Будьте всегда в настроении. Ленин (атомный ледокол)

Ледокол «Ленин» начали собирать в 1956 году на судостроительном заводе имени Марти. Над уникальным проектом работали ученые, монтажники и сварщики под руководством физика Анатолия Александрова.

Особенности конструкции

Многие технические решения на момент создания ледокола были новаторскими.

Экономия топлива
В сутки вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал 45 граммов ядерного горючего, которые можно было бы вместить в спичечную коробку. Экономичное использование энергии позволяло атомному ледоколу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.

44 тысячи лошадиных сил
Каждый из трех реакторов в 3,5 раза превосходил по мощности первую в мире атомную электростанцию СССР. Полная мощность силовой установки составляла 44 тысячи лошадиных сил.

Защита от радиации
Стальные плиты, толстый слой воды и бетон надежно защищали экипаж и окружающую среду от радиации.

Балластная система против льдов
Проектировщики установили на атомоходе специальные системы балластных цистерн, чтобы ледокол не застрял во льду. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. В носу и в корме ученые установили такую же систему цистерн.

Ледокол-музей

В 2009 году на атомном ледоколе открылся музей. Гости музея могут увидеть, как жили и работали моряки на атомоходе. Экскурсоводы проведут в каюты, столовую экипажа и в медсанчасть для моряков с операционной, лабораториями, рентген- и стоматологическим кабинетами. На судне также расположился «музей в музее», где прежний экипаж собрал небольшую мемориальную экспозицию.

Техническое оснащение ледокола можно увидеть в машинном отделении. На посту энергетики и живучести все желающие узнают, как контролировали силовые установки судна. Через смотровые окна посетители увидят верхнюю часть атомных реакторов и салон капитана, а с капитанского мостика заглянут в штурманскую и действующую радиорубку.

Вторая половина ХХ века в мире ознаменовалась научно-технической революцией, затронувшей и судостроение. На смену паровой энергетике пришла дизельная, а затем ученые и инженеры задумались об использовании атомной энергии. Одной из перспективных областей ее применения стало строительство ледоколов - атомная энергия позволяла добиться неограниченной автономности при сверхмалом расходе топлива.

Первый в мире атомный ледокол был создан в СССР. Проект разрабатывался в 1953-1955 годах в Центральном конструкторском бюро. Главным конструктором был кораблестроитель Василий Неганов, также участвовавший в постройке ледоколов «И. Сталин» и руководивший испытаниями ледокола «Илья Муромец».

Строительство корабля было поручено Адмиралтейскому судостроительному заводу в Ленинграде, разработка проекта атомной силовой установки - ОКБ Горьковского завода №92. Всего к созданию атомохода было привлечено более 500 предприятий по всей стране.

Согласно проекту, судно планировалось оснастить ядерной паропроизводительной установкой водо-водяного типа, расположенной в центральной части ледокола.

Установка должна была обеспечивать паром четыре главных турбогенератора, которые питали три гребных электродвигателя, которые, в свою очередь, приводили в действие три гребных винта - два бортовых и один средний.

Длина судна составила 134 м, ширина - 27,6 м, высота борта - 16 м, водоизмещение - 16 800 тонн. Численность экипажа составила 210 человек. На ледоколе были установлены реакторы OK-150 (позже - OK-900), топливом для которых служил диоксид урана. Несколько десятков граммов ядерного топлива пришли на смену тысячам тонн мазута или каменного угля.

Фоторепортаж: Атомный Ленин

Is_photorep_included11033162: 1

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали десятки делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон и министры из Китая.

Британцы знакомились с атомоходом долго и внимательно.«Очень благодарны Вам за этот интересный день, проведенный на Вашей большой верфи, — писали они в заводской книге почетных гостей 21 мая 1957 года. — Мы увозим много принадлежащего будущему».

Оставила свой отзыв и делегация ГДР во главе с президентом Народной палаты Иоганнесом Дикманом, прибывшая 12 ноября 1957 года.

«Мы под большим впечатлением от всего, что видели, и восхищены громадными успехами рабочих и инженеров этой старейшей верфи. Пусть все суда служат на благо человечества, для мира»,

Написали они.

