Разные группы ошибок при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Ориентировка только на зарплату

Как найти себя и кем стать? Этот вопрос мучает каждого сознательного человека в определённый момент, в большинстве случаев им задаются старшеклассники и их родители. Конечно, подходить к выбору профессии нужно серьёзно и основательно, но не стоит забывать, что впереди ждёт долгая жизнь, в течение которой можно приобрести ещё не одну специальность и даже в корне поменять род деятельности.

И всё же, хотелось бы отметить, что выбор первой профессии важен и подход к этому действу должен быть соответствующий. Что нужно делать для того, чтобы правильно подобрать учебное заведение, факультет, специальность мы примерно представляем. Наше самоопределение происходить ещё в далёком детстве, когда мы применяем на себя разные профессиональные роли. Заканчивается оно в юности и сопровождается развитием некоторых условий, способствующих принятию решения. Такие условия создают своеобразную формулу будущей профессии и условно их можно обозначить как «могу», «хочу» и «надо».

Здесь, «хочу» - это наши склонности и интересы (увлечение предметами, явлениями, событиями, различными видами деятельности).

«Могу» - способности человека, его состояние здоровья (математические, творческие и т. д.).

И немаловажное «надо» - например, молодой человек хочет стать гондольером и всё для этого у него есть: отменное здоровье, красноречие, хорошая память и приятный голос. Одна проблема, в нашей стране не водят гондолы, и соответственно наш вымышленный герой не найдёт применение полученной профессии.

Можно выделить несколько типичных ошибок при выборе будущей профессии, знание которых поможет найти работу, максимально вас удовлетворяющую.

ТОП-10 ошибок при выборе профессии

  1. Ориентация только на внешнюю сторону профессии. Необходимо узнать глубже течение рабочего процесса, повседневность, возможные трудности.
  2. Перенесение своего отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию. Отрицательные или положительные черты характера, манера поведения человека не всегда являются неотъемлемыми составляющими той или иной профессии.
  3. Приравнивание учебных предметов к профессиям. Мир последних значительно больше и далеко не всегда отвечает школьным предметам.
  4. Желание идти на поводу большинства и получить профессию «за компанию».
  5. Пренебрежение своими личными качествами, способностями, наклонностями, желаниями, уровнем знаний и подготовкой.
  6. Пренебрежение оценкой своих физических возможностей, уровнем нагрузок, противопоказаниями.
  7. Путаница в понятиях «профессия», «должность» и «специальность».
  8. Отношение к будущей специальности, как к единственной в жизни. В любой сфере деятельности с течением времени происходит смена должностей, мест, приобретение смежных специальностей, и всё это по мере роста профессионализма и квалификации человека.
  9. Погоня за престижными профессиями. Изучай не моду, а рынок труда.
  10. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.

Мы познакомили вас с самыми распространёнными ошибками в выборе профессии. Теперь каждый из вас может оценить свою ситуацию и принять правильное решение.

Не нужно пугаться, если в этих ошибках, вы увидели свой подход к поиску будущего места работы. Сознательный выбор будет произведён только в том случае, когда он мотивирован: человек реально оценивает свои возможности и хорошо знаком с родом деятельности.

В связи с этим хотелось бы отметить, что существует пять типов профессий и несколько групп мотивов.

Типы профессий

  1. «Человек - знаковая система» (переводчик, бухгалтер, экономист, программист, геодезист, архитектор и прочие) .
  2. «Человек - природа» (эколог, ветеринар, лесовод, геолог и другие) .
  3. «Человек - человек» (преподаватель, врач, юрист, следователь, психолог и другие) .
  4. «Человек - художественный образ» (гримёр, дизайнер, скульптор, художник и прочие) .
  5. «Человек - техник» (инженер, механик, слесарь, электрик и другие) .

Возможные мотивы при выборе профессии

  1. Престижные (достижение положения в обществе, возможность быстрого карьерного роста) .
  2. Эстетические (тяга к красоте, гармонии и прекрасному) .
  3. Моральные (направление на полезный результат для людей, оказание им помощи) .
  4. Социальные (поиск своего места в обществе согласно интересам и возможностям) .
  5. Познавательные (желание приобрести специальные знания, заинтересованность в сути рабочего процесса) .
  6. Материальные (поиск высокооплачиваемой работы) .
  7. Творческие (желание быть уникальным) .
  8. Утилитарные (лёгкость поступления в учебное заведение, близкая расположенность к дому и прочие) .

