Конкурентные переговоры. Требования к участникам конкурентных переговоров и порядок их проведения Конкурентные переговоры

Статья 42. Конкурентные переговоры

1. Размещение заказа путем проведения конкурентных переговоров осуществляется при закупке сложной продукции или закупки в сложных ситуациях, когда заказчик в силу каких-либо причин неспособен или не считает целесообразным четко и ясно установить требования к закупаемой продукции или к условиям заключаемого договора.

2. Конкурентные переговоры могу быть открытыми и закрытыми. При проведении закрытых конкурентных переговоров применяются положения настоящей главы с учетом положений статьи 13 настоящего Положения.

3. Конкурентные переговоры не являются разновидностью торгов. Решение о возможности осуществления закупки путем проведения конкурентных переговоров принимается в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 9 настоящего Положения.

Статья 43. Порядок проведения конкурентных переговоров

1. Порядок проведения конкретных конкурентных переговоров устанавливается в приглашении к участию в конкурентных переговорах и в закупочной документации в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Конкурентные переговоры проводятся в следующей последовательности:

1) приглашение к участию в конкурентных переговорах;

2) предоставление закупочной документации потенциальным участникам конкурентных переговоров;

3) подготовка потенциальными участниками конкурентных переговоров своих заявок на участие в конкурентных переговорах;

4) разъяснения закупочной документации, внесение изменений в закупочную документацию;

5) проведение конкурентных переговоров;

6) отбор участников конкурентных переговоров, оценка заявок и выбор победителя;

7) выполнение завершающих процедур.

3. Приглашение к участию в конкурентных переговорах размещается организатором закупки на сайте общества и официальном сайте не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурентных переговорах. Приглашение к участию в закрытых конкурентных переговорах должно быть сделано так, чтобы все приглашенные к участию в закрытых конкурентных переговорах лица в разумный срок узнали бы об их проведении.

4. Организатор закупки вправе дополнительно опубликовать приглашение к участию в конкурентных переговорах в любых средствах массовой информации, в том числе – в электронных.

5. В приглашении к участию в конкурентных переговорах должны быть указаны сведения, предусмотренные частью 7 статьи 6 настоящего Положения.

6. В приглашение к участию в конкурентных переговорах и закупочную документацию могут быть внесены изменения не позднее, чем за 5 (пять) календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурентных переговорах. Изменение предмета конкурентных переговоров не допускается.


7. Изменения приглашения к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации размещаются на сайте общества и официальном сайте в течение 3 (трех) календарных дней со дня принятия решения о внесении таких изменений и направляются в письменной форме или в форме электронного документа одновременно всем потенциальным участникам, официально получившим приглашение и закупочную документацию.

8. Заказчик вправе отказаться от проведения конкурентных переговоров не позднее, чем за 5 (пять) календарных дней до дня окончания срока подачи заявок, если иной срок не установлен в приглашении к участию в конкурентных переговорах. Извещение об отказе от проведения конкурентных переговоров размещается на сайте общества и официальном сайте в течение 3 (трех) календарных дней со дня принятия решения об отказе от проведения конкурентных переговоров.

9. Закупочная документация предоставляется организатором закупки в течение всего периода со дня публикации приглашения до дня окончания приема заявок на участие в конкурентных переговорах по запросам потенциальных участников конкурентных переговоров, направляемым в письменной форме либо в форме электронного документа. Закупочная документация должна быть предоставлена по запросу любого потенциального участника конкурентных переговоров.

10. Приглашение к участию в конкурентных переговорах и закупочная документация должны содержать все установленные организатором закупки требования и условия участия в конкурентных переговорах, требования к заявке на участие в конкурентных переговорах, указание на сроки и, при необходимости, места проведения процедур конкурентных переговоров. Применение в рамках конкурентных переговоров требований или процедур, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, условиями приглашения к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации, не допускается.

11. Заявки на участие в конкурентных переговорах, представляемые потенциальными участниками конкурентных переговоров, должны соответствовать требованиям закупочной документации.

12. Потенциальный участник конкурентных переговоров вправе направить организатору закупки запрос разъяснений закупочной документации. Организатор закупки обязан ответить на запрос в письменной форме или в форме электронного документа, направив копию ответа с указанием сути вопроса (но без указания наименования или адреса потенциального участника конкурентных переговоров, задавшего данный вопрос) одновременно всем потенциальным участникам, официально получившим закупочную документацию. Ответ на запрос разъяснений закупочной документации направляется потенциальным участникам и размещается на сайте общества и официальном сайте в течение 3 (трех) календарных дней со дня поступления запроса.

13. Переговоры проводятся уполномоченным органом организатора закупки по его усмотрению отдельно с каждым из участников либо совместно со всеми участниками по истечении установленного срока подачи заявок в соответствии с графиком проведения переговоров, установленным организатором закупки. Переговоры могут вестись в отношении любых требований организатора закупки и любых предложений участника касательно свойств и характеристик продукции, стоимости продукции и условий ее поставки и оплаты, условий и формы договора. Переговоры протоколируются, протокол подписывается уполномоченным органом и представителем участника конкурентных переговоров.

14. Отбор участников конкурентных переговоров проводится из числа потенциальных участников конкурентных переговоров, заявки которых были получены в установленные сроки и с которыми были проведены конкурентные переговоры. В рамках отбора организатор закупки проверяет поданные заявки на участие в конкурентных переговорах (с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров) на соответствие установленным требованиям и условиям приглашения к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации, в частности:

1) наличие и оформление требуемых документов;

2) соответствие предлагаемой продукции и предлагаемых условий договора;

3) соответствие потенциального участника.

15. В случае если заявка потенциального участника конкурентных переговоров (с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров) или сам потенциальный участник не отвечают какому-либо из вышеуказанных требований, его заявка отклоняется.

16. В случае если заявка потенциального участника и сам участник переговоров соответствует всем вышеуказанным требованиям, данный потенциальный участник признается участником переговоров, при этом его заявка (с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров) подлежит дальнейшей оценке. Решение об отклонении заявок или об оценке принимается уполномоченным органом и оформляется протоколом. Всем потенциальным участникам конкурентных переговоров незамедлительно сообщается о принятом в их отношении решении в письменной форме или в форме электронного документа.

17. В случае, если по итогам отбора участником конкурентных переговоров признан только один потенциальный участник или ни одного потенциального участника (в том числе в случае, когда на конкурентные переговоры не было подано ни одной заявки), конкурентные переговоры признаются несостоявшимся.

Статья 44. Оценка заявок на участие в конкурентных переговорах и порядок заключения договора по результатам оценки

1. Оценка заявок на участие в конкурентных переговорах осуществляется с учетом зафиксированных в протоколе переговоров результатов переговоров с данным участником в соответствии с процедурами и критериями, установленными в приглашении к участию в конкурентных переговорах и закупочной документацией. Критерии оценки заявок на участие в конкурентных переговорах могут касаться:

1) стоимости предлагаемой продукции, рассматриваемой либо непосредственно, либо с учетом издержек заказчика при принятии данного предложения (например, цена плюс расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт, требуемые дополнительные затраты и т.д.);

2) экономической, технической, организационной, финансовой, юридической привлекательности заявки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика (включая предлагаемые договорные условия);

3) надежности участника и заявленных соисполнителей (субподрядчиков), исходя из опыта работы участника, его деловой репутации, наличия у него материально-технических, производственных, кадровых, финансовых, информационных ресурсов.

2. Если это предусмотрено в приглашении к участию в конкурентных переговорах, организатор закупки вправе отказаться от их проведения в определенный этим приглашением срок до подведения итогов конкурентных переговоров.

3. По результатам оценки заявок на участие в конкурентных переговорах уполномоченный орган ранжирует заявки (присваивает места) по степени уменьшения привлекательности заявок, начиная с самой привлекательной и заканчивая наименее привлекательной. Победителем конкурентных переговоров признается участник, заявке на участие в конкурентных переговорах которого присвоено первое место. Решение уполномоченного органа оформляется протоколом.

4. В день выбора победителя организатор закупки направляет победителю конкурентных переговоров сообщение заказным письмом, телеграммой или в форме электронного документа о выборе его победителем и сроках подписания договора.

5. Протоколы, составленные в процессе конкурентных переговоров, размещаются на сайте общества и официальном сайте в течение 3 (трех) календарных дней после их подписания.

