В чем помогает икона Божьей Матери «Утоли мои печали»? Иконы богородицы

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году.

Откуда повелось это название? Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из молитвенных текстов. Данной иконе ближе всего соответствует следующая богородичной стихире: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево ». Когда в конце XIX века была составлена специальная служба Богородице «Утоли моя печали», эта стихира вошла в неё в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни », или же «Утоли болезни и печали ». Однако на самых старых списках надпись иная — «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей данную икону, её название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия». Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Именно от него произошло позднейшее — «Утоли моя печали».

«Утолимая » означает утоляющая, укрощающая, т. е. утоляющая не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви святителя Николая в Пупышах. На свитке, который держит в руках Младенец-Христос мы читаем:«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте ». Это фрагмент Священного Писания — начало третьей главы книги пророка Захарии, причём извлечённое из текста Острожской Библии.

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Неё на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках Богомладенца — непременная деталь иконы, но, как было сказано выше, на разных иконах на свитке читаем разные надписи. Пожалуй, ещё только одна богородичная икона в России так многообразно пишется — «Всех скорбящих Радость».

Первая известная с XVII века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове (ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилёвщины. В XVIII — начале XIX века издавались даже печатные листы с её изображением. Со временем монастырь пришел в упадок, а икона осталась известной лишь ближайшей округе. После революции 1917 года о судьбе этого образа ничего не известно.

Но списки со шкловского образа Богоматери «Утоли моя печали», появившиеся в Москве в 1650-е годы, имели иную историю. В 1655 году, когда Шклов был захвачен войсками государя Алексея Михайловича, казаки, по древней традиции, взяли ценности занятого города, и привели в Москву редкие для Великороссии иконы.

Самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Она находилась в церкви св. Тихона Амафунтского на Арбате — близ слободы, где жили эти мастера. Сейчас её можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке . Её считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова».

Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы. Уже с XVII века подобный образ находился в церкви святителя Николы на Пупышах . О ней на время забыли, спрятав ее на колокольне, пока некоторый чудесный случай не послужил её новому открытию.

Церковь Николая Чудотворца, что на Пупышах

Предание гласит, что вдалеке от Москвы жила одна знатная женщина. В течение многих лет её тело было парализовано. Никаких надежд на врачебную помощь больная уже не питала; у неё оставалась только молитва к Богу и Заступнице всех скорбящих — Пресвятой Богородице Марии. Однажды во сне боярыня увидела Пресвятую Богородицу с Младенцем-Христом в виде неизвестного ей иконного изображения. Богородица указала расслабленной путь к исцелению: домашние должны были отвезти болящую в Москву, в такую-то местность, в храм святителя Николая. Там она увидит именно такой образ, и должна помолиться перед ним. Пробудившись, боярыня смогла вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей следовало ехать. Но когда её привезли в храм св. Николы на Пупышах, иконы, виденной во сне, в нём не оказалось. Насилу вспомнили, что кое-какие ветхие образа уже давным-давно убраны на колокольню. Священник велел принести их. И вот, с лика Богоматери ещё не успели отереть пыль, как больная громко воскликнула: «Она!» — и стала креститься рукою, которой лишь минуту назад не могла пошевелить. А после совершенного перед иконой молебна женщина впервые за долгие годы встала на ноги.

Этот рассказ изустно передавался в Москве до 1869 года, когда был впервые напечатан в «Московских епархиальных ведомостях». В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование в 25-й день января (7 февраля по н. ст.).

В 1930-е годы храм Святителя Николая на Пупышах, где произошло явление иконы, был разрушен, а икона перенесена в Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (г.Москва, м.»Новокузнецкая», Вишняковский пер., 15) . С того времени она находится в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы.

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе

Святитель Филарет Московский сам лично совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились царицы — супруги императоров Павла I, Николая I и Александра II.

Тропарь, глас 5
Утоли болезни / многовоздыхающия души моея, / утолившая всяку слезу от лица земли: / Ты бо человеком болезни отгониши / и грешных скорби разрушаеши, / Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, / Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6
Не ввери мя человеческому предстательству, / Пресвятая Владычице, / но приими моление раба Твоего: / скорбь бо обдержит мя, / терпети не могу демонского стреляния, / покрова не имам, / ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаем, / и утешения не имам разве Тебе, Владычице мира, / упование и предстательство верных, / не презри моление мое, полезно сотвори.