К своему будущему нужно относиться очень серьёзно, тогда и к настоящему будет такой же подход. Уже в самом начале своего трудового пути можно хорошенько подумать: кем я буду? Что я буду делать и чего хочу достичь? Хорошо продумав все эти вопросы, можно смело рассчитывать на успешный исход дела и приобретение профессии, которая положит начало радостным рабочим будням.

Хотелось бы ещё отметить, что в конце прошлого года Минобрнауки внёс рекомендации для вузов - не принимать троечников в свои ряды. Качество подготовки абитуриентов должно повышаться, и выпускники с тройками в аттестате могут не успевать за учебной программой. Были проведены исследования и выявлено, что большинство троечников поступают в аграрные вузы, отличники спешат стать медиками, а ученики с хорошими отметками подают заявления в инженерные и технические вузы. Не стоит пугаться будущих трудностей при освоении учебной программы вуза, при необходимости можно обратиться за помощью и .

Карьера: Профориентаторам - Методическая копилка

10 ошибок при выборе профессии

  1. Не относись к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища.
    В любой сфере деятельности происходит закономерная смена занятий, специальностей, должностей, мест работы по мере роста квалификации человека.
  2. Не путай должность, профессию и специальность.
    Например, главный врач - это должность, врач - профессия, стоматолог - специальность.
  3. Не выбирай профессию по ее внешним признакам. Всегда старайся глубже узнать содержание профессии, существенные стороны повседневного труда профессионала.
  4. Не поддавайся предрассудкам относительно той или иной профессии.
    Мода на профессии постоянно изменяется, сегодня oдни профессии престижны, завтра - другие. Но мода на профессии не всегда успевает за изменениями рынка труда.
  5. Не переноси свое отношение к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию.
    Симпатичные или несимпатичные личные качества конкретного человека не всегда являются профессионально важными для той или иной профессии.
  6. Не отождествляй учебные предметы и профессии.
    Мир профессий значительно шире, чем это можно себе представить, основываясь на перечне школьных предметов.
  7. Не выбирай профессию «за компанию», под влиянием товарищей.
    Одежду и обувь мы покупаем по своему размеру, а не то, что подходит друзьям. Поступай так же с выбором своей профессии.
  8. Не выбирай профессию, не разобравшись в своих личных качествах.
    Очень важно знать свои интересы, склонности, способности, уровень знаний и подготовленности.
  9. Не выбирай профессию, не оценив своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
  10. Многие профессии предъявляют особые требования к состоянию здоровья, а некоторые профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья.
    Не выбирай профессию, не узнав основных правил, действий и их порядка при решении задачи о выборе профессии. Если не знаешь как решить задачу выбора профессии, обратись за помощью к специалисту-профконсультанту

Ошибки при выборе профессии

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
    В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
    Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
  2. Бытующие мнения о престижности профессии
    В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
    Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...
  3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
    Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
    Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
  4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
    При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
    Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.
  5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
    За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
    А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
  6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
    Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
    Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
  7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
    Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
    (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).
  8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
    Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
    Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
  9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
    Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
    Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
  10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
    Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
    Надеемся, что наши рекомендации помогут выбрать верное направление при выборе профессии, определить основные этапы рещения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний. Удачи!

Не все школьники готовы к такому самоопределению, а кто-то даже и не стремиться к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая психолого-педагогическая проблема профориентации - страх перед собственным выбором.

В такой ситуации выпускник школы ищет для себя и часто находит довольно замысловатые пути избегания настоящей ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, которые могут выражаться примерно в следующем:

  • Обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к своим более авторитетным (значимым) сверстникам и четкое следование этим советам. Однако такие советы часто строятся на существующих предрассудках о том, что есть «лучшее» и что «явно неприемлемо». Результатом ориентации на эти предрассудки является почти «поголовный» выбор подростками таких профессий как юрист, экономист, менеджер, визажист и т.п.
  • Обращение за советом к своим учителям и школьным психологам (профконсультантам), которые часто также ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки. При этом специалисты нередко просто подыгрывают своим ученикам, предлагая им в качестве выбора именно престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы (по принципу: проще посоветовать что-то банальное, но зато общепринятое…).
  • Обращение подростков за советом к своим родным и близким. Нередко и эти советы бывают ориентированы на существующие (или существовавшие ранее) предрассудки о том, что более «престижно» и «перспективно», а что менее… Особенность советов родителей в том, что даже по сравнению с учителями и профконсультантами представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны.
  • Наконец, подростки могут ориентироваться в своих выборах на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации - СМИ (молодежную прессу, теле- и радиопрограммы и т.п.). Нередко в таком воздействии СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. Но в молодом возрасте, как известно, человек больше выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия - это всего лишь «средство» достижения желаемых образа и стиля. Профессия в этом случае как бы «подбирается» под привлекательный стиль и образ жизни. Проблема здесь в том, что культивируемый (а точнее - пропагандируемый) образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый (многократно тиражируемый), ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка.

