Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для детей старшей группы детского сада. Картотека (старшая группа) на тему: Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста"
Тамара Иконникова
«Курочка – рябушечка».
Цель: Развивать диалогическую речь; знакомить с фольклорным произведением; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий.
Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка – рябушечка»:
Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
На речку.
Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
За водичкой.
Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить.
Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
Пи – пи – пи – пи – пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
“Закончи слово”
Ход игры: Воспитатель читает фольклорное произведение, делая паузу на определенной фразе, давая возможность ребенку продолжить.
«Варежки»
Цель: Подбирать пары одинаковые по цвету; закреплять знания цветов; развивать речь, память, внимание; знакомить детей с фольклорными жанрами.
Ход игры: Поставить перед ребенком две коробочки. В одной варежки разных цветов, в другой клубочки ниток таких же цветов, которыми были связаны варежки. Предложить ребенку разложить варежки парами одинаковые по цвету и найти такого же цвета клубочки ниток.
«Узнай потешку»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Ход игры: По содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества.
«Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Ход игры: По отрывку из книги надо вспомнить произведения народного творчества.
«Подбери картинку к сказке (потешке)»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Публикации по теме:
Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей Гендерное воспитание в детском саду. Биологический и социальный пол - гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным.
«Этикет за столом». Консультация для родителей и воспитателей Сегодня нам хотелось бы с Вами обсудить интересную и важную тему ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Одна из профессиональных обязанностей воспитателя.
Консультация логопеда для родителей и воспитателей «Готовимся к обучению в школе» ГОТОВИМСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (в летний период) Консультирует логопед Педагоги нашего детского сада, как и других детских садов, уделяют.
Консультация для родителей и воспитателей «Аппликация. Нетрадиционные методы» АппликацияВ дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. В процессе изобразительной деятельности.
Предлагаю на ваш суд консультацию на тему:" Болезни и их профилактика у детей раннего возраста". Очень часто молодые родители задают вопросы.
Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет В период с двух до трех лет изобразительная.
Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок Понимание рисунка маленького ребенка (раннего возраста) возможно.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
Развлечение
по теме «Устное народное творчество»
в подготовительной к школе группе компенсирующего вида
(дети с ТНР от 6 до 7 лет)
«Народные посиделки»
Направление: воспитание духовно - нравственных ценностей
Выполнила: воспитатель
Шведчикова Светлана Николаевна
п. г. п. Малиновский
Актуальность проведенного мероприятия:
Показывая красоту русского языка в устном народном творчестве, выраженное в пословицах, загадках, играх, традициях, сказках, обрядах мы формируем у детей интерес к детскому фольклору, русской народной культуры. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Цель: Поддерживать интерес детей на непрерывной связи истории прошлого и настоящего.
Задачи:
Образовательная.
Расширять знания детей о жизни и обычаях наших предков, о русском народном фольклоре.
Развивающая.
Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры.
Воспитательная.
Воспитывать желание соблюдать традиции русского народа.
Предварительная работа:
Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр. Беседа по иллюстрациям «Масленица».
Методы и приемы: словесный – беседа (вопросы к детям); наглядный – использование ТСО (рассматривание); игровой – дидактическая игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика (выполнение игровых действий детьми).
Оборудование: в группе оформлена русская горница : имеется печь, прялка, коромысло, ведра, лавка, чугунок, ушат, самовар, сундук, корзинка и другие предметы домашнего обихода.
ИКТ Ноутбук, телевизор, презентация с картинками из сказок, игра «Пословицы в картинках», блины.
Предполагаемый результат: дети различают и называют предметы народного быта, умеют ими пользоваться; знают народные сказки, пословицы, загадки, играют в народные игры; знают традиции праздника Масленицы.
Форма организации: фронтальная.
Ход мероприятия
Дети находятся в группе, входит хозяюшка и приглашает детей в горницу
Организационный момент.
Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим ко мне в избу. Рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому, кто в нашем дому,
дорогим гостям, милым детушкам,
чтобы хорошим было все:
и житье, и бытье, и здоровьице!
