Педсовет «Развитие речевых коммуникаций педагога. Педсовет Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть:

1.1. Выступление заместителя заведующего по УВР "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов. Промежуточная диагностика. Уровень речевого развития детей" - заместитель заведующего по УВР

1.3. Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников".

2. Практическая часть:

Деловая игра для педагогов.

3. Разработка решений педсовета.

Ход педсовета

Слайд 1.

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Теоретическая часть.

Слайд 2.

Цель:

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Слайд 3.

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Слайд 4.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Слайд 5.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

Сдайд 6

К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 7

Мнемотехника помогает развивать:

ü ассоциативное мышление

ü зрительную и слуховую память

ü зрительное и слуховое внимание

ü воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 8

Пример мнемотаблицы

Слайд 9

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Слайд 10

Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

ü Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

ü Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

ü Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Слайд 11

Составить рассказ по схеме

Слайд 12

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

ü Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

ü Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

ü Пересказ текста с использованием магнитной доски.

ü Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

ü Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

ü Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

ü Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Слайд 13

Методика коллаж Т.В. Большева

Слайд 14

Мнемотехника помогает:

ü Обогащать словарный запас.

ü Обучать составлению рассказов.

ü Пересказывать художественную литературу.

ü Отгадывать и загадывать загадки.

Слайд 15

Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

Слайд 16

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Слайд 17

Задание: объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Слайд 18

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слайд 19

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Слайд 20

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Слайд 21

На тему любви:

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

На тему жизни:

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Слайд 22

Составить синквейн на тему педсовета

Слайд 23

Подведение итогов и награждение победителей

Слайд 24

Правила для смелых и упорных педагогов

ü Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

ü Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

ü Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

ü После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

ü Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Слайд 25

Решение педсовета.

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок - апрель месяц).

Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный заместитель заведующего по УВР, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные заведующий д/с, заместитель заведующего по УВР - посещение НОД в группах)

4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"

Литература.

1. Голицина Н.С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009

4. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009

5. Ребенок в детском саду №3 2010 г.


Кульминская Любовь Николаевна

Педагогический совет

"Речевая коммуникация и развитие речевой активности детей

дошкольного возраста"

и Усачева Елена Владимировна

МДОУ "Детский сад № 5 "Олимпия", Волгоград

Вид педсовета: тематический.

Форма проведения: интерактивная игра (полет в самолете)

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой.

1. Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.

2. Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.

Повестка дня:

I . Теоретическая часть

1.1. Вступительное слово заведующего «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Ответственный: заведующий МОУ

1.3 Разминка «Мозговой штурм»

Ответственный: воспитатель группы №5

1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ».

Ответственный: логопед

II . Практическая часть

2.1. Задание 1. «Переведи пословицу на русский язык»

Задание 2. «Объясни выражение»

Задание 3. «Угадай название сказки»

Ответственный: воспитатель группы №5

2.2. Домашнее задание: «Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Ответственные: воспитатели всех групп

Ход педагогического совета

I Теоретическая часть

Ведущий: Команда педагогов отправлена в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять рациональные, творческие решения и использовать данные формы работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

Воспитатель группы №5 (пилот) сообщает:

Уважаемые дамы, мы рады приветствовать вас на борту лайнера «Олимпия». Экипаж желает вам приятного полета, прошу вас удобно разместиться в креслах, наш лайнер готов к полету мы набираем высоту (ШУМ САМОЛЕТА).

Наш лайнер набрал необходимую высоту, время полете 1 час 50 минут.

Прослушайте полезную информацию: во время полета вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка», легкий обед «Интеллектуал», за время полета вы сможете ознакомиться со свежей прессой.

Уважаемые дамы, Вас приветствует капитан нашего экипажа (заведующий).

1.1. Вступительное слово руководителя: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.

Одна из годовых задач, над которыми работает наш коллектив, звучит следующим образом: «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» это одна из годовых задач деятельности МОУ детского сада №5 «Олимпия»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Используя разнообразный материал (игровой, дидактический), дети учатся правильно использовать слова и предложения в общении со взрослыми и сверстниками, связно и выразительно рассказывать, узнают много интересного об окружающем их мире.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.

1.2. Подведение итога реализации первой годовой задачи.

Справка по итогам реализации первой годовой задачи «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» детском саду «Олимпия»

1.3. Разминка «Мозговой штурм»

Уважаемые дамы сейчас вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка». Вам будут предложены коктейли, которые состоят из следующих ингредиентов:

Компонент № 1. Назовите средство передачи мыслей (речь).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают:

Неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

Компонент № 2. Назовите одну из форм неподготовленной устной речи (беседа)

Компонент № 3. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе (монологическая).

Компонент № 4. Совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (Мнемотехника).

Компонент № 5. Для работы, с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»

(1-ая младшая группа)

2. Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»

(2-ая младшая группа)

3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик».

