Правила антикоррупционного поведения. Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего. Министерство внутренних дел Российской Федерации

Стандарты антикоррупционного поведения государственного служащего регламентированы Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (далее - Указ), постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

В соответствии с Указом лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, рекомендовано придерживаться следующих положений:

Исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

Осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

Не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

Исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

Уведомлять представителя работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

Соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

Соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

Проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

Проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

Воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

Принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

Не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

Соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

В соответствии с постановлением государственные служащие обязаны в течение трех рабочих дней после получения подарка на официальном мероприятии или в командировке уведомить об этом руководство и сдать подарок, если его стоимость превышает 3 тысяч рублей. Подарки сдаются ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи. Сведения о рыночной цене подарка подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения — экспертным путем. Подарок возвращается одариваемому лицу, если его стоимость не превышает 3 тысяч рублей. Если подтверждается, что стоимость подарка превышает 3 тысячи рублей, то он может быть продан на аукционе с зачислением средств от продажи в бюджет. Дорогой подарок также может быть безвозмездно передан в благотворительную организацию. За несоблюдение этой нормы одаренный чиновник должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Одобрен решением Координационного совета
Приволжского федерального округа по государственной
кадровой политике от 18 февраля 2011 г.
А53-856пр

СТАНДАРТ
антикоррупционного поведения государственного служащего

1. Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего ­это совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих.

2. Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий. При этом поведение государственного служащего должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе.

3. В основе поведения государственного служащего лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом:

Реализация прав и обязанностей;

Несение ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии задачами и функциями государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности;

Принятие управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностном регламенте;

Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

Взаимодействие в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными служащими того же государственного органа, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

-"оказание государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с регламентом государственного органа.

Отклонение при осуществлении своих полномочий от положений должностного регламента может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения.

3.1. Представление достоверных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Предоставление сведений осуществляется гражданином, претендующим на замещение должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственным служащим, замещающим указанную должность государственной службы.

Непредставление гражданином при поступлении на государственную службу указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную службу. Невыполнение государственным служащим вышеуказанной обязанности, является право нарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Совершение вышеуказанных действий направлено на предупреждение коррупционных правонарушений и способствует созданию атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.

3.2. Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

Государственный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии:

Если это не повлечет за собой конфликт интересов (т.е. иная оплачиваемая деятельность не будет влиять на надлежащее исполнение обязанностей по замещаемой должности государственной службы: время осуществления иной работы, заработная плата, выполняемые им иные функции);

Государственный служащий предварительно уведомил представителя нанимателя об этом (это должно быть сделано в письменном виде и у государственного служащего до начала осуществления иной оплачиваемой деятельности должно быть подтверждение, что представитель нанимателя уведомлен).

3.3. Получение письменного разрешения представителя нанимателя:

На занятие оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

На принятие наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности государственного служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

3.4. Передача подарков, полученных государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, в государственный орган, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Указанное правило применяется в случае, если стоимость подарков превышает три тысячи рублей. Вместе с этим государственный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подарки стоимостью до трех тысяч рублей поступают в самостоятельное распоряжение государственного служащего. Поведение государственного служащего в этом случае направлено на то, чтобы получение подарка, не было связано с его личной выгодой.

3.5. Передача принадлежащих государственному служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Указанное действие государственного служащего направлено на предотвращение возникновения конфликта интересов, когда личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей (например, государственный служащий использует служебную информацию для получения дополнительного дохода по ценным бумагам). Передача в доверительное управление ценных бумаг осуществляется в соответствии с главой 53 «Доверительное управление имуществом» Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

3.6. Отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При наличии таких обстоятельств государственный служащий обязан отказаться от замещения соответствующей должности в установленном порядке путем увольнения с государственной службы, перевода на другую должность в этом же или другом государственном органе.

3.7. Использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей.

В противном случае действия государственного служащего можно рассматривать как действия, направленные на получение каких-либо благ для себя или для третьих лиц, что подпадает под признаки коррупции. Не допускается также передача государственного имущества другим лицам.

3.8. Проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.

