В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел. Никакой я горчицы не ел Рисунок рассказа никакой я горчицы не ел

Виктор Голявкин

Никакой горчицы я не ел

Рассказ

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Смотрю – машина стоит, шофер что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

– Поломалась?

Молчит шофер.

– Поломалась? – спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

– Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

– Да я... не умею...

– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

– Как с патентом?

Другой говорит:

– Хорошо с патентом.

«Что это, – думаю, – патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент еще скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

– Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

– Что тебе?

– Мне ничего, – отвечаю, – я просто так...

– Тебе нечего делать?

– Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

– Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

– Как это?

– А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

– Не смешно, – говорю, – а вы смеетесь.

Они как будто не слышат.

– Не смешно совсем. Что вы смеетесь?

Тогда один говорит:

– Мы совсем не смеемся. Где ты видишь, что мы смеемся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко...

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

Дворник вдруг из ворот выходит.

– Не тронь метлу!

– Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно...

– А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти еще рано. Уроки еще не кончились.

Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

– Куда лезешь? Эй!

Смотрю – нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься – опять:

– А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

– Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешел на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали все увидел – рабочие на лесах штукатурят, красят...

Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Еще круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

– Плати, мальчик, снова.

– У меня больше денег нету. Только три копейки было.

– Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

– Ой, мне далеко пешком идти!

– А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошел?

– Откуда вы знаете?

– Я все знаю. По тебе видно.

– А чего видно?

– Видно, что в школу ты не пошел. Вот что видно. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся.

– Никакой я горчицы не ел...

– Все равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. – А потом говорит:

– Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я все равно сошел. Неудобно как-то.

Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да еще землю копает.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

– В ковш хочешь попасть?

Я обиделся.

– Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я веселый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивленно:

– Ты что?

– Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.

Я еще больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.

– Что с тобой?

– А чего?

– Что ты мне рожи строишь?

– На экскаваторе покатайте меня.

– Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?

– Я тоже, – говорю, – хочу на нем работать.

Он говорит:

– Эге, брат! Учиться надо!

Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.

А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.

Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.

Но почему мне так скучно?

План – конспект урока детской литературы.

Тема: В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». (комбинированный урок).

^ 3 четверть, 4 класс

Цель: знакомство детей с рассказом В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

Раскрыть главную мысль рассказа;

Учить делать выводы на основании анализа поступков героя;

Развивать навык выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: портрет писателя В. Голявкина, книга «Тетрадки под дождем», учебники «Родная речь» ч. 2., картинка с изображением экскаватора, компьютер, проектор, листочки с домашним заданием

Словарь.

Существительные: экскаватор, экскаваторщик, леса, проспект, патент, леса (строительные), кондуктор, прогульщик, дворник – дворик.

Прилагательные: горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное.

Глаголы: зачерпывает, штукатурить, надоест – не доест, купаются – копаются.

^ Ход урока.


  1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
Проверка готовности к уроку, взаимное приветствие.

Ребята, вы знаете, что такое горчица? Какая она на вкус? (горькая, ее просто так есть не будешь, ее намазывают тонко на хлеб и др.)

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». С этим автором вы встречаетесь впервые.

2. Подготовительная работа.

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Дети в его рассказах, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом автор заставляет нас думать.

Виктор Голявкин – писатель, а еще кто? (Еще он художник)

Продолжите предложение. Чаще всего героями рассказов Голявкина являются…(Чаще всего героями рассказов Голявкина являются мальчишки).
2.2. Предварительная словарная работа.

Прочитайте слова, читая только подчеркнутые буквы:

Эк па с м ка ун в т а б т ы ор (экскаватор)

Э м кс л к ыв ав ун а щ то пф рщ с и о к (экскаваторщик)

За бр че ре р а пы ш ва та е л т (зачерпывает)

Посмотрите на картинку с изображением экскаватора. Для чего используются эти машины? (их используют при земляных работах, они ковшом вычерпывают землю и др.)

Придумайте предложение с прочитанными словами. (Экскаватор ковшом зачерпывает землю. и др.)

Я сейчас вам прочитаю рассказ, а вы карандашом подчеркните слова, значение которых вам неизвестно.

