Для чего нужно крещение ребенка и нужно ли оно вообще? Для чего нужно крещение ребенка и нужно ли вообще

«На меня навели порчу, и бабка сказала, что самой сильной защитой станет второе крещение» — это не начало анекдота, а слова из реальной жизненной истории. Очень часто к священникам обращаются люди с одним и тем же вопросом: можно ли креститься второй раз? Такая постановка вопроса свидетельствует о глубинном непонимании таинства крещения как такового.

В этой статье мы разберемся, для чего же вообще надо креститься, развенчаем мифы о повторном крещении, а также рассмотрим ситуации, в которых первое крещение считается недействительным.

Зачем человека крестят?

Крещение — таинство вхождения в Церковь и рождения свыше. В Евангелии сказано:

Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

В крещальных водах человек перерождается: он умирает для греховной жизни и рождается для вечной. Перед Богом крещаемый дает обеты (от имени ребенка выступают крестные родители) отречься от сатаны — от греховной жизни — и сочетаться со Христом.

Если кто-то относится к таинству вхождения в Церковь как формальному действию, некому полумагическому ритуалу — крестился и без работы над собой стал чистым, здоровым, счастливым — он глубоко ошибается.

Таинство Крещения — это первый шаг в Церковь. За ним следует непрестанная работа по духовному совершенствованию, покаяние, исповедь, Причастие. Если перефразировать известную поговорку, назвался христианином — будь им. И не жди обязательной награды в этой жизни. Христиане получают награду на Небе. Ведь что может быть выше Царства Небесного, блаженства пребывания с Богом?

Едино крещение

Как рождаемся мы только раз в жизни, так и рождаемся для вечной жизни в таинстве крещения только один раз. В Символе вере четко написано:

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

После этого вопрос «Можно ли креститься второй раз?» должен отпасть у большинства людей. Но нет: мифы слишком устойчивы.

Можно ли креститься второй раз? — самые распространенные мифы

По своей греховности люди ищут во всем выгоду, в том числе и в Церкви. Из-за этого возникло множество мифов, связанных с вопросом «Можно ли креститься второй раз?». Рассмотрим самые распространенные.

1. Повторное крещение защищает от порчи

К священникам часто обращаются люди с просьбой второй раз совершить над ними таинство крещения. Какое объяснение? На них сойдет благодать Святого Духа, и никакие колдовские действия им не повредят.

Второй вариант — в таинстве человеку дадут новое имя, не известное желающим навести на него порчу. Вот и получится, что недоброжелатель будет «колдовать» на человека со старым именем, и соответственно не сможет навредить крестившемуся повторно.

Разве не бред? Если вы христианин, то априори не станете обращаться к различным экстрасенсам, рассказывающим о пользе повторного крещения. Если вы будете жить по-христиански и регулярно причащаться, то бесовские уловки (порча, сглаз — как бы они не назывались) не смогут вам навредить.

2. Можно ли креститься второй раз ребенку, если крестные не справляются со своими обязанностями?

Иногда в храм приходят родители, преимущественно мамы, с просьбой повторно окрестить их ребенка, но уже с новыми восприемниками. Какая причина? Крестные якобы не справляются со своими обязанностями: переехали в другой город, не навещают ребенка, что уже говорить о духовном воспитании…

Так можно ли креститься второй раз ребенку, если ему «не повезло» с крестными? Дорогие родители, нет и еще раз нет. Если вы с младенчества приводите своих сына или дочку в Церковь, то берете ответственность за их духовное возрастание. В первую очередь вы, а уже потом восприемники.

Живете ли вы по заповедям, причащаетесь ли сами и причащаете ребенка? Молитесь ли и учите этому свое чадо? Читаете дома Священное Писание? Если вы на большинство вопросов отвечаете «Нет», то крестный, каким бы прекрасным он ни был, не сможет духовно воспитать вашего ребенка.

И вообще: смысл крещения в перерождении человека, сошествие на него благодати Святого Духа, вхождении в Церковь. Во время священнодействия ребенок все это получил. Задание родителей — помочь сыну или дочке не потерять эти дары и двигаться навстречу Богу.

3. Можно ли креститься второй раз человеку, если в детстве его «автоматически» крестили?