Данное правило поведения направлено на предотвращение нарушения, в том числе Федерального закона «О политических партиях», согласно которому вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Лица, находящиеся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Предоставление государственным служащим преимуществ какой-либо партии (объединению), выраженное в определенных действиях, будет способствовать получению ими определенной выгоды, что также является коррупционным поведением.

3.9. Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, в части антикоррупционной составляющей.

Государственный служащий, считающий, что он не обладает достаточными знаниями в сфере противодействия коррупции, может самостоятельно получить необходимые знания (в режиме самоподготовки), либо проинформировать об этом представителя нанимателя для возможного направления его на обучение. Дополнительное профессиональное образование государственного служащего может осуществляться в любых не запрещенных законом формах и видах.

3.10. Уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего. Государственный служащий, своевременно уведомивший в установленном порядке указанных лиц о фактах обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.11. Письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Государственный служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Указанная обязанность служащего направлена на предотвращение коррупционного поведения. После получения от служащего уведомления представитель нанимателя принимает меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:

В изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;

В отказе государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

В отводе или самоотводе государственного служащего.

3.12. Обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего.

Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Решение комиссии являются обязательными для лица, замещавшего соответствующую должность.

3.13. Сообщение представителю нанимателя (работодателю) сведений о последнем месте своей службы при заключении трудовых договоров.

Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Указанное действие направлено на реализацию новым работодателем обязанности по информированию о заключении договора представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы.

3.14. Государственный служащий, наделенный организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

4. Соблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению, связанных с государственной службой.

4.1. Не осуществлять предпринимательскую деятельность.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или· оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. У лица, находящегося на государственной службе и занимающегося предпринимательской деятельностью, всегда есть соблазн предоставить для себя какие-нибудь выгоды (преимущества), что в рамках антикоррупционного поведения недопустимо.

4.2. Не участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

Ситуация, при которой государственный служащий находится в финансовой зависимости от коммерческой организации, не будет способствовать антикоррупционному поведению служащего, так как всегда есть риск совершения коррупционного правонарушения. Вместе с этим государственный служащий может участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией, являясь его членом, в рамках своих служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов государства на него возлагаются вполне определенные обязанности. В то же время государственному служащему не запрещено осуществлять аналогичную деятельность (в том числе и на платной основе) в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

4.3. Не приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Государственный служащий, обладая в связи со служебной деятельностью информацией о положительной динамике по доходам определенной компании, может совершить коррупционные действия, которые будут выражены в приобретении акций этой компании.

4.4. Не быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Поскольку по закону государственные служащие в рассматриваемой ситуации не могут иметь такого рода полномочий, сделку совершенную представителем - государственным служащим следует считать недействительной как заключенную неуполномоченным лицом. Государственный служащий, при наличии возможности получить полномочия по представлению интересов третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, должен отказаться от данной возможности.

4.5. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Государственный служащий должен отказаться от каких-либо подарков (вознаграждений), так как это является одним из признаков коррупции - получение выгоды от осуществления своей непосредственной служебной деятельности.

4.6. Не выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Государственный служащий может выезжать за пределы Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок. Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ними связанных (проживание, питание и т.п.). Категорически запрещено выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц (в том числе для участия в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях), за исключением вышеуказанных случаев, даже если это мотивируется экономией бюджетных средств. Указанные действия также могут быть коррупционными, так как служащий получает определенную выгоду.

4.7. Не разглашать и не использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.

К сведениям конфиденциального характера относятся:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Служебной информацией является любая информация, касающаяся деятельности государственного органа, за исключением общедоступной информации, а также информации о деятельности государственных органов доступ, к которой не может быть ограничен (Федеральный закон от 9 февраля ­2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Указанное ограничение распространяется также на граждан после увольнения с государственной службы.

4.8. Не использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

Каждый государственный служащий имеет право:

Быть выдвинутым кандидатом на выборах на государственную (или общественную) должность непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Зарегистрироваться в качестве кандидата и проголосовать по собственному выбору. Использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного и служебного положения является основанием для отказа в регистрации.

Под использованием должностных полномочий следует иметь в виду возможность использования кандидатом организационных, финансовых и информационных средств, к которым кандидат имеет преимущественный или облегченный доступ благодаря своей должности и которые могут способствовать его избранию.

4.9. Не использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных и организаций.