Основная часть
Хозяюшка. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Хозяюшка. «Что такое посиделки?
Ответы детей.
Хозяюшка.
Посиделки - это общение людей, отдых.
Это время проведения досуга.
Себя показать да других посмотреть.
Девушки и парни хвалились новыми нарядами.
На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.
Пряли пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины, и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.
Хозяюшка. Отдых - это не безделки.
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Для друзей и для гостей
Хозяюшка.
Домом жить - не лукошко шить.
Дом вести - не лапти плести.
Ребенок.
Хозяюшка в дому, что оладушка в меду
Она прибирает, она подтирает,
Одним - одна за всё отвечает
Хозяюшка. Да, работы у меня много.
Всем известно, что без труда не вынешь рыбку из пруда.
В моей волшебной корзине есть пословицы в картинках, возьмите по одной картинке соедините их и назовите пословицу.
Дети выполняют задание.
Хозяюшка. Ай да молодцы! Знаете вы пословицы.
Раздаётся шорох. Появляется домовёнок Кузя.
Кузя . Здравствуйте, дети! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть. А почему вы сегодня такие нарядные? (Ответы детей).
Ребенок . А у нас посиделки.
Кузя . Молодцы, мы тоже раньше на посиделки собирались попеть да поплясать, себя показать, на других посмотреть, обменивались поговорками, загадки загадывали. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас проверю.
Кузя загадывает загадки
У печи стоит предмет,
Он тяжелый спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен-
В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
Четыре ноги,
Да брюхо. (Самовар)
Три братца пошли на речку купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра на коромысле)
У туши - уши, а головы нет. (Ушат)
Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь. (Веретено)
Кузя . Молодцы, загадки вы хорошо знаете.
А сейчас мы поиграем,
Подзадорим всех гостей
От улыбок светлых ваших
Станет радостнее всем
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Хозяюшка. О чем говорилось в игре?
Дети. О народных сказках.
Хозяюшка. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Кузя . Ох, устал я, пойду спать, а вы уж посмотрите на мои волшебные сказки.
Кузя дарит волшебную книгу сказок
Хозяюшка. Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(иллюстрации на компьютере «Русские народные сказки»).
Дети называют сказки по иллюстрациям на слайдах.
Хозяюшка. Что - то усталый вид у вас.
Делу время, а потехе час.
Поспешите все сюда,
Ждёт вас русская игра.
(Дети играют в русскую народную игру « Гори, гори ясно»)
Хозяюшка. Отгадайте ка ребята
Что на сковородку наливают,
да в четверо сгибают (блины)
Хозяюшка.
На какой народный праздник блины являются главным угощением?
Ребенок. Блины - главное угощение на Масленицу.
Ребенок Блин напоминает солнце - горячее, весеннее. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Ребенок Блины начинали, есть уже с понедельника, обильно поливая их маслом. Оттого и название такое у праздника – Масленица.
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
Хозяюшка. Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.
Дети называют дни недели масленицы:
«Понедельник
- встреча».
«Вторник
- заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.
«Среда
– лакомка». Это день семейный. Вся семья ест блины
«Четверг – разгул, Широкая Масленица». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.
«Пятница – Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.
«Суббота
–Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Воскресенье
– «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.
В воскресенье
прощались с Масленицей, сжигали её на костре.
О масленице не принято было печалиться, ведь вместе с нею в костре сгорали все старые беды, болезни и невзгоды.
Тары, тары, тары бары,
Выпьем чай из самовара.
С блинами вкусными.
Дорогие гости проходите к столу да угощайтесь на здоровье.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Дидактические игры и упражнения, являясь одновременно и методом, и формой обучения, представляют собой специфический инструмент в педагогическом процессе, средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Дидактическая игра содействует развитию . Ребенок, включенный в ситуацию игры, гораздо легче усваивает учебный материал. Охотно, без принуждения, дети выполняют игровые правила и действия, что способствует более эффективному усвоению знаний, формированию представлений, овладению умениями и навыками.
«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»
(На выявление, закрепление или формирование знаний об изделиях мастеров декоративно-прикладного искусства).
