Канон ангелу хранителю великий. Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 6-й

А нгельским зраком сияя, и божественою славою озаряем. Покрый мя кровом крилу твоею, и божественаго ти служения оружием, прогони вся враги моя, видимыя же и невидимыя. Тебе бо имамы крепка оружника, и молитвеника о душах наших. (Дважды) .

Слава, и ныне. Богородичен. И же благословеную нарекии Матерь Себе, прииде на страсть волею Своею, восияв на Кресте, взыскати хотя Адама. Глаголя Ангелом: срадуйтемися, яко обретеся изгибшая драхма. Иже вся мудре устроивыи, Господи слава Тебе.

Канон, глас 8-й

Песнь 1. Ирмос

В оду прошед яко по суху, из египетска зла избежав, израильтянин вопияше, Избавителю Богу нашему поем.

Запев: А нгеле Христов святыи, спаси мя грешнаго раба своего (поклон) .

Н еусыпаемаго хранителя души моей, и предстателя животу моему, и наставника от Бога даннаго ми, пою тя Ангеле Божии, Бога Вседержителя.

Запев. Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.

Х отяи всем человеком спастися, святыя Ангелы наставники и просветители, приставил еси Слове человеком, просвещая нас в страх Твой.

Запев Ангелу. Т мою нощи омрачаемаго, и мглою мрака покрываемаго страстей, светом покаяния озари мя, наставниче и заступниче и хранителю мой.

Слава. М ерзских помышлении во мне точит, наводнение тинное и мутное, и от Бога отлучает ум мой, еже посуши, о, заступниче мой.

И ныне. Богородичен. Т ишина еси Владычице и пристанище, волнующимся в пучине греховней, тем притекаю ко пристанищу ти, волнуемь пенами различных страстей.

Катавасия: И збави от бед рабы своя Ангеле Христов хранителю мой святыи, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Н ебесному кругу, Верхотворче Господи, и Церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Своей, желанием сыи край, верным утвержение Едине Человеколюбче.

Запев. З емленаго и кальнаго, и перстнаго смешения имех имение, тем земли приложихся. Но о, заступниче мой, и наставниче, и избавителю, обрати желание мое к небесным.

Запев. В нощи и во дни лукавыми делы моими прегорчеваю, и оскорбляю, и раздражаю тя. И не хотяща тя далече от мене стояти, поборника моего, сотворяю тя.

Запев. С корбию и унынию вина ти бываю, яко непокаянен пребываю, и неисправлен. Но даждь ми покаятися чисте, и радостна творити тя хранителя моего.

Слава. З ря невидимое Божие лице, на Небесех седящаго, и призирающа на землю разумно, и трястися ей творяща, моли спасти мя, святый Ангеле.

И ныне. Богородичен. У м и смысл и слово, дар Божии приях, яко да познав Дателя, делы почту добрыми. Аз же дар страстьми обезчестив, Спасу досадих, Владычице спаси мя. Катавасия.

Седален, глас 2-й. О т любве душевныя вопию ти, хранителю души моея, всесвятыи мой Ангеле, покрый мя и соблюди, от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая, и укрепляя мя.

Слава, и ныне. Богородичен. Б огородице безневестная пречистая, яже без семене рождьши всех Владыку, Того со Ангелом хранителем моим моли, избавитимися всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей, и согрешением очищение, яже Едина вскоре заступающи.

Песнь 4. Ирмос

Т ы ми Христе Господь, Ты же и сила ми, Ты ми Бог, Ты ми радование. Не оставль недра отча, но милостию си нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову: силе Твоей слава Человеколюбче.

Запев. Н е помышляю Страшнаго Судища Спасова, в нем же хощу трепетен предстати, и дати слово о всяком деле же и слове, ни смерти яже безвестна, во уме ни мало приемлю, и неисправлен есмь. Наставниче мой не остави мене.

Запев. Б езумно вся злобы соверших измлада, и не престах тя заступника моего, делы неподобными оскорбляя, и стужая всегда. Но не разгневайся, но пожди и еще, вразумляя и просвещая и утвержая мя.

Запев. С лова Божия долготерпению подобяся, пришедша в покаяние призвати вся грешныя, и ожидающа самоволное исправление, и не понуждающа, и ты наставниче мой, на мне претерпев пребуди.

Слава. Д алече от Бога грех мя отрину, и древа животнаго изгна. Но Владыка мой Исус, прият мя милостивно, и всели мя. Аз же толику отметаю Его благость, еще же и оскорбляю тебе Божии Ангеле.

И ныне. Богородичен. Я ко воистину Господь воцарися, Царствие не отпадающее, и облечеся псаломски, из Тебе Богомати, в красное благолепие, плоть святую, ею же смерть прият, и разруши ея царство. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

В скую мя отрину, от лица Твоего Свете незаходяи, покрыла мя есть чюжа тма окаяннаго. Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи молютися.

Запев. Т я хранителя стяжав спребытна и сприятна, святыи Ангеле, соблюдающа, и спутьшествующа, спребывающа, и спасенная предлагающа ми непрестанно, кое прощение прииму неразумен сыи.

Запев. М нозем дерзновением Престолу предстоя Вседержителя, и сликовствуя у Царя твари, многим ми злым подати прощение, защитителю мой помолися.

Запев. М уки вся провидя и мучения ждущая мя, и ослепление и удаление мое, и страстей омрачение, милуя стенеши, и сетуеши и дряхлуеши печалию исполнен избавителю мой.

Слава. Н и единаго часа, ни единыя черты, и тех мнее, оставих тя, благодателя моего и хранителя, о мне порадоватися и возвеселитися и взыграти, грехми всегда смешаем.

И ныне. Богородичен. Н ово Младя в Тебе явися, неизследимыи и необыменныи, ставилом бездны, и горы мерилом поставль Владычице. Лики звездам исчитая, и капли дождя, и ветром дыхания меру положи. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

М олитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печаль мою, яко зол душа моя наполнися, и живот мой аду приближися. Но молюся яко Иона, от тли Боже мой возведи мя.

Запев. С охраняй ополчаяся окрест мене, и находы востязая лукавых бесов. И тех звериная нападания, яже на мя нападающа всегда. Не оставляй сохранниче мой, тебе бо имам тепла заступника.

Запев. П речистое и благоуханное миро, не гнушайся моея смрадости, ни отступи от мене до конца. Но неотступен ми буди хранитель присныи. И солнце бо места смрадная преходя не оскверняется.

Запев. К апли слезоточныя источити, покрывающаго водами Слова превыспреняя Своя, благодать ми дати умоли заступниче мой, яко да теми очистится сердце мое, и узрит Бога.

Запев. Б езплотен яко чист и невеществен, предстоя Чистому и Невещественому, и к Тому стяжав великое дерзновение и присвоение. Того убо моли прилежно, душу мою спасену даровати ми.

Слава. Д а покрыет срам и студ, мерзская и смрадная, и темная лица вражия, егда убогая ми душа от тела разлучится. Ту же да покрыете наставниче мой, твои пресвященнеи криле.

И ныне. С вятых святейши Ангел, Херувим и Серафим вышши, землеретныи ми ум, земнаго и вещнаго желания превышьши покажи, от земли к небесней любви вознесши. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 4-й. О , предстателю нератныи страстныя ми души, и хранителю мой, и наставниче мой, от бед мя избавити, не презри всесвятыи Ангеле.

Икос. П омышляй убо душе моя смертныи час, и хранителя Ангела своего со слезами моли, да Владыку за тя умолит: на страшнем и будущем Суде, дондеже не постигнет кончина, и смерть горкая, и лютыи ответ, возопий всегда глаголя: не презри мене всесвятыи Ангеле.

Песнь 7. Ирмос

И же от Июдеи дошедше отроцы в Вавилон древле, верою утвержении, пламень пещныи попраша глаголюще: отец наших Боже благословен еси.

