Открытие антарктиды. Кто открыл антарктиду

28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента - Антарктиды. Честь ее открытия принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

В начале XIX в. корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном». Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В июле 1819 года после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев.

Морское министерство назначило начальником экспедиции капитана Беллинсгаузена, имевшего уже за плечами большой опыт дальних морских плаваний. Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка .

В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты.

В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенериф.

Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В конце декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы - айсберги.

В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 метров.

Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра - островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.

Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.

Корабли экспедиции пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 года достигли 69 градуса 25 минуты южной широты. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Как записал Лазарев, моряки " встретили матерый лед чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение". Двигаясь дальше к востоку и при всякой возможности стараясь отвернуть на юг, исследователи всегда встречали "льдинный материк". Русские путешественники подошли менее чем на 3 км к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.

В феврале 1820 года шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
21 марта 1820 года в Индийском океане разыгрался сильнейший шторм, который продолжался несколько суток. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.

В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Порт-Джексон (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Жаксои, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60 градус южной широты. Наконец 22 января 1821 года счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно. Остров назвали именем Петра I.

29 января 1821 года Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I. Земля Александра I до сих пор еще недостаточно исследована. Но открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.

10 февраля 1821 года, когда выяснилось, что шлюп «Восток» дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 5 августа 1821 года прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание.

Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего - о том, что богата она золотом и алмазами. Отважные моряки отправлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли они открыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось

Известный английский мореплаватель Джеймс Кук в 1775-году совершил специальное путешествие, чтобы "найти материк в Южном Ледовитом океане", но и он отступил перед стужей, шквалистым ветром и льдами.

Да есть ли она на самом деле, эта неизвестная земля?

4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них - на шлюпе "Восток" - командиром был капитан Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Вторым шлюпом, "Мирным", командовал лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Оба офицера - опытные и бесстрашные моряки - к тому времени уже успели совершить кругосветное путешествие. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли. Начальником экспедиции назначили Беллинсгаузена.

Начало плавания

Через четыре месяца оба шлюпа вошли в бразильский порт Рио-де-Жанейро. Команды получили небольшую передышку. После того, как трюмы были пополнены запасами воды и продовольствия, корабли снялись с якорей и продолжили свой путь. Всё чаще разыгрывалась непогода. Становилось холоднее. Налетали шквалы с дождём. Густой туман обволакивал всё вокруг.

Чтобы не потеряться, корабли не отходили далеко один от другого. Ночью зажигали на мачтах фонари. А если бы шлюпы потеряли друг друга из вида, велено было палить из пушек. С каждым днём "Восток" и "Мирный" ближе и ближе подходили к таинственной земле. Когда утихал ветер, и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зелёных волнах океана, с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами. Они появлялись поблизости и подолгу сопровождали корабли. На льдинах стали попадаться тюлени, а затем и пингвины - большие птицы, которые забавно вышагивали, вытянувшись столбиком. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. Поразил путешественников и первый айсберг - плавающая ледяная гора.

Открыв несколько маленьких островов и обозначив их на картах, экспедиция взяла курс на Сандвичеву Землю, которую первым обнаружил ещё Кук. Английский мореплаватель не имел возможности исследовать её и считал, что перед ним лежит большой остров. Беллинсгаузену и Лазареву удалось пройти дальше Кука и поточнее изучить Сандвичеву Землю. Они выяснили, что это - не один остров, а целый ряд островов. Пробиваясь между тяжёлыми льдами, "Восток" и "Мирный" при каждом удобном случае старались найти проход на юг. Вскоре рядом со шлюпами было уже такое множество айсбергов, что приходилось то и дело лавировать, чтобы не быть раздробленными этими громадами.

И увидели таинственный берег

15 января 1820 года российская экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг. На следующий день с "Мирного" и "Востока" увидели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за облака. Но когда туман рассеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег бугристых нагромождений льдов.

Что это? Южный материк? Но Беллинсгаузен не позволил себе сделать такой вывод. Исследователи занесли всё, что увидели, на карту, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что там за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно 16 января стали считать днём открытия Антарктиды.

Подтвердили это и фотографии с воздуха, сделанные уже в наше время: "Восток" и "Мирный" действительно находились в 20 километрах от шестого континента.

Продвинуться ещё глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекращались туманы, мокрый снег шёл беспрерывно. А тут еще новая напасть: на шлюпе "Мирный" льдиной пробило обшивку, и в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии и там в Порт-Джексоне (теперь Сидней) отремонтировать "Мирный".

У тропических островов

Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, ушли к Новой Зеландии, чтобы обследовать тропические широты Тихого океана, пока в Южном полушарии длилась зима.

Теперь моряков преследовали не ледяной ветер и пурга, а палящие лучи солнца да изнуряющий зной. Экспедиция открыла цепь коралловых островов, которые назвали именами героев Отечественной войны 1812 года.