Таким образом, реально подросток в большинстве случаев опирается на мнения близких и значимых для себя людей. Но способен ли он, в силу своей социальной незрелости, вообще быть полноценным субъектом своих профессиональных и жизненных выборов? Не слишком ли многого мы требуем от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о само-определении и призываем к тому, что ответственность за важные жизненные выборы он должен сам брать на себя?

То, что самоопределяющийся подросток пытается найти дополнительные опоры в своих важных жизненных выборах - это нормально и психолог должен относиться к этому с пониманием. Подросток волнуется, неопределенность перед будущим действительно пугает его и у него просто срабатывают естественные защитные механизмы - механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к реализации этих стереотипов. Но в этом случае уже не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития и тогда придется согласиться с тем, что подросток не столько само-определяется, сколько с тем, что его «определяют» различные «советчики» в мире профессий и жизненных смыслов.

Если это так, то проблема еще больше усугубляется и речь идет о том, что профессиональный выбор делается уже не «вместе» с подростком, а «вместо» него. Какова же общая логика полноценной профориентационной помощи самоопределяющемуся подростку, с учетом его недостаточного жизненного опыта и все возрастающей тревожности по поводу своего ближайшего будущего (будущего после окончания школы)? Можно рассмотреть несколько вариантов организации такой помощи:

  1. Если профориентационная работа проводится полноценно, то схема примерно следующая. Еще в младших и средних классах учеников постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и способности (прежде всего, выявляют общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). В идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда (примерно так, как это делается в «профессиональных пробах» - в известной японской системе «Фукуяма-тест».
    Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу своих основных склонностей и способностей, т.е. их все больше не столько «исследуют», а формируют мотивацию и способность к самоисследованию (самопознанию). Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Такое рассмотрение невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности.
    Наконец, в старших и выпускных классах основной акцент все больше переносится на конкретные выборы. При этом школьникам не столько предлагаются уже готовые рекомендации, а постепенно формируют у них готовность самостоятельно совершать эти выборы. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и само-определении.
    Общая логика такой подготовки примерно следующая: сначала на специально подготовленных примерах (ситуациях) психолог-профконсультант (или школьный психолог) показывает, как можно было бы выбирать профессию и реализовывать этот выбор. Далее на других примерах-ситуациях уже самому старшекласснику предлагается дать рекомендацию воображаемому сверстнику (в этом случае пример уже преобразуется в учебную задачу, где постепенно и формируется готовность самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях профессионального самоопределения). Наконец, уже сформированное умение ориентироваться в профориентационных ситуациях старшеклассник самостоятельно использует в своих собственных выборах, а роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и «подстраховывать» самоопределяющегося молодого человека.
  2. Другой вариант, когда со школьником полноценной профориентационной работы не проводится, но добросовестный педагог (или психолог) все-таки считает, что профориентационная помощь необходима. Обычно такая ситуация осложняется тем, что администрация никак не поощряет инициативного педагога-психолога, на такую работу практически не остается времени (в школе много других «важных» дел…), часто сам педагог-психолог не имеет достаточной квалификации и опыта для оказания профконсультационной помощи. И все-таки помощь может быть оказана.
    Во-первых, сам факт обсуждения с подростком или его родителями проблемы профессионального выбора уже многого стоит.
    Во-вторых, существует набор довольно доступных и несложных профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения подростка (например, «Дифференциально-диагностический опросник» - сокращенно «ДДО», «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности - модифицированный» - «ОПГ-м», опросники «За и против», «Перекресток» и др.).
    В-третьих, возможен такой вариант организации работы, когда психолог работает с микрогруппой (в 3-4 человека), где поочередно обсуждаются проблемы каждого ученика. В этом случае можно даже организовать своеобразную игру в «профконсультацию», где сверстники будут друг другу давать советы-рекомендации, что позволяет формировать готовность ориентироваться в разнообразных (а не только в своих собственных) ситуациях выбора.
    Наконец, в-четвертых, школьный психолог может просто «вселить» в сознание консультируемого подростка чувство уверенности и оптимизма по отношению к своему будущему, что также многого стоит. При этом сам оптимизм - это не просто инфантильная надежда на то, что «все будет хорошо», а уверенность, что даже в сложных ситуациях подросток не растеряется и сделает достойный выбор (но для этого важно разобраться, что такое вообще «достойный выбор», в отличие, например, от стандартного, пошлого в своей неоригинальности выбора…).

