Какой был человек степан разин. Разин Степан Тимофеевич. Восстание Разина. Биография

Разин Степан Тимофеевич (около 1630-1671), казачий атаман, предводитель крестьянской войны 1670-1671 гг.

Донской казак из зажиточной семьи. Знал польский, татарский и калмыцкий языки, трижды избирался донцами в посольства в Москву и один раз - к калмыкам. В 1663 г. как наказной атаман разбил крымчаков под Перекопом.

«Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью», - писал современник о 33-летнем Разине.

В 1666 г. царь Алексей Михайлович потребовал провести на Дону перепись и вернуть беглых крепостных. Обозлённый ответом казаков «с Дона выдачи нет!», царь перекрыл им торговлю и подвоз продовольствия.

Весной 1667 г. тысяча «голутвенных» - бедных, но хорошо вооружённых казаков - ушли за Разиным с Дона на Волгу. Взяв на абордаж богатый караван судов и набирая новых бойцов, атаман силой и хитростью пробился на Каспий и уже с полуторатысячным войском зазимовал на реке Яик (Урал).

Весной 1668 г., тщательно подготовив флот, Разин с 3 тыс. бойцов начал поход. Пройдя от Дербента до южных берегов Каспия, казаки добыли много ценного с иранских судов. Хорошо организованное к весне 1670 г. войско рвалось на Волгу. Атаман призывал: «На Русь, на бояр идти».

Разин взял Царицын (ныне Волгоград) и разгромил спешившее к городу тысячное войско стрельцов. Под городом Чёрный Яр стрельцы с барабанным боем и развёрнутыми знамёнами перешли на его сторону. Под Астраханью царский воевода дал сражение, но город восстал и 22 июня впустил Разина.

Атаман послал 2 тыс. бойцов на Дон, а с остальными пошёл вверх по Волге. Саратов и Самара открыли перед Разиным ворота, в Самаре сильное войско Ивана Милославского и князя Юрия Барятинского было заперто разницами в кремле. Осаждая его, Разин потерял месяц и упустил инициативу в войне.

Царь отправил против казаков 60-тысячную армию князя Ю. А. Долгорукова, собирал новые армии в Казани и Шацке. Но каждый день приносил вести о взятии городов и крепостей, о страшной гибели дворян, чиновников, служилых людей и местной знати. Перед восставшими пали Свияжск, Корсунь (ныне Корсунь-Шевченковский), Саранск, Пенза и другие города, в осаде были Нижний Новгород и Кокшайск.

Зимой разинцы понесли ряд поражений от правительственных войск.

Весной 1671 г. домовитые донские казаки, получив от царя помощь войсками, оружием и припасами, взяли Кагальницкий городок и схватили Разина с братом Фролом.

Последний оплот повстанцев - Астрахань пала.

    Спасибо большое! Мне очень помогло и текст действительно правдивый

Разин Степан Тимофеевич - (ок. 1630-1671) - предводитель Крестьянской войны 1670-1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.

Родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем - его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662-1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «поход за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства». «Ватага» быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске «воровское полчище» и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его «ватаге» и не хотел идти с нею, распоряжался «жечь огнем и заколачивать до смерти». Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В 1667-1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе «со товарищи» крепость на острове - городок Кагальник. На нем разинская «ватага» и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем».

Летом 1670 поход превратился в мощную крестьянскую войну. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превращал похода в событие, получившее благословение церкви и власти. Под Симбирском в октябре 1670 Степан Разин был ранен, ушел на Дон. Там его вместе с братом Фролом 9 апреля 1671 «домовитые казаки» во главе в Корнилом Яковлевым выдали властям. Привезенный в Москву, Степан был допрошен, пытан и четвертован 6 июня 1671.

Образ Разина вдохновил В.И.Сурикова на написание полотна Степан Разин (1907, Русский музей). Разина запечатлела народная память в названии утеса, урочищ на Волге. Его личность отображена в романах С.Злобина (Степан Разин), В.Шукшина (Я пришел дать вам волю…).

