Что где когда описание игры. Правила игры «Что? Где? Когда

Смысл игры заключается в том, что команда знатоков отвечает на вопросы, присланные командой телезрителей.

Основные правила

Логотип программы (1977-1989)

Логотип программы (1990-2001)

Логотип программы (2001-2005)

Логотип программы (2005-2012)

Описание игрового процесса

В телевизионной версии игры команда знатоков, состоящая из шести человек, отвечает на вопросы, которые присылают телезрители. Вопрос выбирается волчком, который в свою очередь запускает распорядитель.

На обсуждение вопроса знатокам даётся одна минута, после которой капитан команды выбирает знатока, который будет отвечать на поставленный вопрос. Также бывают случаи, когда команда даёт ответ досрочно: знаток, который знает ответ, обычно ставит на стол кулак с отогнутым вверх большим пальцем. Если ответ правильный, то знатоки зарабатывают дополнительную минуту для обсуждения, которой они могут воспользоваться на любом следующем вопросе на данной игре. Количество дополнительных минут зависит от досрочных ответов команды. С недавнего времени знатоки могут взять «минуту в кредит» на данном вопросе, но при условии, что они ответят на один из следующих вопросов без минутного обсуждения.

В игре присутствует подсказка «помощь клуба» . Если знатоки не знают ответа на вопрос, то они могут попросить помощи у тех, кто сейчас находится в зале. Присутствующим даётся 20 секунд на высказывание своих версий. С 2007 года «помощь клуба» можно брать только в случае, когда счёт не в пользу знатоков. С 2010 года её также нельзя брать на «блице», «суперблице» и решающем раунде.

Из-за очень большого количества людей, находящихся в зале, бывают случаи несанкционированных подсказок. Распорядитель, заметивший данное нарушение правил игры, поднимает красную карточку. В зале имеются операторы, которые могут зафиксировать подсказку на видеокамеры. Нарушителя выводят из зала до конца игры.
10 апреля 2016 года была введена жёлтая карточка. Показывается распорядителями зала ведущему в тот момент, когда капитан играющей команды просит помощи клуба, и лишь в том случае, если во время обсуждения, они заметят подозрения в подсказке. Команда лишается помощи клуба в этом раунде, но, в отличие от красной карточки, может дать ответ. Нарушитель понесёт более серьёзное наказание и, по окончании раунда, будет обязан покинуть зал до окончания игры. Помощь клуба не сгорает и команда может воспользоваться ею в следующих раундах при счёте не в пользу знатоков. С 2018 года карточка упразднена.

Когда команда знатоков даёт неверный ответ, телезрители, на вопросах которых знатоки ошибались, получают денежные призы: телезритель, который принёс первое очко своей команде, получает 50 000 рублей , второе очко - 60 000 , третье - 70 000 , четвёртое - 80 000 , пятое - 90 000 и шестое очко - 100 000 рублей (до 2012 года суммы были от 10 000 до 60 000 рублей ). При победе команды знатоков, неразыгранные деньги переходят в призовой фонд финала года, т.е. если знатоки побеждают со счётом 6:4, в фонд добавляется 190 000 рублей за отсутствующие 5 и 6 очки телезрителей.

Игры «вприсядку»

В некоторых случаях в течение одной игры могут играть 2 и более команды знатоков. Такой тип игр называется играми «вприсядку» . Суть его в том, что после каждого неверного ответа происходит замена команд: команды меняются местами. Команда, начинающая игру, определяется жребием. В случае победы знатоков побеждает та команда, которая принесла решающее очко последней.

Описание места и процесса съёмок

Место для играющих знатоков

Съёмки игры проводятся в Москве, в Охотничьем домике Нескучного Сада. В нём оборудован специальный зал со столом, который разделён на 6 секторов в большом радиусе (для каждого из членов команды знатоков) и на 13 секторов в малом - для вопросов. Сами вопросы лежат в конвертах, которые в свою очередь лежат на 12 секторах, подписанных названиями городов участников, приславших вопрос (среди этих 12 вопросов присутствуют вопросы «блиц» и «суперблиц»). На тринадцатом секторе лежит пластиковая пластинка, на которой напечатано число 13 красного цвета (с 2001 по 2011 годы шрифт числа Pragmatica, с 2011 года шрифт числа Arial, с 2013 года начертание шрифта числа стало немного жирным). В центре стола стоит волчок со стрелкой. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Конверт, в котором лежит вопрос, ставится в специальную прищепку, расположенную на одном из мониторов над самими знатоками. На мониторах обычно показывают фотографию или отснятое специально для вопроса видео автора вопроса, видеоролик, снятый корреспондентами для вопроса или же рисунки, картины, помогающие ответить знатокам.

Защитники интересов

Каждую игру в клубе присутствуют защитники интересов знатоков, телезрителей, а также Хранитель традиций. Их мнение учитывается при решении спорных ситуаций.

  • Защитник интересов знатоков . Появился в 2002 году. Защитник интересов знатоков выбирает лучшего знатока игры и вручает ему приз «Хрустальный атом». В данный момент Защитником интересов знатоков является директор департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Андрей Черемисинов, в некоторых играх его может заменять генеральный директор корпорации Алексей Лихачёв. Ранее защитниками были адвокат Михаил Барщевский, адвокат Московской коллегии адвокатов Наталия Барщевская, представители генерального спонсора - компании МТС: Михаил Сусов, Гжегож Эш, Игорь Столяров, Михаил Шамолин, Сергей Бешев, Александр Поповский (до 2012 года), директор Департамента коммуникаций «Росатом» Сергей Новиков (2013-2016).
  • Защитник интересов телезрителей . Появился в 1991 году. Защитник интересов телезрителей выбирает лучший вопрос игры и определяет стоимость выигрыша телезрителей. С осени 2018 года должность занимает старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер. С 2002 по 2009 годы защитником интересов команды телезрителей был вице-президент «Бинбанка» Григорий Гусельников, с 2010 года – Дмитрий Акулинин, с 2012 года – вице-президент Банка Москвы Ирина Никитенко, с 2013 по 2018 годы – вице-президент банка ВТБ (ранее «Банк Москвы») Владимир Верхошинский, в некоторых играх их заменял президент Банка Москвы Михаил Кузовлев.
  • Хранитель традиций . Появился в 2001 году. Григорий Гусельников, как следует из названия, следит за выполнением правил и «традиций» клуба. С 19 мая 2001 года по 26 декабря 2009 года «Хранителем традиций» был Михаил Барщевский.

Распорядители зала

В зале находятся два распорядителя, следящих за тем, чтобы не было подсказок. Также один из распорядителей вращает волчок, а другой выносит предметы, чёрные ящики и бьёт в гонг. Сейчас распорядителями являются Александр Бакалов и Полина Лысенко, ранее распорядителями были Борис Фукс (2001-2015), Андрей Лысенко (…-2013), Евгений Галкин (2011), Николай Льговский (1984-2001) и другие.

Вопросы

Общие сведения

Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить, наблюдательности и внимательности.

Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности - специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.

Виды вопросов

Игровой стол с волчком и вопросами

Игровой стол (с 2013)

Примеры вопросов

  • Перед вами древнеегипетская рукопись; в ней говорится про некоего раба: «Он в совершенстве слышит обоими ушами, честен и послушен». Этот текст рассматривается как один из ранних экземпляров… чего? (Ответ: рекламы)
  • Правление компании McDonald’s полагает: слухи о том, что мясные блюда сети McDonald’s готовятся из дождевых червей, легко опровергнуть, сравнив их с мясом. Вопрос: по какому критерию? (Ответ: по цене, черви стоят намного дороже)
  • По юмористическому календарю Беляева и Шталбера, «Если бы это утверждение было правдой, это не имело бы такого приятного вкуса». Догадайтесь, про какое утверждение говорится и назовите это . (Ответ: вино) .
  • Как-то раз друг Марка Твена, Гарри Дьюмен, взял в долг 500 долларов, обещав непременно вернуть их через месяц - разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? (Ответ: опубликовал некролог Дьюмена)
  • В басне Амброза Бирса какой-то депутат обещает своим избирателям не воровать после получения должности. Когда выяснилось, что он крал огромные суммы, избиратели потребовали ответа. Депутат ответил, что, да, он обещал не воровать, однако не давал другого обещания. Какого? (Ответ: обещания не лгать)
  • Джером К. Джером сравнивал это с правительством, так как и то и то ценят, лишь пока они хорошие. Назовите это. (Ответ: погода)
  • Русский юморист Михаил Задорнов говорил, что он не сердится на коммунистов, так как они никогда не обманывали его. Но почему, по его словам, они его не обманывали? (Ответ: потому что он всё равно никогда им не верил)

История игры по годам

Владимир Ворошилов

Борис Крюк

Сектор Зеро

13-ый сектор (2001-2011)

13-ый сектор (2011-2013)

13-ый сектор (с 2013)

1975. 4 сентября - В этот день прошла одна игра по иным правилам - две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива.