«В области судостроения Ваш завод освоил самую передовую технику... - писали представители делегации из Китая. - Вы находитесь в авангарде науки и техники во всем мире. Мы рады Вашим огромным успехам. Всегда будем Вашими близкими братьями, будем перенимать и изучать Ваш опыт в области судостроения».

5 декабря 1957 года судно было спущено на воду. Окончание строительства ледокола в сентябре 1959 года совпало с первым визитом Никиты Хрущева в США. 14 сентября в советских газетах появилось сообщение, в котором он отвечал на письма и телеграммы, отправленные ему в связи с поездкой.

«Наша поездка в США, — писал Хрущев, — совпала с двумя величайшими событиями: впервые в истории успешно осуществлен полет космической ракеты на Луну, посланной с Земли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин»...

Наш атомный ледокол «Ленин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны».

Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их совершить поворот от соревнования государств в гонке вооружений к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека, на согревание его души и тела, на создание всего необходимого, в чем нуждаются люди...».

Осенью 1959 года судно прошло ходовые испытания в Финском заливе, а уже 3 декабря правительственная комиссия подписала акт о приемке ледокола в эксплуатацию. 29 апреля 1960 года, после окончания ходовых испытаний, «Ленин» в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» отправился в Мурманск, куда прибыл 6 мая. Ледовые испытания, проведенные в июне, показали, что атомоход способен преодолевать льды толщиной до 2 м со скоростью 2 узла (около 7,5 км/ч). После них началась работа ледокола в Арктике.

17 октября 1961 года с борта судна на льдину было впервые спущено оборудование для дрейфующей научно-исследовательской станции и высажены члены экспедиции. Ранее это осуществлялось только при помощи авиации, что обходилось куда дороже.

В 1970 году навигация в Арктике впервые была продлена на зимний период.

Не обошлось на ледоколе и без аварий. Первая произошла в феврале 1965 года во время планового ремонта и перезарядки атомных реакторов ледокола. Вторая - в 1967 году. Трубопроводы реакторного контура дали течь. Было решено ликвидировать весь реакторный отсек. Он был упакован в специальную капсулу и затоплен в районе архипелага Новая Земля.

Первая атомная установка ледокола отработала шесть лет. Затем, после замены реакторного отсека, трехреакторная установка была заменена на двухреакторную, с которой «Ленин» и отработал до 1989 года.

«К сожалению, наша первая ледокольная установка недолго работала после перезарядки. В 1966 году ледокол был выведен из эксплуатации для замены всей паропроизводящей установки на более надежную и совершенную... Все работы по монтажу и испытаниям закончились в 1970 году и ледокол получил более мощное «сердце» - двухреакторную установку нового типа, которой оснащались все последующие атомные ледоколы», - вспоминал один из разработчиков реакторов инженер Валерий Иванов в многотомнике «Воспоминания ветеранов ОКБМ».

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет. За это время он прошел 654,4 тыс. морских миль, из которых - 560,6 во льдах. Он провел за собой 3 741 судно. В 1989 году он был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас ледокол превращен в музей.

Россия — это страна, имеющая огромные территории в Арктике. Однако их освоение невозможно без мощного флота, позволяющего обеспечить судоходство в экстремальных условиях. Для этих целей еще во времена существования Российской империи было построено несколько ледоколов. С развитием технологий их оснащали все более современными двигателями. Наконец, в 1959 году был построен атомный ледокол "Ленин". На момент своего создания он являлся единственным в мире гражданским судном с ядерным реактором, которое к тому же могло находиться в плавании без дозаправки в течение 12 месяцев. Его появление на просторах Арктики позволило значительно увеличить длительность навигации по

