Понятие и краткая характеристика особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда РФ). Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий Характеристика природно заповедного фонда российской

Заповедание – это процесс установления особого режима природопользования и охраны ОС для территорий, имеющих особое научное природоохранное, культурное и другое ценное для человечества значения.

Природно – заповедный фонд РФ – это совокупность различных видов ООПТ РФ, имеющих особое природоохранное, научное, историческое, культурное и иное ценное значения.

В России: слово «заповедник» в современном его толковании появилось впервые в словарях русского языка лишь в 20 в.; первое документальное упоминание о частично охраняемой природной территории относится 11-12 вв., охотничьи заказники с XVI в.; в XVI в. объявляются заповедными засеки- леса военно-оборонного значения; в XVII в. создается заказник для охраны соколов-кречетов на Семи островах в Баренцевом море.

Россия долгое время отставала от передовых индустриаль­ных стран Европы и Америки в организации охраны природы.

Первым официально учрежденным заповедником России считается Баргузинский (1916 г.)

Правовая регламентация режима природных особо охраняемых территорий (природно-заповедного фонда) осуществляется в следующим нормативных актах: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 1995г., ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995г., Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия (подписана в Париже в 1972г., ратифицирована СССР в 1988г.)

Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» 1996г.

Особые формы охраняемых территорий – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, в отношении которых установлен режим особой охраны (абз.1 преамбулы ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Категории особо охраняемых природных территорий (выделяются с учетом особенностей правового режима, статуса находящихся на их территории природоохранных учреждений) – п.1 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:



Государственные природные заповедники.

Национальные парки.

Природные парки.

Государственные природные заказники.

Памятники природы.

Дендрологические парки и ботанические сады.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Виды особо охраняемых природных территорий по подчиненности:

Федеральные – исключительно в федеральном подчинении могут находиться государственные природные заповедники и национальные парки.

Региональные – исключительно в региональном подчинении могут находиться природные парки.

Местные – в местном подчинении могут находиться лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Виды особо охраняемых природных территорий по режиму охраны:

Режим абсолютной охраны (государственные природные заповедники, памятники природы) – полностью запрещаются хозяйственная, рекреационная деятельность, организация охотничьего хозяйства, допускаются лишь научно-исследовательская деятельность и природоохранные мероприятия.

Режим относительной заповедной охраны (государственные природные заказники) - допускается частичная эксплуатация.

Смешанные режимы.

Виды особо охраняемых природных территорий с точки зрения Конвенции ООН об охране всемирного культурного и природного наследия: Объекты культурного наследия, Объекты природного наследия, Объекты культурно-природного наследия.



Виды государственных природных заповедников:

Ландшафтные, комплексные.

Биологические.

Палеонтологические.

Геологические.

Гидрологические.

Заповедники - это участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного использования. Обычно в пределах заповедников сохраняется в естественном виде весь природный комплекс. Чаще всего под заповедную охрану выделяются местности, наиболее характерные для определенных типов ландшафтов, географических зон, стран и областей (географических). Заповедный режим устанавливается также для редких и уникальных природных комплексов, которые имеют научное, эстетическое, оздоровительное, рекреационное и образовательное значение. В ряде случаев заповедуются территории, на которых имеются отдельные природные объекты (растения, животные, формы рельефа, минералы и т. д.), представляющие большую научную ценность.

Резерваты (природные) - относят территории с наиболее строгим режимом охраны. Обычно природные резер­ваты составляют самую ценную часть обширных охраняемых территорий - заповедников, национальных парков, заказни­ков. Природные резерваты имеют абсолютно заповедный ре­жим охраны. На их территории запрещены не только ка­кая-либо хозяйственная деятельность, но также посещения туристами и экскурсантами.

Государственные природные заказники – единственный вид особо охраняемых природных территорий, в котором, помимо охраны природных ресурсов, осуществляется ограниченная хозяйственная эксплуатация отдельных природных ресурсов.

Заказники - охраняется часть компонентов природных комплексов, при этом допускается хозяйственное использова­ние ряда природных ресурсов. Наиболее широко распростра­нены охотничьи заказники. В охотничьих заказниках на оп­ределенный срок заповедуется фауна, но разрешается заготов­ка древесины, сбор грибов и ягод и т. д.