(средняя группа)

  1. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)

1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ»

Воспитатель группы №5 сообщает:

Наш полет проходит в нормальном режиме сейчас вам будет предложена свежая пресса «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ.

II . Практическая часть

Воспитатель группы №5 сообщает:

Уважаемые пассажиры просим вас привести спинки кресел в вертикальное положение, сейчас мы хотим вам предложить легкий обед «Интеллектуал», состоящий из трех блюд: салат, закуска и компот.

Салат. «Переведи пословицу на русский язык»

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). - Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - В тихом омуте черти водятся

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - Язык до Киева доведет

Закуска. «Объясни выражение».

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Дело в шляпе (все хорошо);

Плясать под чужую дудку (действовать не по собственной воле);

Как на иголках (состояние крайнего волнения, беспокойства);

Чесать язык (болтать попусту);

Морочить голову (отвлекать от основного дела пустыми разговорами).

Компот. «Угадай название сказки»

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах;

Красные усы – Синяя борода;

Красивый цыпленок – Гадкий утенок;

Серебряная курочка – Золотой петушок;

Черная туфелька – Красная шапочка.

2.2. Домашняя страничка.

Воспитатель группы №5 сообщает:

Уважаемые дамы и господа, наш полет подходит к концу, через несколько минут наш лайнер приземлится в городе Ноябрьске, после чего вам будет предложено пройти в зеленый коридор для прохождения таможенного контроля. Для подтверждения личности вам необходимо предоставить «Образовательные технологии, используемые при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Домашнее задание:

«Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Воспитатели всех групп представляют коллегам дидактический материал, которые они используют в своей работе при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Подведение итога педсовета.

Воспитатель группы № 5 сообщает:

Ваша командировка прошла успешно. Вы ознакомления с образовательными технологиями, которые можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Компания Аэролиний «Олимпия» предлагает вам в виде бонуса подарки.

Памятка для педагогов «Правила для смелых и упорных педагогов».

· Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

· Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

· Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

· После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

· Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

2.3. Принятие решения педагогического совета.

А сейчас мы предлагаем вам получить свой багаж, и ознакомиться с дальнейшими рекомендациями.

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей.

Срок: постоянно

3. Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; сделанные совместно с родителями и детьми.

Срок: 10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.

4. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Срок:10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.

5. Воспитателям обратить внимание при планировании чтения художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.

Срок: постоянно
Ответственный: воспитатель группы №5, воспитатели.

Литература:

1. Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2009 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2009 г.

5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.

7. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова Е.А., Шапиро Е.И. «Язык. Речь. Коммуникация» – СПб.: КАРО, 2006 г.

ПЕДСОВЕТ № 3 – ДЕЛОВАЯ ИГРА

« Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Старший воспитатель

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

Развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка.

1.Проведение тематического контроля « Развитие речи детей в условиях ДОУ» цель которого: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами всех возрастных групп, определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

2.Аналитическая справка по результатам методической недели (коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию, презентации проектов).

3. Анализ анкетирования родителей.

4. Разработка проекта решения педагогического совета.

Повестка дня

1. Выполнение решения педагогического совета №2.

Заведующий

2. «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС». Аналитическая справка по результатам тематического контроля по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка, по результатам методической недели.

Старший воспитатель

3.Деловая игра «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО»

Заместитель заведующего

4. «Педагог глазами детей». анализ анкетирования родителей

Старший воспитатель

5. Решение педсовета.

Заведующий

Ход педсовета.

1.Сообщение заведующего по итогам выполнения педсовета №2.

2.1.Сообщение старшего воспитателя о речевом развитии.

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи - это воспитание орфоэпической культуры речи , словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности , в разных формах, как на специальных речевых НОД, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

2.2.Аналитическая справка по итогам тематического контроля « Развитие речи детей в условиях ДОУ».

Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Речевое развитие детей в детском саду»,проведенного в период с 25.01по 29.01.2016года.

1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для речевого развития детей.

4. Установить взаимосвязи работы воспитателей и узких специалистов.

5. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

6. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр НОД.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы НОД тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах.

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа №1

Подготовительная группа №2

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи показал:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей недостаточна для

формирования личности ребёнка без овладения им грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает НОД, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово воспитателя: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

2. Проверка документации педагогических работников

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги готовы к НОД, регулярно их проводят. Но в утренний промежуток времени педагоги не планируют артикуляционную , пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, не планируют и не проводят тематические развлечения во второй половине дня. Для проявления детьми творчества не систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, не организуются вечера загадок, дидактических игр на развитие воображения.

Анализ планирования в старшей и подготовительных группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день.

В планах по работе с семьями воспитанников не спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей. Исключение группа раннего возраста.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.) . Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

В группах создана предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.