Не создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

Государственные служащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений, а также не имеют права заниматься «партийным строительством» или созданием подразделений конфессиональных служб в государственных органах.

Данный запрет полностью направлен на исключение возможности использования должностного положения государственного служащего в интересах участников общественно-политической жизни. Это означает запрет на публичные высказывания, содержащие оценку их деятельности, свое отношение к ним и, тем более, пропагандирующие их деятельность. В то же время он не направлен на ограничение свободы совести, мысли и слова.

Исключение из этого запрета - право государственных служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских и иных профессиональных ассоциаций.

4.10. Не входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Указанное ограничение направлено на недопущение вмешательства в деятельность государственных органов иностранных организаций.

4.11. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.

Предпочтение кому-либо всегда способствует дальнейшему коррупционному поведению, так как оно должно быть как-то выражено: в виде благ, преимуществ для указанного лица.

4.12. Не допускать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,

имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

Указанный запрет направлен на предотвращение коррупционного поведения служащего, так как следующий шаг после того, как служащим допущено влияние какого-либо интереса, будет само коррупционное правонарушение.

4.13. Не исполнять данное ему неправомерное поручение.

Неправомерное поручение может заключаться в необходимости совершения действий, содержащих признаки коррупционного поведения. В связи с этим, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный служащий обязан отказаться от его исполнения.

5. В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

6. Поведение государственного служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.

7. У государственного служащего должна быть хорошая моральная репутация (лояльность, умение пойти на компромисс, взаимодействие, взаимная поддержка в отношениях с коллегами, конструктивное сотрудничество).

8. Государственный служащий должен быть примером поведения для подчиненных (честным, справедливым, беспристрастным, вежливым, доброжелательным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами).

9. В служебном поведении государственный служащий должен воздерживается от курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

10. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Борьба с коррупцией в органах внутренних дел предстает чрезвычайно актуальной проблемой. Коррупция как явление нравственно-профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел проявляется в злоупотреблении служебными полномочиями, авторитетом и статусом службы и совершается с целью получения личной выгоды для себя или иных лиц. Значимость противодействия нарушениям служебных норм и борьбы с правонарушениями обуславливается целью создания эффективной и действенной системы управления ОВД как социальной организацией.

о Борьба с коррупцией в органах внутренних дел предстает чрезвычайно актуальной проблемой. Коррупция как явление нравственно-профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел проявляется в злоупотреблении служебными полномочиями, авторитетом и статусом службы и совершается с целью получения личной выгоды для себя или иных лиц. Значимость противодействия нарушениям служебных норм и борьбы с правонарушениями обуславливается целью создания эффективной и действенной системы управления ОВД как социальной организацией.

В научной литературе присутствуют подходы в классификации видов коррупции в среде органов внутренних дел. В зависимости от степени общественной опасности коррупцию можно условно разделить на дисциплинарную и криминальную. В отличие от коррупции, имеющей эпизодический характер, систематическая коррупция характеризуется длительностью, устойчивостью проявления, высокой степенью взаимосвязи между коррупционером и коррумпирующим лицом. Коррупционные связи, построенные на «горизонтальных» и «вертикальных» связях в органах внутренних дел, по существу, парализуя функционирование ОВД как социального института, способствуют разложению его как социальной организации. Активная коррупция представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на получение незаконного вознаграждения, осуществляемую неправомерными методами. Пассивная коррупция проявляется в противоправном бездействии сотрудника ОВД, невыполнении своих должностных обязанностей с целью получения незаконного вознаграждения.

Эффективным механизмом противодействия явлениям коррупции является общественное мнение. Создавать антикоррупционную атмосферу в коллективах ОВД призваны открытые товарищеские обсуждения явлений коррупции. Следует признать, что игнорирование и недооценка факта существования коррупции способствует ее латентности и организационному оформлению. Значительная часть коррупционных проявлений, имея скрытый характер, развиваясь, приобретают не эпизодический, а масштабный, систематический характер. В конечном итоге сотрудники ОВД встают на путь совершения коррупционных преступлений.

