Конспект."Организаций проведений подвижных игр дошкольников,в разных видах деятельности".Методика организаций и проведения подвижных игр в детском саду. Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности доо

Арендный блок

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ

  1. название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
    1. роли играющих и их расположение на площадке;
    2. содержание игры;
    3. цель игры;
    4. правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.

ВЫДЕЛЕНИЕ ВОДЯЩИХ

Среди многих организаторов и ведущих игр существует тенденция назначать капитана команды или предоставлять возможность командам делать выбор самим. Но, во-первых, в случае назначения дети подозревают наличие любимчиков, независимо от того, справедливо это или нет, а, во-вторых, команды могут выбрать лидера потому, что он самый сильный в их группе. Подобный лидер может запугивать или обижать остальных.

Руководитель игры должен установить такой порядок, чтобы каждый ребенок был водящим поочередно. Выделять его можно разными способами.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ

Распределение на команды также может проводиться различными способами.

ВЫБОР КАПИТАНОВ КОМАНД

Роль капитанов команд очень велика: они отвечают за поведение всей команды в целом и за отдельных играющих. Капитану дается право распределить роли в команде, следить за соблюдением правил и дисциплиной. Он является непосредственным помощником руководителя.

Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает руководитель. Когда играющие сами избирают капитанов, они учатся объективно оценивать друг друга, а капитан, осознавая доверие игроков, признает свою ответственность. Если играющие недостаточно организованны или плохо знают друг друга, руководитель сам назначает капитанов.

ВЫДЕЛЕНИЕ ПОМОЩНИКОВ

Для каждой игры руководитель выбирает помощников, которые следят за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли помощников в течение учебного года побывали все учащиеся, поскольку они — будущие организаторы игры.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Спортивные и подвижные игры

Спортивные и подвижные игры и методика преподавания. Правила безопасности. Организационно-методические условия. Обучение (методы, средства, структура) и тренировки в спортивных играх.

Подвижные игры – уникальный и эффективный прием, позволяющий решить многие образовательные и воспитательные задачи.

Но чтобы подвижные игры не превратились в бесцельное времяпрепровождение, следует внимательно изучить методику организации подвижных игр.

Проведение подвижных игр

В методике преподавания принято классифицировать подвижные игры для школьников по содержанию, по количеству участников, по месту проведения и по времени, которое тратится на игру.

                • сюжетные. Эти игры подходят для применения как на уроках (в качестве приема закрепления пройденного материала), так и вне уроков (в качестве воспитания развития творческих способностей и личностных особенностей ребенка). Сюжетные игры должны быть обязательно включены в программу обучения и воспитания школьников и детей дошкольного возраста.
                • бессюжетные. В таких играх удобно оттачивать физическое мастерство. С другой стороны, бессюжетные игры способствуют развитию логического мышления и коллективного духа.

В зависимости от количества участников выделяют следующие подвижные игры:

                • коллективные. В таких играх принимает участие большое количество человек. Это особенно характерно для народных подвижных игр. Примером могут служить "Чехарда", "Куча-мала", "Семь камней".

Коллективные игры в большей степени способствуют развитию физических способностей, так как они нацелены на совершенствование физических данных: ловкости, скорости, силы.

                • командные. В данном случае игроки делятся на 2 команды и противостоят друг другу в соревновании.
                • с водящим. Именно роль водящего позволяет выделить эти игры в отдельную категорию. В таких играх каждый участник поочередно примеряет на себя роль лидера. Из народных подвижных игр примером могут служить "Гуси-лебеди", "Кошки-мышки".

По месту проведения следует различать игры:

  • в помещении. В данном случае ограничение территории привносит свои определенные критерии в правила игры. Особенно это относится к спортивным подвижным играм, для которых характерно очерчивание площадки. Примером может служить игра "Лапта".
  • вне помещения. Если пространство для игры никак не огорожено, то это дает возможность привлечь как можно больше участников.

Подвижные игры на свежем воздухе еще больше способствуют физическому развитию. Можно даже во время прогулки организовать забавную игру, чтобы увлечь ребят.

И, наконец, по времени проведения подвижные игры делятся на:

  • ограниченные. Такие игры можно эффективно вплетать в канву любого урока. Они помогут переключить внимание, а также способствуют лучшему усвоению и запоминанию новой темы.
  • без ограничения времени. Игра продолжается до тех пор, пока не будет достигнута цель игры.

Методика подвижных игр

Методика организации подвижных игр включает в себя неограниченные возможности по влиянию на формирование личностного восприятия и на психическое и физическое развитие.