Предыстория

Первый в мире ледокол был построен в 1837 году в американском городе Филадельфия и предназначался для уничтожения ледового покрова в местной гавани. Спустя 27 лет в Российской империи был создан корабль “Пайлот”, который также использовался для проведения судов через льды в условиях портовой акватории. Местом его эксплуатации стала Санкт-Петербургская морская гавань. Несколько позже, в 1896 году, в Англии создали первый речной ледокол. Он был заказан Рязано-Уральской железнодорожной компанией и использовался на Саратовской переправе. Примерно в это же время возникла необходимость в осуществлении перевозки грузов в труднодоступные районы русского севера, поэтому в конце 19-го века на верфи Armstrong Whitworth было построено первое в мире судно для эксплуатации в условиях Арктики, получившее название “Ермак”. Оно было приобретено нашей страной и находилось в составе балтийского флота вплоть до 1964 года. Еще один известный корабль — ледокол “Красин” (до 1927 года носил имя “Святогор”) принял участие в Северных конвоях во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в период с 1921 по 1941 год Балтийский завод построил еще восемь судов, предназначенных для эксплуатации в Арктике.

Первый атомный ледокол: характеристики и описание

Атомоход "Ленин", который был отправлен на заслуженный отдых в 1985 году, сегодня превращен в музей. Его длина равна 134 м, ширина — 27,6 м, а высота — 16,1 м при водоизмещении 16 тысяч тонн. На судне были установлены два ядерных реактора и четыре турбины общей мощностью 32,4 МВт, благодаря чему оно было способно передвигаться со скоростью 18 узлов. Кроме того, первый атомный ледокол был оснащен двумя автономными электростанциями. Также на его борту были созданы все условия для комфортного проживания экипажа во время многомесячных арктических экспедиций.

Кто создавал первый атомный ледокол СССР

Работа над гражданским судном, оснащенным ядерным двигателем, была признана особо ответственным делом. Ведь Советский Союз, кроме всего прочего, остро нуждался в еще одном примере, подтверждающем утверждение о том, что "социалистический атом" является мирным и созидающим. В то же время ни у кого не вызывало сомнение, что будущий главный конструктор атомного ледокола должен иметь большой опыт в строительстве судов, способных работать в условиях Арктики. С учетом этих обстоятельств было решено назначить на этот ответственный пост В. И. Неганова. Этот известный конструктор еще до войны получил Сталинскую премию за проектирование первого советского арктического линейного ледокола. В 1954 году он был назначен на пост главного конструктора атомохода "Ленин" и приступил к работе вместе с И. И. Африкантовым, которому было поручено заняться созданием атомного двигателя для этого судна. Надо сказать, что оба ученых-конструктора блестяще справились с поставленными перед ними задачами, за что им были присвоены звания Героев Социалистического Труда.

Решение о начале работ по созданию первого советского атомохода для работы в условиях Арктики было принято Советом Министров СССР в ноябре 1953 года. Ввиду неординарности поставленных задач было решено построить макет машинного отделения будущего корабля в настоящую величину, чтобы на нем отрабатывать компоновочные решения конструкторов. Таким образом, исключалась необходимость каких-либо переделок или недочетов во время строительных работ непосредственно на судне. Кроме того, перед конструкторами, проектировавшими первый советский атомный ледокол, была поставлена задача исключить какую-либо возможность повреждения корпуса корабля льдами, поэтому в знаменитом институте "Прометей" была создана специальная сверхпрочная сталь.

История строительства ледокола "Ленин"

Непосредственно к работам над созданием корабля приступили в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (в 1957-м он был переименован в Адмиралтейский завод). В то же время некоторые его важные системы и детали были сконструированы и собраны на других предприятиях. Так, турбины были произведены Кировским заводом, гребные электродвигатели — ленинградским заводом “Электросила”, а главные турбогенераторы стали результатом труда работников Харьковского электромеханического завода. Хотя спуск судна на воду состоялся уже в начале зимы 1957 года, ядерную установку смонтировали только в 1959-м, после чего атомный ледокол "Ленин" был отправлен на прохождение ходовых испытаний.

Так как судно было на тот момент уникальным, оно являлось предметом гордости страны. Поэтому во время строительства и последующего тестирования его неоднократно показывали высоким зарубежным гостям, таким как члены правительства КНР, а также политикам, занимавшим на тот момент посты премьер-министра Великобритании и вице-президента США.

История эксплуатации

Во время дебютной навигации первый советский атомный ледокол превосходно зарекомендовал себя, показав прекрасную работоспособность, а главное, наличие такого судна в составе советского флота позволило продлить срок навигации на несколько недель.