Нельзя говорить о фатальной предопределенности профессионально-нравственной деформации для каждого работающего в органах внутренних дел. От личности сотрудника зависит степень его сопротивляемости деформирующему воздействию со стороны объективных и субъективных факторов, которыми наполнена его профессиональная деятельность. Основу антикоррупционных мероприятий должны составить элементы служебного, материального, морального, общественного воздействия, способные существенным образом изменить негативные явления в профессиональной деятельности в положительную сторону, и прежде всего мотивацию в выполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел.

Российским законодательством предусмотрены ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел, ставящие сотрудника органов внутренних дел в определенный правовой режим.

Сотрудник органов внутренних дел как государственный служащий не вправе:

Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педа-гогической, научной и иной творческой деятельности;

Быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) орга-нов субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления;

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

Состоять членом органа управления коммерческой организа-цией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъек-тов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управ-лении этой организацией;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредст-венно подконтролен ему;

Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, дру-гое государственное имущество и служебную информацию;

Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развле-чений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

Принимать без разрешения Президента Российской Федера-ции награды, почетные и специальные звания иностранных госу-дарств, международных и иностранных организаций;

Выезжать в служебные командировки за границу за счет фи-зических и юридических лиц, за исключением служебных коман-дировок, осуществляемых в соответствии с международными дого-ворами Российской Федерации или на взаимной основе по догово-ренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с госу-дарственными органами иностранных государств, международны-ми и иностранными организациями;

Принимать участие в забастовках;

Использовать свое служебное положение в интересах полити-ческих партий, общественных, в том числе религиозных, объедине-ний для пропаганды отношения к ним.

Должностные лица при выполнении своих функций по поддержанию правопорядка соблюдают определенные профессиональные правила поведения. Причем следует отметить, что источники формирования нормативно-этических требований довольно разнообразны. К ним можно отнести:

— юридические нормы и правила, санкционированные органами государственной власти, местного самоуправления;

— корпоративные, внутренние предписания и требования;

— общественное мнение, содержащее в себе моральные категории, которые с точки зрения граждан должны быть присущи представителям правоохранительных органов.

Остановимся на нормативно-правовой форме функционирования этических норм, представляющих собой, с одной стороны, совокупность государственных, национальных, а с другой - международных правовых норм и принципов.

В процессе формирования национальных этических норм работников правоохранительной сферы законодатели любой страны руководствуются не только внутриполитической ситуацией, традициями и обычаями. В данном нормотворчестве основополагающими, и в ряде случаев единственными, являются международные этические требования и принципы, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных структур.

1. Важнейшая профессиональная обязанность - защищать «всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией».

2. Аксиома полицейской этики - быть вне политики.

3. Главное правило профессиональной деятельности - «при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство, поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам».

4. Использовать адекватные средства в процессе профессиональной деятельности - «при исполнении своих обязанностей полицейский должен действовать решительно для достижения цели, предписанной или допущенной законом, но при этом применять силу только в разумных пределах».

5. Личное поведение должно служить образцом моральной устойчивости, верности и честности. Полицейский «должен воздерживаться от всех проявлений коррупции и решительно противодействовать им».

6. Отношение к гражданам должно основываться не на личных предпочтениях, а на глубоком знании закона и обязанностей - как своих, так и других должностных лиц: «полицейский не должен оказывать содействие в розыске, аресте, охране или конвоировании лиц, которые, не будучи подозреваемы в совершении незаконных действий, тем не менее разыскиваются, задерживаются или преследуются в связи с их расовой, религиозной или политической принадлежностью».

7. Арест нарушителей закона и обращение с ними должны осуществляться в строгом соответствии с законом, «дисциплинарные взыскания, пытки и другие формы негуманного или унижающего обращения или наказания запрещаются при любых обстоятельствах».

8. Должно оказываться активное противодействие незаконным указаниям и приказаниям: «полицейский должен нести личную ответственность за свои действия и за незаконные действия или бездействие, совершенное по его указанию».

9. Полицейский должен относиться к своей работе как к почетной, чрезвычайно важной и полезной для общества профессии.

— выявление конфликта интересов в деятельности личного
состава, способного привести к причинению вреда законным интересам
граждан, организаций, общества, дискредитации МВД России, а также
содействие, руководству органов внутренних дел в их урегулировании;

— урегулирование межличностных конфликтов среди сотрудников органов внутренних дел;

— осуществление эффективного профилактического и воспитательного воздействия на сотрудников, нарушающих законность, служебную дисциплину, нормы профессиональной этики, дискредитирующих службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел не позволяют ему:

заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации;

выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;

предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;

создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;

проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;

обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, дознания, административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.