Об этом удалом бунтаре, предводителе мятежных казаков, мы все знаем не только по школьному курсу истории, но также по знаменитой песне «Из-за острова на стрежень», текст которой был написан самарским фольклористом и поэтом Дмитрием Садовниковым в 1872 году. И это не единственное звено, которое связывает наш город с легендарным народным героем. Оказывается, в 1670-1671 годах власть в Самаре в течение 10 месяцев принадлежала не царским наместникам, а выборным атаманам, сподвижникам Степана Тимофеевича Разина (рис. 1).

Месть за брата

Он родился около 1630 года в станице Зимовейской на Дону. Здесь есть одно историческое совпадение: именно здесь ровно через сто лет появился на свет и другой легендарный атаман - Емельян Пугачев. Под названием Пугачевская эта станица существует и по сей день, и относится она к Волгоградской области. Что же касается Степана Разина, то впоследствии он привлек к себе огромное внимание и современников, и потомков, став героем фольклора, действующим лицом художественных произведений и научных трудов не только в России, но и за рубежом.

А первые упоминания об этой личности в исторических документах датируются 1661 годом, когда в хрониках казачьих походов на Крымское ханство и Османскую империю неоднократно отмечалась доблесть троих братьев Разиных – Ивана, Степана и Фрола. В 1662 году Степан, средний из них, был избран верховным атаманом. Его братья в это время тоже стали видными людьми, хотя и занимали места ниже Степана по казачьей иерархии.

В ходе битвы с турками в 1662 году при Молочных Водах на Крымском перешейке казаки одержали победу и вернулись на Дон с богатыми трофеями. Однако в 1665 году произошел серьезный конфликт, когда царский воевода князь Юрий Долгоруков повесил старшего брата Ивана за его самовольный уход на Дон во время войны с Речью Посполитой. Это событие в сочетании с усиливавшимися попытками лишить казачество завоеванных вольностей не могло не оказать огромного воздействия на свободолюбивого Степана Разина.

Именно это событие стало поворотным во всей дальнейшей жизни атамана. На ближайшем кругу он заявил, что будет мстить лично Долгорукову и всей московской власти в целом, а также собирается добиться вольной и благополучной жизни для всех казаков, находившихся под его началом (рис. 2, 3).


С этого времени неприязнь Разина к московскому правительству перешло в открытую войну против царского режима. Тем самым с 1667 года весь волжский путь в Персию из-за действий взбунтовавшихся казаков оказался блокированным, что в это время больше всего волновало вовсе не русские власти, а европейские торговые представительства в Москве, теряющих огромные прибыли (рис. 4).

В том же году многотысячное казацкое войско под предводительством Разина отправилось в поход сначала на Нижнюю Волгу и на Яик, а затем на персидские города на Каспийском побережье. В отечественной истории это плавание получило название «поход за зипунами». Как раз в это время, скорее всего, и произошел тот печально известный эпизод с персидской княжной, о котором рассказывается в песне «Из-за острова на стрежень».

Во время похода по персидскому побережью Каспия казаки разграбили городок Астрабад, где перерезали всех мужчин, а более 800 молодых девушек и женщин увели с собой. Из их числа Разин и его приближенные отобрали около полусотни самых красивых наложниц, а остальные несчастные после общей трехнедельной оргии все были уничтожены. Впрочем, Разин не жалел даже понравившихся ему девушек, что и было отражено в известной песне (рис. 5).

В 1668-1669 годах казаки Разина в основном занимались лишь грабежом царских и иностранных судов на Нижней Волге, но с весны 1670 года их действия уже приобрели характер открытого восстания. Атаман рассылал по городам агитационные листовки, которые в те времена именовались «прелестными письмами» (от слова «прельщать»). В них восставшие от имени Разина призывали простых горожан не платить больше грабительские налоги в царскую казну, перебить опостылевших им градоуправителей, а затем перейти на службу атаману. При этом Разин не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной власти - воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю (рис. 6).