Когда корабли бросали якоря возле обитаемых островов, к шлюпам устремлялось множество лодок с туземцами. Моряков заваливали ананасами, апельсинами, кокосовыми орехами и бананами. В обмен островитяне получали полезные для них предметы: пилы, гвозди, иглы, посуду, ткани, рыболовные снасти, словом, все то, что было необходимо в хозяйстве. 21 июля "Восток" и "Мирный" стали у берегов острова Таити. Русским морякам почудилось, что они оказались в сказочном мире - до того красив был этот кусочек земли. Темные высокие горы вонзались своими вершинами в ярко-голубое небо. Буйная прибрежная зелень изумрудно светилась на фоне лазурных волн и золотистого песка. На борту "Востока" пожелал побывать король таитян Помаре. Беллинсгаузен любезно принял его, угостил обедом и даже приказал сделать несколько выстрелов в честь короля. Помаре был очень доволен. Правда, при каждом выстреле прятался за спину Беллинсгаузена.

Снова в страну холода

Вернувшись в Порт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжелому походу в страну вечного холода. Через три недели корабли вошли в зону льдов. Теперь русские корабли обходили Южный полярный круг с противоположной стороны.

"Вижу землю!" - такой сигнал поступил с "Мирного" на флагманский корабль 10 января 1821 года. Все члены экспедиции в волнении высыпали на борт. И в это время солнце, словно желая поздравить моряков, на короткий миг выглянуло из разорванных облаков. Впереди виднелся скалистый остров. На следующий день к нему подошли поближе. Собрав команду, Беллинсгаузен торжественно объявил: "Открытый остров будет носить имя создателя русского флота Петра Первого". Троекратное "Ура!" прокатилось над суровыми волнами. Спустя неделю экспедиция обнаружила берег с высокой горой. Землю назвали Берегом Александра I. Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра I, позже были названы морем Беллинсгаузена.

Более двух лет продолжалось путешествие "Востока" и "Мирного". Завершилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские мореплаватели прошли на шлюпах больше чем двойной путь вокруг земного шара.

Всемирный заповедник

Первым достиг Южного полюса норвежец Руаль Амундсен в конце 1911 года. Его экспедиция добиралась на лыжах и собачьих упряжках. А месяцем позже к полюсу подошла другая экспедиция. Её возглавлял англичанин Роберт Скотт. Это, несомненно, тоже был очень мужественный и волевой человек. Но, увидев норвежский флаг, оставленный Амундсеном, Скотт пережил страшное потрясение: он лишь второй! До него здесь побывали! Сил на обратный путь у англичанина уже не осталось. "Боже Всемогущий, какое ужасное место!.." - вывел он в дневнике слабеющей рукой.

Но кому же принадлежит шестой континент, на котором глубоко подо льдами обнаружены ценные минералы и полезные ископаемые?

На разные части материка претендовало много стран. Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого чистого континента на Земле. И человеческий разум победил. Антарктида стала всемирным природным заповедником - "Страной науки". Теперь здесь работают только учёные и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. Их труд поможет лучше узнать и понять нашу планету.

В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия "Восток" и "Мирный".

28 января 1820 года российские шлюпы «Восток» и «Мирный» достигли берегов Антарктиды. Так российские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли последний из континентов.