Конечно, в случае ограниченных условий для полноценной профориентационной помощи не удается «охватить» всех учащихся, поэтому приходится выбирать тех, кто нуждается в такой помощи больше всего и кто сам готов к обсуждению своих профориентационных проблем.

В условиях школы обращение к проблеме профессионального и личностного самоопределения возможно не только в рамках специально отведенных для этого часов и профконсультаций. Каждый учитель и каждый психолог при проведении самых разных своих занятий-мероприятий всегда может затрагивать те или иные аспекты профессионального и жизненного выбора. Как отмечал бывший министр образования РФ, известный психолог А.Г.Асмолов, главная задача школы - не передача знаний, а формирование у школьника смысловой картины мира, того мира, где они собираются жить и самоопределяться (аналогичные высказывания можно найти у таких корифеев психологии как В.Франкл, Г.Мюнстенберг и др.). А для старшеклассника главная смысловая проблема - это проблема самоопределения, т.е. планирование своего развития после школы. И уж если мы действительно стремимся дать ученику полноценное, т.е. систематизированное знание и образование, то стержнем этой системы как раз и должна быть идея профессионального самоопределения, о чем и должен помнить любой учитель… Правда, понимают это не все педагоги и психологи (они как бы «не обязаны» это понимать) и, в результате, без центральной, интегрирующей идеи школьное знание часто носит «фрагментарный», «частичный» характер…

И все-таки возможности для широкомасштабной, систематизированной профориентационной помощи в школе огромны. В этом смысле первоначальное заглавие статьи, где отражена идея «совместной» работы в этом направлении представляется верным. Заметим, что в цивилизованных западных странах идея карьеры является доминирующей, центральной не только для образовательных учреждений, но и для всего общества, т.е. все общество помогает сделать молодому человеку карьеру. В наших «родных» российских условиях можно хотя бы помечтать о том, чтобы на уровне конкретной школы усилия педагогов, психологов и администрации интегрировались бы в совместной помощи учащемуся в профессиональном и личностном самоопределении. При этом идеальным итогом такой совместной помощи должно было бы стать формирование у выпускника школы готовности к самостоятельному (уже без совместной помощи педагогов и психологов) решению своих проблем, т.е. готовности к настоящему самоопределению.

Выбор будущей профессии - проблема современного подростка.
Что мы знаем о своем будущем? Наверняка мы не знаем ничего и можем только предполагать. Мы часто думаем о нем, проводим долгие часы в рассуждениях о том, что будет завтра, через месяц, через год, даже через десятки лет. И эти мысли порой мешают нам замечать, что происходит вокруг, какой жизнью мы живем сейчас. А каково подросткам, которые только научаются понимать свою жизнь, понимать себя в настоящем, а родители уже требуют осознанного выбора профессии, выбора своего будущего? «Им, конечно, не просто, но не задумываться о будущем нельзя,» - скажете вы и будете абсолютно правы.

Итак, выбор будущей профессии - дело не просто, но необходимое и даже жизненно важное. Как же не потеряться во всем многообразии возможных вариантов специальностей в современном мире, ведь их сейчас так много? Для этого важно иметь четкое представление о тех целях, которые вы ставите перед своим ребенком, и он ставит перед собой, то есть понять, что именно в первую очередь движет вами при выборе профессии. В наши дни одним из ведущих мотивов является материальное благополучие, то есть желание зарабатывать достаточно большие деньги, чтобы иметь возможность ни в чем себе не отказывать. Задумываться о своем благосостоянии нормально и правильно, так как без денег действительно не проживешь. Но является ли этот мотив достаточным и главным при выборе будущей профессии?