Как быть, если меня в детстве крестила бабушка, но я не жил по-христиански и в Бога не верил многие годы? А потом пришел к вере и решил полностью измениться? Можно ли человеку креститься второй раз в такой ситуации? В этом примере многие узнают себя.

В повторном крещении нет смысла. Человек уже в Церкви, пусть дальше налаживает христианскую жизнь, посещает храм, причащается.

В сознательном возрасте к таинству крещения приступают лишь те люди, которые сами пришли к Богу и в детстве не были крещены.

Единственное условие для второго крещения

Повторное крещение возможно лишь в одной ситуации: если первое крещение признано недействительным. 47 апостольское правило говорит об ответственности священников. Грехом считается:

  1. второе крещение, если первое было истинным;
  2. отказ священника от совершения таинства, если первое было не истинным (совершено раскольниками, еретиками).

Само правило звучит так:

Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.

Можно ли крестить человека второй раз? На вопрос отвечает священник:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

День крещения – важное событие в жизни человека, даже если это случилось в младенчестве. В этот день человек становится полноценным православным христианином. Обряд через троекратное погружение в воду призывает Отца, Сына и Святого Духа.

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься - слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и - психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа - с первого до последнего Его дня - и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой - оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест - это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им - делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а - с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула - как например, индийская мантра, или ритуалы магов, - которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение - это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот - преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой - вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб - живот - правое - затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно - например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное - не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино - это символизирует собой Святую Троицу, - а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет - в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так - без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни» .

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский) .

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие () . Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие ().

Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом , почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии ,взыграл младенец во чреве ее ; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ().

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ():

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя

А позже об этом скажет и апостол Павел ():

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею… .

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия ();

Лидии (крестилась она и домашние ее — );

Темничного стража (и всех бывших в доме его — );

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — );

Стефана (крестил я также Стефанов дом — ).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ().

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея , почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин , а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви» .

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства» .

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение .

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви . У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев» .

Ориген писал:

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» .

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников» .

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день .

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» .

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» .

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов . А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» .

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей .

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» .

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

«…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» .

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» .

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста .

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей , а детей лишь христианских родителей .

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей» .

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях» .

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей» .

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был ; так положено ; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча .

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…» .

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником водой , затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения» .

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком ).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму .

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом .

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви , как говорят лютеране) .

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может .

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132.

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют - подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово - это Крещение.

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека - как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки.

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.

Еще не так давно, каких-нибудь 15 лет назад, во многих храмах, особенно больших городских, практически каждое воскресенье можно было наблюдать удивительную картину: обряд массового Крещения. Единовременно крестили порой до 100 человек. Люди приходили в храм целыми семьями. Подобное можно было увидеть разве только в первые века христианства с одной лишь «маленькой» разницей: тогда люди хорошо понимали, что они делают. В наше же время, как это обычно бывает, решение креститься люди принимали спонтанно, за компанию, да и просто отдавая дань моде.

Хотя сегодня массового Крещения, пожалуй, не увидишь, однако, к сожалению, мало что изменилось в самом отношении к Таинству. Далеко не все знают, чем в действительности оно является. Для многих по-прежнему это - только обряд, который якобы оказывает некое магическое действие или просто идентифицирует по национальному признаку: крещеный - значит русский. Но отрадно, что не все подходят к этому важнейшему вопросу так легкомысленно. Об этом свидетельствует непрекращающийся поток вопросов, приходящих на наш епархиальный сайт. Остается только напомнить, что на нем уже размещены ответы на многие вопросы, и прежде чем задавать свой, нужно посмотреть, возможно, кто-то о чем-то похожем уже спрашивал.

Зачем нужно креститься?

Таинство Крещения - одно из основных Таинств Православной Церкви. С него начинается христианская жизнь человека. Таинство Крещения установил Сам Господь: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3 , 5). О важности этого события говорит и тот факт, что на Руси духовное рождение считалось важнее телесного, поэтому многие даже не помнили, когда они родились, и отмечали не день рождения, а день ангела, или именины,- день памяти святого, чье имя получил человек при Крещении.