Теория методики предлагает следующие положения:

  • Знать название игры и ее правила. Очень часто на этом этапе можно ввести новую информацию для участников. Например, рассказать о стране, где эта игра была придумана, привязать ее к традициям и культуре.
  • Руководство игрой. Важно четко организовать действия участников, иначе игра может затянуться и потерять свою актуальность.

С другой стороны, перспективный план занятий должен предусматривать вариативность и постепенное повышение трудности заданий.

  • Оборудование. Если игра требует наличие специального оборудования, то необходимо заранее запастись нужным инвентарем.

План проведения подвижной игры

Следует учитывать, что педагогу (наставнику, лидеру группы) недостаточно просто предложить игру. Нужно правильно ее организовать, чтобы привлечь участников, вызвать их заинтересованность.

  1. Выбор игры
  2. Создание интереса и постановка цели
  3. Объяснение правил и распределение ролей
  4. Подведение итогов

Правильно спланированная и организованная игра способна стать не только интересной забавой, но и по-настоящему действенным приемом воспитания.

  1. Семинар-практикум для педагогов ДОУ
  2. «Организация подвижных игр на прогулке»
  1. Цель :
  2. расширение знаний педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке.

Организатор: ст. воспитатель Андронова А.В.

  1. Программа практикума:
  1. БЛИЦ-опрос
  2. Показ подвижных игр, анализ проведения игр.
  3. Совместная работа педагогов - составление сценария физкультурного праздника.
  1. Ход проведения семинара-практикума.
  1. Сообщение ст. воспитателя на тему: Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке.

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней.

Задача прогулки в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.


Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры прогулки:

  • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
  • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
  • трудовая деятельность детей.


Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей . При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.


Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них
радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр - от одной до трех.
При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием .
В холодное время – с бегом, метанием, прыжками .

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 3-5мин, 7-10 мин.
(в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).


Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры.

С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.


Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила,
значительнее становится роль личной инициативы.

Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей.

Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Напомню, что выбор времени проведения и упражнений
на прогулке зависит от предшествующей работы в группе.


Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня , то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки , а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.


В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.


В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малоподвижные, средней активности, высокой двигательной активности).

В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Напомню, общая длительность игры составляет 3-5 мин., 7-10 минут.

Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения .

Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.

Спортивные игры. Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.

Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину двумя руками из-за головы. Освоение игры по упрощенным правилам.

Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Бадминтон . Умение правильно держать ракетку, производить удар по волану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным правилам.

Теннис. Умение держать ракетку, попадать по мячу, перебрасывать его через сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным правилам.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.


Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.


Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.


Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:


Пальчиковая гимнастика - рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
  • «Угадай на ощупь».
  • Рисование под проговаривание текста.
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

_______________________________________________________________________________

Следует отражать в планах разучивание новой игры. В течение года проводится примерно 35 новых игр. На неделю планируется 5 знакомых игр и 1 новая.

К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей (ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала). Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

В подвижных играх решается несколько задач :

повышение эмоционального тонуса каждого из детей,

удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях,

уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает),

ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т.д.),

умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры.

В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи , когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему. В процессе подвижной игры ребенок получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.

Подвижные игры на прогулке активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям специалистов или тематические. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно планировать подвижные игры по дням недели, неделям. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений

расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в

  1. основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются

самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

БЛИЦ-опрос

1.Какие из всех видов детской деятельности являются более важными?

2. Сколько подвижных игр проводится за день?

3. Основная задача подвижных игр?

4. Как, по какому принципу подбираются подвижные игры?

5. Роль подвижной игры в подготовке детей к школе?

  1. 2. «Организация подвижных игр» воспитатель Колобовникова Н.В.
  2. Значение подвижных игр.

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции

усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, а также развивают двигательные навыки и умения, развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость, скоростно-силовые качества). Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, решаются задачи развития речи, математики и т. д.

  1. 2. Цель игры.

Цель игры выбирается для закрепления материала, усвоенного детьми в процессе двигательной деятельности(например: закрепить двигательное умение-метание мешочка в вертикальную цель, развивать двигательное качество-меткость, глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества… и могут решаться задачи из других разделов.)

  1. 3. Классификация подвижных игр.

Подвижные игры делятся на 2 группы:

элементарные -сюжетные, бессюжетные, игры-забавы;

сложные - футбол, городки, волейбол и т. д.

