Икона святой людмилы. Святая мученица людмила чешская (†921)

Мученица Людмила Чешская

Святая мученица Людмила, княгиня чешская, была выдана замуж за чешского князя Боривоя. Супруги приняли святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года. Вратислав был женат на Драгомире, от нее имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил 18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в г. Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время, когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия.

Покровительница бабушек

Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей…бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа.

Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков.

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику».

Свя-тая му-че-ни-ца Люд-ми-ла, кня-ги-ня Чеш-ская, бы-ла вы-да-на за-муж за Чеш-ско-го кня-зя Бо-ри-воя. Су-пру-ги при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние от свя-ти-те-ля Ме-фо-дия, ар-хи-епи-ско-па Мо-рав-ско-го, про-све-ти-те-ля сла-вян. Став хри-сти-а-на-ми, они про-яви-ли за-бо-ту о про-све-ще-нии све-том ис-тин-ной ве-ры сво-их под-дан-ных, стро-и-ли церк-ви и при-гла-ша-ли свя-щен-ни-ков для со-вер-ше-ния в них Бо-го-слу-же-ний. Князь Бо-ри-вой умер ра-но, 36-ти лет. Свя-тая Люд-ми-ла, остав-шись вдо-вой, ве-ла стро-гую, бла-го-че-сти-вую жизнь и про-дол-жа-ла за-бо-тить-ся о Церк-ви в прав-ле-ние ее сы-на Вра-ти-сла-ва, ко-то-рое про-дол-жа-лось 33 го-да. Вра-ти-слав был же-нат на Дра-го-мире, от нее имел сы-на Вя-че-сла-ва. По-сле смер-ти Вра-ти-сла-ва на пре-стол всту-пил 18-лет-ний Вя-че-слав. Поль-зу-ясь неопыт-но-стью и мо-ло-до-стью сво-е-го сы-на, Дра-го-мира на-ча-ла на-саж-дать в стране язы-че-ские обы-чаи и нра-вы. Свя-тая Люд-ми-ла вос-про-ти-ви-лась это-му. Дра-го-мира воз-не-на-ви-де-ла свою све-кровь и пы-та-лась по-гу-бить ее. Ко-гда свя-тая Люд-ми-ла уда-ли-лась в г. Те-чин, то Дра-го-мира по-до-сла-ла к ней двух бо-яр для убий-ства. В то вре-мя, ко-гда свя-тая Люд-ми-ла мо-ли-лась, убий-цы во-шли в дом и ис-пол-ни-ли по-ве-ле-ние Дра-го-миры. Мо-щи свя-той му-че-ни-цы Люд-ми-лы бы-ли по-гре-бе-ны в Те-чине у го-род-ской сте-ны. От ее гро-ба ста-ли со-вер-шать-ся мно-го-чис-лен-ные ис-це-ле-ния. Князь Вя-че-слав пе-ре-нес те-ло свя-той Люд-ми-лы в Пра-гу и по-ло-жил его в церк-ви свя-то-го Ге-ор-гия.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской

Оста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.

Перевод: Оставив тьму и с горячей любовью приняв свет Православной веры Христовой, явилась ты, святая Людмила, как утренняя звезда, светом святости твоей истинный день Богопочитания в Чешской земле начав.

Кондак мученице Людмиле, княгине Чешской

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Людмила, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской

О, свята́я уго́днице Христо́ва, му́ченице княги́не Людми́ло, первоуго́днице Че́шския страны́ и сто́льнаго гра́да Пра́ги украше́ние, те́плая о на́с пред Бо́гом моли́твеннице! Се́ мы́, многогре́шнии, смире́нно припа́дающе, мо́лим тя́: не попусти́ на́м поги́бнути в ти́не грехо́в на́ших, но вознеси́ о на́с моле́ние ко Го́споду, да поми́лует на́с и да́рует на́м покая́ние. О, преблага́я ма́ти Людми́ло! Не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х, а́ще бо и преста́вилася еси́ от на́с в небе́сныя оби́тели, вку́пе со вну́ком твои́м, святы́м му́чеником Вячесла́вом. Те́мже, свята́я прама́ти его́, испроси́ и на́м, гре́шным, Бо́жие благослове́ние на ча́да на́ша и на все́х на́с, да и мы́, многогре́шнии, возблагодари́м Го́спода за подая́ние Его́ благода́ти и ку́пно с тобо́ю да просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ вели́кое заступле́ние о на́с во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святой мученице Людмиле, княгине Чешской