К началу XIX века на земле по-прежнему оставалось немало уголков, где не ступала нога человека. Казалось, что Великие географические открытия остались позади: последний триумф путешественников - открытие Австралии - состоялся в 1606 году. О том, что где-то за Южным полярным кругом лежит неведомая земля, люди подозревали еще в XVI веке. Вот только доплыть до нее не получалось - слишком суровы были климатические условия, да и корабли тогда строились не самые крепкие.
На долгие годы крайней точкой для многих неугомонных путешественников оставался субантарктический остров Южная Георгия.
Попытаться открыть неведомую Южную Землю хотел и Джеймс Кук. Ему это сделать не удалось - мешали многолетние льды, хотя Кук и продолжал верить в существование еще не открытого континента. Спустя пару лет знаменитый капитан отправился навстречу своей судьбе: в 1779 году Кука убили аборигены Гавайских островов. А следующие попытки открыть неведомый континент потерпят фиаско.
В 1819 году адмирал Иван Крузенштерн направил в Морское министерство Российской империи письмо, в котором заявил о необходимости подготовки экспедиций для достижения Южного и Северного полюсов соответственно. Южного полюса должны были достичь шлюпы «Мирный» и «Восток». Первым командовал лейтенант Михаил Лазарев, а вторым - капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен.
«Восток» был построен британскими инженерами и довольно сильно уступал «Мирному» по характеристикам. Главная проблема заключалась в недостаточной плотности корпуса и низкой скорости хода. 15 июля 1819 года оба шлюпа покинули Кронштадт. В историю эта дерзкая попытка достичь Южного полюса вошла как Первая русская антарктическая экспедиция.
Российские моряки отправились в направлении Латинской Америки. Уже в начале ноября «Мирный» и «Восток» прибыли в Рио-де-Жанейро. Здесь моряков ужаснула процветавшая в тех краях работорговля. Впрочем, в России с личными свободами в ту пору тоже было не все благополучно: до отмены крепостного права на тот момент оставалось еще 42 года. От берегов Бразилии экспедиция отправилась в направлении острова Южная Георгия. Исследователям удалось нанести на карту ту часть острова, которой не удалось достичь Джеймсу Куку.
Дальнейший ход экспедиции был богат на мелкие географические открытия. Так, например, моряками был открыт остров Анненкова, названный в честь члена экипажа «Востока» Михаила Анненкова.
Вообще россияне в этой экспедиции увидели немало интересного. По пути мореплавателям все чаще попадались гигантские айсберги. Видели они и китов.
На острове, названном в честь помощника командира шлюпа «Восток» Ивана Завадовского, морякам удалось полакомиться яйцами пингвинов.
Удалось российским морякам и опровергнуть, а вернее, расширить одно из открытий Джеймса Кука: Сандвичев остров оказался группой из 11 небольших островков. В дальнейшем экипажам «Востока» и «Мирного» то и дело приходилось проявлять чудеса навигации, спасая корабли из вроде бы безнадежного ледяного плена. Несмотря на ухудшавшиеся условия, экспедиция продолжалась.
А 28 января 1819 года шлюпы достигли 69°25′ южной широты. А Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду.
«Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими», - писал в бортовом журнале на следующий день Фаддей Беллинсгаузен.
Первая русская антарктическая экспедиция продолжалась 751 день. Ее участники нанесли на карту 29 новых островов. А самое главное - первыми открыли новый континент.

Открытие Антарктиды.

Реферат выполнен

Учеником 6в класса

Лицея № 1

Галкиным Михаилом

Учитель Спирина Н.А.

Кунгур 2010

1) Введение.

2) Подготовка к экспедиции.

3) Загадочный берег Антарктиды.

4) Антарктида.

5) Дальнейшая судьба капитанов.

6) Заключение.

Введение.

Меня заинтересовала эта тема тем, что мне интересно, как люди открывали землю. Одни открывали новые земли, потому что хотели получить славу и богатства, а другим просто было интересно. Некоторые из мореплавателей погибли. К истории географических открытий причастны многие тысячи людей. Познания земли начинались с торговли, на которые отважились египтяне, финикийцы, греки. Лишь с 18 века исследования нашей планеты вели путешественники, подобные английскому капитану Джеймсу Куку. С морскими открытиями связано немало тайн и загадок. Между учёными идут споры, например: Кто все-таки открыл Америку? Теперь мы далеко не все помним, какая легенда, к каким открытиям привела. Да и кончены ли открытия? И по сей день не всё ясно. Нередко путешествия оканчивались безрезультатно, но иногда завесу тайн над исчезнувшими людьми и кораблями удавалось всё-таки частично приподнять. Многое и по сей день остаётся нераскрытым. Может быть, сейчас людям покорятся географические тайны открытий, что пока ещё остаются тайнами.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич (1778-1852) российский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1-го российского кругосветного плавания 1803-06. В 1819-21 руководитель 1-й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Начало пути.

Беллинсгаузен родился 18 августа 1779 года на острове Эзель (ныне остров Сааремаа, Эстония). Детство прошло в родовом имении Пилгузе. Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. Десяти лет он был отдан в Морской корпус в Кронштадте. Будучи гардемарином, Беллинсгаузен совершил плавание в Англию После его окончания в 1797 шесть лет плавал по Балтике на судах Ревельской эскадры.

Любовь к наукам была замечена командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим Беллинсгаузена Ивану Крузенштерну, под руководством которого в 1803-06 Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на корабле «Надежда», выполнив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».

Открытие Антарктиды.

В июне 1819 капитана 2-го ранга Беллинсгаузена назначили командиром трехмачтового парусного шлюпа «Восток» и начальником экспедиции для поисков шестого континента, организованной с одобрения Александра I. Капитаном второго шлюпа «Мирный» был определен молодой лейтенант Михаил Лазарев.

Первая русская антарктическая экспедиция капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М.П. Лазарева была в сущности отрядом одного крупного научного предприятия, имевшего целью изучение полярных областей Южного полушария. В задачу же «первой дивизии», как называлась экспедиция Беллинсгаузена -Лазарева, входили «новые поиски в Южном Ледовитом море, покушение как можно далее проникнуть к югу и, наконец, вообще открытия, долженствующие расширить круг географических знаний».