Принимая Таинство Крещения, человек освобождается от первородного греха и становится полноправным членом Церкви, то есть получает ее молитвенную помощь. Особенно это необходимо, конечно же, младенцам, поскольку они менее всех защищены в наше нестабильное время. Но главное в этом Таинстве то, что человек рождается для вечности, для него становится возможным наследовать Царство Небесное в жизни будущей. Смерть телесная для верующего человека - это уже не смерть, а сон (поэтому умершие во Христе называются усопшими).

Когда совершается Таинство Крещения?

Устав Православной Церкви разрешает совершать Таинство Крещения в любой день года. Однако в каждом храме существует свой распорядок богослужений, в котором для Крещения может быть отведено строго определенное время. Поэтому следует за несколько дней до предполагаемой даты Крещения обратиться в храм, где собираетесь совершить это Таинство, для того, чтобы узнать все, что для этого необходимо.

Как покреститься взрослому человеку и что для этого нужно?

Для взрослого человека основанием для принятия Крещения является вера. К Крещению необходимо подготовиться, решить для себя еще до его принятия очень важные, по сути, самые важные в жизни вопросы: нужно ли это лично Вам, готовы ли Вы? Приходящему к купели Крещения не следует искать здесь исключительно земных благ: здоровья, успешности или решения семейных проблем. Цель Крещения - соединение с Богом.

Однако Крещение - только щедрый залог нашего спасения. После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться и изучать путь приближения к Богу с помощью творений тех, кто этим путем прошел,- святых отцов. То есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, то Крещение не будет иметь никакого смысла.

В древности Крещению предшествовал достаточно длительный период (от сорока дней до нескольких месяцев, а то и лет) огласительных бесед - наставлений в вере. Человека постепенно подготавливали к принятию решения. Сейчас в большинстве храмов для тех, кто готовится к Таинству Крещения, проводятся подготовительные беседы, во время которых можно узнать, в чем состоит вероучение Православной Церкви. Если такой практики в храме не придерживаются, можно и нужно поговорить со священником о своем решении, и он сможет хотя бы вкратце рассказать о сути Таинства, ответит на вопросы, посоветует, что почитать на эту тему.

Перед Крещением желательно начать посещать храм (но не оставаться на литургии после того, как будут произнесены слова «оглашенные, изыдите»): там можно не только увидеть, как проходят богослужения, но и познакомиться с верующими людьми, которые помогут в приобретении необходимых знаний. Нужно постараться как можно больше узнать об этом Таинстве, начать читать православную литературу. Но в первую очередь нужно читать Евангелие, лучше всего - от Матфея, так как Евангелие - это и есть тот закон, исполнять который дают обет во время Крещения. Прочтите Символ веры - эта молитва есть в любом молитвослове, постарайтесь изучить ее, так как в ней содержится исповедание веры православного христианина.

И еще: надо принести покаяние за всю прожитую жизнь. Такая исповедь по сути не является Таинством, но это древняя практика, дающая возможность осмыслить, понять свои ошибки и стараться их не повторять.

Для проведения Таинства Крещения нужно иметь освященный крестик на цепочке (лучше освятить его заранее), крестильную рубашку (новую длинную белую рубашку, которую впоследствии нужно сохранить как домашнюю святыню) и полотенце, которое понадобится после выхода из воды.

Когда лучше крестить новорожденного ребенка? И как новорожденного причащают?

Чинопоследование наречения имени, которым начинается Таинство Крещения, принято совершать на 8-й день после рождения младенца. Однако Устав не запрещает делать это и в любой из предыдущих дней. Поскольку время очищения матери ребенка продолжается до сорокового дня, и она может войти в храм только после этого срока (при условии прочтения особой, так называемой «сороковой» молитвы), обычно Таинство совершается на сороковой день или чуть позже. Не следует откладывать Крещение на более поздний срок, так как чем раньше новорожденный младенец станет членом Церкви, тем сильнее он будет защищен от окружающего его греха и происходящего из греха зла.

Православная Церковь считает, что новорожденного можно и нужно причащать, и как можно чаще. Тело и Кровь Господа Иисуса Христа не является пищей в обычном значении этого слова. Причащается человек не для насыщения своей плоти, а исключительно для установления сущностной связи с Господом. Устав предусматривает причащение младенцев только Кровью Христовой, именно поэтому их можно причащать только на полной Божественной литургии, но не на Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам во время Великого поста.