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараона погрузи, чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.
Припев:
Слове Божий, Христе, слова ми подаждь дар, да пою Тя, Животе Неисчерпаемый, и да славлю мученицу Твою Людмилу, песнь Ти поюще: поим Господеви, славно бо прославися.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Венец нетленный приявши во страдании своем, моли, Людмило, Бога Славного венцы светлии даровати нам, да, приявше я, воспоим: поим Господеви, славно бо прославися.
Слава: Яко агница непорочная ведена была ты на заклание, ни едино же слово вопреки рекше; обаче воспела еси песнь Богови: поим Господеви, славно бо прославися.
И ныне: Тя, Пречистая, вси роди ублажают, яко носила еси во чреве Превечного Бога, к Немуже молися за мир, купно с Людмилою мученицей, поющей: поим Господеви, славно бо прославися.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей вначале Небеса разумом, и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Ангели светлии сретили на воздусе душу твою пресветлую, страданием невинным убеленную, молитвою преукрашенную, любовию озаренную, песнь Богови поющею: свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Яко звезда огненная, яко Ангел пресветлий вознеслася еси душа твоя на Небеса, Людмило, преозаренная благодатию Святаго Духа, поющая: Свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.
Слава: Молимся ти, Людмило славне, помолися за мир ко Владыке, и помоги всем, помощи чающим, утеши скорбящих, возрадуй унывающих, да вопиют и они ко Господу: Свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.
И ныне: Ублажаем Тя вси, о, Богомати, яко Матерь Бога нашего, якоже прорекла еси, и поем Тя с Людмилою мученицей, и Господу зовем: Свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и Сила, Ты мой Бог, Ты мое Радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Честна пред Господем смерть твоя, мученице, бысть, за неяже венец прияла еси, венец нетленный, темже молися ко Господу, да подаст и нам венцы Царствия, да поем Ему присно: слава силе Твоей, Господи.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Егда убивающие тя проклинали тя, ты их благословляла, якоже Христос, Емуже все житие твое посвятила еси; темже сподоби и нас, внегда скорбни будем, пети Владыце: слава силе Твоей, Господи.
Слава: Несть бози идоли ваши, - рекла еси, Людмило, сродником твоим, жаждущим отвратити тя от веры истинная, за неяже и смерть прияла безвинную, - но Един Бог Есть, Бог Свят, Емуже Церковь Христова взывает: слава силе Твоей, Господи.
И ныне: Исповедуем вси Тя, Пречистая Дево Марие, Истинною Богородицею, Носившею во чреве Бога Истиннаго, Приявшего плоть от Тебе и неложно воплощься на земли Жившаго, и Распятаго, и Воскресшаго, вопиюще Ему с Людмилою: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя, и к свету заповедей Твоих, пути мои направи, молюся.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Царю Небесному, Егоже зриши ясно, помолися, Людмило, за всех, помощи чающих, и спаси из глубины отчаяния всех гибнущих, и подай покой всем зовущим: Господи Боже наш, мир даждь нам.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Егоже всю жизнь свою пресветлую жаждала зрети, и служити Ему верно, ныне зриши ясно, Того моли, Людмило, спасти мир наш от злобы диаволи, от вражды и разделений, и даровати спасение поющим: Господи Боже наш, мир даждь нам.
Слава: Людмило, Божия агнице, зря ныне Агнца лицем к лицу и наслаждаяся общением сим, не забуди нас грешных, заблуждших во вражде, не ведущих пети: Господи Боже наш, мир даждь нам.
И ныне: Южики твои, Людмило, заклаша тя якоже агницу, незлобие и веру твою зря; темже молися о нас с Пречистой Девой Богородицей и всеми святыми, глаголющи: Господи Боже наш, мир даждь нам.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Древо крестное спасе весь род человеческий силою Распятаго на нем Христа Бога нашего, темже, лобызающе и, вопием с Людмилою, крест свой смиренно понесшей: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Молитву непрестанную стяжала еси к Богу, хождаше пред Ним, якоже Енох, нощеденно, темже научи нас молитве истинней, да, обратившись к покаянию, умолим Бога за мир, глаголюще: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
Слава: Исповедав Господа пред всеми, исповедана быв Господом пред Ангели, венец приявши радости светлый, уневестилася Господу, Егоже чаявши всю жизнь свою зрети, вопияла выну: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
И ныне: Людмило богославная, твою память празднующе светло, воспоминаем страдания твоя, и дивимся кротости твоей, и молим ти ся: молися к Богородице, да простит нам беззакония наша, да молится ко Господу о нас, поющих: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
Кондак, глас 6.
От небес прияла еси любовь Божию, темже убита была еси от сродников, о, Людмило пресветлая, молися о всех нас, верно чтущих тя.
Икос
Агницу непорочную, Людмилу, вернии, на небесех зряще, молящуюся за ны непрестанно, вси воспоим: Радуйся, себе в жертву Богу принесшая; радуйся, со Ангели на небеса вшедшая. Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся, Божественными добродетельми осиянная. Радуйся, теплая предстательнице наша пред Богом; радуйся, вознесенная к Небесным чертогом. Радуйся, верных молитвам внимающая; радуйся, всякое желание благое исполняющая. Радуйся, праведнице, питавшая всех алчущих, радуйся, благой любовию утешавшая всех плачущих. Радуйся, яко злато в горниле, очищенная; радуйся, Небесной славы причащенная. Радуйся, святая мученице Людмило, Богу и людем Его милая.

Песнь 7

Ирмос: Превозносимый отцев Господь пламень угаси, отроки ороси, согласно поющия: Боже, благословен еси.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Молящуюся тя зря к Богу ныне, Людмило, радуется Церковь Чешская, радуемся и мы, яко обретохом предстательницу верную, дарующую нам радость Небесную, и зовем вси к Богу, Давшему нам тя: Боже, благословен еси.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Одеваяся днесь, яко ризою, светом; облачаяся днесь во Христову любовь, помяни, Людмило, мир твой, воспомяни о твоих сестрах и братиях, соедини их всех во едино и сподоби пети Господу: Боже, благословен еси.
Слава: Лесть бесовскую отгнала еси, о, Людмило непорочная, и служила еси Богу всею жизнию своею, и любила Его всем сердцем и душою всею, и Ему одному прилеплялася, темже сотвори, да деем то же и мы, всегда в себе вопиюще: Боже, благословен еси.
И ныне: Изрядно же о Тебе, о, Преблагословенная Марие, благодарим Бога нашего, Ты бо заступница есть всем нам, и земле Русской покров, спаси нас, Тебе зовем, яко Матерь всех Владыки, и научи нас пети Богу, с Людмилою купно: Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Божественный славы сподобилася еси, о, Людмило мученице, и наслаждаешися днесь любовью Божией, ее же чаяла имети в себе; темже молися о нас, да возлюбим друг друга и, единомысленно исповедающе Отца и Сына и Святаго Духа, воспоем: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
О, Людмило, мученице светлая, имущая одежду брачную святу, благоухающая неизреченно, добродетельми Божественными осиянна, преукраси ими и нас, да от всего сердца воспоим: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.
Слава: Глаголы наша внуши, Господи, якоже внял еси древле званию триех отроцев в пещи Вавилонстей, и подаждь нам любовь и сострадание, мир и радость с кротостию, молитвами святой мученицы Людмилы, зовущей: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
И ныне: Ангели служат Ти, Пресвятая, умы быстролетнии, песнь Трисвятую Богови воспевающие и славящие Тя непрестанно, яко Матерь Божию, Заступницу нашу, поющии: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Окорми нас, Людмило, настави на путь истинный, научи нас оправданием Христовым, яже исполнив в житии своем, освященной соделалася; даждь нам мудрость и силу, да познаем Божию правду, да восславим Бога и Богородицу в песнех величаем.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Не забуди нас, Людмило, людям бывшая милой в земной жизни твоей; предстоя престолу Божию, ходатайствуй о нас, да предстанем мы престолу сему страшному неосужденно, и да дерзнем воспети тамо Его Матери: Богородицу в песнех величаем.
Слава: Ангельскую песнь воспевая днесь Богу на Небесех, научи и нас молитве истинней, не остави нас грешных, но в бедах заступи, в унынии посети, в болезни исцели, в беззакониях обрати, о, Людмило, да поминающе житие твое выну, зовем Богоотроковице: Богородицу в песнех величаем.
И ныне: Славим вси Бога, Создавшаго нас и Даровавшаго нам тя, Людмило, во предстательство, да спасены будем вси, да узрим лик Его, да будет на челах наших имя святое Его, и да поим со Ангелы Матери Его: Богородицу в песнех величаем.
Светилен
Радуйся, Людмило благодатная, ты бо всю страну Чешскую осветила светом Православия, прияла же смерть за Господа, вознеслася душою же на Небеса, и ныне нам помогаешь еси.

