История одного шедевра: «Сельский крестный ход на Пасхе» Перова. Богословский смысл совершения крестного хода на пасху

По работе регулярно просматриваю разные шедевры живописи. Очень часто попадаются картины с очень интересной судьбой и историей. К сожалению, невозможно все картины поставить на первую полосу газеты. Буду выставлять их здесь. Первая «Сельский крестный ход на Пасхе» гениального Василия Перова. Презентация картины в свое время было встречено с большим скандалом... впрочем и в наше время, когда клерикальные настроения пропагандируются властями, картина была бы встречена негодующими воплями различными чаплинами.

Картина «Сельский крестный ход на Пасху» пронизана идеями так называемого критического реализма, расцветшего в пореформенной России. В этот период Перов вслед за разночинскими идеологами был уверен, что главным смыслом и целью искусства является обличение пороков российского общества. В этом контексте чрезвычайно характерен «Сельский крестный ход на Пасхе».

Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным.

Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. Удачен пейзаж ранней деревенской весны, на фоне которого происходит церковное шествие.

Через год полотно было выставлено перед широкой публикой на петербургской ежегодной выставке Общества поощрения художников, и начался общественный скандал. Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».

Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту».

Властям же картина показалась возмутительной. Ибо российское начальство, как всегда, очень болезненно относилось к любой критике существующей действительности. Картину сняли с выставки, чтобы убрать подальше, где ее никто бы не увидел. Но вмешался Павел Третьяков. Он успел купить полотно, не взирая на предупреждение, что автор может угодить и в Соловецкий монастырь по обвинению в богохульстве.

Между тем разбирательство шло, как обычно, весьма медленно: только через шесть лет следователи Хамовнического судебного участка запросили Академию художеств о демонстрации безнравственного полотна с пьяным священником. На что Академия резонно отвечала, что «последние шесть лет, картина здесь не выставлялась». Этим все и закончилось. Перов же оставался тверд в своем «критическом направлении» и ответил такими сатирическими картинами, как «Чаепитие в Мытищах» и «Монастырская трапеза» .

Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей. Советский искусствовед А.А. Федоров-Давыдов писал по поводу идейного замысла картины: «Будучи антиклерикальной, как и остальные картины Перова на ту же тему, по существу она не была антирелигиозной. В ней разоблачалось духовенство, как слуга самодержавия, показывалась мертвечина официальной религии, но отнюдь не отрицалась религия вообще...».

Живописец действительно в начале 1860-х годов разоблачал нравы российского духовенства, но его картины на евангельские темы в конце 1870-х годов – «Христос в Гефсиманском саду» (1878), «Снятие с креста» (1878), «Первые христиане в Киеве» (1880) – свидетельствуют, что автору не было чуждо религиозное сознание. Правда, поздние религиозные полотна Перова, уступают по своим живописным качествам «Сельскому крестному ходу на Пасху».

Биография художника

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

В.Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.

Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),

малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),

большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).

Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казенный счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).

Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году - место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.

Художник скончался от чахотки в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.

Настроение: Так себе

Музыка: Кулио - Гэнгста парадайз

Отношение к миру: Чкрк

Пасхальная служба – одно из самых важных событий для православных. В храмах проходят важное для верующих служение. Великий пост заканчивается сразу после того как завершится Божественная Литургия и причащение. Начинается главное событие года для православных за несколько часов до полуночи, а завершается служба в 4 утра.

Богослужение в Воскресенье Христово начинается с Крестного хода в полночь. В это время в храм могут прийти все желающие. Те, кто хочет попасть внутрь и пробыть в церкви всю службу, приходят заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы или посмотреть прямую трансляцию по телевизору.

Как совершается Пасхальный Крестный ход

В 2018 году 8 апреля все православные отмечают Пасху. В храмах служба начнется 7 апреля, в Страстную Субботу за некоторое время до полуночи. Начинается торжественное богослужение с зажжение священнослужителями свечей. То же самое делают люди, пришедшие в это время в храм. В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон.

После этого начинается долгожданный Пасхальный Крестны ход, который проходит по следующим правилам:

  1. Шествие возглавляет человек, несущий фонарь. После него идет священнослужитель с крестом, далее – образ Девы Марии. Завершает Крестный ход хор и верующие, которые пожелают присоединиться к процессу. Все шествующие идут в два ряда. Когда все выходят из храма, его двери закрываются.
  2. Обойти храм необходимо трижды, при этом каждый раз необходимо остановиться около закрытых дверей. Такая традиция символизирует вход в пещеру с Гробом Христа.
  3. Храм открывается после того, как шествующие завершают третий круг и произносится «Христос Воскрес».
  4. Все возвращаются внутрь и служба продолжается.

Это шествие обязательно проходит в каждом православном храме. Крестный ход позволяет прочувствовать дух праздника. Это важное событие для верующих всегда очень зрелищное.


Как вести себя в храме на Пасху

Принять участие в Пасхальной службе может каждый желающий.