Запев. Т мы окрест нападающих на мя разбойник невидимых, ищущих душу мою исторгнути и восхитити, огненым си копием отгоняя державно, не оставляй помощниче мой.

Запев. Е гда хощет ми судити Судия и Бог мой, и осудити мя, осужденнаго внутреним судищем, прежде Суда того. Не забуди раба твоего, сохранителю мой.

Запев. З емлю имам матерь, и кал отца, праотца же персть, и сих сродство землю о всем зрю. Но даждь ми заступниче мой, воззрети когда на небесную доброту.

Запев. Я ко красен сыи добротою, яко сладок и весел, и солнцеобразен ум, светел предстани ми, осклабленным лицем, и веселым воззрением, егда хощу от земли взятися, наставниче мой.

Слава. Б лагосердия ради милости, человеколюбия премножеством многим, твоих крыл кровом хранителю мой, покрый мя изходяща от тела, не видети мерзская лица бесовская.

И ныне. Н ебесная врата, и спасеная дверь, лествице мысленная, по ней же Бог сниде, и человек взыде в Небесное Царство, его же сподоби мя улучити. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

С едмь седмицею пещь, халдейскии мучитель, благочестивым люте разжже. Силою же лучшею спасеных видев, Творцу и Избавителю вопияше: дети благословите, священнии воспойте, людие превозносите Его во веки.

Запев. П о Бозе тя получих от Бога заступника, и хранителя и помощника, и возбранника пресвятыи Ангеле. Тем не престай моляся, пестунствуя и наказуя, и уча подобным разумно, и просвещая ум мой, дондеже мя представиши Христу спасена.

Запев. Е гда поставятся престоли, и книги разгнутся, и Ветхии деньми сядет, и судятся человецы, и Ангели предстанут, и вострепещет земля, и вся потрясутся, твое человеколюбие явль на мне тогда, избави мя геены, Христа умолив.

Запев. Н ыне яко пчелы сот невидимо обыдоша мя, богомерзции бесове и убийцы, яко хищнии волцы, и яко лукавыя лисицы, окрест устрашающе. Но покрыи мя сохранниче мой, яко же покрывает орел птенцы своя.

Запев. О т очию слезы непрестанно текуща, неоскудны токи даждь ми, всего мя омывающа от верху и до ногу. Яко да паче снега убелену ризу облек покаянием, в чертог Божии вниду, тя почитая заступника моего.

Запев. Х ристов храм бывшее сердце мое, страстьми, свиней неразумных житие соверших. Но укрепи мя помощниче души моей, очистити сие. Окропити и покадити вонями и миром, мольбою и чистотою. Да паки будет Христу храм благоуханен.

Слава. Н аставниче и хранителю, заступниче и избавителю мой, неначаемыя ми души блюстителю, егда трубныи страшныи глас хощет мя воздвигнути на Суд, близ мене стани тогда тих и радостен, надеждею спасения отъемля ми страх.

И ныне. Богородичен. П ремногою благостию туне мя помилуй, милосердия источник рождьши: милости бо достойно не имам что Ти принести, благих бо моих никако же требуеши, яко благодавца и Спаса миру, неизреченно заченши Обрадованная. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

У страшися всяк слух, неизреченна Божия схождения, яко Вышнии волею сниде и до плоти, от девическаго чрева быв убо Человек. Тем же пречистую Богородицу вернии величаем.

Запев с поклоном. В идети ми тя одесную страстныя ми души предстояща, светла и тиха, заступника и сохранника ми, егда исчезает от мене дух мой нуждею, и ищуща мя объяти, горкия бесы отгоняюща.

Запев. Я ко святыи Божии слуга, и творя Его божественая хотения, много богатишися к Нему дерзновением святыи Ангеле. Тем тепле о мне Того моли, яко да спасен тобою, воспеваю заступление и покров ти.

Запев. В есь живот мой во мнозе претекох суете, и к концу приближихся, и молю тя хранителя моего, буди ми защититель, и возбранник нератен, егда прехожду мытарства, лютаго миродержца.

Запев: Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (поклон) .

О долей моему злу, Исусе Единородныи Преблаже милосердием си, и безчисленаго множества, Твоего безплотнаго слуги, божественными молитвами, его же ми пристави измлада, яко Человеколюбец, хранителя.

Слава. В сю мою по Бозе спасения надежду возложих на тя, хранителя моего и властеля, и заступника: общую молитву о мне ко Христу сотвори, с молебники прием Ангельския лики, и с заступники.

И ныне. Богородичен. В ознеси рог верных, и низложи варварская шатания Богородительнице Марие, необорим спасающи сей град Твой, в нем же великое Твое имя, и многославное величается, и верно славится всеми Владычице чистая. Катавасия.

Молитва к своему Ангелу хранителю

А нгеле Христов святыи, спаси мя грешнаго раба своего (поклон) .

С вятыи Ангеле предстояи бедной ми души, и окаянному ми животу, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому бесу, еже одолети ему моей немощи, смертнаго сего телесе. Укрепи бедствующую и худую мою руку, и настави мя на путь спасения. Ей святыи Ангеле Божии, хранителю и покровителю горцей моей души и телеси, вся ми прости, елико тя оскорбих во вся дни живота моего. И аще что согреших во днешнии день, покрыи мя в настоящую нощь, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога. И молися за мя ко Господу, да утвердит мя во страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости, аминь. (Поклон земной).

Отпуст: Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и заступлением святаго Ангела хранителя моего, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. А минь.

Кому мы молимся? Первый ответ, который приходит в голову - Богу. Правильно, Господу нашему Иисусу Христу. А еще кому? Богородице, верно. А еще? Святым, наверное. Не наверное - точно. Мы молимся святым. А еще кому? И тишина в ответ, задумались крепко.

Еще мы молимся ангелу-хранителю нашему. О нем мы и расскажем в статье. Ответим на все вопросы, перечисленные в аннотации.

Кто такой ангел-хранитель?

Это ангел, который приставляется к человеку при крещении. Дает его каждому крещеному Бог. Для чего нужен ангел? Для помощи своему подопечному в добрых делах. Кроме того, он охраняет человека от всякого зла. Бережет его и максимально смягчает жизненные тяготы. Из самого названия "хранитель" становится понятным, что это наш духовный охранник.

Ангел невидим, но считается, что он стоит за правым плечом у человека.

Есть ли у не крещенных ангелы-хранители?

Как мы уже говорили выше, страж духовный дается при крещении. Пока человек не принял это таинство, у него нет ангела-хранителя.

Чтобы он появился, нужно принять крещение, соответственно.

Когда обращаться к своему ангелу?

Это самый интересный вопрос, который можно услышать. В каких нуждах молятся ангелу-хранителю? Да во всех. Нет конкретики в этом деле. Случилась беда? Зовите на помощь своего ангела-хранителя. В радости не забывайте о нем, благодарите за помощь.

В любой житейской потребности прибегают к помощи духовного стража.

Как молиться ему?

Самые распространенные молитвы типа "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся" знает почти каждый. Но когда дело доходит до молитвы к собственному ангелу-хранителю, человек теряется. А как обращаться-то к нему? Где молитву взять?

Если не знаете молитвы, это поправимо. Вот ее текст:

Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем (грешной).

Всего десять слов, которые легко запоминаются. Это самая простая и доступная молитва к своему ангелу, равно как и самая короткая.

А что за канон покаянный к ангелу-хранителю? Когда его читают? Этому и посвящена основная тема нашей статьи.

Можно ли лишиться ангела?

За какие провинности у человека отбирается ангел-хранитель? Спешим успокоить, таковых нет. Ангел дается человеку при крещении и на всю оставшуюся жизнь. Но если человек ведет распутную жизнь, то он отгоняет от себя стража духовного.

Что значит "распутная жизнь"? Живет нечестно, во лжи, гонится за благами жизненными. Даже если у него всего много, продолжает гоняться за наживой. О грехах блуда (половая близость без брака), винопития (алкоголизм) и прочих уместнее умолчать.