3. Первичное чтение.

Чтение рассказа учителем.


  1. Беседа по первичному восприятию. Словарно- лексическая работа.
- Какие встретились непонятные слова? (М.б. : проспект – это большая широкая улица в городе, строительные леса – это вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных или ремонтных работ преимущественно снаружи здания (сооружения), патент - документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением, штукатурить - покрывать

(стены, потолки) специальным раствором для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки.)

Какой по настроению рассказ вы услышали? (Веселый)

Понравился вам мальчик – герой рассказа? Почему?

Как вы думаете, почему рассказ называется «Никакой горчицы я не ел»? (Это слова мальчика из текста.)

Представьте выражение лица мальчика, с которым он вышел из дома. Изобразите.

Какое должно быть выражение лица, чтобы люди могли сказать «…ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся.» (горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное…)

Попробуйте изобразить его мимикой.

Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так испортилось его настроение?! Давайте перечитаем рассказ частями по ролям заполним таблицу и выясним это. На экране таблица.

Но сначала немного отдохнем.

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? – Да!

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси зашипели: Ш-ш-ш-ш

Пошипели, помолчали

И, как зайцы поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

5. Работа с текстом.

5.1. Словарная работа по отработке техники чтения.

Прочитайте слова, которые написаны на доске.

Кон-дук-тор-ша(правильно ли употреблено слово? Как надо говорить? (кондуктор), про-гуль-щик, стро-и-тель-ные, при-слу-ши-ва-юсь.

Не ошибись:

Надоест – не доест, купаются – копаются, дворник – дворик.

5.2. Чтение первой части.(до слов «…Ходи себе и ходи»)

Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.(Хотелось петь, испытывал радость.)

Как можно его назвать, если он прогуливает занятия? (Прогульщик)

На экране появляются заполненные разделы таблицы.

5.3. Чтение второй части (по ролям) до слов «Вздохнул и дальше пошел.».

С кем встретился мальчик? (Мальчик встретился с шофером.)

Чем закончилась встреча с шофером? (Он его прогнал.) Почему? Заполняется таблица по разделам.

5.4. Чтение третьей части (по ролям) до слов «Значит, я опоздал немножко…».

С кем заговорил мальчик?

Патент – это документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Как вы думаете, кем были эти двое? (Они были изобретателями.)

Как они отнеслись к мальчику?

Какие чувства он испытал?

Заполнение разделов таблицы.

5.5. Чтение четвертой части (по ролям) до слов «Метлы даже жалко.».

Почему дворник прогнал мальчика? (Метла для работы).

Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик?

Заполнение разделов таблицы.

5.6. Чтение пятой части (3 человека) до слов «…рабочие на лесах штукатурят, красят.».

5.7. Чтение шестой части (по ролям) до слов «Неудобно как-то».

Как удалось кондуктору разоблачить мальчика (По выражению лица).

Заполнение таблицы по предложенным разделам.

5.8. Чтение шестой части (по ролям) до конца.

Заполнение таблицы по предложенным разделам.


Герой рассказа

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Какие чувства испытывал герой?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Прогульщик

Хотел петь, радовался свободе.

Шофер

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Вздохнул и дальше пошел.

^ Делай то, что умеешь.

Изобретатели

Смеются над ним, Иронизируют.

Удивление, обида, возмущение.

^ В мире много непознанного. Познай!

Дворник

Злится, прогнал. Метла для работы.

Нечем заняться, скучно, обида.

^ Не мешай другим работать.

Строители

Прогнали, накричали.

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

^ Знай правила безопасного поведения.

Кондуктор

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Усталость, испуг, стыд, страх.

^ Тайное становится явным.

Экскаваторщик

Не захотел разговаривать.

Удивление, желание работать на экскаваторе.

^ Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

(При заполнении таблицы ответы детей обобщаются. В таблице появляются предложенные выше ответы. Если дети не могут сделать вывод – появляется подсказка компьютера.)

  1. Обобщение. Итог урока.
- Так почему же испортилось настроение мальчика? (Мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.).

Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)

Какие выводы мы сделали? (чтение по таблице).

Похож ли этот рассказ на рассказы М. Зощенко? (Похож, он веселый и поучительный).