6. В случае отказа победителя конкурентных переговоров от заключения договора, право на заключение которого являлось предметом конкурентных переговоров, организатор закупки вправе заключить договор с участником конкурентных переговоров, занявшим второе место, а при его отказе заключить договор – с занявшим третье место и так далее.

7. Договор, право на заключение которого являлось предметом конкурентных переговоров, подписывается заказчиком и победителем конкурентных переговоров в течение установленного в приглашении к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации срока. Условия такого договора определяются согласно приглашению к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации с одной стороны, и заявке на участие в конкурентных переговорах, с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров, с другой стороны.

8. После подписания договора, право на заключение которого являлось предметом конкурентных переговоров, отказа всех участников конкурентных переговоров подписать договор или признания конкурентных переговоров несостоявшимся, организатор закупки должен сделать уведомление о результатах конкурентных переговоров в том же порядке, в каком делалось приглашение к участию в конкурентных переговорах. В уведомлении о результатах конкурентных переговоров должно быть указано, как именно завершились конкурентные переговоры, а если по итогам конкурентных переговоров был заключен договор – наименование и адрес такого участника и общая стоимость продукции по данному договору.

Конкурентные переговоры – это вид торгов, которые имеют несколько отличительных особенностей. Практически каждая компания, стремящаяся снизить свои расходы, принимает участие в торгах. На сегодняшний день активно развиваются электронные торги на различных электронных площадках, в том числе и государственные торги, которые считаются наиболее выгодными и гарантирующими постоянные и стабильные заказы. Если компания ищет поставщиков сырья, комплектующих, запасных частей и прочего, то участие в торгах может обещать очень выгодные покупки.

Однако все торги, как электронные, так и реальные, требуют довольно большого объема времени. Это подготовка к торгам – сбор документов, технических, финансовых, юридических, предоставление гарантий и многое другое. А если поставка по выгодной цене нужна в короткие сроки? Вот тогда и приходит на помощь такой инструмент, как конкурентные переговоры. Это своеобразный ускоренный вариант поиска поставщика на самых выгодных условиях.

Цели и порядок организации конкурентных переговоров

Итак, конкурентные переговоры – это способ найти поставщика товара или услуги в результате переговоров с различными компаниями (конкурентами). В результате таких переговоров выбираются наиболее выгодные условия, эффективные предложения, которые вносятся в условия контракта. Переговоры считаются состоявшимися, если нашлось минимум два участника, с победителем конкурентных переговоров заключается договор, чаще всего это происходит сразу же, после чего начинается работа. Ведь главная причина проведения конкурентных переговоров – нехватка времени на полноценные торги.

Иногда победителями таких переговоров становятся две или несколько компаний. Это происходит в том случае, если условия предлагаются примерно одинаковые, а объем требуемого сырья настолько велик, что одна компания быстро столько поставить не может. Кроме того, в результате таких переговоров отлично пополняется база поставщиков, и это позволяет и в будущем использовать момент конкуренции для получения более выгодной цены на необходимый товар или услугу.

На конкурентных переговорах выявляются не только ценовые уровни поставки, но и профессионализм поставщика, качество товара, обсуждаются условия доставки, сервисного обслуживания, удобство платежей, сроки, гарантии отсутствия пересортицы и многое другое. И именно из соотношения цены и всех перечисленных условий рождается правильное решение по выбору поставщика. Бизнесмены, как правило, народ опытный, и проводят выбор с учетом многих факторов, но начинающим настоятельно рекомендуем – сравнивайте не только цены, предложенные конкурентами, учитывайте все параметры предложений.

Многие экономисты считают конкурентные переговоры наименее эффективным средством поиска и выбора поставщика. Причин тому несколько. Во-первых, предприниматель самостоятельно приглашает участников переговоров с предложениями, используя собственные знакомства, связи, телефон и почту. Такие приглашения по сравнению с электронными торгами существенно проигрывают. Во-вторых, не всегда получается качественно проверить репутацию и документы всех участников. Участников электронных торгов проверяют целые системы и профессиональные команды, поэтому там больше гарантий полной законности сделки и выполнения будущим поставщиком всех условий контракта.

Два вида конкурентных переговоров

Конкурентные переговоры могут проводиться по одной из двух схем. Первая – когда на переговоры приглашаются все претенденты на заключение контракта одновременно. Сидя в одной комнате, конкуренты рассказывают организатору переговоров о своих выгодах, преимуществах.

Плюс таких переговоров в том, что конкуренты слышат, как коллеги скидывают цены, предлагают лучшие условия, и сами начинают существенно двигаться в цене и расширять зону обслуживания. Причем, происходит это практически в «режиме онлайн», то есть – сразу же. Не надо ждать, пока дойдет письмо, не надо давать подтверждение реальности выгодных предложений, конкуренты видят все своими глазами.

Минус таких переговоров в том, что раскрывается информация, которую организатор переговоров зачастую хотел бы сохранить в тайне, так как она носит сугубо коммерческий характер. Все также узнают победителя данных торгов, и сумму сделки, и сроки, так как договор заключается тут же, а его условия обсуждались при всех.

Второй вид конкурентных переговоров – последовательные. В этом случае в кабинет к заказчику заходят представители компаний по очереди, беседы проводятся при закрытых дверях, и впоследствии участникам озвучиваются итоги переговоров – каждому свое решение. В этом случае никто из конкурентов не представляет, чем закончились переговоры, с кем заключен контракт. Никто не знает, какие суммы были предложены, какими условиями будет сопровождаться сделка, никто не стремиться сбить цену, потому что просто не знает, а что же предложили конкуренты. Для того, чтобы стоимость все же обсуждалась конструктивно, организатор торгов устанавливает стартовую цену. Она служит ориентиром для снижения цены в дальнейшем, а с тем, кто предложит наиболее выгодные условия, заключается контракт, и опять-таки это происходит без присутствия конкурентов.

Случается, что ни один поставщик не заинтересовывает заказчика. В этом случае, если требуется экстренная закупка, выбирается наиболее приемлемый, хоть и не идеальный, вариант, но договор заключается на короткий срок, даже на разовую закупку. Если же сроки позволяют, то лучше всего выйти на большие электронные торги.

Еще один ход для конкурентных переговоров – окончательное решение не принимается сразу. Можно предложить претендентам на заключение договора в трехдневный срок (или любой другой) подготовить окончательное решение по предложенным условиям поставок. По этим письменным предложениям можно довольно просто выбрать своего поставщика. Но всегда помните, что такой способ торгов имеет многочисленные минусы, поэтому используйте конкурентные переговоры в исключительных экстренных случаях.

Как организовать конкурентные переговоры

Для того, чтобы начать организовывать конкурентные переговоры, необходимо определить четко – что вы предлагаете их участникам и изложить это в «Положении». Не знаете, как его писать, скачайте форму в интернете, наполните ее своими данными. Главное, четко понимайте, насколько грамотны ваши претенденты на контракт, понимают ли они, что такое конкурентные переговоры, что включает в себя пакет предложения, что такое отбор, приглашение, квалификационный анализ. Если вы не уверены, что приглашенные поймут все в точности, составьте в приглашении параграф «Основные понятия», по аналогии с полными договорами уважаемых компаний. Укажите в положении, на основании чего проводятся переговоры, это может быть решение директората, специально созданной комиссии и пр.

Начало сбора потенциальных поставщиков происходит по самым разным каналам. Звоните, пишите, извещайте своих знакомых, посылайте письма по электронке, ищите на профессиональных сайтах те компании, которые могут стать вашими поставщиками. В приглашении укажите тему торгов (переговоров), сроки предоставления заявки на участие, и способ ее подачи. Известите, когда пройдут сами переговоры, когда будет принято решение о выборе поставщика. Если оставляете за собой право отказать какой-либо компании в участии в переговорах, то заранее оговорите это в предложении или Положении.

Также в этих документах надо указать наименование объекта торгов (товар или услуга, что конкретно), надо указать все контактные данные организатора торгов, ФИО ответственного лица и лица принимающего решение. Сюда же вносят форму подачи заявки, указывают форму проведения переговоров, сроки выполнения заказа, поставки, информацию о предполагаемых финансовых объемах поставки, а также стартовая цена. Вся существенная информация, которая касается будущей сделки, вносится в Положение, которое становится главным документом будущих конкурентных переговоров. Добейтесь того, чтобы после его прочтения партнеры имели самое полное представление о будущем мероприятии, чтобы они представили его во всех деталях. Чем меньше у участников останется вопросов, тем эффективнее пройдут переговоры, не надо будет отвлекаться на разъяснения и устранение неточностей и ошибок.