Заказники бывают постоянными и временными. Времен­ные заказники чаще всего создаются в охотничьих хозяйствах на срок восстановления того или иного промыслового вида жи­вотных. После восстановления оптимальной численности ох­раняемых видов заповедный режим отменяется и заказник снова превращается в охотничье угодье.

Национальные парки - охраняются мало измененные де­ятельностью человека живописные ландшафты с богатой фау­ной и флорой, где охрана природы соче­тается с организацией отдыха населения и массовым туриз­мом. Как правило, это обширные территории, где природные ресурсы изымаются из промышленного и сельскохозяйствен­ного использования. В национальных парках посетителям предлагают самые разнообразные виды обслуживания, что обеспечивает высокую финансовую рентабельность этих охра­няемых территорий Обычно на территории национальных парков выделя­ют несколько функциональных зон. В их число входит запо­ведная зона, где особо строго осуществляются природоохранные меры и куда не допускаются посетители. В пределах рек­реационной зоны находятся территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты, рыболовства

Основное назначение национальных парков – научно-исследовательская деятельность. Национальный парк выступает с правовой точки зрения в двух ипостасях: как государственный орган и как юридическое лицо. В соответствии с Лесным кодексом РФ, национальные парки, наравне с лесхозами, являются органами управления лесным хозяйством, кроме того, дирекции национальных парков наделены правом выдачи лицензий на организацию туристической деятельности на территории парков. Кроме того, дирекция национального парка осуществляет предоставление в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.

В национальных парках выделяются следующие зоны:

1. Заповедная зона (в ней, как и в государственном природном заповеднике, запрещается любая хозяйственная или рекреационная деятельность).

2. Особо охраняемая зона (допускается только строго регулируемое посещение).

3. Зона познавательного туризма.

4. Рекреационная зона (предназначена для активного отдыха).

5. Зона хозяйственного назначения (с ограничениями, как и в государственном природном заказнике).

Памятники природы – это взятые под охрану отдельные объекты природы - редкие валуны, геологические обнажения, своеобразные выветривания горных пород, уни­кальные формы рельефа, редкие деревья и растения, источни­ки, водопады и т.д.

Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении, нуждающиеся в особой охране государством, не находящиеся на территории других особо охраняемых природных территорий (например, участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы, геологические обнажения, имеющие научную ценность, местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов, природные гидроминеральные комплексы, деревья-долгожители, растения причудливых форм, гейзеры, родники, водопады, утесы, останцы, проявления карста, вулканы, валуны, истоки рек, гроты и пр.). Памятники природы, как и государственные природные заповедники, находятся в режиме абсолютной охраны.

Пр. ледяная Кунгурская пещера на Урале, 600-700-летние дубы в усадьбе Коломенское в Москве, 450-летние вязы в Горках Ленинских вблизи Москвы).

В ряде случаев под специальную охрану берутся объекты природы, связанные с какими-либо историческими событиями, с жизнью выдающихся людей. Так, в Звенигороде, где в земской больнице работал А. П. Чехов, охраняется липа, под которой он любил отдыхать.

Дендрологические парки и ботанические сады могут находиться как в федеральном, так и в региональном подчинении. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности, любая иная деятельность на их территории запрещена.

Функциональные зоны дендрологических парков и ботанических садов:

Экспозиционная (порядок посещения определяется дирекцией).

Научно-экспериментальная (для служебного использования).

Административная.

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.



Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).

Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения - земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.

Особо охраняемые природные территории (природно-заповедный фонд) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в случаях предусмотренных ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

87.Правовой режим государственных природных заповедников .

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники – первая форма особо охраняемых природных территорий.

Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает целый ряд мер. В этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.

