Урок чтения «"А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…". «Волшебница-зима» А. Пушкин

Пушкин немало стихов посвятил временам года, в частности зиме. Некоторые отрывки из его поэм стали самостоятельными стихами, публикуемыми отдельно от основного произведения. Таковы строфы «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» ,, из «Евгения Онегина». Прав был В. Белинский, называя Пушкина художником.

Отрывок из романа «Евгений Онегин». При прочтении этих строк воображение рисует метель. Представляется сказочный образ северного ветра, который дохнул, сгибая деревья и срывая последние осенние листья, завыл, встречая волшебницу-зиму. Пейзажи зимней непогоды сказочно оживают под пером великого мастера слова. Появляются картины леса, хлопья снега на ветках, белоснежные ковры, закрывающие поля.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Но действие романа не ограничилось одним годом, соответственно, в поэме зимние сюжеты, и пейзажи появляются неоднократно. Вот отрывок «Опрятней модного паркета» . Его отличает лучистое, радостное настроение. Падающий гусь вызывает смех, с радостью дети катаются на коньках. Здесь даже снег веселый.

Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Зарисовка «Встаёт заря во мгле холодной» по настроению отличается от предыдущей. В ней появляется озабоченность, страх. Мрачную картинку разбавляет образ девы, которая, напевая песни, прядет зимними вечерами при свете лучины.

Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит - и путник осторожный
Несётся в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовёт его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.

Вообще стихи Пушкина о зиме довольно разнообразны и по эмоциям, которые они вызывают. Например, лирическое , написанное в 1826 году, наполнено элегической грустью. Поздним вечером Поэт возвращался домой. Вечер выдался на редкость ясным и спокойным. Небо немного облачное, и луна плывет по небу, то появляясь, то скрываясь в дымке облаков. Ямщик что-то поет себе под нос, поговорить не с кем, да и не о чем. А в голову лезут грустные мысли, заботы о делах журнальных, финансовых, личных. Вот это настроение, навеянное обстановкой, безлюдной зимней дорогой, и вылилось на бумагу.

Но в заключении он признается все той же Нине, что на завтра он снова приедет к любимой и уже не расстанется с ней.

Существует мнение, что Ниной в домашнем кругу называли Екатерину Николаевну Раевскую (в замужестве – Орлову). Подтверждение этому мнению мы находим в письме А. П. Керн. «…Я имела счастие… посетить бесподобное семейство Раевских… Николай Николаевич… представил жене своей моего мужа.. . Она сейчас приняла меня под свое покровительство, приголубила и познакомила со всеми дочерьми своими. Старшая, полная грации и привлекательности, сама меня приласкала. Это красавица Нина, о которой потом вспоминал Пушкин».

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

— это еще одна жемчужина в ожерелье поэзии 1825 года. Это произведение было написано во время ссылки в Михайловском, как обращение к старой . Поэт остался на ее попечении, она, как в детстве, заботилась об опальном поэте. Ее певучие народные сказки и спокойные убаюкивающие песни были, пожалуй, единственным утешением и отрадой, когда он находился дома. В стихотворении Александр Сергеевич описывает разбушевавшуюся бурю, ожившую под удивительным пером поэта.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

«Из слов П.В. Н<ащоки>на можно видеть, как изменились привычки Пушкина, как страсть к светским развлечениям, к разноречивому говору многолюдства смягчилась в нем потребностями своего угла и семейной жизни. Пушкин казался домоседом. Целые дни проводил он в кругу домашних своего друга, на диване, с трубкой во рту и прислушиваясь к простому разговору, в котором дела хозяйственного быта стояли часто на первом плане». – Так описывал Анненков привычки и пристрастия поэта в 29-30 годах. Это настроение чувствуется в стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне?» , созданное 2 ноября 1829 года.

Это произведение написано с удивительной теплотой к людям, окружавшим поэта, к деревенской природе. Это стихотворение не лирическое. Небольшая зарисовка, изображающая время препровождение поэта в деревне. В ней описывается один день из жизни поэта в кругу дружеской ему семьи. Утро начинается с чашки чая. Поэт задумывается о том, чем ему заняться, но его действия зависят от погоды. Погода благоприятствует конной прогулке, и Пушкин со своими людьми отправляется на охоту.