Православный мир свято чтит иконы и изображения святых. И это не удивительно, ведь они помогают каждому, кто к ним обратился, в наших земных бедах и печалях. 7 февраля верующие чтят один из самых значимых ликов - образ Богородицы, называемый «Утоли моя печали».

«Утоли моя печали»: история иконы

Икона «Утоли моя печали» широко известна и очень почитаема. Богородица изображена на ней с младенцем Христом на руках. При этом одну ладонь она держит у головы, прислушиваясь к молитвам, которые ежечасно ей воздаются. Обращение к этой иконе в свое время помогло многим. Чудодейственная сила этого образа Богородицы настолько велика, что способна исцелять даже страшные недуги.

Например, предание гласит, что чудотворным образ считается с тех пор, как к нему привезли тяжело больную женщину. При виде иконы больная смогла перекреститься, а затем и полностью исцелилась, хотя до этого едва могла пошевелить рукой. В храм же она направилась не случайно: Богородица сама явилась к ней во сне и наставила на нужный путь.

День празднования иконы «Утоли моя печали» — 7 февраля по новому стилю. Этот праздник является не переходящим, и ежегодно верующие справляют его в одну и ту же дату.

Молитва пред иконой «Утоли моя печали»

Обращение к этой иконе способно утешить в беде, вывести из тупика, подсказать выход из безвыходной ситуации, научить, что делать дальше, когда вам кажется, что вы уже испробовали все. Истинно церковный молитвенный текст звучит так:

Надеждо всех концев земли и рабам Твоим (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими воздыхание от души и сердца мольбу Ти приносящих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Но даже простая молитва, произнесенная с добрыми помыслами и своими словами, с благодарностью и от чистого сердца, подарит вам помощь во многих начинаниях. Обращайтесь к Богородице, чтобы ваши дела были только праведными, несущими свет, добро и благо.

Если вам когда-то уже приходилось сталкиваться с подобным — когда озарение вдруг внезапно будто бы само снисходило на вас с тяжелую минуту — не забудьте в день иконы «Утоли моя печали» поблагодарить Богородицу. Это она не оставила вас без помощи в трудный час. Обращайтесь к святым образам не только в беде, но и в радости. Помните о наших заступниках небесных, и если вам помогла эта статья, не забудьте нажать на кнопки и

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» - чудотворная икона, почитаемая в Русской Православной Церкви.

На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами:

Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите.

Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях.

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.

Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить. Доведенная болезнью до полного изнеможения, она уже не надеялась поправиться. Различные медицинские средства уже не приносили ей желанного исцеления. Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».

В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» - и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.

Это чудо совершилось 25 января (7 февраля) 1760 года. С того дня совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.

С иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах. В этом храме хранились письменные свидетельства о многочисленных чудотворениях, по молитвам Божией Матери от Ее чудотворного образа. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.

Со временем были написаны еще несколько списков с иконы «Утоли моя печали». В Москве прославились чудотворениями одноименные иконы в четырех храмах: во имя святого Иоанна Крестителя, что на Покровке; во имя святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной; во имя святителя Тихона Амафунского у Арбатских ворот; во имя преподобного Сергия, «что на Рогожской». В 1765 году один чудотворный список с иконы был перенесен из Москвы в Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня.

Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в храме во имя святителя Николая (Николо-Кузнецкий храм).

Просмотреть на карте большего размера

Об иконе Божией Матери «Утоли моя печали» по материалам сайта http://starovery.ucoz.ru/publ/17-1-0-62

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Нее на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках младенца — непременная деталь иконы, но на разных иконах на нем читаем разные надписи. Пожалуй, еще только одна богородичная икона в России так многообразно пишется — «Всем скорбящим радость». Но там различия обусловлены сложностью изображения со множеством предстоящих, а на иконе «Утоли моя печали» представлены только Божия Матерь и Младенец-Христос. В чем же причина таких различий? И какая из этого множества икон была прославлена как чудотворная?

«Утоли моя печали»… Откуда повелось это удивительное, по-детски трогательное название?

Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из каких-то молитвенных текстов.

