Классификация методов обучения. Их характеристика. Краткая характеристика методов (средств) стандартизации
. Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта
Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно. Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)
Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)
Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом. Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива. Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива. Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля). Выборочное по предмету - у всего массива (в. Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).
Использование наблюдения регулируется следующими условий:
1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;
2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);
3) наличие плана;
4) точное определение объекта и предмета наблюдения;
5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;
6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;
7) обеспечение четкости и длительности наблюдения
. Рис 124. Преимущества и недостатки метода наблюдения
Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности
. Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается
Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный
. Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры
. Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности. Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.
. Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений
. Рис 125. Преимущества и недостатки эксперимента
Особенности вспомогательных методов психологии
. Беседа -метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы
. Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует)
Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:
1) четкое определение исследователем цели беседы;
2) четкое планирование системы вопросов;
3) система вопросов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обследуемых, быть динамичной, т.е. содержание следующего
вопрос должен зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;
4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной
. Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет, содержание вопросов и способ ответов в которых заранее планируются
Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:
1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц;
2) контролем данных анкетного опроса другими методами:
Опросу третьих лиц;
Наблюдением;
Анализом доступных документов
Анкетный метод может использовать заочно, сравнительно экономичным методом сбора данных. Он позволяет анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики. Этот метод применяют в массовых обследованиях
. Интервью - метод, который применяется для сбора первичной информации в психологических, социологических и педагогических исследованиях
. Социометрия (от лат societas - общество metreo - измеряю) - разработанная. Дж. Морено
Данный метод применяют с целью выведения или формулировки рабочей гипотезы на ранних стадиях исследования; сбора данных, дополнения, уточнения, расширения, контроль данных, полученных другими методами. Интервью как метод три вида:
1) стандартизированное интервью, в котором формулировки и последовательность вопросов определяются заранее;
2) нестандартное интервью, в котором человек, его проводит, руководствуется лишь общим планом опроса, формулирует вопрос соответствии с конкретной ситуацией;
3) напивстандартне интервью, содержащего определенное количество возможных вопросов
. Тест (от англ test - испытание). Тесты - это небольшие по объему и времени выполнения задания, одинаковые для всех обследуемых
Выбор видов интервью зависит от содержания исследования, уровня изучения проблемы, подготовки исследователя
. Тестирование -это один из вспомогательных методов психологии, использование которого может служить выявлению:
1) уровня развития определенных психических функций (наблюдательности, памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.);
2) наличия или отсутствия определенных знаний, умений, навыков, психических качеств, воспитанности и т.п.);
3) степени пригодности или готовности подрастающего индивида или взрослого человека к определенной профессии;
4) психических заболеваний;
5) интересов, мнений, способностей человека
. Анализ продуктов деятельности - это один из вспомогательных методов психологии. К нему относятся анализ рисунков, определенных изображений
. Социометрический метод изучает характер взаимоотношений в коллективе через процедуру выбора
Психология использует также методы обработки данных - это количественные и качественные методы. К количественным методам относятся, например, определение средних величин и меры рассеяния, коэффициентов корреляции, по обудова графиков, гистограмм, схем, таблиц и т.д.. Качественный метод предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизацию и сравнение с результатами других иснь.
В психологии используют множество методов. Какой из них рационально применить, ученые решают в каждом конкретном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом, как правило, используют овують не один какой-нибудь метод, а несколько, которые взаимодополняют и контролируют друг другаго.
Для решения поставленных задач в исследовании применялися следующие методы: анализ и изучение научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области ф/к и спорта, психолого педагогические наблюдения, контрольные испытания(тестирования), эксперимент, методы математической статистики. И методы сравнительного и графического анализа
Краткая характеристика методов исследования
1. Анализ и изучение научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области ф/к и спорта
Изучение научно - методической литературы применялось для выявления степени научной разработанности выбранной нами проблемы, определения общих теоретических позиций. Метод анализа литературных данных реализовывался по нескольким аспектам: рассмотрение теоретических аспектов умственной деятельности, технических приемов спортивного ориентирования и физиологических закономерностей утомления.
2. Психолого-педагогические наблюдения
Проводились на тренировочных занятиях
3. Контрольные испытания (тестирования)
Тесты - стандартизированные методики психодиагностики, представляющие собой серию относительно коротких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и т. д.). С помощью таких испытаний с известной вероятностью определяется уровень развития у индивида психологических свойств, необходимых теоретических знаний, практических умений, навыков и других личностных характеристик. Тестирование предполагает чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, последующий качественный анализ их и интерпретацию.
По форме представления тесты можно разделить на два основных типа: стандартизированные и проективные. Стандартизированные в свою очередь делятся на два подтипа: тесты-опросники и тесты-задания.
Стандартизированными называются тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и надёжность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам). Такие тесты ориентированы на оценку и могут служить надёжным средством психодиагностики.
Тесты- опросники содержат серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. В тестах - задания испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт (свойств личности).
Проективные тесты предназначены для изучения психологических особенностей людей и их поведения, - особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен приписывать другим людям. О психологических способностях испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает.
Проективные методики как бы «портретируют» всю индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путем позволяют изучать его эмоциональные особенности и невротические реакции.
Классификация проективных тестов по описанию И. Б. Гришпун:
1. Конститутивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование.
2. Конструктивные тесты, предполагающие создание целого из отдельных частей.
3. Интерпретативные тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений.
4. Катартические тесты, предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях.
5. Экспрессивные тесты, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему.
6. Импрессивные тесты, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.
7. Аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа.
Проективные тесты по предмету психодиагностики можно отнести к личностным тестам - психодиагностическим приемам, направленным на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида .
Выбранные нами тесты позволяют определить уровень развития наиболее значимых свойств умственной деятельности спортсменов - оринтировщиков и проследить их динамику.
Для начального и итогового тестирования были предложены следующие тесты:
1. Корректурный текст
2. НОП (тест, определяющий наглядно-образную память)
3. Тест на запоминание цифр по таблице Шульте(25 цифр однотонного цвета)
Данное тестирование применялось в начале и в конце эксперимента на обеих группах, контрольной и экспериментальной.