1. Этический конфликт — ситуация, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности. Сотрудник органов внутренних дел в ходе выполнения своих служебных обязанностей может оказаться в ситуации этического конфликта или этической неопределенности, вызванной:

соблазном любыми средствами достичь поставленной цели, связанной с корыстными интересами;

отношениями личного (семейного, бытового) характера, влияющими на результаты служебной деятельности;

воздействием на сотрудника, оказываемым другими лицами в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления;

просьбами (требованиями) иных лиц, направленными на то, чтобы сотрудник действовал, нарушая свои должностные обязанности.

В ситуации этического конфликта или этической неопределенности (когда сотрудник не может определить степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики) ему требуется:

вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;

избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету органов внутренних дел;

доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) непосредственному начальнику или с его разрешения обратиться к вышестоящему руководству;

обратиться в комиссию по служебной дисциплине и профессиональной этике в случае, если руководитель не может разрешить проблему либо сам вовлечен в ситуацию этического конфликта или этической неопределенности.

2. Конфликт интересов, профессионально-этическое содержание которого состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью сотрудника, понимаемой как возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан служебными или неформальными отношениями.

Для предупреждения конфликта интересов нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

доложить непосредственному начальнику о возникшем конфликте интересов или об угрозе его возникновения;

прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;

отказаться от возможной ненадлежащей выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

противодействовать коррупции и разоблачать коррупционеров любого уровня;

принимать меры по преодолению негативных последствий конфликта интересов.

В Кодексе профессиональной этики недвусмысленно определено отношение сотрудника к ненадлежащей выгоде, под которой подразумевается получение им в результате коррупционных действий денежных средств, материальных или нематериальных благ, преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует отказаться от нее, доложить непосредственному начальнику в письменной форме о фактах и обстоятельствах ее предложения, в дальнейшем избегать любых контактов, прямо или косвенно связанных с ненадлежащей выгодой. В случае, если материальные средства, приносящие ненадлежащую выгоду, нельзя ни отклонить, ни возвратить, сотрудник должен принять все меры для обращения ее в доход государству.

Получение или вручение сотрудниками подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределенности, способствовать возникновению конфликта интересов. Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, сотрудник попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Сотрудник может принимать или вручать подарки, если:

это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;

ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;

стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

Сотруднику органов внутренних дел не следует:

создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;

принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;

передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;

выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

Сотрудник органов внутренних дел, добросовестно выполняя служебные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на срыв оперативно-служебных задач. Защита сотрудника от противоправных действий дискредитирующего характера является моральным долгом руководства МВД России. Руководителю органа, подразделения, учреждения надлежит поддерживать и защищать сотрудника в случае его необоснованного обвинения. Сотрудник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.

ОМВД России по Туринскому району

Если вы нашли ошибку на сайте?, выделите нажмите Ctrl+Enter .

(Visited 815 times, 33 visits today)

К сожалению, Россия занимает в коррупционном рейтинге одну из лидирующих позиций. Даже масштабные компании по борьбе с коррупцией приводят лишь к локальному успеху, а само явление остается. Поэтому вопросы совершенствования деятельности по противодействию коррупции в современных условиях приобретают все большую значимость.

Коррупция в системе органов внутренних дел приобретает все более серьезные масштабы. Среди основных факторов, оказывающих влияние на состояние коррумпированности сотрудников органов внутренних дел, можно выделить следующие:

1. Идеологические, связанные с общим упадком нравственности в обществе, стремлением к противоправному обогащению, проявлением разлагающего влияния фактов коррупции в высших эшелонах власти;

2. Экономические, связанные с резким расслоением общества по уровню доходов, низким жизненным уровнем сотрудников и, как отмечается в некоторых изданиях, одновременным ростом социального неравенства в среде сотрудников ОВД;

3. Социальные, вызванные появлением в стране значительного числа состоятельных людей, способных предложить сотрудникам ОВД взятки и дорогостоящие услуги в обмен на оказание содействия в осуществлении неправомерных деяний.