В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

· сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

· поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

· предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

· осуществление экологического мониторинга;

· выполнение научно-исследовательских задач;

· ведение эколого-просветительской работы;

· осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»),

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Однако на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Центральное место в системе ООПТ занимает природно-заповедный фонд. Структура природно-заповедного фонда постоянно изменялась и совершенствовалась. Структура заповедного фонда включает в себя несколько видов объектов, подлежащих особой охране: заповедники, заказники, памятники природы, национальные и природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Их объединяет три признака: они государственные, природные и заповедные. В целом и по отдельным частям природно-заповедный фонд является государственной собственностью. Однако, согласно ст. 95 п.2 Земельного Кодекса РФ земли ООПТ «относятся к объектам общенационального состояния в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, и в муниципальной собственности», а также допускается включение в земли ООПТ «территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности» в случаях предусмотренных федеральными законами. По другому признаку объекты природно-заповедного фонда отличаются от близких к ним по правовому режиму историко-культурных, архитектурных заповедников, памятников садово-паркового искусства, памятников истории и культуры. Однако не эти признаки отличают самобытность природно-заповедного фонда. Особенности природно-заповедного фонда выражаются в наличии признака заповедности. По толковому словарю русского языка оно означает неприкосновенное, запретное, завещаемое. Для режима природно-заповедного фонда характерно проявление признака заповедования в трех его формах: абсолютном, относительном и смешанном. Режим абсолютного заповедования свойственен природным заповедникам и памятникам природы, в том числе живой природы. Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность как вмешательство человека в ход естественных процессов, несовместимое с целями заповедования. Такое вмешательство допустимо лишь в строго ограниченных случаях. Практика называет три: 1.Для научно - исследовательской работы. 2.С целью предотвращения вреда природной среде (борьба с пожарами, истребление хищников, угрожающих местной фауне. 3.Для организации пассивных экскурсий по специально отведенным тропам, пешеходным маршрутам и так далее. Согласно Положению о государственном природном заповеднике разрешаются некоторые виды лесных пользований (сбор ягод, грибов, заготовка дров и так далее) для работников заповедника, ушедших на пенсию и проживающих на его территории. 1.Режим относительного заповедования построен на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация многочисленных форм заказного режима – государственных природных заказников. Смешанный режим наблюдается в практике образования и функционирования национальных природных парков, где наряду с зонами активного и пассивного отдыха могут выделяться зоны абсолютного покоя, исключающие вмешательство человека. Земли, занимаемые объектами природно-заповедного фонда вместе с другими особо охраняемыми природными территориями и объектами в новом земельном законодательстве выделяются в самостоятельную категорию земель, обособленную от других категорий земель земельного фонда, называемую землями природоохранного и природно-заповедного значения. Особо охраняемые природные территории, входящие в состав Природно-заповедного фонда. Среди ООПТ в первую очередь следует назвать государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. О них будет более подробно рассказано во второй главе. Национальные парки являются природоохранными, экологопросветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Положение о национальном парке утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35,ст. 3607). Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.№ 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35,ст. 3607).Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. На природные парки возлагаются следующие задачи: а) сохранение природной среды, природных ландшафтов; б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов. в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. Решение об образовании природных парков, в том числе связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, принимает Правительство Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.1 Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);б)биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 1.Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.1 Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. Дендрологические парки и ботанические сады образуются на основании решений Правительства Российской Федерации (в ред. Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.1.Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают.



Правовой режим . Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определены отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное и культурное значение.

Государственный природный заповедник, национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемого по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветитель- скими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Задачами государственных природных заповедников являются: охрана природных территорий с целью сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований и иные задачи.

Задачи природных парков сводятся к: сохранению природной среды, природных ландшафтов; созданию условий для отдыха и сохранению рекреационных ресурсов; разработке и внедрению эффективных методов охраны природы и поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

На этих землях запрещается: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» последними признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий :

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения). Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг;

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов РФ);

– государственные природные заповедники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения).

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды.

В отношении особо охраняемых территорий регионального значения и субъектов РФ осуществляется управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий . Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит новое обобщающее понятие – «природно-заповедный фонд» и подтверждает запрет изъятия и приватизации его земель, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющий особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Тема: Охрана природно-заповедного фонда

Введение

1. Состав и правовой режим природно-заповедного фонда

2. Ответственность за нарушение природно-заповедного режима

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема правовой охраны земель природно-заповедного фонда (далее? ПЗФ) является одной из актуальных в условиях современной земельной реформы.

За последние годы площадь ПЗФ увеличилась вдвое, но доля природно-заповедных территорий страны составляет значительно меньше по сравнению с большинством стран Европы, где на площади, занятые природно-заповедными территориями, приходится в среднем 15 %.