Акафист святой мученице Людмиле, княгине Чешской

Кондак 1

Избранная Богом от иновернаго языческаго рода чешскаго, призванная в язык свят, служительнице новая благодати, святая всехвальная мученице Христова Людмило, во страдании твоем мученический венец нетленный приявшая от руки Вседержителя и со Ангелы ныне предстоящая Его Престолу, песньми восхваляем тя любовию, угоднице Христова, и молим ти ся: молитвами твоими от вечных мук, бед и скорбей свобождай ны, зовущия:

Икос 1

Ангелов сожительница и человеков заступница воистину явилася еси, мученице Людмило достохвальная, благоволением всех Творца, Христа Бога, Егоже возлюбила еси и за Негоже пострадала еси даже до смерти во исповедании непоколебимем; темже приими от нас сия хваления:

Радуйся, скорби многия за имя Господне приявшая; радуйся, венцем исповедническим от Бога украшенная. Радуйся, мучеников совсельнице; радуйся, веры христианския небоязненная проповеднице. Радуйся, яко тленное богатство свое раздавала еси нищим; радуйся, за неже нетленное обретшая на Небеси. Радуйся, душу свою Христа ради погубившая, во еже спасти ю; радуйся, аки светило, во тьме нечестия преславно возсиявшая.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2

Видя Христос Господь душу твою, ко приятию семене Слова Божия чистотою и милостынею предуготовленную, светом познания Своего просвети ю, блаженная Людмило, и спасаемых части сотвори тя общницу в Небеснем Царствии, идеже со Ангелы поеши Пресвятей Троице песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум богопросвещенный даровася тебе, святая мученице Людмило, имже ясно проразумела еси тщету душепагубную зловерия невестки твоея, хотящия тя погубити. Ты же, ведящи сие, удалилася еси во град Тетин, укрытися спасения ради души твоея, Христа же взыскати потщалася еси вседушне. Темже взываем ти:

Радуйся, блаженная последовательнице Христова; радуйся, любительнице заповедей Его преискренняя. Радуйся, всемогущую силу благодати Христовы познавшая; радуйся, лютаго демонскаго рабства избегшая. Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменившая; радуйся, от юности идолослужение презревшая. Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославшая; радуйся, идолослужительныя люди к Истинному Богу призвавшая.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 3

Сила благодати Божия осени тя, блаженная Людмило, егда приясте Святое Крещение с супругом твоим Боривоем (Борживоем), князем чешским, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Таяже сила Божия осени тя ко благочестию и научи тя славити Единаго Бога и воспевати Ему: Аллилуия.

Икос 3

Имущи неоскудное милосердие ко всякому человеку, но более к присным, святая блаженная княгине Людмило, в страсе Божием воспитывающи чада твоя, явилася еси добрая прамати внука твоего, святаго князя Вячеслава, воспитавши его во благочестии; помози и нам, мученице Христова, прейти сие земное поприще во благом делании, да величаем тя звании сими:

Радуйся, блаженная мати Людмило, мученице Христова; радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно. Радуйся, по смерти князя, супруга твоего, воли Божией предавшаяся; радуйся, яко и нам помощница являешися в скорбех наших. Радуйся, в нуждах наших обращатися к Богу нас научающая; радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава, в истинах веры воспитавшая. Радуйся, яко и той прият мученическую кончину, якоже и ты, прамати его; радуйся, яко вам за сие уготовано сокровище вечных благ.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 4

Бурею одержима помышлений злобных, нечестивая невестка твоя смятеся зело, видевши тя верную рабу Христову, в вере и благочестии просвещающую страну Чешскую, низлагающую идольския храмы и созидающую христианския, во еже славословити Трисвятое Имя Божие и пети хвалебную песнь Тому: Аллилуия.

Икос 4

Слышавши от святаго равноапостольнаго Мефодия, архиепископа Моравскаго, слово о чистоте, посте, молитве и о всех добродетелех, христианом подобающих, прияла еси в сердце свое, и за сия добродетели возлюби тя Господь и даде ти крепость и силу. Темже и нас научи, блаженная Людмило, заповеди Господни исполняти и тебе величати:

Радуйся, усердная слушательнице словес Божественных; радуйся, ревностная исполнительнице закона Христова. Радуйся, ниву сердца твоего очистившая от терния душевредных страстей; радуйся, оросившая ю слезами покаяния. Радуйся, во вдовстве чистоту непорочно сохранившая; радуйся, воздержанием, молитвою и мученическим подвигом Богу угодившая. Радуйся, страданием сочетавшаяся Христу; радуйся, избавляющая от бед и скорбей веру и любовь к тебе имущих.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 5