Следить за состоянием и динамикой развития внимания можно с помощью «корректурного теста». При помощи него оцениваются:
Интенсивность внимания. На зачет - 1 мин. По сигналу «Марш!» открыть лист с «корректурным текстом» и начать отыскивать и зачеркивать сочетания букв «ВС». Зачеркивать найденные сочетания букв надо одной чертой (сверху - налево - вниз). Текст просматривать последовательно, строчка за строчкой, начиная с верхней. По сигналу «Стоп!» работу сразу же прекратить и вертикальной чертой отметить последнюю букву.
Распределение внимания. На зачет - 2 мин. По сигналу «Марш!» необходимо сочетание «ВС» зачеркивать сверху - налево - вниз, а сочетание «АИ» подчеркивать.
Переключение внимания. На зачет - 2 мин. По сигналу «Марш!» начать отыскивать и зачеркивать наклонной чертой сверху - налево - вниз сочетание «СХ». Через 30 сек. по сигналу «Черта! ВС» поставить на месте окончания вертикальную черту и тотчас же, не останавливаясь, зачеркивать тем же способом сочетание «ВС». Еще через 30 сек. после нового сигнала «Черта! ВС», поставить вертикальную черту и продолжать работу, отыскивая и зачеркивая сочетание «ВС».
Устойчивость внимания. На зачет - 10 мин. Необходимо как можно быстрее и точнее вычеркивать сочетание «ВС», подчеркивать «АИ», а «СХ» обводить кружком.
Показатели интенсивности, переключения, распределения и устойчивости внимания подсчитывают по формуле
где а - общее число букв в просмотренном тексте, б - число сочетаний, которые должны быть вычеркнуты, в - общее число ошибок (сумма пропущенных сочетаний и излишне зачеркнутых) .
Для изучения наглядно-образной памяти (НОП) разработаны пять комплексов условных знаков (каждый комплекс состоит из 15 условных знаков, расположенных в определенной последовательности). Спортсменам предлагается запомнить максимальное и число. Рисунок демонстрируется в течение 30 секунд. Затем условные знаки необходимо воспроизвести по памяти, нарисовав их в такой же последовательности, в какой они были расположены в таблице. НОП ориентировщиков можно изучать до и после тренировок, а также после пробегания трассы ориентирования .
Тест на запоминание цифр заключается в следующем: на перфокартах пишутся цифры, начиная с двузначных и заканчивая девятизначными числами, которые в возрастающем порядке показываются занимающимся. За определенное количество времени надо запомнить цифры и записать их (время может быть различное: от 2 до 15 с) .
4. Естественный педагогический эксперимент
Эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выявления эффективности тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Эксперимент предполагает создание нового опыта, активную роль в котором играет проверяемое нововведение. При обработке показателей, полученных в ходе эксперимента, широко используют математические методы, прежде всего методы математической статистики.
5. Методы математической статистики
Полученные нами данные были обработаны методами математической статистики. Стандартная статистическая обработка результатов экспериментального исследования проведена на персональном компьютере в программе Microsoft Excel.
Среднее значение измеренных величин рассчитывали по формуле:
где - результат измерений, - средний арифметический результат, n - число измерений.
Среднее квадратичное отклонение, которое определяется по формуле
Достоверность различий между двумя сравнительными группами определяли по критерию Стьюдента. Различия сравнительных групп рассчитывали по формуле
где - среднее квадратичное отклонение, - средние величины первой и второй сравнительных групп соответственно, n1, n2 - число измерений.
Критическое значение коэффициента Стьюдента (tst) находили по числу степеней свободы для 0,05%-го уровня значимости (б=0,95). Различия сравнительных групп считали достоверными при Р<0,05.
6. Методы сравнительного и графического анализа
Сравнивались показатели контрольной и экспериментальной групп.
Абстрагирование - это процесс, основанный на отвлечении от некоторых свойств субъекта в ходе его познания для того, чтобы глубоко исследовать его определенную сторону. Примерами результатов абстрагирования можно привести кривизну, цвет, красоту и так далее. Абстрагирование имеет несколько целей. К примеру, оно нацелено на поиск общих черт. При этом из их внимания выпадут признаки, отличающие один предмет от другого. Внимание будет сосредоточено лишь на том общем, что есть между этими предметами. Еще одной целью является систематизация и обобщение. Как видно, это отличается от прежней цели, так как внимание сосредоточено на отличиях, которые позволяют разделить предметы на группы. Кроме этого, абстрагирование может быть нацелено на создание образца и на четкость формулировок.
Формализация
В этом случае знания отображаются в знаковом символическом виде, то есть они обретают вид условных значений и формул. Использование специальной символики - необходимый метод того, как человек отражает действительность. Формализация является частью формальной логики.
Аналогия
Аналогия является заключением о сходстве между двумя объектами по какому-то признаку, который основан на идентичности в характерных чертах. Знание, получаемое после рассмотрения определенного объекта, переносится на другой, менее изученный и доступный объект. Однако аналогия не дает достоверных знаний. Если по аналогии правдиво, это не дает основания полагать, что заключение будет верным.
Предметное моделирование
Объект изучается с использованием абстрактных моделей. Полученные знания переносятся на исследуемый оригинал. Модель дает возможность составить обоснованный и более полный прогноз, а также оптимизировать движение к результату. Однако для этого нужно обладать уже выявленными тенденциями, историческим опытом и экспертными оценками. Модель и оригинал должны иметь известное сходство, что касается функций и физических характеристик. Данное сходство позволит перенести информацию, которая получена в результате модельного исследования, на оригинал.
Мысленное моделирование
В этом случае применяются мысленные образы. Кроме мысленного моделирования существует компьютерное и знаковое моделирование.
Идеализация
В этом случае для объектов создаются определенные понятия, которые на самом деле не существуют, но имеют прообраз. Примером может служить идеальный газ, шар и так далее. Идеальный объект можно описать как идею, которая выражена в знаковой системе научного искусственного языка и лежит в основе научной теории.
Характеристика методов обучения
Методы обучения являются важнейшим инструментом в руках учителя по руководству процессом обучения природоведению. Следовательно, возникает необходимость раскрытия их сущности и педагогической эффективности. Остановимся кратко на характеристике групп и видов методов обучения, применяемых в обучении естествознанию в начальной школе.