Важно! Причащаться могут лишь крещеные люди.

В знак уважения к празднику верующих следует соблюдать ряд простых правил.

.

Картина написана в конце ХIX века и по мнению искусствоведов относится к так называемому критическому реализму. Вроде бы она обличает пьянство на Руси и в частности в церковной среде. Но есть ли реализм в этой картине?

Действительно, на картине очень выразительно изображены пьяные люди. Однако, некоторые моменты заставляют задуматься: сам автор хоть немного знаком с христианской жизнью или пишет о том, о чем имеет весьма смутные представления, но при этом дерзает обличать то, в чем не разбирается.

Рассмотрим, какие же несоответствия изображены на картине.

Во-первых пасхальный крестный ход происходит в богослужебное время. Или ночью после вечерни перед литургией или утром после литургии. Перед пасхальным богослужением строгий пост! Так когда же участники крестного хода успели напиться??? Я вполне допускаю, что ПОСЛЕ крестного хода будет трапеза, где кто то напьется, но пьяные люди будут ПОСЛЕ крестного хода, а не ВО ВРЕМЯ!

Во-вторых, по мысли художника крестный ход выходит из дома, где люди праздновали Пасху и идет к церкви. Но если так, то почему священник в облачении? На нем епитрахиль и фелонь! По богослужебному уставу эти элементы облачения могут быть на священники только в богослужебное время, но ни как не на трапезе. И почему несут хоругви, фонарь и крест? Эти богослужебные предметы тоже не носят в трапезную. Бывает, что в монастырях монахи идут из храма в трапезу неким подобием крестного хода, однако у них нет упомянутых облачений и богослужебных предметов.

Сюжет картины – такая же неправда, как если бы люди шли по облакам.

Таким образом, возможны два варианта: или автор картины изобразил заведомую ложь, причем «шитую белыми нитками» или автор настолько нецерковный человек, что не знает, как проходит православное пасхальное богослужение! Мне кажется, что, скорее всего имеет место второй вариант: представители русской интеллигенции почему-то считают себя «самыми умными» и на этом основании присвоили себе право обличать и учить всех.

А теперь рассмотрим, что же видят на картине другие интеллигенты.

Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным… (Пелевин Ю.А. «Перов Василий Григорьевич, Сельский крестный ход на пасху»)

То есть критик замечает образы отдельных персонажей, но не замечает упомянутых мной фактических ошибок, которые заметил бы любой воцерковленный человек. Таким образом, критик не более воцерковлен, чем автор картины! О его невоцерковленности так же свидетельствует упоминание о женщине, «поющей молебен». Вообще то молебны не хор поют, а служат священнослужители, а во время движения крестного хода поется канон празднику.

Существенно, что критика нельзя обвинить в невнимательности:

Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. (там- же)

То есть про избу критик заметил, а про несоответствие церковной жизни – нет.

А вот высказывания современников художника о картине:

Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».
Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту». (там же)

Опять ни кто не заметил упомянутых фактических неточностей. Значит все упомянутые критики такие же нецерковные люди! Однако присвоили себе право рассуждать о церковной жизни, то есть о том, в чем не разбираются.

А теперь посмотрим на критические высказывания современных атеистов и «бог-в-душевцев» о современных церковных проблемах. Опять же довольно часто невежество как в вероучительных так и в бытовых вопросах.

Так стоит ли подобным интеллигентным людям обижаться, что церковь «игнорирует их»? Может быть, церковь просто следуют совету А.С. Пушкина: «не оспаривай глупца»?

Колян Платков
Ноябрь 2013г

Пьяная процессия с хоругвями и священник с дьячком вышли из избы, где их только что на славу угостили после богослужения. Священник едва держится на ногах: чтобы спуститься с крыльца и не упасть при всем честном народе, он оперся рукой о столб. Обрюзгшее Лицо, помутневшие глаза, спутанные волосы на голове развенчивают святость духовного пастыря, «упившегося вином до положения риз».

Возле него три «падших грешника»: дьячок, растянувшийся на крыльце и беспомощно пытающийся подняться, и два мужика-мирянина: один залез под крыльцо мертвецки пьяным, а второму молодая крестьянка поливает голову холодной водой. Какая трагикомическая сцена, сколько в ней едкой сатиры.

«Богоносы» (так называли в деревне крестьян, согласившихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю) тянут «кто в лес, кто по дрова» церковное песнопение («Христос воскресе из мертвых...»). Придурковатая молодая крестьянка с иконой в руках поет во все горло; видимо, она тоже приложилась к хмельному зелью.

Рядом с ней еле бредет дряхлый старик с понурой головой, в рваном армяке и лаптях. Он тоже изрядно выпил и даже не замечает, что икона перевернулась ликом к земле.

Впереди этих темных забитых людей идут три «справных», то есть зажиточных мужика в шубах и армяках. У одного в руках фонарь с зажженной свечой, у второго - развевающаяся по ветру хоругвь, у третьего - дароносица.

