Зеленодольский судостроительный завод имени Горького: перспективы предприятия. Зеленодольский судостроительный завод литейное производство, цветное литье в каталоге рал

О компании

Виды деятельности

Основной профиль предприятия - постройка современных кораблей и судов различного назначения, их поставка на внутренний рынок и на экспорт, это:
корабли и суда специального назначения;
суда грузовые морские, речные, река-море, озерные, другие стальные;
суда пассажирские быстроходные из легких сплавов.

Завод производит также ремонт, модернизацию, реконструкцию кораблей и судов по документации заказчика.

ОАО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» имеет современное машиностроительное производство, в состав которого входят литейный, кузнечный, термический, гальванический, сварочный и механообрабатывающий цеха. Комплекс цехов позволяет предприятию производить широкую номенклатуру изделий судового машиностроения и оборудования для нефтегазодобывающей отрасли с разнообразными массогабаритными характеристиками и высокой конструктивной сложностью.

Производственные мощности

Производственно-техническая база состоит из комплекса цехов, охватывающих все виды современного судостроительного производства, позволяющих строить разнотипные корабли и суда малого и среднего класса. Постройка судов ведется прогрессивным блочным методом на закрытых стапельных местах, оборудованных мощным крановым оборудованием, спусковой наливной док-камерой с системой размораживания акватории в зимнее время. Это позволяет выполнять в любое время года независимо от погодных условий постройку, спуск судов при высокой степени технической готовности и производить швартовные испытания. На предприятии внедрены прогрессивные организационно-технические принципы поточно-позиционной постройки судов, начиная от запуска металла в производство и заканчивая сдачей построенного судна.

ОАО „Зеленодольский завод имени А.М.Горького“ реализует масштабную программу модернизации и технического перевооружения предприятия. При участии фирм „IMG Group“ и „FAT“ (Германия), согласно разработанных технологических проектов, судостроительный и корпусозаготовительный цеха завода модернизированы машинами плазменной резки „OmniMat L5000“ (производство MESSER Cutting Systems, Германия), станком гидроабразивной резки с самой крупной в РФ рабочей зоной резки, линиями очистки металла и резки профилей, а также прессами для гибки листов и профилей. В части обновления литейного производства заводом введено в эксплуатацию оборудование для изготовления литейных форм с применением холодно-твердеющих смесей.

ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» имеет развитое машиностроительное производство, располагающее литейным, кузнечным, термическим, гальваническим, сварочным и механообрабатывающим цехами. Это позволяет предприятию самостоятельно производить широкую номенклатуру изделий судового машиностроения, широкий спектр оборудования для нефтегазодобывающей отрасли.

Цех титанового литья является одним из крупнейших в отрасли.

генерального директора АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Александра Карпова о современном положении и перспективах этого предприятия.

Три новых корабля постройки АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», находящихся на испытаниях на Черном море, у причалов Новороссийской военно-морской базы. Слева направо: патрульные корабли проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» и «Василий Быков» и малый ракетный корабль проекта 21631 «Орехово-Зуево». 19.10.2018 (с) barmacode1.livejournal.com

Какие корабли готовятся к спуску со стапелей в этом году, почему татарстанскими «Гепардами» по-прежнему интересуются в странах Юго-Восточной Азии и в чем главное преимущество завода в области судового сервиса и ремонта, рассказал в интервью «Реальному времени» генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Александр Карпов.

Государственный оборонный заказ — основа производства АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» входящего в состав «Судостроительной Корпорации «Ак Барс» (группа компаний АО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Татарстанские корабелы своевременно обеспечивают военно-морской флот России современными боевыми кораблями различных классов, успешно выполняют экспортные контракты и в этом году решили возобновить на свой страх и риск производство речных теплоходов.

— АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» уже много десятилетий выполняет гособоронзаказ на строительство кораблей различных классов для российского флота. Как вы справляетесь с выполнением этой сложной и ответственной государственной задачи, если участвующие в кооперации поставщики оборудования и комплектующих переносят на позднее время сроки их отгрузки?