Участились случаи нецелевого использования и изъятия земель этого фонда, несоблюдения режимов его территорий и объектов. Все это нуждается во всестороннем анализе и изучении для разрешения вопросов правовой охраны территорий и объектов ПЗФ государства.

Выбор темы определен не только актуальностью поднятой проблемы, но и недостаточным уровнем государственного управления относительно сохранения режима природных объектов ПЗФ. Проблема правовой охраны земель ПЗФ рассматривалась в работах таких ученых, как В. М. Бевзенко, П. А. Гвоздик, А. И. Годованюк, В. В. Зозуля, Е. Н. Ковтун, М. А. Товкун [См.: 1; 3 ? 6; 9] и др. Однако большинство их трудов касаются освещения лишь отдельных ее аспектов; комплексного же ее анализа фактически не существует.

Цель контрольной работы? изучение ряда вопросов правовой охраны земель ПЗФ.

Для написанияработы использована учебная, нормативно-правовая и иная литература.

1. Состав и правовой режим природно-заповедного фонда

К землям природно-заповедного фонда??????тся земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Это - земли государственных природных заповедников, в т.ч. биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков и ботанических садов.

Земли ПЗФ могут отчуждаться по мотивам общественной необходимости и выкупаться для удовлетворения общественных нужд. В иных случаях объекты ПЗФ могут создаваться на принадлежащих на праве собственности земельных участках, что позволяет приобретать в частную собственность земельные участки ПЗФ. При этом изменяется целевое назначение земельного участка или его части.

Уместно согласиться с А. И. Годованюк, что землеохранный аспект является одним из элементов правового режима земель ПЗФ . Охрана территорий и объектов ПЗФ? это система правовых, организационных, экономических, материально-технических, образовательных и иных мероприятий, направленных на сохранение, воссоздание и обеспечение особенного режима использования этих территорий и объектов . Понятие «правовая охрана» в свое время было предложено в научных исследованиях представителей науки экологического права. С точки зрения В. В. Петрова, правовая охрана осуществляется путем принятия и соблюдения правовых норм, содержащих перечень мероприятий сохранения и рационального использования природных ресурсов, предостережения их от истощения, загрязнения, обеспечения качества природной среды . Однако действующее законодательство не дает четкого толкования конструкции «правовая охрана ПЗФ России».

Охрана территорий и объектов ПЗФ осуществляется не только путем рационального и целевого использования природных ресурсов, но и полного или частичного изъятия природных комплексов из хозяйственного пользования. Для них устанавливается особый режим охраны, который определяется с учетом классификации и целевого назначения природных ресурсов и комплексов, суть которого заключается в полном запрете либо ограничении хозяйственной или иной деятельности, что противоречит целям этих объектов. Одним из основных средств их сохранения является установление заповедного режима, в зависимости от степени обеспечения которого выделяются такие виды режимов: абсолютно заповедный, относительно заповедный и смешанный. Для некоторых рассматриваемых территорий и объектов законодательством установлен дифференцированный правовой режим охраны (например, для биосферных заповедников в соответствии с функциональным зонированием территорий с выделением заповедной и буферной зон и зоны антропогенных ландшафтов). На территории национальных природных парков выделяются такие зоны: заповедная, регулируемой рекреации, стационарной рекреации и хозяйственная.

В правовой научной литературе неоднократно рассматривался вопрос относительно четкого разграничения понятий «заповедный режим» и «правовой режим» и закрепления их на законодательном уровне [См.: 5, с. 6; 9, с. 201, 202]. По мнению Е. Н. Ковтун, правовой режим территорий и объектов ПЗФ? это установленный нормами права порядок их охраны, использования, воссоздания и управления ими, что основывается на принципе заповедности, за нарушение которого предусмотрена повышенная юридическая ответственность. А. И. Годованюк правовым режимом земель ПЗФ считает установленный правовыми нормами порядок охраны земель, предусматривающий сохранение, воспроизводство, использование по целевому назначению земель разных форм собственности, обеспечение и охрану прав всех субъектов прав на эти земли, осуществление управления последними, обеспечение контроля за соблюдением законодательства, а также применение ответственности за его нарушение . С позиции Е. Н. Ковтун, заповедный режим? это закрепленный в правовых нормах порядок сохранения и эксплуатации территорий и объектов ПЗФ в соответствии с их целевым назначением .