Боготечная звезда явилася еси, святая княгине мученице Людмило, егда боготканною одеждею святаго Крещения облекшися и нетленною пищею Пречистаго Тела и Крове Христовы духовно укрепльшися, прилепилася еси всем сердцем твоим ко Единому Иисусу; темже вся страна Чешская, просвещенная тобою, едиными усты поет Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевши, святая блаженная княгине Людмило, вся люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщалася еси просветити тех светом Христовы веры, подвизающися в созидании храмов Божиих и в укреплении веры православныя в стране чешстей; мы же воспеваем и величаем тя тако:

Радуйся, мудрыми глаголы поучавшая люди оставити тьму языческаго нечестия; радуйся, от Бога токмо, а не от человек, утешение в скорбех искати нас научающая. Радуйся, внука твоего Вячеслава научившая покланятися Единому и Истинному Богу; радуйся, яко тем сестра являешися равноапостольней Ользе, княгине Российстей. Радуйся, ум твой выну горе имевшая; радуйся, сердце твое жилище Святаго Духа соделавшая. Радуйся, Христу Богу Человеколюбцу всю себя предавшая; радуйся, первая от земли Чешския к лику святых причтенная.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 6

Проповедником духоносным, апостолом, подражавши, блаженная Людмило, славная княгине, твоими слезными молитвами оросила и облагоухала еси вся грады и веси близлежащия града Праги, приводящи, елико ти мощно, люди к вере Христовой и научающи их воспевати Единому, в Троице славимому Богу: Аллилуия.

Икос 6

В граде Праге и была еси мати милосердная возлюбленным чадом Церкве Православныя, досточудная угоднице Христова, блаженная Людмило, сердце бо твое на прошения и нужды приходящих к тебе милостиво открывала еси. Приими и нас, добрая мати, с любовию к тебе прибегающих и вопиющих сице:

Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница; радуйся, яко нищим была еси милостивая подательница и обидимых благая защитница. Радуйся, со князем, супругом твоим, во благочестии пожившая; радуйся, чада твоя в страсе Божием воспитавшая. Радуйся, яко благая отрасль твоя, святый князь Вячеслав, восприят мученическую кончину; радуйся, яко и той с праматерию своею вселися в царствие Небесное. Радуйся, за всех христиан пред Престолом Божиим верная молитвеннице; радуйся, ищущим пути ко спасению наставнице благодатная.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 7

Коль многими бисеры и камением драгоценным украшен есть венец, паче солнца сияяй, егоже дарова ти Господь, святая блаженная княгине Людмило, ибо подвигом добрым во исповедании веры подвизалася еси и образ святаго жития нам явила еси; сего ради прибегаем под кров твой, ищуще спасения, и благодарно о тебе вопием Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новое изобрете безчеловечие злочестивая невестка твоя Драгомира, бегущей тебе во град Тетин, укрытися хотящей от оныя, святая благоверная Людмило. Та бо, наученная сатанинскою силою, погубити душу твою возжелавши позорною смертию, посла вслед ти двух злочестивых боляр, предати тя на лютая страдания, аки агницу Христову, зависти ради. Тии же собраша множество нечестиваго народа, взломаша двери дворца княжескаго и позорней смерти удавлением предаша непорочное тело твое. Мы же, воспоминающе страшную смерть твою, вопием ти сицевая:

Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр вервием удавленная по выи твоей; радуйся, таковым образом угодившая Богу, пострадавшая мученически. Радуйся, Господу душу предавшая в субботу, во едином часе нощи; радуйся, имевшая от рождения твоего шестьдесят и едино лето, Господем к мучению уготованная. Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является; радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно. Радуйся, градов чешских и словацких похвало и утверждение; радуйся, всем носящим имя твое скорая помощнице и молитвеннице.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 8

Не может укрытися град, верху горы стояй, тако, святая мученице Людмило, по кончине твоей прослави Господь мощи твоя и место погребения твоего, еже под градскою стеною града Тетина. Мы же тя, угодницу Божию, просим: буди нам ходатаица ко Господу о прощении грехов наших, да и мы, вкупе с тобою, Великому и Чудному Богу воспоим: Аллилуия.

Икос 8

Вся была еси объята неизреченною радостию, блаженная мати Людмило, зрящи крещаемыя люди твоя, повелением Ангелов, и во умилении воздала еси хвалу Спасителю Богу, усердно моливши Его, да призрит на обратившияся люди Своя, да утвердит их в вере и благочестии и да прославит Имя Свое в стране чешстей. Мы же, воспоминающе убо прерадостное событие сие, приносим ти благодарственныя и похвальныя песни:

Радуйся, неоскудеваяй источниче милостей к народу сему; радуйся, духовная наша мати, испросившая у Бога просвещение праотцем нашим. Радуйся, явлением на тебе силы Божия христианы возрадовавшая; радуйся, именем Всесильнаго Господа вся идолы в стране Чешстей сокрушившая. Радуйся, мученице Христова предобрая; радуйся, молитвеннице пред Богом чудная. Радуйся, яко демонов коварствие упразднися по молитвам твоим; радуйся, победы венец от руки Христа Жизнодавца приемшая.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 9

Во вся концы земли Чешския и за ея пределы прославися великоименитое имя твое, преблагостная мученице мати Людмило! Имела бо еси духа премудрости, яко мудрыми словесы безумных яве обуяла еси, и духа страха Божия, яко деяньми богоугодными душу очистила еси. Темже, представши Престолу Вышняго с сонмом Ангелов, купно воспеваеши Ему: Аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не могут достойно изобразити величие благодеяний твоих, святая мученице Людмило, стране Чешстей и иным странам идолопоклонства, идеже водворила еси Божественную веру, избавляющи люди от мрака языческаго и вечныя погибели, открывающи им путь ко спасению. Сего ради со благодарением благочестно поем ти:

Радуйся, к свету Православия душу свою обратившая; радуйся, многия в духовнем разуме просветившая. Радуйся, яко сердце твое на прошения и нужды приходящих к тебе открывала еси; радуйся, яко странники и нищия питала еси. Радуйся, яко с верою покланяемся честней иконе твоей; радуйся, яко, чтуще память твою, восхваляем Господа. Радуйся, страданием твоим церковь Христову украсившая; радуйся, яко, взирающе на страдания твоя, вернии прославляют Имя Вышняго.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 10