Реальность причащения не зависит от количества Святых Даров, предлагаемых причастнику. Поэтому вся полнота Божественной благодати становится достоянием ребенка, которого причащают Кровью Христовой, подаваемой под видом настолько ничтожного количества вина, что оно никак не повредит его здоровью.

Как выбрать имя для ребенка?

Имя христианина - свято. Наречение имени устанавливает особую связь между крещеным, то есть присоединившимся к Церкви человеком, и святым, имя которого выбрано. Этот святой становится небесным покровителем крещеного. К нему, после Господа Иисуса Христа и Божией Матери, чаще всего обращается с молитвой верующий человек. Православная Церковь не накладывает никаких ограничений на выбор имени для ребенка, лишь бы оно было именем святого, почитаемого Церковью. Выбрать имя Вам помогут списки святых, которые называются святцами. Они обычно печатаются в конце церковных календарей.

Может случиться так, что выбранное Вами имя носили несколько святых. В этом случае полезно прочесть их жития и выбрать имя того святого, житие которого Вас более всего тронуло.

В прошлом существовала традиция, согласно которой ребенка называли в честь святого, память которого совершается в день рождения ребенка или в один из ближайших к нему дней. Эта традиция хороша тем, что редкие, иногда почти забытые имена вновь становились живыми и любимыми.

Если же ребенок уже получил имя, которого нет в святцах, при Крещении ему будет дано другое, чаще всего созвучное со светским.

Можно ли крестить ребенка на дому и сколько это стоит?

В храмах нет цены на совершение Таинства Крещения, есть рекомендуемая сумма пожертвования. И если люди, желающие Крещение принять, необходимыми средствами не располагают, то Таинство это, разумеется, должно быть совершено безвозмездно. Что же касается Крещения на дому, то оно оправдано и возможно лишь в том случае, когда речь идет о тяжелобольном человеке, который сам не может добраться до храма. Детей в церковь привозят родные, и если у ребенка нет никаких угрожающих его жизни заболеваний, то крестить его надо в храме.

Как подготовить ребенка дошкольного возраста к Таинству Крещения?

В возрасте 5–6 лет ребенок без труда может усвоить, в чем состоит смысл Таинства Крещения. Перед совершением Крещения ребенка следует познакомить с основным содержанием Евангелия, хотя бы в объеме детской Библии, рассказать ему о земной жизни Христа, о Его Богочеловеческом достоинстве, о Его заповедях.

Желательно, чтобы до совершения Таинства Крещения ребенок неоднократно побывал в православном храме, в том числе и во время богослужения. Малыша надо постепенно приучать к жизни православного христианина, чтобы он полюбил храм, понял назначение икон, знал, кто на них изображен, что означает поставленная перед иконой свеча. Ребенок должен научиться молиться о себе, о своих родителях, о своих друзьях и близких, об усопших родственниках. Непосредственно перед совершением Таинства Крещения необходимо выучить с ним несколько простых молитв: Иисусову молитву, Отче наш, Богородице Дево, радуйся…

Говорят, что родители не должны присутствовать на крестинах своего ребенка. Так ли это?

Правил, воспрещающих присутствие родителей на крестинах своего ребенка, нет. Мнение, что родителям не следует присутствовать при Крещении младенца, вероятно, сложилось по таким соображениям: Крещение есть духовное рождение, и так как при этом духовном рождении бывают восприемники, которые становятся ребенку духовными родителями, то и нет надобности быть тут плотским родителям. К тому же раньше ребенка крестили практически сразу после рождения, поэтому мать не могла присутствовать на крестинах «по обыкновенному закону очищения».

Марина Новакова


С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Они становились духовными родителями ребенка и духовными родственниками его родителей. Еще сравнительно недавно кум и кума являлись практически членом семьи, их присутствие было обязательным во время всех значительных семейных событий. Отрадно, что кумовство в хорошем смысле этого слова сегодня активно возрождается.

Зачем ребенку крестные и кто может стать крестными?