— Действительно, своевременная сдача кораблей для ВМФ РФ зависит от множества факторов и прежде всего от соблюдения графика отгрузки поставки технологического оборудования нашими контрагентами. Технология постройки кораблей, как ни одна другая в ВПК, отличается высокой степенью кооперационных связей и технологической сложностью. У нас огромное количество поставщиков взаимосвязанного оборудования, поэтому увязать синхронность действий между ними достаточно тяжело. Однако мы постоянно находимся в прямом контакте с нашими производителями и оперативно реагируем на внештатные ситуации, если таковые возникают. Это позволяет ускорить поставки. Конечно, есть система штрафов и неустоек, но их суммы не более трех процентов. Это сравнительно небольшая сумма. Я считаю, что штрафы должны быть большими, чтобы у исполнителей повысилась ответственность за выполнение контрактных обязательств в рамках ГОЗ.

— Каким образом вы наверстываете работу, когда «подводят» предприятия-поставщики?

— Мы переходим на круглосуточную трехсменную работу.

— Какие корабли будут сдаваться в этом году?

— В этом году мы сдали малый ракетный корабль пр. 21631 «Вышний Волочек» (разработчик АО «Зеленодольское ПКБ»). В июне в Севастополе я лично участвовал в церемонии подъема Андреевского флага на данном корабле.

Малые ракетные корабли пр. 21631 — это многоцелевые корабли класса «река-море», оснащенные самыми современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения. На сегодняшний день завод сдал государственному заказчику шесть кораблей данного проекта, которые в настоящее время выполняют поставленные задачи в своих регионах и, по оценке военных моряков, подтверждают свою состоятельность. Также сдали очередной катер специального назначения пр. 21980 «Грачонок».

До конца текущего года мы планируем сдать государственному заказчику еще три корабля: малый ракетный корабль пр. 21631 «Орехово-Зуево», два патрульных корабля пр. 22160 «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев».

Думаю, что передача головного патрульного корабля пр. 22160 (разработчик АО «Северное проектно-конструкторское бюро», город Санкт-Петербург). станет заметным событием для отрасли. Это уникальные корабли, на сегодняшний день не имеющие аналогов в России, строящиеся по модульному принципу, что позволяет менять оборудование и вооружение в зависимости от предстоящей задачи. Кроме того, сверх плана готовимся сдать второй корабль этого проекта «Дмитрий Рогачев». Согласно контракту с Минобороны, мы должны сдать его в следующем году, но, честь и хвала нашему трудовому коллективу, «вытянули» его раньше срока. Мы его подготовили и хотим, во всяком случае, попробовать сдать в этом же году.

— Александр Николаевич, не раз звучала информация о том, что ваше предприятие законтрактовано до 2023 года. Какие проекты имеют стратегическое значение для предприятия?

— Каждый проект для нас имеет стратегическое значение. Планируем продолжить строительство малых ракетных кораблей пр. 21631, пограничных сторожевых кораблей пр. 22100, патрульных кораблей пр. 22160, катеров специального назначения пр. 21980, кабельных судов пр.15310, малых ракетных кораблей пр. 22800.

— Совсем недавно вышел указ президента РФ о передаче акций ЗПКБ и вашего предприятия в собственность РТ. С присоединением ЗПКБ появятся ли в портфеле предприятия новые проекты?

— В странах Европы и Азии любая верфь имеет свое ПКБ. Это большой плюс. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро доказало высокий уровень своей работы, и я считаю, что по своей мощи оно не уступает ЦМКБ «Алмаз», «Северное ПКБ», КБ «Вымпел», ХС «Морское проектирование» и «АгатДизайн Бюро», с которыми мы работаем.

На сегодня динамика развития судостроительной промышленности имеет ярко выраженную тенденцию роста. Обновление гражданского флота — одна из стратегически важных задач, поставленных государством для предприятий судостроительной отрасли. Поэтому, безусловно, у страны есть потребность в новых проектах.

Зеленодольский завод имени А.М. Горького — единственный судостроительный завод в новейшей истории, который освоил серийное строительство скоростных пассажирских судов и держит планку лидерства по настоящее время. Построенные заводом суда проекта А145 (разработчик «Агат Дизайн Бюро» (город Санкт-Петербург) успешно эксплуатируются в Якутии, в Красноярском крае, Ямало-Ненецком автономном округе.

В текущем году мы заложили два речных прогулочно-экскурсионных судна проектов 03620 и 03621, разработчиком которых выступило как раз Зеленодольское ПКБ. Данные суда представляют собой дизельные теплоходы, имеют современный дизайн экстерьера и интерьера и отвечают последним требованиям комфортности и безопасности перевозок.