Во всех занятых разинцами городах и крепостях убивали или изгоняли представителей центральной власти, взамен которой вводилось казачье градоустройство. Разумеется, вожаками здесь становились не сам Разин и его казаки, а местные бунтари и неформальные лидеры, что произошло, в частности, и в Самарском крае.

Мятежный град Самара

Согласно архивным документам, в окрестностях Самары отряды Степана Разина впервые появились 31 мая 1670 года. В то время на месте нашего города еще стояла крепость, обнесенной высоким частоколом со сторожевыми башнями на углах. Внутри нее держал оборону небольшой гарнизон во главе с воеводой Иваном Алфимовым, которому подчинялись около 100 конных и 200 пеших стрельцов, а также нескольких пушкарей. Под стенами крепости находились посадские и крестьянские дворы, торговые лавки и базар (рис. 7).

Захватив слободу, мятежники начали штурм крепости. Были сожжены две сторожевые башни, но прорваться внутрь повстанцы так и не смогли, после чего вынуждены были отступить вниз по Волге. Об этом в донесениях в Москву сказано так: «И как де вор Стенька к Самаре пришел, и его де грацкие люди в город не пустили, и он де вор Стенька, пограбя на кабаке на посаде вино, побежал на низ, а под Самарою де не мешкал ни часа».

Новые отряды Разина стали подходить к Самаре 26 августа. К этому времени сделали свое дело упомянутые выше «прелестные письма», и настроения в городе резко повернулись в сторону повстанцев. Казачьи войска к стенам Самары прибывали сюда в течение трех дней, и поэтому 28 августа, когда разинцы начали решительный штурм, жители крепости подняли восстание, открыли ворота и встретили мятежников как дорогих гостей - хлебом-солью и колокольным звоном (рис. 8).

Самарский воевода Алфимов, несколько дворян и подьячих были схвачены и «посажены в воду», то есть утоплены. На сторону восставших вместе со своими отрядами перешли также оба стрелецких сотника - Михаил Хомутов и Алексей Торшилов. Уже через день крепостью стал управлять местный посадский житель Игнат Говорухин, а военными силами - выборный атаман Иван Константинов, которые объявили всем вольную и освободили население от податей.

После успешного взятия Самары разинцы пошли на Симбирск, намереваясь следом за ним штурмовать также Казань и Нижний Новгород. В это плавание добровольно отправились 50 пеших и 40 конных стрельцов из Самары. Однако благодаря лазутчикам о походе мятежников вверх по Волге сразу же стало известно властям. Прибывший на защиту Симбирска полковой воевода Юрий Барятинский в своем донесении царя сообщал, что он сумел опередить Разина, который «не поспел прийти с Самары. А которые передовые люди шли перед ним выше Самары, те поворотились обратно на Самару, уведав про меня… и твоих великого государя ратных людей приход» (рис. 9).

Как известно, этот поход для Разина стал роковым. Казаки в сражении с царскими войсками под Симбирском 4 октября потерпели полный разгром, а сам атаман был ранен, и с немногочисленными сподвижниками бежал вниз по Волге на Дон, где рассчитывал восстановить свою армию. В своем донесении на этот счет симбирский воевода сообщал, что «вор Стенька» с отрядом казаков проплыл мимо Самары 22 октября, остановившись затем ниже города для отдыха и пополнения припасов.

В самой же Самаре продолжали верховодить сторонники вольной жизни. Для укрепления обороны крепости сюда вскоре пришел отряд яицких казаков под начальством атамана Максима Бешеного. Вот так летом 1670 года многие приволжские города из-за разгула вольницы Степана Разина фактически выпали из-под власти Москвы, отказывались платить налоги в центральную казну, и больше не присылали в столицу свои товары. Царь Алексей Михайлович был этим крайне недоволен, и своим указом повелел собрать войско, чтобы «вора Стеньку изловить, а воров холопов в Самаре, Саратове, Царицыне и Астрахани повесить».