«Сия экспедиция, - писал И.Ф. Крузенштерн в своей докладной записке морскому министру, - кроме главной ее цели - изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить всё неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в эной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сём море… Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас...»

Россия посылала свою экспедицию не потому, что искала немедленного богатства от её результатов. На свете оставался не исследованный уголок мира, и моряки молодого сильного флота стремились решить задачу открытия Неизвестной Южной Земли, так долго не дававшую покоя мореплавателям.

Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева. Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это немало способствовало успеху плавания.

Экипаж «Востока» состоял из 117 человек. Экипаж «Мирного» - из 73 человек. «Все офицеры и чиновники… были русскими, - писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. - Некоторые носили немецкие имена, но, будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут назваться иностранцами».

Шлюпы «Восток» и «Мирный», на которых совершалось плавание, были построены на отечественных верфях почти одновременно.

Уже в Кронштадте перед самым уходом экспедиции русский корабельный мастер Амосов по мере возможности укрепил подводную часть корпуса «Востока» и обшил ее снаружи медью. Значительно лучшими качествами обладал шлюп «Мирный», переоборудованный из транспорта «Ладога». По настоянию М.П. Лазарева на «Мирном» сделали дополнительную обшивку, поставили добавочные крепления, заменили такелаж. Благодаря этому из кругосветного плавания «Мирный» возвратился в значительно лучшем состоянии, нежели «Восток». Единственно, в чем уступал он «Востоку», это в скорости.

Основной целью экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева, согласно инструкциям Морского министерства, было «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытия в возможной близости Антарктического полюса». Беллинсгаузену, как начальнику экспедиции, предписывалось во время пребывания «в иностранных владениях и у народов различных стран обходиться с ними ласково и сохранять всякую благопристойность и учтивость, внушая сие и всем подчиненным», с населением земель, которые посетят шлюпы, надлежало обращаться «сколь можно дружелюбнее».

По возвращении на родину участники экспедиции обязаны были представить отчеты обо всем увиденном.

«Вы пройдете, - говорилось в инструкции, полученной Беллинсгаузеном, - обширные моря, множество островов, различные земли; разнообразность природы в различных местах, натурально, обратит на себя любопытство ваше. Старайтесь записывать всё, дабы сообщить сие будущим читателям путешествия вашего...»

16 июля 1819 суда вышли из Кронштадта. С полным сознанием ответственности перед отечеством, посылавшим их в дальний вояж, русские мореплаватели покинули родные берега. Посланные на другой конец Земли, моряки готовы были на любые лишения, труды, опасности потому, что хотели узнать, а потом рассказать миру что находится в этом непреступном уголке нашей планеты. Задача почётная. Задача лестная.

29 августа «Восток» и «Мирный» взяли курс в Атлантический океан. В это время года тропические воды Атлантики отличались смирным, ласковым характером, и плавание было приятным; ещё Христофор Колумб говорил, что океан в это время “спокоен, как сельский пруд.” На кораблях каждый был занят своим делом, моряки вели астрономические наблюдения, измеряли глубины океанов – в это время это было новинкой! – температуру воды в разных слоях, сравнивали прозрачность её. Это была настоящая научная экспедиция, занятая исследованиями, какие до неё ещё не велись моряками.

Сделав короткую остановку на острове Тенерифе, шлюпы направились к берегам Южной Америки. 18 октября в 10 часов утра пересекли экватор на 29°20" западной долготы и вступили в южное полушарие. 2 ноября «Восток» и «Мирный» бросили якорь на рейде Рио-де-Жанейро. В бухте уже стояли «Открытие» и «Благонамеренный», прибывшие накануне.

За двадцать дней пребывания в Рио-де-Жанейро экипаж хорошо отдохнул, исправил повреждения в такелаже, принял на борт запасы свежей провизии, пресной воды и дров. Симонов определил астрономические координаты и выверил корабельные хронометры.

22 ноября 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли в океан “Восток” и “ Мирный”, 2 небольших судёнышка, неслись к югу под всеми парусами, рассекая угрюмые волны; и птицы летали над ними – огромные белые альбатросы; и темные фрегаты и акулы неотступно следовали за кораблями, и киты, словно приветствуя моряков в этих нелюдимых широтах, пускали свои великолепные фонтаны.

8 декабря они пересекли 45-ю параллель. Утром 15 декабря показались остроконечные вершины острова Южная Георгия и соседнего с ним небольшого островка Уиллиса (Виллиса), открытых Куком в 1775 году. В течение двух дней русские моряки нанесли на карту юго-западный берег Южной Георгии, увязав его с картой Кука, прошедшего вдоль северо-восточного берега острова. Именно в эти дни, 15-17 декабря 1819 года, на карте южного полушария впервые появились русские названия, данные в честь офицеров - участников экспедиции: мысы Порядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского и остров Анненкова - первый остров, открытый экспедицией.