По двигательному содержанию (доминирующее основное движение - бег, прыжки и т. д.)

По образному содержанию:

а) сюжетные - для них характерны роли с соответствующим для них двигательными действиями, отражают явления окружающей жизни, повадки животных и птиц, транспорта, действия людей). Особенно популярны в младших и средних группах.

б) бессюжетные - не имеют сюжета, образов, но схожи с сюжетным наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требует от детей самостоятельности, быстроты и ловкости. («Ловишки», «Перебежки», «Кто дальше бросит», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс»)

По динамическим характеристикам - различают игры по степени физической нагрузки

(малой, средней и большой подвижности)

По количеству детей- в младшей группе -1роль («Кот и мыши»): в старшей группе - 3-4 роли(«Гуси-лебеди)

По количеству правил –в младшей группе - 1-2 правила; в старших группах -3-4

По наличию словесного сопровождения -стихи, песни, речитатив. («По ровненькой дорожке, «Мы, веселые ребята любим бегать… ») .Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений.

  1. 4. Вариативность усложнения игры.

1. Увеличить расстояние.

2. Изменить вид движений.

3. Изменить темп движений.

4. Увеличение числа ловишек.

5. Увеличение количества детей.

5. Усложнение правил.

6. Изменить размещение играющих.

7. Сменить сигнал к началу игры (словесный, звуковой, зрительный)

К составлению новых вариантов игры можно привлекать и самих детей.

  1. Методика проведения подвижных игр.
  1. 1. Выбор игры.

Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.

Учитывается время года и погодные условия.

Место в режиме дня (динамичные в 1-ю половину дня, во 2-ю разные игры, но учитывать

усталость и физическую нагрузку в течении дня.

По желанию детей

По желанию именинника.

По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим.

  1. 2. Сбор детей на игру.

Сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование.

Сбор на игру 1-2мин.

Старший возраст:

Зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги! »)

Загадывание загадки

Показ яркой картинки

Слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.

Поручить отдельным детям собрать остальных, пока вращается юла

или звучит музыка

- «Играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой

Младший возраст: -пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч… ».

Позвонить в колокольчик

Собрать детей с помощью показа яркой игрушки.

Одеть маску-шапочку

  1. 3. Объяснение игры.

Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

В млад. гр. педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.

Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.

Если игра сложная- не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.

Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.

  1. 4. Распределение ролей

Считалкой (они предупреждают конфликты)

При помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)

По желанию

По выбору именинника

  1. 5. Руководство в ходе игры.

В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Всей игровой деятельностью руководит педагог. Он дает команды, сигнал к началу игры,

указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелательной форме, регулирует физическую нагрузку.

Игры большой подвижности повторяются 2-4 раза, более спокойные 3-5 раз. Общая продолжительность игры в младшей группе -5-7 мин., в старшей группе -до 15мин.

  1. 6. Окончание игры, подведение итогов.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание

в следующий раз добиться еще лучших результатов. В младшей группе педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводится итог: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявляя ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения подвижной игры, соблюдает ее, использует интересный речевой материал, то тогда у детей появляется интерес к играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.

  1. Обмен опытом. Демонстрация перспективных планов подвижных игр для всех возрастных групп (воспитатели).

4. Показ подвижных игр для использования на прогулке.

5. Совместное составление сценария физкультурного праздника.

По окончанию семинара-практикума была проведена аналитическая беседа с участниками и после обмена мнениями были приняты решения:

  1. Оформить перспективные планы в едином стиле.
  2. Создать информационные буклеты для родителей о значении подвижных игр на свежем воздухе.
  3. Провести физкультурный праздник «Веселые старты» на улице.

Методическая разработка

Тема: Методика и организация подвижных игр в детско-оздоровительном лагере

Составила:

тренер-преподаватель по волейболу

МБУДО СДЮСШОР № 2 «Красные Крылья»

Мирлачева Т.Н.

Тольятти – 2015

Введение 3

Основная часть

1. Подготовка к проведению игры 4

2. Организация подвижных игр 4

3. Заинтересованность игроков 6

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Введение

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные .

Опыт Н.Н.Кильпио, Н.Г.Кожевниковой, В.И.Васюковой и др. показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и
торможения .

Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю. Организуя обучение, преподаватель должен стремиться воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества; укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию; содействовать формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.

Подготовка к проведению игры

Выбор игр зависит от поставленной задачи. Определяя ее, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, условия и количество детей. Выбор игры зависит также от места ее проведения, погоды и температуры воздуха, от наличия пособия и инвентаря.