Режим земель природно-заповедного фонда

Порядок охраны и использования земель природно-заповедного фонда определяется Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях", законами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Стоит сказать - положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации и Стоит сказать - положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха , определившие вопросы их землепользования.

Содержание правового режима земель природно-заповедного фонда определяется характером заповедования как способа охраны природы. Стоит заметить, что он выражается в установлении нормами права требований запретительного порядка, не допускающих действий, могущих причинить вред взятым под охрану природным комплексам и объектам природы. Это может быть полное или частичное исключение их из хозяйственного использования.

Государственные природные заповедники, национальные парки и ботанические, сады будут самостоятельными землепользователями. Отметим, что территории государственных природных заказников, памятников природы, а также часть территории национальных и природных парков могут включать земли иных землепользователей. Все иные собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков на землях природно-заповедного фонда обязаны соблюдать природно-заповедный режим. Законодательство предусматривает им компенсацию потерь, вызванных установлением природно-заповедного режима.

Для защиты земель природно-заповедного фонда от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель не изымаются и могут быть использованы ими с соблюдением установленного правового режима.

На землях природно-заповедного фонда, расположенных в районах проживания коренного населения, где расположены зоны традиционного природопользования, на специально выделенных участках земель по согласованию с администрацией природоохранных учреждений, государственными органами в области охраны окружающей природной среды, может допускаться традиционная хозяйственная деятельность.

Земли государственных природных заповедников

К землям государственных природных заповедников??????тся выделенные в установленном порядке участки земли и водного пространства, в пределах к????ых имеются природные комплексы и объекты, представляющие особую природоохранную, научную и эколого-просветительную ценность (образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, сообщества редких и исчезающих растений и животных, редкие геологические образования).

Государственные природные заповедники учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации по согласованию с субъектами Федерации.

Правовой режим земель государственных природных заповедников характеризуется тем, что на их территории полностью исключается из хозяйственного пользования весь природный комплекс. Земля, недра, растительный и животный мир передаются им в пользование (владение). Включенные в государственный природный заповедник земельные участки не могут быть у него изъяты или отчуждены каким-либо иным способом, они исключаются из гражданского оборота.

На землях государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам и установленному особому режиму.

Земли государственных природных заповедников закрыты для???бодного доступа. Пребывание на их территории лиц, не являющихся работниками заповедника или сотрудниками органов, в ведении к????ых они находятся, допускается на основании разрешений.

Земли национальных и природных парков

К землям национальных парков??????тся значительные площади земель с уникальными природными ландшафтами, культурно-историческими достопримечательностями, имеющие благоприятные возможности для организации регулируемого туризма в сочетании с охраной природы. Практическая организация национальных парков в Российской Федерации началась с 1983 г., когда был учрежден первый национальный парк -- "Сочинский". Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъекта Федерации на отнесение их территории в федеральную собственность.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются им в пользование (владение). Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национального парка по согласованию с государственными органами охраны памятников истории и культуры.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, выделяются зоны традиционного природопользования, где на специальных участках земель по согласованию с дирекцией национальных парков допускается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанное с ними пользование природными ресурсами.

На территории национального парка запрещается любая деятельность, к????ая может нанести ущерб его природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и противоречит целям и задачам парка.

Природные парки, так же как национальные, учреждаются для рекреационных и природоохранных целей. Их территории открыты для массового туризма. Стоит заметить, что они будут региональными природоохранными и рекреационными учреждениями. Решение об их образовании принимают органы государственной власти субъектов Федерации по согласованию с органами местного самоуправления. В случае если создание природного парка связано с изъятием земель, используемых для общегосударственных нужд, решение об их образовании согласовывается с Правительством Российской Федерации.

Природные парки могут быть организованы на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, либо на землях иных пользователей и собственников земель, деятельность к????ых может быть ограничена в интересах охраны природы. На землях природного парка могут быть выделены природоохранная, агрохозяйственная, рекреационная зоны. На территории природного парка запрещено изменять природный ландшафт, снижать и уничтожать экологическую, эстетическую, культурную и рекреационную ценность их земель. С дирекцией парка согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на землях парка и их охранных зонах, а также проекты развития населенных пунктов.