А чем отличается? (В раасказах Зощенко обычно вывод делает сам автор, а здесь смысл скрыт, мы должны догадаться, чему хотел научить нас автор.)

7. Домашнее задание.

Подготовьте выразительное чтение рассказа В. Голявкина; подготовьтесь продолжить фразу: «Школу прогуливать нельзя, потому что…»(Выдается на листочках)

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, - впоследствии стали известными художниками. Он окончил 2 художественных училища, прежде чем поступил в Ленинградскую художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (сейчас Академия художеств). Потом Виктор Владимирович поступил в этот институт и окончил его в 1960 году с дипломом театрального художника.

В то же время в Ленинграде и были написаны его первые рассказы для взрослых, но ни один из рассказов в то время напечатан не был.

А отдушиной для Голявкина стала детская литература. Когда вы будете читать его рассказы, обратите внимание на игру со словами. Слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа. Поэтому произведения Голявкина для детей всегда хорошо принимаются читателями.

Работаем над рассказом.

  1. Словарно-лексическая работа.

ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

  1. Из предложенных слов подберите синонимы (слова, близкие по значению) к словам:

Помочь Угадать

Дополни столбики своими вариантами.

  1. Подбери антоним (противоположное по смыслу слово) к слову весело.
  2. Прочитайте рассказ . Объясните выражения:

Гляди-ка, парень рот раскрыл.

Попусту не катайся.

  1. Ответь на вопросы:
  • От чьего имени ведётся рассказ?
  • Почему мальчик попадает в нелепые ситуации?
  • Как характеризуют мальчика его поступки?
  • Что о нём думают окружающие?
  • Как к герою относится автор?
  • Что бы вы посоветовали герою рассказа?
  • В чём основная мысль рассказа?
  • Почему автор так назвал рассказ? Что он хотел сказать своим читателям?
  1. Подготовьте выразительное чтение по ролям (в лицах) любого отрывка.
  1. Домашнее задание: написать мини-рассказ о прогульщике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виктор Владимирович Голявкин "Никакой я горчицы не ел"

Дети на этом уроке расширяют знания о творчестве В. В. Голявкина, учатся анализировать поступки гер...

Литературное чтение 4 класс В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Конспект - сценарий урока по литературному чтению В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел» 4 класс...

Открытый урок по литературному чтению. Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Семинар 26.02.2015г.

Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»Класс: 4.Предмет: литературное чтение.Тип урока: открытие новых знаний.Ресурсы: Учебник ««Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф Климанова и др.,...

Тема: Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Цели деятельности учителя:

1) познакомить с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»;

2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

3) формировать навык осознанного чтения;

4) познакомить с биографией В. В. Голявкина.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока : открытие новых знаний

Оборудование : учебник, презентация, карточки с заданием.

I Организационное начало урока. Добрый день, уважаемые гости и ребята! Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу.

Я очень люблю уроки литературного чтения. А Вы? Почему? Что сегодня вы ждете от урока? Начните свой ответ так. Как написано на слайде. (Сегодня на уроке мне хотелось бы….)

Чтобы все у нас получилось, как задумали, что необходимо? Пусть все у нас получится.!

II Актуализация знаний.

Начинаем наш урок. (слайд 2: открылась книга) А, начнем мы наш урок с просмотра мультфильма,

снятого по стихотворению польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На русский язык стих перевела Елена Благинина. Внимательно посмотрите, послушайте и скажите, что хотел сказать этим стихотворением автор (мультфильм)

Ребята, о чём это стихотворение? (надо хорошо трудиться, нельзя лениться)Ребята, ну а вам 10-11 лет, вам же не надо работать, можно и не трудиться. (надо ходить в школу, учиться, чтобы многое узнать) Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить, о труде, о том, какой ваш главный труд).

Молодцы. Попробуйте отгадать загадку:

И колючая и злая

Больно за язык кусает.

Почему она так злится

Эта горькая

(Горчица)
- Какая горчица на вкус?

Вам нравится горчица? Как связана горчица и наш мультфильм?

А сегодня мы с вами познакомимся с произведением Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

Какие главные цели мы поставим на урок?