1976. Появляется волчок, но в ранних играх им выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Уже в этом году игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба». Так как Владимиру Ворошилову в то время запретили появляться на экране, Первый полноценный выпуск телеигры провёл Александр Масляков, который в будущем оживит проект КВН. Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили. Не было лимита времени обсуждения в одну минуту, каждый человек играл сам за себя, а не в команде.

1977. Игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса. В игре появился первый её символ - филин Фомка. Первые вопросы были придуманы самим Владимиром Ворошиловым , а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. Известно, что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, и Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями.

1979. Игры стали проводиться регулярно. Появился термин «знаток», теперь это слово стало привычным для описания участников игры, клуб теперь обычно называется «клубом знатоков». До этого момента не было специального названия игроков. Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.

1982. Введено правило игры до шести очков

1983. Вместо Останкинского телецентра игры начинают проводиться в особняке на улице Герцена

1984. Введён новый приз-Хрустальная сова. Её обладателем становится лучший игрок по итогам года

1987. Проведение Международных игр в Болгарии

1988-1989 Международные игры в Совинцентре. В игре участвуют одновременно несколько команд.

1990. Программа начинает выходить из Охотничего домика в Нескучном саду

1991. Игра стала более коммерциализированной, то есть превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино». Знатоки начинают играть на деньги

1992. С этого года проходят две серии в год-летняя и зимняя. Появился нулевой сектор, называемый «сектором зеро». Он появился вместо сектора с наибольшей суммой, которая полагалась за верный ответ. Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты (Михаил Барщевский).

1995. В честь 20-летия игры проводятся Игры бессмертных. Введено звание Магистра клуба. Первым магистром стал Александр Друзь

1999. Игра временно выходит на канале НТВ. Проводится Рождественская серия

2000. В декабре проводятся Юбилейные игры, в которых на кон поставлено существование игры. Звания Магистра удостаивается Максим Поташёв . 30 декабря Владимир Ворошилов провёл свою последнюю игру

2001. В этом году умирает ведущий игры Владимир Ворошилов . После этого игру стал вести его приёмный сын - Борис Крюк . Первое время он искажал свой голос, но вскоре раскрыл себя и стал вести игру своим собственным голосом. Летом проводится серия, в которой решается, будет ли существовать игра без Ворошилова. Зимой был обновлён игровой стол, игры на деньги были прекращены. Ценность вопросов с того момента определялась с помощью телефонного голосования телезрителей (разница между количеством голосов «понравилось» и «не понравилось», помноженная на 10 рублей; отрицательные суммы приравнивались к нулю). Тогда же был введён тринадцатый сектор (в 2000 году этот сектор назывался «сектором интернет»).

2002. Игра стала проходить ежегодно четырьмя сериями: Весенняя, Летняя, Осенняя и Зимняя. После всех игр проводится финальная игра года, в которой принимает участие лучшая команда знатоков сезона. Всего за год играется 17 игр. Хрустальная сова теперь вручается 3 раза в год. Введен новый приз-Бриллиантовая сова, которая вручается лучшему игроку победившей команды в Финале года.

2005. Празднование 30-летия игры. Третьим магистром становится Виктор Сиднев. Отныне в финале юбилейного года победившей команде вручается Хрустальное гнездо-6 хрустальных сов.

2008. С этого года изменились денежные призы для телезрителей. За первое очко своей команде телезритель получает 10000 рублей, за каждое следующее на 10 тысяч больше. Таким образом, за шестое очко телезритель получает 60000 рублей. В Финале года четвёртым магистром был признан Андрей Козлов, а его команде было вручено хрустальное гнездо, так как 33-й год был признан юбилейным.

2013. Увеличились выигрыши телезрителей. В зависимости от выигранного очка телезритель получает от 50 до 100 тысяч рублей. Игра начинает выходить в HD-качестве.

2015. С этого года количество эфиров в год увеличилось с 17 до 20. Теперь весенняя, летняя и осенняя серии состоят из 5 игр. Появляется Академия телезрителей.

2018. Впервые проведена серия игр «Дети ХХI века», в которой приняли участие команды школьников. В Клубе появляется пятый Академик (Радик Хабибуллин) и пятый Магистр (Елизавета Овдеенко).

Прямой эфир

Одной из главных особенностей игры является то, что она проходит в прямом эфире. Во время прямого эфира зрители могли давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей. Кроме этого, первым знатокам давался хороший телефон.

Призы и титулы

Совы

  • Хрустальная сова - приз введён в 1984 году. Вручается лучшему игроку из команды знатоков и лучшему игроку из команды телезрителей по результатам серии игр. Первым обладателем Хрустальной совы стал Нурали Латыпов. В Юбилейных сезонах присутствует специальный приз - Хрустальное гнездо , представляющее собой шесть маленьких сов на хрустальном подносе. Вручается лучшей команде юбилейного года; таким образом, каждый член команды становится обладателем Хрустальной совы. Приз был вручён дважды - в 2008 году команде Андрея Козлова и в 2010 году команде Балаша Касумова.

Знатоки-обладатели приза (курсивом выделены совы, полученные в составе Хрустального гнезда):

  1. Александр Друзь - 1990 год, 1992 год (зима), 1995 год (зима), 2000 год (осень), 2006 год (лето), 2012 год (весна);
  2. Фёдор Двинятин - 1991 год (лето), 1994 год (лето), 2000 год (зима), 2002 год (весна);
  3. Максим Поташёв - 1997 год (зима), 2000 год (зима), 2000 год (зима), 2016 год (осень);
  4. Андрей Козлов - 1992 год (лето), 1994 год (зима), 2008 год (зима) ;
  5. Борис Бурда - 1998 год (зима), 2000 год (зима), 2008 год (зима) ;
  6. Дмитрий Авдеенко - 2009 год (зима), 2010 год (зима) , 2018 год (лето);
  7. Юлия Лазарева - 2010 год (зима) , 2015 год (осень), 2017 год (весна);
  8. Алексей Блинов - 1992 год (лето), 1993 год (зима);
  9. Александр Рубин - 1995 год (лето), 1996 год (лето);
  10. Валентина Голубева - 2003 год (лето), 2003 год (осень);
  11. Илья Новиков - 2004 год (осень), 2014 год (лето);
  12. Владимир Молчанов - 1991 год (зима), 2008 год (зима) ;
  13. Николай Силантьев - 2008 год (зима), 2008 год (зима) ;
  14. Елизавета Овдеенко - 2010 год (зима) , 2011 год (весна);
  15. Михаил Скипский - 2010 год (зима) , 2016 год (весна);
  16. Нурали Латыпов - 1984 год;
  17. Марина Говорушкина - 1985 год;
  18. Леонид Владимирский - 1986 год;
  19. Олег Долгов - 1987 год;
  20. Нейко Нейков - 1987 год;
  21. Никита Шангин - 1988 год;
  22. Владислав Петрушко - 1989 год;
  23. Людмила Герасимова - 1993 год (лето);
  24. Георгий Жарков - 1998 год (лето);
  25. Александр Бялко - 2000 год (зима);
  26. Алла Дамскер - 2000 год (зима);
  27. Марина Друзь - 2000 год (зима);
  28. Дмитрий Ерёмин - 2000 год (зима);
  29. Сергей Царьков - 2000 год (зима);
  30. Виктор Сиднев - 2001 год (лето);
  31. Ровшан Аскеров - 2001 год (зима);
  32. Дмитрий Коноваленко - 2002 год (лето);
  33. Михаил Мун - 2002 год (осень);
  34. Инна Друзь - 2003 год (зима);
  35. Алесь Мухин - 2004 год (весна);
  36. Ася Шавинская - 2004 год (лето);
  37. Андрей Бычуткин - 2006 год (осень);
  38. Григорий Алхазов - 2011 год (лето);
  39. Владимир Степанов - 2012 год (осень);
  40. Гюнель Бабаева - 2013 год (лето);
  41. Борис Левин - 2014 год (осень);
  42. Борис Белозёров - 2017 год (осень);
  43. Алексей Капустин - 2008 год (зима) ;
  44. Игорь Кондратюк - 2008 год (зима) ;
  45. Владимир Антохин - 2010 год (зима) ;
  46. Балаш Касумов - 2010 год (зима) ;
  47. Роман Аллояров - Малая Хрустальная сова, 1997 год (зима).
  • Бриллиантовая сова - её получает лучший игрок по результатам года. Приз основан в 2002 году.
Знатоки-обладатели Бриллиантовой совы:
  1. Ася Шавинская (2004 год);
  2. Борис Бурда (2007 год);
  3. Андрей Козлов (2008 год);
  4. Балаш Касумов (2010 год);
  5. Александр Друзь (2011 год);
  6. Борис Левин (2012 год);
  7. Илья Новиков (2014 год).
Телезрители-обладатели Бриллиантовой совы:
  1. Владимир Лебедев из г. Пинск, Белоруссия (2002 год);
  2. Мария Мельникова из г. Москва (2003 год);
  3. Жанна Полянская из г. Сыктывкар, Республика Коми (2005 год);
  4. Наталья Хаметшина из г. Астрахань (2006 год);
  5. Татьяна Медведева из г. Саратов (2009 год);
  6. Павел Бойцов из г. Санкт-Петербург (2013 год);
  7. Владимир Корвяков из г. Лыткарино, Московская обл. (2015 год);
  8. Николай Азарьев из с. Сухой Донецк, Воронежская обл. (2016 год);
  9. Татьяна Фролова из г. Москва (2017 год);
  10. Константин Богатски из г. Кемптен, Германия (2018 год).
  • Знак совы - являлся предшественником Хрустальной совы, вручался несколько раз в начале 1980-х.