Чтобы установить численность бунтовщиков в прибрежных городах, и узнать, какими средствами они располагают, в течение наступившей зимы сюда для разведки были засланы лазутчики. В частности, из нашего города от шпионов пришло сообщение, что «в Самаре нас распознали, держали скованными и хотели казнить, но бежать помогли верные государю люди. А всего в крепости 90 яицких, 10 донских и около 300 новоприборных (вновь прибывших – В.Е.) казаков… А всего в Самаре народу 700 человек, пять пушек, но нет пороха, и мало хлебных запасов».

Клады казачьей вольницы

В середине зимы глава мятежной Самары Игнат Говорухин был сильно обеспокоен тем, что в течение нескольких месяцев не поступало никаких известий о судьбе Степана Разина, которого город еще в августе признал верховным атаманом всей волжской вольницы. А через некоторое время в Симбирскую приказную избу от находящихся в крепости царских шпионов поступили сведения о том, что из Самары вниз по Волге был послан атаман Максим Бешеный с отрядом казаков, с целью поиска Степана Разина. Следом для связи с предводителем были отправлены и другие группы самарцев на Саратов, Царицын и Пензу, однако все они вернулись ни с чем. Лишь с наступлением весны 1671 года в город стали приходить сведения о том, что Разин схвачен правительственными войсками.

Сейчас известно, что пленение легендарного атамана произошло в результате предательства со стороны ближайшего окружения, которое посчитало его виновным в непомерных устремлениях и переоценке своих сил. В итоге 14 апреля 1671 года в донском городе Кагальник Степан Разин вместе с братом Фролом был схвачен его бывшим соратником атаманом Константином Яковлевым и выдан царским властям (рис. 10).
После допросов и пыток предводитель мятежников 6 июня был четвертован в Москве на Лобном месте (рис. 11).
Затем правительство начало жестокие расправы на местах и с остальными повстанцами. За год около 100 тысяч из них было казнено, многие посажены на кол. В течение всего лета 1671 года по Волге плыли плоты с виселицами - в назидание бунтовщикам (рис. 12).

Несмотря на это, ближайшие сподвижники Разина отказывались верить в смерть своего атамана, и продолжали воевать с верховной властью. Уже после пленения предводителя вольницы в Самару из Астрахани прибыл большой отряд под начальством атамана Федора Шелудяка, который соединился со стоявшими здесь казаками Ивана Константинова и двинулся на взятие Симбирска. С ними пошли и около сотни самарских жителей. Но и в этом бою под Симбирском повстанцы также потерпели поражение, а оба атамана с остатками своих отрядов бежали обратно в Самару. Но они не знали, что 27 июня в город без боя вошли правительственные войска, которые здесь схватили Говорухина и еще нескольких близких ему людей. Попался в засаду и вернувший в город Иван Константинов, но Федору Шелудяку с несколькими казаками на струге удалось уйти от погони. Только в 1672 году он был схвачен в Астрахани и впоследствии казнен. Впоследствии его именем была названа одна из вершин в Жигулевских горах (рис. 13).

Что касается крепости Самары, то ее население после поражения восстания вынуждено было принести государю повинную и в течение нескольких лет платить громадную пошлину в царскую казну. Самарским воеводой тогда же был поставлен стольник Вавил Эверлаков, о котором в указе о его назначении говорилось так: «Печатных пошлин с него не взято, потому что он послан на воеводство неволею». Тем же летом были казнены Константинов, Говорухин и некоторые другие предводители мятежной Самары, а еще более сотни горожан сосланы в Холмогоры на вечное поселение.