Спастися всем преискренне желающи, молишися за ны горе у Престола Господня, избраннице Христова, блаженная Людмило, и твоими молитвами пособствуеши нам в странствовании многотруднем земнаго жития, еже сподоби ны в покаянии и благочестии скончати, яко облече тя Господь Божественною силою, да обратиши вся неверныя и научиши всех со умилением сердец воспевати Творцу Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стена явилася еси стране твоей несокрушимая, богомудрая Людмило, и необоримая защитница всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе Небеси и земли Творец Господь, прославляя угодницу Свою, яко при гробнице твоей совершашася знамения и чудеса, и изыде молва по всей стране, и понуди князя Вячеслава торжественно пренести нетленное тело твое из града Тетина во град Прагу, в сооруженную отцем его церковь святаго великомученика Георгия. Мы же из глубины сердца со воздыханием к Богу глаголем ти песни таковыя:

Радуйся, молитвенница наша пред Богом теплая; радуйся, изыде бо по всей стране вещание о чудесех твоих. Радуйся, яко некий слепец прозре, егда прикоснуся земли с могилы твоея; радуйся, яко внук твой со славою пренесе честное тело твое. Радуйся, прославленная Богом на Небеси и на земли; радуйся, яко успение твое торжествует Церковь Православная. Радуйся, явлением мощей твоих младенческую Церковь Чешскую возвеселившая; радуйся, мученице Христова, и в земли Российстей и Сербстей зело почитаемая.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, угоднице Божия, и смиренно молим тя: моли о нас Единаго Человеколюбца Бога, да не отвратит от нас Лица Своего и дарует нам по молитве твоей, святая мученице Людмило, прощение многих наших согрешений. Мы же, прославляюще Бога о тебе, вопием: Аллилуия.

Икос 11

Светоносным Троическим сиянием горе осиянная, святая мученице Людмило, озари сердца наша, тьмою греховною покровенная, да елеем благих дел возжегше угасшия светильники наша, сподобимся внити в брачный чертог Христов, идеже ты веселишися и слышиши сия от нас благохваления:

Радуйся, предстоящи ныне Агнцу Божию в лице мученичестем; радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши. Радуйся, луно, просвещенная от незаходимаго Солнца Правды; радуйся, путеводительнице, правую стезю к вечному спасению нам показующая. Радуйся, яко Христос по мучении твоем в чертог Свой тя всели; радуйся, яко, тебе последующе, и мы царство Небесное обрящем. Радуйся, особливая покровительнице Чешскаго и Словацкаго народа православнаго; радуйся, о нас, сродных ти людех, присная пред Богом молитвеннице.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 12

Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, угоднице Христова, святая мученице Людмило, от Всещедраго Бога и Спаса нашего, вразумляющую и укрепляющую нас в деле спасения, да не бесплодно будет в нас всеянное тобою семя святыя веры, но да прозябнет и плод достоен сотворит, имже препитаем души наша до будущия жизни и со всеми святыми воспоем Богу песнь: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое преставление, ублажаем мученическую кончину и почитаем память твою, святая мученице мати Людмило, многомощная заступнице земли Чешския, Словацкия и Сербския, буди же и о российских людех благая молитвенница ко Господу, да вопием ти:

Радуйся, благодатию Святаго Духа одеянная; радуйся, представшая Живущему во свете неприступнем. Радуйся, вдовицам правило богоугоднаго жития; радуйся, теплая ходатаице, всем православным от Бога дарованная. Радуйся, соучастнице на Небеси жребия праведников веры Христовы; радуйся, со святыми Божиими Трисвятую песнь воспевати сподобльшаяся. Радуйся, от Господа всех благ нам, молящимся ти, подательнице; радуйся, яко всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, на помощь скоро притекаеши.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 13

О, святая мученице и верная угоднице Христова Людмило! Малое сие песнословие от нас приемлющи, моли милостиваго Бога нашего, да вселится и возблагоухает в сердцах наших святыня Православныя веры, да умножится в житии нашем елей дел благих, да не угаснут светильницы наши в полунощный час сретения Небеснаго Жениха и да сподобимся купно с тобою выну воспевати Ему в вечнем царствии: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА

О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Поздравляю всех Людмил с именинами!

Святая Людмила - первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли, а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей, и христианских учителей.
Значение имени Людмила очень просто: милая людям. Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто. Множество российских женщин видели и видят в ней свою небесную покровительницу.

«Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, Она - первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа - ибо светом святости произвела день богопочитания <...> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею - то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет». «Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии» (чешская рукопись ХI в.)

Святая Людмила родилась в 860 году, она была родом из Сербии, дочерью сербского князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за первого известного чешского правителя - князя Борживоя (из рода Пржемысловичей).
Супруги жили в эпоху исторического самоопределения славянских народов: в этот период возникли первые славянские государства, на это время приходится миссия святых братьев Кирилла и Мефодия, Просветителей Словенских. По преданию, именно равноапостольный Мефодий обратил в истинную веру Борживоя и Людмилу и крестил их в Велеграде, при дворе князя Великой Моравии Святополка (871-885).
По возвращении в Чехию они возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь Святого Климента в Левом Градце, где стал служить священник, присланный святым Мефодием.

Жизнь благоверной княгини Людмилы Чешской и ее семьи теснейшим образом связана с просветительской миссией равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Таким образом, политический союз Чехии и Моравии прорастает духовными плодами. И принявшая крещение Чехия в наступающем Х веке стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.
Благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на землe Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы.
Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и дочерью, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

Однако процесс обращения в христианство всего чешского народа был долгим и трудным. Христианское устроение общества, основанное на законности и милосердии, было несовместимо с прежними варварскими родоплеменными отношениями, которые во многом держались на силе и произволе военной аристократии. Не случайно, поэтому, языческая военная знать уже при жизни Борживоя подняла мятеж против своего государя. Восстание было подавлено с большим трудом и только при помощи Святополка Моравского, союзника чешского князя. Тем не менее, и после победы Борживоя языческая партия в Чехии не ослабла, а после смерти князя в правление его детей Спытигнева I (ок. 894-915) и Вратислава I (915-921) еще больше усилилась.