Представьте, что рядом с вами находится немного экскрементов. Они ужасно пахнут, хочется отойти подальше. И это лишь совсем небольшая кучка. А теперь представьте, что вы оказались возле вонючей горы. Ощущаете мерзкий запах, от которого в горле вырастает тошнотный ком. Видите экскременты, такие противные, мерзкие, грязно-коричневого цвета.

Особо впечатлительных затошнит. Они покрутят пальцем у виска и подумают, зачем же такое описывать? Да дело в том, что когда мы грешим, то становимся подобны вонючим экскрементам. Каждый наш грех дурно пахнет, вынуждая ангела отходить подальше. Но мы-то от вонючей кучи можем уйти совсем, а он нас покинуть не имеет права.

Стоит ангел в сторонке и горько плачет из-за своего подопечного. А тому слезы ангела не видны и не слышны, продолжает вести грязную жизнь, уподобляясь вонючей кучке.

Как-то становится стыдно перед тем, кто дан нам при крещении. Можно ли исправить положение? Конечно, можно. В первую очередь уместно будет покаяние перед Богом и ангелом своим.

О покаянии

Что это такое? Искреннее желание изменить свою жизнь. Очиститься от греха и никогда больше не соприкасаться с ним. Прекрасное желание. Реализовать его сложно, все время нужно работать над собой. Строго следить за своими мыслями, словами и действиями. На первых порах очень помогает записывать собственные промахи. Оступились? Не поленитесь записать грешок. Хотя бы неделя таких письменных наблюдений за собой, и расхочется грешить.

Куда потом этот список девать? Нести на исповедь и отдавать священнику. Он порвет и грехи отпустит.

Если с исповедью и покаянием перед Богом понятно, то как просить прощения у ангела своего? Читайте покаянный канон к ангелу-хранителю.

Что это за канон?

В нем мы просим у своего духовного стража помощи, молитв его перед Господом за нас и просим прощения за свои грехи. Читается он в основном перед причастием. Но совсем не обязательно вычитывать только перед данным таинством. Чувствуете потребность в покаянии перед ангелом? Открывайте канон покаянный к ангелу-хранителю и читайте.

Где его взять?

Как вариант - прослушать на представленном в статье видео.

Самый идеальный вариант - это найти покаянный канон к ангелу-хранителю в молитвослове. Молитвослов можно приобрести в любой церковной лавке. Не гонитесь за красивой обложкой, купите самый простой и дешевый. Только на русском языке. На церковнославянском новичку крайне сложно будет понять, о чем идет речь в каноне. По мере духовного роста и понимания текстов можно будет перейти и на церковнославянский язык.

Подготовка к причастию

Каким образом связано чтение канона покаянного к ангелу-хранителю с темой причастия? Самым непосредственным. Ибо перед тем, как приступить к этому таинству, вычитываются некоторые молитвенные правила:

  • Канон Господу нашему Иисусу Христу.
  • Канон к Пресвятой Богородице.
  • Канон к ангелу-хранителю.
  • Акафист Иисусу Сладчайшему.
  • Последование ко святому причащению.

Духовная подготовка заключается не только в чтении молитв и канонов. Придется ограничиться в развлечениях. Просмотр телевизора, компьютерные игры, прослушивание музыки - отложите это на три дня. Рекомендуется избегать посещения гостей, походов в театр, кино, различных увеселительных мероприятий.

Мужу и жене нельзя вступать в интимную связь в это время.

Если у женщины нечистота (критические дни), то приступать к таинству причастия запрещено.

Что еще можно сказать о подготовке? С духовной стороны все рассказали. Забыли о посте телесном. Запрещается употреблять продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца, сыр, творог. Недопустимы алкоголь и курение. Три дня - не так уж и много, вытерпеть можно.

Для больных, беременных женщин и кормящих матерей делается послабление относительно поста. Равно как и для детей. Но это индивидуально обсуждается с батюшкой. Он лучше знает, кому и как давать послабления.

Перед причастием необходимо исповедоваться. Грехи можно записать на бумажку, а можно озвучить в устной форме.

Читается перед причастием покаянный канон ангелу-хранителю, как уже говорилось выше.

Канон Пресвятой Богородице

Спаситель оставил нам великую святыню - Свои Тело и Кровь. Под видом хлеба и вина мы вкушаем Тело Господне и пьем Его Кровь. Это страшно, это не вмещается в сознание. Перед Чашей всегда возникает внутренний трепет: только бы причаститься не в суд и во осуждение. Но в оставление грехов и в жизнь вечную.

Причем здесь покаянный канон Богородице и ангелу-хранителю? С последним мы разобрались. Мы просим прощения у него за свои грехи. Равно как просим Матерь Божью помочь нам, спасти и помолиться перед Господом, чтобы причастие Его пошло нам на пользу.

Причастие: польза или вред?

Название подзаголовка кажется странным и даже страшным. Разве может причастие быть во вред? По этому поводу можно рассказать вот что: стоит в храме маленький мальчик и смотрит на то, как люди подходят к Чаше. А потом говорит, что из сорока человек только один причастился. Ему сказали, что это неправда. Ведь все видели, сколько причастников подошло к Чаше. На что мальчик ответил, что у остальных людей причастие ангел забирал.

Страшно звучит. Вроде бы и причащаемся, но в осуждение. Почему так происходит? От недостаточного покаяния, осознания смысла таинства причащения, а следовательно, небрежной подготовки к нему.

Когда читать правило?

Где взять покаянный канон ангелу-хранителю на русском языке, мы выяснили. Приобрести самый простой молитвослов, в нем обязательно обнаружится необходимое правило к причастию. Или послушать на видео, представленном в статье.

Несмотря на видимый объем правила, время вычитки составляет не более 30 минут. И столько же занимает чтение последования ко святому причащению.

Можно ли читать канон в момент опасности?

Канон ангелу хранителю на русском прослушать на видео в статье или купить молитвослов. Когда его читают, мы говорили об этом выше. Можно ли обратиться к ангелу в тот момент, когда человеку грозит реальная опасность? Не только можно, но и нужно.

Читаем дома или в храме?

Еще один вопрос, который вызывает интерес у новичков в вере. Как правильно читать канон ангелу-хранителю: в молитвослове или по видео, дома или в храме? И если с первой частью предложения мы разобрались, то со второй еще только предстоит это сделать.

Читают правило к причастию, как правило, дома. После вечерней службы, если были на ней и исповедовались. Если же планируете исповедоваться утром перед причастием, то прочесть канон покаянный к ангелу-хранителю и остальные можно в течение дня.

Как уже отмечалось, читаются каноны быстро, они коротенькие. За полчаса управитесь.

Духовная жизнь каждого христианина строится по установленным правилам. Они составлены святыми людьми, которые смогли подавить в себе греховные мысли. В том числе существуют правила для тех, кто готовится к Таинству Святого Причащения. О каких правилах идет речь? Читайте далее в статье.

Подготовка ко Причастию

Ко причащению, как правило, готовятся 3-7 дней в зависимости от того, как часто приступает человек к Телу и Крови Христовой. В течение этого периода нужно постараться вызвать в своем сердце покаянные чувства через голос совести, если они еще не проявились в естественном сожалении человека о своих грешных поступках .

Церковь исповедует в дни внутренней подготовки к принятию Святых Тайн Христовых обратить свое особое внимание на молитвенное правило. К вечерним и утренним молитвам желательно добавить чтение Писания (Евангелия), акафистов, канонов или Псалтири. Конечно, продолжительность молитвенного правила нужно соразмерять со своими возможностями и силами. При сомнениях стоит обратиться за советом к священнику того храма, который посещаете, или к своему духовнику , если он есть.