Пиджаки

Красный пиджак является знаком «бессмертного члена клуба» - человека, который может остаться в клубе даже если его команда проиграла. Его получал лучший игрок команды, вышедший в финал серии независимо от результата (но была одна игра, когда вручили на всю команду). После Игр бессмертных пиджаки были упразднены.

Погон лучшего капитана

Этот погон выдается лучшему капитану раз в пять лет. Введён в 2000 году Владимиром Ворошиловым. В финальной игре 2000 года он решил вручить погон лучшего капитана клуба самым выдающимся капитанам за всю историю игры. Времени в прямом эфире 2000 года ему не хватило, и погоны вручал Борис Крюк летом 2001 года, уже после смерти Ворошилова. Обладатели приза:

  1. Андрей Каморин (2001 год);
  2. Борис Ерёмин (2001 год);
  3. Владимир Лутовинов (2001 год);
  4. Виктор Сиднев (2001 год);
  5. Андрей Козлов (2001 год);
  6. Алексей Блинов (2001 год);
  7. Алесь Мухин (2005 год);
  8. Балаш Касумов (2010 год).

Курсантский погон

Вручается знатоком, имеющим погон лучшего капитана, в конце каждой серии «Дети XXI века» лучшему капитану данной серии. Обладатели погона:

  1. Кирилл Емелин (2018 год);
  2. Артём Савочкин (2019 год).

Звание магистра клуба

С 1995 года в каждом юбилейном сезоне игры одному из знатоков присваивается звание магистра. В настоящее время этим званием обладают:

  1. Александр Друзь (с 1995 года);
  2. Максим Поташёв (с 2000 года);
  3. Виктор Сиднев (c 2005 года);
  4. Андрей Козлов (с 2008 года);
  5. Елизавета Овдеенко (с 2018 года).

Звание академика клуба

Аналогично с магистрами клуба, в финале 2015 года было введено звание академика. Оно присваивается активным телезрителям, которые:

  • имеют либо Хрустальную, либо Бриллиантовую сову и одержали шесть побед над знатоками;
  • дважды удостаивались либо Хрустальной, либо Бриллиантовой совами, независимо от количества побед над знатоками.

Академики всегда приглашаются в клуб на финал серии и финал года, независимо от того, играют их вопросы за столом или нет. В случае победы телезрителей, академики, аналогично магистрам, принимают коллективное участие о выборе обладателя финального приза. В настоящее время этим званием обладают:

  1. Сергей Чевдарь из г. Черноморск, Украина (обладатель «Хрустальной совы»);
  2. Светлана Сумачакова из г. Горно-Алтайск, Республика Алтай (двукратный обладатель «Хрустальной совы»);
  3. Татьяна Медведева из г. Саратов (обладатель «Бриллиантовой совы»);
  4. Жанна Полянская из г. Сыктывкар, Республика Коми (обладатель «Бриллиантовой совы»);
  5. Радик Хабибуллин из д. Поповка, Пермский край (обладатель «Хрустальной совы»), с 28 октября 2018 года.

Приз за самый яркий ответ

В финальной игре 2015 года впервые был вручён специальный приз за самый яркий ответ в году. Он представляет из себя запонку золотого цвета с изображением совы. Приз ежегодно вручается знатоку, который благодаря озарению и нестандартному мышлению смог в ответственный момент дать яркий ответ. Обладатели приза:

  1. Алёна Повышева (2015 год, вопрос о форме патиссона в третьей игре Зимней серии)
  2. Борис Белозёров (2016 год, вопрос суперблица об Илье Обломове в третьей игре Летней серии)
  3. Елизавета Овдеенко (2017 год, вопрос блица о грегериях Рамона Гомеса де ла Серны во второй игре Зимней серии)
  4. Елизавета Овдеенко (2018 год, вопрос о родителе рифмы в четвёртой игре Зимней серии)

Другие призы и награды

  • Знак отличия «За заслуги перед игрой „Что? Где? Когда?“» - вручён 14 мая 2005 года «лучшему знатоку всех времён и народов» Александру Друзю по случаю его 50-летнего юбилея, пришедшегося на 10 мая. В той же игре ему был подарен котёнок породы Скоттиш-фолд.
  • «За волю к победе» («Бриллиантовая змея») - вручена 24 декабря 2005 года Андрею Козлову, который после проигрыша 19 ноября 2005 года , на протяжении следующей игры доказывал правоту своего неправильного ответа - фаршировал змею рисом по своему рецепту.
  • Медаль за 50 игр - вручена 15 апреля 2018 года Виктору Сидневу за его 50-е участие в телеигре. В тот же день такие же медали за участие более, чем в 50 играх получили Андрей Козлов, Алексей Капустин и Максим Поташёв. Эту медаль также мог получить старожил клуба Александр Друзь, сыгравший на тот момент 91 игру, но ему предложили вручить новую медаль, когда тот сядет в качестве игрока в 100-й раз.

Паузы

Для перерывов в игре используются различные паузы для поднятия настроения команде знатоков:

  • Музыкальная пауза - ведущий берёт эту паузу после третьего раунда и позже, кроме тех моментов, когда счёт 3:0 в пользу знатоков.
  • Кофейная пауза - проводится с 4 марта 2018 года, знатокам подают кофе марки Ambassador.
  • Ранее в игре существовала Чайная пауза, которая обычно проводилась, когда время 23:00-0:00 (в зимнее время ранее). Подавали чай марки Ахмад - спонсор показа телеигры

Музыка в игре

Здесь представлен список всех музыкальных тем, которые использовались в игровом процессе ранее и сейчас:

  • 30 декабря 2000 года в рамках сезона «Последняя гастроль» состоялась игра, которая решала судьбу клуба. Если бы знатоки проиграли, то вряд ли мы увидели игру снова. В зале даже присутствовал генеральный директор ОРТ Константин Эрнст.
  • После смерти Владимира Ворошилова судьба игры была под большим вопросом: кто будет вести игру? Программа вернулась в эфир «по расписанию» - Летняя серия 2001 года прошла под вопросом «Быть или не быть игре без Ворошилова?». Клуб продолжит своё существование, если знатоки выиграют финальную игру, а также если зрители большинством проголосуют за продолжение жизни Клуба. Знатоки выиграли со счётом 6:4, а 91 % зрителей проголосовало за вариант «Быть». Серия игр была полностью посвящена создателю игры Владимиру Ворошилову.
  • С 2001 года игру ведёт Борис Крюк, однако Летнюю серию этого же года он провёл с обработанным заниженным голосом. Никто не знал, кто ведёт игру, первоначально думали, что ведущим является двоюродный брат Крюка. Ввиду такой неизвестности, к ведущему так и обращались - «Господин Ведущий». Эта традиция сохранилась и по сей день.
  • Зимняя серия 2001 года открыла игру в полностью новом виде. Студия был изменена на более современный лад, а знатоки больше не играют на деньги. Отныне денежные призы вместе с Совами получают лишь лучшие знатоки со зрителями.
  • Начиная с сезона 2002 года, в эфир выходит по четыре серии: Весенняя, Летняя, Осенняя и Зимняя. Ранее игрались только Летняя и Зимняя серии.
  • В во второй игре летней серии 2002 года у кого-то в зале зазвонил мобильный телефон .
  • По словам ведущего игры, Бориса Крюка , если команда знатоков выигрывает в финале года, то почти всегда со счётом 6:5, а если проигрывает, то чаще всего со счётом 6:3.
  • Самая короткая игра (41 минута) была 10 апреля 2010 года - тогда ведущий не взял музыкальную паузу.
  • 17 апреля 2010 года впервые по Skype играл один из игроков команды Андрея Козлова - Игорь Кондратюк , в связи с невозможностью прилететь в Москву из-за облака пепла от извержения вулкана. Команда эту игру выиграла. Это первый случай, когда знаток клуба участвовал в обсуждении заочно.
  • 28 мая 1994 года команда Алексея Вавилова при счёте 0:5 в пользу телезрителей взяла 6 вопросов подряд и выиграла со счётом 6:5. Ситуация практически повторилась в команде Алексея Блинова 12 апреля 2008 года, за исключением изначального счёта 1:5.
  • В финальной игре 2008 года Ведущий игры Борис Крюк впервые вышел в зал к знатокам.
  • В финале 2008 года игрока, который должен был ответить на вопросы суперблица, выбрали волчком.
  • В финальной игре 2010 года в тринадцатом секторе прозвучал вопрос не из интернета, а придуманный самим ведущим. Вопрос звучал так: «„Мы пробуем орех на зуб - не поддаётся. Ищем поблизости предмет потяжелее, но не находим такого предмета. Мы переворачиваем орех, рассматриваем его на свет, пока не обнаруживаем в скорлупе маленькую трещину, и, положив скорлупу так, чтобы трещина была наверху, с силой бьём по нему и либо раскалываем, либо убеждаемся, что трещина оказалась ложной.“ Кто и о чём сказал всё это?». На него правильно ответил Дмитрий Авдеенко, и правильным ответом был «Эта очень красивая метафора того, что происходит здесь и сейчас. Орех в данном случае представляет из себя вопрос, а мы пытаемся найти в нём слабое место, вскрыть его, чтобы найти правильный ответ. И, скорее всего, такую метафору предложил Владимир Яковлевич Ворошилов».
  • В 2008 году на финале года 33-я игра была признана магистрами юбилейной, но с одной оговоркой, «если и 66 год игры будет признан юбилейным».
  • В 2011 году в первой игре осенней серии игры выпал 13-й сектор, однако его пришлось отменить из-за технических проблем. Впервые в истории игры подобный случай произошёл в финальной игре летней серии 2007 года. Следующий случай произошёл в первой игре весенней серии 2014 года - снова из-за технических проблем, возможно, связанных с обновлением оформления экрана.
  • В Финале 2013 года перед началом игры команда Алеся Мухина и лично Илья Новиков, который игрой ранее проиграл суперблиц в Решающем раунде, попытались апеллировать роковой вопрос. После продолжительных обсуждений и споров (около 15 минут), Михаил Барщевский посоветовал тут же переиграть вопрос. Ведущий поддержал идею и спросил у находящихся в зале зрителей, переиграть вопрос или нет, причём решение будет принято, если будет набрано хотя бы 7 голосов. В итоге 9 зрителей проголосовали «за», двое «против», одной зрительнице из-за того, что она не видела предыдущую игру, пришлось воздержаться. Лишь после голосования Ведущий уточнил, что если сыграет команда Мухина, то те, кто проголосовал «за», своим голосом решили отдать вопрос без возможного выигрыша. В качестве вопроса для переигровки были выбран вопрос из 13-го сектора. В нём был вопрос не из интернета, а от самого Ведущего. В отличие от Финала 2010 года, Борис Крюк, подобно сектору «Зеро», вышел к Илье Новикову, а роль «минуты на размышления» исполнили песочные часы. Вопрос был проигран, и в финальную игру вступила команда Константина Рудера.
  • В финальной игре 2013 года сыграл вопрос от Павла Бойцова, который приехал в Москву вместе с семьёй, в зале с ним был сын. Во время объявления правильного ответа, младший представитель семьи слишком рано начал открывать чёрный ящик, на что последовала довольно бурная реакция Ведущего. Случай стал мемом и обрёл большую популярность и за пределами зрителей «Что? Где? Когда?».
  • 12 апреля 2014 года, по результатам финальной игры Весенней серии, Светлана Сумачакова из Горно-Алтайска стала первой телезрительницей в истории «Что? Где? Когда?» - двухкратной обладательницей Хрустальной совы.
  • 7 сентября 2014 года, в первой игре Осенней серии, Ирина Низамова стала первой женщиной-знатоком в истории «Что? Где? Когда?», выигравшей суперблиц. Особенность факта также в том, что Ирина была резервным игроком команды Росатома, а эта игра была для Ирины дебютной.
  • 13 сентября 2014 года, во второй игре Осенней серии, команда Балаша Касумова почувствовала на себе эффект «крыла бабочки». В 13-м секторе из-за ограниченного количества показываемых строк на экране вопрос был показан далеко не полностью. Даже несмотря на это, за столом была правильная версия, однако знатоки дали неверный ответ. Спустя некоторое время, было решено снять вопрос 13-го сектора, а сам сектор снять со стола, хотя можно было выбрать другой вопрос из Интернета. Затем последовал еще ряд обстоятельств: при переигровке раунда был задет волчок, который мог решить судьбу игры; на выбранном вопросе команда не взяла дополнительную минуту и проиграла очко, после чего на столе была такая ситуация, что с вероятностью в 12/13 следующим вопросом будет суперблиц; на третьем вопросе суперблица Елизавета Овдеенко даёт очень обидную ошибку, хотя отлично разбиралась в области знаний вопроса. В итоге, халатность технических редакторов привела к поражению и выходу команды из сезона.
  • 30 апреля 2017 года певец Филипп Киркоров получил «Бриллиантовую сову» по случаю его юбилея, а также за «целый каскад ярких музыкальных пауз».
  • 2 июля 2017 года команда Ровшана Аскерова проиграла со счётом 0:6. Это первый зафиксированный случай, когда команда заканчивает игру с таким счётом без решающего раунда, то есть не ответив правильно на 6 вопросов подряд.
  • В финальной игре 2018 года Бриллиантовую сову получил Константин Богатски из немецкого города Кемптен. Константин не смог приехать на игру, однако сразу после награждения с ним вышли на связь и смогли лично поздравить в прямом эфире.

Пародии

  • В одном из выпусков телепередачи «Весёлые ребята» была показана пародия на «Что? Где? Когда?». Ведущего Владимира Ворошилова пародировал Леонид Сергеев, а роль знатока исполнил Нурали Латыпов, который впоследствии стал одним из участников клуба и первым обладателем хрустальной совы.
  • Многочисленные пародии на «Что? Где? Когда?» были показаны в КВНе. В одной из пародий приглашённым участником был Ровшан Аскеров. А в 2018 году Команда звёзд КВН приняла участие в самой игре.
  • Пародия на программу содержалась в одном из выпусков телепрограммы «Куклы» (1997).
  • Несколько пародий сделали также участники программы «ОСП-студия». Помимо пародий на собственно игру (были спародированы знатоки Борис Бурда, Александр Бялко и Александр Друзь), была также показана пародия на передачу «Без галстука» с участием знатоков.
  • На эстраде игру пародировали Владимир Винокур (в программе «Нет ли лишнего билетика») и Максим Галкин. По версии Галкина программу вёл Владимир Путин, читавший письма от Джорджа Буша, Бориса Березовского и Герхарда Шрёдера, а знатоками были Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, Григорий Явлинский и Валерия Новодворская.
  • Три пародии телеигру на «Что? Где? Когда» были в телепередаче «Большая разница».
  • Из пародии на игру состоял целый выпуск телепередачи «Мульт личности» (8 мая 2012), где знатоками были Дмитрий Дибров , Анастасия Волочкова, Геннадий Онищенко, Тина Канделаки и Дмитрий Губерниев , капитаном команды - Александр Лукашенко, а ведущим - Владимир Жириновский .
  • Несколько раз пародировалась программой «Comedy Club», а в новогодний канун 2010 года некоторых знатоков (в том числе Александра Друзя) изобразили в качестве 3D-кукол в программе «Прожекторперисхилтон». Сами ведущие программы, чей эфир часто приходился прямо перед «Что? Где? Когда», несколько раз пародировали вступление Бориса Крюка в конце своей передачи, причём один раз телезрители действительно поверили происходящему.

Награды

  • ТЭФИ-1997 в номинации «Развлекательная программа»
  • ТЭФИ-2001 в номинации «Телевизионная игра»
  • ТЭФИ-2011 в номинации «Телевизионная игра. Интеллектуальное состязание»
  • ТЭФИ-2014 в номинации «Телеигра»
  • ТЭФИ-2016 в номинации «Телеигра»
  • ТЭФИ-2018 в номинации «Телеигра»

Примечания

Ссылки

  • Каталог ссылок на региональные клубы интеллектуальных игр
  • База вопросов, задававшихся в спортивных турнирах по «Что? Где? Когда?», «Брейн-рингу» и «Своей игре»

Что? Где? Когда?

Телевизионные игры России

Интеллектуальные
Развлекательные

«$1 000 000 на новый год » | «

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Форма проведения: Клуб Знатоков

Место: актовый зал

Возраст детей: 8 - 13 лет

Количество участников: 3 команды по 5 человек

Время проведения: июня, с до

Продолжительность: 45 минут

Тематика: Природа России

Цель: активизация познавательной деятельности ребёнка.

Задачи:

  1. формирование у ребят чувства партнерства;
  2. развивать дружеские отношения в детском и взрослом коллективе, связанные общим делом;
  3. применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
  4. расширение кругозора школьников;
  5. стяжать любовь к своему Отечеству.