Но созданная предметно – развивающая среда не всегда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей.Но художественная литература подбирается воспитателями безграмотно , не имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Исключение средняя группа. Во всех группах не в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.

В зонах сюжетно – ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями групп проведена работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов, которые подразделены по полоролевому воспитанию. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют. Но в зоне сюжетно – ролевых игр несвоевременно создаются соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Нарушен принцип динамичности, обновления.

Не обновляется и не используется воспитателями театральная атрибутика. Ни в одной группе не имеется фланелеграф и ширмы для обыгрывания и показа сказок.

4. Оценка эффективности НОД по развитию речи.

Главная цель посещения НОД по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

Группа раннего возраста. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: сюрпризный момент, дидактическая игра, исполнение песенок-потешек. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Во 2 младшей группе НОД по развитию речи «Рассказывание об игрушках». Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Использованы следующие методы и приёмы: рассказ об игрушке, работа над звуковой культурой речи.

НОД методически не совсем правильно построено, не было динамической паузы, очень затянут момент с рассказом об игрушке. Мало форм организации речевой активности детей. У детей недостаточен словарный запас, плохо развита звуковая сторона речи. Речь детей монотонна, слабые навыки рассказывания об игрушке.

В средней группе в проведении НОД для поставленных целей воспитатель использовала только игровые методы и приемы. соответствующие возрасту детей. Дети были заинтересованы сменой видов деятельности.

В старшей группе НОД проведена методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту детей, НОД направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Использованы следующие методы и приёмы: рассказ, рассматривание картины, работа над звуковой культурой речи. .

В подготовительной группе №1 воспитатель для обогащения словаря детей, активизацию связной речи использовала следующие приёмы мнемотехники рассказ, пересказ, вопрос-ответ. Дети были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности.

В подготовительной группе №2 НОД по обучению грамоте была направлена на совершенствование умений детей звукового анализа слов с использованием схем, выделения ударного звука в слове.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в ДОУ соответствует среднему уровню программных требований и требований ФГОС ДО. У многих детей не сформирована связная речь признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Необходимо НОД строить на игровой основе. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.

говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а может свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность детей могут только те воспитатели, которые овладели методикой игры.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

Справку составила: старший воспитатель

Председатель комиссии тематического контроля:

Заведующий МБДОУ «ЦРР - д/с №2 «Светлячок»

Члены комиссии тематического контроля:

Зам. зав. по НМР

Учитель-логопед

Ознакомлены:

2.3Деловая игра для педагогов МБДОУ по изучению ФГОС ДО

Цель:

Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО;

Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС;

Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа, систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

После этого педагоги делятся на 2 команды

Деловая игра состоит из пяти частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

Уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

Принимать активное участие в игре;

Не оспаривать оценку жюри;

Соблюдать культуру речи и тактичность;

Придерживаться регламента.

Ход игры.

Перед началом игры заместитель заведующего предлагает каждому участнику вопрос. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку , если ответ неполный или неверный – красную.

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(познавательное развитие)

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

5. Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО:

а) предметное развитие;

б) личностное развитие;

6. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками?

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится знакомство с книжной куль

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

10. Восстановите правильную структуру документа:

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

12. Назовите, что не является основным разделом Программы:

а) целевой;

б) установочный;

г) организационный.

13. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

14. Что не является направлением коррекционной работы и/или инклюзивного образования?

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

б) квалифицированное медицинское обслуживание;

в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

15. На что не направлена педагогическая диагностика (мониторинг)?

а) индивидуализация образования;

б) итоговая диагностика к школе;

в) оптимизация работы с группой детей.

16. Почему в действующий ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей?

(В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей).

17. К какой образовательной области относится становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (питание, закаливание, формирование полезных привычек)?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

18. К какой образовательной области относится развитие воображения и творческой активности?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

II часть.

«Что, когда и почему?»

Экспресс-опрос «ФГОС ДО»

ВЫВЕСТИ НА СЛАЙДЫ

Вопросы:

1. Назовите номер и дату выхода Приказа Министерства Образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17 октября 2013 г. N 1155 г.)

2. Дети какого возраста (при наличии соответствующих условий) могут посещать дошкольные образовательные организации? (от 2 месяцев - до 8 лет)

3. В чем отличие коррекционной работы от инклюзивного образования?

4. Перечислите 5 образовательных областей – направлений развития ребенка по ФГОС (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)

5. Как в соответствии с ФГОС соотносятся обучение и развитие? (обучение ведет за собой развитие)

6. .ФГОС предполагает деятельностный подход. Назовите структуру любой деятельности, в том числе детской? (мотив – цель – средства - действие-результат-рефлексия)

7. Основные требования к РППС? (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность , доступность и безопасность)

8. В какой форме представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевыми ориентирами)

9. С какой целью проводится оценка индивидуального развития детей? (для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей)..