После похождений Стеньки Разина по Волге в народе о нем сложили многочисленные легенды. Самые распространенные из них рассказывают о кладах, которые либо сам атаман, либо его казаки якобы закопали где-то в Жигулевских горах. И поныне на Самарской Луке насчитывается не менее пяти пещер, носящих имя Степана Разина: у сел Малая Рязань и Шелехметь, у подножия Молодецкого и Усинского курганов, а также на горе Печора, что стоит на берегу реки Усы. За сотни лет сокровища Разина в этих местах пытались найти десятки кладоискателей, в том числе и владельцы Самарской Луки Орловы-Давыдовы, однако удача по сей день так никому и не улыбнулась.

Еще нужно отметить, что в течение нескольких лет к народному восстанию Степана Разина было приковано внимание всей Европы, поскольку от ее исхода зависела судьба важнейших торговых путей по Волге, связывавших западные государства с Персией.

Статьи и даже книги о казацком мятеже и о его предводителе еще до окончания бунта появились в Англии, Нидерландах, Германии и других странах, которые часто были фантастическими в своих подробностях, особенно касательно «русской дикости». Затем многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни, поскольку правительство Алексея Михайловича было в этом сильно заинтересовано и всячески стремилось уверить Европу в окончательной победе над восставшими.

Интересно, что Степан Разин, по-видимому, стал первым русским человеком, о котором на Западе была защищена диссертация на звание магистра истории. Это событие состоялось 29 июня 1674 года в Виттенбергском университете (Германия). Автором научного труда о казацком атамане стал Иоганн, работа которого в XVII-XVIII веках неоднократно переиздавалась в разных странах (рис. 14).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Дубман Э.Л. 1996. Самарский край в XVI-XVII веках. - В кн. «Самарская область (география и история, экономика и культура)». Самара, :171-183.

Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара, Кн. изд-во. 1995. :1-352.

Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.

Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. В 2-х томах. - М., 1957.

Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. :1-520.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. :1-160.

Перетяткович Г. 1882. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса.

Рычков П.И. 1896. История оренбургская (1730-1750 годы). Оренбург.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.

Чистякова Е.В., Соловьёв В.М. Степан Разин и его соратники. М.: Мысль, 1988. 224 с.

Художественные произведения

Волошин М. Стенькин суд. Стихотворение. 1917.

Гиляровский В.А. Стенька Разин. Поэма.

Евтушенко Е. Казнь Стеньки Разина. Глава из поэмы «Братская ГЭС». 1964.

Злобин С. Степан Разин. Роман. 1951.

Каменский В. Степан Разин. Поэма.

Логинов С. Колодезь. Роман. 1997.

Мордовцев Д.Л. За чьи грехи? Исторический роман. 1891.

Наживин И. Степан Разин (Казаки). Исторический роман. 1928.

Песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные / А.С. Пушкин.

Садовников Д. Из-за острова на стрежень. Стихотворение, слова песни.

Толстой А. Суд. Стихотворение.

Усов В. Огненное предзимье: Повесть о Степане Разине. Повесть. 1987.

Хлебников В. Разин. Поэма. 1920.

Цветаева М.И. Стенька Разин. Стихотворение 1917.

Чапыгин А. Разин Степан. Исторический роман. 1924-1927.

Шукшин В. Я пришёл дать вам волю. Роман. 1971. Одноименный сценарий.

1670–1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.

Родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем – его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662–1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «поход за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства». «Ватага» быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске «воровское полчище» и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его «ватаге» и не хотел идти с нею, распоряжался «жечь огнем и заколачивать до смерти». Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В 1667–1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе «со товарищи» крепость на острове – городок Кагальник. На нем разинская «ватага» и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем».

Летом 1670 поход превратился в мощную крестьянскую войну. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превращал похода в событие, получившее благословение церкви и власти. Под Симбирском в октябре 1670 Степан Разин был ранен, ушел на Дон. Там его вместе с братом Фролом 9 апреля 1671 «домовитые казаки» во главе в Корнилом Яковлевым выдали властям. Привезенный в Москву, Степан был допрошен, пытан и четвертован 6 июня 1671.

