно

Джентиле да Фабриано. «Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», ок. 1425 г.

Photo © Vatican Museums / Фото © Музеи Ватикана

Музеи Ватикана

не только впервые представляют сокровища своей коллекции в России, но и впервые вывозят их за границу в таком количестве. Сорок две картины из собрания Пинакотеки - это почти одна десятая всего собрания, насчитывающего около пятисот полотен.

Описывать произведение искусства - дело неблагодарное, заранее обреченное на провал, потому что невозможно вербализировать ту тонкую связь, которая устанавливается между вами, когда вы оказываетесь один на один. И неважно, сколько людей вокруг, потому что в этот момент оно разговаривает только с вами.

Язык шедевров ватиканской Пинакотеки - музыка. Сознание услужливо предлагает ассоциации: средневековое многоголосие, ренессансный мадригал, барочный concerto grosso. На самом деле эти картины звучат по-другому. Их музыка - музыка тишины: линий, цвета, едва уловимого жеста и взгляда.

Не нужно быть искусствоведом, чтобы понять - вернее, почувствовать - работу гения. Изображение, при всей его гармоничности, остается лишь отпечатком, если в него не вложено нечто большее. У каждой из этих картин есть душа, все эти полотна - живые.

«Христос Благословляющий», редчайшая работа римской школы XII века. В нем угадываются до боли знакомые черты византийских икон, ставших образцом для древнерусских иконописцев. Roma Aeterna. Рим первый, второй, третий... Вечный. «Христос Благословляющий» открывает выставку в Третьяковской галерее, вы встречаетесь с ним глазами сразу, едва переступив порог зала. Он здесь в полном одиночестве - молчалив, спокоен и самодостаточен. А за его спиной - целый мир, заключенный в пространство небольшой комнаты, в которой перед вами церемонно проходят святой Франциск Ассизский (Маргаритоне д’Ареццо, XIII век), усмиряющий бурю Николай Чудотворец (Джентиле да Фабриано, XV век), играющие на лютнях ангелы (Мелоццо да Форли, XV век).

Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. «Святой Плакида», 1495-1498 гг. «Святая Юстина», 1495-1498 гг.

Здесь же пределла «Чудеса святого Винченцо Феррера» - работа Эрколе де Роберти, художника феррарской школы, одной из самых значительных в ренессансной Италии. «Пределлами назывались рассказывающие некую историю картины, которые располагались внизу алтаря, - объясняет куратор выставки Аркадий Ипполитов. - Хотя картина принадлежит кисти феррарского художника, в ней зашифрованы многочисленные аллюзии на Рим, которые среди прочего выражены в переработке поз античных статуй в центральных фигурах. Замечательна она еще и тем, что читается как своего рода дефиле самых экстравагантных моделей конца XV века - наряду с Бургундским герцогством Феррара была законодательницей мод того времени» .

Во втором зале - полотна Высокого Возрождения (XVI век) и эпохи барокко (XVII век). Их музыка другая: страстная, напористая, бросающая вызов. Несмотря на религиозные сюжеты, эти картины порой кажутся богоборческими - во всяком случае, их создатели говорят с Ним на равных.

Вот «Видение Святой Елены» венецианца Паоло Веронезе. Торжество красок и пышные одежды и богатый интерьер. Героиня картины - мать императора Константина, которой, как сообщает «Хронография» Феофана, во сне было велено отправиться в Иерусалим «для отыскания животворящего креста Господня». Вместе с ней зритель оказывается здесь на зыбкой грани сна и яви, божественного и земного, духовного и материального.

А рядом - две пределлы Рафаэля: «Вера» и «Милосердие» 1507 года. Совсем небольшие, он похожи на книжные развороты. На каждой из них - женщина в окружении двух ангелов. Моментально узнаваемые рафаэлевские персонажи с мягким абрисом лиц и утонченной грацией поз. Несмотря на скромный размер, эти картины создают вокруг себя особую атмосферу, пространство некоего интимного диалога с каждым, кто в него попадает.

В XVII веке папский Рим достиг наивысшего могущества и богатства, именно в эту эпоху живописное собрание Ватикана значительно пополнилось работами выдающихся современников, поэтому художественная история этого столетия представлена в папской коллекции наиболее полно. (Кстати, соответствующий зал Пинакотеки почти оголился, как рассказала заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта - большинство полотен постоянной экспозиции на три месяца переместились в Москву.)

«Положение во гроб» Караваджо, один из главных его шедевров, оказавший влияние на всю последующую историю живописи, от Рубенса до Сезанна. Эту картину он написал около 1603-1604 года для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, в статусе самого известного и скандального итальянского художника своего времени, чьи работы неизменно вызывали жаркие споры. Каждый элемент огромной, три на два метра, картины продуман до мелочей, ее невероятно сильный драматический эффект во многом обусловлен тем, что тело Христа как будто прорывается за рамки холста. Он прямо перед тобой, достаточно протянуть руку, чтобы ощутить его плоть с еще сильными, но уже лишенными жизни мышцами.

Отдельный, третий, зал отведен под серию картин болонского художника XVIII века Донато Крети «Астрономические наблюдения». В чуть манерных фигурках на фоне ночных пейзажей чувствуется одновременно игривость рококо и дух нового времени, эпохи Просвещения. Могущество Папы постепенно ослабевает, совсем скоро закончится история Папской области, занимавшей большую часть Апеннинского полуострова. Вселенная станет действующей причиной, а не конечным результатом божественного замысла. Человек, взявший историю в свои руки, с удвоенной энергией примется за поиски сути вещей на земле, но все также будет поднимать глаза к небу, сталкиваясь с неразрешимыми вопросами и противоречиями.


Top