Земли государственных природных заказников

К землям государственных природных заказников??????тся выделенные в установленном порядке земельные участки (акватории), имеющие особое значение для сохранения природных комплексов, природных ресурсов и поддержания экологического баланса.

На землях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной природной среды обитания и сохранение их традиционного образа жизни.

Земли памятников природы

К землям памятников природы??????тся выделенные в установленном порядке участки земель, на к????ых имеются уникальные, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты.

Земли дендрологических парков и ботанических садов

К землям дендрологических парков и ботанических садов??????тся земельные участки, предоставленные одноименным государственным учреждениям для создания и размещения коллекций флоры. В дендрологических парках и ботанических садах ведется работа в области ботаники, растениеводства, селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

Земли, предоставленные дендрологическим паркам и ботаническим садам, предназначаются только для выполнения их прямых задач и передаются им в бессрочное (постоянное) пользование. Стоит сказать, для выполнения поставленных задач территория дендрологических парков и ботанических садов делится на различные функциональные зоны: экспозиционную, посещение к????ой разрешается в установленном дирекцией парков и садов порядке (здесь размещаются для обозрения коллекции собраний растений); научно-экспериментальную, закрытую для посетителей, доступ в к????ую имеют только научные сотрудники, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; административную.

На землях дендрологических парков и ботанических садов запрещается деятельность, не связанная: выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Находясь в дендрологических парках и ботанических садах, посетители должны соблюдать установленные в них правила посещения: не заходить на куртины, где расположены экспозиции растений, не рвать цветы, не повреждать кустарники и деревья, не загрязнять территорию.

2. Ответственность за нарушение природно-заповедного режима

Природно-заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затра там на их восстановление.

Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:

1. штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

2. лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

3. исправительными работами на срок до 2 лет.

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий - это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей. правовой природный заповедный ответственность

Для применения к деянию ст. 262 УК РФ необходимы:

1. установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;

2. доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;

3. достижение субъектом преступления 16-летнего возраста и признание его вменяемым.

Заключение

Земли природно-заповедного фонда - по земельному праву РФ земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических, ботанических садов.

В состав ЗПФ включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение. На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РФ.

На других землях ЗПФ допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них режимом. Часть территории природного национального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих в состав природно-заповедного фонда. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп может в случаях, предусмотренных законодательством РФ и ее субъектов, допускаться на земли ЗПФ традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов.

Задача № 1

В канун Нового года гражданин Попыняев срубил ель в городском дендропарке, но был задержан сотрудниками милиции. В тот же день был задержан гражданин Силанов, перевозивший на машине «Жигули» ель диаметром 9 см., срубленную им по пути в город в пригородном лесу. В пригородном электропоезде была задержана с елкой диаметром 7 см гражданка Криянова 65 лет, заявившая, что елка куплена ею на перроне пригородной станции 73 км у неизвестного гражданина.

Определите вид и меру ответственности граждан по каждому из приведенных случаев их задержания.

Статья 262 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Согласно Федеральному закону от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники) . Статья 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особо охраняемых природных территориях», в п. 6 предусматривает, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Так территории дендрологическихпарков могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Режим территории дендрологического парка предусматривает запрещение производства определенных действий, либо бездействие - в данном случае порубка дерева является обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления - преступным последствием в виде значительного ущерба природной среде. На территории дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Следовательно, в действиях Попыняева имеются признаки состава преступления, предусмотренного 262 УК РФ. При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) , следует иметьв виду, что разграничение с административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере.

Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Соответственно, Силанов, если не предъявит разрешение на рубку будет привлечен к административной ответственности.

Задача № 2

Член общества охотников Челмин с охотничьим снаряжением находился на территории заповедника. В пути следования он неожиданно столкнулся с волком. Выстрелом в упор охотник застрелил зверя, но был задержан охраной. Привлеченный к ответственности за незаконную охоту, Челмин заявил, что, во-первых, он стрелял в зверя в порядке самозащиты, а во-вторых, одна из обязанностей охотника состоит в «истреблении вредных хищников».

Решите дело.

Особо охраняемые природные территории - участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

Заповедник;

Национальный парк;

Заказник;

Памятник природы.

Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения.