От Южной Георгии шлюпы взяли курс на юго-восток, к Земле Сандвича. Между Южной Георгией и Землёй Сандвича моряки открыли ещё 3 острова, «никакими мореходцами не просвещённы, кроме наших двух судов», старательно выводил в своём дневнике матрос с «Востока» Егор Киселёв. Как умел, он записывал подробности о вновь открытых островах; «Один остров горит, дым валит, как тучи ходит. И тут на оный остров ездили три офицера, четыре матроса для узнания. На сём острову премножество разных птиц, особливо пендвинов с жёлтыми хохлами, ходит, как человек, кричит похоже на гагару, крылья маленькие, не летает. А пингвинов на острове было действительно «премножество», так что морякам приходилось их довольно бесцеремонно расталкивать. Вновь открытый архипелаг моряки обозначили на картах как острова маркиза де Траверсе, по имени тогдавшего морского министра. А каждый остров в отдельности получил имя того офицера, который первым заметил его. Так появились острова Лескова, Завадовского, Торсона (ныне Высокий).

Температура воздуха понизилась, ветер крепчал. Шлюпы бросало с борта на борт. На четвертые сутки плавания от Южной Георгии встретился первый айсберг. А утром 22 декабря в тридцати милях к северу от шлюпов показался неизвестный высокий остров с заснеженной вершиной. «Восток» и «Мирный» повернули к нему.

Именно в этих местах, где находились русские корабли в последних числах декабря 1819 года, в водах, омывающих Землю Сандвича, Кук в феврале 1775 года записал в своем путевом журнале следующие строки, отпугнувшие европейских мореплавателей от попыток поиска Южного материка: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы. И эти трудности еще более возрастают вследствие ужасающего вида страны...»

Беллинсгаузена и Лазарева не устрашили выводы Кука. Они мужественно вели корабли к цели. Днем 29 декабря на юго-западе открылся высокий, покрытый снегом и окруженный тяжелыми льдами берег острова Сандерса. Назвав этот клочок суши островом, Кук не был твердо уверен в том, что перед ним действительно остров. Русские моряки подтвердили его предположение. Они определили координаты острова, Михайлов зарисовал в свой альбом очертания его берегов.

Экспедиция дошла до Южного Туле – крайней Земли высоких южных широт, а дальше простирались уже неведомые воды. Отважных людей, впервые с сотворения мира вошедших под эти широты, в эти угрюмые, почти недоступные места, встретили резкий ветер, хмуро небо, свинцовые воды и льды. Громадные айсберги величаво проплывали в дали. Битый лёд зловеще скрёбся за кормой и с каждым днём кораблям всё труднее было пробиваться в перёд.

Наступил январь 1820 года. Русские моряки упорно пробивались сквозь тяжелые льды к югу. Но 4 января сплошные льды преградили им путь. Беллинсгаузен взял курс на северо-восток, а затем на восток, выискивая во льдах проход на юг. Где же Южный материк? Существует ли он? Русские моряки старались найти ответ на эти вопросы в каждом наблюдаемом явлении.

Матросам удалось убить на дрейфующей льдине тюленя. «При встрече в Ледовитом океане подобных животных можно ли заключить о близости берега или нет? - спрашивал Беллинсгаузен себя и тут же отвечал: - Сей вопрос остается нерешенным, тем более, что они могут щениться, линять и отдыхать на плоских льдинах, как мы теперь видели; известные же нам самые близкие берега, то есть Сандвичевы острова, были в 270 милях...»

Шлюпы продвигались в восточном направлении, выбираясь из ледяного лабиринта. Но едва обстановка улучшалась, Беллинсгаузен снова поворачивал к югу.

Случилось так, что хорошая погода немножко побаловала моряков и удерживалась несколько дней. Спасибо ей! Беллинсгаузен, не теряя времени зря, решил как можно дальше пробиться к югу. Это были важнейшие дни в истории плавания русских шлюпов в отдаленных южных широтах.

26 января «Восток» и «Мирный» впервые пересекли Южный полярный круг. Северный ветер нагнал тучи, поднял волну. Снег, туман заволокли горизонт. Однако корабли продолжали «покушение к югу».

И вот настало 28 января 1820 года, знаменательный день, о котором будут впоследствии часто с гордостью вспоминать историки, внимательно вчитываясь в тексты дневников, проникая в их сокровенную сущность. В полдень этого дня сквозь пелену снега моряки увидели впереди «матёрый лед, чрезвычайно высокий». В прекрасный вечер «смотря на салинге, - записывал Михаил Петрович Лазарев, - простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы не долго, ибо вскоре опять запасмурило и пошёл, по обыкновению, снег.