Оборудование: медиапроектор, презентация PowerPoint, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура, кассеты, диски с песнями и музыкой; фото- и видеоаппаратура.

Принадлежности: игровое поле с номерами-секторами, конверты с заданиями, табло, часы, гонг, чёрный ящик и его содержимое, волчок "Скачущий всадник" или вертушка (внутри теннисные шарики с номерами и скрипичными ключами), призы (сладости, дипломы на 15 человек), листы бумаги, ручки, карандаши

Оформление : игрушка совы, афиша, программа игры, пригласительные билеты, зал оформлен плакатами (детскими и покупными) с названием игры, по теме игры, шариками; карта России, лозунги, цветные конверты.

На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счёта игры.

Музыкальное оформление:

  1. музыка из телевизионной передачи
  2. номера детей для заполнения пауз (тиктоник, певцы, танцоры…)
  3. голоса животных
  4. Я, ты, он, она - вместе целая страна! (София Ротау и детский хор)

Ответственные дежурные: ребята старшего отряда (кто выносит чёрный ящик - в белых перчатках, в цилиндре/шляпе), распорядитель зала, 1-2 ребёнка меняют табло на сцене.

Программа викторины

1. Сбор участников.

2. Распределение команд.

3. Краткие правила от ведущего/жюри.

4. Начало.

5. Ход игры.

6. Объявление результатов.

7. Награждение победителей.

8. Окончание игры.

Вариант А

Проходит по примеру телевизионной игры Что? Где? Когда?, которую придумал в 1975 году телеведущий Владимир Яковлевич Ворошилов. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей Знатоки должны за одну минуту при помощи только собственного ума найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков. Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (обычно это кулак с отогнутым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос - таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.

Вариант Б

Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и перед тем как он сообщает правильный ответ, он может зачитать, не называя при этом команды, которая сдала этот листок, “оригинальные ответы”. Далее ведущий произносит правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся на табло. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. При этом в скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос. Далее игра продолжается и задается следующий вопрос. В перерывах между вопросами можно включать музыку (продолжительностью около 5 секунд каждая). После того как ведущий прочитает половину вопросов, для того чтобы команды немного отдохнули, можно включить какой-нибудь музыкальный номер (музыкальная пауза). После музыкальной паузы игра возобновляется. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков) награждается медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры Что? Где? Когда?, а также памятными призами. Если две команды набрали одинаковое число баллов, то для выявления победителя смотрится сумма рейтинга всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила в игре. Проигравшие команды получает поощрительные призы. При большом числе участвующих команд возможно выделение мест (с первого по третье). Также возможен особый приз команде за самую оригинальную версию ответа.

В вопросах часто используются «пропуски» или «замены»: требуется разгадать, какой символ, слово или фраза пропущены или заменены. В некоторых вопросах используется раздаточный материал: предмет, картинка или текст.

Правила игры Что? Где? Когда?

Играют одновременно несколько команд участников. Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. За 10 секунд до истечения минуты обсуждения раздается звуковой сигнал. Команда записывает свой вариант в заранее заготовленный бланк ответа, и по окончании минуты капитан команды сдает свой ответ ведущему. Через 10 секунд после истечения времени, отведенного на очередной вопрос, ответы не принимаются.

После розыгрыша каждого вопроса ведущий зачитывает варианты ответов и объявляет верный ответ.

Команды, ответившие верно на вопрос получают 6 баллов; ответившие не верно или не ответившие вовсе — 0 баллов.

Игра идет до розыгрыша 25 вопросов.

За игру команда может получить максимум 150 баллов и минимум 0 баллов.

Х О Д И Г Р Ы

Организаторы мероприятия приглашают зрителей занять свои места в зале. Команды ожидают своей очереди немного в стороне. После объявления команды приглашаются в зал и усаживаются за тремя столами недалеко от сцены. На сцене экран, медиапроектор. Игровой стол нужно поставить на середину зала, на него - игровое поле (круг, разбитый на сектора с волчком). Жюри предоставлено место таким образом, чтобы можно было наблюдать игру в команде и выявить не только сильную команду, но и игрока. На столе разложены конверты с номерами заданий. У ведущего находятся тексты заданий с ответами.

ВЕДУЩИЙ: - Здравствуйте, уважаемые гости!

 Играет вступительная мелодия игры.

ВЕДУЩИЙ: - Мы рады приветствовать Вас в нашем клубе «Что? Где? Когда?».

Сегодня состоится командная игра между отрядами, где каждый может показать свой ум, находчивость, логику мышления. Нами выбрана непростая тема - Природа России.

Уважаемые члены клуба и зрители! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.

Помогать нам будет жюри. Представление членов жюри.

И так, в клуб приглашаются наши знатоки , или за игровой стол приглашаются команды

« », « », « »

 Барабанная дробь, играет музыка.

Здесь перечисляются игроки с добавлением соответствующих эпитетов (например, Самый наблюдательный — Имя Фамилия! и т.д.)

 Играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: - А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе игровой круг, который разделён на сектора.

Оранжевый - это сектор БЛИЦ

- Знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко.

- 13 вопрос - БЛИЦ. В этом конверте целых 4 вопроса, на которые должны быстро ответить знатоки. Если хоть на один вопрос они не ответят - очко присуждается зрителям.

Крутим волчок.  Играет музыка.

Основные вопросы.

1. Портрет героя.

Длина тела 60—90 см, масса — до 24 кг, осенью, перед спячкой — до 34 кг. Форма массивного тела своеобразна. Шея короткая, почти незаметная. Ноги короткие, массивные, опирающиеся на землю всей ступнёй. На пальцах — длинные тупые когти, приспособленные к рытью.

Шерсть грубая. Окраска спины и боков — буровато-серая с серебристым оттенком. На морде две тёмные полосы, тянущиеся от носа к ушам.

Обитает в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Ведёт ночной образ жизни. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Приносит большую пользу сельскому хозяйству. (Барсук).

1 минута на размышление .

ИГРОКИ: совещаются и записывают свой ответ на листочек, потом сдают ведущему .

ВЕДУЩИЙ: - Уважаемые з натоки,... Зачитывает ответы и называет правильный.

ПОМОШНИКИ: выставляют на табло результаты команд.

2. В старину в Сибири был такой обычай - каждый пуд добытого металла отмечался выстрелом из пушки. Какой металл обладал такой почестью. (Золото).

3. Следы животных. Слайд.

5. Описание местности.

Эта местность отличается очень суровым климатом, живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра. Здесь довольно редко встречается крупная фауна. (Тундра).

6. Картина художника. Показ слайда.

Назовите деревья. Кто назовёт имя художника. (Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. И.И. Шишкин).

7. Это - король в царстве растений, которое пользуется огромной популярностью по всему миру. О нём было сложено огромное количество преданий, легенд и рассказов. Какими только эпитетами и метафорами он не был награждён, но наиболее известное его второе название, это «Корень жизни». Он по праву заслужил себе такое название, ведь появился в третичный период, пережил значительные перемены климата и сохранился до наших лет, неся в себе все сохранённые и приумноженные за миллион лет полезные и ценные свойства.

(Женьшень сибирский).

8. Портрет героя. В среднем она весит 1 — 2 кг, но в некоторых водоемах ловятся особи 2,5 — 3,5 кг. В больших озерах нередки случаи поимки и 4,5 —9-кило-граммовых экземпляров. Она может охотиться во всех слоях воды, но чаще всего держится в зарослях водных растений на границе с глубоководными участками. В реках ее можно отыскать возле подводных отмелей и ям.

Кровожадная хищница имеет очень широкий рацион, предпочитая все-таки добычу покрупнее (известно, что она может утаскивать под воду утят). Она охотится на любую рыбу. (Щука).

9. Поэтическая страничка. О каком море пишет Дмитрий Румата? (Слово чёрное не читается!)

Тайны Чёрного моря

Море сказок и загадок

Море Чёрное хранит!

Аромат легенд так сладок,

Волшебство легенд - магнит!

Море истин, откровений,

Море выдумок и тайн,

Море тысяч поколений,

Море сотен тысяч стран!

Были турки, персы, греки,

И татарская орда

Совершала здесь набеги

На посты и города.

По Кавказским перевалам,

Руслом Ассы на закат,

Шли, гружённые товаром,

Тегеран и Самарканд.

О Ясоне песню вспомним,

Был поход его неблизкий,

Но Арго пригнали волны

В море - Понт ещё Аксинский!

Земли сказочной Колхиды,

Амазонок берег дальний,

Здесь мы всё найти могли бы,

Что от нас скрывали тайны!

10. Чёрный ящик. Выносит помощник под музыку. - Назовите, что находится в ящике

Жёлтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники.

Он украсил корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в "Одиссее" (кстати, там он — единственный из всех конкретно названных самоцветов). Римский историк Тацит сообщает, что его привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы). У ряда племен камень выполнял роль денег. (Янтарь. Калининградская область).

