Дает ли доктор клятву Гиппократа? Почему врачи не дают клятву Гиппократа? Клятва врача Российской федерации

Опытным путём проверено, что любой медицинский холивар рано или поздно упирается в один вечный довод: "вы клятву Гиппократа давали"(с), а потому всем должны. Такое мнение живёт в головах домохозяек, офисного планктона и прочих представителей средне-интеллектуального населения России. В таком случае любой медицинский работник оказывается в ситуации "припёрли к стенке": вроде как человек подписавший контракт, но не вчитавшийся в мелкий шрифт, загоняющий его в рабство. То есть такая точка зрения декларирует: врач "обязан" вне зависимости от внешних условий, уровня оплаты и качества оснащения. Врач обязан - и точка. И соответственно врач несёт ответственность - только он, вне зависимости от того, кто на самом деле виноват.

Этот идиотизм, когда самопожертвование превращается из подвига в непреложную обязанность (с наказанием за уклонение от исполнения оной обязанности), произрастает из неграмотности населения. Идеологический образ врача как самоотверженного "борца с болезнью, капитализмом и за счастье народное" достался нам от СССР. Идеология знаете ли. Этот образ скрестился с клятвой Гиппократа, рождая в результате следующее представление: правильный хороший врач - такой, которого хлебом не корми, а дай жизни поспасать. Он как бэтмен мчится по первому сигналу и готов расстелиться перед пациентом, лишь бы угодить ему. Потому что - призвание такое. А дело пациента - благосклонно принимать знаки внимания врача... или вытирать об него ноги, ежели что не понравится. То есть люди массово путают "беззаветное бескорыстное служение" с "профессиональной работой" (корыстной по своему определению). Но я не об этом...
Остановиться хочу вот на чём - на мотивации такого заблуждения, а именно на пресловутой клятве Гиппократа. Потому как опыт показывает: 99,95% тех, кто начинают говорить о неё - ничего про неё не знают акромя самого названия.

Итак - Клятва Гиппократа .

Приписываемая "Гиппократу второму - отцу медицины" клятва написана вообще не им, а кем-то из его учеников или последователей. Вообще из более чем шести десятков трудов, составляющих так называемый "гиппократовский корпус" достоверно самим гиппократом написано не более десятка (самые оптимистичные предположения -18). "Клятва" входит в деонтологический раздел корпуса вместе с другими трудами: "Закон", "О враче", "О благоприличии", "Наставление"...
Сам текст клятвы неоднократно переписывался и менялся, в зависимости, например, от смены религиозных доктрин. Собственно приводимый здесь текст просто наиболее достоверно изначальный...
Вот перевод Клятвы с древнегреческого на греческий и в последующем - на русский язык:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому

Начинаем "загибать пальцы". Итак - о чём же дословно говорит клятва?
1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками
2. обязательство лечить "сообразно с моими силами и моим разумением" (как могу и как считаю правильным).
3. отказ от эвтаназии
4. отказ от абортивного пессария (хирургического инструмента). Кстати, нет в клятве отказа от абортов как таковых;)
5. обязательство жить "чисто и непорочно"... "Руссо туристо - облико морале, фирштейн?"(с)
6. обязательство не лечить каменную болезнь (видимо имеется ввиду "не лезть в бизнес хирургов") ***
7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами
8. обязательство хранить врачебную тайну
*** - стоит помнить что Гиппократ был асклепиатом, лекарем-жрецом, считавшим, что его предком был Асклепий, древнегреческий бог медицины и врачевания. Очевидно, что "врачеватели каменной болезни", прообраз хирургов, не имели происхождения от Асклепия, как не имели происхождения от него многие другие медицинские профессии.

Собственно говоря - всё.
Вышеперечисленный список обязательств (и только их) накладывает на врача клятва Гиппократа.
Что же по поводу платности-бесплатности медицины, то старик Гиппократ вообще был весьма хитрым в этом деле. Вот отрывок из его труда "Наставление", где он обращается к ученику:
"...И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного), и на их умеренность а иногда лечил бы и даром, считаю благодарную память выше минутной славы" (с)
Ключевое слово - ИНОГДА. Советую помедитировать на эту тему всем, требующим бесплатной медицины на основании дачи врачами клятвы Гиппократа;)

«Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» - это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях- абсурд!»
(c) последнее интервью известного офтальмолога Святослава Федорова.