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Братислав, вступив на престол после своего брата, правил своим народом тридцать три года, в его правление святая Людмила продолжала заботиться о Церкви.
Супруга Братислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей - Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил благочестивой матери своей - святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.
Чувствуя приближение кончины, князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос отрок в благодатной вере под сению своей бабки.

В 921 году князь Братислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья.
Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении.

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной стаpицы. «Так ли помните все мои благодеяния?» - спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, - смиренно просила Людмила, - чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год.
Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения Своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.
"Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по вые твоей; Радуйся, яко таковым образом угодивщая Богу, пострадавшая мученически».
«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является. Радуйся, яко мощи твоя прославu Господь нетлением благодатно».
"Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших".

Казалось бы, Людмила и вообще христианская миссия в Чехии безвозвратно проиграли язычеству: по человеческим соображениям, святая княгиня не смогла подавить заговор, удержаться у власти. Однако, в конечном счете, святая Людмила добилась гораздо большего, чем просто политическая победа над противниками.
Своей твердой верой, святой жизнью и мученической смертью она сумела воспитать своего внука Вячеслава христианином, который в будущем, несмотря на языческое окружение и влияние матери, станет благоверным князем, вернет свою страну на путь христианского просвещения, перенесет останки святой Людмилы из Тетина в Прагу, в церковь Святого Георгия Победоносца на Пражском граде (здесь они покоятся и по сей день), где и ныне от них происходит много знамений и чудес, и, в конечном счете, сам примет мученическую смерть за Христа.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.
Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.
В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

Подвиг святой Людмилы актуален и в наше время. И сегодня почти каждый верующий человек призван проповедовать Христа, в первую очередь, в собственной семье, не только словами, но и всею своею жизнью. Нужно быть готовым, что многие и самые близкие люди могут не понять нас, и христианская вера будет даже вызывать в них ненависть и раздражение. Но наше терпение и любовь, наши усилия и скорби, в конечном итоге, не будут напрасными, если мы будем твердыми в вере как святая мученица Людмила, княгиня Чешская.

28 ноября 1999 года в Москве в храме святого Николая в Котельниках (недалеко от Афонского подворья) торжественно открылось подворье Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (+2000) освятили храм после реставрации и совершили в нем Божественную литургию. Высокий гость передал в дар Русской Православной Церкви ковчежец с частицей мощей святой мученицы Людмилы, который теперь пребывает на подворье в Москве.

Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Величание
Величаем тя, страстотерпице Христова Людмило, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице.
Се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило,
Не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители.
Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако:
«Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ ЛЮДМИЛО, МОЛИ БОГА О НАС.

Человеческая природа такова, что ему просто необходима поддержка высших сил. Одним людям вера в Бога дарит надежду, вторым - терпение, третьим - любовь и укрепление духа. Упование на Господа всегда помогало сохранить целостность души в трудные времена, сама вера сопряжена с такими понятиями, как надежда и любовь.

Сейчас влияние церкви неоспоримо, многие люди постепенно приходят в её лоно, прося Господа о заступничестве и помощи. Молитва действительно помогает, чудодейственные мощи служат исцелению, имена многих святых известны по всему миру. Однако святая Людмила Чешская знакома не всем, хотя её заступничество может оказаться важным для семейного счастья, благополучия, здоровья детей и близких.

Кто такая княгиня Чешская

Родиной великой мати стала Чехия, но на сегодняшний день её имя там практически забыто. Святая Людмила была рождена в семье Славибора - сербского князя, в 860 году. В совсем молодом возрасте она вышла замуж и покинула отчий дом, уехав с мужем в далёкий по той поре край - Чехию. Брак с князем Борживоем из рода Пржемысловичей послужил поводом для объединения племён на территории современного чешского государства. В документальных сведениях указано, что она была высокообразованна, владела несколькими языками, в том числе латынью и греческим.

В чешских рукописях отмечено, что княгиня Чешская святая Людмила взошла в земле Богемской подобно утренней звезде. Она стала символом веры и правды, разогнала лучом истинного христианства мрак заблуждения.

Святая Людмила: житие, крещение

В те времена супружеская пара придерживалась языческой веры, однако ситуацию изменило знакомство с великим просветителем Мефодием. Вполне вероятно, что этот переводчик с арамейского, латинского, греческого и других языков, произвёл на молодую чету сильное впечатление. Уже в 882 году супруги в присутствии Мефодия приняли таинство крещения.

Княжеская пара в Чехии возвела первый на этой земле храм христианской веры в Левом Градце, который был назван в честь святого Климента. Святая мученица Людмила и её муж, приняв крещение, стали способствовать распространению Православной веры в Чешском государстве. Благочестивая пара созидала в своём княжестве храмы, приглашала священников для совершения молебнов и богослужений.

Сыновья княжеской четы

У супругов было четыре дочери и двое детей мужского пола. Все отпрыски воспитывались в страхе Божьем. Князь ушёл из жизни в возрасте 39 лет, оставив во вдовьем горе двадцатидевятилетнюю жену. Старший сын - Спитигнев - тоже умер рано, и на престол вступил младший - Братислав, но государством фактически управляла его мать, которая считалась мудрой правительницей. Святая Людмила вела праведную жизнь в христианской вере, помогала всем нуждающимся, больным и обездоленным.

Несмотря на все старания княгини, язычество сохранялось на территории государства, особенно у полабских славян, которые населяли соседние земли. Дела немецкого романизма не только не способствовали сближению местных народов с христианством, а наоборот, становились сильной подпиткой вражды против него. Жена Братислава - Драгомира - была язычницей, что, по некоторым данным, представляется весьма сомнительным. Маловероятно, что в таком христианском семействе, как княжеское, супруга князя была некрещёной. Однако предания утверждают, что она не была истинной верующей, отличалась заносчивостью и гордыней и вследствие таких черт характера и непреклонности дорожила всем славянским, и язычеством в том числе. Ненависть к вере, воспитанная в полабских славянах, не без усилий немецких властителей и миссионеров, проявлялась и в ней.

