Какое образование получает бакалавр. Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы. Виды бакалаврской степени

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профобразовании» (№125-ФЗ), принятым в 1996году, в нашей стране были установлены следующие уровни высшего образования: бакалавриат, подготовка специалиста или магистратура. Недолго и запутаться в этих ступенях и понятиях. Так кто такой бакалавр и магистр?

Определения

Новая система образования - это подготовка бакалавров и магистров, однако старая система подготовки специалистов сохранилась. Так, законом определено, что для получения:

  • Степени бакалавра необходимо пройти подготовку в учебном заведении в течение 4х лет.
  • Степени специалиста необходимо обучаться не менее 5ти лет.
  • Степени магистра необходима профподготовка в течение 2х лет.

Итак, бакалавр – это ученая степень, подтверждающая получение общего высшего образования. Специалист – это профессиональная квалификация, позволяющая работать в конкретной профессиональной области. А магистр – это эксперт в конкретной научной отрасли.

При этом на магистра можно выучиться как с дипломом бакалавра, так и с дипломом специалиста, и необязательно в Вашем учебном заведении, но конкурс в магистратуру достаточно жесткий. Однако разница при обучении на магистра для бакалавра и специалиста велика. Для бакалавра магистратура считается второй ступенью высшего образования, а потому она бесплатна. А для специалиста такое образование является вторым высшим, и поэтому обучаться в магистратуре специалист будет платно.

Различия между специалистом и бакалавром заключаются в том, что специалист на третьем году обучения переходит к изучению конкретной специальности, в то время как бакалавра обучают дисциплинам, соответствующим выбранной профессии в широком смысле.

Специалист и магистр могут пойти учиться дальше в аспирантуру. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что специалист – это практик, которого учат для работы в конкретной отрасли, а магистра обучают для научной деятельности.

Итак, теперь Вы знаете, кто такой бакалавр, магистр и специалист. При обучении на бакалавра и специалиста есть как свои плюсы, так и минусы, поэтому выбор варианта обучения, как и самой профессии, - очень ответственный шаг.

Сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Современная российская система высшего профессионального образования предусматривает возможность получения нескольких степеней квалификации. Если раньше в нашей стране из стен ВУЗов выпускались только дипломированные специалисты, то сегодня молодые люди получили право выбора между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой.

Отметим, что если магистратура и аспирантура вопросов не вызывают, так как без лишних слов понятно, что это определенная ученая степень, то чем отличается бакалавриат от специалитета знает далеко не каждый. Именно поэтому мы сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Что такое бакалавриат и специалитет?

Специалитет - традиционная для России форма высшего образования. По окончанию обучения выпускник ВУЗа получает квалификацию "дипломированный специалист". При этом у него появляется возможность пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру.

Бакалавриат - это первая ступень высшего образования. Студент заранее выбирает направление и обучается именно по нему. Такое образование дает именно основы специальности, то есть, базу необходимых знаний для получения профессии. После окончания ВУЗа студент приобретает квалификацию "бакалавр" и получает возможность пойти учиться в магистратуру.

И на бакалавриат , и на специалитет могут поступить люди, имеющие полное среднее или средне-профессиональное образование (то есть, после окончания колледжа или техникума). Считается, что специалитет включает в себя программу бакалавриата и магистратуры.

Отличие бакалавриата от специалитета


Если вы собрались поступать в высшее учебное заведение, то для начала вам нужно обязательно решить, какая квалификация для вас важнее: специалист, бакалавр или магистр. Это очень сильно повлияет на то, в какую компанию вы пойдете работать. Работодатели по-разному реагируют на дипломы бакалавров и специалистов. Также у российских предприятий одни требования, а международные компании могут выдвигать совершенно другие.

Раньше все российские студенты учились только на специалитете. Соответственно после выпуска им присваивалась квалификация “дипломированный специалист”. В то время заграницей уже вовсю пользовались двухуровневой системой образования . Через некоторое время такая система была введена и у нас. Сейчас в отечественных ВУЗах можно встретить как старую, так и новую систему.