Дидактическая задача: различать и называть образцы изделий белорусского и русского декоративно-прикладного искусства, определять материалы, из которых они сделаны; классифицировать в зависимости от принадлежности к белорусским или русским промыслам.
Материал: 2 бумажные объемные куклы-девочки (выполненные на основе бумажных конусов) в русской и белорусской национальной одежде; набор карточек с изображением изделий белорусских и русских мастеров (20-26 штук): глиняные игрушки, матрешки, шкатулки, деревянные ложки, декоративные тарелки, куклы из соломы и льна, вышитые изделия и др.
Первый вариант (на выявление представлений о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).
В игре принимают участие двое детей. Перед одним из них раскладываются куклы, а другой получает набор карточек. Один ребенок показывает карточку, а второй должен сказать, что на ней изображено и из какого материала сделано, а затем положить карточку возле одной из кукол.
Взрослый фиксирует результат и предлагает детям поменяться ролями. Игра продолжается, в конце педагог подводит ее итог.
Второй вариант (на закрепление и формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).
В игре могут принимать участие двое или больше детей. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе лицевой стороной вверх. По сигналу (словесному, музыкальному или др.) дети должны быстро подобрать куклам соответствующие предметы. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.
Примечание
При проведении коллективных игр с большим количеством детей необходимо увеличить число кукол и карточек с изделиями. Увеличив размер кукол и карточек, можно проводить игру на полу и включать ее в игры-занятия.
Третий вариант (на закрепление и формирование знаний, представлений).
Играют 6-8 детей (2 команды по 2-4 человека). Куклы расставляются на некотором расстоянии одна от другой. Карточки перемешаны и разложены на столе лицевой стороной вниз. Дети из первой команды берут карточку, рассматривают ее и, не показывая, описывают изображенный на ней предмет. Дети из второй команды по описанию должны догадаться, что изображено на карточке, и решить, которой из кукол этот предмет надо отдать. Рассмотренную карточку они кладут возле выбранной ими куклы. Следующую карточку описывают дети из другой команды. После того, как рассмотрены и разложены возле кукол все карточки, детям предлагается все проверить. Выигрывает та команда, дети которой правильно описали карточки и разложили их возле каждой куклы.
Примечание
У каждой команды должно быть по две куклы в белорусском и русском костюмах.
«ПРОДОЛЖИ РЯД»
(На выявление знаний о белорусском и русском узорах).
Цель дидактической игры: выявить представления детей о характере белорусского и русского (дымковская и хохломская роспись) узоров, умения в изображении элементов росписи.
Материал: набор карточек (всем участникам по одной), каждая из которых разделена на 3 полосы. В верхней части каждой полосы изображены по два декоративных элемента: на одной - белорусские, на другой - дымковские, на третьей - хохломские; разноцветные карандаши или фломастеры; 2-4 куклы в белорусском и русском костюмах.
Примечание
При необходимости допускается перед началом упражнения уточнение узоров, к которым принадлежат изображенные на карточках элементы; задание можно усложнить - предложить 2-3 играющим посоревноваться, кто вспомнит и нарисует больше элементов белорусского и русского узоров. При выполнении игрового задания дети должны сидеть так, чтобы не видеть работы друг друга.
«СОСТАВЬ КАРТИНКУ»
(На закрепление знаний об изделиях белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов).
Дидактическая задача: закрепить представления об изделиях белорусских промыслов, классифицировать их по принадлежности к традиционному материалу, из которого они сделаны; активизировать ощущение формы и цвета.
Материал: 6-9 карт (25х25 см) с изображением изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси: из глины (игрушки, украшения, посуда и др.), из соломы (куклы, птицы, животные, предметы быта, декоративные изделия), из льна (куклы, салфетки, цветы и др.). Картинки с изображением изделий разрезаны на несколько частей, 6-9 картинок такого же размера с изображением только контуров изделий, которые размещены на разрезанных картах.
Детям предлагается составить из частей одну-две картинки так, чтобы появился предмет, контур которого изображен на карточке, находящейся у играющего.