(1)познакомиться с творчеством и биографией В. В. Голявкина;

2) познакомиться с рассказом «Никакой я горчицы не ел».)

Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 29

Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения его вы уже читали?

Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.

- Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов.

Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг - мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович - бывший мальчишка и сын его такой же.

отдушиной для Голявкина стала детская литература. Когда вы будете читать его рассказы, обратите внимание на игру со словами. Слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа. Поэтому произведения Голявкина для детей всегда хорошо принимаются читателями.

Умер Виктор Владимирович Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 года.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением, у которого очень интересное название. (слайд)

Как вы думаете, почему произведение так называется?

О ком оно? (Кто являлся героями произведений Голявкина?)

Какое выражение лица у человека, который наелся горчицы?(уберите лишнее слово) слайд

Ел он горчицу или не ел? Какое мы можем сделать предположение? (мальчику стало грустно). А вам когда грустно? Когда весело?

Словарная работа.

В тексте вам встретятся незнакомые слова, прочтите значение данных слов на слайде.

Как вы думаете, что означает это слово? Сейчас проверим. (1 ученик читает в словаре)

ПАТЕНТ - документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Я вам предлагаю не только выяснить, что произошло с главным героем произведения, но и отобразить это в иллюстративной форме. Результатом нашей будет схема-маршрут, главного героя. Карандашом отмечайте непонятные, неизвестные слова, а потом зададите их друг другу.

Чтение с предсказанием:

Текст читают сильные учащиеся (к кому я дотронусь ) до конца стр.30.

Как вы думаете, о чём будут говорить дворник и мальчик?

Скажите, что означает фраза «будто горчицей объелся»?

«Гляди-ка, парень как рот раскрыл.»

«Попусту не катайся.»

Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найди слова-подтверждения в тексте.(Хотелось петь, испытывал радость)

Проанализируйте и скажите - почему же скучно мальчику?

Он везде лишним оказывается.

С ним никто не хочет общаться. Не получилось прогулять уроки и получить от этого удовольствие, замучила мальчишку совесть. Так автор одной фразой сумел передать это чувство. Хоть и пытается лентяй делать веселую физиономию, а все равно будто горчицей объелся...

Чтобы вы посоветовали мальчику, чтобы ему не было скучно? (Всегда ходить на уроки, общаться с одноклассниками.)

Какой он? Хитрый, глупый, остроумный? Как, на ваш взгляд, связан поступок героя с его характером?

Он был ленивый, а учеба это труд. -

Ему надоело учиться.

Он думал, что ничего не делать лучше, чем учиться, а оказалось хуже.

Подумайте и скажите, какое место в рассказе можно назвать самым напряженным и почему?

в конце рассказа, когда мальчику стало грустно.

мальчик видит, что он ничего не умеет делать, и никому он не интересен.

Чему нас учит этот рассказ?

Надо ходить в школу и не пропускать уроки.

Сейчас для нас главное - учиться, а когда вырастим - работать.

Какой жизненный урок можно извлечь из этого рассказа? (каждый человек должен заниматься полезным делом.)

З ачем нам нужно было изучать это произведение?

чтобы задуматься над своими поступками

понять, как это хорошо - учиться.

посмотреть на себя - ученика со стороны.

На самом ли деле он наелся горчицы? (нет)

Почему же тогда ему так сказали? (было грустное, глупое выражение лица)

А какое лицо у детей, которые идут из школы? (радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное)

Кто первым указал мальчику, что у него лицо, как будто он ел горчицу? (прочитайте)

(кондуктор)

С людьми каких профессий встретился мальчик? (строитель, дворник, кондуктор, шофёр, экскаваторщик)

Каково же название болезни мальчика? (лень)

Кто прежде всего может и должен помочь главному герою? (он сам)

Физическая пауза. (слайд 13)

Я попрошу вас смоделировать содержание текста. (на доске схема рассказа)

- Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа

Имеются лишние элементы? (Нет эпизода, где говорилось бы о встрече с товарищем.)

Правильно, ребята. А теперь восстановите последовательность этих частей рассказа.

Дети выходят по - одному к доске и, выбрав правильный вариант, выше вешают действия в правильной последовательности.