Наши производственные мощности позволяют строить корабли и суда различных классов и назначений. Мы приветствуем инновации.

— В этом году ваше предприятие приняло участие в двух больших военных выставках — Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» и Международном дальневосточном морском салоне— где демонстрировались возможности ВМФ РФ. Чем они запомнились?

— Участие в данных выставках позволило нам провести переговоры с потенциальными заказчиками. Презентовать новые разработки завода и современные проекты кораблей.

Что касается форума «Армия-2018», здесь главным событием для предприятия стало подписание Государственного контракта на выполнение работ по сервисному обслуживанию, техническому надзору в процессе эксплуатации с докованием кораблей и катеров проектов 21630, 21631, 21980, 22160 с Минобороны РФ. Стоит отметить, что мы — новички в сфере сервисного обслуживания кораблей, работаем в этом направлении всего третий год. Однако у нас есть ряд преимуществ, главное из которых — мы берем на себя обязательство обслуживать корабль на весь его жизненный цикл.

— Как вы оцениваете спрос на вашу продукцию у государств Юго-Восточной Азии? Какие корабли им нужны?

— Сегодня иностранные заказчики хотят иметь современное вооружение: более точное и мощное. А наш завод, как я уже сказал, постоянно работает с проектными бюро по вопросам улучшения боевых качеств проектов, ведет поиск наиболее перспективных разработок отечественного ВПК. На строящиеся корабли устанавливается новое современное вооружение («Калибр», «Панцирь», инновационное противолодочное вооружение), что делает их более эффективными и боеспособными.

Если будет заинтересованность у инозаказчика и будут заказы, мы готовы строить корабли на экспорт.

— Как реализуется проект строительства гражданских судов — речных теплоходов?

— На ближайшую перспективу мы выделили для себя приоритетные направления развития: прежде всего, это строительство прогулочных судов проектов 03620 и 03621, судов глиссирующего типа, в частности, скоростных пассажирских судов на базе проекта А145, водоизмещающих пассажирских судов, также, строительство самоходного и несамоходного грузового флота, строительство рыбодобывающих судов и судов технического флота.

К 2022 году планируем довести объем гражданской продукции до 50 процентов от общего портфеля заказов.

— Зеленодольский завод имени А.М. Горького — один из старейших судостроительных предприятий страны. Как продвигается его модернизация?

— В этом вопросе мы следуем простому принципу — шаг за шагом. Программа поэтапного технического перевооружения и модернизации производства стартовала в 2011 году. С тех пор мы вложили в обновление предприятия около 5,6 млрд рублей. Может быть для кого-то это небольшая сумма, но для нашего завода значительная. Каждый год пытаемся модернизировать один производственный цех. То, что необходимо для судостроения, мы обновили в первоочередном порядке. Так, обновили линию первичной резки металла, линию гидроабразивной резки, сборки плоских секций и микропанелей.

За это время был проведен большой объем работ по модернизации корпусозаготовительного и металлургического производств, введено в эксплуатацию современное оборудование ведущих мировых производителей. Модернизированы цех дельных вещей, судового машиностроения. В феврале этого года был открыт после ремонта трубомедницкий цех, где установлено трубогибочное оборудование ЧПУ и оптическая измерительная система.

Сейчас занимаемся модернизацией цеха титанового литья. Это уникальное производство было запущено в 1967 году. Работы начали с участка по изготовлению литейных моделей. Планируем установить современные деревообрабатывающие центры с ЧПУ, заменить устаревшее оборудование, произвести комплексные работы, связанные с инфраструктурой. Вторым этапом будет модернизация основного производства цеха титанового литья. Вся программа рассчитана на 3 года, а работы проводятся без остановки действующего производства.

— Молодые кадры — залог будущего предприятия. Каким образом вы привлекаете молодых специалистов? Какие социальные программы способствуют их закреплению на предприятии?