Словесные методы. В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Часто оно иллюстрируется различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова.
Слово - самый старый, а когда-то и единственный способ воздействия на учащихся. Но, начиная со времен А. Я. Коменского, роль слова в учебном процессе постепенно ограничивалась, что очень важно для естественнонаучных учебных предметов. В самом деле, одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных объектах и явлениях, без чего процесс осознанного усвоения теории невозможен. Такой подход в обучении практически не позволяет реализовать задачи развития учащихся, а ведь роль природы в этом развитии неоценима. И все же процесс обучения без применения словесных методов не протекает. Живое и печатное слова продолжают оставаться важными способами воздействия на учащихся.
Лекция в процессе преподавания начального природоведения не применяется, поэтому не будем останавливаться на ее характеристике.
Рассказ - это последовательное описательное изложение учебного материала. Рассказ применяется в тех случаях, когда нужно сообщить новую информацию, которая не опирается ни на жизненный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдения. Так, метод рассказа учитель применяет для сообщения причин отличий комнатных растений от дикорастущих в наших условиях; различий природы в отдаленных географических зонах. Этот метод применяется, когда возникает необходимость создать образ путем словесного описания, передать классу содержание личных наблюдений и переживаний.
рассказ должен соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, он не должен быть продолжительным. По нашим наблюдениям, рассказ на уроках природоведения не должен превышать 5-7 мин к концу обучения в начальной школе. Такая продолжительность рассказа должна нарастать постепенно, начиная с одной минуты в I-II классах. Очень важно также, чтобы речь учителя была четкой, доступной, живой, образной. Особенно образность необходима в применении рассказа в качестве словесной наглядности- В рассказе учителю надо тщательно следить за применением научной терминологии, не допускать бытовизмов, множества фактов и терминов, при необходимости применять наглядные пособия. В свой рассказ учитель может включать рассказы учащихся, небольшие отрывки из научно-популярной и научно-художественной литературы, обязательно устанавливать связи с изученным.
Положительными сторонами рассказа является то, что ученик за короткий промежуток времени получает довольно большое количество информации, усваивает учебный материал более или менее целостно. Этот метод развивает память, а также такое важное качество личности, как умение слушать рассказ, лекцию. Вместе с тем, это метод формальной передачи информации, которую учащиеся должны принять в готовом виде, на веру. Он слабо развивает творческое мышление детей.
Беседа - метод обучения, с помощью которого учитель путем целенаправленной постановки вопросов мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию.
Основным структурным компонентом беседы является вопрос. Вопросы должны опираться на имеющиеся знания и опыт учащихся, помогать детям открывать новые знания. В беседу следует включать разные типы вопросов. Прежде всего - вопросы, требующие воспроизведения фактических сведений из наблюдений, жизненного опыта,
из изученного ранее и т. п. Такие знания состоят главным образом из представлений или первоначальных понятий. Поэтому чаще всего здесь применяются вопросы со словами: «Кто это?», «Что это?», «Какой?», «Что делает?» и т. п. Другая группа вопросов должна направлять деятельность детей на осмысление (анализ и синтез) фактических сведений. Здесь уместны вопросы и задания на сравнение, классификацию, выяснение причин и взаимосвязей, обобщение. Третья группа вопросов заставляет учащихся практиковать знания. Здесь уместны разнообразные тренировочные упражнения. Основная часть заданий в рабочих тетрадях также направлена на практи-кование знаний. В заключение беседы делается вывод, который и составит новое знание.
Беседа может строиться индуктивно и дедуктивно. По законам индукции она строится при изучении нескольких сходных объектов, когда в заключение делается общий вывод. Такого же типа беседа применяется в начале изучения темы. Заключительные беседы по теме или уроку строятся чаще всего дедуктивно. В этом варианте исходным материалом является общее положение, которое знакомо учащимся. Они сначала формулируют это положение, затем подтверждают и развивают последнее дополнительными фактами. В заключение любой беседы делается вывод, который в индуктивной беседе составит новое, а в дедуктивной - обновленное знание.
Ценность этого метода в том, что учитель имеет возможность получать обратную связь об уровне познавательном и уровне развития большой группы учащихся за относительно короткое время, беседа активизирует деятельность учащихся, формирует коммуникативные качества, умения самоконтроля и самооценки путем сравнения уровней знаний своих и одноклассников. Однако этот метод дробит знания учащихся, затрудняет их обобщение и возможность целостного восприятия учебного материала, не приучает учащихся передавать научные знания в связной форме.
Объяснение - последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж к выполнению наблюдений, опытов, практических работ, к различного рода самостоятельным работам, в том числе с тетрадью, учебником, наглядными пособиями. Инструктаж может быть дан письменно и устно. Примером письменных инструкций могут служить задания в учебнике к практическим и лабораторным работам, инструктивные карточки, задания на доске.
Метод объяснения имеет свои достоинства, т. к. способствует формированию навыков учебного труда, практических умений и навыков, развивает мышление и внимание. В то же время он требует от
ученика большого напряжения внимания и мысли, поскольку в нем каждое последующее положение вытекает из предыдущего, связано с ним. Поэтому даже небольшой пропуск объяснения лишает ученика воспринять его в целом, а значит - последовательно и качественно выполнить работу.
Наглядные методы. Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Однако эти понятия не идентичны. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Функцию же метода наглядность выполняет тогда, когда становится основным источником знаний, приемов практических действий, развивающего и воспитывающего воздействия на ученика. Ученик, работая с наглядностью, самостоятельно ее анализирует, рассуждает и приходит к некоторым собственным выводам, докажем эту разницу на примере.
Наглядные пособия широко применяются при словесных методах. Учитель рассказывает или проводит беседу о каких-либо растениях, животных, процессах, протекающих в природе и т. п., а для большей конкретности подкрепляет слово демонстрацией наглядных пособий. Здесь наглядные пособия не являются основным источником информации, материалом для самостоятельных выводов, а лишь подкрепляют, конкретизируют слово, которое остается основным способом педагогического воздействия на ученика. В этом случае самостоятельная познавательная активность учащихся ограничена.