11. В тайге и лесотундре Сибири растёт дерево. Его древесина твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженного в 17 веке из этого дерева. Хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждый год. (Лиственница).

12. Что лишнее?

а) Бурый медведь, рысь, дрофа, кабан, белка, соболь, тетерев. (Дрофа - обитает в степях, а остальные животные лесные).

б) Лемминги, песец, лось, сова, заяц- беляк, куропатка, северный олень. (Лось - лесное животное, остальные тундровые).

в) Мхи, лишайники, морошка, дуб, голубика. (Дуб - лесное растение, а остальные тундровые).

13. Блиц-вопросы:

Дерево - символ нашей Родины? (Берёза).

Сколько ног у кузнечика? (Шесть).

Самое глубокое озеро в мире (и его глубина)? (Байкал, 1637м.)

Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога).

Заключение. Объявление результатов.

ВЕДУЩИЙ: - Уважаемые зрители! Места распределились следующим образом:

Третье место -

Второе место -

Первое место -

Награждение победителей.

Вручение дипломов и сладкого приза. Остаются на месте. Выбор лучшего игрока.

ВЕДУЩИЙ: - По мнению жюри лучшим игроком оказался …

Приз команде за самую оригинальную версию ответа

 Играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: - Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной край, Отечество! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать леса, поля, реки, животный и растительный мир.

Любите Россию!

Всем спасибо за участие в нашей игре. Объявляю конец игры. До новых встреч, друзья!

Гонг

Игра со зрителями.

1. Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)

2. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

3. Мех этого зверя носили как знак верховной власти царя, короля, князя. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести удостаивались официальные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Живёт этот зверь в Сибири, питается грызунами, черникой, брусникой. Он ловок и силён. (Горностай).

Запасные вопросы.

1. Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка. Её рост - 3,5 см.)

Раздать заранее задание взрослым.

Выбрать команду 5 человек, капитана, придумать название. Объявить тему,

Анализ игры

Анализируем проведенное мероприятие, делаем выводы и вносим предложения по улучшению данного мероприятия.

Источники.

http://subscribe.ru/group/pozitiv/175184/ янтарь


Подробнее

Сюжет телешоу:

«Что? Где? Когда?» — интеллектуальная телеигра, в которой телезрители задают вопросы, а команда знатоков на них отвечает. Автором идеи, режиссером и первым ведущим программы был Владимир Ворошилов. После его смерти в 2001 году его место занял Борис Крюк.

В каждом выпуске «Что? Где? Когда?» принимает участие одна команда, состоящая из шести игроков — «знатоков». Они сидят за столом, разделенным на 13 секторов. В каждом секторе лежит конверт с вопросом от телезрителя. Есть также сектора «Блиц» и «Суперблиц» (по три вопроса в конверте, на каждый нужно ответить за 20 секунд) и «Тринадцатый сектор» (вопрос от интернет-пользователей). В начале каждого раунда раскручивается волчок, произвольно выбирая вопрос, на который предстоит отвечать игрокам. У знатоков есть одна минута на то, чтобы провести «мозговой штурм» и найти ответ. Вопросы присылаются на программу заранее (исключение — «Тринадцатый сектор», вопросы туда присылаются в течение игры). За каждый правильный ответ команда получает очко. Если ответ знатоков оказался неверным или не был дан, очко присуждается команде телезрителей. Игра ведется до шести очков.

Каждый игровой сезон состоит из четырех серий игр. Все они снимаются в Охотничьем домике в Нескучном саду в Москве и транслируются в прямом эфире. За каждой игрой наблюдают гости и члены клуба, которые находятся в одном зале с игроками.

Как ребята из Veeam Software решили выяснить, «кто на свете всех умнее», собрали команду по «Что? Где? Когда?» и пошли соревноваться с другими айтишниками (и не только), и даже победили, и даже не один раз. С тех пор много чего поменялось на этом самом свете: в Рио прошли Олимпийские Игры, в Питере, кажется, достроили стадион, а Veeam стал бэкапить не только виртуалки, но и физические машины.

Но сегодня не об этом, а о том, как можно самим провести турнир по «Что? Где? Когда?» у себя в компании, какая польза от этого сборной команде, и как удивительно в результате может повернуться карьера участника.

Сам себе event-менеджер

Вообще-то народ в наших офисах много во что играет: есть специально отведенные комнаты для кикера и настольного тенниса, кто-то предпочитает шахматы и шашки, есть и любители настолок. Но мы решили замахнуться на более массовую игру. Ведь сборной по ЧГК были нужны свежие силы в связи с отъездом некоторых игроков в Чехию, к тому же все больше новичков, рассказывая на собеседованиях о своих увлечениях, называли в том числе и интеллектуальный спорт. В общем, мы подумали и сели организовывать Кубок Veeam по интеллектуальным играм.

Сразу оговорюсь, что профессиональных event-менеджеров среди нас не было, поэтому к этой задаче мы подошли, можно сказать, по-инженерному: смотрим, как это работает – вычленяем составляющие – собираем у себя из идентичных деталей, при необходимости «обрабатываем напильником», то есть адаптируем под себя.

Итак, где-то смотрим, как происходит оффлайн-игра для аудитории из нескольких команд. Фиксируем, какие ресурсы задействованы и какие процессы происходят. Прикидываем, какие подготовительные действия понадобятся, и кто в нашей компании за что отвечает (закупки, оформление документов, массовые рассылки и прочее). Сводим все воедино и получаем «раскладку» по мероприятию. Ниже коротко о ключевых моментах.

Пункт 1. Помещение: Если у вас набирается не очень много народа, то есть человек 30 (это 5 команд), то можно поиграть и в офисе - в учебной аудитории, в большой переговорке, в столовой и т.п. У нас же в этом году с обеих питерских площадок набралось 13 команд, а это больше 70 человек, представители почти всех отделов. Поэтому мы озадачились арендой просторного помещения и организацией кофе-брейка. Довольно быстро нашли подходящий конференц-зал в гостинице неподалеку от обоих офисов. По идее, можно договориться об аренде в ДК, в Доме детского творчества, да просто в кафе (в первый раз мы так и делали – арендовали помещение кафетерия в нашем БЦ).

Важно! Зал и оборудование обязательно предварительно протестировать и предусмотреть бытовые мелочи – например, чтобы в критический момент у микрофона не сели батарейки, а жюри было куда поставить ноутбук для работы с турнирной таблицей.

Пункт 2. Редактор вопросов и ведущий: Следующая важная вещь – подбор пакета вопросов, то есть работа редактора, и роль ведущего. Тут мы пользуемся своими знакомствами в служебных целях и – ура! - как и год назад, в роли редактора пакета вопросов и ведущего выступает человек и пароход педагог Михаил Игоревич Скипский!

Ставка на звездного ведущего в нашем случае себя полностью оправдывает:

Даша Аксенова, координатор проекта в одном из офисов, секретарь: Я в детстве смотрела игру «Что? Где? Когда?» по телевизору, и у меня была мечта отправить туда вопрос. Позже, во время учебы в школе у меня уже был опыт игры: мы выступали со школьной командой «Коржи» на городских и областных турнирах по «Брейн-рингу» и даже занимали призовые места.
Когда я узнала, что в нашей компании проводится такая корпоративная игра, то очень обрадовалась и заинтересовалась, а когда выяснилось, что ведущим будет Михаил Скипский, для меня это было просто невероятно! Я же его игры смотрела по телевизору, мне очень нравилась и нравится их команда, я всегда за них болею. А тут я поняла, что увижу его прямо лицом к лицу, и он будет ведущим – конечно, я была в восторге!

Если же кто-то хочет поработать редактором самостоятельно, то база вопросов вам в помощь. Можно придумывать свои собственные вопросы, но это дело не такое простое , как может показаться на первый взгляд.

Пункт 3. Процедурные моменты
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Обязательно разработайте и выложите в общий доступ Регламент турнира! Можно почитать, как его пишут другие, и что-то взять за основу. Непременно решите, кто будет следить за его выполнением. Возможно, вам понадобится жюри из нескольких человек (желательно опытных игроков).

  • Подготовьте бумажные бланки для ответов - по числу команд, и еще несколько про запас.
  • Если планируете использовать микрофон и\или включать музыку – назначьте ответственного за звуковое сопровождение.
  • Если среди коллег есть умеющие вести репортажную съемку – отлично! Когда еще можно запечатлеть для истории командную работу мозга.
  • Придумайте, чем награждать победителей. Да, лучше много маленьких призов, чем один большой. Можно давать призы за самый смешной ответ, за лучшую командную форму, и т.д. и т.п.
Когда всё «утряслось» с помещением, регламентом и ведением, можно оповестить всех желающих, после чего начинаем регистрацию на турнир. Мы поступаем просто: в каждом из офисов назначаем ответственных за сбор заявок по e-mail и ввод их в общую таблицу на GoogleDocs. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Всеобщее веселье и буйство фантазии начинается уже в этот момент – так, в наш список попали «Conversion 146%», «АнсабскрАйбнем», «Без Петровича», «Красный баг», «All Insider Друзь» и сборная всех офисов, названная в честь всех трёх бизнес-центров «Кондратий Плазович Леже». Забегая вперед, скажу, что именно сборная и стала обладателем Кубка-2017, и это, наверное, символично, ведь ЧГК – игра командная.