Гиппократ (Hippocrates) - великий древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Текст клятвы Гиппократа доступен на нашем сайте. Клятва Гиппократа, в России была заменена на клятву Российского врача. Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V в. до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка. С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки. Клятва Гиппократа - самый ранний и наиболее впечатляющий документ медицинской этики. Ниже мы приводим текст Клятвы Гиппократа в переводе с древнегреческого языка В.И.Рудневым. Хотя Гиппократ был из рода древних эллинов, а не ветхозаветных иудеев, тем не менее, можно говорить о профетизме текста «Клятвы», его просветительском характере. Текст данной клятвы, сжато формулирующей моральные нормы поведения врача, приписывают «отцу медицины» - Гиппократу, который по преданию относился к асклепиадам. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один. Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда. ГИППОКРАТА КЛЯТВА – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача (юридически ни чем не закреплена). В России "Присяга врача Советского Союза", утвержденная в 1971 г., в середине 90-х сменилась на "Клятву российского врача", а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б.Н. Ельциным подписан новый текст "Клятвы врача", которую новоиспеченные медики дают в торжественной обстановке при получении диплома.

«Клятва Гиппократа» на самом деле совсем не принадлежит Гиппократу . После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

Гиппократ (460 г. до н.э. – 377 г. до н.э., по другим данным – 356 г. до н.э., около Ларисы, Фессалия) – древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Придерживался в основном материалистических взглядов. Заложил основы клинического наблюдения и учения про прогнозирование последствий заболевания. Гиппократ был известным хирургом своего времени. Его считают родоначальником медицинской географии. Гиппократ сформулировал моральные нормы поведения врача, которые положены в основу текста врачебной клятвы – «клятвы Гиппократа».

О трудах Гиппократа

На самом деле большая часть трудов Гиппократа представляет собой сборник достижений разных авторов, а выделить из них настоящего Гиппократа практически невозможно. Из 72 приписываемых Гиппократу трудов, Гален признал настоящими только 11, Галлер – 18, а Ковнер – только 8. По всей видимости остальные работы принадлежат его сыновьям (врачам Фессалу и Дракону) и зятю (Полибу).

История клятвы Гиппократа

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве, опускает большие куски исходного текста.

Текст клятвы Гиппокраа (на русском)

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда пациенту, на негативном отношении к эвтаназии, аборту, на отказе врачей от интимных связей с пациентами, на врачебной тайне.

Анализ полного текста «Клятвы Гиппократа»

В 2002 г. С Василевский провел логический анализ текста «Клятвы Гиппократа», которая существовала еще при Гиппократе. За единицу обработки информации он принял слово. Слов в «Клятве Гиппократа» оказалось всего 251.

1. Слов, посвященным отношениям «ученик – учитель» и «ученики одного учителя» - 69.

2. Слов, посвященных лечению больных – 34.

3. Слов, посвященных соблюдению врачебной тайны – 33.

4. Слов, которые относятся к «счастью» и «славе» врача «правильного», и проклятий на голову отступающего от клятвы врача – 31.

5. Слов, посвященных моральному виду врача – 30.

7. Слов, посвященным неучастии в абортах и эвтаназии – 25.

Анализируя таким образом текст «Клятвы Гиппократа», можно сделать вывод о профессиональных ценностях врача по Гиппократу.

«Клятва Гиппократа»: от античности до современности

В Древней Греции, жителем которой был и сам Гиппократ, основная масса врачей безбедно жила за счет гонораров, которые получала от пациентов. Хотя врачам не была далекой благотворительность.

В своих «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику дифференцировано подходить к разным пациентам. «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, чтобы обращал внимание и на наличие денег у больного, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

Главным принципом этики Гиппократа всегда считали принцип «non nocere» - не навреди. Но придерживался ли ее сам Гиппократ? В отрывке с Врачебной заповеди, опубликованной в Женеве в 1848 г., читаем: «Мое самое первое задание – восстановить и сберечь здоровье всех моих пациентов». Однако в первой версии «Клятвы Гиппократа» было продолжение этой фразы: «однако не всех, но только способных заплатить за свое выздоровление».