— Сегодня завод развивается и демонстрирует высокие показатели. У нас есть заказы до 2023 года и есть уверенность в завтрашнем дне, поэтому молодежь приходит к нам на работу. Стоит отметить, что молодые специалисты приезжают и из ближайших городов Татарстана и даже из других регионов. Этого удалось достичь во многом благодаря тем условиям, которые созданы для молодежи. Молодой специалист, который приезжает из другого города, получает ведомственное жилье, подъемное пособие в размере 30 000 рублей и заработную плату не ниже 20 000. Так же в санатории-профилактории «Дельфин» сотрудники отдыхают на льготных условиях, бесплатно занимаются спортом в СК «Авангард» и получают перспективу получения жилья в строящемся ЖК «Красный металлист».

В заводской программе кадрового обеспечения четко обозначены пути решения задач по набору квалифицированного персонала, среди них — сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями, специализированными школами и учреждениями.

Завод взаимодействует с высшими учебными заведениями РФ и РТ по таким направлениям как:

повышение образовательного уровня работников

подготовка работников по заочной форме обучения

проведение производственной, технологической и преддипломной практики студентов: СПО, ВПО

В 2012—2016 гг. решением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан утвержден государственный заказ на подготовку профессиональных кадров на базе ГБОПУ «Зеленодольский механический колледж» по профессии судостроитель-судоремонтник металлических судов.

Теоретическое обучение проводится в профильных учебных классах Учебного центра подготовки кадров («Судостроение» и «Обработка металлов резанием»).

Учебная практика учащихся проводится в учебных мастерских (судосборочная слесарная) заводского Учебного центра подготовки кадров.

Производственная практика — на рабочих местах в производственных цехах завода.

Ценной кузницей кадров для завода является Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева — КАИ. На базе этого вуза ведется подготовка корабелов, океанотехников, конструкторов и технологов. Этой же цели служит открытый в 2013 году Центр кораблестроения КНИТУ-КАИ. Студенты проходят производственную и преддипломную практику на заводе.

ОАО «Зеленодольский судостроительный завод имени Горького» - гордость Татарстана. На предприятии более 120 лет производят гражданские и военные корабли, выполняют ремонт и обслуживание судов различного класса.

История

Зеленодольский функционирует с конца XIX века. 10.10.1895 года решением казанского Министерства путей сообщений в Паратском затоне построены судоремонтные мастерские. После Октябрьской революции часть цехов Ижорского и Балтийского заводов перемещены в Паратск, где был образован Волжский механический автономный судостроительный завод, в 1922 переименованный в «Красный металлист».

Предприятию в 1932 присвоено имя Максима Горького. В 1934 завод получил свой первый оборонный заказ: началась постройка речных бронекатеров по проектам 1124 и 1125. В годы ВОВ 2800 работников из пятитысячного коллектива ушли на фронт.

В 60-х освоен выпуск знаменитых «Метеоров» - теплоходов, оснащенных «подводными крыльями». Всего выпущено 356 единиц. Наработанные конструкторские решения позволяют заводу и сегодня оставаться лидером по разработке отечественных скоростных судов.

Сегодня Зеленодольский судостроительный завод - это современное предприятие, способное воплотить в металл самые передовые идеи конструкторов и инженеров. С 2005 является частью холдинга «Ак-Барс».

Передовые технологии

Производственно-техническая база на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького позволяет среднего и малого типов. Общая численность работающих - порядка 5 000 человек. На предприятии внедрены прогрессивные принципы позиционно-поточной постройки судов, начиная от запуска металла в производство и заканчивая сдачей построенных плавсредств.

Широко применяется программируемое оборудование, станки с ЧПУ. Компьютеризация позволяет вырезать из металла и обрабатывать детали практически любой конфигурации. На этапе сборки и сварки корпусов использует лучшее сварочное оборудование мирового класса. Здесь применяется сварка:

  • автоматическая под флюсом;
  • полуавтоматическая в среде защитных газов.

Со знаком качества

Корабль - сложное инженерное сооружение. Необходимо, чтобы построенные суда были на ходу в любых неблагоприятных условиях. К качеству узлов и комплектующих предъявляются самые серьезные требования. Все металлоконструкции проходят что гарантирует отсутствие брака, скрытых трещин, неоднородностей материалов.

Заключительный этап строительства судов - сборка, монтаж оборудования и сдача объекта заказчику. На Зеленодольском судостроительном заводе работники проводят трогательную церемонию, отправляя своего «подопечного» в большое плаванье.