В чем же их отличия? Давайте посмотрим:

  • на бакалавриате вы будете учиться 4 года, а на специалитете 5 или 5, 5 лет (зависит от специальности);
  • бакалавр изучает базу профессии, общие дисциплины. Специалитет, наоборот, предусматривает изучение узкой специальности по профилю, который выбирает студент;
  • на первых 2 курсах на обеих квалификациях изучаю общеобразовательные предметы. Затем уже начинается разделение.
  • на бакалавриате можно получить основу профессии и затем уйти в любую ее область, на специалитете чаще всего получают знания по определенной узкой области;
  • получив степень бакалавра, студент может пойти только в магистратуру. Специалист же может сразу идти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру;
  • бакалавры могут претендовать на бесплатное обучение в магистратуре, так как такая степень квалификации позволяет участвовать в конкурсе. Для специалистов магистратура будет платной, так как будет считаться вторым высшим образованием. По закону второе высшее можно получиться только за деньги.
  • попасть в аспирантуру бакалавр может только в случае, если закончит магистратуру.

Как уже говорилось выше, многие работодатели понимают, что дипломированные специалисты учатся дольше и, соответственно, получают больше знаний в узких областях. Поэтому диплом бакалавра на современном рынке труда менее востребован, чем диплом специалиста. Однако работодатели очень сильно ошибаются, когда считают, что бакалавриат нельзя назвать законченным высшим образованиям. Выпускаясь с этой квалификацией, студент получает все необходимые профессиональные знания и навыки.

Преимущества и недостатки бакалавриата


Как это ни странно, но бакалавриат в России сейчас очень популярен. В современных российских ВУЗах он встречается гораздо чаще, чем специалитет. Чем же обусловлена такая популярность бакалавриата? Конечно же, теми преимуществами, которые он дает:

  • бакалавриат считается международной системой образования . Поэтому после выпуска студент может смело отправляться заграницу для работы там. В Европе действует такая же двухуровневая система.
  • у студента появляется большой выбор места работы. Благодаря практико-ориентированному характеру подготовки без привязки к какой-то одной узкой специализации, бакалавр может претендовать на многие вакансии, требующие наличия высшего образования.
  • обучение длится всего 4 года (то есть, вы "экономите" как минимум один год).
  • уже в процессе обучения студент может определиться с дальнейшим выбором профессии и поступить в магистратуру на более узкую специальность (при этом продолжить обучение он может за счет бюджета).
  • на время обучения будущим бакалаврам предоставляется отсрочка от армии.

Теперь скажем несколько слов о недостатках этой программы обучения.

Как уже говорилось выше, работодатели часто не ценят бакалавров, потому что убеждены, что четырех лет обучения недостаточно для приобретения высокого уровня профессиональных знаний и навыков. Еще один серьезный недостаток - поступить на бюджет в магистратуру хоть и можно, но очень сложно. А платное отделение магистратуры может быть очень дорогостоящим. При этом отсрочка от армии будет предоставлена только в случае, если студент обучается в магистратуре на очной форме.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

  • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
  • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
  • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
  • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

Если же говорить о недостатках специалитета , то, прежде всего, необходимо отметить:

  • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
  • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
  • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

Подведем итоги

Выбор программы обучения зависит от ваших дальнейших целей. Если вы учитесь именно на специалитете, то вы, не столько получаете образование, сколько осваиваете определенную профессию. В то время как на бакалавриате, вы получите скорее общее образование определенной направленности, чем конкретную специальность. Также важно оценить, как долго вы готовы учиться. Если образование нужно получить как можно скорее, то лучше выбрать бакалавриат.

Оцените для себя, нужна ли вам магистратура, и можете ли вы себе ее позволить с финансовой точки зрения. Если продолжить образование вы хотите, но не можете его оплатить, то лучше идти на бакалавриат. Тогда будут шансы попасть на бюджетное место. По статистике на бюджетное отделение магистратуры попадают 20% выпускников бакалавриата.

Если собираетесь заниматься научной деятельностью, то лучше идти на специалитет. Так вы сэкономите 1-1,5 года.

Обратите внимание, в какой компании вы хотите работать. Если предпочтительнее международная, то лучше выбрать бакалавриат. Если российская, то специалитет.

В настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников на бакалавров, специалистов и магистров. Оказывается, между этими тремя учеными званиями существует ощутимая . Она заключается прежде всего в продолжительности обучения.