Спустя семь лет после начала эксплуатации было решено заменить устаревшую трехреакторную атомную установку на двухреакторную. После модернизации судно вновь вернулось к работе, и летом 1971 года именно этот атомоход стал первым надводным судном, которое смогло пройти мимо Северной Земли со стороны полюса. Кстати, трофеем этой экспедиции стал белый медвежонок, подаренный командой Ленинградскому зоопарку.

Как уже было сказано, в 1989 году эксплуатация “Ленина” была завершена. Однако первенцу советского атомного ледокольного флота не грозило забвение. Дело в том, что его поставили на вечную стоянку в Мурманске, организовав на борту музей, где можно увидеть интересные экспонаты, рассказывающие о создании атомного ледокольного флота СССР.

Аварии на "Ленине"

В течение 32 лет, пока первый атомный ледокол СССР находился в строю, на нем произошли две аварии. Первая из них случилась в 1965 году. В ее результате оказалась частично повреждена активная зона реактора. Чтобы устранить последствия аварии, часть топлива была помещена на плавтехбазу, а оставшуюся часть выгрузили и поместили в контейнер.

Что касается второго случая, то в 1967 году техническим персоналом судна была зафиксирована течь в трубопроводе третьего контура реактора. В результате пришлось заменить весь атомный отсек ледокола, а поврежденное оборудование отбуксировали и затопили в заливе Цивольки.

"Арктика"

Со временем для освоения просторов Арктики единственного атомного ледокола стало мало. Поэтому в 1971 году было начато строительство второго подобного судна. Им была "Арктика" — атомный ледокол, который после смерти Леонида Брежнева стал носить его имя. Однако в годы Перестройки судну вновь было возвращено первое название, и оно прослужило под ним вплоть до 2008 года.

"Арктика" — атомный ледокол, который стал первым надводным судном, сумевшим достичь Северного полюса. Кроме того, в его проект изначально была заложена возможность быстрой конвертации корабля в боевой крейсер вспомогательного назначения, способный действовать в полярных условиях. Это стало возможно во многом благодаря тому, что конструктор атомного ледокола “Арктика” вместе с командой инженеров, работавших над этим проектом, обеспечили кораблю повышенную мощность, позволяющую ему преодолевать льды толщиной до 2,5 м. Что касается габаритов судна, то они составляют в длину 147,9 м и в ширину 29,9 м при водоизмещении в 23 460 тонн. При этом в то время, когда судно находилось в эксплуатации, наибольшая длительность его автономных плаваний составила 7,5 мес.

Ледоколы класса “Арктика”

В период между 1977 и 2007 годами на Ленинградском (позже Санкт-Петербургском) Балтийском заводе были построены еще пять атомоходов. Все эти суда были спроектированы по типу “Арктики”, и на сегодняшний день два из них — “Ямал” и “50 лет Победы” продолжают прокладывать путь другим кораблям в бескрайних льдах у Северного полюса Земли. Кстати, атомоход под названием "50 лет Победы" был спущен на воду в 2007 году и является последним из произведенных в России и крупнейшим из ныне существующих ледоколов в мире. Что касается трех остальных судов, то на одном из них - “Советском Союзе” - на данный момент ведутся восстановительные работы. Вернуть в строй его планируют в 2017 году. Таким образом, “Арктика" — атомный ледокол, создание которого ознаменовало начало целой эпохи в Более того, использованные при его проектировании конструкторские решения актуальны и сегодня, спустя 43 года после его создания.

Ледоколы класса “Таймыр”

Кроме атомоходов для Советскому Союзу, а затем и России были нужны судна с меньшей осадкой, которые были предназначены для проводки кораблей в устья сибирских рек. Атомные ледоколы СССР (впоследствии России) данного типа - “Таймыр” и “Вайгач” - были построены на одной из судоверфей в Хельсинки (Финляндия). Однако большая часть размещенного на них оборудования, включая силовые установки, отечественного производства. Так как эти атомоходы предназначались для эксплуатации преимущественно на реках, их осадка составляет 8,1 м при водоизмещении 20 791 тонна. На данный момент атомные ледоколы России “Таймыр” и “Вайгач” продолжают работать на Однако вскоре им понадобится смена.