Оснащение

На предприятии действуют три больших стапельно-достроечных цеха, в которых параллельно собирают как гражданские, так и военные корабли. Зеленодольский судостроительный завод А. М. Горького оснащен уникальным комплексом «Волга».

Комплекс оборудован наливной спусковой док-камерой с системой размораживания акватории в зимний период. Это позволяет осуществлять постройку, спуск плавсредств с высокой степенью готовности, а также производить швартовые испытания круглогодично.

Военная продукция

Зеленодольский судостроительный завод - признанный центр строительства сторожевых кораблей (корветов) последнего поколения, в том числе малой заметности. На базе головного СКР «Татарстан» было построено в 2014 два судна «Гепард-3.9» для нужд ВМФ России. Также заключен контракт с правительством Вьетнама на несколько кораблей данного типа.

Инженеры утверждают, что в СКР проекта 11661 воплощен весь опыт, полученный за десятилетия строительства. В задачи военного судна входят:

  • дозорная служба;
  • конвойные операции;
  • охрана акватории;
  • борьба с подлодками, воздушными и морскими целями.

На его вооружении:

  • артиллерийская 76-мм система АК-176М и две крупнокалиберных установки МТПУ;
  • до восьми крылатых ракет повышенной дальности «Калибр-НК»;
  • противолодочное и торпедно-минное вооружение;
  • ракетное вооружение («Оса», «Палаш», «Ураган», «Игла-М»);
  • системы радиоэлектронной борьбы.

В проекте реализована уникальная компоновка энергетических установок. Они размещены в нескольких изолированных отсеках. Даже при затоплении двух из них СКР остается в состоянии выполнять боевые задачи.

Гражданская продукция

Бесспорно, Зеленодольский судостроительный - завод №1 в России по выпуску гражданских судов. Проект А45-1 «Лена» является одной из последних разработок предприятия. глиссирующего типа способен доставить 100 пассажиров на дистанции до 650 км (максимально 70 км/час).

Первое судно А45 построено в 2006 для Венского речного пароходства. На его основе спроектирована усовершенствованная модель А45-1 - четыре катера этого проекта уже курсируют по Енисею.

Со стапелей завода сошли рыболовные сейнеры проектов РС-600 и 11006, траулеры проектов HS65T и HS45T, научно-исследовательские суда проектов 50010, 11002, 11005 и других.

Помимо плавсредств, предприятие освоило смежную продукцию. Выпускают изделия из титана, узлы и агрегаты для машиностроительного комплекса, нефтегазовое оборудование, арматуру, крупногабаритные мостовые металлоконструкции, корпусную и судовую мебель. Освоено горячее антикоррозийное цинкование стальных труб и стоек длиной до 5,3 м.

Перспективы

Сейчас Зеленодольский судостроительный завод Горького совместно с дизайн-бюро «Агат» создают скоростное гражданское судно проекта А145. В нем также применен глиссирующий принцип движения. Внешний вид катера соответствует мировым аналогам: плавные обтекаемые линии создают сходство с дорогими яхтами.

Легкий алюминиевый корпус оснащен всем необходимым для комфортного и надежного плавания пассажиров и экипажа. В центре салона с регулируемыми мягкими креслами расположен бар, большие видеопанели позволяют скоротать время. Капитанская рубка напоминает кокпит истребителя: совершенная эргономика управления, хороший обзор, обилие ЖК-мониторов. Наверху судна предусмотрена просторная обзорная площадка.

Благодаря увеличенной мощности спаренной ходовой установки (2х1440 кВт против 2х1080 кВт в модели А45-1) корабль позволит перевозить 150 пассажиров с багажом на дистанцию 200 миль (более 300 км) с максимальной скоростью на открытых участках до 40 узлов (74 км/час).

Конструкция корпуса обеспечивает устойчивое движение при волнении 4 балла. Первые два судна проекта А145 спущены в 2011 и 2012 годах. Их использовали для обслуживания гостей Олимпиады в Сочи.

Одновременно продолжается усовершенствование выпускаемых и разработка новых военных кораблей.

Сотрудничество

Основным партнером Зеленодольского завода является ВМФ - государственный заказчик, гарантирующий большой объем работ. Качество выпускаемых предприятием кораблей удовлетворяет строгим требованиям военных. Вторым по значимости заказчиком является «Рособоронэкспорт». Проект СКР «Гепард» заинтересовал многих иностранных партнеров.