После получения предложения конкуренты начинают собирать пакет документов и составлять свое предложение. В разных отраслях требуются различные основные документы. Если это продукты питания, то требуются санитарные сертификаты, если речь идет о строительстве объектов, то необходимы чертежи, допуски СРО и прочее. Все документы, собранные компанией, участвующей в переговорах, упаковываются в конверт и предоставляются в комиссию по рассмотрению заявок. Комиссия до начала переговоров должна проверить все данные, которые указали компании-претенденты. Без этой проверки выбор поставщика будет сопряжен с большим риском.

Для приведения всех претендентов в равные условия ограничьте участие компаний в переговорах только с одним предложением. Определите также единые формы подачи документов, при большом числе участников это существенно облегчит рассмотрение заявок и сократит сроки подготовки к переговорам.

Некоторые компании организуют во время переговоров видео или аудиозаписи. Если вы видите в этом необходимость, то делайте именно так. Но по-настоящему важно другое: все, что происходит на конкурентных переговорах, должно быть зафиксировано. Это необходимо и для самостоятельного просмотра при принятии окончательного решения, и для предоставления недовольным участникам переговоров, которые не получили право заключать контракт.

Как фиксировать ход переговоров – дело ваше, но секретарь с пишущей машинкой уже не являются показателем деловых возможностей компании. Поэтому установка видеокамеры будет оптимальным и недорогим решением. Запись звука организуется также очень легко, для этого достаточно пригласить любого звукооператора со своим оборудованием. А если вы считаете, что этот контракт представит вашу компанию в выгодном свете перед потребителями, используйте видео и аудиосъемку для производства информационных и рекламных сюжетов.

Е.Щугорева

Олег Тиньков о тактике переговоров:

Facebook Twitter Google+ LinkedIn

Глава 10. "Конкурентные переговоры"

10.1. Конкурентные переговоры (Далее - Переговоры) являются конкурентным способом закупки, при котором их Заказчик заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать заявки, а назначенная Заказчиком закупочная комиссия рассматривает их и отклоняет не соответствующие требованиям документации о закупке, проводит Переговоры не менее чем с двумя неаффилированными между собой участниками закупки, оценивает соответствующие заявки (с учетом результатов Переговоров) и определяет победителя по совокупности критериев, объявленных в документации о закупке. В целях настоящего Положения победителем признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора.

Заказчик конкурентных переговоров может отказаться от их проведения, без возмещения участникам закупки каких-либо убытков.

Конкурентные переговоры не являются торгами по законодательству Российской Федерации и организатор или заказчик имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем.

Конкурентные переговоры как способ закупки применяется в следующих случаях:

Когда практически невозможно сформулировать подробные спецификации товаров (работ) или, в случае услуг, определить их характеристики, и для выявления наиболее приемлемого решения для удовлетворения своих потребностей в закупках;

По итогам рассмотрения предложений участников иных закупочных процедур закупочная комиссия приняла решение о проведении таких Переговоров;

В силу технического характера товаров (работ) или в силу характера услуг необходимо провести Переговоры с поставщиками (подрядчиками);

Когда были проведены процедуры закупок, но не было представлено предложений или все предложения были отклонены закупающей стороной и когда проведение новых процедур закупок вряд ли может привести к заключению договора о закупках;

В качестве второго этапа закупочной процедуры.

Заказчик может проводить закупки с помощью конкурентных переговоров также в случае, когда имеется несколько предложений, в которых содержатся одинаковые условия исполнения договора.

Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг путем конкурентных переговоров на сумму, не превышающую три миллиона рублей.

10.2. До начала переговорных действий структурное подразделение Заказчика, в интересах которого будет проводиться закупка, разрабатывает и направляет Заказчику следующую информацию (если такая информация не предоставлялась ранее при планировании закупок в соответствии с главой 3 настоящего Положения):

Требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе описание товаров, работ, услуг, их функциональные, количественные и качественные характеристики, сроки и/или объем предоставления гарантий качества; место, условия и сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; начальную (максимальную) цену договора и порядок ее формирования; форму, сроки и порядок оплаты;

Требования к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) с учетом положений п.п. 4.2.-4.2.2.1 настоящего Положения;

Критерии оценки заявок, а также методику их оценки и сопоставления.

10.3. Заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Переговорах и обеспечения исполнения договора. При этом размер обеспечения заявки на участие в Переговорах не может превышать пяти процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), а размер обеспечения договора не может превышать тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора. Способом обеспечения исполнения договора является передача Заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения договора, предусмотренного документацией.

В случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в Переговорах и обеспечения исполнения договора, такое требование в равной мере распространяется на всех участников закупки и указывается в извещении о проведении Переговоров и документации о закупке.

10.4. Извещение о проведении Переговоров размещается в единой информационной системе не менее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок.

Заказчик вправе отказаться от проведения Переговоров в любое время в соответствии со сроками, опубликованными в извещении о проведении Переговоров.

Извещение об отказе от проведения Переговоров размещается Заказчиком в единой информационной системе в течение двух рабочих дней со дня принятия решения.

10.5. В извещении о проведении Переговоров должны быть указаны сведения, содержащиеся в настоящего Положения, а также сведения о размере обеспечения заявки на участие в Переговорах и/или обеспечения исполнения договора (п. 7.3 Положения), сроке и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Переговорах и/ или обеспечения исполнения договора, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств, если такое обеспечение Заказчиком устанавливается.

10.6. В документации о закупке должны быть указаны сведения, содержащиеся в настоящего Положения, а также сведения о размере обеспечения заявки на участие в Переговорах и/или обеспечения исполнения договора (п. 7.3 Положения), сроке и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Переговорах и/или обеспечения исполнения договора, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств, если такое обеспечение Заказчиком устанавливается.

К документации должен быть приложен проект, который является неотъемлемой частью как документации о закупке, так и извещения о проведении Переговоров. Документация о закупке размещается в единой информационной системе одновременно с размещением извещения о проведении Переговоров. Документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

Изменения в извещение о проведении Переговоров и/или в документацию Заказчиком вносятся в порядке, установленном п. 5.7 настоящего Положения.

Любой участник Переговоров вправе запросить разъяснение положений документации. Разъяснения размещаются Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о предоставлении указанных разъяснений.

10.7. Порядок подачи заявок на участие в конкурентных переговорах:

1) для участия в Переговорах участник закупки подает заявку в срок и по форме, которые установлены документацией;

2) участник закупки подает заявку в письменной форме в запечатанном конверте. Все листы заявки должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью участника закупок и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником закупки. Участник закупки вправе подать только одну заявку;

3) заявка должна содержать сведения в соответствии с условиями документации, в том числе:

Наименование (фирменное наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

Полученную не ранее чем за три месяца до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении Переговоров выписку из единого государственного реестра юридических лиц, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или их нотариально заверенные копии, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);

Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки (копия решения о назначении или об избрании, в соответствии с которым это лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности либо доверенность на осуществление действий от имени участника закупки),

Копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц);

Решение об одобрении сделки (в том числе по предоставлению обеспечения) органами управления юридического лица в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица;

Описание поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, их количественных и качественных характеристик, а также иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги или работы;

Документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки или заверенная копия такого поручения), в случаях, когда документация предусматривает предоставление обеспечения;

Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям главы 4 настоящего Положения.

Непредставление указанных сведений и документов является основанием для отказа в допуске к участию в Переговорах участника закупки.

По требованию участника закупки, подавшего заявку, ему выдается расписка в получении заявки с указанием даты и времени ее получения;

4) прием заявок на участие в Переговорах прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками. Заявка, полученная Комиссией по истечении окончательного срока представления заявок на участие в Переговорах, не вскрывается и возвращается представившему ее лицу;

5) участник закупки, подавший заявку, вправе ее изменить или отозвать в любое время до момента вскрытия Комиссией конвертов с заявками;

6) в случае, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подана ни одна заявка, Переговоры признаются несостоявшимся и Заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг, являвшихся предметом Переговоров, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

10.8. Порядок вскрытия конвертов с заявками:

1) заявки вскрываются Комиссией по наступлении даты и времени, указанных в извещении о проведении Переговоров и в документации, или по наступлении любого продленного окончательного срока, в месте и в соответствии с процедурами, указанными в документации;

2) участники закупки, подавшие заявки, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками;

3) наименование и адрес каждого участника закупки, заявка которого вскрывается, наличие сведений и документов, предусмотренных документацией о закупке, условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок, объявляются при вскрытии конвертов с заявками и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками;

4) протокол вскрытия конвертов с заявками подписывается всеми присутствующими членами Комиссии непосредственно после вскрытия конвертов с заявками.