Ледоколы типа ЛК-60 Я

Суда мощностью 60 МВт, оснащенные ядерной силовой установкой, стали разрабатываться в нашей стране с начала 2000-х годов с учетом результатов, полученных при эксплуатации кораблей типа “Таймыр” и “Арктика”. Конструкторы предусмотрели возможность изменять осадку новых судов, что позволит им эффективно работать как на мелководье, так и в глубокой воде. Кроме того, новые ледоколы способны передвигаться даже во льдах толщиной от 2,6 до 2,9 м. Всего запланировано построить три таких судна. В 2012 году на Балтийском заводе состоялась закладка первого атомохода этой серии, который запланировано запустить в эксплуатацию в 2018 году.

Новый проектируемый класс сверхсовременных российских ледоколов

Как известно, освоение Арктики внесено в число приоритетных задач, стоящих перед нашей страной. Поэтому на данный момент ведется разработка для создания новых ледоколов класса ЛК-110Я. Предполагается, что эти сверхмощные суда будут получать всю энергию от атомной паропроизводящей установки мощностью 110 МВт. При этом двигателем судна будут служить три четырехлопастных имеющих фиксированный шаг. Главным преимуществом, которым будут обладать новые атомные ледоколы России, должна стать их повышенная ледопроходимость, которая предположительно составит не менее 3,5 м, тогда как у судов, эксплуатируемых сегодня, данный показатель составляет не более 2,9 м. Таким образом, конструкторы обещают обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике по Северному морскому пути.

Как обстоит дело с атомными ледоколами в мире

Как известно, Арктика поделена на пять секторов, принадлежащих Росси, США, Норвегии, Канаде и Дании. Эти же страны, а также Финляндия и Швеция, имеют самые крупные ледокольные флотилии. И это не удивительно, так как без таких кораблей невозможно осуществлять хозяйственные и исследовательские задачи среди полярных льдов, даже несмотря на последствия глобального потепления, которые с каждым годом становятся все более ощутимыми. В то же время все существующие на данный момент атомные ледоколы мира принадлежат нашей стране, и она является одним из лидеров в деле освоения просторов Арктики.

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации .

С 4 ноября 1961 года капитаном ледокола стал Б. М. Соколов .

В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900 . Основная причина - низкая ремонтопригодность. Старую реакторную установку утилизировали затоплением в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки закончили к 1970 году.

Обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За всё время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.

В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли . Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке . Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году .

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске . Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Инциденты

В литературе описывается несколько инцидентов, произошедших в конце эксплуатации реакторной установки ОК-150, однако достоверно неизвестно, каким уровням по

Чтобы проложить дорогу во льдах Северного морского пути, необходимо судно , обладающее огромной мощью главных механизмов, иметь большое водоизмещение, многомесячный запас топлива и совершенные средства ледовой разведки. Удовлетворять всем этим требованиям может только атомный корабль, постройка которого по плечу лишь державе с хорошо развитой индустрией.

На очередном съезде КПСС было принято решение о строительстве ледокола под названием «Ленин» с атомной . В мире должно было появиться судно, движущей силой которого должна была стать энергия атома. Как же разрешили эту непростую задачу советские ученые и инженеры?

Источником энергии на ледоколе является атомный реактор. Атомная установка и все ее коммуникации надежно изолированы от других помещений. Она со всех сторон окружена специальной защитой, а сам реактор заключен в стальной кожух, заполненный водой. В реакторе атомного ледокола непрерывно поддерживается цепная реакция делений атома урана, при этом выделяется большое количество тепловой энергии. Вода теплоноситель движущаяся под большим давлением по каналу реактора нагревается до нескольких сот градусов и поступает в парогенераторы. Здесь теплоноситель отдает свое тепло. После чего насосами подается обратно в реактор. Вода в парогенераторах нагревается теплоносителем до кипения, в результате чего образуется пар. Пар приводит в действие турбогенераторы, затем конденсируется в воду, которая питательными насосами перекачивается обратно в парогенераторы. Электрическая энергия вырабатываемая турбогенераторами подается к гребным электродвигателям вращающие три винта атомного ледокола. Во время работы реактора в окружающем его воздухе возможно появление некоторой радиоактивности - особая вентиляционная система непрерывно откачивает этот воздух. Проходя через специальные фильтры, он полностью очищается от радиоактивных примесей и только после этого выбрасывается в атмосферу.