4. Личностные, зависящие от характера, воспитания, системы взглядов и ценностных ориентаций конкретных сотрудников органов внутренних дел (переживание ненадежности социального статуса, материального и служебного положения, отсутствие позитивных мотивов дорожить рабочим местом, моральная неспособность противостоять изобилию соблазнов). Понятие «Ценность» в данном случае воплощает в себе общественные идеалы и выступает в качестве эталона должного и желаемого для современного человека, в том числе и современного сотрудника органов внутренних дел, студента, курсанта, слушателя учебного заведения системы МВД. Духовный мир определяется степенью сформированности их ценностных ориентаций.

Таким образом, на состояние коррумпированности сотрудников органов внутренних дел действует целый комплекс факторов как объективного характера, обусловленных идеологическим, экономическим, социальным состоянием общества в целом, так и субъективного характера, зависящих от особенностей личности каждого сотрудника и вида профессиональной деятельности, в процессе которой постоянно существуют возможности для злоупотреблений и коррупции.

Коррумпированность правоохранительных органов, недостаточная квалификация кадров, занимающихся борьбой с коррупцией, - в числе главных препятствий для реализации антикоррупционной программы.

Антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении государственного служащего, содержащая конфликт интересов.


Одним из субъектов предотвращения подобного рода деяний являются сотрудники правоохранительных органов министерства внутренних дел России.

Главная задача сотрудников ОВД – обеспечить выполнение программы антикоррупционного поведения, объективно противостоять подобного рода преступным проявлениям.

Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника ОВД определен в главе 7 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 24.12.2008 г. № 1138.

Понятие коррупционно опасного поведения и методы его предупреждения раскрываются в статье 22 Кодекса:

1. Коррупционно опасным поведением применительно к настоящему Кодексу считается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение.

2. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации.

3. Сотруднику независимо от занимаемого им служебного положения следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий.

4. Нравственный долг предписывает сотруднику безотлагательно докладывать непосредственному начальнику о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

5. Необходимость формирования у сотрудника навыков антикоррупционного поведения предусматривает сознательное возложение им на себя моральных обязательств, ограничений и запретов.

6. Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел не позволяют ему:

заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации;

выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;

предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;

создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;

проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;

обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, дознания, административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.

7. Нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

1. Коррупционно опасное поведение руководителя является злостным видом аморального поведения, дискредитирующим органы внутренних дел.

2. Видами коррупционно опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), а также злоупотребление служебным положением.

2.1. Протекционизм представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

2.2. Фаворитизм выражается в демонстративном приближении к себе своих любимцев; показном делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

2.3. Непотизм (кумовство) является моральным покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в органах внутренних дел производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю.

2.4. Злоупотребление властью (служебным положением) сотрудником органов внутренних дел есть умышленное использование своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

3. Протекционизм, фаворитизм, непотизм при подборе, расстановке, обучении, воспитании кадров, как и иное злоупотребление властью (служебным положением) со стороны руководителя, несовместимы с принципами и нормами профессиональной этики.

4. Профилактика коррупционно опасного поведения руководителя заключается в:

глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств кандидатов для назначения на должности руководящего состава, учёте соблюдения ими профессионально-этических правил и норм по прежнему месту службы;

изучении с руководителями всех уровней нравственных основ службы в органах внутренних дел, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения;

воспитании у руководителей личной ответственности за состояние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты подчинённого личного состава;

предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этических конфликтов, этической неопределённости, вызванных двойными моральными стандартами или двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.

Пути преодоления этического конфликта и этической неопределённости предлагаются в статье 24 Кодекса:

1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.

2. Этическая неопределённость возникает в том случае, когда сотрудник не может определить степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики.

3. Сотрудник органов внутренних дел в ходе выполнения своих служебных обязанностей может оказаться в ситуации этического конфликта или этической неопределённости, вызванной:

соблазном любыми средствами достичь поставленной цели, связанной с корыстными интересами;

отношениями личного (семейного, бытового) характера, влияющими на результаты служебной деятельности;

воздействием на сотрудника, оказываемым другими лицами в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления;

просьбами (требованиями) иных лиц, направленными на то, чтобы сотрудник действовал, нарушая свои должностные обязанности.