Протокол должен быть размещен Заказчиком не позднее одного рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, в единой информационной системе.

10.9. Порядок рассмотрения заявок:

1) Комиссия рассматривает заявки на участие в Переговорах на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки требованиям, установленным главой 4 настоящего Положения;

2) в результате рассмотрения заявок Комиссией принимается решение о допуске к участию в Переговорах участника закупки или об отказе в допуске;

3) Комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами Комиссии в день окончания рассмотрения заявок и должен быть размещен Заказчиком в единой информационной системе. Протокол должен содержать сведения об участниках закупки, подавших заявки на участие в Переговорах, решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе или об отказе в допуске участника закупки к участию в конкурсе. Протокол должен содержать график Переговоров с допущенными участниками.

4) Переговоры признаются несостоявшимся если:

Ни одна из заявок не соответствует документации. В этом случае Заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг, являвшихся предметом переговоров у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

Только один участник закупки, подавший заявку, признан участником Переговоров. В этом случае Заказчик заключает договор с таким участником после подписания протокола рассмотрения заявок. Договор составляется путем включения условий, в том числе о цене, предложенных таким участником в заявке, в проект договора. Цена договора не может превышать начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении Переговоров.

10.10. Проведение Переговоров с участниками.

Переговоры проводятся в целях разъяснений заявок либо их улучшения в интересах заказчика. Переговоры могут вестись в отношении любых требований заказчика и любых предложений участника касательно свойств и характеристик продукции, условий их поставки и (или) оплаты, условий и формы договора, условий и порядка привлечения участником субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), если это было предусмотрено в документации о закупке. При этом не допускаются Переговоры, направленные на включение в договор поставки продукции, функционально и (или) технологически не связанной с продукцией, указанной в документации о закупке.

При проведении Переговоров Заказчик и все участники данных Переговоров обязаны соблюдать конфиденциальность и следующие требования:

любые Переговоры между Заказчиком и участником конкурентных переговоров носят конфиденциальный характер;

ни одна из сторон Переговоров не раскрывает никакому другому лицу никакой технической, ценовой или иной информации, относящейся к этим Переговорам, без согласия другой стороны;

в процессе переговоров между Заказчиком и участником конкурентных переговоров должно быть выбрано основное либо альтернативное предложение участника, если конкурентные переговоры проводятся с правом подачи альтернативных предложений и участником такое альтернативное предложение подано.

Переговоры проводятся Заказчиком, но с обязательным привлечением не менее трех членов закупочной комиссии и при необходимости с привлечением экспертов и уполномоченных представителей заказчика.

Переговоры с каждым из участников оформляются отдельным протоколом Переговоров, в котором отражаются сведения об объеме, начальной (максимальной) цене договора, сроке исполнения договора, а также достигнутые договоренности. Данный протокол подписывается Заказчиком, присутствующими на Переговорах членами закупочной комиссии и участником. Все такие протоколы размещаются одновременно в единой информационной системе в течение 1 дня после завершения Переговоров.

Если в ходе Переговоров Заказчик по решению закупочной комиссии изменяет ранее объявленные требования к продукции и (или) условиям договора, такие изменения согласовываются и утверждаются в том же порядке, что и документация о закупке, и в срок не позднее 2 дней с момента из утверждения доводятся Заказчиком одновременно и в одном и том же объеме всем участникам Переговоров.

По результатам Переговоров Заказчик вправе запросить у всех участников, с которыми проводились Переговоры, окончательные заявки, установив сроки их подачи и требования к их форме и содержанию.

Участник вправе отказаться от участия в Переговорах или не подавать окончательную заявку. В этом случае первоначальная заявка рассматривается и оценивается закупочной комиссией в соответствии с изложенными в ней условиями.

10.11. Оценка и сопоставление заявок.

1) Комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок участников закупки, признанных участниками Переговоров. При необходимости к рассмотрению и оценке заявок привлекается заинтересованное структурное подразделение учреждения;

2) оценка и сопоставление заявок осуществляются Комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, установленными конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов;

3) оценка и сопоставление заявок осуществляется по цене и иным критериям, указанным в документации и предложенных участниками в результате Переговоров. Критериями оценки помимо цены могут быть:

Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

Качество работ, услуг и (или) квалификация участника закупок;

Расходы на эксплуатацию или техническое обслуживание товара;

Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

Срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

4) Комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника Переговоров, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора, в том числе квалификацию работников участника Переговоров, в случае, если это установлено документацией;

5) на основании результатов оценки и сопоставления заявок Комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия;

6) Комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок. Протокол подписывается всеми присутствующими членами Комиссии в день проведения оценки и сопоставления заявок.

Информация о результатах оценки и сопоставления заявок размещается в единой информационной системе в течение рабочего дня, следующего после подписания протокола оценки и сопоставления заявок.

10.12. Победителем Переговоров признается участник Переговоров, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке которого присвоен первый номер.

Договор заключается с участником закупок, признанным победителем Переговоров. При этом Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передает победителю Переговоров проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем Переговоров в заявке на участие в конкурсе, в проект договора, прилагаемый к документации.

В случае, если Заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения договора, то договор заключается только после предоставления участником Переговоров, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора.

Договор заключается не позднее чем через десять дней со дня, следующего за днем окончания подачи заявок.

10.13. В случае, если победитель Переговоров в срок, предусмотренный документацией, не представил Заказчику подписанный договор, а также обеспечение исполнения договора, если такое обеспечение было установлено документацией, победитель Переговоров признается уклонившимся от заключения договора.

10.14. В случае, если победитель Переговоров признан уклонившимся от заключения договора, Заказчик вправе заключить договор с участником Переговоров, заявке которого присвоен второй номер. При этом заключение договора, а также обеспечение исполнения договора, если такое обеспечение было установлено документацией, для участника Переговоров, заявке которого присвоен второй номер, является обязательным.

10.15. В случае, если было установлено требование обеспечения заявок на участие в Переговорах, заказчик, обязан возвратить в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Переговорах денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Переговорах, участникам Переговоров, которые участвовали в Переговорах, но не стали победителями Переговоров, за исключением участника Переговоров, заявке на участие в Переговорах которого присвоен второй номер. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Переговорах, возвращаются победителю в Переговорах в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним договора. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Переговорах, возвращаются участнику Переговоров, заявке на участие в Переговорах которого присвоен второй номер, в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора с победителем в

Переговорах или с таким участником Переговоров.

Федеральный закон №223-ФЗ предусматривает возможность указать в положении о закупке, помимо конкурса и аукциона (торгов), иные способы закупки. При этом заказчик должен прописать в положении порядок проведения закупки данными способами. Именно благодаря многообразию форм закупок заказчик может своевременно обеспечить себя нужными товарами, работами и услугами, поскольку он не всегда располагает временем для проведения конкурса или аукциона. Положение о закупке каждого заказчика будет содержать индивидуальный перечень закупочных процедур, который он самостоятельно определил (в зависимости от специфики работы предприятия, финансовых возможностей, объема необходимых товаров и др.).

Одной из распространенных неторговых закупочных процедур наряду с запросом предложений и запросом котировок являются конкурентные переговоры . Осуществляя закупки в соответствии с 223-ФЗ, каждый заказчик ставит перед собой цель эффективно расходовать денежные средства. Проведение таких процедур, как конкурс, аукцион, запрос предложений и другие, требует особой подготовки: необходимо разработать техническое задание, изучить специфику закупаемого товара, потратив при этом достаточное количество времени. Ускорить процесс поиска соответствующего поставщика (исполнителя, подрядчика) могут помочь конкурентные переговоры. Однако стоит оговориться, что существует мнение, согласно которому данный способ закупки считается коррумпированным и недостаточно эффективным. Чтобы опровергнуть такое мнение, заказчику нужно грамотно подготовить и осуществить такую закупку - от подготовки закупочной документации до подписания договора с победителем.