В дни подготовки ко Причастию следует как можно чаще посещать богослужения в Церкви. Вечером накануне причащения необходимо в обязательном порядке присутствовать на богослужении в храме. Придя домой, перед вечерними молитвами на сон грядущий надлежит прочесть каноны, соответствующие дню недели . Распределяются они таким образом:

  • В субботу вечером следует прочитать канон Иисусу Сладчайшему, канон молебный ко Пресвятой Богородице, а также ко Хранителю Ангелу.
  • В воскресенье читают канон Сладчайшему Иисусу, канон молебный ко Пресвятой Деве Марии, а также архангелам, по желанию можно еще прочитать своему Хранителю.
  • В понедельник читаются канон покаянный ко Господу Иисусу Христу, канон молебный к Богородице, святому пророку и Крестителю Иоанну, а также и хранящему Ангелу.
  • Во вторник прочитываются каноны Сладчайшему Иисусу, Одигитрии (Богородице) или молебный - на выбор молящегося; Хранителю Ангелу.
  • В среду читают следующие каноны: покаянный ко Господу, молебный к Богородице, Хранителю, апостолам, а также, кто пожелает, святителю Чудотворцу Николаю.
  • В четверг читаем: Честному Кресту, молебный Богородице, а также Хранителю своему Ангелу.
  • В пятницу - Иисусу Сладчайшему, канон и акафист Пресвятой Владычице Богородице, каноны к Хранителю Ангелу, а также всем святым;хорошо будет прочесть канон заупокойный в поминовение усопших родственников).

Несмотря на то, что церковный устав обязывает непременно читать акафист ко Пресвятой Богородице лишь накануне субботы, имеется благочестивый современный обычай чтения акафистов Сладчайшему Иисусу и ко Пресвятой Богородице каждый день, меняя их очередность.

Акафисты и каноны: вечерние ритуалы

Правило ко Причастию необязательно для чтения непосредственно перед молитвами на сон грядущий. К примеру, приснопамятный иеросхимонах Тихон († 1968), афонский подвижник, не дожидался вечера, чтобы читать правило ко Святому Причащению, но приступал к его вычитыванию уже с началом полудня .

Вечером накануне причащения обязательно должен быть вычитан канон ко Святому Причащению. В день Причащения поутру прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причастию, не считая уже прочтенного накануне канона.

Святой преподобный Нектарий Оптинский († 1928) особенно строго требовал от своих духовных чад, чтобы ими было прочитано полностью всё правило перед Святым Причастием. Он рассказывал, что ему было явление одного из усопших оптинских иеромонахов. Почивший ему поведал, что после смерти был избавлен Господом от мытарств, поскольку всякий раз приступал к принятию Тела и Крови Христовой в мире со всеми и прочитывал всё положенное для этого правило.

Канон Ангелу Хранителю перед Причастием

Из представленного выше указания чтения правил по неделям легко заметить, что канон покаянный ко Ангелу Хранителю (или просто канон) повторяется практически каждый день. Также обязателен он и перед подготовкой ко Причащению.

Обязательное включение правила к хранящим нас Ангелам при подготовке к Евхаристии появилось неспроста. Объясняется это ролью духовного покровителя в жизни каждого человека. Об этом подробнее мы поговорим ниже, а пока коснемся вопроса о самом каноне .

Канон (в переводе с греческого это «правило», «порядок») - это молитвенное гимнографическое произведение, построенное по определенным правилам.

Канон к хранящему нас Ангелу традиционно в себя включает:

  • 8 песен;
  • ирмосы перед каждой песней;
  • запев перед каждым тропарем;
  • тропари (обычно 2−3);
  • один седален после 3 песни;
  • один кондак после шестой песни;
  • икос после кондака;
  • молитвы после песней.

Канон членится всего на восемь песен, хотя произведение имеет девятую песнь. Это объясняется тем, что вторая песнь в таких церковных молитвословиях пропускается, а читается лишь в некоторых канонах Великого поста или в произведениях, отражающих особо важные или трагичные церковные события.

Состав

Ирмос представляет собой предваряющее песнопение, распеваемое на один из основных напевов (гласов). Этим объясняется частая пометка «глас такой-то». Это произведение предназначено для церковного (коллективного) исполнения, где чаще всего имеется хор, поэтому пометка номера гласа имеет значение в основном для певчих . Если вариантов распевов у ирмосов много, то тексты этого песнопения не меняются. В них чаще всего вспоминаются ветхозаветные события, хотя это и необязательно. Ирмос играет роль связки между песнями.

Запевы представляют собой краткое молитвенное воззвание к Хранителю и звучат примерно так: «Ангеле Божий, Хранитель мой святый, помилуй мя». Буква «е» в слове «ангеле» - это старинная форма слова, равно как и окончание -ый в слове «святый». Это не следует расценивать как ошибку и изменять на современный лад.

Тропари - это основная смысловая часть произведения. В них выражаются все основные чувства души верующего человека:

  • Сокрушение о своем недостоинстве (ведь люди, как и ангелы, призваны к духовному совершенству, но в большинстве своем мало к этому стремятся),
  • Благодарность служителю Богу за постоянное и добровольное нахождение рядом и безотказную помощь, когда требуется,
  • Надежда на помощь в нелегком деле спасения собственной души,
  • Выражается также просьба о молитвенной помощи и поддержке в дальнейшем.

Существует отдельный тропарь Ангелу Хранителю - неизменяемое песнопение, специально ему посвященное. Для него установлен и один из тропарных гласов - шестой, минорный и молитвенный.

Заключительный тропарь каждой песни посвящен Пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарем всегда учитывается обычное прославление Господа «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и читается предпоследний тропарь, а перед завершающим песнь - обычное окончание «и ныне и присно и во веки веков». Добавляют «Аминь» и читают тропарь Богородице.

По завершении третьей песни зачитывают седален . Во время его чтения разрешено сидеть тем, кто не имеет силы молиться стоя. Для немощных и болящих можно сидеть на протяжении всего чтения.

После шестой песни следует кондак и икос. Кондак представляет собой небольшой текст. Он заключает в себе объяснение, почему и с какой целью написано это произведение. В данном случае это будет обращение к самому Ангелу с просьбой о молитве к Богу.

Икос - это текст, который по смыслу повторяет кондак, но более развернуто поясняет его содержание.

После окончания девятой песни зачитывается развернутая молитва к Хранителю. По благочестивому обычаю христиан она чаще всего является коленопреклоненной.

В состав молитвенного правила ко Святому Причащению входят не все тропари канона к Хранителю, а лишь некоторые из них. Вместе с покаянным правилом ко Иисусу Сладчайшему и молебным ко Пресвятой Богородице канон к Ангелу довершает обязательную часть подготовки к принятию Святых Христовых Таинств.

Необходимость чтения канона

Как известно, после того как первые люди согрешили и были отправлены на землю для исправления , Бог, зная «человеческого естества немощь», послал «во всю землю» Ангелов в помощь людям. В частности, об этом упоминается в тексте акафиста ко Хранителю Ангелу (говоря языком обывателя, тот же канон, только более крупный и более хвалебный).

К Ангелу служат церковный или домашний молебен, то есть молятся практически в любых жизненных ситуациях, и он всегда поможет, пусть не мгновенно (хотя и такое бывает). Чтобы просить помощи и наставления у своего духовного Хранителя, почувствовать его присутствие, достаточно попросту мысленно поговорить с ним. Разумеется, необходимо соблюдать правильный настрой - не позволять себе раздражения, гнева и пр., помня, что рядом с нами - служитель Божий, Его представитель, а не равный нам человек. Необходимо помнить также, что Ангелов отгоняют на большое расстояние наши грехи, злоба, скверные слова.