Для нашей же иконы самое близкое соответствие находят в следующей богородичной стихере: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело­веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево». (Октай, глас пятый, понедельник вечер, на стиховне). Когда в конце XIX века в новообрядческой церкви была составлена специальная служба Богородице «Уто­ли моя печали», эта стихера вошла в нее в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе под­пись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». Но все-таки в такой форме название далеко от первоначального. На самых старых списках надпись иная — «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей нашу икону, ее название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия».

«Утолимая» означает «утоляющая», укрощающая. И, стало быть, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви св. Николы в Пупышах. Мы читаем ее на свитке, который держит в руках Младенец-Христос.

«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте».

На всех других известных мне списках иконы эта надпись или сокращена, или вообще изменена. Она представляет собой малоизвестное место Священного писания — начало третьей главы книги пророка Захарии, причем извлеченное из текста Острожской Библии. В Елизаветинской Библии, изданной в середине XVIII века и официально принятой в синодальной церкви, это место читается по-другому, — ясное доказательство того, что икона из церкви св. Николы в Пупышах списана с более древнего образа. Надо отметить, что эти слова пророка Захарии вошли в книгу церковных поучений — Пролог. С них начинается помещенное на 5 сентября «Слово пророка Захарии к немилостивым князем». Возможно, из поучения эти слова и стали известны древнему иконописцу. И тогда смысл названия иконы раскрывается еще более: «Утолимая» — утоляющая жестокость «немилостивых князей», гордых завоевателей. В нем будто выразилась боль и мольба Украины и Белоруссии, в XVII веке горько страдавших от непрестанных насилий и грабежей — польских, московских, казацких, татарских…

Почтительное отношение к образам святых очень характерно для России, где большинство христиан относят себя к православной вере. Возможно, поэтому Господь благословил именно здесь явление стольких чудотворных икон - например, образ Божией Матери «Утоли моя печали» тоже прославился на нашей земле.


Особенности образа

Именно это изображение очень легко отличить от других. На нем Божия Матерь подняла левую руку к своему прекрасному лику. Она словно внимательно слушает просящего, сочувствуя ему. Лик может быть повернут в разные стороны, но замысел композиции от этого не меняется. Глаза святой Марии полны сочувствия, печали о всех, кто страдает от жизненных тягот. Поэтому не надо забывать, что люди пребывают на земле временно, значит, таковы и все проблемы.

Само название взято из стихиры Богородице - это богослужебные стихи, которые говорят о том, что Приснодева для всех стала надеждой, она способна отогнать болезни, исцелить (утолить) скорби грешных людей. Значение иконы «Утоли моя печали» можно понять из ее композиции: верующие всегда могут рассчитывать на божественную помощь, которая подается через молитвы. Даже если вера слаба, надо продолжать молиться, и Господь укрепит ее, даст силу и все, что необходимо.

Младенец Христос изображается по-разному: либо лежит в пеленах (колыбель не видна), либо восседает на руках Матери. Но всегда в руках его свиток. Надписи на нем могут делаться разные. Чаще всего это призыв к христианам: судить праведно, оказывать милости, быть щедрым к своим ближним, не обижать сирот, вдов, не держать в сердце зла на своих братьев (подразумеваются и сестры), не замышлять ничего плохого.

Таким образом показывается путь к достижению единства с Господом. Надо поступать в соответствии с заповедями, чтобы душа не страдала. Потому что в нее заложено внутреннее чутье, которое люди привыкли называть совестью. Когда человек поступает неправильно, внутренний голос начинает его обличать.


Иконографический тип

Первая икона Царицы Небесной написана, по преданию, евангелистом Лукой. Поэтому многие остальные образы восходят именно к «Одигитрии», сохраняя портретное сходство. Композиция меняется в зависимости от замысла. Икона Божией Матери «Утоли моя печали» относится к типу «елеуса» - умиление, милостивая, сострадающая. Это вполне отражает замысел - показать характер Девы Марии, ставшей заступницей всех грешных людей.

На образах этого вида нет расстояния между Младенцем Иисусом и Его Матерью. Богородица олицетворяет собой все человечество, Она является тем идеалом, к которому каждый должен стремиться. Единение в любви между Христом и Матерью - полное, именно такое взаимопроникновение подразумевается в христианской жизни.

Тайна Боговоплощения открывается через икону «Утоли моя печали», в этом ее значение. Обычная женщина смогла стать матерью Бога, сумев при этом сохранить девство. Это событие - сверхъестественное. Перейдя границу между привычным существованием, Мария смогла стать неким новым Божиим творением.