Принято считать, что студенты учатся ровно 5 лет. Это актуально для выпускников-специалистов. Для бакалавров продолжительность обучения составляет всего 4 года. Магистр должен проучиться в высшем учебном заведении 6 лет.

Далеко не для каждой специальности существует выбор продолжительности обучения и, соответственно, ученого звания. Чтобы узнать, какой способ обучения можно выбрать для интересующей специальности в выбранном вузе, нужно обратиться в деканат. Там можно выяснить для себя все интересующие вопросы.

При поступлении в учебное заведение студент не обязан сразу же определяться с продолжительностью обучения и его направленностью. Окончательно принять решение нужно будет по окончании 4 курса. Именно в это время студент может либо закончить обучение, получив степень бакалавра, либо продолжить учиться в вузе. Если студент захочет выучиться на специалиста, то ему останется учиться еще 1 год. Если же он захочет стать магистром, то в стенах родного вуза ему придется еще на 2 года.

Качество и специфика знаний бакалавров, магистров и специалистов

Бакалавр не может считаться человеком, получившим высшее образование. Скорее всего, окончание бакалавриата будет приравниваться к незаконченному высшему образованию. Несмотря на это, некоторые студенты предпочитают получить диплом бакалавра и на этом закончить обучение.

Специалист - человек с законченным высшим образованием. Он по специальности, но при этом его знаний недостаточно для проведения научной работы. Продолжительность обучения специалиста меньше, чем магистра, но качество знаний при этом не хуже. Такие выпускники более приспособлены для работы на производстве. Знания, полученные в магистратуре, пригодятся для дальнейшей работы в сфере науки. Как правило, выпускники магистратуры далее поступают в аспирантуру.

Степень магистра пригодится при поступлении в некоторые иностранные учебные заведения. В соответствии с законами ряда других государств, только окончание магистратуры засчитывается в качестве высшего образования.

Степень бакалавра в Российской Федерации была введена еще в 1996 году, однако, многие до сих пор не знают, что такое бакалавриат, чем данная степень отличается от других степеней. Поэтому в данной статье мы рассмотрим понятие бакалавриата, ответим на вопрос, что это такое, чем бакалавриат отличается от магистратуры и специалитета.

Понятие бакалавриата

Под степенью бакалавра понимается такая степень, которая присваивается студенту высшего учебного заведения по окончании обучения и получения выбранной им специальности. Фактически эта степень означает, что человек получил высшее образование, ориентируются в своей специальности и может продолжить обучение с целью получения степени специалиста или магистра. Бакалавриат включает в себя 4 года обучения.

При этом первые три года студент проходит общую программу обучения. Как только начнется 4 курс обучения, он должен определиться с выбором специализации. После того, как студент выбирает свою будущую специализацию, он должен учиться в ВУЗе еще один год.

Различают прикладной и академический бакалавриат. В случае прикладного упор делает на практику, академический бакалавриат включает в себя больше часов теории. Впрочем, на практике все зависит от конкретной программы, принятой в ВУЗе.

Диплом бакалавриата

Диплом бакалавриата представляет собой документ о высшем образовании. В данном документе указывается квалификация студента, завершившего полный курс обучения в высшем учебном заведении. Например, если студент обучался на факультете экономики, то в графе степень будет указано «Бакалавр экономики». Специализация выпускника будет отмечена в графе профиль.

Именно профиль образования в конечном итоге играет главную роль для выпускника в будущем трудоустройстве.

Трудоустройство и дальнейшее обучение

После завершения обучения в высшем учебном заведении выпускник может продолжить его по программе магистратуры или же идти на трудоустройство. Степень бакалавра позволяет выпускнику трудоустроиться и получить практическую подготовку, которая будет достаточна для выполнения задач, соответствующих определенной профессии. Бакалавр имеет право занимать должности, которые требуют наличие высшего образования. Также будучи бакалавром человек имеет право отправиться на обучение за границу или рассчитывать на трудоустройство в иностранных компаниях.

Отличие бакалавра от специалиста и магистра

Главными отличиями бакалавриата от специалитета является менее углубленное изучение специальности. Однако, как уже было сказано выше, после получения степени бакалавра, выпускник может продолжить свое обучение. Данная система получила название «Болонской». Она предполагает переход бакалавра на уровень магистра. Таким образом, учащийся должен пройти ещё 2 курса обучения, которые продлятся в течение двух лет.