Внуки святой Людмилы

Княжеская пара породила детей - двоих сыновей. Мальчики совсем не походили друг на друга: Вячеслав напоминал по нраву доброго отца - глубокого христианина, Болеслав стал отражением всех качеств нечестивой Драгомиры. Первенство престолонаследия оставалось за Вячеславом, и князь поручил его воспитание своей богобоязненной матери - святой Людмиле. Другого сына пестовала Драгомира.

Князь рано почувствовал близость своей кончины и хотел закрепить за Вячеславом престол. Он созвал именитых правителей, епископа, представителей церкви в храм Пречистой Богородицы и после проведения литургии возвёл его на ступени алтаря, где отрок получил епископское благословение. Несмотря на все козни невестки, Вячеслав воспитывался в законе христианском.

Князь покинул этот мир в 921 году, власть получил его несовершеннолетний сын. Чешским сеймом был создан указ, согласно которому Драгомира становилась регентшей. Святая Людмила Чешская занималась образованием и воспитанием внука.

Убийство мученицы

Драгомира, несмотря на распространение христианской веры, пыталась искоренить её из чешского народа. Она смогла приблизить к себе всех оставшихся в княжестве иноверцев и стала отменять законы и порядки, способствующие ослаблению язычества, которые были приняты ещё Борживоем и Братиславом. По всей чешской земле стали выстраиваться идольские капища.

Святая Людмила выразила невестке своё недовольство. Но в душе Драгомиры языческое безумство давно переплелось с властолюбивыми амбициями, и она задумала убить свекровь. Княгиня, повинуясь слову Писания - удаляться от любого зла, покинула столицу, затем уединилась в Тетине, где проводила время в молитве, рукоделии, благотворении. Однако невестка нашла её и здесь.

Убийцы в ночь с 15 на 16 сентября ворвались к Людмиле, вырвав двери дворца. В это время княгиня преклонила колени в молитве в домашней часовенке. «Так вы помните благодеяния мои?» - спросила она. Увидев, что её собираются удушить, княгиня попросила поразить её мечом, чтобы пролить кровь за Христа вместе с другими страдальцами. Но убийцы были осведомлены о том, что кровопролитие является условием для признания мученичества, и прибегли к удушенью. Источники предполагают, что орудием стала вуаль, которая теперь является символом святой Людмилы. Душа мученицы отправилась на вечный покой, а тело было погребено без соблюдения христианских канонов под городской стеной Тетина.

Господь ославил место погребения угодницы чудесами: еженощно над ним появлялись горящие свечи. Слепцы прозревали, когда касались земли с её могилы. Внук княгини, услышав о таких знамениях, перенёс тело убиенной в Прагу и упокоил его в базилике святого Йиржи.

Доподлинно неизвестно, знал ли блаженный Вячеслав, что Драгомира принимала участие в убиении Людмилы. Однако современники сообщают, что его мать была удалена от двора. Сам князь продолжал жить в глубоком христианстве и по вере своей устраивал все дела семьи и подвластных земель.

Известен случай, когда на земли Вячеслава пришёл с войском соседний князь - Радислав. Внук св. Людмилы с присущим ему миролюбием послал спросить у второй стороны, чем вызвано нападение. Ответ требовал уступки Богемии, что вынудило Вячеслава выступить с войском на защиту родной стороны. Однако князь не хотел проливать кровь и предложил честный поединок самому Радиславу, на что тот согласился. В итоге соперник был побеждён и просил прощения у Вячеслава на коленях.

Чуть позже на сейме в Вормсе Вячеслав попросил у императора Оттона мощи святого мученика Витта, на что получил благоволение. Блаженный князь привёз их в Прагу и возвёл храм в его честь. Именно в этом святилище были помещены мощи его бабки - Людмилы.

Год от года почитание мученицы только росло, но официально церковь признала её святость примерно в 1144 году. Затем престолы некоторых чешских храмов приняли частицы мощей, день святой Людмилы стал праздноваться как церковный праздник. В 1197-1214 годах епископ Даниэль Второй дал своё благословение на роспись икон мученицы наряду с образами других покровителей чешской земли. Во времена царствования Карла Четвёртого над ракой благочестивой княгини было возведено надгробие. Святая Людмила, (памяти) которой отмечается 29 сентября, до сих пор погребена в этом месте.

В 1981 году рака была отворена, рядом со святыми мощами обнаружили белую ткань из шелка с геометрическим узором. Историки полагают, что (повой), которой знатные дамы покрывали голову.

Почитание в Русской Православной Церкви

Святая мученица Людмила почитается РПЦ, её имя внесено в русские православные святцы, в храмах находятся образа. В Москве, в одном из соборов, расположена святыня: икона мученицы с частичкой мощей. Многие паломники со всей страны приезжают сюда, дабы иметь возможность ей поклониться.

О чём её просят в молитвах

Прежде всего, святой Людмиле молятся те люди, которые считают её своей покровительницей. Можно произносить краткое прошение мученице каждый день или читать акафист. Преподобную просят о заступничестве и небесном благословении детей своих.

Молитва святой Людмиле, угоднице Христовой, должна произноситься с чистой душой и добрым сердцем. Она помогает избавиться от грешных помыслов, получить покаяние и помилование от Царя Небесного.

В молитвах и акафистах к мученице часто упоминается её внук - блаженный Вячеслав. Через него возносятся мольбы и за заступничество по отношению к собственным детям и внукам.

Прошения могут вестись не только готовыми молитвами, но и своими словами - заступница услышит любой зов о помощи, идущий от души. Классические акафисты содержатся в Канонике, это можно приобрести в любой церковной лавке. Обращаться к святой можно в любое время дня, когда того затребуют благочестивые помыслы.

Молитвенное правило

У каждого человека своя дорога к Господу, и все мы находимся на определённом отрезке этого пути. Любой из верующих обладает своими физическими и временными возможностями для вознесения молитв, соответственно, единого правила просто нет. Каждый должен обращаться к святым и Господу ровно столько, сколько может.