Образ Разина вдохновил В.И.Сурикова на написание полотна Степан Разин (1907, Русский музей). Разина запечатлела народная память в названии утеса, урочищ на Волге. Его личность отображена в романах С.Злобина (Степан Разин ), В.Шукшина (Я пришел дать вам волю… ).

Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ.«ПРЕЛЕСТНЫЕ ГРАМОТЫ» СТЕПАНА РАЗИНА

1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить.

И <...> мои казаки како промысь станут чинить, и ва[м] бы <...> итигь к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в по[л]к к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <...> (т), и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску.

Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.

И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет.

А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска.

Кто такой Степан Разин? Краткая биография этой исторической личности рассматривается в школьной программе. Проанализируем некоторые интересные факты из его жизни.

Важно

Чем интересна биография Степана Разина? Краткое содержание основных этапов жизни этого человека свидетельствует о связи с жизнью царя Алексея Михайловича.

В то время происходило усиление феодального гнета. Несмотря на тихий нрав царя и его умение выслушивать подчиненных, в стране периодически возникали восстания и бунты.

Соборное уложение

После его утверждения, основой российского хозяйствования стало крепостничество, любые мятежи жестоко подавлялись властями. Срок поиска беглых крестьян увеличили с 5 до 15 лет, крепостничество превратилось в наследственное состояние.

Степан Разин, биография которого будет рассмотрена ниже, возглавил мятеж, который был назван крестьянской войной.

Портрет Степана Разина

Российский историк В. И. Буганов, который долгое время занимался сбором информации о Степане Разине, основывался на некоторых уцелевших документах, которые были изданы Романовыми, а также на информации, сохранившейся вдали от Волги. Кто же он - Степан Разин? Краткая биография для школьников, предлагаемая в учебнике истории, ограничивается лишь минимальным объемом информации. Ребятам сложно составить по этим фактам подлинный портрет лидера бунтарского движения.

Информация о семье

В 1630 году родился Степан Тимофеевич Разин. Краткая биография его содержит информацию о том, что его отцом был знатный и зажиточный казак Тимофей Разин. О станице Зимовейской, возможном месте появления на свет Степана, впервые в конце XVIII века упомянул историк А.И. Ригельман. Отечественный историк Попов высказал предположение о том, что родиной Степана Разина является Черкасск, ведь именно этот город неоднократно упоминался в народных преданиях XVII века.

Характеристика

Биография Степана Разина содержит информацию о том, что его крестным стал атаман казацкого войска Корнила Яковлев. Именно благодаря казацкому происхождению, Степан с детства занимал особое место среди донских старшин, имел определенные привилегии.

В 1661 году он принимал активное участие в переговорах с калмыками в качестве переводчика, отлично владея татарским и калмыцким языками.

Биография Степана Разина содержит факт, что к 1662 году он стал командиром казачьего войска, отправившегося в поход против Османской империи и Крымского ханства. На тот момент времени Степан Разин уже успел совершить в Соловецкий монастырь два богомолья, а также три раза стать донским послом в Москве. В 1663 году он принимает участие в военном походе против крымских татар под Перекопом.

Биография Степана Разина содержит много интересных моментов. Например, историки отмечают его неподдельный авторитет среди донского казачества, выделяют огромную энергию, непокорный нрав. Во многих исторических описаниях говорится о высокомерном выражении лица Разина, его степенности и статности. Казаки называли его «батькой», готовы были встать перед ним на колени во время разговора, демонстрируя подобным образом уважение и почет.

Достоверной информации о том, была ли у него семья, биография Степана Разина не содержит. Есть сведения о том, что дети атамана жили в Кагальницком городке.