Подготовка места для игры

Для проведения игр на воздухе надо снять терн (если требуется точная разметка и ровная площадка) или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста). Перед проведением игры на местности руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Подготовка инвентаря к играм

Для проведения подвижных игр нужны флажки, цветные повязки, палки, мячи, кегли, вожжи и т.п. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре (это особенно важно для малышей). По размеру и весу инвентарь должен соответствовать силам игроков. Количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее.

Предварительный анализ игры

Руководитель должен предварительно продумать весь процесс игры и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления .

Организация подвижных игр

Объяснение игры

Успех игры в значительной мере зависит от объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен представить себе всю игру Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии игры (исключение составляют игры с малышами, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме). Рассказ должен быть логичным, последовательным. Рекомендуется следующий план изложения: название игры, роль играющих и их места расположения, ход игры, цель и правила. Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом.

Выделение водящих

Выделять водящих можно разными способами:

    По назначении руководителя. Преимущество этого способа – быстро выбран наиболее подходящий водящий. Но при этом подавляется инициатива игроков.

    По жребию. Определение водящего по жребию не всегда удачно. Однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

    По выбору играющих. Этот способ позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных-водящих.

    По результатам предыдущих игр. В качестве поощрения водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д.

Распределение на команды

Распределение на команды производится различными способами: по усмотрению руководителя, путем расчета в шеренге, по сговору, по назначению капитанов. Руководство процессом игры. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в игре, увлекая детей своим поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила игры. Необходимо добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры следует развивать творчество играющих.

Судейство

Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства. Судья следит за правильным выполнением приемов в игре, что способствует улучшению техники игры и в целом повышает интерес к ней .

Дозировка в процессе игры

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Во время занятий следует чередовать игры интенсивные с малоподвижными. Не надо допускать, чтобы водящие длительное время находились в движении без отдыха.

Длительность игры

Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Очень важно закончить игру своевременно. Как только появятся первые признаки утомления, игру следует заканчивать.

Подведение итогов

По окончании игры руководитель должен объявить ее результат, разобрать игру, указав на ошибки в технических приемах и в тактике, отметить детей, которые хорошо играли, соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу.

Заинтересованность игроков

Чтоб дети стали играть в вашу игру, надо, чтоб им стало интересно. Тут важно всё, вплоть до интонации вашего голоса , когда вы объявляете им о предстоящем мероприятии (кстати, «мероприятие» это вожатский технический термин).

Вы начинаете заинтересовывать детей заранее , интригуя их. Составьте план на день на отрядном уголке в необычной форме, придумайте яркие названия для всех мероприятий. Например, можно вставить в план на день загадочный пункт: «БУМ». Что это такое? Оказалось «Большая Уборка Мусора».

Вести игру надо тоже эмоционально, с задором . Придумайте себе какой-нибудь оригинальный образ. И опять же, вам самим должно нравиться то, что вы делаете.

Не ленитесь создавать антураж . Это способно превратить обычный набор стандартных конкурсов в захватывающее действо . Можно просто разбить отряд на 2 команды и провести пять конкурсов, выставляя от 1 до 5 баллов за каждый, но это никому не интересно. А можно сказать, что это не команды вовсе, а экспедиции по исследованию древних гробниц, все те же конкурсы привязать к этому сюжету, притушить в холле свет, поставить свечки, самому одеться в костюм мумии - и вот уже совсем другая игра! Яркая, запоминающаяся .

    Интересно должно быть всем. Продумывая своё мероприятие, делайте так, чтобы было интересно и мальчикам и девочкам.

    Важно заинтересовать (задействуйте всё, вплоть до интонации голоса)

    Не обращайте внимания на отговорки! Часто дети преждевременно негативно настроены к игре, не стоит расстраиваться, втягивайте их в игру и сделайте её максимально интересной, так как если будет не очень, то они лишь утвердятся в своей правоте. Следовательно, все мероприятия должны быть хорошо продуманы и проведены

    Ведение мероприятий. Вы сами должны быть настроены оптимистично, в противном случае эффект будет не лучшим. Это относится к любому мероприятию, начиная с зарядки.

    Должна быть заинтересованность. Обязательно заинтересовать в игре, походе, огоньке (должна быть какая-то интрига, история, загадка). Выписывайте план на целый день, по часам – организует вас и интригует их!