строительство атомного ледокола «Ленин»

Советский ледокол «Ленин » строила вся страна. В его проектировании, экспериментальных проработках и строительстве участвовало около 30 научно-исследовательских институтов, 60 конструкторских бюро и более 250 промышленных предприятий. Его корпус собирался из отдельных секций, которые изготовлялись из специальной высокопрочной стали. В отсеках атомного ледокола размещалось оборудование и механизмы машинного отделения и реактора. Дружно и слаженно работали судостроители. Глубоко внутри корабля они сваривали переборки и отдельные части корпуса. С высоты шестиэтажного дома их можно было видеть и на палубе, где на каждом шагу сверкали яркие огни электросварки и летели искры из-под абразивных кругов. Бригады сборщиков и сварщиков соревновались друг с другом движимые горячим желанием как можно лучше выполнить работу по строительству первого атомного ледокола в мире. В цехах завода подготавливали для установки на судно реакторы. Корпус реактора и все его детали тщательно очищались. В этом же цехе реактор был заключен в кожух, изготовленный из нержавеющей стали. Он являлся одновременно защитой реактора и его фундаментом. Затем медленно и осторожно опустили в трюм корабля важнейшую часть его оборудования, в котором родится замечательная энергия, дающая жизнь атомному ледоколу . Из листов нержавеющей стали собирались толстые плиты представляющий защитный каркас реакторного отсека. Они должны были защитить экипаж судна от радиоактивного излучения. Затем на атомный ледокол началась погрузка главных механизмов - редуктор турбогенератора, весящий более 10 тонн, он передавал вращение вала турбины к валам электрогенераторов. После чего установили на свое место один из рециркуляционных насосов. Атомный ледокол быстро насыщался техникой.

На строящемся корабле можно было часто видеть членов его экипажа. Со сложными механизмами они ознакомлялись еще до того как системы будут установлены. В трюме корабля четко монтировались трубопроводы. Во время погрузки гребные валы были обшиты досками, чтобы при установке не повредить их шлифованную поверхность. Чтобы закрепить винт ледокола на гребной вал как гигантский цветок, который весит несколько тонн, понадобился ключ весьма внушительных размеров.

советский ледокол «Ленин»

советский ледокол «Ленин» во льдах

ледокол «Ленин» в доке


ледокол-легенда в наше время, порт Мурманск

Приближался день спуска на воду советского ледокола . Для большей безопасности спуска судостроители подготовили два понтона, каждый из которых сооружение объемом несколько сот кубических метров. Понтоны были подведены под кормовую и носовую части судна.

Спуск на воду атомного ледокола «Ленин » весом около 11000 тонн был произведен 5 декабря 1957 года на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде. После этапа строительства флагмана советского атомного арктического флота следовали длительные ходовые испытания корабля.

Советский ледокол обладал повышенной живучестью и непотопляемостью, то есть способностью оставаться на плаву в случае проникновения воды вовнутрь корабля при аварии. Для этого его корпус был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков. Затопление одного или даже нескольких из них было не опасно для корабля. В отсеках располагались корабельные механизмы, приборы, хранилища и часть жилых помещений экипажа судна.

Атомный ледокол имел креновые, а также носовые и кормовые дифферентные цистерны. При перекачивании воды из цистерн одного борта в цистерны другого борта или же из кормовых цистерн в носовые создавался крен (дифферент) судна . Раскачивание ледокола «Ленин» с помощью перекачивании воды помогало взламыванию очень мощных льдов.

Советский ледокол одновременно являлся и электроходом, так как вращение его гребных винтов осуществлялось электродвигателями, что облегчало управление кораблем . Управление энергетической установкой осуществлялось из центрального поста управления. Там находились приборы, благодаря которым контролировались процессы, протекающие в судовых агрегатах и системах с автоматическим регулированием.


Top