Грабительские походы

Младший брат Фрол и старший брат Иван также стали казачьими предводителями. Именно после казни старшего Ивана, проведенной по приказу воеводы Юрия Долгорукова, Степан стал вынашивать план жестокой мести администрации царя. Разин принимает решение о вольной и благополучной жизни для своих казаков, выстраивая военно-демократический строй.

В качестве проявления неповиновения царскому правительству, Разин вместе с казацким войском отправился в грабительский поход к Персии и нижней Волге (1667-1669 г.г.) Его командой был ограблен торговый караван, проведено блокирование движения торговцев в сторону Волги. В результате казацкой голытьбе удалось освободить часть ссыльных, избежав столкновения с отрядом ратных.

Разин в это время поселился недалеко от Дона, в Кагальницком городке. Со всех краев к нему начали съезжаться белые и казаки, формируя мощное повстанческое войско. Попытки царского правительства разогнать разгулявшихся непокорных казаков были безуспешными, а личность самого Степана Разина обросла настоящими легендами.

Разинцы, которые выступали под знаменем войны, наивно задумывались о том, чтобы защитить царя Алексея Михайловича от московских бояр. Например, в одной из грамот, атаман писал о том, что его войско идет с Дона на помощь государю, чтобы защитить его от изменников.

Высказывая ненависть к властям, разинцы были готовы отдать жизнь за российского царя.

Заключение

В 1670 году началось открытое восстание казацкого войска. Вместе со своими сподвижниками Разин отправлял «прелестные» письма, призывая пополнить ряды его свободолюбивой армии.

Атаман никогда не говорил о свержении царя Алексея Михайловича, но им была объявлена настоящая война дьякам, воеводам, представителям русской церкви. Разинцы постепенно вводили казачье войско в города, уничтожали представителей власти, устанавливали там свои порядки. Купцов, пытающихся пройти по Волге, задерживали и грабили.

Поволжье охватили массовые восстания. В качестве вожаков были не только разинские казаки, но и беглые крестьяне, чуваши, марийцы, мордва. Среди захваченных повстанцами городов оказалась Самара, Саратов, Царицын, Астрахань.

Осенью 1670 года Разин встретил серьезное сопротивление во время похода на Симбирск. Атаман был ранен, вынужден был вместе со своей армией отойти на Дон.

В начале 1671 года начали возникать серьезные противоречия внутри войска. В результате авторитет атамана снизился, вместо него появился новый главарь - Яковлев.

Весной этого же года вместе с братом Фролом Степан был взят в плен, выдан правительственным властям. Несмотря на свое безнадежное положение, Разин сохранял достоинство. Казнь его была назначена на 2 июня.

Поскольку царь боялся серьезных волнений со стороны казачьего войска, вся Болотная площадь, на которой проходила публичная казнь, была оцеплена несколькими рядами людей, безгранично преданных царю.

На всех перекрестках также располагались отряды правительственных войск. Разин спокойно выслушал весь приговор, затем развернулся в сторону церкви, поклонился, попросил прощения у людей, которые собрались на площади.

Палач сначала отрубил ему по локоть руку, а потом по колено ногу, затем Разин лишился головы. Казнь Фрола, намеченная на то же время, что и Степана, была отсрочена. Жизнь он получил в обмен на то, что расскажет властям о тех местах, где Степан Разин спрятал свои сокровища.

Отыскать клад властям так и не удалось, поэтому в 1676 году Флор был казнен. Во многих русских песнях Разина представляют идеальным казачьим вождем. Легенды о разинских кладах передаются из поколения в поколении. Например, есть информация о том, что свои сокровища атаман спрятал в пещере около поселка Добринка.

Не принесла казнь казацкого атамана покой и умиротворение в царскую семью. В Поволжье и на Волге продолжились после смерти Разина крестьянские и казачьи войны. Астрахань повстанцам удалось удерживать до осени 1671 года. Романовыми были приложены огромные усилия для того, чтобы найти и уничтожить документы повстанцев.


Top