    Не перегружайте! Каждые 20 минут лучше делать разрядку (пошутить, дать посмеяться, переключиться на что-нибудь другое)

    Поддерживайте идеи. Подхватывайте любую инициативу.

Детские отговорки

Бывает, что некоторые дети заранее негативно настроены к предстоящей игре. «Мы не хотим играть», «Да это скучно, мы лучше в палате посидим». Что с такими делать? Не расстраивайтесь. Втягивайте их в игру. Предложите им начать , а потом, если им не понравится, уйти. Скорее всего, им понравится, и они будут увлечённо играть до конца. Сделайте игру действительно интересной. Не стоит давать детям лишней возможности покапризничать.

Подхватывать инициативу

Не стоит механически придерживаться заготовленного плана. Надо смотреть, что детям интересно и подхватывать инициативу. Допустим, ваши дети всё время проводят у стола для настольного тенниса. В таком случае можно провести блицтурнир – вот вам и мероприятие.

Вожатый должен уметь придумывать игры на ходу.

Разрядка

Детям трудно бывает долго сидеть на месте (чем младше, тем труднее). Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут).

Планируя проведение игр, ответьте для себя на следующие вопросы: подходит ли площадка для проведения игры? Достаточно ли места? Достаточно ли освещения, чтобы игра прошла хорошо и безопасно? Все ли будут участвовать, и соответствует ли выбранная игра количеству детей в отряде?

Важные моменты для проведения игр

    Тщательная подготовка и тренировка. Хорошо изучите игру. Запомните правила и научитесь объяснять их ясно и простыми словами.

    Для первой игры лучше подобрать ту, в которой будут участвовать все, не делясь на группы, а всем отрядом. Это задаст хороший настрой на последующие игры.

    Заранее подготовьте необходимый реквизит и принесите к месту проведения.

    Позаботьтесь о дисциплине до и вовремя объяснения правил игры.

    Лучше, если после объяснения несколько ребят покажут, что предстоит делать. Зрительное восприятие всегда лучше, чем словесное описание.

    В основном используйте массовые игры. Планируйте особые задания для тех, кто по какой-то причине не может принимать активное участие в игре.

    Проводите игру оживлённо и не затягивая. Завершить игру нужно до того, как пропадёт к ней интерес.

    Всегда имейте «в запасе» ещё несколько игр на всякий непредвиденный случай, например, дождь, поломанный реквизит, отсутствие интереса у детей и другое.

    Ознакомьтесь с различными формами проведения игр: в кругу, эстафета по кругу и т.д. Заранее продумайте, как отряд будет перестраиваться из одной формы организации игры в другую.

    Учитывайте обстановку, когда инструктируете детей. Они не должны испытывать дискомфорт, чтобы полностью сосредоточиться на подготовке к игре.

    Если в игре предполагаются победители, обязательно уделите внимание их объявлению и поздравлению. Всегда приятны признание и похвала. Нет необходимости слишком на этом концентрироваться. Ребята должны учиться и побеждать и проигрывать.

    Будьте сами увлечены происходящим!

    Не стоит обучать более, чем одной игре за один раз.

    Всегда имейте одну или две новые игры как сюрприз, особенно во время лагерных мероприятий.

    Пополняйте ваш личный запас игр и других развлекательных программ. Делайте сборники. Всегда ищите новые игры.

    Чтобы не терять время на лагерных мероприятиях заранее объясните, и нарисуйте на доске условия и правила игр, приготовьте набор знаков (жесты, таблички и др.), таких как «стоп», «иди», «замри».

    Следите, чтобы игровая площадка и снаряжение всегда были готовы к игре. Сделайте постоянную разметку на площадке в виде квадратов, кругов, линий, точек и т.д. Следите за исправностью снаряжения, особенно за мячами.

    Создавайте больше команд, групп и вовлекайте их в игры. Поощряйте всех присутствующих к активной деятельности, чтобы они не стояли в стороне.

Заключение

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей. Застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других.

Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.
Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.

Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Список использованной литературы

    1. 1. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. – М.: Феникс, 2006.- 251 с.
  1. 2. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в ВУЗе и в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Академия,2005. - 40 с.

3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Н. Спортивные игры.- М.Академия, 2001.-310 с.

4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.Н. Теория и методика обучения предмету

«Физическая культура» - М.: Академия, 2004.-272 с.

5. Лях В.И., Виленский М.Я. Методика физического воспитания учащихся

10-11 классов. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.

6. Миняева С., Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208с.

7. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М., Подвижные игры на прогулке. - М.: Сфера, 2011. – 96 с.


Top