Ангел Хранитель

Кратко осветим вопрос, кто же это такой и как молиться Ангелу Хранителю:

  • Воин. Ангелы прошли большую войну с собратьями, отпавшими по соблазну сатаны, поэтому они были и являются первыми воинами Христовыми.
  • Защитник. По благословению Божьему эти святые духи призваны защищать человека от постоянных нападок падших духов, и если бы не наши святые защитники, то мы были бы уже при жизни нестерпимо мучимы демоническими силами.
  • Молитвенник. Это, так сказать, персональный представитель каждого своего подопечного перед судом Божьим: Хранитель постоянно просит Владыку нашей жизни за нас о тех благах для нашей души, о которых мы можем и не знать, поскольку слишком погружены в земную жизнь и под благом для себя понимаем очень простые земные вещи. Хранители же берегут наши души для вечной жизни.
  • Лучший друг. Это самый преданный и любящий, искренний и честный наш друг, который способен понять своего подопечного как никто. Поэтому если человек не понят в своем добре, несправедливо кем-то обижен или одинок, то можно смело обращаться к своему неотступно присутствующему другу и открывать ему все, что беспокоит. Очень скоро беседующий почувствует, что его слышат и понимают, и ощутит свет в своем сердце, а когда нужно, увидит и подоспевшую помощь.
  • Помощник грешнику - согрешающий может просить своего духовного Хранителя о молитве и исправлении для себя, об исцелении (часто болезни бывают из-за влияния демонических сил), существует даже практика молитвы акафистом своему Ангелу для устроения личной жизни. Есть множество положительных отзывов об ангельской помощи в этом ответственном вопросе.

По откровению самих служителей Божьих, во время совершения греха и на протяжении некоторого периода после этого дух человеческий становится испорченным, источает своего рода духовное зловоние, рядом с которым светлый Ангел не может находиться и, не покидая человека, все же держится от него на определенной дистанции. Однако раскаяние, сокрушение, плач о совершенных грехах привлекают чистые Ангельские души. Когда человек меняется, начинает творить добрые дела , его настрой меняется к лучшему и дает возможность Ангелу подойти очень близко к человеку, сильнее его опекать, помогать, наставлять.

Поэтому каждое чистое сердце человеческое рано или поздно почувствует, услышит своего Хранителя, если, конечно, будет обращаться к нему. Ведь наши Хранители с уважением относятся к личному выбору человека и не будут без особой надобности вмешиваться в ход нашей жизни, если их не просит сам человек или нет распоряжения свыше, а также при отсутствии у человека веры в них.

Канон Ангелу Хранителю

Тропарь

Ангел Божий, хранитель мой святой, жизнь мою соблюди в страхе пред Христом Богом, ум мой утверди на истинном пути, и любовью к небесному воспламени душу мою, чтобы, тобою направляемый, получил я от Христа Бога великую милость.

Богородичен

Святая Владычица, Христа Бога нашего Матерь, всех Творца непостижимо родившая, моли благость Его всегда, со хранителем моим Ангелом, спасти душу мою, страстями одержимую, и прощение грехов даровать мне.

Песнь 1

Ирмос: Воспоем Господу, проведшему народ Свой через Чермное море, ибо Он один славно прославился.

Песнь воспеть и возгласить хвалу достойно сподоби Твоего раба, Спаситель, бесплотному Ангелу, наставнику и хранителю моему.

Припев:

Ныне я в неразумии и в лености одиноко лежу; наставник мой и хранитель, не оставь меня, погибающего.

Слава: Ум мой твоею молитвою направь, чтобы исполнял я Божии повеления и получил от Бога прощение грехов, и ненавидеть зло научи меня, молюсь тебе.

И ныне: Молись, Дева, о мне, рабе Твоем, ко Благодетелю вместе с моим Ангелом-хранителем, и наставь меня исполнять заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Песнь 3

Ирмос: Ты – утверждение прибегающих к Тебе, Господи, Ты – свет омраченным, и Тебя воспевает дух мой.

Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне.

Все помышление мое и душу мою я к тебе устремил, хранитель мой, ты от всякой напасти вражеской меня избавь.

Враг попирает меня, и угнетает, и учит всегда исполнять свои желания; но ты, наставник мой, не оставь меня, погибающего.

Слава: Воспевать мне даруй песнь с благодарностью и усердием Творцу и Богу и тебе, благому Ангелу, хранителю моему; избавитель мой, исторгни меня от врагов, угнетающих меня.

И ныне: Исцели, Пречистая, болезненные язвы моей души; прогони врагов, которые все время борются со мною.

Седален

От любви душевной взываю тебе, хранитель моей души, всесвятой мой Ангел: защищай и сохраняй меня от уловок лукавого всегда и направь к жизни небесной, вразумляя, и просвещая, и укрепляя меня.

Слава, и ныне, Богородичен: Богородица непорочная, Пречистая, без семени родившая всех Владыку, Его вместе с Ангелом-хранителем моим моли избавить меня от всякого сомнения и даровать раскаяние и свет душе моей, и от согрешений очищение, - Ты, одна защиту скоро подающая!

Песнь 4

Ирмос: Услышал я, Господи, о таинстве Твоего промысла, уразумел дела Твои и прославил Твоё Божество.

Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне.

Моли человеколюбца Бога, ты, хранитель мой, и не оставь меня, но всегда в мире жизнь мою сохраняй и подай мне спасение нерушимое.

Как заступника и хранителя жизни моей принял я тебя от Бога, Ангел; молю тебя, святой, от всяких бед меня освободи!

Слава: Мою скверну твоею святынею очисти, хранитель мой, и от участи стоящих слева да избавлен буду молитвами твоими, и причастником славы явлюсь.

И ныне: В недоумении я пребываю от окруживших меня зол, Пречистая, но избавь меня от них скоро: ибо к Тебе одной я прибегаю.

Песнь 5

Ирмос: С рассвета возглашаем Тебе, Господи: «Спаси нас, ибо Ты Бог наш, кроме Тебя мы иного не знаем!»

Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне.

Ты имеешь дерзновение к Богу, хранитель мой святой, умоли Его от гнетущих зол меня избавить.

Свет сияющий, светло просвети душу мою, наставник мой и хранитель, от Бога данный мне Ангел.

Слава: Крепко спящего во зле от тяжести грехов пробуди меня, Ангел Божий, и воздвигни на славословие молением Твоим.

И ныне: Мария, Госпожа Богородица непорочная, надежда верных, врагов превозносящихся победи, а поющих Тебя возвесели.

Песнь 6

Ирмос: Ризу мне даруй светлую, одевающийся светом как одеждою многомилостивый Христос Бог наш!

Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне.

От всяких напастей меня спаси и от печалей освободи, молю тебя, святой Ангел, данный мне от Бога, хранитель мой добрый.

Освети ум мой и просвети меня, благой, молю тебя, святой Ангел, и мыслить о полезном мне всегда наставляй меня.

Слава: Удержи сердце мое от нынешнего смятения и бодрствовать в благих делах меня укрепи, хранитель мой, и направь меня дивно к тишине животворной.

И ныне: Слово Божие в Тебя вселилось, Богородица, и людям явило Тебя небесной лестницей: ибо Тобою Всевышний сошел к нам.

Кондак

Умилосердись надо мною, святой Ангел Господень, хранитель мой, и не отлучайся от меня скверного; но просвети меня светом неприступным и соделай достойным Царства Небесного.

Икос

Душу мою, униженную среди множества соблазнов, ты, святой заступник и певец с сонмами бесплотных Сил Божиих, неизреченной славы небесной удостой, помилуй меня и сохрани, и помыслами добрыми душу мою просвети, дабы я Твоею славою, Ангел мой, обогатился, и низложи злоумышляющих против меня врагов, и соделай меня достойным Царства Небесного.

Песнь 7

Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши в Вавилоне некогда верою в Троицу победили пламя печи, воспевая: «Бог отцов наших, Ты благословен!»

Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне.

Милостив будь ко мне и умоли Бога, Господень Ангел: ибо я имею тебя заступником все время жизни моей, наставником и хранителем, от Бога дарованным мне навеки.

Не допусти, святой Ангел, чтобы душу мою окаянную, врученную тебе от Бога непорочной, на пути убили разбойники, но направь ее на путь покаяния.