Конкурентные переговоры - способ закупки (без проведения торгов), при котором заказчик проводит переговоры с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), выявляет участника, предложившего лучшие условия исполнения договора, и заключает с ним договор. Переговоры могут проводиться в отношении различных требований заказчика и любых предложений участников, касающихся свойств и характеристик товаров, условий выполнения работ и оказания услуг, условий и формы договора и оплаты, условий и порядка привлечения участником соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если такое допускается заказчиком для исполнения договора. Процедура конкурентных переговоров не является конкурсом и не подпадает под действие статей 447 - 449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Конкурентные переговоры не регулируется и статьями 1057 - 1061 части второй ГК РФ (о публичном конкурсе). То есть у организатора данной закупки отсутствует соответствующий объем гражданско-правовых обязательств. Однако существует практика, когда антимонопольные органы доказывали, что как бы ни называлась закупочная процедура (в данном случае - конкурентные переговоры), она является торгами. Поэтому к процессу проведения данной закупки заказчик должен отнестись внимательно, тщательно подготовиться, беспристрастно оценивать заявки претендентов и в установленный согласно положению и закупочной документации срок заключить договор с победителем на основе итогов проведенных переговоров, чтобы не попасть под пристальное внимание контролирующих органов и не потерять репутацию грамотного и честного заказчика.

Цель конкурентных переговоров - повысить предпочтительность коммерческого предложения участника закупки.

Зачастую конкурентные переговоры проводятся заказчиком тогда, когда он не может предусмотреть в закупочной документации все необходимые требования к товару (работам, услугам) или к участникам процедуры. Переговоры проходят на основе сформулированных требований заказчика с учетом предложений участников закупки.

Смысл данной закупочной процедуры заложен уже в самом названии: конкуренты (поставщики, исполнители, подрядчики) обсуждают предстоящую закупку с заказчиком. Участники, зная, что переговоры ведутся с несколькими лицами, будут стараться предложить заказчику наилучшие условия исполнения договора.

Мы никогда не будем вести переговоры из страха и никогда не будем страшиться переговоров.

Дж. Кеннеди

Причины выбора заказчиком того или иного способа закупки должны быть отражены в положении о закупке. Организатор закупки может использовать конкурентные переговоры, если, например:

Для заказчика важны несколько условий исполнения договора (сроки исполнения, возможность оплаты с отсрочкой, гарантия, стоимость и др.);

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает, к примеру, 2 000 000 руб. (ценовой порог определяется самостоятельно заказчиком в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг, специфики работы предприятия, финансовых возможностей и пр.);

При сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки;

Проведение процедуры многоэтапного конкурса с учетом затрат времени нецелесообразно (необходимый товар, работы или услуги нужно приобрести как можно скорее).

Заказчик заинтересован в возможности необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе закупки.

При наличии одинаковых, равных предложений участников (по исполнению договора) закупочной процедуры заказчик не исключает возможности подписания договора с 2 и более поставщиками (подрядчиками, исполнителями) одновременно.

Виды конкурентных переговоров

Каким образом «переговаривать» с участниками закупки заказчик определяет самостоятельно, указывая это в положении о закупке, в закупочной документации. Предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) организатор закупочной процедуры может обсуждать отдельно с каждым участником, либо одновременно со всеми потенциальными поставщиками. Однако независимо от способа проведения переговоров, заказчик перед их началом должен определить для себя минимальный предел оценочных критериев, который опускать нет смысла - в таком случае закупка будет невыгодной, с излишними затратами. Чтобы в последующем не возникло проблем с исполнением договора, заказчику стоит обговаривать не только цену, что на первый взгляд кажется самым важным показателем, но и другие критерии, например: гарантию, условия доставки, сроки исполнения и др. Оценив все параметры коммерческих предложений, организатор закупки минимизирует риск получить «кота в мешке».

  1. В случае последовательного проведения конкурентных переговоров участники по очереди озвучивают заказчику коммерческие предложения, при этом другим поставщикам (исполнителям, подрядчикам) не оглашаются предложенные условия конкретного участника. Заказчик, определив стартовые позиции исполнения договора, дает возможность каждому участнику конкурентных переговоров заявить свою цену, сроки, условия доставки, форму оплаты и др. В данном случае никто из поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не будет знать, какие условия предложат конкуренты, и чтобы не оказаться худшим среди участников, каждый из них должен сформировать такие условия, которые будут наиболее предпочтительны для заказчика. Зачастую организатор процедуры по тем или иным причинам не желает разглашать коммерческую информацию всем участникам закупки. В данном случае это возможно, поскольку на переговорах присутствуют две стороны - заказчик и участник закупки. Беседа между ними будет носить конфиденциальный характер и останется за закрытыми дверями для других претендентов на заключение договора.
  1. Если переговоры проходят одновременно со всеми участниками закупки, то каждый из них предлагает заказчику свои условия исполнения договора, при этом другие претенденты слышат данную информацию. Зная ранее названные показатели, участники могут предлагать заказчику более выгодные условия, на которых в последующем будет заключен договор. В данном случае борьба за победу в закупке возрастает, поскольку участники активизируются и стремятся, к примеру, снизить цену, заявленную другим участником. Организатору закупочной процедуры проще оценить преимущества и недостатки коммерческих предложений участников закупки, поскольку в стремлении оказаться победителем каждый из них более подробно и детально сможет рассказать о товаре (работах, услугах), заострить внимание на важных характеристиках и выделить выгоду именно его коммерческого предложения. Однако когда переговоры ведутся сразу со всеми претендентами, информация, которую заказчик возможно не желал бы озвучивать, раскрывается всем участникам закупки.

В целях осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурентных переговоров заказчику следует:

  • указать конкурентные переговоры в плане закупок товаров, работ и услуг. Если закупка данным способом не прописана в плане, а потребность в ее проведении возникла внезапно, то непосредственно перед публикацией извещения, закупочной документации конкурентных переговоров, следует внести соответствующее изменение в план закупок.
  • разработать и опубликовать на официальном сайте извещение и документацию о проведении открытых конкурентных переговоров, проект договора;
  • при получении от участника запроса на разъяснение положений документации о проведении конкурентных переговоров предоставлять необходимые разъяснения и публиковать их на сайте закупок в порядке, установленном положением о закупке и закупочной документацией;
  • если возникнет необходимость, вносить изменения в извещение и документацию о проведении конкурентных переговоров (каким образом вносятся изменения заказчик указывает в положении и закупочной документации);
  • осуществить прием заявок на участие в конкурентных переговорах, а также вскрытие конвертов с этими заявками;
  • провести отбор участников конкурентных переговоров, оценить поданные ими заявки;
  • провести процедуру конкурентных переговоров и по их результатам выбрать победителя;
  • разместить на официальном сайте протоколы, составленные по итогам прошедшей закупки;
  • заключить договор с победителем конкурентных переговоров (при необходимости) в установленные положением и закупочной документацией сроки.

В соответствии с законом №223-ФЗ закупочная документация должна содержать следующие сведения:

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика . Описание товара, работ или услуг играет значительную роль при осуществлении закупки. Грамотное, четко составленное техническое задание с учетом производственных интересов и потребностей заказчика поможет закупить нужный товар, работы или услуги. Ориентируясь на ТЗ, участники при подаче заявок смогут оценить собственные возможности. Невнимательно прописав характеристики товара, закупщик рискует получить совсем не тот товар, который ему необходим;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (в каком виде будут подаваться заявки (бумажном или электронном) заказчик определяет самостоятельно, прописав это в положении и закупочной документации. Организатор закупки определяет перечень документов, которые участники закупки должны предоставить в составе заявки, указывает (при необходимости) порядок оформления сведений (например, нотариально заверенные копии), предусматривает предоставление участником информации, подтверждающей его возможности по поставке того или иного товара, выполнению работ или оказанию услуг и др. Заказчик отклоняет заявки на участие в конкурентных переговорах, которые не отвечают требованиям документации по предмету конкурентных переговоров, по оформлению и составу заявок, либо содержат заведомо ложную информацию, умышленно искаженные сведения или документы. После рассмотрения заявок заказчик, как правило, составляет перечень участников, допущенных к переговорам, и уведомляет их о месте, дате и времени проведения закупочной процедуры;
  • требования к описанию участниками закупки: товара , который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик; выполняемой работы , оказываемой услуги , которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик . В составе заявки участники закупки предоставляют сведения, которые описывают предлагаемые товар, работы или услуги, например, паспорт качества, сертификат соответствия, лицензии и др.;
  • информация о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Заказчик указывает, в какие сроки необходимо поставить товар, выполнить работы, оказать услуги; место поставки может быть различным или единым. Если потребность в товаре (работах, услугах) будет возникать периодически, например, в соответствии с графиком, то заказчик обозначает это;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Установив НМЦ, заказчик определяет тот ценовой порог, переступать который он не намерен, так как он заинтересован получить наиболее выгодные предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для эффективного использования собственных денежных средств. Для того чтобы определить НМЦ, заказчику следует осуществить мониторинг рынка закупаемого товара, работ или услуг, учесть действующее состояние экономики, собственные финансовые возможности и др.;
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Чтобы у участников закупки не возникло вопросов по поводу оплаты товара, работ или услуг, заказчик указывает возможные варианты оплаты, например: с отсрочкой платежа, аванс, 100% оплата, предоплата и т.д.; как правило, расчеты осуществляются путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Заказчик указывает, что входит в цену договора, например, с учетом НДС 18%, с учетом ГСМ, с учетом доставки и пр.;
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Срок приема заявок на участие в конкурентных переговорах заказчик устанавливает в Положении о закупке и закупочной документации. Как правило, период приема заявок непродолжительный, и в среднем составляет от 7 до 10 дней. Заказчик указывает дату и время начала приема заявок, например, «08.00 ч. 01.04.2015», и дату и время окончания приема заявок, например, «17.00 ч. 09.04.2015», с указанием точного адреса (для закупки в «бумажной» форме), или с указанием адреса электронной торговой площадки (для закупки в электронной форме).
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям . Для того, чтобы найти надежного контрагента, заказчик в положении о закупке и закупочной документации приводит перечень необходимых требований, которым должны отвечать участники конкурентных переговоров. Если заявка была подана участником конкурентных переговоров, который не отвечает требованиям документации о проведении конкурентных переговоров, то заказчик данную заявку на участие в конкурентных переговорах отклонит. Однако заказчику не следует забывать об ограничении конкуренции, к которой приводит создание преимущественных условий участия в закупке одному или нескольким участникам конкурентных переговоров;
  • информация о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. В положении о закупке и закупочной документации заказчик предусматривает, каким образом участнику закупки будет предоставлен ответ на запрос разъяснений неясных пунктов закупочной документации. Например: «Участник закупки вправе направить заказчику запрос разъяснений положений документации о проведении конкурентных переговоров в письменной форме в срок не позднее чем за 2 рабочих дня до дня окончания подачи заявок. Заказчик в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса на разъяснение положений документации о проведении конкурентных переговоров направляет по электронной почте разъяснения положений документации претенденту, направившему запрос, а также размещает такие разъяснения на ООС»;
  • сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки. Заказчик указывает в закупочной документации дату и место: вскрытия конвертов с заявками; проведения переговоров с участниками; определения победителя на основании итогов проведения закупочной процедуры. Как правило, проводить все эти действия в один день нецелесообразно и неудобно. Переговоры протоколируются, каждый протокол подписывается заказчиком и присутствующими на переговорах участниками, размещается организатором закупки на ООС;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Закупочная документация должна содержать критерии, в соответствии с которыми будут произведены оценка и сопоставление заявок (см. решение Волгоградского УФАС России, дело №14-01-18.1-03/50). Заказчик непосредственно перед проведением закупки должен определить, какие условия исполнения договора ему наиболее важны. Оценка заявок по критериям, которые не заявлены в документации, не допускается. Например, если предстоит закупить автошины, то заказчик может указать такие критерии оценки, как цена, отсрочка платежа, срок поставки, качество, указав коэффициент значимости каждого;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Закупочная документация должна содержать четкий и понятный алгоритм подсчета баллов при оценке заявок. Участникам закупки должно быть ясно, как проводится начисление и какова значимость каждого критерия. Если заказчик применяет формулу, то все величины в ней должны быть представлены с пояснением. Например, коэффициент значимости критерия «цена» составляет 45 %. Для подсчета баллов необходимо указанную значимость умножить на рейтинг по данному критерию:

A max - начальная цена договора;

Ai - цена договора, предложенная i-м участником;

После подсчета баллов по всем указанным заказчиком критериям, они суммируются. Оценка заявок на участие в конкурентных переговорах проходит на основании зафиксированных в протоколе результатов переговоров в соответствии с критериями и процедурами, которые определены в документации о конкурентных переговорах. Каждая заявка получает свой порядковый номер относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. После этого можно определить заявку, которая набрала наибольшее количество баллов (см. решение Челябинского УФАС, дело № 15-03-18.1/2014).

  • другие установленные заказчиком сведения , например, последствия признания конкурентных переговоров несостоявшимися (была подана одна заявка, не было подано заявок, участники не соответствуют установленным требованиям): «в случае, если конкурентные переговоры признаны несостоявшимся, заказчик заключает договор с единственным источником согласно положению о закупке (указать пункт)».

Немаловажно также прописать в документации, что в случае уклонения победителя от подписания договора, заказчик может заключить договор с участником, заявке которого по итогам оценки заявок был присвоен №2, в соответствии с проектом договора и сведениями, которые содержатся в заявке на участие в конкурентных переговорах такого участника на основании зафиксированных в протоколе результатов переговоров с данным участником. Таким образом, заказчик сможет получить необходимый товар, работы или услуги в нужные сроки и надлежащего качества без проведения дополнительных процедур.

Пример заявки на участие в конкурентных переговорах

Для участия в конкурентных переговорах участники должны подготовить заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями закупочной документации заказчика. Каждый претендент вправе подать только одну заявку на участие в конкурентных переговорах.

Участники закупки предоставляют заказчику заявки на участие в установленные закупочной документацией сроки. Во время конкурентных переговоров, заказчик и участник на основе коммерческого предложения выявляют оптимальные варианты исполнения договора, которые будут отвечать потребностям заказчика и которые может выполнить участник. Процесс проведения переговоров прописывается в положении о закупке, закупочной документации в соответствии с действующим законодательством РФ. Приведенная ниже форма не является рекомендованной или типовой, а представляет собой пример оформления заявки на участие в конкурентных переговорах. В каждом конкретном случае следует учитывать специфику закупки.

(*как правило, на бланке организации-участника)

Заявка на участие в конкурентных переговорах по предоставлению лизинговых услуг (финансовой аренды) для (наименование заказчика)

Изучив извещение (приглашение) об участии в открытых конкурентных переговорах на оказание услуг по предоставлению лизинговых услуг (финансовой аренды), закупочную документацию по открытым конкурентным переговорам и принимая установленные в них требования и условия,

_____________________________________________________________________________,

(полное наименование Участника)

Юридический адрес:

Фактический адрес:

ИНН/КПП

заинтересовано принять участие в открытых конкурентных переговорах и предлагает заключить договор на:

_____________________________________________________________________________.

(описание предмета Договора)

на условиях и в соответствии с техническим заданием данной закупочной процедуры.

В том случае, если нам будет предложено заключить договор по итогам закупки, будем обязаны подписать договор в течение срока, который установлен в закупочной документацией, и оказать лизинговые услуги в соответствии с требованиями закупочной документации согласно условиям, предложенным в нашей заявке, и результатам конкурентных переговоров.

- Размер авансового платежа -_____% от общей стоимости по договору лизинга.

- График платежей- ________

- Коэффициент удорожания в год -______%

- Выкупной платеж -______руб.

- Срок лизинга - __месяцев.

- Деловая репутация - ____ лет (предоставить грамоты, свидетельства, благодарности, письма, ранее заключенные договоры и т.д.).

*(критерии, по которым будут оцениваться претенденты, могут изменяться в зависимости от специфики закупаемого товара, работ или услуг)

Мы подтверждаем, что:

1. __________________________________________ соответствует всем требованиям,

(наименование участника)

предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание лизинговых услуг.

2. В отношении ____________________________________ не проводится процедура

(наименование участника)

ликвидации, банкротства, не открыто конкурсное производство, не проводятся судебные разбирательства.

3. Деятельность __________________________________________ не приостановлена

(наименование участника)

в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Мы гарантируем достоверность представленной нами в нашей заявке информации и подтверждаем право заказчика запрашивать у нас информацию, уточняющую представленные нами сведения.

Мы, ________________________________________________ , согласны с условием, что

сведения о нас будут внесены в соответствующий публичный реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в следующих случаях:

а) если:

мы, будучи признанным победителем конкурентных переговоров, уклонимся от заключения договора;

мы, будучи участником, занявшим второе место, если победитель конкурентных переговоров уклонился от заключения договора, и так далее при занятии третьего и следующего мест (если соответствующая ранжировка проводилась), уклонимся от заключения договора;

договор, заключенный с нами по результатам проведения конкурентных переговоров, будет расторгнут по решению суда или по соглашению сторон в силу существенного нарушения нами условий договора.