Наглядные пособия в наглядных методах являются источником самостоятельных рассуждений, обобщений, умозаключений. Эта задача решается поэтапно:
Присутствие самого объекта изучения в натуре или в изображении;
Определение вида деятельности ребенка с данным объектом путем системы целенаправленных заданий, которые могут быть даны устно, записаны на доске или карточках, указаны в учебнике и т. д. Вопросы и задания должны быть сформулированы так и предложены классу в такой последовательности, которая обеспечит как можно более детальное, всестороннее и последовательное исследование демонстрируемых объектов или явлений;
Наличие определенной продолжительности этапа самостоятельных исследований и оформление их в виде выводов;
Обсуждение частных выводов и формулировка обобщенного результата. На этом этапе полезно обращаться к уже изученным пособиям для уточнения каких-то деталей.
Таким образом, слово в наглядных методах выполняет иную роль, чем в словесных: здесь с помощью слова учитель руководит дея-
тельностью учащихся по анализу наглядных пособий, а слово выступает формой выражения выводов, обобщений, т. е. информации, полученной в ходе применения наглядных методов.
Применение наглядных методов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Ценно, что применение этих методов достаточно повышает активность учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность. Наглядность позволяет исключить вербализм в преподавании природоведения, создает хорошие условия для прак-тикования знаний. Велико и развивающее воздействие наглядных методов на ученика: они развивают эмпирическое мышление, без которого невозможно развитие мышления теоретического, совершенствуют речь, наблюдательность, умения самооценки и самоконтроля, творческое воображение, навыки учебного труда и т. д.
Трудности применения наглядных методов связаны, прежде всего, с наличием самих объектов для изучения и вспомогательного оборудования. Обеспечение учебного процесса натуральными наглядными пособиями затруднено из-за наличия серьезных экологических проблем. Выпуск изобразительных наглядных пособий требует дополнительных материальных затрат. Часто школы используют самодельные наглядные пособия, но они, как правило, не соответствуют ГОСТам, их трудно унифицировать, но это не означает их отрицания. Кроме того, применение самодельных наглядных пособий требует от учителя и учащихся определенных умений и навыков работы, соблюдения правил техники безопасности. Результаты учебного процесса достигаются за более продолжительное время, чем при использовании словесных методов. Дети испытывают определенные трудности в словесных выражениях.
Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении - способом практикования знаний.
Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте, облегчает формирование представлений об объектах и явлениях природы, которые по разным причинам не могут быть изучены в самой природе, создает возможности непосредственных контактов ребенка с живой природой. Важным условием успешности применения этого метода является обеспечение восприятия предмета или явления всеми учащимися и как можно большим количеством органов чувств. Для достижения этой цели объекты ставят на специальные подставки, создают особый фон, подсветку, используют вспомогательное оборудование, например проекционную аппаратуру. Мелкие объекты можно для показа
пронести по классу. Подвижные объекты, например мелких и средних животных, помещают в клетки, прозрачные емкости (стеклянные или полиэтиленовые банки, пробирки, аквариумы, террариумы).
Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью, с работой по тексту учебника. Первое из указанных условий позволяет ребенку увидеть данный объект во взаимоотношениях со средой обитания, получить дополнительную информацию о повадках, способах проявления каких-то жизненных процессов и т. п. Второе - находить нужные термины, составлять формулировки и т. д. Например, на уроке на тему «Растения и животные поля» с помощью гербария дети изучают морфологические особенности сорняков. А таблица «Поле» и соответствующий рисунок в учебнике позволяют понять отрицательное влияние сорняков на культурные растения: сорняки растут среди культурных растений, затеняют последние, берут из почвы часть (нередко значительную) воды и минеральных питательных веществ, а значит, снижают урожай основной культуры.
Применение метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет большое значение при изучении природоведения. Оно также позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях природы. Это особенно важно в тех случаях, когда природный объект невозможно представить детям в натуре из-за его размеров, соображений экологии или по другим причинам. Ценность этого метода состоит еще и в том, что он дает возможность изучать объекты природы в окружающей их среде, во взаимосвязях с этой средой.
По изобразительным наглядным пособиям можно изучать процессы, протекающие в природе. Вместе с тем применение этого метода не всегда позволяет формировать точные правильные представления об изучаемых объектах, явлениях. В изображениях нередко упускаются какие-то детали, например в схеме развития растения из семени упущены значительные периоды из естественного хода развития растения. В ряде случаев невозможно передать точные размеры объектов, например изобразить крупных животных в их натуральную величину; изобразить весь объект целиком, например природные зоны, природные ландшафты и т. п. Поэтому в изобразительных наглядных пособиях приходится использовать дополнительные приемы, чтобы добиться в максимально возможной степени формирования точных, полных знаний. Так, представление о естественных размерах объектов, изображенных в каком-то наглядном пособии, можно усилить путем сравнения его со знакомыми детям объектами. Знания о природных зонах, ландшафтах и т. п. можно формировать путем сочетания нескольких наглядных пособий.
Например, чтобы формировать более или менее целостное представление об особенностях природы тундр, детям дается ландшафтное изображение тундры, позволяющее составить общее о ней представление, а для конкретизации - изображения отдельных объектов тундры: растений, животных, быта и труда людей и т. п. Полезно сочетать статичные и динамичные наглядные пособия, демонстрации наглядных пособий с рисунком на доске и в тетрадях, с краткими записями.
Как и в случае изучения природы по натуральным наглядным пособиям, при демонстрации изобразительных наглядных пособий важно обеспечить их восприятие всеми учащимися класса и возможно большим количеством органов чувств. Очевидно, что наибольшая роль в этом методе принадлежит зрению, но возможно и подключение слуха, например при демонстрации звукозаписей, кино- и видеофильмов. В применении этого метода немалую роль играют и вспомогательные средства: подставки, крепления, дополнительное освещение, технические средства обучения и т. п.
Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент.
Этот метод имеет огромное значение в преподавании начального естествознания, так как наглядно позволяет изучить объект или явление, что в естественных условиях затруднено или даже невозможно. Например, в естественных условиях трудно наблюдать весь процесс круговорота воды. Опыт же позволяет увидеть его за достаточно короткий промежуток времени. Другой пример. В природе довольно распространено размножение растений корнями (корневая поросль). Увидеть этот процесс в естественных условиях практически невозможно. Последнее успешно решается в специально поставленном опыте. Лучшим материалом для успешного выполнения этого опыта являются корневые черенки малины. Демонстрация опытов положительно влияет на развитие исследовательских навыков. Вместе с тем опыт требует от учителя большей, чем при использовании словесных методов, подготовительной работы, знаний и умений соблюдать правила безопасного труда.