Думая о деньгах, не стоит забывать о том, что ваш ребенок выбирает род занятий на ближайшие (по меньшей мере) несколько лет. Соответственно, именно эта деятельность будет наполнять его жизнь, будет его жизнью. А в жизни часто бывает так, что деятельность, приносящая большие деньги, не приносит одновременно и счастья. Это простая и банальная мысль: «Не в деньгах счастье». Но именно этой простотой и заурядностью она доказывает свою истинность. Поэтому я предлагаю не «открещиваться» от нее.

Потенциальная прибыльность профессии не главное. Самым важным, по мнению современных психологов, социологов и обывателей, является то моральное удовлетворение, которое приносит правильно подобранная профессия. «Но как помочь ему уже сейчас, когда ему всего 15-16 лет, выбрать тот род деятельности, который будет радовать его долгие годы жизни?» - спросите вы. К сожалению, универсального способа нет, будущее предсказать невозможно, поэтому при выборе подростком профессии стоит в первую очередь задуматься о тех склонностях, способностях и интересах, которые есть у него уже сейчас. Для этого вы можете проделать со своим ребенком следующее упражнение.

Данное упражнение поможет вам не только оценить количество способностей своего ребенка и возможных вариантов профессий, но и лучше разобраться в том, что это за профессии, как им обучаются и кем и где работают люди после получения образования.

Не торопите своего ребенка и не спешите сами, ведь вы выбираете не именинный торт, от которого после окончания праздника не останется и следа. Вы выбираете будущее. И не жалейте ни сил, ни времени на то, чтобы по-настоящему хорошо разобраться в тех профессиях, которые выбрал ваш ребенок. Постарайтесь так же не давить на него, ведь он выбирает свое будущее, а не ваше. И, чтобы годы учебы, вложенных в нее денег и сил не пропали в пустую, а вы не услышали однажды обвинение в свой адрес: «Это ты меня заставила пойти туда учиться!» - позвольте, пусть и с вашей помощью, вашему ребенку выбрать будущую профессию осознанно и самостоятельно.

Однако часто бывает так, что ребенку трудно при вас говорить о своих способностях, вообще трудно говорить с вами о будущем. Он начинает хамить, отнекиваться, отшучиваться и всячески сопротивляться. Не будем забывать о том, что это подросток. Или выбрать профессию не удается по другим причинам. В таком случае вам может оказаться необходима профессиональная консультация психолога который поможет ребенку определиться понять имеющиеся способности, оценить их, подобрать возможные и интересные для него профессии и понять, какая из них наилучшим образом подходит вашему ребенку.

Как выбрать профессию
Схема решения задачи о выборе профессии (по Е.А.Климову)

Процесс решения задачи о выборе включает пять операций (совокупность действий):

1-я операция - составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии;

2-я операция - выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны ваши головы, знания, руки, молодой задор;

3-я операция - использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др.

4-я операция - сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей;

5-я операция - сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. Здесь важно посоветоваться с врачом, классным руководителем, учителями, старшими членами семьи, представителями изучаемой профессии.

Но окончательное решение принимать самому.

Прежде всего, давайте обсудим, что значит «ошибки при выборе профессии»? Возможно ли их избежать?

У каждого из нас найдутся знакомые или родственники, которые поступали- в учебное заведение, а потом бросали по той причине, что учиться им было не интересно и тяжело или обучение по профессии не оправдало их ожидания. Другая категория людей получает диплом об образовании, кладет его на полку и больше никогда о нем не вспоминает и ищет работу совершенно -в другом направлении.

На первый взгляд, ничего страшного не происходит: не нравится - не работай по профессии. Однако, прежде всего, бесполезно потрачено время, которое уже не восполнить; затем, использована возможность бесплатного получения образования.

Как правило, такие выпускники занимают должности ниже полученного уровня образования и по истечении нескольких лет вынуждены пройти пере-обучение для того, чтобы претендовать на более высокую должность.

Специалисты по профориентации выделяют ряд ошибок, которые встречаются в практике наиболее часто.

~ Выбор профессии «за компанию».

В каждом классе находится минимум пара друзей, которые собираются поступать вместе в одно учебное заведение и выбирают одну профессию.

С одной стороны, это понятно: друзьями становятся, прежде всего, на основе общих интересов и увлечений, которые важно учитывать в профессиональной деятельности. С другой стороны, на успешность в профессии влияют также способности и возможности, которые могут быть разными. Другой вариант, когда просто не хочется ничего узнавать самому, собственных планов нет, а тут кто-то из знакомых уже съездил и все узнал.