В практике самого Гиппократа были два случая, когда он нарушил клятву. В 380 г. до н.э. у него начал лечение от отравления Акрахерсит. Оказывая больному неотложную помощь, Гиппократ поинтересовался у родственников, способны ли они заплатить за выздоровление больного. После отрицательного ответа, Гиппократ предложил «дать бедняге яда, чтобы тот долго не мучился», на что родственники согласились. За 2 года до своей смерти Гиппократ начал лечить Цезаря Светонского, который страдал от высокого давления крови. Когда выяснилось, что Цезарь не в состоянии заплатить весь курс лечения травами, Гиппократ передал его родственникам, не только не оказав медицинской помощи, но и сообщив им неверный диагноз – ничего страшного, больной просто страдает от мигрени. Обманутые родственники не обратились к другому врачу, и вскоре воин умер в возрасте 54 лет.

А еще Гиппократ терпеть не мог конкуренции и считал, что чем меньше будет врачей, тем более высокими будут заработки. В «Клятве Гиппократа» читаем: «наставления, устные уроки и все другое в обучении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанными обязанностями и клятвой медицинского закона, но никому другому».

В некоторых древних версиях клятвы Гиппократа упоминается, что врач должен бесплатно помогать коллегам и их семьям, и обязан не оказывать помощи бедным людям, чтобы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.

Сохранить в соцсетях:

Гиппократ , живший в Элладе две с половиной тысячи лет тому назад, в дошедших до нашего времени сочинениях привел клятву, отметив, что «...медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». Им написаны статьи О враче , О благоприличном поведении . По мнению Гиппократа, врач – единственная профессия, которая должна начинаться с присяги обществу, поскольку человек, избравший себе эту профессию, учившийся много лет, чтобы помогать человеку, страдающей личности, естественно, должен давать обещание быть достойным избранного дела.

Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием , Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Упоминаемый здесь бог Аполлон – покровитель врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.

Если отбросить непременных изначальных свидетелей царствующих мифов того времени, эта клятва и поныне современна. Она появилась, когда еще не были известны десять заповедей Моисея, не было Нагорной проповеди Христа, но уровень нравственности Гиппократа ничуть не уступает уровню нравственности сегодняшних праведников.

Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась до наших дней. С небольшими изменениями она и сегодня произносится вступающим на это поприще. В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.

В 1949 Генеральная Ассамблея приняла Международный кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.

Тем не менее, во многих странах есть и свои «Клятвы Гиппократа». В России до революции врачи принимали так называемое Факультетское обещание , текст которого прилагался к свидетельству обne окончании медфака.

В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменила «Клятва российского врача», а в 1999 Госдумой был принят новый текст Клятвы врача , которую медики дают в торжественной обстановке при получении диплома. И отличие от текста Гиппократа и его последующих вариантов – в запрете на эвтаназию.

С течением времени меняется форма и язык присяги, но основа медицинской этики следует главным положениям клятвы Гиппократа.

Юлий Крелин

ДОКУМЕНТЫ

Факультетское обещание

(дореволюционная Россия). Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейный тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

Женевская декларация

(1949). Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».

Клятва российского врача.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

Клятва существовала, как простое устное обещание чтить традиции, задолго до Гиппократа. Еще в древнем Египте. Гиппократ сформулировал и записал. С тех пор клятву многократно переводили и редактировали. Так что уверенности в точности формулировок нет. Но ясно одно – ни слова про оплату и остальное, в этой клятве нет. И в других версиях разных стран и времен, про деньги нет ни слова. Это и понятно, врач всегда был человеком небедным, и записывать в клятву тезисы про вознаграждение за работу? Такого бреда никому в голову придти не могло. Только наши врачи, доведенные до положения попрошаек, вынуждены отбиваться от этой клятвы.

В Северной Америке и Европе, в 21 веке, вообще заменили текст клятвы, и так сильно измененный, на «профессиональный кодекс».

Ведь старая клятва, записанная 2,5 тысячи лет назад, немного утратила связь с реальностью.

«Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, ….. и корректному обращению с рабами»…

Зря конечно этот пункт про рабов удалили, но нам это не так важно, мы же не в Европе. А у нас с рабами, корректно обращаться не надо, мы не заслуживаем.

В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. В мелочах отличается, все связано с религией.