Российские и зарубежные гражданские пароходства проявляют интерес к скоростным судам проектов А45-1 и А145. Большие надежды возлагаются на рыболовные плавсредства различного назначения.

Татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» 11 декабря 2015 года опубликовал взятое Тимуром Латыповым небезынтересное интервью генерального директора ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Рената Мистахова.

Построенные ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького » м алые ракетные корабли «Зеленый Дол» и «Серпухов» проекта 21631 в Севастополе, 03.12.2015 (с) Erne / forums.airbase.ru

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. ГОРЬКОГО ПЕРЕДАЕТ ВОЕННЫМ НОВЫЕ КОРАБЛИ И ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ ПОСЛЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА

Андреевские флаги поднимут завтра в Севастополе на малых ракетных кораблях «Зеленый Дол» и «Серпухов», построенных заводом им. Горького. Также в этом году предприятие передает ВМФ и береговой охране еще два заказа: плавучий док «Свияга» и патрульный корабль «Полярная звезда». О том, какие еще боевые корабли сойдут с зеленодольских стапелей, о западных санкциях и новых коммерческих проектах «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Ренат Мистахов.


Ренат Мистахов (с) www.business-gazeta.ru

«МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ПОВЕРИЛО НАМ…»

— Ренат Искандерович, сегодня завод имени Горького - одна из самых плодовитых российских верфей. Благодаря чему удалось добиться такой плотности работы?

— Если говорить о плодовитости, то речь идет прежде всего о малых ракетных кораблях (МРК) «Буян-М» и катерах специального назначения «Грачонок». Эти относительно большие по нынешним временам серии появились благодаря тому, что хорошо зарекомендовали себя построенные нами ранее ракетные корабли проекта 11661 «Татарстан» и «Дагестан». Министерство обороны поверило нам. «Буянов-М» планировали построить всего 5, но сегодня мы делаем уже 6-й, 7-й, 8-й и 9-й… Вторая массовая серия — «Грачата»: построено 7 катеров, в строительстве - 8-й, 9-й, 10-й… А сегодня военные еще раз поверили нам, заключив с заводом контракт на обслуживание наших кораблей по принципу жизненного цикла, то есть от изготовления до утилизации. Это новый бизнес для предприятия. За свой счет мы создали программу, открыли сервисный центр в Новороссийске, создаем такой же на Балтике.

— Насколько помню, «Буянов-М» должно было быть больше - 12…

— Верно. Дело в том, что министерство обороны хотело построить еще три «Буяна-М» ледового класса. Но потом от этой идеи отказались в пользу другого проекта МРК — от центрального морского КБ «Алмаз». «Буяны-М» изначально строились для Каспия, но с возможностью беспроблемной переброски с одного моря на другое. Отсюда — малая осадка, водометные движители. Теперь решено строить более мореходные и быстроходные МРК, рассчитанные на Балтику, Черное море и на Север.

— Завод претендует на выпуск новых МРК?

— Их будут строить на нескольких верфях, а головной заложили на питерском заводе «Пелла». Мы тоже очень хотим строить эти корабли. Тем более модернизация нашего предприятия шла по ФЦП, рассчитанной именно под строительство МРК. На сегодня мы — единственный завод, полностью готовый к серийному строительству таких кораблей.

— Будет ли новое строительство более крупных ракетных кораблей, например, третьей пары «Гепардов» для Вьетнама? И как идет строительство нынешнего вьетнамского заказа?

— Возникли некоторые трудности в вопросе поставки турбин, поскольку они импортные, украинские. Но мы представили иностранным поставщикам подтверждение, что конечным пользователем будет Вьетнам, этого достаточно для продолжения поставки. Тем не менее сроки несколько сдвинулись. Впрочем, завод провел огромную работу по изменению технологии строительства для его ускорения, поэтому серьезной задержки не будет. Первый корабль отправим на испытания в августе 2016 года, второй - в ноябре. Испытания, обучение экипажей и передача заказчику будут проходить на Черном море с базированием в Новороссийске. Вьетнам получит «Гепарды» в 2017 - 2018 годах.