Примечание
В игру можно ввести элемент соревнования - кто быстрее составит картинку (несколько картинок); разрезанные части картинок и картинки с контурным изображением предметов можно использовать для упражнений в индивидуальной работе.
«НАЙДИ ТАКОЙ УЗОР»
(На выявление и формирование знаний об элементах белорусского узора).
Дидактическая задача: узнавать и называть элементы белорусского узора, находить их и фрагменты одинаковых узоров разных предметов. Способствовать активизации имеющихся в опыте детей представлений.
Материал: 7 карточек, на которых изображены образцы узоров с элементами белорусского орнамента; 14 силуэтных изображений предметов, из которых каждые два (разные по форме) имеют одинаковые узоры, соответствующие одному из образцов (рис. 3).
Первый вариант (принимают участие один или несколько детей).
На столе раскладываются карточки лицевой стороной вниз. Разрисованные узорами силуэты предметов расставляются на полке стенда лицевой стороной к детям. Ребенку предлагается взять одну из карточек, внимательно рассмотреть на ней узоры и выбрать из расставленных на полке силуэтов предметы, на которых есть такой же узор.
Второй вариант (участвуют несколько детей).
Ребенок выбирает одну из карточек и, не показывая ее остальным детям, описывает узор, изображенный на одной из полосок карточки. Другой (другие) участник(и) игры должен быстро отыскать один или два силуэтных предмета, украшенных описанным узором, и положить карточку рядом с ним.
Третий вариант (участвуют две команды).
Карточки расставляются на полках стенда на большом расстоянии одна от другой. Силуэты предметов раздаются поровну каждой команде. Один ребенок из какой-нибудь команды вслух описывает любой из узоров на карточке, дети второй команды должны рассмотреть свои силуэты. Те, у кого оказался такой же узор на предметах, быстро ставят свои силуэты предметов рядом с описанной карточкой.
Если все сделано верно, карточку надо повернуть обратной стороной к детям (чтобы они повторно не описывали один и тот же узор). Следующим описывает карточку ребенок из второй ко-манды, и игра проходит в описанном выше порядке до тех пор, пока у детей не закончатся карточки. Выигрывает та команда, дети которой быстрее и правильнее выполнили задание.
Примечание
При организации дидактической игры с элементами соревнования можно отмечать каждый правильный ответ, правильное выполнение задания фишкой и предложить детям в конце игры самим подсчитать их.
«ЧУДО-ПТИЦА»
(На формирование и закрепление знаний в области декоративно-прикладного искусства).
Цель дидактической игры: формировать знания о белорусском и русском декоративно-прикладном искусстве; группировать силуэтные изображения по принадлежности к белорусскому и русскому узорам.
Материал: 3 силуэта птицы, у каждой разрисовано крыло белорусским, дымковским и хохломским узорами; на месте хвоста контуром обозначены перья (5-6 у каждой птицы); набор перьев, вырезанных из плотной бумаги (15-18 штук) и украшенных теми же узорами, которые украшают крылья каждой птицы.
Первый вариант (задание выполняет один ребенок).
Ребенку предлагается вернуть любой из птиц перья хвоста, которые унес злой Ураган, и превратить ее опять в красивую чудо-птицу. Для этого ребенок должен выбрать те перья, которые по узору подходят к ее крылу, и разложить их на хвосте так, чтобы они совпали с формой и величиной нарисованных на хвосте контурных перьев, прокомментировать свой выбор.
Второй вариант (играет небольшая группа детей).
По словесному сигналу «Перышко» каждый из детей начинает выбирать перья для своей птицы и составлять из них хвост. Выигрывает тот, кто правильно подберет по узору перья и быстрее выполнит задание.
«МАГАЗИН СУВЕНИРОВ»
На формирование и закрепление представлений о характере русской ( , хохломской и гжельской) и белорусской.
Дидактическая задача: узнавать и называть знакомые элементы белорусского и русского узоров; упражнять в классификации предметов, изделий, изображенных на карточках, по принадлежности к белорусскому или русскому декоративно-прикладному искусству.