Ребенок, особенно новорожденный младенец, ничего о своей вере сказать не может, не может ответить на вопрос священника, отрекается ли он от сатаны и сочетается ли со Христом, не может понять смысла происходящего Таинства. Однако оставлять его вне Церкви до того, как он станет взрослым, нельзя, поскольку лишь в Церкви есть благодать, необходимая для его правильного возрастания, для сохранения его телесного и духовного здоровья. Поэтому Церковь совершает Таинство Крещения над младенцем и сама принимает на себя обязательство воспитывать его в православной вере. Церковь состоит из людей. Свое обязательство правильно воспитывать крещеного ребенка она осуществляет через тех, кого называет восприемниками или крестными родителями.

Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах, а также степень знакомства и просто приязненность отношений.

Забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве кума и кумы ближайших физических родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой же причине старались не допускать того, чтобы у братьев и сестер был один и тот же крестный. Поэтому родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети становились восприемниками только в крайнем случае.

Сейчас, собравшись крестить ребенка, молодые родители часто не задумываются о том, кого выбрать крестными. Они не ожидают от крестных своего ребенка серьезного участия в его воспитании и приглашают быть восприемниками людей, которые в силу своей неукорененности в церковной жизни не могут выполнить обязанностей крестных родителей. Бывает и так, что крестными становятся люди, которые совсем не ведают о том, что им выпала действительно большая честь. Чаще всего почетное право быть крестными предоставляется близким друзьям или родственникам, которые, выполнив нехитрые действия во время совершения Таинства и откушав всевозможных яств за праздничным столом, редко вспоминают о своих обязанностях, напрочь забывая иногда и о самих крестниках.

Однако, приглашая крестных, нужно знать, что Крещение по учению Церкви - это второе рождение, то есть «рождение от воды и Духа» (Ин. 3, 5), о котором как о необходимом условии спасения говорил Иисус Христос. Если физическое рождение является вхождением человека в мир, то Крещение становится вхождением в Церковь. И принимают младенца в его духовном рождении восприемники - новые родители, поручители перед Богом за веру принятого ими нового члена Церкви. Таким образом, восприемниками могут быть только православные, искренне верующие взрослые люди, способные научить крестника основам веры (не могут быть крестными несовершеннолетние и душевнобольные). Но не надо пугаться, если, соглашаясь стать крестным, вы не в полной мере соответствуете этим высоким требованиям. Это событие может стать замечательным поводом для самообразования.

Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка.

Беременность крестной матери является вполне допустимым состоянием для участия в Таинстве Крещения.

Каковы обязанности крестных?

Обязательства, которые принимают на себя перед Богом восприемники, очень серьезны. Поэтому крестные родители должны понимать, какую ответственность они на себя берут. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причащения, дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься и соблюдать другие положения Церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике.

В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга; по обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника. И вообще, в тех случаях, когда физические родители не имеют возможности материально обеспечить своих детей, эту обязанность принимают на себя в первую очередь не бабушки и дедушки или другие родственники, а крестные родители.

Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.

Стоит ли соглашаться быть крестным, если родители ребенка невоцерковлены?

В этом случае необходимость в крестном возрастает, и его ответственность только усиливается. Ведь иначе каким образом ребенок сможет прийти в Церковь?

Однако, исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Терпение, снисходительность, любовь и непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей.

Сколько у человека может быть крестных отцов и матерей?

Церковные правила предусматривают наличие одного восприемника (крестного) при совершении Таинства Крещения. Для крещаемого мальчика - это восприемник (крестный отец), для девочки - восприемница (крестная мать).

Но поскольку обязанности крестных многочисленны (так, в особых случаях крестные заменяют физических родителей своего крестника), а ответственность перед Богом за судьбу крестника очень велика, в Русской Православной Церкви сложилась традиция приглашать двух восприемников - крестного отца и крестную мать. Никаких других крестных, кроме этих двух, быть не может.

Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Подготовка к Таинству Крещения предполагает изучение Евангелия, основ православного вероучения, основных правил христианского благочестия. Пост, исповедь и Причастие перед Крещением для крестных не являются формально обязательными. Верующий человек должен придерживаться этих правил постоянно. Было бы хорошо, если бы во время крещения хотя бы один из крестных смог бы прочесть Символ веры.

Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Узнать о том, что нужно приобрести заранее, можно в том храме, где вы будете ребенка крестить. Для крещения понадобится крестильный набор (его вам порекомендуют в свечной лавке). Главным образом это крещальный крестик и крещальная рубашечка (чепчик приносить не надо). Затем понадобится полотенце или простынка - чтобы завернуть ребенка после купели. По установившейся традиции для мальчика крестик покупает крестный отец, для девочки - крестная мать. Простынку и полотенце принято приносить крестной матери. Но не будет ошибкой, если все необходимое купит кто-то один.

Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Церковная традиция не знает «заочно назначаемых» крестных. Сам смысл восприемничества показывает, что крестные должны присутствовать при Крещении ребенка и, разумеется, давать свое согласие на это почетное звание. Крещение вообще без восприемников совершается только в особых обстоятельствах, например, когда жизни ребенка угрожает серьезная опасность.

Могут ли стать крестными представители других христианских конфессий, в частности католики?

Таинство Крещения делает человека частицей Таинственного Тела Христова, членом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Такой Церковью, основанной апостолами и сохранившей в неповрежденном состоянии догматическое учение Вселенских Соборов, является только Православная Церковь. Римо-католическая церковь, отделившаяся от полноты Вселенской Церкви в 1054 году, утратила и исказила многие вероучительные принципы; поэтому она не может считаться истинной Церковью. В Таинстве Крещения восприемники выступают поручителями веры своего крестника и принимают перед Богом обязанность воспитывать его в православной вере.

Разумеется, человек, не принадлежащий к Православной Церкви, таких обязанностей выполнить не может.

Могут ли родители, в том числе усыновившие ребенка, быть для него крестными?

При Крещении крещаемый вступает в духовное родство со своим восприемником, который и становится его крестным отцом или крестной матерью. Это духовное родство (1-й степени) признается канонами более важным, чем родство по плоти (53 правило VI Вселенского Собора), и принципиально несовместимо с ним.

Родители, в том числе и усыновившие ребенка, ни в коем случае не могут быть восприемниками собственных детей: ни оба вместе, ни каждый в отдельности, иначе между родителями образовалась бы такая близкая степень родства, которая делала бы непозволительным продолжение их брачного сожительства.

Марина Новакова


Крещение младенцев до 7 лет.

Для младенцев Таинство Крещения проводится:

По субботам в 12.30

По воскресеньям в 14.00

С крестными родителями проводятся обязательные 2 огласительные беседы. В субботу в 12.00 и в воскресенье в 13.30. Без этих бесед Таинство Крещения совершаться не будет

Освященный крестик (в церковной лавке все крестики освящены)

Два больших банных полотенца

Крестильную рубашку (можно купить в церковном магазине)

Свидетельство о рождении

Выдается свидетельство о Крещении

В праздники возможны изменения в расписании проведения Таинства.

Справки по тел: 421-71-41

Крещение взрослых и детей после 7 лет.

Собеседование проводится по пятницам в 19.00 в храме. Всего проводится 5 огласительных бесед. После этого, с благословения священника, совершается Таинство Крещения.

Время назначается священником

Для Крещения необходимо иметь:

Освященный крестик

Крестильную рубашку

Свидетельство о рождении

Полотенце или простыню

Тапочки

После совершения Таинства выдается Свидетельство о Крещении.

На съемку таинства Крещения берется благословении у священника, совершающего Таинство.

В Новом Завете чётко прослеживается мысль: только уверовавшим надлежит креститься. Писание говорит, что спасение исключительно через веру во Христа. В Римлянам 10:9 сказано: . Если бы крещение было заключительным механизмом спасения, тогда мы были бы повинны в крещении неверующих.

Вот несколько превратно понятых мест из Писания:

1. Деяния 2:38 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» . Ключом к прощению является покаяние, а не крещение. Крещение отождествляет верующего со Христом примерно таким же образом, как обрезание символизировало отношения Бога со старозаветными святыми. Обрезание не спасало, а вера – да. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3). Крещение не спасает, оно отражает то, что уже свершилось в сердце.