Что касается третьей пары, то вьетнамская сторона заинтересована в сотрудничестве с заводом. К тому же, оценив результаты работы наших кораблей по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.), вьетнамцы хотят поставить на третьей паре вместо ракетного комплекса «Уран» комплекс «Калибр». У нас есть опыт его установки на однотипный с «Гепардами» флагман Каспийской флотилии «Дагестан». «Гепарды» с «Калибрами» станут еще более серьезной силой в Юго-Восточной Азии… Но кто будет выполнять заказ на третью пару, пока обсуждается. Наш завод подтверждает готовность. И хотя сегодня у нас в процессе строительства находится 21 корабль, площади и новое оборудование позволяют взяться за новые заказы.

С ИМПОРТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ — НА КИТАЙСКИЕ И РОССИЙСКИЕ

— Как обстоит дело с импортозамещением двигателей MTU для «Буянов-М» и «Грачат»?

— Здесь все сложнее. Пришлось оперативно вносить изменения в проекты, чтобы установить двигатели китайского производства. В итоге пять «Буянов-М» у нас с дизелями MTU, а четыре — с китайскими двигателями. На «Грачат» китайские движки будем ставить, начиная с 8-го заказа. Первый двигатель из КНР приходит в середине 2016 года, и, подчеркну, выбор в пользу Китая сделали не просто так: создали комиссию, ездили по разным странам - потенциальным поставщикам, но в итоге решили, что более всего нам подходит китайское.

— Какие двигатели будут устанавливаться на патрульные корабли проектов 22100 и 22160 вместо финских и немецких дизелей?

— Коломенские. А редукторы поставит петербургский завод «Звезда». Часть оборудования придет уже в конце 2016 года. На ход строительства заказов импортозамещение не повлияло, и риска, что что-то не подойдет или будет некачественным, нет.

- Когда мы увидим головной патрульный корабль проекта 22160?

— Планируем вывести его из цеха в апреле-мае. Это первый на российском флоте корабль с контейнерным размещением основного вооружения или оборудования, то есть он может быть и ракетным кораблем, и спасателем, и водолазом. А в целом 22160 предназначены для демонстрации флага России на всех морях. На сегодня заложено два корабля, а всего в серии будет шесть: первый сдадим в 2017 году, два — в 2018-м, два — в 2019-м и один — в 2020 году. Плюс предстоит строительство шести кораблей проекта 22160 ледового класса, но это начнем активно обсуждать в 2016-м.


Облик патрульного корабля проекта 22160 (с) www.business-gazeta.ru

— Когда состоится закладка пары патрульных кораблей для береговой охраны пограничной службы ФСБ?

— У одного уже формируем корпус, для второго — определенные блоки. Предложили пограничникам церемонию закладки провести 20 декабря, когда ФСБ будет отмечать профессиональный праздник.

— Головной корабль проекта 22100 — «Полярная звезда» — передадите пограничникам в срок?

— Да. Сейчас она на госиспытаниях. Корабль планируем сдать до 30 декабря, а флаг на нем поднимут в 2016 году. Думаю, после того, как пограничники опробуют корабль, его возможностями заинтересуется и флот. Автономность — 70 суток, максимальная автоматизация: небольшой экипаж управляет махиной в 3 тысячи тонн водоизмещением. Этому кораблю нет равных и по внутренней отделке. Кстати, на проекте 22160 комфорту экипажа уделено повышенное внимание, что не совсем обычно для ВМФ.

— Едва ли не исключительные условия обитания обещаны и экипажу плавучего дока «Свияга», который вы спустили на воду год назад. Что с ним?

— Док завершил испытания и находится в Северодвинске, подъем флага планируем 17 декабря.

— Заказчик — главное управление глубоководных исследований минобороны — доволен, ведь таких судов в России не строили давно?

— Да, в ГУГИ очень довольны: док подоспел вовремя, ведь последние такие суда строили еще 90-е, и все они по функционалу — больше механизмы для подъема и спуска, но не для обслуживания. «Свияга» не просто док, но плавмастерская, то есть теперь изделие можно не только перевозить, но и ремонтировать, и условия для размещения экипажей самого дока и подопечного корабля очень хорошие.

ГАЗОМОТОРНЫЕ СУДА: СНАЧАЛА ДЛЯ ТАТАРСТАНА, А ПОТОМ…

— Какими гражданскими темами занято предприятие?