Ура, наконец-то закончена беготня с бумажками, согласование бюджета, закупка призов и печать бланков, можно выдвигаться на игру!

Полезно: Заранее отправьте участникам напоминалку о времени и месте турнира, можно с картой и фоткой street view. При необходимости обеспечьте навигацию на месте – напечатайте бумажные таблички со стрелками, куда идти, или поставьте живого навигатора, который будет направлять гостей.

Итак, все расселись, отгремели знакомые звуки увертюры Рихарда Штрауса, и началась разминочная «Матрица» (аналог «Своей игры»). В результате разминки мы с коллегами узнали, что такое термин «свежий ветер», какое прозвище носит футбольная команда «Глазго Рейнджерс», и много других занимательных фактов.

Основной же турнир включал в себя 2 тура по 12 вопросов разной степени сложности. Вот мнения участников.

В этот раз вопросы были труднее, чем на Первом Кубке год назад?

Женя Иванов, специалист службы техподдержки, регион Италия: Хорошо, что минимум было взято 13 вопросов. Такие команды придут и в следующий раз. В прошлый раз были команды, которые взяли совсем чуть-чуть, и вот такие скорее всего уже не пришли.

Ольга Слюсаренко, технический писатель: Да, возможно, дело и в этом. В прошлый раз было больше команд, и на мой взгляд, не все были оптимально готовы к тому, что нужно будет реально сконцентрироваться, быстро думать, искать решение, и не только для простых вопросов. Может, кто-то из-за результата расстроился. Хотя ребята, которые год назад заняли 3 место, сразу же заявили, что в следующий раз возьмут реванш! То есть это их, наоборот, мотивировало. В этот раз победители взяли 21 вопрос из 24, это очень хороший результат.

Денис Руденко, капитан сборной Veeam, руководитель департамента QA: По-моему, в этот раз многие вопросы были слишком лёгкие. Может, даже, в следующий раз лучше вообще «сборников» не звать за стол. Дать другим игрокам, командам подумать, побороться. А «сборников» отправить, например, в жюри.

Сложно ли было организовать турнир у себя в компании?

Ольга: У меня уже был опыт организации Кубка в прошлом году, тогда да, все было впервые, много неочевидных для меня вещей, но мы справились… А потом люди постоянно спрашивали – когда же будет следующая игра? Получилось ровно через год. В этот раз уже все было куда проще. Хотя… пришлось заводить все договоры в систему 1С – вот работа с 1С стала для меня самой большой трудностью.

Даша: Да, было немножко тревожно, вдруг что что-то не привезут, что-то не успеем сделать, была небольшая спешка и волнение перед таким большим событием, вдруг что-то пойдет не так… Но все равно я была очень рада принимать участие не только в качестве игрока, но и в качестве организатора.

Денис: Мы же хорошее дело делаем для популяризации игры. Может, кто-то дальше увлечется, будет ходить на тренировки, игры. Это мотивирует.

Чем тебе запомнился Кубок Veeam-2017?

Даша: Наверное, атмосферой – это не было какое-то нервное напряжение у каждой команды, а была такая дружеская атмосфера. Еще запомнились, наверное, смешные версии ответов – например, был такой вопрос:«Пустынная улитка период с мая по октябрь проводит в НЕЙ. Назовите ЕЁ». Одна из команд ответила, что «улитка в коме». (У меня был вариант, что она в осенней депрессии (когда спит)), но мы не выбрали эту версию.)

Смех был по-настоящему искренний, добрый, от радости участия. Я думаю, что все прошло очень здорово, и зал мне очень понравился, красивое оформление, и организация, и кофе-брейк. Конечно, ведущий Михаил Скипский, и подарки, призы.

Кто «на новенького» в сборной?

В сборных же Veeam, выступающих в клубе «60 секунд», за эти 2 года появились новые игроки, добавившие красок игре команды.

Как вы попали в сборную Veeam?

Кирилл Стецко, специалист службы техподдержки, регион Испания: У нас при приеме на работу просят заполнить анкету, там есть вопрос про увлечения, я написал, что играю в ЧГК. Потом ко мне Дима подошел, пригласил на игру.

Костя Ляпцев, инженер отдела тестирования: Вообще-то я очень давно играю в «Мафию», можно сказать, стоял у истоков питерского сообщества. А в ЧГК тоже стало интересно себя попробовать, и я отправил заявку сначала на участие во внутреннем турнире-2016. Мы проводили тренировки, хорошо выступили - заняли 1 место. Наверное, мне удалось неплохо себя проявить, и меня пригласили сыграть за сборную. Сначала я играл за Veeam-2 в Корпоративной Лиге клуба «60 секунд», теперь уже вызываюсь и на игры в Лиге Чемпионов.

Женя Иванов: Изначально я работал в команде renewals (продление лицензий ), но мечтал о работе в отделе технической поддержки. Тогда команды по ЧГК только создавались, игроков было немного. Я играл за Veeam-2 в Корпоративной Лиге, и мы с коллегой приезжали на совместные тренировки к ребятам в «Кондратьевский» (на этой площадке находятся R&D, QA и TechSupport ). Там познакомился с парнями из саппорта, потом с их тим-лидом общался. Конечно, параллельно я серьезно готовился, ведь хотя навык общения с клиентами у меня уже был, нужно же было еще хорошее понимание технических вопросов. И вот менеджеры дали добро, и я наконец перешёл в саппорт на должность джуниор инженера! То есть, можно сказать, игра в ЧГК помогла мне осуществить свою мечту. Сейчас я играю уже за первую сборную, да и на работе дорос до сеньора, так что это получилась прямо-таки Success Story:).

За эти 2 года вы шагнули вперед и вверх по карьерной лестнице, у вас появились новые обязанности, новый уровень ответственности. Как вам удается находить время и возможность играть?

Дима Мордберг, тим-лид команды техподдержки, регион Франция: У меня зашедуленная активность в календаре. Никто не может поставить мне совещание на это время:).

Денис: У меня сейчас так – работа «съест» всё время, которое я на нее выделю. То есть вопрос в том, чтобы выделить столько, сколько нужно, на необходимое, самое главное, самое важное. И у меня дети еще маленькие, так что свободного времени в целом немного, и ты в какие-то его остатки пытаешься втиснуть что-то - вот ЧГК еще пока втискивается.

Женя: Скажу так: до перехода в саппорт я думал, что я много работаю. Теперь я понимаю, что все эти предыдущие годы я, можно сказать, отдыхал! Потому что жизнь джуниор саппорт инженера реально была тяжела. Вот Дима, например, отлично помнит, как он заходил за мной, а я на каком-нибудь вебексе досиживал последние минуты, просил: «Дима, пожалуйста, еще 5 минут!» И тут он мне помогал с рабочими вещами, чтобы я мог освободиться вовремя и пойти на игру. А сейчас у меня уже и опыт появился, и тайм-менеджмент лучше стал, ну и обязанности теперь более разнообразные – это и обучение новичков, и написание всяких статей, так что непосредственно работа с клиентами занимает, наверное, примерно треть времени. Так что в целом стало, наоборот, легче.

Часть сотрудников переехала в Чехию и теперь играет там. Некоторые из вас в скором времени тоже сменят питерский офис на пражский. Как вы видите свое игроцкое будущее на новом месте?

Денис: Наверное, надо пытаться на другой уровень постепенно выбираться. У меня идея - надо найти там команды из спортивного ЧГК (их там пока немного, 2-3), либо свою попробовать организовать и играть самим. Так что надо продолжать читать, тренироваться. И кто-то ведь планирует возвращаться в Питер, а там уже будет новая страница, новые команды, новое будущее…

А что скажет уже «бывалый пражанин»? Что общего и чем различаются питерский и пражский ЧГК?

Ян Димант, инженер отдела тестирования: Здесь, в Чехии, есть 2 или 3 команды, играющие в спортивное ЧГК, а в Праге проходят игры «Открытой Лиги» клуба «60 секунд» . В ее весенней серии приняли участие 26 команд. Отличие от питерских игр в том, что в команде может быть до 8 игроков. И, конечно, здесь отличное чешское пиво, которое прекрасно идет в перерывах между турами и после игры.