Мы продолжали свой путь к востоку, покушаясь при всякой возможности к югу, но всегда встречали льдинный материк не доходя 70 градусов. Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, «не ударить в грязь лицом». Они и не ударили лицом в грязь, наши славные моряки. Ибо в тот день они, первые люди на нашей планете, увидели берег загадочного Южного материка.

17 февраля в дневнике Беллинсгаузена появилась такая запись: «…Дошел до широты 69 градусов, 7 минут 30 секунд южной и до долготы 16 градусов 15 минут восточной. Здесь за ледяными полями мелкого люда и обрывами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу»

Если посмотреть на карту, то видно, что был открыт берег Антарктиды, омываемый водами Атлантического и Индийского океанов, который сейчас носит название Земля принцессы Марты и его продолжение – Земля принцессы Рахильды.

Почти 3 месяца корабли пробирались среди льдин, они поизносились и требовали ремонта, кончались дрова и кончалось лето крайнего юга. Приходилось уходить в теплые края – ремонтироваться, отдыхать, пережидать зимние бури. На прощанье, как бы в награду за открытия, стойкость и мужество небо подарило морякам южное полярное сияние. Вначале оно занялось заревом, и рулевой на «Востоке» испуганно закричал: «Небо горит!», но вот оно заполыхало зелеными, фиолетовыми и красными огнями. Егор Киселёв старательно выводил в своем дневнике: «Были светлые 3 столба на небе; с 10 часов и до 3 часов утра стояли род лучей и преудивительные столбы». Но вот небо потухло и только впереди продолжала гореть маленькая звездочка, по которой рулевой правил шлюпом к востоку.

Экспедиция держала курс к берегам Австралии.

На ремонт корабли встали в пору Джексон у берегов Австралии. Пока корабли ремонтировались, моряки отдыхали, знакомились с аборигенами, а через месяц экспедиция вышла в плавание к Новой Зеландии. Плавание в тропических водах увенчалось открытием множества коралловых островов. Беллинсгаузен назвал их Островами Россиян, и на карте появились русские имена – Кутузов, Барклай де Толли, Ермолов, Раевский, Чичагов…

Экспедиция вернулась в порт Джексон на стоянку, где простояли около 2 месяцев. И когда наступила весна Южного полушария, в ноябре 1820 года, экспедиция снова направилась в высокие южные широты к льдам, айсбергам, к странным птицам пингвинам.

На этот раз экспедиция шла водами Тихого океана и первым они встретили остров Макуори, который лежит под одной широтой с Южной Георгией.

Дули свежие ветры. Погода стояла пасмурной. Всё это было хорошо знакомо морякам. Но они с новыми силами упорно рвались вперед, как можно ближе к Южному полюсу.

Второй раз моряки встречают во льдах Новый год – 1821. Пошел новый счет времени. Экспедиция в 6 раз пересекла Южный полярный круг. Моряки надеялись добраться до 70 градуса южной широты, если, конечно, не встретится ледяная преграда.

21 января 1821 года. Моряки в этот день увидели необыкновенный свет – первый признак неподвижного льда. А на следующий день показалось ледяное поле, на нем в беспорядке разбросаны куски льда, затерто несколько ледяных островов, а по середине возвышается ледяная гора. Это был остров, названный Беллинсгаузеном именем Петра I.

День стоял туманный. В такую погоду легко пройти мимо земли, не заметив ее за этой удивительно плотной завесой. И вдруг, как это часто бывает под этими широтами, туман неожиданно рассеялся.

«Земля!» - закричали моряки, и мощное «ура» испугало даже пингвинов. На кораблях палили пушки, жгли праздничные огни и моряки обнимали друг друга»

«Я называю обретение сие берегом, - писал Беллинсгаузен, - потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за пределы зрения нашего… Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находится перед глазами нашими».

И Беллинсгаузен назвал эту землю Берегом Александра I.

Дальнейшая судьба

По возвращении из антарктической «кругосветки» Беллинсгаузен два года командовал флотским экипажем, три года занимал штабные должности, в 1826 возглавил флотилию в Средиземном море, участвовал в осаде и штурме Варны. В 1831-38 руководил флотской дивизией на Балтике, с 1839 до кончины был военным губернатором Кронштадта, а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтфлотом. В 1843 получил звание адмирала. Беллинсгаузен многое сделал для укрепления и благоустройства Кронштадта; по отечески заботился о подчиненных, добиваясь улучшения питания матросов; основал морскую библиотеку. Биографы Беллинсгаузена отмечали его доброжелательность и хладнокровие, присутствие духа он сохранял как под неприятельским огнем, так и в борьбе со стихией.

Беллинсгаузен был женат и имел четырех дочерей.

Умер в Кронштадте, где в 1869 ему был поставлен памятник. Его именем названы море в Тихом океане и подводная котловина, ледник в Антарктиде и антарктическая станция, мыс на острове Сахалине и три острова.