Опыты могут быть кратковременными, проведенными за один урок, но могут быть и длительными. В приведенных выше примерах опытов один из них - кратковременный, другой - длительный. В первом случае вывод, новое знание формируется на этом же уроке. Во втором случае либо на уроке демонстрируется результат заранее заложенного опыта, либо на данном уроке опыт только закладывается. Значит в длительных опытах вывод, новое знание формируется
по истечении какого-то промежутка времени. Иногда для получения более полной, достоверной информации опыт ставят в нескольких вариантах. Например, чтобы убедиться, что для размножения картофеля необходимо брать части клубня с глазками, надо высадить части клубня с глазками и без глазков. Причем части клубня могут быть в одном варианте с несколькими глазками, в другом - с одним.
Как и применительно к двум предыдущим наглядным методам, успешному использованию метода демонстрации опытов будет способствовать четкое определение содержания и системы деятельности ребенка на всех этапах: наличие объекта для изучения (в данном случае наличие установки для опыта), заданий для изучения, самостоятельной работы и этапа обсуждения выводов. Опыты полезно сочетать с графическими работами на доске, в тетрадях. Иногда для уточнения каких-то деталей, более полного понимания сущности явления возможны повторы опыта в целом или отдельных его фрагментов.
Итак, во всех наглядных методах наглядность выступает как самостоятельный источник знаний. Эти методы широко сочетаются со словесными методами обучения, но слово здесь выполняет вспомогательную роль.
Практические методы. В истории становления и развития начального естествознания эти методы были разработаны и стали применяться позднее словесных и наглядных. Применение наглядных методов в преподавании было шагом вперед по сравнению с чисто словесным. Но проводимые исследования все больше убеждали, что при применении наглядных методов ребенок остается в значительной степени пассивным созерцателем, в то время как для него свойственна активная деятельность. Поэтому необходимы такие методы, которые бы превратили учащихся в деятелей, исследователей, творцов, работников. Так возникли практические методы. При их применении объекты, явления, приборы передаются в руки самих учащихся для их самостоятельных исследований.
Практические методы преподавания имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики - деятельно-стный подход и гуманизация процесса обучения. Ребенок из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности, что в наибольшей степени отвечает его природе. Кроме того, именно субъектная позиция ребенка является характерной чертой развивающего обучения. Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую и практическую познавательную деятельность учащихся,
развивая их мышление, практические умения и навыки, навыки учебного труда. Велика роль практических методов в обеспечении первого - эмпирического и третьего - практикования знаний этапа формирования и развития природоведческих понятий.
Вместе с тем ряд моментов затрудняют применение этих методов. Они требуют не одного - двух наглядных пособий, а целые наборы раздаточного материала. Часто работа с последним сопровождается применением вспомогательного оборудования, которое также надо иметь по числу раздаточных наборов. Требуются специальные устройства для хранения всего этого материала. Применение практических методов требует от учителя особой организации урока, поскольку руководство самостоятельной практической работой учащихся довольно сложно. Длительнее, чем при применении словесных и наглядных методах, процесс получения конечных результатов обучения.
В практике преподавания практические методы реализуются поэтапно.
1. Учащиеся получают предмет для изучения. В отличие от наглядных методов предмет для изучения передается непосредственно ученику. У разных учащихся могут быть разные, хотя и однотипные предметы.
2. Задания, определяющие вид деятельности учащихся с полученными предметами. В отличие от наглядных методов, где все учащиеся получают одинаковые задания, в практических методах возможна определенная индивидуализация заданий, а значит и деятельности детей. Последнюю в известной мере дети могут определить сами через самостоятельное составление плана деятельности.
3. Самостоятельная исследовательская работа. Здесь она более разнообразная, сложная и продолжительная, чем при применении двух первых групп методов.
4. Обсуждение выводов. При практических методах, по сравнению с наглядными, точки зрения детей чаще всего бывают более разнообразны, даже противоречивы, поэтому нередки дискуссии. Следовательно, здесь обсуждение бывает более активным, нередко требует дополнительного изучения объектов. Последнее вызывает необходимость возврата к этапу самостоятельных исследований.
5. Формулировка выводов.
Формы организации деятельности учащихся, в которых чаще всего применяются практические методы, - это экскурсии, предметные уроки, а внутри урока отдельные практические и лабораторные работы, игры. В частности, игры могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными. Среди практических методов различают характерные их виды.
У Аквилева. Методика
Метод, распознавания и определения признаков. Действие этого метода основано на анализе внешних морфологических и частично анатомических особенностей предметов и явлений. Применяется метод при работе с раздаточным материалом, когда возникает необходимость составить характеристику предметов, явлений, выделить их признаки, определить место данного предмета, явления в системе сходных, аналогичных. Применение метода распознавания и определения признаков обычно сочетается с использованием инструктажа. Инструктаж может быть написан на доске, роздан написанным на карточках или взят как инструкция к работе из учебника.
Примером применения метода распознавания и определения признаков может быть изучение внешнего строения растения в ходе практической работы. На столы учащимся раздаются экземпляры растений с хорошо выраженными частями. При этом разным учащимся или разным их группам могут быть предложены для изучения разные растения.
Другой пример. При формировании умения читать карту организуется практическая работа. Здесь метод распознавания и определения признаков позволяет вырабатывать умение распознавать географические объекты с помощью условных знаков, получить знание о распределении этих объектов на Земле. Данный метод применяется при изучении устройства термометра, свойств воды, почвы, полезных ископаемых и т. п. Этот метод широко применяется на экскурсиях и в процессе выполнения самостоятельных наблюдений.
Наиболее широко применяемым практическим методом в процессе изучения природоведения является метод наблюдений. Учитывая особую важность данного метода на начальном этапе естественнонаучного образования, характеристику его выносим в самостоятельный параграф (см. с. 135-140).