Иконы преподобной мати в России

На иконах княгиня Чешская святая Людмила изображена в длинном платье, голова всегда покрыта повоем, на некоторых образах - княжеской шапкой. Основным атрибутом, имеющим символичное значение, считается именно повой, который спускается на шею. Есть иконописцы, изображающие вместо него верёвку - символ мучения. Существуют совсем редкие иконы, где святая представлена с чашей, наполненной виноградными гроздьями. Нередко её изображают с малолетним Вячеславом, который внимает учениям.

Икона святой Людмилы-мученицы помогает предотвратить семейный разлад, даёт защиту от злого умысла. Перед образами молятся о здоровье и благополучии младших домочадцев, например, внуков, детей. Святая помогает им не пострадать от греха, встать на путь истинного христианина.

Если в семейном кругу уже назрел конфликт, молитва, вознесённая к иконе мученицы, поможет вернуть мир. Женщина, рождённая под именем этой заступницы, избежит в прошении различных неприятностей и решит все житейские неполадки.

В России икона святой есть в Москве, в Котельниках, на Подворье Православной Церкви и Словакии, она расположена в храме Святителя Николая. Ко дню памяти мученицы сюда ежегодно привозят частичку мощей. Также перед иконкой можно помолиться в церкви Вячеслава Чешского, которая возведена в Барвихе. Остальные образа, менее известные, можно встретить в храмах во всех уголках страны.

Значение иконы

Икона святой Людмилы повествует о благочестивой жизни княгини. Но её беды, мужественно переносимые, встречаются в жизни обычных женщин, например, проблемы с родственниками, в семье, потеря любимых и близких. История мученицы учит преодолевать все перипетии, оставаться в вере, христианстве, дарить любовь и помогать людям. Молитва, произнесённая перед образами, неоднократно помогала людям.

Святая Людмила: день ангела

Обычаи предписывали нарекать ребёнка на восьмой день после рождения. Имя выбирал священник, руководствуясь Святками. Мученик, в честь которого дитя получало имя, становился его небесным заступником. Православные придерживаются такого порядка и по сей день. Все девочки с именем Людмила (при условии крещения в нём) должны почитать своего ангела-хранителя и заступницу, которой является преподобная княгиня. День ангела празднуется 29 сентября.

Также отмечается день памяти святой мученицы благоверной княгини Чешской - Людмилы. Он празднуется церковью 16 сентября по старому стилю и 29 сентября - по новому. Святую могут считать небесной покровительницей все верующие, которые ищут её заступничества.

Канонизированная княгиня - покровительница родной земли

Святая Людмила стала первой чешской мученицей, покровительницей родной земли. Также её почитают как благодетельницу бабушек, матерей, педагогов, учителей и воспитателей. Её статуя размещена на Карловом мосту, где представлены и другие скульптуры самых почитаемых святых Чехии. Почётное место занимает лик, изображённый на постаменте памятника Св. Вацлава, установленного в центре Праги.

Храмы в Праге

Католический храм святой Людмилы-мученицы был основан в 1888 году. Он находится на площади Мира, в городском районе Винограды. Это великолепное неоготическое сооружение выделяется двумя высокими, абсолютно одинаковыми колокольнями. Храм построен таким образом, что будто бы парит над площадью. Высота башен со шпилем - шестьдесят метров. Костел святой Людмилы является доминантой прилегающего пространства и привлекает не только молящихся, но и туристов.

К основному входу ведёт высокий тяжёлые двери и портал оформлены строгим орнаментом. С обеих сторон от входной группы установлены портики из камня, над порталом размещено большое окно-роза. За счёт стрельчатых удлинённых окон облик башен кажется вытянутым по вертикали. Тимпан украшен рельефными изображениями Христа, святых - Вацлава и Людмилы.

Храм святой Людмилы действующий и является собственностью Римской церкви. Христиане, принявшие католическую веру, наряду с православными отмечают день благочестивой Людмилы и почитают её. Святилище открыто для всех верующих во время богослужений.

Ещё один, не менее известный храм, возведён в местечке Тетин, близ Согласно преданию, он возводился на месте, где была убита княжна. Под главным алтарём возложен камень, на котором - опять же, согласно преданиям - молилась святая, когда к ней подкрались душители.

Храм мученицы, но уже принадлежащий Русской Православной Церкви, был освящён в Праге в конце 2012 года. Он возведён в бывшем выставочном павильоне Росторгпредства на Сибирской площади. Во времена советской власти тут экспонировалась строительная и сельскохозяйственная техника, в более позднее время - размещалась экспозиция ретро-авто. Не так давно территория была возвращена в лоно Православной Церкви.

В рамках первого этапа реконструкционных работ обустройство церкви велось в пределах основного круглого объёма сооружения. На втором этапе предполагается возведение колокольни и куполов. Однако православный храм святой Людмилы в Праге уже принимает прихожан, которые хотят вознести молитву святой. А также тех, кто рассчитывает на её небесную помощь.

Святыни

Мощи святой Людмилы находятся в Праге и почитаются верующими за одну из главных христианских реликвий. Гробница размещена в базилике преподобного Георгия, в отдельной часовне Пражского Града. Она чаще всего закрыта для посетителей, и лишь раз в году верующим дозволено совершить богослужение близ чудотворных мощей.

В день святой Людмилы тут проходят православные и По их окончании всем прихожанам священники разрешают приложиться к реликвии.

Вместо заключения

Святая великомученица Людмила стала символом благочестия, добродетели для христиан всего мира. Почитание этой княгини, возносимые к ней прошения помогают сохранить мир в семье, добрые отношения с близкими и окружающими. Не так важно, как произносится обращение - по канонам или своими словами, если оно идёт от благочестивого сердца и души, то достигнет своей цели. Молитва святой Людмиле всегда дарит благо!

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя - Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на
территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.

В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем – Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям - одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

У них было двое сыновей - Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери - святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.

Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября , выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» - сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах - главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы - Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не
вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге , где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела ) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.

В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно

Храм святого Николая Чудотворца в Котельниках (1822-1824 г.г.)

Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.


Top