— Прежде всего это строительство двух скоростных теплоходов проекта А145. Заказчиков на них нет — строим на кредитные деньги. Дело в том, что у нас есть уникальный алюминиевый цех с 30 опытными сварщиками. Чтобы все это не пропало, необходимо обеспечить загрузку. И главный акционер завода — холдинговая компания «Ак Барс» — поддержала эту нашу просьбу. Иначе загубим цех, и когда в 2016 - 2017 годах появятся реальные заказы (а они будут, подтверждение тому — послание президента России, который сказал, что надо обновлять гражданский флот), мы должны быть готовы. Надеемся, что А145 серийно выйдут на российский рынок. Тем более эти суда уже проверены рекой и морем — пара А145 эксплуатируется в Обской губе.

— Каковы ближайшие планы по модернизации завода?

— К примеру, закупили две машины для перевозки укрупненных блоков: каждая может брать до 150 тонн. Дело в том, что мы переходим на строительство из укрупненных блоков, как это делается во всем мире. Если сейчас в цехе формируется только секция, которая потом перевозится в соседний цех и там собирается в блок, то в ближайшем будущем будем собирать укрупненные блоки в одном цехе, а потом соединять их между собой. Также идем к тому, чтобы на эти укрупненные блоки сразу устанавливать часть оборудования. Все это хорошее ускорение процесса строительства — нельзя строить корабли по 30 месяцев! С новой технологией и площади будут быстрее освобождаться, и прибыль увеличится. Ведь к 2019 - 2020 годам госзаказ от военных неизбежно уменьшится (а сегодня это 90 процентов нашей продукции). К этому времени мы должны быть полностью готовы к рыночным отношениям. А это прежде всего гражданское направление. В этом сегменте для нас главное — скоростные суда (наш конек!) и баржи (в них велика доля труда именно завода). Далее очень интересна рыболовецкая тематика. Сегодня России нужны более 400 таких добывающих, перерабатывающих и транспортных судов. Предлагаем рыбакам разные варианты, готовы даже сотрудничать по этой теме с иностранными проектными бюро.

— В последнее время ваш завод все чаще упоминается в связи с темой газомоторных судов. Это мечта или нечто реальное?

— Мы намерены построить для Татарстана два дизельэлектрохода на газомоторном топливе и плавучую заправочную станцию. Это прогулочные суда, которые по завершении навигации можно использовать как прибрежные отели.

— Заказчик есть?

— Пока нет. Интерес проявляют республиканские турфирмы, но нужна господдержка. И министерство транспорта Республики Татарстан, и госкомитет по туризму ищут подходы. Ни в коем случае нельзя отказываться от идеи транспорта на газомоторном топливе — это будущее. И именно к тем, кто будет в первых рядах газомоторной революции, и пойдут заказчики. В судостроении надо жить, смотря на 10 лет вперед. Если не умеешь заглядывать в будущее — завалишь дело.

Тимур Латыпов


Второй патрульный корабль проекта 22160 "Дмитрий Рогачёв" в постройке на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (с) www.business-gazeta.ru

Дополнительная информация о компании

Производство: специальные суда для федеральных государственных нужд и на экспорт (сторожевые корабли, фрегаты, суда контроля физических полей); морские и речные пассажирские скоростные суда; универсальные сухогрузные суда; несамоходные баржи-площадки, нефтеналивные баржи; танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов дедвейтом; продукция судового и нефтехимического машиностроения; газовое оборудование; крупногабаритные металлоконструкции; товары народного потребления. Судоремонт.

Подробная информация о предприятии

Ковка, штамповка, горячее прессование металлов, подрядчики. Матрицы, пресс-формы, литейные формы и стержни, промышленные модели, подрядчики. Машины и оборудование для буровых нефтяных и газовых установок, извлечения нефти, газа и воды. Металлоконструкции для гражданской и морской строительной индустрии, гидроэлектрических сооружений и линий электропередачи, строительных работ, и металлоизделия для строительной промышленности ненесущие. Океанские и морские суда. Проектные разработки, консультанты, инжиниринг в транспортных средствах и оборудовании. Станки для обработки металла специального назначения со снятием стружки. Суда речные, озерные, каботажные, суда для каналов и гаваней. Электрические генераторные установки. Электроосветительное оборудование наружное, светотехника для наружного освещения. Яхты и прогулочные катера

Рубрики компании


Top