Еще более полной, разносторонней и плодотворной была жизнь Михаила Петровича Лазарева. В 1822-1825 годы он совершил свое третье кругосветное плавание в качестве начальника экспедиции и командира фрегата «Крейсер». И это плавание было ознаменовано рядом замечательных исследований и открытий. В ходе его Лазарев со своими помощниками проделал огромную работу по корректированию мореходных карт, уточнению месторасположения многих островов, собрал ценные материалы по океанографии, метеорологии, этнографии и другим отраслям науки.

В 1832 году Лазарев занял пост начальника штаба Черноморского флота. Спустя еще некоторое время он, уже в чине вице-адмирала, был назначен главным командиром Черноморского флота и Николаевским и Севастопольским военным губернатором.

За научные и ратные подвиги, совершенные во славу России, за стремление возвеличить ее, видеть ее первой среди других государств, за неослабное рвение и заботу о ее мощи, за упорную борьбу против преклонения перед иностранщиной и веру в духовные и физические силы русского народа - в нашей стране чтут память своих выдающихся соотечественников Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазорева.

Заключение.

Открыта шестая, и последняя часть света. После плавания русских моряков уже не осталось сомнения, что есть на наше планете Неизвестная Южная Земля. Назвали её Антарктидой, потому что лежит она в самом сердце южной полярной области – Антарктики.

Русские совершили великое дело – они нашли наконец неуловимую Южную Землю. С открытием Антарктиды карта мира стала почти такой, какой мы знаем её сегодня. Почти, но не совсем, потому что много на ней оставалось «белых пятен», то есть неизвестных, неисследованных областей.

И по сию пору на нашей планете есть неисследованные, труднодоступные места, и не только в суровой Антарктиде. Гренландия, этот гигантский малообитаемый остров, самый крупный в мире, до сих пор хранит свои тайны под могучим слоем льда. Почти неведомая область на нашей планете – дно океанов и морей.

Исследования продолжаются!

Предположение о существовании у Южного полюса таинственной Terra Australis Incognita — Южной неведомой земли — высказывались задолго до снаряжения туда первых реальных экспедиций. С тех пор, как учёные догадались о том, что Земля имеет форму шара, они полагали, будто бы площади суши и моря в северном и южном полушариях примерно одинаковы. Иначе, мол, нарушилось бы равновесие, и наша планета была бы ориентирована к Солнцу стороной с большей массой.

В очередной раз приходится удивляться прозорливости М.В.Ломоносова, который в 1763 году, ещё до экспедиций Кука, очень чётко сформулировал своё представление о Южной земле: «В близости Магелланова пролива и против мыса Доброй Надежды около 53 градуса полуденной ширины великие льды ходят, почему сомневаться не должно, что в большом отдалении острова и матёрая земля многими и несходящими снегами покрыты, и что большая обширность земной поверхности около Южного полюса занята оными, нежели в севере» .

Любопытный момент: поначалу господствовало мнение, что южный континент гораздо больше, чем он был на самом деле. И когда голландец Виллем Янсон открыл Австралию, то присвоил ей название, исходя из предположения, будто она и есть часть той самой Terra Australis Incognita

У берегов Антарктиды. Фото: Peter Holgate.

Первыми, кому удалось, пусть и не по своей воле, пересечь Южный полярный круг и, по всей вероятности, увидеть Антарктиду , стали голландцы. В 1559 году судно, которым командовал Дирк Гееритц , в Магеллановом проливе попало в шторм и было отнесено далеко на юг. Достигнув 64 градусов южной широты, моряки увидели «высокую землю» . Но кроме этого упоминания, других свидетельств о возможно состоявшемся открытии история не сохранила. Как только позволила погода, Геериц немедленно покинул негостеприимные антарктические воды.

Голладский галеон XVI века.

Не исключено, что случай с судном Геерица был не единственным. Уже в наше время на побережье антарктических островов неоднократно находили обломки кораблей, одежду и кухонную утварь, датированные XVI-XVII веками. Один из таких обломков, принадлежавший испанскому галеону XVIII века, хранится в музее чилийского города Вальпараисо. Правда, скептики считают, что все эти свидетельства кораблекрушений могли быть принесены в Антарктиду волнами и течениями.

В XVII-XVIII веках отличились французские мореплаватели: ими были открыты острова Южная Георгия, Бувэ и Кергелен, расположенные в «ревущих сороковых» широтах. Англичане, не желая отставать от конкурентов, в 1768-1775 годах тоже снарядили подряд две экспедиции. Именно они стали важным этапом в исследовании южного полушария.

Обе экспедиции возглавлял знаменитый капитан Джеймс Кук . Он неоднократно пересекал полярный круг, был затёрт льдами, перешёл через 71-й градус южной широты и находился всего лишь в 75 милях от берегов шестого континента, но достичь их помешала непреодолимая стена льда.