4. В ситуации этического конфликта или этической неопределенности сотруднику требуется:

вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;

избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету органов внутренних дел;

доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) непосредственному начальнику или с его разрешения обратиться к вышестоящему руководству;

обратиться в комиссию по служебной дисциплине и профессиональной этике в случае, если руководитель не может разрешить проблему либо сам вовлечён в ситуацию этического конфликта или этической неопределённости.

Причины возникновения конфликта интересов и способы его предупреждения определены в статье 25 Кодекса:

1. Профессионально-этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред высокому званию сотрудника.

2. Личной корыстной заинтересованностью сотрудника признаётся возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан служебными или неформальными отношениями.

3. Для предупреждения конфликта нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

доложить непосредственному начальнику о возникшем конфликте интересов или об угрозе его возникновения;

прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;

отказаться от возможной ненадлежащей выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

противодействовать коррупции и разоблачать коррупционеров любого уровня;

принимать меры по преодолению негативных последствий конфликта интересов.

4. Уклонение сотрудника от обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и его нечестность при этом являются существенным условием возникновения конфликта интересов.

1. Ненадлежащей выгодой сотрудника органов внутренних дел считается получение им в результате коррупционных действий денежных средств, материальных или нематериальных благ, преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

2. Основанием получения ненадлежащей выгоды выступает корыстная мотивация сотрудника, направленная на незаконное личное обогащение или создание условий для такового.

3. В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует отказаться от неё, доложить непосредственному начальнику в письменной форме о фактах и обстоятельствах её предложения, в дальнейшем избегать любых контактов, прямо или косвенно связанных с ненадлежащей выгодой.

4. В случае, если материальные средства, приносящие ненадлежащую выгоду, нельзя ни отклонить, ни возвратить, сотрудник должен принять все меры для обращения её в доход государству.

Как сотрудник ОВД должен относиться к подаркам и иным знакам внимания, говорится в статье 27 Кодекса:

1. Получение или вручение сотрудниками подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг (далее - подарков), за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределённости, способствовать возникновению конфликта интересов.

2. Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, сотрудник попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

3. Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, приятельских отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов.

4. Сотрудник может принимать или вручать подарки, если:

это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;

ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;

стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

5. Получение или вручение подарков в связи с выполнением служебных обязанностей возможно, если это является официальным признанием личных достижений сотрудника по службе.

6. Сотруднику органов внутренних дел не следует:

создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;

принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;

передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;

выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

Защита интересов сотрудника определяется статьей 28:

1. Сотрудник органов внутренних дел, добросовестно выполняя служебные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на срыв оперативно-служебных задач.

2. Защита сотрудника от противоправных действий дискредитирующего характера является моральным долгом руководства МВД России.

3. Руководителю органа, подразделения, учреждения системы МВД России надлежит поддерживать и защищать сотрудника в случае его необоснованного обвинения.

4. Сотрудник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.

Необходимо отметить, что коррупция в органах внутренних дел – одно из проявлений коррупции в обществе. Данное явление порождается различными социальными факторами и условиями. Чтобы успешно бороться с коррупцией, необходимо снизить факторы и условия, порождающие ее.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Краснодарский университет

Дисциплина: Предупреждение коррупции в ОВД и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников ОВД

Специальность, курс: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 3 курс

Л Е К Ц И Я

Тема № 7

СТАНДАРТ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа

Место проведения: согласно расписания

Методика проведения: повествовательное изложение материала, объяснение; проблемное изложение материала.

Основное содержание темы :

Понятие стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, его цель и задачи.

Правовая основа антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел. Моральные основы антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Правовой статус сотрудника органа внутренних дел: требования, предъявляемые к кандидатам на статус сотрудника органов внутренних дел; порядок наделения полномочиями; временные границы полномочий; запреты и гарантии антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Роль руководителя органа внутренних дел, подразделений в формировании и исполнении стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел. Способы стимулирования антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел.