В случае если по результатам конкурентных переговоров победитель закупки или участник, занявший меньшее место, будет признан уклонившимся от заключения договора с (наименование заказчика), мы согласны подписать договор с заказчиком по итогам настоящей закупки в соответствии с требованиями закупочной документации и условиями нашей заявки.

Для взаимодействия с заказчиком по вопросам размещения закупки с нашей стороны уполномочен:

_____________________________________________________________________________

(ФИО, должность, контактный телефон, e-mail уполномоченного лица)

Подпись участника

__________________________________________ _________________(дата)

Заказчику на заметку

Для того, чтобы успешно провести переговоры, заказчику следует придерживаться следующих правил:

  • Закупая тот или иной товар, работы или услуги заказчик должен быть осведомлен о предмете закупки, его характеристиках, свойствах, особенностях. Владея данной информацией, закупщик сможет надлежащим образом вести диалог о предстоящей закупке.
  • Зная специфику закупаемого товара, работ, услуг, заказчик должен определить критерии, согласно которым будет отобран лучший претендент на исполнение договора (они указываются в закупочной документации). Определившись с критериями, на основе которых в последующем будет произведена оценка, заказчик проводит беседу с участниками, выявляя наиболее предпочтительные предложения.
  • Во время переговоров заказчику следует сохранять спокойствие, уверенно держаться, соблюдать этикет делового общения, контролировать процесс переговоров, не выходить за рамки действующего законодательства, объективно оценивать предложения каждого участника.
  • Заказчику следует анализировать полученную от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) информацию во время конкурентных переговоров, тем самым узнавать более подробные характеристики закупаемого товара (работ, услуг), задавать интересующие вопросы.
  • Завершая конкурентные переговоры, заказчик должен подытожить беседу, выяснить, на каких условиях сможет поставить товар, выполнить работу или оказать услуг каждый из участников для выявления в последующем победителя.

Плюсы и минусы конкурентных переговоров

  • Закон № 223-ФЗ не регламентирует сроки осуществления конкурентных переговоров. Заказчик вправе самостоятельно запланировать необходимое количество времени для проведения переговоров, определить дату, место, время проведения процедуры (устанавливаются положением о закупке и указывается закупщиком в документации).
  • При острой потребности в конкретном товаре, работах или услугах, специфика которых мало известна заказчику, в связи с чем у него возникают затруднения при формировании закупочной документации, организатор закупки может прибегнуть к конкурентным переговорам, в процессе которых участники закупки подробно ознакомят заказчика со своими коммерческими предложениями, пояснив интересующие моменты.
  • Заказчик приобретает навык общения и ведения переговоров с возможными будущими контрагентами, лучше узнает рынок.
  • В процессе переговоров участник и заказчик более детально обговаривают предстоящую закупку с предоставлением сопутствующих возможных товаров, работ, услуг (например, заказчику может быть предложено для удобства сервисное обслуживание в центре поставщика оборудования и др.).
  • Изначальные условия договора могут неоднократно корректироваться участником в процессе переговоров, в целях увеличения предпочтительности своего коммерческого предложения (с фиксацией конечного предложения в протоколе).
  • У участников закупки есть возможность продемонстрировать закупаемый товар, например, предоставив заказчику образцы товаров, чтобы он смог наглядно оценить качество продукции.
  • При непосредственном общении с участниками опытный переговорщик со стороны заказчика сможет дать оценку о серьезности намерений потенциального поставщика (исполнителя, подрядчика), его добросовестности, деловой репутации, материально-технической базы, а также необходимых сил и средств.
  • Конкурентные переговоры, по мнению контролирующих органов, менее прозрачная процедура, в сравнении, например, с конкурсом или аукционом, и может вызвать нарушения действующего законодательства в сфере закупок и положения (впрочем, как и при проведении других конкурентных закупок).
  • При непосредственном контакте между заказчиком и участником закупки во время конкурентных переговоров увеличиваются коррупционные риски и вероятность конфликта интересов.
  • Затрудняется осуществление контроля за проведением данной закупочной процедуры (например, при последовательных конкурентных переговорах, когда заказчик поочередно беседует с каждым участником).
  • Сложности документального оформления и технического оснащения (при необходимости) переговоров (каждый этап конкурентных переговорах следует фиксировать в протоколах; если закупочной документацией предусмотрена аудио- видеозапись, то заказчику следует организовать качество записи и надлежащее хранение в последующем данных сведений с соблюдением конфиденциальности, обеспечивая защиту от фальсификации записи и пр.).
  • При проведении конкурентных переговоров зачастую оглашается коммерческая информация, которую участники и заказчик не всегда хотели бы озвучивать (например, при проведении переговоров совместно со всеми участниками).
  • При недостаточной осведомленности о закупаемом товаре, работах или услугах у заказчик может приобрести товар ненадлежащего качества, который не подходит для удовлетворения потребностей предприятия.
  • Увеличивается недоверие со стороны участников процесса (когда переговоры проходят отдельно с каждым участником) о возможной передаче заказчиком информации о предложенных ранее условиях «желательному» участнику.

Минэкономразвития России подготовило законопроект, который предусматривает внесение изменений в 223-ФЗ, который предполагает установить перечень возможных способов проведения закупок заказчиком. В этом перечне отсутствует такой способ, как конкурентные переговоры. Пока законодательно не запрещено применение этого способа закупки, заказчик может его использовать. Несмотря на то, что такой способ закупок считается наиболее коррумпированным, малоэффективным, прибегать к которому стоит в исключительных ситуациях, результат конкурентных переговоров зависит от организации такой закупки, насколько тщательно заказчиком предусмотрены все нюансы процедуры в соответствии с действующим законодательством и положением о закупке.

Процесс выбора контрагента можно упростить, если в положении о закупках помимо конкурса или аукциона предусмотреть и иные способы закупки, в том числе:

Это позволяет сделать Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Запрос котировок

О проведении запроса котировок предприятие сообщает неограниченному кругу лиц, разместив извещение на официальном сайте . Побеждает в запросе котировок участник, предложивший наиболее низкую цену (п. 1 ст. 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).

Чтобы определить в положении о закупках правила проведения запроса котировок, можно руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ, но это не обязательно. В положении предприятие вправе самостоятельно определить конкретные условия проведения запроса котировок, например:

  • процедура запроса котировок не накладывает на предприятие обязательства заключить договор с победителем запроса котировок или иным его участником;
  • предприятие вправе на любом этапе процедуры запроса котировок отказаться от его проведения, разместив сообщение об этом на официальном сайте. При этом предприятие не несет ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению затрат, связанных с подготовкой и подачей котировочной заявки;
  • предприятие не несет ответственности, если претенденты или участники закупок не ознакомились с извещением об отказе от проведения запроса котировок;
  • каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Запрос котировок стоит проводить в тех случаях, когда, например, точно определены все технические и функциональные требования к закупаемой продукции и принято решение использовать при отборе победителя единственный критерий - цену договора.

Закон о закупках не содержит в себе правил о проведении запроса котировок. Поэтому предприятие вправе самостоятельно в положении определить порядок и случаи его проведения. Однако, описывая условия запроса котировок в положении о закупке, нужно учитывать требования антимонопольного законодательства. Они установлены в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Указанная статья запрещает при проведении запроса котировок и совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В том числе когда:

— предприятие создало преимущественные условия участия одному или нескольким участникам, в том числе путем доступа к информации. Условия не считаются преимущественными, если требования к участникам не носят персонифицированный характер и распространяют свое действие на всех без исключения возможных участников;

Пример из практики: суд поддержал решение антимонопольного органа, указав, что требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает антимонопольное законодательство и законодательство о закупках

ФГУП «С.» разместило на специализированном сайте извещение о проведении открытого конкурса на выполнение проектных и строительно-монтажных работ на территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО). ООО «Д.», чья заявка на участие была отклонена, обратилось с жалобой в УФАС по Пензенской области (далее - антимонопольный орган).

Антимонопольный орган жалобу удовлетворил, указав следующее. ФГУП «С.» предусмотрело в конкурсной документации, что участники должны быть зарегистрированы по месту выполнения работ (оказания услуг). Участники, которые не имели такой регистрации, к конкурсу не допускались. Значит, конкурсная документация нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ФГУП «С.» обратилось в суд.