Заказники памятники природы могут быть особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.

Ответственность за нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях и объектах.

Заповедники и национальные парки должны предъявлять юридическим и физическим лицам иски о возмещении ущерба, причиненного нарушением установленного режима.

По условию задания, охотник находился на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением. Согласно установленному режиму заповедников, запрещено находиться на территории заповедников с ружьем, или другим оружием. С оружием на территории заповедников могут находиться только работники заповедников. За нахождение на территории заповедника с оружием Челмина следует привлечь к административной ответственности в виде штрафа, а также лишение прав на охоту, и лишение права на оружие.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 7-ФЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 14 марта 2009 г. № 32-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; Парламентская газета. 2009. 17 марта.

3. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г. № 379-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713; Российская газета. 2009. 31 декабря.

4. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в ред. от 10 мая 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2005. № 1 (ч.1). Ст. 25; № 19. Ст. 1752; 2007. № 13. Ст. 1464; № 21. Ст. 2455.

5. Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 (в ред. от 19 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5798; СПС «Гарант». 2007

6. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 января 1998 г. (правовой акт субъекта Российской Федерации об изменении границ заказника обоснованно признан судом недействительным)// БВС РФ. 1998. № 8.

7. Петров В. В. Правовая охрана природы в СССР: учебник / В. В. Петров. - М.: Юрид. лит., 2004. - 384 с

8. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. - 4-е изд. - М.: Эксмо, 2010.

9. Экологическое право России: Учеб. пособие // Под ред. Н.В. Румянцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.

10. Экологическое право: Учебник. / Отв. ред. Быстров Г.Е., Жаворонкова Н.Г., Краснова И.О. - М.: Изд-во Проспект. 2007.

11. Экологическое право. Конспект лекций. / Боголюбов С.А, Кичигин Н.В., Сиваков Д.О. - М.: Изд-во Проспект. 2007.

12. Экологическое право. Сборник нормативных актов // Составитель: Цвиркун О.С. Краснодар, 2008.

13. Сатыбалдинова Д.Ф. Понятие и содержание правового режима государственных природных заповедников // Государство и право. 2007. № 9 (33).

14. Федоркина В.В. Курорт как особо охраняемая природная территория: понятие, цели, задачи и порядок его создания // Государство и право. 2007. № 9 (33).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика основных нормативно-правовых актов экологического права, которые классифицируются по юридической силе, по сфере действия, по видам органов, издающих их. Состав и содержание правовой охраны государственного природно-заповедного фонда РФ.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда в России. Исследование порядка их учета, мониторинга, использования и охраны. Изучение особенностей государственного управления землями лесного фонда. Правовая охрана и защита лесов.

    реферат , добавлен 29.09.2015

    Понятие и характеристика земель лесного фонда. Право собственности на земли лесного фонда. Управление землями лесного фонда. Использование земель лесного фонда. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2009

    Общая характеристика земель лесного фонда. Процедура перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Правовой режим использования и охраны земель лесного фонда. Правовые основы лесопользования.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Ознакомление с историей земельного права Российской Федерации. Исследование правового режима земель лесного фонда. Государственное управление земель водного фонда и земель запаса. Вопросы охраны и защиты лесов в системе экологического законодательства.

    реферат , добавлен 21.10.2014

    Активная работа по присоединению Республики Беларусь к международным природоохранным соглашениям в области использования и охраны земель. Земли водного фонда как самостоятельная категория, правовая регламентация целей и условий их использования.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2011

    Основные условия отнесения земель, занятых водными объектами, к землям водного фонда, характеристика их правового режима. Общая правовая характеристика водных объектов. Особенности правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2016

    Понятие и общая характеристика земель лесного фонда в новом кодексе. Право собственности не земли лесного фонда. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов. Решение проблем охраны земель как национального достояния.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    Земли природоохранного и природно-заповедного назначения. Понятие, состав и правовой режим особо охраняемых территорий. Государственный земельный кадастр и его роль в государственном управлении единым земельным фондом. Территории для рекреационных целей.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2010

    Определение состава земельного правонарушения и видов ответственности, которые за него могут наступить. Изучение правовых форм использования и охраны земель, особенностей управления землями. Анализ правового режима земельного участка для строительства.


Top