Эксперимент, или опыт, как метод обучения применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Эксперимент применяется и тогда, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, сколько бы мы не рассматривали почву, мы не обнаружим в ней воздух. Для обнаружения в почве последнего ее надо опустить в воду. Вода будет вытеснять находящийся в почве воздух, который пойдет через воду в виде пузырьков. Так учащиеся убеждаются в наличии в почве воздуха.
Другой пример. Чтобы убедиться, что растения могут размножаться черенками, необязательно вести длительные наблюдения в природе и ждать, когда в ней это произойдет. Можно специально
отделить черенок от какого-то растения и посадить его для укоренения в специально созданную среду. И. П. Павлов писал, что наблюдение собирает то, что предлагает природа, а эксперимент позволяет нам брать то, что мы хотим. Этот метод реализуется в опытах. Он требует специального оборудования. По своему содержанию эксперимент богаче наблюдения, дает более убедительные данные по выявлению сущности явления, причинно-следственных связей, а, следовательно, и к выяснению естественнонаучных закономерностей.
Эксперимент может быть кратковременным и длительным. Длительный эксперимент выходит за рамки урока и завершается или, наоборот, закладывается во внеурочное время. Кратковременный опыт выполняется за короткий промежуток времени и обычно не выходит за рамки урока. Первый из приведенных выше опытов является кратковременным, второй - длительным. Из других кратковременных опытов можно назвать опыты по изучению некоторых свойств воды (прозрачность, текучесть, способность воды растворять некоторые вещества и др.), почвы (наличие в почве воды, минеральных солей), изменения высоты столбика жидкости в термометре при изменении температуры окружающей среды и т. п. Примерами других длительных опытов являются изучение условий замерзания воды, ее испарения, развития растения из семени и др. Эти опыты могут закладываться на уроке, тогда их результат демонстрируется через какое-то время, что требует предварительного повторения уже пройденного материала. Опыт может закладываться заранее с таким расчетом, чтобы его результат совпал с моментом изучения соответствующего материала. В этом случае дети выполняют опыт «вслепую». Его осознание приходит позднее.
Особое место занимают опыты, проводимые на учебно-опытном участке. Они, как правило, длительные и, нередко, занимают весь вегетационный период. В таких опытах должен быть контроль и опыт. Растение или животное ставятся в них в одинаковые условия кроме одного, испытуемого. Например, в эксперименте требуется изучить влияние глубины заделки семян на появление всходов растений. Для проведения данного опыта выделяются две одинаковых по площади, плодородию почвы, освещенности делянки. Берутся семена одного растения, например, фасоли, которые высеваются на обеих делянках в одно и то же время. В дальнейшем за растениями одинаково ухаживают. Различие заключается только в одном: на контрольной делянке семена фасоли высаживаются на нормальную глубину, а на опытной - либо более мелко, либо более глубоко, в зависимости от того, какую конкретно цель ставят в опыте.
Во время любого опыта очень важно вести тщательные наблюдения, выполнять необходимые измерения, подсчеты, полезно вести
9* |
соответствующие записи в специальных тетрадях отдельно по контролю и опыту, располагая их в параллельных графах единой таблицы. Это облегчает сравнение результатов и их обобщение. Приведем примеры других подобных опытов. В связи с изучением материала о развитии растения из семени можно поставить опыт по изучению влияния густоты посева семян на внешний вид растений или на их урожай. По теме «Растения и животные сада» можно поставить опыт по изучению влияния прищипки верхущек побегов малины первого года жизни на урожай ягод. Результат этого опыта будет получен только в следующем году. Интересным для детей и вполне доступным является опыт по изучению влияния совместных посадок картофеля и бобовых (фасоль, бобы) на распространение колорадского жука.
Как видим, действие метода эксперимента основано на проведении учащимися исследовательской работы, которая имеет сходство с научно-исследовательской работой ученого. Это сходство состоит в общем направлении логического процесса. И ученый, и школьник ведут наблюдения за предметами и явлениями в естественных измененных условиях, сравнивают данные между собой, дают объяснение происходящему, делают обобщающие выводы. Эти выводы в том и другом случае являются открытиями. Только открытия ученых - действительно открытия, которые обогащают науку. Открытия учащихся - это открытия для себя. Как правило, в науке эти открытия уже сделаны. Понятно также, что процесс исследований ребенка по сравнению с научным укорочен, упрощен, из него упускаются многие детали, промежуточные поиски, ошибочные пробы. И, наконец, ученый чаще всего самостоятельно выполняет свои исследования, сам ставит его цели, разрабатывает методику. Ученик же выполняет эту работу значительно менее самостоятельно. Его исследованием руководит учитель, ориентируясь на учебные цели.
Эксперимент как метод обучения имеет огромное значение в учебном процессе. Наряду с другими практическими методами он обеспечивает эмпирический уровень познания, но, в отличие от других методов, вызывает более активную мыслительную деятельность. Он развивает исследовательские навыки у учащихся, их творческие способности, самостоятельность, самоконтроль, целеустремленность и т. п. Отрицательными сторонами этого метода является то, что выполнение его часто сопряжено с применением дополнительного оборудования, соблюдением определенных норм и правил, процесс получения нового знания замедлен в значительно большей степени, чем при применении других методов.
В учебном процессе по предметам естественнонаучного цикла широко применяется метод моделирования. Название его произошло от
слова «модель», определение которого неоднозначно. Так кибернетик Н. М. Амосов определяет модель как систему, в которой отношения между элементами отражают другую систему. Философ В. А. Штофф под моделью понимает такую мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
Модели бывают материальные (вещественные) и идеальные (умозрительные, мысленно построенные). К материальным моделям относятся глобус, модель термометра, цветка, сердца и т. п. Среди идеальных моделей выделяют модели образные и знаковые. Эти модели создаются мысленно на основе анализа реальной действительности. Чтобы их сохранить, сделать достоянием других, они переносятся на бумагу, доску, компьютер и т. п. в виде знаков, рисунков, схем, таблиц, диаграмм и т. д. Примером знаковых моделей являются условные знаки для обозначения погоды, природоохранные знаки, условные знаки плана и карты и др. Образные модели строятся из чувственно-наглядных элементов. Таковы, например, схемы круговорота воды в природе, развития растения из семени, цепочки связей отдельных компонентов природы между собой, различного рода инструктивные рисунки (правила ухода за комнатными растениями, изготовление фильтра и др.).