Я предлагаю взять карточку №1 и ответить на вопрос «Верите ли вы, что…»: Проверим, как вы запомнили содержание прочитанного. Игра «верю - не верю»

На улице была весна, светило солнышко (верю)

Главный герой залез на строительные леса и любовался городом. (не верю)

Дворник разрешил взять метлу мальчику (не верю)

На трамвае мальчик доехал до кольца (верю)

Свой портфель герой носил с собой (не верю)

На улице мальчик громко пел. (верю)

Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки (не верю)

3.1. Проверяем результаты игры «верю «не верю» (слайд 12)

Обменялись тетрадями. Ручкой другого цвета исправить ошибки в тетради соседа. Ответы на экране.

Обменялись тетрадями. У кого не было ни одной ошибки? Молодцы.

У ребят 3 ряда задание- нужно собрать пословицы. А 1и 2 ряд по парам ищут ошибки в цитатах из рассказа.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу 5 поставят. (выгонят). А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл.

И тут вспомнил я про горчицу, что учительница

(Кондукторша) мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно.

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять рабочих (экскаваторов) землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника!

Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.

(слайд 20)

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В молодости не учился - жизнь потерял.

Без работы день годом станет.

Сделал дело- гуляй смело.

Без дела жить- только небо коптить.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Делу время -потехе час

Ребята, созвучны ли мультфильм, который смотрели вначале урока, пословицы, наш рассказ. Какая между ними связь? Что общего между героями мультфильма и рассказа? (все должны трудиться, приносить пользу государству)

Подведение итогов урока
— Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.) - Так почему у мальчика было грустное и плохое настроение?(он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.)- Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться?)- Чему учит этот рассказ?(Нужно учиться, не прогуливать)

Рефлексия.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - открыли глаза и улыбнулись мне, кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше- поаплодировали себе.

Домашнее задание. (по выбору)

Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.

Подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.

(Слайд 23) Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Приложение

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу 5 поставят.А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл.

И тут вспомнил я про горчицу, что учительница мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно.

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять рабочих землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника!

Игра «Верю- не верю»

Никакой я горчицы не ел

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Смотрю - машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

Поломалась?

Молчит шофёр.

Поломалась? - спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

Угадал, - говорит, - поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

Да я… не умею…

Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

Другой говорит:

Хорошо с патентом.

«Что это, - думаю, - патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

Что тебе?

Мне ничего, - отвечаю, - я просто так…

Тебе нечего делать?

Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

Как это?

А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

Не смешно, - говорю, - а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко…

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

Дворник вдруг из ворот выходит.

Не тронь метлу!

Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…

А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

Куда лезешь? Эй!

Смотрю - нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься - опять:

А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел - рабочие на лесах штукатурят, красят…

Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

Плати, мальчик, снова.

У меня больше денег нету. Только три копейки было.

Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

Ой, мне далеко пешком идти!

А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?

Откуда вы знаете?

Я всё знаю. По тебе видно.

А чего видно?

Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.

Никакой я горчицы не ел…

Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. - А потом говорит:

Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я всё равно сошёл. Неудобно как-то.

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

В ковш хочешь попасть?

Я обиделся.

Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивлённо:

Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.

Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.

Что с тобой?

Что ты мне рожи строишь?

На экскаваторе покатайте меня.

Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?

Я тоже, - говорю, - хочу не нём работать.

Он говорит:

Эге, брат! Учиться надо!

Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.

А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.

Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.

Но почему мне так скучно?

Разделы: Начальная школа

Цели: создать условия для:

  1. раскрытия смысла художественного произведения;
  2. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;
  3. воспитания думающего ученика, стремящегося к развитию ученика.

Ход урока.

I. Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)

У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Всё для всех

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Д: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

  1. Виктор Голявкин – художник и писатель.(Слайд № 4)
  2. Сюжеты для рассказов брал из жизни.
  3. Героями чаще всего являются мальчики.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

Не хочет учиться.

IV. Работа с текстом.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

(Слайды №№ 8,9)

Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе.
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

V. Вывод.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

VI. Творческая работа. (Слайд № 13)

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

Д: Первый.

VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

VIII. Рефлексия. (Слайд № 15)

Литература.

  1. Виктор Голявкин. Никакой я горчицы не ел. Любое издание.

Top