И так целую неделю «богоносы» ходили по деревням своего прихода, из избы в избу, разговляясь вместе с церковниками куличами и яйцами, пирогами и водкой или в крайнем случае брагой. Львиная доля пасхальных угощений с денежными приношениями отдавалась попу (его возчик принимает от хозяина избы это подаяние «в пользу господа бога»).

Погода ветреная, холодная. Все небо затянуто свинцовыми облаками. Одинокие деревья стоят голыми, только грачиные гнезда и скворечники «украшают» их. На земле лужи и грязь. Все это пасхальное шествие спускается в глубокий овраг, где виднеются почерневшие избы и церквушка.

Колористическое решение картины правдиво и выразительно. Яркие пятна то голубого цвета (на ризе и эпитрахили священника), то красного (сарафан хозяйки, изображенной на крыльце, юбка у женщины с иконой, дароносица в руках богоноса, кисти кушака и фонарь) останавливают на себе внимание. Зритель постепенно вникает в содержание картины, задумывается над ее значением.

Перов изобразил конкретный факт, но факт, типичный для тогдашней России. Смелая критика духовенства и темных сторон жизни крестьянства потрясла многих современников Перова, увидевших в картине протест художника против всего самодержавно-крепостнического строя.

«Сельский крестный ход на пасхе» был показан впервые на выставке Общества поощрения художников. Картину предложили немедленно изъять из экспозиции, но, к счастью, ее успел купить П. М. Третьяков, и «безнравственная» картина, разоблачающая ханжество и лицемерие духовенства, сохранилась.



Уже с утра Страстной субботы верующие задают друг другу вопрос, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько. Мы можем в полной мере ответить на этот вопрос. Тем более, что дата и время крестного хода из года в год не меняется. Вернее, дата меняется, но событие – Пасха, всегда остается одно.

В субботу после суетных приготовлений к празднику, когда уже все куличи готовы, а яйца покрашены, можно немного отдохнуть. Но, следует помнить, что вечерняя пасхальная служба начинается уже в 20.00. Вообще, лучше все дела успеть сделать до этого времени и уже спокойно отправиться на службу. Если вы хотите попасть только на Крестный ход, то нужно приходить ближе к полуночи.

Как проходит Крестный ход

Крестный ход – это какое-то самостоятельное действо сам по себе. Он проходится в рамках
праздничного пасхального богослужения. Вернее, делит само богослужение на две части. Сначала это еще скорбные молитвы о том, что случилось с Христом в Страстную неделю. Потом священник, за ним все служители, а за ними верующие выходят на улицу, где совершается Крестный ход.




Во время хода церковные служители несут самые важные иконы, также хоругви, лампады. Трижды нужно обойти вокруг храма и каждый раз останавливаться у дверей храма. Первые два раза двери будут закрыты, а третий раз двери откроются. И это добрый знак, который говорит нам о том, что Пасха наступила. Уже после Крестного хода и после того, как священник сообщим всем о наступление Пасхи, церковнослужители переодеваются в белые праздничные одежды и службы продолжается еще несколько часов.

Получается, что дата, когда Крестный ход 2018 – это 7 апреля. Вернее, служба начнется вечером, в 20.00 7 апреля, но постепенно перейдет в 8 апреля. Пасхальная служба удивительная и очень красивая. Если вы еще никогда не ходили в церковь этой ночью, то мы настоятельно рекомендуем это сделать. В принципе, нужно достоять хотя бы до Крестного хода и совершить его. Потом, если уже силы покинут, можно отправляться домой.

Что делать после Крестного хода

Да, в церкви вместе с другими верующими вы первые узнали благую весть о том, что Христос Воскрес. Это значит, что Пасха наступила и закончится Великий пост. Можно кушать любую пищу, радоваться и веселиться. Но не стоит кушать освещенные продукты сразу после того, как придете домой: как бы ни хотелось. Согласно церковному уставу, это в корне неправильно.




Нужно обязательно лечь спать, а уже утром начать праздновать Пасху по-настоящему. Утром вся семья собирается за столом. На центр стола ставится кулич, в котором находится свечка из церкви, вокруг кулича разложены освещенные продукты. Следует зажечь свечу и начать свое утром с молитвы. Потом каждый член семьи должен скушать по маленькому кусочку каждого освещенного продукта. Уже после этого можно приступать к трапезе, биться яйцами и просто получить удовольствие от столь замечательного, яркого и насыщенного праздника.

Итак, вы знаете уже, во сколько будет Крестный ход на Пасху, и как он будет проходить. Остается только найти в себе силы, чтобы в эту святую ночь обязательно сходить в церковь. Кстати, напоминаем, что в Великую субботу рекомендуется придерживаться строгого поста. Это значит, не кушать до окончания вечерней службы, а после нее покушать хлеб и попить воды. Но, осталось совсем немного до того момента, как наступит Пасха и как закончится период ограничений. Христос Воскрес, а это значит, можно в полную силу праздновать это событие.





Top