Слава: Душа моя вся посрамлена от лукавых моих помыслов и дел, но скоро предстань, наставник мой, и исцеление мне подай, чтобы благими помыслами я уклонялся всегда на правые пути.

И ныне: Премудростью исполни и крепостью божественной, ипостасная Премудрость Всевышнего, по молитвам Богородицы, всех с верою взывающих: «Отцов наших Бог, Ты благословен!»

Песнь 8

Ирмос: Царя небесного, Которого воспевают воинства Ангелов, хвалите и превозносите во все века.

Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне.

От Бога посланный, утверди жизнь мою, раба твоего, преблагой Ангел, и не оставь меня вовеки.

Ангела поистине благого, души моей наставника и хранителя, тебя, преблаженный, воспеваю вовеки.

Слава: Будь мне покровом и защитой в день испытания всех людей, когда огнем будут испытаны дела добрые и злые.

И ныне: Будь помощницей и тишиной, Богородица Приснодева, мне, рабу Твоему, и не допусти меня лишиться Твоего покровительства.

Песнь 9

Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем мы, спасенные Тобою, Дева чистая, с сонмами бесплотных Тебя величая.

Господь Иисус Христос, Бог мой, помилуй меня.

Помилуй меня, единственный Спаситель мой, ибо Ты милостив и милосерд, и сопричти меня к сонмам праведников.

Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне.

Мыслить и творить всегда доброе и полезное научи меня, Господень Ангел, и яви меня сильным в немощи и непорочным.

Слава: Имея дерзновение к Царю Небесному, с прочими бесплотными силами моли Его помиловать меня, окаянного.

И ныне: Великое дерзновение имея, Дева, к Воплотившемуся от Тебя, освободи меня от уз и избавление мне подай и спасение молитвами Твоими.

Молитва святому Ангелу-хранителю

Ангел Христов святой, к тебе припадая, молюсь, хранитель мой святой, приставленный от святого крещения ко мне грешному для хранения моих души и тела! Я своею леностью и своим злым нравом прогневал тебя, чистейшего и светлого, и отогнал тебя от себя всевозможными постыдными делами: ложью, клеветою, завистью, осуждением, гневом, непокорностью, ненавистью к братьям своим и злопамятством, сребролюбием, скупостью, прелюбодеянием, объедением ненасытным, пьянством, многословием, злыми и лукавыми помыслами, стремясь по своей воле ко всякому плотскому вожделению. О злое мое стремление к тому, чего и скоты неразумные не творят! И как же сможешь ты взглянуть на меня или приблизиться ко мне? Какими очами, Ангел Христов, посмотришь на меня, запутавшегося злосчастно в гнусных делах? И как еще смогу я просить о прощении горьких и злых и лукавых моих деяний, в которые впадаю во все дни и ночи и на всякий час? Но молюсь, припадая к тебе, хранитель мой святой, умилосердись надо мною грешным и недостойным рабом твоим (имя ), будь мне помощником и заступником против злого моего противника святыми твоими молитвами, и Царства Божия причастником меня соделай со всеми святыми вовеки. Аминь.

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

Молитва ангелу-хранителю Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Господа с небесе данный, прилежно молю Тя, Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи.

Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья Тихоновна

Молитва Ангелу Хранителю Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.Ангел Божий, хранитель мой святой, данный мне

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

Ангелу-хранителю Молитва 1Ангеле Христов святый, к тебе припадая, молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Молитва 9-я, к ангелу-хранителю Святый ангеле, предстояй окаянней моей души и страстней моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и

Из книги Русский Православный Молитвослов автора

Канон Ангелу Хранителю ТропарьАнгел Божий, хранитель мой святой, жизнь мою соблюди в страхе пред Христом Богом, ум мой утверди на истинном пути, и любовью к небесному воспламени душу мою, чтобы, тобою направляемый, получил я от Христа Бога великую милость.

Из книги Молитвы о благополучии семьи автора Лагутина Татьяна Владимировна

Своему Ангелу-хранителю Молитва первая Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препричистую светлость и

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Моему Ангелу – хранителю Чистый Ангел, мой хранитель, Что горюешь в тишине? Слёз твоих златые нити - Точно иглы в сердце мне. Вместе мы поплачем горько О моих земных грехах. Успокоится лишь только Сердце на твоих руках. Чистый Ангел – утешитель, Помолись при свете

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Молитва Ангелу Хранителю Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи.

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Св. Ангелу Хранителю Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день; и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего, но моли за мя грешнаго и недостойнаго

Из книги 100 молитв на быструю помощь. С толкованиями и разъяснениями автора Волкова Ирина Олеговна

Канон Ангелу Хранителю Тропарь, гл. 6Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою иаиравляемь, получу от Христа Бога велию милость.Богородичен: Святая Владычице, Христа

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Молитва Ангелу Хранителю Святый Ангеле, Хранителю чада моего (имя), покрый его покровом твоим от стрел демона, от глаз обольстителя и охраняй сердце его во ангельстей чистоте.

Из книги МЫСЛИ ОТ БОГА ВЕРА ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ автора Нестеренко Николай Савельевич

Ангелу-хранителю Ангеле Божий, Хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небеси данный, прилежно молю Тя: Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи.

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Молитва Ангелу Хранителю У каждого человека есть Ангел Хранитель, который дается ему при рождении и охраняет его в течение всей жизни. Каждый день, а также в трудных обстоятельствах или опасностях нужно призывать своего Ангела Хранителя. Пьетро да Кортона. Ангел

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

МОЛИТВА К АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Ангел Божий Святой мой Хранитель, данный мне от Бога с неба в охранение, прошу тебя усердно: ты меня сегодня вразумляй и умудряй и направляй стопы мои на Волю Господню, на Заповеди Господни, на дела угодные

Из книги автора

Канон Ангелу Хранителю

Из книги автора

Молитвы Ангелу Хранителю Молитва первая О святый Ангеле, Хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго: не помяни моих беззаконий и

Согласно библейскому учению, уныние и скорбь - это состояния греховного плана. Поскольку человек, впадая в них, перестает представлять собой явление жизни, не излучает энергию жизненную. А ведь сказано: «По свету вашему да будет вам» (апостол Павел).

Потому важно, несмотря на разные ситуации и явления, которые происходят в жизни, даже попав в состояние уныния, стараться как можно скорее из него выйти.

Одним из способов, созданным еще в VIII веке нашей эры Святым Феостириктом, является пение Канона Покаянного ко Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю. Об этом речь пойдет в данной статье.

Об авторе канонов

Монах Феостирикт (по другим источниками Феоктирист) жил в VIII веке нашей эры. Он был известным в то время почитателем священных икон и духовным писателем.

Как раз в годы его жизни правил в Греции Константин Копроним. Это был жестокий царь, поскольку период его правления считается временем развития иконоборчества в церкви. Константина Копронима даже сравнивали с языческим императором Диоклетианом, который жестоко издевался над христианами.

Также и этот правитель подвергал монахов за то, что те защищали христианскую веру, оберегали иконы, ужасным пыткам.

Так и Святой Феостирикт не явился исключением: горячей смолой ему были обожжены руки и нос. Других же били камнями.

Каноны

В древних источниках сообщается, что святой часто испытывал состояние уныния из-за постоянного гонения со стороны правителя страны на христиан. Он глубоко переживал постоянно обрушивающиеся нападки.

А потому, будучи человеком глубоко верующим, а также духовным писателем, составил специальные песни-поэмы, которые названы Священными Канонами Покаянными Христу, Богородице, Ангелу-Хранителю. И они помогали монаху уходить прочь от негативного состояния и вновь приходить к радости и умиротворенности.

В настоящее время, верующие, которые применяют Каноны, также ощущают положительный результат относительно своего внутреннего состояния.

Их поют совмещенно "Покаянный Канон Господу, Богородице и Ангелу" или каждый по отдельности. Но это не влияет на смысл и результат.