10.Назовите основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

11.Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

III часть.

Дискуссия с элементами практикума

«Формулировка правил к проведению занятий речевого вида с детьми»

Ведущий предлагает каждой группе ознакомиться с памяткой

«Пять правил к проведению НОД с детьми».

Последующие задания:

1) Пронумеровать правила по степени их значимости от 1 до 5. Обосновать свою точку зрения.

2) Расширить памятку 1-2 позициями. Обосновать свои идеи.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. НОД (Занятие)– это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

V часть.

Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

4.Решение педагогического совета.

1. Использовать создание проблемных ситуаций во время проведения непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

всем воспитателям постоянно

2 .Обобщить опыт педагогов средней, старшей, подготовительных групп «Использование мнемотехники в развитии речи»

всем воспитателям постоянно

3. Организовать постоянно действующий обучающий семинар «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО ». старшему.воспитателю с 01.02.2016г.

4. Создать картотеки по чтению художественной литературы.

всем воспитателям к 01.04.2016г.

5. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

всем воспитателям постоянно.

Карта профессионального мастерства воспитателя

№ п/п

Критерии оценки

Ф. И.О. воспитателя

Знание программных задач развития связной речи у детей своей возрастной группы

Создание ППРС по речевому развитию

Культура речи воспитателя

Планирование, организация и проведение НОД по развитию речи детей.

Уровень заинтересованности детей;

МОТИВАЦИЯ

Уровень владения воспитателем методами и приемами развития связной речи детей

Рефлексия НОД

Соответствие программным требованиям

Воспитатель использует методы и приемы развития связной речи детей

Знание методов и приёмов развития у детей связной монологической речи с использованием наглядного моделирования

Организация и проведение организованной образовательной деятельности по развитию монологической речи детей

Планирование работы с родителями по решению проблем развития связной речи детей

Формы работы с родителями по проблемам развития речи

Применение современных образовательных технологий

ВЫВОД

Литература:

1. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;

2. Омельченко приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

3. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;

4. , Хоменко развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;

5. Ткаченко схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;

6. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Литература:

7. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;

8. Омельченко приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

9. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;

10. , Хоменко развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;

11. Ткаченко схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;

12. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Ганюкова Валентина Михайловна
Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС до»

Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО »

Цель : Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

развитию речи дошкольников .

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть :

1.1. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста ".

1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие » . Посещение занятий, анализ планов. Мониторинг. «Уровень речевого развития детей " .

1.3. Методическая находка для педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников ".

2. Практическая часть :

Деловая игра для педагогов.

3. Разработка решений педсовета .

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.) .

Теоретическая часть.

Цель :

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников .

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета .

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы , потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию .

Условия успешного речевого развития .

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками :

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой .

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета .

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями :

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей :

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи :

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей :

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями :

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

Мнемотехника помогает развивать :

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» , которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте . Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы) . Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пример мнемотаблицы

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы :

Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Составить рассказ по схеме

Т. А. Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов :

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Мнемотехника помогает :

Обогащать словарный запас.

Обучать составлению рассказов.

Пересказывать художественную литературу.

Отгадывать и загадывать загадки.

Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге . (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста )

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка )

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени . (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

Задание : Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) . /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Задание : объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание : каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

На тему любви :

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

На тему жизни :

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает , учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Правила для смелых и упорных педагогов

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи , то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте : количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» , или «нет» . Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Решение педсовета .

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника " (ответственные педагоги групп срок – март месяц) .

Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников .

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей . (ответственный старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные старший воспитатель посещение ОД в группах)

4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника "

Педагогический совет Подготовила и провела старший воспитатель МБДОУ №29 Василенко С.Б.
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить уровень профессиональной теоретической подготовленности и практической деятельности педагогов по развитию речи детей в условиях современных требований к организации образовательного процесса.
План педсовета:
1.Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля
3.Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4.Организация развивающей речевой среды в ДОУ для совершенствования речевых коммуникаций ребёнка. (педагоги ДОУ из опыта работы)
5.Деловая игра «Речевичок»
6.Презентация альбомов «Расскажи сказку»
7.Решение педсовета.
Вступительное слово старшего воспитателя.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Read More
Деловая игра «Речевичок»
С участием сказочного персонажа
Задание 1.»Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге?
Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
Речь одного собеседника, обращённая к слушателям?
Задание 2 «Изобразите пословицу с помощью схемы»
Задание 3 «Скажи пословицу правильно»
Сын леопарда-тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой речки, а не шумной.
Задание 4.Подбор антонимов и синонимов.
Решение педсовета:
· Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
· Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи.
· Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.


Top