Евреям было известно крещение Иоанна, а также обращение язычников в иудаизм через водное погружение, но уж никак не крещение во имя Иисуса. Пётр разъяснял, в чём существенное различие «крещения во имя Иисуса Христа» . Креститься во имя Христа было радикальным шагом. В отличие от сегодняшнего положения дел в Америке, тогда это могло привести к потере родственников, общественного положения, работы. Человек, принявший крещение, серьёзно относился к своему преобразованию. Тогда правильно понимали слова Иисуса: «а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» . (Матф. 10:33)

2. Ещё одно недоразумение находим в 1 Петра 3:21, «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» . «Обещание Богу доброй совести» означает, что мы отвращаемся от греха и обращаемся к Богу.

Опять-таки, я ни в коей мере не минимизирую значение крещения; Иисус установил это важное таинство (Матф. 28:19). Если Библия учит обновлению через крещение, то я принимаю это, но это учение минимизирует важность смерти Христа и умаляет Божью искупительную работу, присовокупляя к ней «нашу» работу. Вместо того, чтобы констатировать то, что свершил Христос, спасение таким образом привязывается к тому, что сделали мы (окрестились).

Подумайте над этим: достаточно ли жертвенной смерти Иисуса? Ответ либо «да», либо «нет». Теория необходимости крещения, хотя и тонко, но всё же намекает, что «нет».

Пожалуйста, поймите меня правильно; я не желаю разжигать споры. Желание моего сердца — отдать Христу Его законное место в спасении. Если крещение принципиально для спасения, тогда почему апостол Павел сказал: «Христос не послал меня крестить, но проповедовать Евангелие»?

В чём коренится наше желание креститься, ведь у неверующих оно отсутствует? Это результат правильных отношений с Богом уже после обращения. Вот почему я не считаю, что нужно крестить младенцев с целью их спасения. Если родители желают посвятить Богу своего ребёнка, как подтверждение своего завета с Ним, тогда я это приветствую.

В Римлянам 1:18-20 говорится, что гнев Божий открывается на всякого, кто подавляет истину неправдою. От сотворения мира ясно проявляется незримая извечная сила и божественность Бога, ибо всё это видно во всём, что создано Богом. И поэтому нет оправдания людям в творимом ими зле. Вина предусматривает несение ответственности – «нет оправдания людям» , потому что Божьи черты ясно видны; они свидетельствуют о Творце.

Хотя младенцы имеют первородный грех, всё же не думаю, что «им не будет оправдания» . Суд базируется на том, что человек сделал с истиной – люди будут нести ответственность за свой выбор. Вот почему теологи, такие как Джон Пайпер не верят, что младенцы попадают в ад. И я соглашусь с ними, поскольку младенец никак не может ответить на Божий призыв. Это согласуется с природой и характером Бога. Например, во 2 Самуила 12:23 написано, что Давид снова увидит своё дитя. Напомню, что это дитя было зачато в результате прелюбодеяния.

3. Ещё один стих, понятый превратно – Марка 16:16. «Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён» . Тут Иисус связывает осуждение с неверием, а не с крещением. Слово «поверит» используется в Книге Откровения 43 раза, и не имеет отношения к крещению. Если бы для спасения нужны были оба фактора, то оба и упоминались бы равнозначно.

К тому же, в Матфея 11:20 сказано, «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись» . А в Луки 13:3 утверждается: «… говорю вам, … если не покаетесь, все так же погибнете» . Покаяние (отвращение от греха и обращение к Господу) это ключ. Просто спросите у кого-то, кто действительно испытал на себе Божью искупительную работу – они наполнились Духом Божиим и полюбили Его слово ещё до того, как приняли крещение. Такая любовь к Богу не характерна для неверующих.

В Деяниях 22:16 Павел учил: «… крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» . Призыв имени Господа – вот это и есть покаяние, которое омывает от грехов, а не водное погружение.

Подписывайтесь:

А как насчёт преступника на кресте? Он же не крестился. Что если человек обращается к Богу за минуту до смертельной автокатастрофы, по дороге на крещение, или уже на смертном одре, или за секунду до крушения самолёта? Они потеряны для вечности? Конечно же, нет. Вспомните Римлянам 10:9: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» . Его завершённой работы на кресте было и есть достаточно.

Шейн Айдлмен - основатель и старший пастор общины Westside Christian Fellowship в Ланкастере, Калифорния, Лос Алжелес. Недавно издал свою седьмую книгу «Жаждать от Бога большего».


Top