Называются эти песни так:

О языке песен-канонов

В статье размещен Канон Покаянный Пресвятой Богородице на русском языке. А также к Ангелу-Хранителю и Господу (объясняются на русском).

В храмах они поются на церковно-славянском языке. Но поскольку не все знают и понимают этот язык, песни переведены на русский, чтобы каждый мог четко уяснять смысл.

Также они переведены на другие языки мира, чтобы Каноны могли воспевать иные народности, почитающие православную веру.

Канон покаянный молебный Богородице

Начинается песнь с Тропаря Богородице (4 Глас), в котором говорится о том, что к Царице Небесной усердно обращается человек и перед Нею преклоняется, каясь и взывая о помощи из глубины души своей.

Далее, следует восхваление Богородицы и обещание человека никогда не отступать от Владычицы, поскольку именно Она - защита, опора, поддержка для земных праведников. Только благодаря Ей они свободны до сих пор.

Псалом 50 гласит о взывании к милости Божьей и просьба очистить от греха. Обновить сердце и дух. Наполнить радостью. Просьба помочь открыть уста и восхвалять Господа перед другими людьми, не ведая страха. О готовности жертвовать.

Начинается Канон Покаянный Богородице (на русском языке) с Гласа 8, Песнь 1, с Ирмоса - связующего смыслового звена между Тропарем и Каноном. Песня хвалы Богу.

Припев: просьба к Богородице о спасении от искушений, страстей, напастей и бед. Звучит слава Царице Небесной, что Сына-Спасителя родила. Просьба избавления от бедствий.

Песнь 3. Ирмос: просьба к Господу в утверждении любви человека к Нему.

  • Припев первый: поется о том, что Богородица - Защитница и Покровительница человеческая, Причина всех благ.
  • Припев второй: мольба о помощи к Богородице, чтобы смятение и уныние рассеялось. Называние Ее Родительницей Начальника Тишины.
  • Слава (рекомендуется при этом произносить "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу").
  • И ныне (рекомендуется произносить: "И ныне и присно и во веки веков. Аминь").
  • Далее, просьба спасти от бед рабов Царицы Небесной (людей, почитающих Ее), поскольку к Ней обращаются в молитвах после Бога. Просьба о воззрении Ее на тело и душу человека скорбящего.
  • Тропарь, Глас 2. Название Богородицы Горячим Ходатайством, Стеною неприступною, Источником милости, Прибежищем миру.

Песнь 4. Ирмос: понимание таинства Промысла Господня, прославление Бога.

  • Припев первый: обращение человека к Царице Небесной об успокоении страстей волнения и бури согрешения.
  • Припев второй: просьба к Богородице о милосердии.
  • Припев третий: Благодарственная песнь Богоматери.
  • Слава. Просьба о помощи.
  • И ныне. Благодарность Царице Небесной, что Она Надежда и Утверждение, и Спасения Стена Непоколебимая.

Песнь 5. Ирмос: просьба к Господу-Человеколюбцу о просвещении Повелений Его и Мире.

  • Припев первый: воззвание к Пречистой Богородице наполнить сердце человека радостью и весельем светлым.
  • Припев второй: просьба избавить от бед.
  • Слава. молитва к Богородице рассеять мглу человеческих согрешений.
  • И ныне. Просьба об исцелении.

Песнь 6. Ирмос: молитва к Господу о возвещении печалей человека.

  • Припев первый: просьба к Богородице молить Сына Ее от злодейства врагов избавить человека.
  • Припев второй: обращение к Царице Небесной как Защитнице жизни и Охраны верной, расторгающую искушения, злобу нечистого, отгоняющую в молитве от страстей пагубных избавить человека.
  • Слава. Просьба о спасении от страстей и бед.
  • И ныне. Просьба о спасении от гибельных болезней тела.

Кондак. Глас 6. Обращение к Богородице как к Защите христиан надежной, Ходатайству перед Богом.

Второй кондак. Глас 6. Обращение к Пресвятой как единственной Помощнице и Надежде.

Стихира. Глас 6. Просьба к Богородице не о земном заступничестве, а о Небесном.

Песнь 7. Ирмос: песнь про юношей из Иудеи, которых сожгли за их веру в Троицу.

  • Припев первый: воспевание Спасителя, который пришел на Землю через Чрево Богородицы - Защитницы Мира.
  • Припев второй: обращение к Царице Небесной как к Матери чистой, которая родила Любящего Милосердие, в молитве избавления от согрешений и душевной скверны.
  • Слава. Обращение к Господу, который явил Матерь Свою Сокровищницей спасения и Источником вечности.
  • И ныне. Просьба к Богородице об исцелении душевных и телесных немощей человека.
  • Припев первый: просьба к Царице Небесной не презреть помощи у Нее просящих, превозносящих Ее вовеки.
  • Припев второй: воспевание Богородицы, как Врачевательницы немощей человеческих.
  • Слава. Воспевание Девы, обильно изливающей исцеления тем, кто с Верою воспевает Ее.
  • И ныне. Воспевание Девы, отражающей искушения.

Песнь 9. Ирмос: утверждение о том, что истинно Богородицей исповедуют Матерь Господа.

  • Припев первый: просьба человека к Царице Небесной не отвергать слез его, но стереть их с лица.
  • Припев второй: просьба наполнить сердце Радостью.
  • Припев третий: просьба к Богородице сделаться Пристанищем, Защитой, Стеной непоколебимою, Убежищем, Покровом, Радостью для людей, к Ней прибегающим.
  • Слава. Просьба к Царице Небесной Светом озарения прогнать мрак неведения.
  • И ныне. Просьба об исцелении из немощи во здравие.

Стихиры, Глас 2. Песнь Богородице, восхваление и благодарность. Просьба молиться за спасение людей всех Святых.

Молитва в Покаянном Каноне ко Святой Богородице

После Канона следует Молитва к Царице Небесной. Она состоит из двух частей.

  1. В первой следует обращение-просьба о помощи, утешении, разрешении страданий и бед.
  2. А во второй части сначала идет молитва-ропот, плачь о помощи. Затем восхваление Богородицы, уже радостная просьба о помощи. И в заключении Канона Покаянного Богородице на русском языке звучит «Радуйся!».

Канон покаянный к Ангелу-Хранителю

Начинается с Тропаря, Гласа 6. Обращение к Ангелу Божьему, хранителю святому, утвердить ум человеческий на истинном пути, а душу воспламенить любовью к небесному Отцу.

Слава Отцу, и Сыну, и Духу Святому. И во веки веков. Аминь.

Богородице: просьба к Царице Небесной, Святой Владычице, молить о спасении души человеческой Христа и Ангела. И простить грехи.

Канон. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: песнь благодарности Господу, что Он провел народ Свой через воды Красного моря.

  • Припев первый: о милости к Иисусу Христу воспеть песнь и вознести хвалу Ангелу.
  • Припев второй: просьба к Ангелу-Хранителю молить Бога о человеке, что в неразумии и лености пребывает в данный момент. Не оставить его погибающего.
  • Слава. Просьба направить ум правильно, к Господу, и получить прощение грехов, и отвернуться от зла.
  • И ныне. Просьба к Богородице молиться о человеке вместе с Ангелом-Хранителем.

Песнь 3. Ирмос: воззвание, что Господь - Утверждение и Свет.

  • Припев первый: песнь о помышлениях и душе, устремленной к Ангелу-Хранителю. Просьба избавления от напастей вражеских.
  • Припев второй: признание о враге, попирающем и наставляющем исполнять свои желания. Просьба к Ангелу о Защите.
  • Слава. Просьба к Ангелу даровать возможность воспевать песнь Хвалы Богу и Ангелу-Хранителю.
  • И ныне: просьба к Богородице исцелить язвы души и прогнать врагов, борющихся с человеком.