~ Выбор престижной профессии.

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, специалиста по РК и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность). Понятие «престижная профессия», быстро меняется. Несколько лет назад, например, профессия инженера была никому не интересна, в профессии оставались только те люди, которые являлись настоящими фанатами своего дела. Сегодня, наоборот, о профессиях инженерно-технического профиля говорят как об очень перспективных, принимаются различные государственные программы по поддержке этих специалистов.

~ Отождествление учебного предмета с профессией.

Отличительной чертой профессионального образования (особенно высшего), является то, что оно базируется на нескольких дисциплинах. На-пример, дизайнеру нужно уметь не только рисовать, но еще и знать химию, инженеру-проектировщику пригодится не только геометрия и алгебра, а еще и черчение и физика. Для овладения любой профессией необходимы знания по разным учебным предметам.

~ Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится.

К примеру, младший брат восхищается старшим, врачом по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» - это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но это касается личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

~ Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.

Необходимо знать и учитывать особенности своего организма, условий, в которых придется работать, иначе вас может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляет очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний. Например, для повара, кондитера, водителя важно хорошее зрение.

~ Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

~ Выбор профессии под давлением родителей.

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка, нередко они активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств не удалось осуществить им самим, таким образом, через ребенка пытаясь реализовать свою собственную мечту.

~ Выбор профессию по причине желания хорошо зарабатывать.

Заработная плата - характеристика не профессии, а должности. Она зависит от отрасли, от региона, от размера и формы собственности предприятия, от его экономического положения.

~ Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Это одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии. Отдавая предпочтения той или иной профессии, мы обращаем внимание на ее преимущества перед другими. Однако у любой профессии есть непривлекательные стороны, которые могут оказаться неприемлемыми для человека. Например, столь привлекательные творческие профессии, как дизайнер, режиссер, актер, имеют очень существенный недостаток - они слишком зависимы от обстоятельств (востребованность, творческие рамки и желание заказчика или продюсера и т. д.).

~ Неумение правильно проанализировать ситуацию при выборе профессии, незнание необходимых алгоритмов.

Итоги

При выборе профессионального и образовательного маршрута многие учащиеся допускают ошибки, связанные с низким уровнем информированности о себе, своих личных качествах, содержании профессиональной деятельности различных специалистов, рынке труда и образования. Избежать ошибок при выборе профессии можно, соотнеся свои интересы со своими возможностями и способностями, собрав и проанализировав информацию о профессиях, рынке труда и образовательных услугах. Сбор и анализ ин-формации можно осуществлять самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов.

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Вопрос выбора профессии является очень актуальным для всего общества. Решение этого вопроса во многом определяется степенью информированности о выбираемой профессии, как у ученика, так и у родителей.

Ошибка при выборе профессии недопустима, т. к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.

Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом личностью или группой.

1. Возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию).
2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы.
3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора.
4. Построение образа профессии.
5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.

Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап.
Первое, на что нужно обратить внимание родителям и учителям, - это выяснение того, как видится выбор профессии тому, кто участвует в решении этого вопроса и, вообще, осознается ли проблема сама по себе. Этот вопрос может возникать как в отношении подростка, так и в отношении лиц, участвующих вместе с ним в выборе профессионального «маршрута».
Первая ошибка это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т. е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения.
Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и склонности, и реалистическая оценка ситуации.
Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко в ПУ приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот).
Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.

Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися.
Одной из причин сложившейся ситуации, может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности.
Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с профессиональным самоопределением все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии.
Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочарований и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.

Третья ошибка – отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе.
Т. е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.

2 этап.
Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии?
Одним из факторов, регулирующих активность человека, является его самооценка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.
При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт. Суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых.
Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения вообще.

3 этап.
Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии.
Сложности и ошибки, возникающие на этом этапе, обусловлены тремя причинами: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательным отношением подростков к информации о сфере труда, сложностями самовосприятия
Подростки и их родители часто не осведомлены о тех существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека.
Знакомство учащихся, преподавателей, родителей с профессиями позволяет им со всей полнотой осваивать информацию относительно процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная формулировка общих требований подростка к будущей профессии, а также своеобразная прикидка собственных возможностей в связи с требованиями, предъявляемыми различными группами профессий к человеку.
В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию.
Экспериментально – психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

1. Личный опыт как источник информации.
Отличительной особенностью личного опыта является его высокая субъективная значимость, переоценка, перенос оценок с одних событий на другие. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.