А в США действие Клятвы ограничено - врачебная помощь террористам признана незаконной и является уголовно наказуемой. Интересно, как врач определяет, по виду больного? Странные они, американцы, написано же:

«…действовать исключительно в его (пациента) интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;…»

А что же у нас? В России до революции врачи принимали так называемое Факультетское обещание, Гиппократом не клялись.

«…Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям…» Ну, в общем – корпоративная присяга.

В России практиковалась «Присяга врача Советского Союза».

В принципе все, как и выше, но есть два прикольных пункта:

«…- сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны;

Всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством…»

Про борьбу с ядерной войной, это сильно. А главное, актуально.

После отмены СССР, клятва стала «Клятвой российского врача»,

А после 1999 г. - «Клятвой врача России».

К чему я все это?

Так ли легко в наших условиях: «…быть всегда готовым оказать медицинскую помощь…» и «…честно исполнять свой врачебный долг…»? Недавно был свидетелем такого разговора. Бухгалтер, владелец пары неплохих квартир и приличного автомобиля, интересовался у кардиореаниматолога – почем ныне спасти?

У кардиолога машины нет, жилья нет и еще много чего нет. Давно уже нет жены и доступ к детям довольно ограничен. Нет нормальной одежды, хоть это довольно субъективно. Проще сказать, что у него есть. Работа и наука. И много спасенных людей. Он не герой, просто место такое – кардиологическая реанимация крупной городской больницы. Скорая везет и везет, а он спасает и спасает. «Статистика, это наука, она не терпит приблизительности…».

И что же ответил доктор бухгалтеру. Не платят ему, никогда. Ни левых, ни правых. Родных в отделение не пускают, а пациент уже в таком виде, ему не до оплаты. А очнется он, если очнется – уже в отделении.

А если бы платили, то сколько? – не унимался бухгалтер. Вот цифровые люди, все им посчитать надо.

И мы посчитали. Один, не сильно важный для жизни человека, зуб починить – 1500 руб. (ну, это где как, но все же, средненько). 32 зуба починить – 48000 руб. А тут целая жизнь продолжается!

А какая тогда зарплата должна быть? Ну, исходя из сферы услуг (парикмахер или стоматолог) это половина заработанных денег. Но у врача, наверное, поменьше будет – аппаратура то не его, значит процентов 25 от заработанных денег. 7 смен, как минимум один пациент в смену. 84000 – это минимальная ставка. А дальше, как народ болеть будет. Вот это правильная сумма, особенно, если учесть, что в крупных клиниках, частных, терапевты по 120 000 получают. Только реаниматологов туда на работу не берут. Туда все больше косметологи требуются. А лечиться, эти целлюлитные дамы, едут к простым врачам. А наша, бюджетная медицина где? Правильно.

И знаете, что на это бухгалтер сказал? Дорого говорит, жизнь спасти. Его успокоили – это бесплатно. Но если все врачи уйдут БОТОКС колоть, можно оказаться в гробу, с новыми зубами.

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины - КЛЯНУСЬ».

Иногда у меня спрашивают, давал ли я клятву Гиппократа? На что я честно отвечаю: нет. Я давал клятву врача, а она отличается от клятвы Гиппократа. Но обо всем по порядку.

Гиппократ написал текст клятвы около 2 с половиной тысяч лет назад. Это хороший пример для мотивации будущих медиков, но в первоначальном виде для применения в наши дни не годится. Причин несколько:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями…

Произносить такое для современного врача не солидно. В языческих богов сейчас уже никто не верит.

почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Согласно этой части клятвы, необходимо относиться к преподавателям и профессорам, как к своим родителям (помогать им в дни трудностей, делиться доходами, слушаться), и бесплатно учить их детей медицинскому искусству. В наш материальный век с жаждой наживы это выглядит несколько устаревшим.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла

Мы видим четкий запрет на эвтаназию - убийство врачом человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, по его просьбе. Эвтаназия законодательно разрешена только в Голландии, Бельгии и в штате Орегон (США).

точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария

В отличие от убийства взрослых людей, во многих странах мира разрешено убийство нерожденных детей без медицинских показаний. Гиппократ никогда бы такого не сделал.

Еще одна цитата:

Статья 143, п. 1 закона РФ “О здравоохранении в Российской Федерации” предусматривает возможность прерывания беременности “по социальным показаниям при сроке беременности до 22 недель”. И это при том, что в России действует международная норма права, согласно которой рожденный живым пятимесячный плод весом в 500 граммов считается полноценным человеком, которому гарантировано право на жизнь.