Корабль экспедиции Кука «Эндевор», современная реплика.

Несмотря на неудачу с попыткой найти материковую землю, в целом экспедиции Кука принесли впечатляющие результаты. Было установлено, что Новая Зеландия – это архипелаг, а не часть южного материка, как предполагали ранее. Кроме того, были обследованы берега Австралии, обширные акватории Тихого океана, открыто несколько островов, проведены астрономические наблюдения и т.п.

В отечественной литературе встречаются утверждения, будто Кук не верил в существование Южной земли и якобы открыто заявлял об этом. На самом деле это не так. Джеймс Кук утверждал как раз противоположное: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убеждён, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть её. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов – всё это доказывает, что земля на юге должна быть» .

Он даже написал специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса» , а открытые Южные Сандвичевы острова назвал в честь первого лорда Адмиралтейства Землёй Сандвича, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши южного континента. Вместе с тем Кук, столкнувшись с крайне суровым антарктическим климатом, пришёл к выводу о бессмысленности проведения дальнейших исследований. Поскольку материк, «будучи открытым и обследованным, всё равно не принёс бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим отраслям науки» . Вероятно, именно это утверждение надолго отбило желание отправлять к Южной земле новые экспедиции, и в течение полувека суровые антарктические воды посещали преимущественно лишь китобойные и зверобойные суда.

Капитан Джеймс Кук.

Следующее и, возможно, самое важное открытие в истории Антарктиды было сделано русскими моряками. В июле 1819 года стартовала первая российская антарктическая экспедиция в составе двух Российского Императорского флота «Восток» и «Мирный» . Первым из них, и отрядом в целом, командовал капитан 2-го ранга , вторым – лейтенант Михаил Петрович Лазарев . Любопытно, что цели экспедиции были исключительно научными – ей надлежало исследовать отдалённые акватории Мирового океана и найти таинственный южный материк, проникнув «до отдаленной широты, какой только можно достигнуть» .

Поставленные задачи русские моряки выполнили блестяще. 28 января (по корабельному «среднеастрономическому» времени, опережавшему петербуржское на 12 часов) 1820 года они подошли вплотную к ледяному барьеру антарктического континента. По словам , перед ними было «ледяное поле, усеянное буграми» . Лейтенант Лазарев высказался более определённо: «встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда продолжали мы путь свой к востоку, покушаясь при всякой возможности к югу, но всегда встречали льдинный материк» . Именно этот день ныне считается днём открытия Антарктиды . Хотя, строго говоря, самой земли российские мореплаватели тогда не увидели: они находились в 20 милях от берега, позже названного Землёй Королевы Мод, и их глазам предстал лишь шельфовый ледник.

Любопытно, что всего три дня спустя на другом краю материка английский парусник под командованием капитана Эдуарда Брэнсфилда приблизился к Антарктическому полуострову, и с его борта якобы была видна земля. То же самое утверждал капитан американского зверобойного судна Натэниел Палмер , побывавший там же в ноябре 1820 года. Правда, оба этих судна занимались промыслом китов и тюленей, и их капитанов интересовала прежде всего коммерческая выгода, а не лавры первооткрывателей новых земель.

Американские китобойные суда в антарктических водах. Художник Рой Кросс.

Справедливости ради отметим, что, несмотря на ряд спорных моментов, признание и Лазарева первооткрывателями Антарктиды заслуженно и справедливо. 28 января 1821 года – ровно через год со дня встречи с «льдинным материком» — русские моряки в солнечную погоду чётко видели и даже зарисовали гористый берег. Последние сомнения исчезли: на юг простирался не просто ледяной массив, а заснеженные скалы. Открытую сушу нанесли на карту как Землю Александра I. Интересно отметить, что долгое время Земля Александра I считалась частью материка, и лишь в 1940 году выяснилось, что она – остров: под многометровой толщей шельфового льда был обнаружен пролив, отделяющий её от континента.

За два года плавания корабли первой русской антарктической экспедиции обошли вокруг открытого материка, оставив за кормой более 50 тыс. миль. Было открыто 29 новых островов, выполнен огромный объём разнообразных исследований.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды. Художник Е.В.Войшвилло.

Первым человеком, ступившим на землю – вернее, лёд — южного континента, по всей вероятности, стал американский зверобой Джон Дэвис. 7 февраля 1821 года он высадился с промыслового судна на берег в Западной Антарктиде вблизи мыса Чарльз. Впрочем, сей факт никак не задокументирован и приводится лишь со слов моряка, поэтому многие историки его не признают. Первая же подтверждённая высадка на ледовый континент состоялась 74 года (!) спустя – 24 января 1895 года. Норвежец


Top