Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) на тему: Народные промыслы (презентация). Народные промыслы






  • Серебро химический элемент периодической системы Д.И.Менделеева, имеющий атомный номер 47 – обозначается символом Ag (лат. Argentum).
  • Серебро – это благородный металл, который обладает антибактериальными и целебными свойствами. Это металл богатый интересной историей, легендами, мифами и загадками... В природе серебро встречаются в самородной форме, известны факты нахождения серебряных самородков весом до 20 т.
  • Серебро – драгоценный металл белого цвета, широко использующийся в ювелирном деле, тягучий, пластичный и ковкий. Изделия из серебра – это высокохудожественные народные промыслы . Серебро столовое серебро , украшения из серебра , изделия из серебра религиозного назначения , ювелирное серебро , различные изделия из серебра – эти образцы уникального народного творчества мастеров Великого Устюга , которые наши туристы могут приобрести, побывав на отдыхе на родине Деда Мороза .






  • В Великом Устюге с 1682 г. талантливые мастера чернят серебро способами, отличными от других художественных центров. В их работах особое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская и петербургская. Произведения из серебра, созданные нашими мастерами, неоднократно были представлены на всероссийских и международных выставках и, как правило, удостаивались высших наград.


  • Береста (т.с. Даля) – верхний, светлый, ремковый слой березовой коры.
  • Береза – стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность.

Изделия из бересты.

Изделия из бересты, как народные промыслы – шкатулки, туеса, лукошки, короба, сувенирные игрушки, украшения, бусы, расчески, подносы, картины, панно – великолепные произведения искусства из Великого Устюга, выполненные в стиле и традициях народного художественного промысла.






Лапти.

Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности России до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. В русском фольклоре и культуре лаптям посвящены рассказы, песни, поговорки.


  • Истоки резьбы по дереву уходят в далекое прошлое. Если судить по предметам, найденным археологами, резьба по дереву на Руси насчитывает несколько десятков тысяч лет. Несомненно, резьба по дереву , которая требует определенных художественных способностей, какого-то опыта воплощения замысла и профессионального владения инструментом, была основным и одним из первых видов художественно-прикладных ремесел. В Древней Руси резьба по дереву , в основном хоть и культовая, была широко распространенной и весьма искусной.


  • Виды резьбы по дереву – условно можно выделить три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба), глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы), скульптурная резьба, домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  • Актуальность резьбы по дереву очень сильно выросла в последнее время и все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Попав в руки истинного мастера, дерево приобретает вторую жизнь. Обладание неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного позволяет мастеру в каждой работе резьбы по дереву создавать подлинные произведения искусства – разделочные доски, шахматы, картины, скульптуры, деревянные игрушки, посуда и многие другие вещи.






  • Основные типологические принципы кубачинских узоров сложились на рубеже XVII – XVIII веков. Поэтому в орнаментальной культуре кубачинского ювелирного искусства как в зеркале отразились все этапы истории развития художественной, материальной и духовной культуры этого народа. Кубачинский орнамент богат и разнообразен. Он позволяет мастерам не только создавать и сохранять яркую индивидуальность своего творческого подчерка, но и воплощать каждый раз совершенно новое, оригинальное художественное решение. Канонический набор изображений в виде стилизованных листьев, бутонов, побегов и гибких ветвей переплетаясь в соответствии с законами «кубачинской гармонии» выстраивают оригинальные ритмические группы , которые соединяются в единый композиционный монолит – так постепенно возникает «музыка» кубачинского узора. Поэтому каждое произведение – воплощенная в серебре мечта о вечной красоте мира, застывшая в «многозначительной» вязи орнаментов. Сочетание горного серебра, солнечного золота и небесной лазури как бы застыло в каждом изделии. Кинжалы в серебряной с позолотой оправе, сабли, декорированные эмалью, чернью и филигранью являются показателем высочайшего мастерства и качества.





Нож "Каменный век"*. Клык медведя, резьба барельефом.

Нож "Клык"*. Клык медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.

Нож "Коготь"*. Коготь медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.


Нож "Морской"* на подставке из обсидиана и камчатских самоцветов. Морское дерево, рог лося. Дамасская сталь Размер: 23х7х11 см.


Нож "Рог"*. Рог снежного барана. Дамасская сталь.



  • Какова же история гжели и гжельской розы? Само гжельское гончарное ремесло существовало еще в XIV веке. Гжельские мастера издавна славились своим мастерством, своими гончарными изделиями, а глина, которую они использовали, - своими высокими качествами. С середины XVII века гжельские мастера занимались выпуском майоликовой посуды, а когда в середине XVII века русским ученым Дмитрием Ивановичем Виноградовым был открыт секрет твердого фарфора, мастера постепенно стали заготавливать и фарфоровые изделия. Расписывать посуду гжельские мастера тоже начали давно. Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом Гжель была разноцветной. Сегодня же в росписи Гжель используются лишь два основных цвета - белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды. Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту. Но в начале XX века яркие затейливые цветы на блюдах не соответствовали цветовой гамме и геометрии революционных звезд и стягов. Так разноцветные старинные растительные орнаменты и букетики сменила гжельская роза цвета неба и полевых васильков.



Народные промыслы Сказочная Гжель Лилик Ольга Григорьевна


Сказочная Гжель

Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото»


ГЖЕЛЬ

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.



Гжель – это название поселка недалеко от Москвы, где с давних пор было развито керамическое мастерство. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.



Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски.

Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом


Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному







Гжель

Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель .

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда

Так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды

Есть вкусней и веселей.


  • Дымка
  • Золотая Хохлома
  • Живая Гжель
  • Жостово
  • Палех
  • Проверьте себя
  • Заключение

Я приглашаю всех в путешествие по России в центры народных промыслов. И сегодня я хочу воспеть и восславить

« Сердце доброе,

Щедрость да разум,

Руки искусные люда русского»


Дымка

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна рядком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские


Золотая Хохлома

Из торгового села Хохлома разлетались жар-птицам чашки да ложки по всей земле.

Плывёт по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Не сумрак в вазах и солонках,-

Напоминает Хохлома

Родную милую сторонку,

Где рощи словно терема,

Гда резвый Керженец струится…

Как солнце в небе, Хохлома

Ясна, чиста и круглолица!


Живая Гжель

Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, вазы, фигурки людей и животных. Только два цвета присутствуют в росписи: белый-цвет снега, голубой-цвет неба.

«Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее»

М.В.Ломоносов


Жостово

Кто смел раскинуть на подносе

Такие яркие цветы?

… Из под руки, как ветерки,

Как стая ласточек взлетела,

Разбрасывая лепестки,

Кипень цветочная.


Палех

Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни её несравненное сияние.

Русские иконные края…

Палеха несломленные крылья!

… Белый храм возносится куда-то,

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок?!


Проверь себя

  • Какие промыслы представлены в работе?
  • Почему народная мудрость гласит «Не то дорого, что красно, а то дорого, что мастера доброго».
  • Какие промыслы вам ещё известны?

Заключение

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия»

М.И.Калинин

Я надеюсь, что собранный мною материал помог вам познакомиться с народными промыслами России.

Возможно, кому-то захочется продолжить изучение ремёсел и коллекцию слайдов.

Слайд 2

Народные промыслы России

  • Слайд 3

    Хохломская роспись

    Один из русских народных промыслов, хохломская роспись по дереву, возник во второй половине XVII века на землях Ковернинского района Горьковской области России. Имя росписи дало название села - Хохлома, расположенное в той же области, которое стало центральной точкой сбыта работ хохломской росписи в XVIII - начале XX веков. Хохломскую роспись отличает, в первую очередь, оригинальная техника окрашивания изделия в золотистый цвет.. Деревянные изделия, по большей части посуда, грунтовались глиняным раствором, сырым льняным маслом и оловянным. По слою этого порошка наносится растительный узорчатый рисунок в свободной кистевой манере письма. Затем работы лакировались льняным маслом и закалялись в печке при довольно высокой температуре. Если рассматривать цветовую гамму, то для хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым.

    Слайд 4

    ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС

    Жостово - прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. Имя "Жостово" известно во всем мире и ассоциируется с Россией, с красотой, самобытностью, художественным вкусом и духовной мощностью русского народа.Мастерство жостовской росписи почти двести лет передается из поколения в поколение.Каждый жостовский поднос, изготовленный штамповкой или выкованный ковалем, расписывается вручную с соблюдением традиционной жостовской технологии, но в собственной, индивидуальной, неповторимой манере каждого художника.

    Слайд 5

    ГЖЕЛЬ

    На удалении 50-60 км к юго-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорь­евского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сел и де­ревень. Гжель - название одного из сел - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

    Слайд 6

    Палехская роспись

    ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

    Слайд 7

    Русская матрёшка

    Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах XIX века, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъемными и полыми.

    Слайд 8

    ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ

    Береста - верхний слой берёзовой коры - прочный, гибкий, не подверженный гниению материал, особенно часто использовался в быту у многих народов. С незапамятных времен в древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта. В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества - молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами.

    Слайд 9

    Филимоновская игрушка

    Игрушке, которая родом из старинного села Филимонова Одоевского района, семьсот лет. Впрочем, срок этот достаточно условный: счет ведь идет от первого упоминания в летописи. Но первое упоминание не есть самое начало производства. В возрасте этого уникального промысла должны разбираться археологи и ученые-историки. Пока же ясно одно: он уходит корнями в глубокую старину, к первым древнеславянским поселениям, которых немало в Одоевском районе.

    Слайд 10

    Богородская игрушка

    Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

    Слайд 11

    Оренбургские пуховые платки

    Оренбург издавна славился своим уникальным производством качественных пуховых платков. Начиная с 1857 года этот народный промысел стал известен на весь мир! Участвуя в различных выставках от Лондона до Шанхая производство русских мастеров было оценено на самом высоком уровне. С 1939 года оренбургскими мастерами было организованно первое массовое производство пуховых платков. На базе этого производства в 1960 году, в Оренбурге создается фабрика «Оренбургских пуховых платков».

    Слайд 12

    Павловопосадские платки

    Один из очагов народной культуры Павловский Посад, где создаются узорные цветные шали и платки. Сила образного, эмоционального воздействия цветущих узорочьем изделий заключена в концентрации духовного творческого опыта, формируемого традицией промысла в культуре времени, в богатстве ассоциативных связей с национальной культурой, природной, исто­рической средой края. История промысла возникла 200 лет назад.

    Слайд 13

    Используемые материалы:

    В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла» Журналы: «Наука и жизнь»; 1989г. №12. «Вокруг света» 1981г. №12, 1983г. №5. http://www.posezonam.ru/ http://art-olonya.ru/olony68.html http://www.remeslennik.ru

    Посмотреть все слайды

  • 
    Top