В итоге можно сказать, что выбирая между этими степенями, абитуриент должен решить для себя сам, что больше ему подойдет в будущем и какая программа на его взгляд является наиболее подходящей.

Нам абсолютно понятно значение слова «студент» , а некоторые даже знают, кто такой «аспирант» , а вот о бакалаврах нам, во многом стремящимся перенять западные и заокеанские тенденции – в том числе и в области образования, известно немногое.

Тем временем уже около 20 лет Санкт-Петербургский университет проводит двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратура. За это время многое изменилось – в первую очередь произошло переосмысление роли бакалавриата. Если раньше бакалавриат рассматривался как отправная точка для дальнейшего обучения в магистратуре, то теперь бакалавриат – это самостоятельная образовательная ступень.

Отметим, что тенденция двухступенчатого образования продиктована Болонским процессом. Такое разделение обучения вполне логично. Абитуриент, который поступает в 17-18 лет (не все, безусловно), не всегда может точно определиться со специальностью, да и за 5 лет традиционного обучения многое может измениться. А вот получить второе образование, учась к уже «отученным» 5 годам еще лет 5-6, решиться может далеко не каждый. Бакалавриат, т.е. 4 года образования, позволит студенту не только определиться со своими профессиональными предпочтениями, но и получить высшее образование. Если же, проработав по полученной специальности пару лет, недавний выпускник поймет, что хочет изменить направление деятельности и стоить карьеру на ином поприще, то он сможет без труда продолжить обучение в магистратуре .

Споры о бакалаврах и магистрах не менее популярны, чем споры о ЕГЭ или новом законе «Об образовании». Основная точка отсчета – это определение понятия «бакалавр» . Мнения – что неудивительно – разделились: одни считали, что бакалавр – это уже «готовый» специалист, другие настраивали на том, что бакалавр – это тот же четырехкурсник, но только на «европейский» манер. Действительно, во многом в российских вузах эта тенденция – скорее дань моде и времени, нежели осознанное нововведение. Вопрос о возможности внедрения бакалавриата в вузах также утонул в спорах и идейном плюрализме. Самым распространенным мнением по вопросу было следующее: для гуманитарных специальностей такое деление подходит, для технических нет. Эта точка зрения слаба по многим параметрам – и главный ее недочет в том, что она построена на стереотипе, что гуманитарии всегда «хуже» технарей: досконально изучить иностранный язык или по-настоящему уметь читать между строк нужен не менее талантливый ум, чем, скажем, проектировать здания. Кажется, что эти вопросы вообще из разных плоскостей нашего профессионального бытия, а поэтому не терпят к себе такого стереотипического отношения.

Другой аспект проблемы заключается в том, что наше сознание, наш мозг просто противятся нововведениям, которые нарушают изначальную, т.е. годами привитую, систему.

Вопрос о бакалавриате должен решаться взвешенно, постепенно и со всей ответственностью, поскольку отношение а-ля «кое-как» применительно к образованию ничем хорошим не заканчивается. Бакалавр, который поступает в магистратуру с дальнейшими планами на аспирантуру, должен быть действительно знающим, понимающим и способным к самостоятельной исследовательской работе человеком. Поскольку «просиживание» в университете лишних пары лет для того только, чтобы называться не выпускником, а магистром, не добавляет умных мыслей и не делает гениальных открытий, что ведет к постепенному нивелирований научных профессий и падению их престижа.

Несмотря на прения и противоположные доводы, сейчас институт бакалавриата и магистратуры функционирует более успешно. Магистратура признана отдельным самостоятельным уровнем образования: в магистратуру не переводят, в нее поступают , сдавая вступительные испытания. Кроме того. Магистратура все более активно реализует принцип открытости: в магистратуру могут поступать не только выпускники ее же направления, но выпускники смежных специальностей – и даже представители иных университетов.

К какому выводу мы пришли? Магистратура вполне соответствует основным принципам Болонского процесса – свобода выбора, открытость, многопрофильность образования . Очень важно, что человек, имеющий базовые знания по специальности, может свои знания усовершенствовать, укрепить, еще более «специализировать». А это значительный шаг вперед в системе образования.


Top