2. Роль семьи.
Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место.
Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от представителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естественно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником.
Часто возникает ситуация, когда родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в детях, не учитывая их личностных особенностей. Что может привести к нежелательным последствиям.
Поэтому очень важна профориентационная работа с родителями.

3. Влияние сверстников.
Подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к сведениям, полученным от сверстников.
Распространенным является выбор профессии «за компанию», т. е. выпускники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.

4 этап.
На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более упрощенные требования.
Здесь широко распространены следующие ошибки.

Предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии.
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.

Увлечение только внешней стороной профессии.
Это случается потому, что выпускник не имеет всесторонних знаний о профессии.

Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.
Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством.

5 этап.
При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. Критическая оценка гипотез неполна, варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью.
В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых Рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой.
Решения Осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находятся с трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Наиболее трудное время для подростка – переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, когда человек принимает решение о выборе профессии.
В связи с переходом старшей ступени общего образования на профильное обучение, школьникам и их родителям становится необходимо обязательно осуществлять профессиональное определение в выпускном классе основной школы, т. е. выбирать среднее специальное учебное заведение или профиль для продолжения обучения в старшей профессиональной школе.
Естественно, что учащиеся и их родители заинтересованы в том, чтобы данный выбор был для них оптимальным. Они хотят быть уверены, что именно это образование станет основой дальнейшего движения по пути к успешной карьере. Эта уверенность может быть осуществлена только при соблюдении принципа профессионального самоопределения.
Принцип профессионального самоопределения подразумевает осознанный самостоятельный выбор профессии на основе:
- объективных и достаточно полных знаний о себе, своих интересах, склонностях, особенностях мышления, памяти, внимания, нервной системы;
- знакомства с миром профессий, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку;
- умения соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Многие из выпускников 9-х классов не готовы к осознанному выбору своей будущей профессии. По данным Санкт-Петербургских психологов 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, а социологическое исследование «Прогноз», проводимое ежегодно Ульяновским областным центром профориентации показывает, что 11% выпускников 9-х классов не могут выбрать форму дальнейшего обучения, и 36% не уверены в правильности своего выбора.
Трудности профессионального самоопределения в 9-ом классе во многом связаны с возрастными особенностями.
Данные психологических исследований показывают, что лишь незначительная часть учащихся этой возрастной группы не испытывает затруднений в процессе обучения. Причем подростки видят причину трудностей в первую очередь в самих себе, в собственной плохой памяти, слабом внимании, неумении думать, лени и безволии. Истинная же причина данных трудностей чаще всего в несовпадении времени наступления физиологической, интеллектуальной и социальной зрелости.
Поэтому, очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки, - он и так, во всем винит себя, и так знает о своих многочисленных возрастных трудностях – но и научить понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности и характера.
Выбор профиля – это очень ответственное решение. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сохранения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Поэтому, что, и в каком объеме будет изучать старшеклассник в профильном классе, в дальнейшем определит возможность его обучения в том или ином ВУЗе. Углубленная подготовка по ряду предметов определяет заданность профессионального выбора, изменить который координально, впоследствии, будет трудно.
В момент выбора профиля обучения не требуется обязательно осуществить выбор своей будущей профессии, так как обучение на одном из 11 профилей предполагает готовность к продолжению профессионального образования по очень многим и различным профессиям. На этом этапе достаточно правильно определить направленность личности, соответствующую профилю, и уже в процессе обучения конкретизировать свой выбор, определив Вуз и факультет.
По изложенным выше причинам, детям и их родителям, в большинстве случаев, бывает необходима квалифицированная помощь профконсультанта, который методами психодиагностики поможет выявить не только лежащие часто на поверхности профессионально важные качества человека, но и его на данный момент скрытые потенциально сильные характеристики, которые смогут стать твердым фундаментом профессиональной успешности, дадут возможность двигаться с наибольшей эффективностью в нужном направлении.
Специалисты Ульяновского областного центра профориентации, имея многолетний опыт профориентационной работы и достаточную методическую базу, готовы помочь выпускникам и их родителям определиться с выбором профиля обучения, а на основе знаний потенциально сильных сторон личности сориентироваться в выборе эклективных курсов для внутрипрофильной специализации.


Top