Но под вечер разыгралась вьюга. Поэт пробует читать, но «мысли далеко». Взялся за перо, Но и тут его постигла неудача. Поэт вернулся в гостиную, где хозяева обсуждают текущие дела. Пушкин замечает, что здесь не всегда бывает скучно и однообразно. Когда приезжают гости, все в доме оживляется.

Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

На следующий день, 3-го ноября из под пера поэта выпорхнуло новое, очаровательное стихотворение , наполненное таким удивительным жизнелюбием, оптимизмом и прелестью, что поневоле хочется воскликнуть: как же все-таки красиво. Да и как тут не восхититься удивительными, поистине волшебными строчками.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.

Так, даже в лирических стихотворениях о природе, о зиме, в пейзажах и зарисовках, описывающих холодное время года, прослеживается биография поэта, его настроения, чувства, происходившие вокруг него события.

С удивительно трогательной простотой А.С.Пушкин рассказывает нам о русской зиме. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

В домах всё темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

Когда мы читаем о неизбежном снеге, о том, как волшебница зима преображает всё вокруг, так и кажется, что мы физически чувствуем этот снег, и то, как дворовый мальчуган катает собачку на маленьких санках, и добрые звуки зимней природы.

***
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

В стихах Пушкина представлены все четыре времени года, но зима особенно хороша! Зимой особенно светло оттого, что под ногами – не чёрная земля, а белый ослепительный снег. Какими только эпитетами не наградил Пушкин снежную массу: «пухлая пелена», «волнистые ковры», «великолепные ковры»…

***
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
***
Прекрасные и солнечные образы чудесного зимнего утра сплетены в этих поэтических строках с любовной темой. Превосходно сочетание лирических выражений, таких как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с обыденными, заправскими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не происходит нарушение целостности композиции стиха, а наоборот, добавляются элементы непредсказуемости.

«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
***
«Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
***

«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
***

«Опрятней модного паркета»
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
***

Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит - и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

История возникновения стихотворения «Вот север тучи нагоняя» неразрывно связана с историей написания самого романа, в нем отразились настроения, чаяния поэта испытываемые в момент написания «Евгения Онегина». Этот отрывок о зиме – один из них.

Стихотворение «Вот север тучи нагоняя» — это отрывок из , написанной в 1928-29 годах. В композиции романа это пейзаж, изображающий время года. В произведении есть немало очаровательных зарисовок-пейзажей, ставших самостоятельными лирическими произведениями, которые вошли в различные поэтические сборники. Эти стихотворения-картинки изучаются в школе.

Картине осени поэт посвятил в 7-й главе всего три строки, подчеркивая тем самым стремительно пролетевшее золотое время года. В тот год, когда поэт писал эти строки, зима была ранняя. Северный ветер всегда приносит за собой похолодание. Еще не все листья облетели, и малейшее дуновение ветерка вызывало листопад. Выпавший первый снег ложился на золото листьев. Пушкин подсмотрел эту картинку, гуляя однажды по московскому парку.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе.
  • Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.

Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” - “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.

  3. Подготовка к чтению.
  4. Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

    1. Чтение чисто говорок.
    2. Ло-ло-ло - на улице тепло.
      Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
      Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
      Су-су-су – было холодно в лесу.

    3. Чтение скороговорки.
    4. На дворе дрова топорами рубят.
      На дворе дрова, у дров детвора.

    5. Пятиминутка чтения.

    А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).

  5. Работа по теме урока.

Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?

После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦

Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

Идёт волшебница зима . ¦¦

Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

Разбор II части в группах.

Пришла, рассыпалась ; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой пеленою ;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.

(Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).

Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.

Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.

Посмотрите на доску, обратите внимание на фотоработы. Какие из них могут служить иллюстрациями к стихотворению? Подберите строчки из стихотворения, которые подойдут к фотографиям.

Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом. См.рис.1)

  1. Итог урока.
  2. Проводиться проверка работ, созданных учениками, лучшие работы вывешиваются на доску, подписываются строками из стихотворения.

  3. Домашнее задание.
  4. Выучить стихотворение наизусть.

Стихи А. С. Пушкина о зиме

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом.

Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...

Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»

…Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?


Top