Материал: набор карточек с изображением изделий белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов (глина, солома, лен, нитки, дерево и др.)- 10-12 штук; набор карточек с изображением изделий, украшенных дымковской, хохломской и гжельской росписью, - 10-13 штук. Вместо карточек с изображением изделий по возможности следует использовать натуральные предметы; 4 столика, оборудованных в виде подиумов, застланных салфетками, набор кубиков и брусков разной величины - подставки для изделий (или 4 стенда с полочками, если игра будет проводиться с картинками); коробка-посылка с письмом и спрятанными в ней изделиями (или заменяющими их карточками).
Первый вариант
В этом случае можно уменьшить количество карточек или предметов.
Ребенок (несколько детей) получает игровое задание: все изделия надо распределить для 4 витрин, т.е. на 4 группы, а по какому признаку их разделить, он должен догадаться сам. Если ребенок не справляется с заданием, педагог может оказать ребенку необходимую помощь.
Второй вариант (в игре-занятии может принять участие подгруппа детей).
После распределения изделий (картинок) детей делят на 4 подгруппы и предлагают им принять участие в рекламе изделий магазина сувениров. Каждая подгруппа оформляет свою витрину, используя определенные изделия (карточки), придумывает название витрины, зазывалки, выполняет эмблему, рекламу, используя специально приготовленные материалы (ножницы, бумагу, клей, фломастеры, маркеры, цветную бумагу, вырезки из старых журналов, открытки и др.).
После оформления витрин можно организовать рекламирование изделий с помощью белорусских и русских песен, плясок, стихов, частушек.
«БАБОЧКИ»
(На закрепление элементов узора белорусского и русского орнамента).
Дидактическая задача: стимулировать проявление способности к самостоятельному анализу элементов белорусского и русского узоров и их композиции, дополнять образ недостающими частями по общему признаку - характеру узора.
Материал: 12 бабочек из плотной бумаги или картона, у которых разрисована узором только одна пара крылышек, расположенных с одной стороны; 26 крылышек, 12 из которых украшены такими же узорами, как и крылышки у бабочек; наборы фломастеров или карандашей.
Первый вариант (принимает участие один ребенок или небольшая группа детей).
Создается игровая ситуация: злая волшебница заколдовала бабочек, и у каждой из них пропал узор на двух крылышках. Бабочкам можно помочь, если среди разложенных на столе крылышек найти такие же, как те, что остались у бабочек, и закрыть ими нераскрашенные части крылышек.
Второй вариант (принимают участие несколько детей).
Детям раздается по 2-3 бабочки каждому. Вводятся элементы соревнования: кто быстрее найдет крылышки своим бабочкам. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.
Примечание
После игры целесообразно раздать бабочек и предложить дорисовать узор на крылышках, повторив узор, изображенный на одной из половинок бабочки.
«КТО БОЛЬШЕ?»
(на формирование или закрепление умений находить сходство и различие в декоративных композициях).
Цель дидактической игры: находить сходство и различие в несложных декоративных композициях, включающих элементы белорусского и русского узоров, упражнять в их воссоздании.
Материал: 6-8 карточек с нарисованными в цвете декоративными композициями. На одной половине карточек изображены узоры, включающие элементы белорусского орнамента, на остальных карточках - узоры, включающие элементы русского узора (дымковская и хохломская росписи); листочки бумаги, наборы фломастеров или цветных карандашей.
Первый вариант (дети могут сидеть рядом).
Показываются две карточки с равными по композиции белорусскими узорами. Дети по очереди называют отличия узоров, затем их сходство (по использованию элементов, по их расположению, цвету и др.). Выигрывает тот, кто последним назовет какой-либо признак отличия или сходства.
Второй вариант (участвуют 2-4 детей). Каждому из детей дается по две карточки с вариативными узорами, включающими одинаковые и разные элементы. У одного ребенка на обеих карточках должен быть только белорусский или только русский узор. Предлагается рассмотреть свои карточки и нарисовать на листочках бумаги все элементы узора, которые не повторяются на карточках (или, наоборот, изобразить только те элементы, которые повторяются на двух карточках у ребенка).