Игра традиционно начинается с «Матрицы», затем 3 тура ЧГК, по 10 вопросов. Для кого-то, может, и слишком просто, но мне в самый раз. Наша команда называется «Veeam_Software_cz», в целом играем достаточно неплохо – в весенней серии поучаствовали в 5 играх, из которых в 2 поделили первое место. Вот один из «призовых подиумов» нашего маленького, но гордого филиала:

Очень надеюсь, что с приездом еще ребят из Питера наш состав станет стабильным, а победы – регулярными.

«Нет места, кроме первого!»

В начале марта в рамках чемпионата IT Challenge (спартакиады «по всякой всячине» среди IT-компаний Питера) прошла игра «IT Brain Battle» . Естественно, на нее заявилась и сборная Veeam. Вообще у нашей команды непростые отношения с этим турниром: в первый год его проведения опоздали с заявкой, затем остались за чертой призеров, хотя и показали неплохой результат. В этом сезоне очень хотелось реабилитироваться.

За стол в конференц-зале гостиницы «Азимут» сборная садилась в полном составе и с очень серьёзным настроем.

Как оказалось, это не всегда было кстати - ведь пакет вопросов, как предупредил сам ведущий, все тот же Михаил Скипский, «был проверен на детях», и делать ставку на мудрёные ответы не было надобности. В итоге до «золота» нашим знатокам не хватило всего 2 баллов. Капитан был расстроен, да и все остальные на себе прочувствовали, что значит остановиться в шаге от победы. Второе место, даже при наличии вкусных призов, цветочков и медалек – совсем не то, что первое. Поэтому на фоточках мы не очень-то весело выглядим:

Но рефлексировать было особо некогда – ведь в начале мая сборная должна была участвовать в Чемпионате Мира среди любительских команд. Времени для тренировок вне работы становилось все меньше, так что пришлось набирать форму через игры.

И вот мы в игровом зале, где за час до того проходили поединки Чемпионата России по спортивному ЧГК – а там играли все сильнейшие команды страны.

Но и среди «любителей» то и дело мелькают известные лица: вот команда Елены Потаниной «Маршак Начеку», а вот и сборная клуба «60 секунд» под предводительством его президента Леонида Эдлина. Вот представители Казахстана, Латвии, Израиля, Швеции - всего 46 команд, более 270 участников. Вёл турнир Магистр ТВ-клуба «Что? Где? Когда?» Максим Поташев, он же был редактором одного из туров.

В ходе двух дней чемпионата было сыграно 6 туров по 12 вопросов, причем во двух из них Veeam набрал наибольшее число очков. (Фото по качеству, конечно, плохое - зато оно хорошо передает настроение парней после выигранного тура.)

К сожалению, не совсем удачная игра в первом туре оставила команду за чертой призеров. В итоге ребята в зеленых футболках, набрав 48 баллов, заняли 9е место в общем зачете и 4е – в корпоративном.

Наверное, войти в десятку лучших команд ЧМ – неплохой результат?

Кирилл: У меня немного странные впечатления от турнира - я думал, там не наш уровень, нам будет сложно, а оказалось, что там можно и нужно побеждать.То есть мы вроде бы в целом нормально играли, но первый тур, например, «слили» - причем непонятно, из-за чего.

Денис: Мы, можно сказать, остановились в шаге от третьего общего места и от первого в корпоративном зачете, всего 3 баллов не хватило. Там чисто на моих неправильных выборах можно было больше набрать. Две команды были чуть сильнее - и всё. А мысли «не наш уровень» по дефолту - не совсем правильные. Уровень ведь и мыслями тоже определяется. Вполне реально было третье место занять. И сыграли моментами просто хорошо, а в сумме да, получилось средне.

Какие, по-твоему, есть резервы у знатоков, чтобы расти?

Денис: Один из резервов, чтобы выигрывать – нужно не стесняться озвучивать версии. Перед игрой я регулярно напоминаю: говорите версии, а если вас не услышали, то повторяйте. Не стараться «донести» свою версию – это ошибочное поведение игрока, но мы стараемся над этим работать, исправляться.

Даша: Перед турниром мы с моей командой собирались на небольшие тренировки, которые организовывали сами. Было бы интересно и полезно организовать общие тренировки для нескольких команд, с рассказом, какие роли могут быть в команде, какого плана могут быть вопросы… Можно сделать скайп-колл или собрать брошюру с полезными советами, сделать тренировки регулярными – вот это было бы очень здорово!

Вместо послесловия

Вот пост на Хабре о том, с чего все это начиналось . Рассказ о Кубке Veeam

ПОЛОЖЕНИЕ

Об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

Общие положения

Настоящее Положение определяет цели и задачи интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», проводимой Томской областной организацией ВОС, порядок организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Цели и задачи

Основной целью интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» является создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала членов ВОС, пропаганда и популяризация интеллектуальных игр как действенной формы проведения содержательного досуга молодёжи.

Проведение Игры предполагает решение следующих задач:

Раскрытие интеллектуальных и познавательных способностей;

Развитие нестандартного мышления;

Использование возможности привлечения широкого круга потенциально талантливой молодежи к активной познавательной деятельности;

Содействие расширению сферы знаний;

Содействие развитию навыков межличностного общения, умения действовать в коллективе;

Апробация методики проведения турниров по интеллектуальным играм среди учащейся и трудящейся и наработка соответствующего опыта;

Привлечение внимания органов власти, средств массовой информации, общества к потребности молодёжи в повышении своего интеллектуального уровня.

Программа Игры

1. Чемпионат проводится по правилам Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?» (приложение №1), в соответствии с «Кодексом спортивного ЧГК».

2. Вопросная дистанция чемпионата включает в себя сорок вопросов, разбитых на четыре тура по десять вопросов в каждом, нумерация вопросов сквозная.

3. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

4. По истечении каждого тура проводится сверка, в ходе которой игрокам сообщается количество засчитанных им ответов.

5. Основным показателем при определении итогового места команды является количество правильных ответов. В случае, когда несколько команд, имеют равный показатель, выявление победителя производится путём проведения мини-игры из трёх вопросов для данных команд.



Требования к участникам и сроки проведения Игры

В случае необходимости, оргкомитет имеет право переносить сроки и место проведения, а также изменять продолжительность Конкурса.

В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» может принять участие команда, подавшая заявку по форме (приложение №2) и в срок.

Форма участия в играх – командная. Состав команды 4-6 человек. К участию в игре допускаются молодые люди в возрасте от 14 лет.

Заявки на участие в Игре представляются в Томскую областную организацию ВОС не позднее, чем за 10 дней до проведения Игры по адресу: 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 6/2, тел/факс: 51-42-80, электронный адрес: [email protected].

По всем вопросам обращаться к Штанько Сергею Михайловичу, с.т. 8-923-404-2680.

Приложение №1

Правила игры «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда» - это командная игра, в которой команды соревнуются между собой в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. В соответствии с правилами спортивного «Что? Где? Когда?», определёнными в Кодексе спортивного «Что? Где? Когда?», игра состоит в следующем:

Играют одновременно все команды, участвующие в туре;

После окончания чтения вопроса, все команды получают одну минуту времени на размышление;

По окончании минуты на размышление команда должна сдать свой ответ на заданный вопрос на бланке;

Отсчёт времени начинается с команды «Время», подаваемой ведущим, сразу после завершения им чтения формулировки вопроса. По истечению 50 секунд ведущий объявляет: «Осталось 10 секунд». После того как время закончено ведущий подаёт команду: «Время вышло».

Командам даётся 10 секунд на написание и сдачу ответа после команды «Время вышло», поданной ведущим по окончании минуты на размышление. Бланк с ответом должен быть поднят вверх одним из членов команды не позднее 10 секунд, данных на запись ответа, иначе ответ не засчитывается. Ответы команд собирают секунданты и доставляют в жюри;

Жюри принимает решение о зачёте или незачёте ответа каждой команды;

Отсутствие ответа или сдача ответа не вовремя приравнивается жюри к неправильному ответу;

После завершения процедуры приёма ответов секундантами, ведущий объявляет правильный ответ и соответствующие вопросу комментарии;

Следующий вопрос тура зачитывается ведущим после краткой паузы длительностью от 5 секунд до 3-х минут;

Между 4 турами, каждый из которых состоит из 10-ти вопросов, предусмотрен перерыв для отдыха и подведения итогов длительностью от 5 до 10 минут;

Победитель определяется жюри на основании турнирной таблицы, содержащей число правильных ответов, данных каждой командой в туре;

В каждый момент за игровым столом может находиться не более 6 игроков. Никто не может в ходе турнира играть за две команды - ни одновременно, ни в разное время. Замены игроков могут производиться только в перерыве после тура;

Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами;

В случае нарушения командой требований данного Положения либо правил или этики игры, команде может быть вынесено предупреждение, заносимое в протокол соревнования;

При повторном вынесении предупреждения команде, она решением организаторов может быть отстранена от участия в соревновании с аннулированием ее результатов и пересчетом рейтингов сыгранных ей вопросов. Ответы от отстраненной от участия в соревновании команды не принимаются.

Приложение №2

Форма заявки команды


Top