Однако не следует путать модель как наглядное пособие и моделирование как метод обучения. Если на урок принесена готовая модель, заранее начерченная схема, то здесь мы имеем дело с моделью как наглядным пособием. Моделирование выполняет функцию метода, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете, явлении. Так, в практике преподавания начального естествознания можно применить моделирование детьми в ходе практической работы из песка, глины, пластилина и других материалов с применением красок форм поверхности, различных видов водоемов, фрагментов сообществ; в тетрадях учащиеся сами создают (вычерчивают) модели направлений сторон горизонта, модели местности или пути движения в виде плана, схемы развития растения из семени, круговорота воды в природе, образования родника и др.
Каково же значение моделирования в учебном процессе? Почему вместо самого объекта или явления нужно брать его модель? Часть изучаемых объектов, а тем более явлений природы нельзя принести в класс для изучения. В этом нетрудно убедиться, если проанализировать перечисленные выше модели. Модель дает более полное представление об объекте или явлении, чем таблица. В самом
деле, таблица дает плоскостное изображение, а большинство моделей - объемное. При моделировании создается объект, в котором исследуемые стороны оригинала могут быть изучены значительно легче, чем при непосредственном его наблюдении. Моделирование сокращает процесс исследования каких-то длительно протекающих процессов. Так, совсем не обязательно наблюдать весь процесс развития растения из семени, который может длиться в течение целого вегетационного периода. Достаточно выбрать отдельные его этапы и, создав модель-схему, получить соответствующее знание. Аналогичное можно сказать и о круговороте воды в природе. Следующей существенной положительной стороной моделирования является то, что этот метод, как равно и другие практические методы, исключает формальную передачу знаний учащимся; изучение объекта, явления протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка. Ведь всякая модель представляет собой единство чувственного, наглядного и логического, конкретного и абстрактного. Очевидно, что применение метода моделирования развивает мышление и творческие способности ребенка. Важно также, что в процессе познавательного процесса с помощью моделирования работают разные анализаторы, что способствует развитию сенсорной сферы детей.
Вместе с тем, модели строятся по принципу эффективных упрощений. Модель при этом отражает объект или явление в обобщенном виде, упуская какие-то подробности, детали и, напротив, усиливая существенные стороны. Поэтому в них возможно некоторое несходство с оригиналом. Таким образом, ученик как бы не дополучает какую-то информацию. Однако чаще всего эта информация не оказывает существенного отрицательного влияния на знания о данном объекте, явлении. Например, знание о том, что развитие растения от семени до семени представляет собой последовательный процесс, не будет менее качественным, если ученик проследит отдельные этапы и не будет фиксировать появление, например, каждого нового листочка. Но в этом и большая ценность модели, так как она позволяет давать знания, исключив многочисленные сходные между собой элементы. К недостаткам следует отнести и необходимость иметь в наличии материалы, определенное оборудование, знать и соблюдать правила гигиены. У младших школьников еще слабы и практические умения и навыки, что может отразиться на качестве создаваемой модели, ее эстетичности.
Сочетание методов обучения. В практике преподавания разные методы редко применяются в чистом виде. Как правило, они используются в различных сочетаниях. Трудно представить применение наглядных и практических методов без слова. С другой стороны,
чисто словесное преподавание может сформировать преимущественно формальные знания, действия по образцу, что отрицательно сказывается на развитии личности ребенка. Другим важным моментом необходимости сочетания методов является то, что они способны нивелировать отрицательные стороны друг друга и усиливать положительные. В самом деле, слабая наглядность словесных методов компенсируется применением наглядных и практических методов. Замедленный процесс получения знаний, который имеет место при применении наглядных и, в особенности, практических методов может быть ускорен словесными методами.
В психологии существуют различные классификации методов исследования. Рассмотрим классификацию, критерием которой является исследовательская задача.
1) Задачу выявления и описания психологических фактов решают наблюдение, беседа (анкета, опрос, интервью), метод изучения продуктов деятельности (изучение документов, контент-анализ).
2) Более сложную задачу изучения закономерностей, то есть выявления наличия устойчивой повторяющийся связи решает эксперимент (лабораторный и естественный).
3) Задачу выявления механизмов, т.е. причинно-следственных отношений, в психологии решает формирующий эксперимент (преобразующий эксперимент, экспериментально-генетический метод).
Наблюдение – систематическое, целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие психических явлений в естественных условиях повседневной жизни. Данный метод является одним из наиболее доступных и широко применяемых в психологии. При проведении наблюдения необходимо соблюдать определённые условия.
1. Перед любым наблюдением формулируется цель: какое психическое проявление будет изучаться.
2. В зависимости от цели исследования выбирается объект (человек соответствующего пола и возраста) и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение.
3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни объекта исследования. Для этого следует предварительно познакомиться с группой, где будет проводиться наблюдение, адаптироваться в этой среде за 2–3 дня. Тогда наблюдаемые ведут себя раскованно и естественно.
4. С целью сохранения естественных условий исследователь не вмешивается в деятельность объекта изучения, который не знает, что за ним наблюдают.
5. Необходимо помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отношении объекта наблюдения сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать своё внимание на отрицательных фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.
6. Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за объектом исследования наблюдают не менее 2–3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений.
7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных в протоколе. Следует производить «фотографическую» запись всех психологических фактов, не искажая и не изменяя их. Лист протокола, как правило, делится на две части. В первой части записываются наблюдаемые факты, а во второй – их возможная интерпретация (т.е. толкование).
Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:
· не зная о том, что он – объект исследования, человек ведёт себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;
· исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом, каждый факт воспринимает как её часть;
· наблюдение не ограничено возрастом: ведётся за всеми видами деятельности и поведением человека любого возраста.
Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков :
· наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений;
· исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность объектов наблюдения. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;
· с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним человеком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно произойдёт;
· в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;
· при наблюдении и обработке данных возможна некоторая субъективность. Наблюдатель в духе своих ожиданий может приписать человеку несвойственные ему мысли и чувства;
· без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты. Производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации (т.е. в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса). Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для неё. Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать человеку ответ.