Последствия нарушения стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел. Ответственность за нарушение стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Основные термины и понятия : стандарт антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел, правовой статус сотрудника органа внутренних дел, правовая основа антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, моральная основа антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Цели занятия:

1. раскрытие понятия стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел;

2. алгоритм действий сотрудника органов внутренних дел при установлении факта коррупционного проявления;

3. характеристика последствий нарушений стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел.

План лекции

Введение

Основные вопросы:

1) Правовой статус сотрудника органа внутренних дел – основа антикоррупционного поведения.

2) Понятие стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, его правовая основа, цель и задачи.

3) Ответственность за нарушение стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Заключение

Основная литература

1. Указ Президента РФ № 000 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1.03.2011 г. // Российская газета. 20марта. №43.

3. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций / сост. - М., ДГСК МВД России, 2012.

4. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2011.

Итак, установлены правовые и этические правила (запреты, дозволения, ограничения, обязанности) антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, которые влекут формирование у кадрового состава органов внутренних дел высоких моральных устоев, влекущих понимание необходимости строгого следования соответствующим правилам.

ВОПРОС 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ СТАНДАРТА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

За нарушение правил антикоррупционного поведения предусмотрена ответственность. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Уголовный кодекс РФ содержит главы об ответственности за преступления против интересов государственной службы (гл. 30), большинство из которых содержит признаки коррупционности. Таким преступлениями, кроме взяточничества (получение и дача взятки - ст. 290, 291), являются незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности (ст. 289), злоупотребление полномочиями должностных лиц (ст. 285) и ряд других.

ж) порядок учета мер поощрения и дисциплинарных взысканий;

з) порядок обжалования дисциплинарных взысканий.

Создание объемного дисциплинарного законодательства для государственных служащих - особая юридическая проблема в противодействии коррупционному поведению на государственной службе. Заслуживает поддержки мнение ученых о необходимости принятия дисциплинарного кодекса, который регулировал бы отношения в сфере дисциплинарных правонарушений, принуждения, ответственности и дисциплинарного производства.

Эффективность применяемых дисциплинарно-профилактических мер подтверждается сокращением количества взяточничества в ОВД. Как отметил Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая на «правительственном часе» в Госдуме РФ 17 октября 2012 года - «Работа выстроена таким образом, что каждый факт принципиально рассматривается. Мы ввели принцип персональной ответственность руководителей, и на 26% сократилось количество взяточничеств, и это при нашей позиции не скрывать подобные явления в наших рядах. Только в 2012 году за различные проступки подчиненных из органов внутренних дел было уволено более 1,7 тысячи их руководителей. Считаю это положительным результатом и началом долгой и кропотливой работы».

Вместе с тем ответственность для сотрудника органов внутренних дел может наступать за нарушение принципов и норм профессиональной этики, сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью.

По итогам рассмотрения вопроса о нарушении профессионально-этических принципов и норм сотруднику может быть вынесено общественное предупреждение или общественное порицание. За коррупционные проявления в их разных формах предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел законодательством закреплен и содержит правила антикоррупционного поведения, а именно в Федеральном Законе «О полиции» от 7 февраля 2011 года и в Федеральном Законе «О службе в органах внутренних дел» от 01.01.2001 года. Вышеуказанным законодательством закреплены требования при приеме на службу в органы внутренних дел к кандидатам на статус сотрудника ОВД; определяются ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении и т. д.

Стандарт антикоррупционного поведения сотрудника в себя совокупность элементов: запреты; ограничения; дозволения; обязанности. Цель введения стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел состоит в придании образу профессиональной деятельности и бытовой жизни сотрудника органа внутренних дел антикоррупционного характера.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность для сотрудника органов внутренних дел может наступать за нарушение моральных основ стандарта.

Сопнева, деятельность в ОВД: специальный курс для курсантов и слушателей / , . - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. С. 119.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 01.01.2001 г. // Российская газета. 2008. 30 декабря . № 000.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 01.01.2001 г. // Российская газета. 20декабря. № 000.

Указ Президента РФ № 000 «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ» от 01.01.2001 г.// http://www. consultant. ru/

Сопнева, деятельность в ОВД: специальный курс для курсантов и слушателей / , . - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. С. 132.

РИА новости http://ria. ru/crime/20121017/903443089.html#ixzz2Kb22TD6B


Top