Следуя международным нормам права и религиозной морали, врач может отказаться от производства аборта. Но в этом случае он не получит сертификат на деятельность, ему не присвоят квалификационную категорию, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Вместе с тем УК РФ трактует прерывание беременности как тяжкое телесное повреждение. Действия же врача по прерыванию беременности при сроке 22 недели подпадают под ст. 105 УК РФ - убийство. В результате врач-гинеколог оказывается между двух огней. Быть ему осужденным или уволенным - зависит от воли прокурора и главврача. Естественно, что в реальной практике всегда находится компромисс. (источник)

Но вернемся к Гиппократу.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

Устарело. Гиппократ не был хирургом, но хирург - тоже врач.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Цели замечательные, но упоминание про рабов тоже стало архаичным.

В общем, как вы смогли убедиться, клятва Гиппократа не может использоваться в современном мире в своем первозданном виде. Поэтому в 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла Женевскую декларацию, содержащую клятву Гиппократа в современной редакции.

В разных странах мира утверждают свои разновидности клятв врача. В СССР будущие врачи давали “Клятву врача Советского Союза”. В России клятва врача была принята Госдумой в 1999 году.

А как я принимал клятву? Помню, перед вручением дипломов ректорат собрал всех выпускников БГМУ в актовом зале. Ректор произносил снова клятвы, а мы все вместе за ним повторяли. Юридически мы ничего не подписывали и вроде как можем заявить, что клятву и не давали (например, не было в зале в то время).

Однако получение врачебного диплома налагает не только моральные, но и вполне конкретные профессиональные обязательства, подкрепленные Уголовным кодексом. А от них не так-то просто отвертеться.

Действующий УК РФ предусматривает уголовную ответственность медицинских работников за следующие виды профессиональных преступлений:
причинение смерти по неосторожности (ст. 109);
принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120);
заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122);
незаконное производство аборта (ст. 123);
неоказание помощи больному (ст. 124);
незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128);
торговля несовершеннолетними (ст. 152);
подмена ребенка (ст. 153);
разглашение тайны усыновления (ст. 155);
незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220);
незаконное изготовление, приобретение, хранение, пересылка, сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228);
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);
незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233);
незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234);
незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235);
нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236);
сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248).

К профессиональным преступлениям медицинских работников необходимо отнести и стерилизацию мужчин и женщин без медицинских показаний, которая рассматривается как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111). Недопустимые эксперименты на людях также следует отнести к профессиональным правонарушениям медицинских работников, так как в случае неблагоприятного исхода речь может пойти о причинении смерти по неосторожности (ст. 109) или умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112).

Кажется, не упомянуто разглашение врачебной тайны.

Здесь я не указываю возможные должностные преступления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293), преступления против правосудия, например, заведомо ложное заключение эксперта (ст. 307), преступления в сфере экономики (например, вымогательство, ст. 163).

В общем, был бы врач, а статью найти можно. Поэтому доктора обычно не любят отстаивать свои права перед работодателем.

И напоследок:

Медицинская услуга в корне отличается от других профессиональных услуг, поскольку ориентирована на особое благо - здоровье. Отличительной чертой ее является рискованность. Любое вмешательство в процессы жизнедеятельности человека сопровождается определенной степенью врачебного риска, и если этот риск обоснован, то даже в случае причинения вреда здоровью пациента, он не будет признан преступлением. Точно также действия медицинского работника, приведшие к вредным для больного последствиям, но причиненные ему в условиях крайней необходимости, например, для спасения его жизни или здоровья, не являются уголовно наказуемым деянием, если причиненный при этом вред будет признан меньшим предотвращенного.

Всем нам необходимо помнить, что врач, чьи права, кстати, ущемлены в значительно большей степени, чем права пациента, работает зачастую в рискованных и даже экстремальных условиях. Порой он объективно не может предвидеть наступление отрицательных последствий для пациента. И хотя наша медицина еще очень далека от идеала, давайте, прежде чем написать заявление о привлечении медицинского работника к уголовной ответственности, попытаемся непредвзято оценить, имеется ли в его действиях полный состав уголовного преступления.

Вот такая профессия.


Top