Седален. Глас 2. Воззвания к Ангелу о защите и сохранении от коварных уловок, о направлении к Жизни Небесной, о вразумлении, просвещении и укреплении.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И во веки веков. Аминь.

Богородице: обращение к Пречистой вместе с Ангелом о помощи в избавлении от всякого затруднения, даровании умиления и света душе.

Песнь 4. Ирмос: услышание человеком о Таинстве Промысла Господня. Вразумление дел Его. И прославление Его.

  • Припев первый. Просьба к Ангелу всегда молить Господа о человеке, не оставлять его, мир сохранять и спасение подавать.
  • Припев второй. Молитва к Ангелу, как Заступнику и Хранителю жизни от Бога. Просьба от всяких бед освободить.
  • Слава. Просьба об очищении и избавлении к Ангелу.
  • И ныне: просьба к Богородице об избавлении от бед и затруднений.

Песнь 5. Ирмос: прославление Господа.

  • Припев первый. Песнь к Ангелу-Хранителю молить Господа об избавлении от зол гнетущих.
  • Припев второй: песнь к Ангелу, как Свету сияющему, просветить душу человеку.
  • Слава. Просьба к Ангелу сохранять бодрствование в человеке.
  • И ныне. Просьба к Деве Марии низложить вражеские возношения, а воспевающих Ее - возвеселить.

Песнь 6. Ирмос: о даровании Ризы.

  • Припев первый: молитва к Ангелу о спасении от напастей и печалей.
  • Припев второй: просьба к Хранителю освятить ум и мысли.
  • Слава. Просьба к Ангелу-Хранителю сердце человеческое сохранять от смятения, бодрствующим быть в делах благих и направить к тишине животворящей.
  • И ныне. Песнь восхваления Богородицы.

Кондак. Глас 4. Просьба к Ангелу о милосердии, не отлучении от человека, о просветлении.

Икос. Молитва-просьба к Ангелу-Хранителю о помиловании и сохранении души, о просветлении помыслами добрыми, о низложении злоумышленных против человека врагов, помочь стать ему достойным Царства Небесного.

Песнь 7. Ирмос: о юношах из Иудеи, которые оставались верными Святой Троице. За это были сожжены.

  • Припев первый: просьба к Ангелу о милости, ибо Он заступник, наставник и хранитель жизни человека навеки.
  • Припев второй. Молитва к Ангелу о защите души человеческой от нападений разбойников на пути и направлении ее на Путь покаяния.
  • Слава. Просьба к Ангелу об исцелении посрамленной души человека.
  • И ныне. По молитвам Богородицы, просьба премудростью исполнить и крепостью божественной.

Песнь 8. Ирмос: воспевание Царя Небесного.

  • Припев первый: просьба к Ангелу-Хранителю утвердить жизнь человека и пребывать вовеки с ним.
  • Припев второй: воспевание Ангела - души человеческой наставника и хранителя.
  • Слава. Моление Ангела быть Покровом и Крепостной стеною во времена испытаний.
  • И ныне. Просьба к Богородице быть для человека, верующего в Нее, Помощницей и Тишиной.

Песнь 9. Ирмос: обращение к Господу, которого почитают истинно через Богородицу и с Ангелами величают его.

  • Припев Иисусу: просьба-песнь о помиловании и присоединении человека к сонмам праведников.
  • Припев: просьба к Ангелу-Хранителю о мышлении и творении доброго и полезного, явить силу праведным и непорочным в немощи.
  • Слава. Прошение Ангела молить о человеке Господа и помиловать его.
  • И ныне. Просьба к Деве Марии о молении Ею Сына освободить человека от уз и спасении.

Молитва к Ангелу-Хранителю

Также, как и молитва к Богородице, Покаянный Канон завершающая, так и в конце Канона Покаянного к Ангелу-Хранителю молитва.

В самом ее начале признание, покаяние в грехах человеческих: леность, злой нрав, постыдные дела. Но на то воля человеческая, каждому данная Богом от рождения.

В завершении звучит молитва-просьба о помощи, милосердии, заступничестве против злого противника святыми молитвами ангельскими.

Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу

Начинается с Песни 1. Ирмос: воспевание Богу победной песни, когда по суше прошли израильтяне, а фараоны утонули в море. Просьба о помиловании, покаянная молитва Господу.

  • И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  • Обращение к Матери Божьей с просьбой избавления от сетей тьмы. И наставления на Путь покаяния.

Песнь 3. Ирмос: хвала Господу святому и милосердному. Покаяние души до суда страшного.

  • Слава. Молитва-покаяние души человека, делами и мыслями оскверненного, жестокосердного.
  • И ныне. Молитва-покаяние и просьба о помиловании Богородице.

Седален. Раскаяние в делах лукавых при мысли о страшном дне, просьба к Господу о помиловании.

  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
  • И ныне. Молитва о помощи и спасении к Царице Небесной.

Песнь 4. Ирмос: воспевание Господа Святой Церковью. Путь праведника узок, а сладострастника широк и удобен - призыв оберегаться от второго. Покаяние.

  • Слава. Призыв искать на земле Царства Божьего, нежели богатств материальных, которые тленны.
  • И ныне. Просьба-молитва к Богородице о помиловании, укреплении добродетели, сопровождении до Царства Божьего.

Песнь 5. Ирмос: утренняя молитва-просьба к Господу наполнить душу человека Божественным Светом, Любовью, Светлым стремлением. Покаяние в делах грешных.

  • Слава. Господь принимает грешников раскаявшихся, как блудницу и разбойника в земной жизни.
  • И ныне. Просьба о помощи и очищении души к Матери Божьей.

Песнь 6. Ирмос: воззвание к Господу о спасении от погибели в море житейском, где полно искушений.

  • Слава. Молитва покаяния и милосердия. Просьба о помощи освобождения от греха.
  • И ныне. Просьба к Богородице сохранить от видимого и невидимого зла человека.

Кондак. Обращение к душе согрешившей покаяться перед Господом.

Икос. Просьба к душе о покаянии прежде смерти.

Песнь 7. Ирмос: воспевание печи, сотворенной Ангелом, окропляющей росою святых отроков и Божьим повелением Халдеев, что даже мучитель-царь воскликнул благословение Богу. Воззвание к душе человека не надеяться на тленное богатство и красоту внешнюю.

  • Слава. Призыв душе вспомнить о вечной жизни для праведников и мучениям для недостойных.
  • И ныне. о скорой помощи и помиловании.

Песнь 8. Ирмос: превознесение Христа за совершенные Им Святые Дела. Просьба к Господу о покаянии и помиловании.

  • Слава. Вера в Господа и просьба о покаянии прежде смерти.
  • И ныне. Молитва о покаянии к Пречистой Богородице.

Песнь 9. Ирмос: молитва человека к Царице Небесной, Ангелам и Архангелам избавления от муки вечной.

  • Слава. Молитва к святым мученикам, пустынникам, праведникам обратиться к Господу о помиловании человека.
  • И ныне. Просьба к Матери Божьей помолиться о человеке Господу, помиловать его во время суда.

Молитва к Господу Иисусу Христу

Горячая молитва кающегося праведника ко Христу, который Своими страданиями исцелил страсти человеческие, Своими язвами уврачевал язвы человеческие. Просьба даровать благоухание телу Животворящее и усладить душу Честной Кровью, чтобы ушла горечь врагами излитая.

Просьба возвысить ум человеческий к Господнему, отвести от пропасти погибели, даровать покаяние и благодать.

Молитва заканчивается просьбой отыскать человека праведного и приобщить его к пастбищу Господа, к овцам избранного стада.

В заключение

Покаянный Канон к Богородице, Ангелу-Хранителю и Иисусу Христу является достаточно сильной песнью-молитвой. Приобщаться к этой святыне необходимо только с искренними побуждениями в покаянии.

Но каждый, кто когда-либо обращается к Канону Покаянному ко Пресвятой Богородице на русском или церковно-славянском языке - обязательно получает помощь и поддержку.


Top