2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задаёт их всем опрашиваемым в строго определённом порядке, добиваясь развёрнутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
3. Беседа проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении.
4. Перед проведением беседы необходимо выбрать объект исследования и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить с ним на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер «выспрашивания». Очень важно, чтобы исследователь показал человеку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.
5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон, диктофон). Допускается разделение функций исследователя и протоколиста. Ответы опрашиваемого, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.
Достоинствами беседы являются:
· возможность одновременно исследовать многие стороны психики человека;
· возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном человеке, так и о группе;
· исследователь более активен, чем в наблюдении, так как задаёт вопросы;
· возможность повторного проведения с целью выяснения изменений (например, возрастных);
· возможность применения на разных стадиях исследования.
Метод беседы имеет и недостатки :
· проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с респондентом, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;
· возрастные ограничения в применении беседы. Ребёнок не всегда может дать отчёт о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.
Опрос – беседа со стандартным набором вопросов . Опрос может проводиться в устной и письменной форме:
1) интервью – способ получения психологической информации с помощью устного опроса ;
2) анкетирование (фр. enquête – список вопросов)– получение информации в виде письменных ответов респондентов на заранее сформулированные вопросы.
Метод анализа продуктов деятельности. В качестве продуктов деятельности могут рассматриваться различные документы, сочинения, дневники, рисунки, другие творческие работы и т.п.
Достоинства данного метода:
· возможность за короткое время собрать достаточно большой фактический материал как у одного человека, так и у группы лиц;
· при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики исследуемых;
· возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;
· так как результат психической деятельности воплощён в материальном продукте, этот предмет может оценить бесконечное количество людей (экспертная оценка);
· материальный продукт может храниться долго;
· сохранение естественности в проявлении психологических особенностей объекта изучения, который не знает о том, что с ним проводится исследование.
Недостатки метода анализа продуктов деятельности:
· его можно применять только тогда, когда ребёнок уже начал овладевать определённым видом деятельности;
· обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.
При изучении документов используется особый приём, получивший название «контент-анализ» (буквально – «анализ содержания»). Это достаточно формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы». Затем подсчитывается частота их употребления. Этот метод есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, анализирует многочисленные тексты. На практике контент-анализ в психологии применяется в исследованиях в области массовых коммуникаций.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какая-либо психологическая закономерность . В психологии различают два основных вида эксперимента:
· лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных;
· естественный эксперимент – в этом случае испытуемый не знает, не догадывается , что он участвует в исследовании (испытуемый выполняет привычную деятельность, а экспериментатор для него – знакомый человек).
Для обоих видов существуют некоторые общие правила: экспериментатор планомерно манипулирует одной или несколькими независимыми переменными (это причина) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта, т.е. следит за изменением зависимых переменных (это следствие). Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:
1. Эксперимент, как и все методы исследования, нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта.
2. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике.
3. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование.
4. Необходимо заранее составить и выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения эксперимента. Причём нужно помнить, что инструкция должна быть понятна испытуемым.
5. Перед тем как проводить эксперимент, необходимо выбрать испытуемого и установить с ним дружеские, доверительные отношения. Исследователь должен расположить испытуемого к себе, чему сопутствуют непринуждённый, спокойный разговор, улыбка, одобряющие жесты. Нельзя подчёркивать необычность, исключительность ситуации, занимать позицию проверяющего. Целесообразно придать процедуре эксперимента характер обычного доброжелательного общения. Материалы методики нельзя использовать для установления контакта.
6. На успехи и неудачи испытуемого во время проведения эксперимента необходимо реагировать сдержанно и ровно, если иное не предусмотрено методикой исследования.
7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям испытуемого.
8. Эксперимент, проводимый с ребёнком, не должен быть очень длительным. Как правило, он ограничивается 15 - 20 минутами, если другое время не предусмотрено методикой исследования. Причём, чем младше ребенок, тем короче должно быть исследование.
9. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, например, менять инструкцию. Необходимо добиваться того, чтобы испытуемый понял и принял инструкцию. Она может повторяться 2–3 раза без изменений, но пояснять её нельзя, если это не предусмотрено методикой исследования. Всем испытуемым задания нужно предъявлять строго единообразно, с одинаковой интонацией, силой голоса, не акцентируя какие-либо слова, кроме специально оговорённых случаев.
10. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист. Важно, чтобы последний находился вне поля зрения испытуемого, но сам мог его хорошо видеть и слышать. В протоколе он фиксирует поведение, речь и эмоциональные реакции испытуемого в соответствии с предусмотренными методикой исследования критериями. Особо подчеркнём, что речь детей записывают с сохранением всех её особенностей, без исправления грамматических и других ошибок. Функции протоколиста, таким образом, состоят в том, чтобы точно зафиксировать психологические факты, функции экспериментатора – в том, чтобы провести исследование.
Эксперимент имеет ряд достоинств:
· активная позиция исследователя (он не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путём создания соответствующих условий);
· эксперимент можно повторить, т.е. ещё раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально полученные данные;
· эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;
· эксперимент – более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся чёткие критерии фиксации и обработки данных;
· значительно облегчён способ фиксации данных, поскольку изучаемое явление отделено от целого ряда жизненных обстоятельств;
· анализ протокола эксперимента строится в соответствии с заданной методикой последовательностью. Анализ полученных фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут количественной обработке.
Кнедостаткам эксперимента относятся следующие:
· эксперимент требует длительной и тщательной подготовки. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов;
· исследователь включается в общение с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Мысленная модель может повлиять на полученные факты;
· не создаётся целостное представление о психике испытуемого;
· при проведении лабораторного эксперимента может исчезать естественность в психических проявлениях испытуемого.
Формирующий эксперимент – метод прослеживания изменений в психике человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого . Изучив механизмы, мы способны моделировать явление и активно управлять им.
Этапы формирующего эксперимента:
1) констатирующий этап (в нём участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых);
2) формирующий этап (участвует только экспериментальная группа испытуемых);
3) контрольный этап (участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых).
На констатирующем и контрольном этапах используются одни и те же методы исследования, что дает возможность сравнивать результаты этих этапов между собой, на основании чего делать выводы об изменениях исследуемых характеристик в результате формирующих влияний.