Суд в иске отказал, сославшись на следующее. ЗАТО представляет собой территорию, где установлен особый режим безопасного функционирования организаций и объектов (ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). В частности, въезд на его территорию ограничен. Поэтому работники победившего участника конкурса в случае необходимости должны будут получать разрешение на въезд. Этот факт необходимо учитывать участникам и безусловно соблюдать в случае признания их победителями. Вместе с тем, названные условия не могут быть истолкованы как исключающие саму возможность осуществления деятельности и участие в конкурсных процедурах российских хозяйственных обществ, не зарегистрированных на территории ЗАТО.

Таким образом, требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает не только Закон о защите конкуренции, но и цели и принципы Закона о закупках (ст. 1, 3 Закона о закупках) (определение Верховного суда РФ от 21 января 2015 г. по делу № 306-КГ14-1616, А49-8135/2013).

— предприятие нарушило порядок определения победителя запроса котировок;

Пример из практики: суд пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа, поскольку общество при определении победителя запроса предложений использовало дополнительный критерий, который не был предусмотрен закупочной документацией

Было представлено четыре заявки от ООО «Р.», ОАО «С.», ООО «Н.» и ООО «Р.Г.». Закупочная комиссия признала заявку ООО «Р.» не соответствующей требованиям закупочной документации. С допущенными участниками были проведены заочные переговоры о снижении цены договора и подтверждении соблюдения графика поставки. Победителем было признано ООО «Р.Г.».

ОАО «С.» не согласилось с таким результатом и обратилось с соответствующей жалобой в ФАС России.

Антимонопольный орган провел проверку и пришел к выводу, что победителем запроса предложений должно было стать ОАО «С.».

Заказчик обратился в суд с требованием признать незаконным решение ФАС России. Суд в удовлетворении заявления отказал, сославшись на следующее. Закупочной документацией предусмотрено два критерия оценки заявок: цена договора и опыт участника. Однако при определении победителя закупочная комиссия использовала дополнительный критерий - соблюдение или несоблюдение графика поставок в окончательной заявке участников. Поэтому правомерны выводы антимонопольного органа о том, что истец нарушил и закупочную документацию, и пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2015 г. № Ф05-15169/2014 по делу № А40-34303/14).

— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок и (или) их сотрудники участвуют в нем. Следует иметь в виду, что если какое-либо из этих лиц является учредителем юридического лица, такое юридическое лицо вправе участвовать в запросе котировок, который они проводят. Такой вывод следует из судебной практики;

Пример из практики: суд признал недействительными решение и предписание антимонопольного органа, поскольку закон не устанавливает запрета на участие в торгах юридических лиц, учредителями которых являются организаторы торгов или заказчики и (или) их сотрудники

Были представлены заявки от ООО «Б.» и ООО «И.».

Комиссия отклонила заявку ООО «И.», поскольку она была подана непосредственно заказчику, но не размещена на сайте. Кроме того, в составе заявки отсутствовало согласование Управления корпоративной защиты.

Заявка ООО «Б.» к участию допущена и признана победителем запроса предложений.

Решением УФАС действия заказчика признаны незаконными. Одним из оснований принятия решения и вынесения предписания послужил вывод УФАС о том, что заявка на участие в запросе предложений подписана от имени ООО «Г.» гражданином С. Он на момент подачи заявки являлся одновременно советником генерального директора заказчика, что нарушает требования пункта 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

ООО «Г.» обжаловал решение УФАС в судебном порядке.

Суд удовлетворил заявление, сославшись на следующее. Закон о защите конкуренции содержит запрет на непосредственное участие в торгах организатора, заказчика либо их сотрудников. Однако он не содержит запрета на участие в торгах юридических лиц, руководителями которых являются сотрудники организатора, заказчика. Поэтому то обстоятельство, что сотрудник заказчика С. одновременно являлся генеральным директором участника запроса предложений, нельзя считать незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2013 г. по делу № А52-326/2013).

— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок координирует деятельность его участников.

При этом нужно иметь в виду, что заказчик и организатор также не вправе:

  • проводить переговоры с участником с момента объявления закупки до определения победителя, если иное не предусмотрено положением о закупках;
  • предоставлять участникам сведения о предложениях других участников, ходе закупки и принимаемых решениях. Запрет не распространяется на сведения, которые находятся в открытом доступе.

Такой вывод следует из пункта 1 раздела V Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России 21 июля 2015 г.).

Пример из практики: антимонопольный орган вынес решение о привлечении заказчика к ответственности за координацию деятельности участников конкурсов и запроса котировок. Основанием для отмены этого решения в суде стало получение доказательств координации с нарушением закона

После этого в антимонопольный орган поступили сведения, что заказчик и участники торгов действовали согласованно при их организации и проведении. В качестве доказательств были представлены телефонные переговоры должностных лиц и участников торгов.

Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Это привело к недопущению конкуренции на рынке услуг по профессиональной переподготовке. Виновным лицам выдали предписания.

ТУ обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Суд удовлетворил требования, указав, что представленные доказательства (записи переговоров) не соответствуют принципу допустимости. Отсутствовала санкция суда на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, что не позволяло установить законность прослушивания.

Суд кассационной инстанции оставил решение в силе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2012 г. по делу № А56-57760/2011, определением ВАС РФ от 29 декабря 2012 г. № ВАС-16913/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Конкурентные переговоры

Для определения победителя предприятие проводит переговоры не менее чем с двумя участниками процедуры закупки. Основные признаки такого способа закупки:

  • в ходе переговоров участники делают свои предложения о порядке выполнения договора;
  • все требования, которые касаются переговоров, руководящие указания, документацию, разъяснения или другую информацию нужно довести до всех участников;
  • переговоры между предприятием и участником носят конфиденциальный характер. По общему правилу ни одна из сторон не раскрывает другим лицам техническую, ценовую или иную рыночную информацию без согласия другой стороны;
  • как правило, после завершения переговоров предприятие просит всех участников представить к указанной дате наилучшую и окончательную оферту в отношении всех аспектов их предложений. Из них предприятие выбирает лучшую.

Такие признаки конкурентных переговоров перечислены в статье 49 Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Этот документ можно использовать в качестве рекомендательного при подготовке положения о закупке.

В целом конкурентные переговоры схожи с запросом предложений. Однако на переговорах происходит реальное общение. Как правило, при этом составляют протокол. Предприятию важно закрепить в положении, что конкурентные переговоры не являются торгами. В противном случае на них будет распространяться антимонопольное законодательство.

Пример формулировки условия о том, что конкурентные переговоры не являются торгами

«Конкурентные переговоры проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не являются аукционом либо конкурсом и их проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Конкурентные переговоры также не являются публичным конкурсом и не регулируются статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем конкурентных переговоров или иным их участником».

Запрос предложений

При запросе предложений (предложении делать оферты) комиссия устанавливает в тексте запроса предложений критерии и порядок оценки оферт. На основании них она определяет участника, который предложил лучшие условия договора.

При этом лицо, которое инициировало запрос предложений, не обязано заключать договор с участником, предложившим лучшие условия. В этом состоит отличие запроса предложений от торгов. Это нужно отразить в положении о закупках. Формулировка может быть , как и для описания специфики конкурентных переговоров.

Если этого не предусмотреть в положении о закупках, то запрос предложений может быть квалифицирован как торги. И тогда на предприятие будет налагаться весь объем соответствующих гражданско-правовых обязательств.

Пример из практики: суд отказал в требовании обязать заказчика заключить договор с победителем открытого запроса предложений, поскольку запрос не являлся торгами

Победителем запроса было объявлено ООО «Р.». Заказчик подписывать договор отказался в связи с тем, что передал здание в аренду.

ООО «Р.» обратилось в суд с требованием обязать заказчика заключить договор.

Суд в иске отказал, исходя из следующего. Процедура запроса предложений не является торгами, о чем прямо указано в локальных актах, регулирующих закупки ЗАО «Д.». Данная процедура не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в том числе по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником. Это значит, что ЗАО «Д.» имело право отказаться от заключения договора в случае изменения своих потребностей или иных обоснованных причин (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2014 г. № Ф09-8172/14 по делу № А34-1410/2014).

Особо стоит отметить, что на запрос предложений распространяется антимонопольное законодательство.

Закупка у единственного поставщика

При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предприятие предлагает заключить договор только одному лицу.

Закон о закупках не ограничивает случаи, когда можно использовать такой способ закупки. Поэтому предприятию стоит предусмотреть в положении о закупках соответствующие условия. Можно указать, к примеру, случаи, перечисленные в статье 93 Закона № 44-ФЗ, и другие.


Top