Именно на этом основано совершенно особенное почитание Божией Матери. Она и недоступна, и в то же время всем понятна, близка - ведь у каждого есть мать, многие сами являются родителями. Совмещая небесную природу со скромностью, добротой, Мария стала идеалом человека, который всю любовь свою отдал единственному достойному - Христу. На Него указывает она как на правильный, хотя и не всегда легкий, путь.

Хотя Евангелия дают немного подробностей о жизни Богородицы, она присутствует во время каждого эпохального события - от первого чуда на свадьбе (инициатором которого она сама явилась) до крестной смерти, когда практически все ученики в ужасе разбегаются. Только она проходит весь крестный путь с Ним, не утратив мужества.

Как можно не доверить свои молитвы Той, которая испытала такой ужас и сохранила душу в чистоте? Как не подражать ее безусловной вере, терпению, любви? Царица Небесная - райские врата для каждого христианина, та тропинка, через которую путник достигает Самого Христа.


В чем помогает икона «Утоли мои печали»

Название иконы само настраивает молящегося на нужный лад. Если в сердце поселилась тоска, верующий должен принести свою печаль Господу, Божией Матери - он не обязан демонстрировать, какой он сильный и переживать ее в одиночестве. Богу известно, когда человек изнемогает, нет смысла скрывать это. В чем же конкретно помогает икона «Утоли моя печали»?

  • Победить чувство отчаяния, которое одолевает душу.
  • Обрести гармонию, душевный покой, уверенность.
  • Преодолеть пагубные страсти.
  • Отогнать греховные мысли.
  • Укрепить силу воли.
  • Обрести христианскую веру.

Можно просить и за других, если в этом есть необходимость и сам человек не ощущает, что движется в неправильном направлении (например, поддался зависимости от азартных игр, одержим плотской страстью).

О чем еще молятся у иконы «Утоли моя печали»? Конечно, об излечении телесном. И неважно, каким недугом страдает человек - не надо бояться попросить «не о том», человеческие страдания Господь не делит на категории, это людские домыслы. Не будет грехом также попросить об удаче в делах, успехе конкретного дела (конечно, оно не должно вступать в противоречие с заповедями Божиими).

Куда прийти за помощью - храмы святому образу

Как и большинство чудотворных образов, икона имеет много списков, которые тоже прославились происходящими возле них избавлениями от страданий. Сама история образа началась в Белоруссии, более трехсот лет назад. Воскресенская церковь г. Шклово стала первым известным местом, где почитался образ. После революции оригинал был утрачен, сегодня неизвестно, где находится икона «Утоли моя печали».

В Москве же появились копии, сделанные в Белоруссии. На Арбате хранился самый старый список, в церкви св. Тихона. Милостью Божией, он дошел до наших дней, сегодня находится в храме Воскресения Словущего (пер. Филипповский). Икона прославилась многими чудесами. Образ явился некоей больной женщине во сне. Она пришла в храм, чтобы помолиться Богородице, но в там не оказалась нужной иконы.

Оказалось, что она, пыльная и забытая, находится на колокольне. После молебна, женщина немедленно исцелилась, как обещала ей Царица Небесная. С тех пор в этот день установлен праздник иконы «Утоли мои печали». Случилось памятное событие 7 февраля 1760 г. Только спустя сто лет опубликовали молебен с акафистом.

Самым первым храмом, освященным в Москве в 21 в., оказался храм во имя иконы «Утоли моя печали». Торжественное открытие проходило в присутствии Патриарха Алексия, а деньги на строительство собирали горожане. Большой образ иконы находится прямо над входом, само же здание выстроено в традиционном русском стиле.

Пятикупольное строение с двумя колокольнями стало настоящим украшением города. Найти храм легко - оно находится в нескольких сотнях метров от выхода из метро Марьино. Изображение церкви используется как флаг района.

Другие известные храмы

  • В московском храме на Кузнецской Слободе пребывает чудотворный список иконы Божией Матери «Утоли моя печали», привезенный в столицу 3 столетия назад. Первым делом, войдя в церковь, прихожане прикладываются к образу и кладут поклоны Царице Небесной.
  • В Леонове есть еще один чудесный образ, написанный в 18 в. Выполнен в одинаковой манере с иконой «Казанская», который висит напротив. Храм находится на станции «Ботанический сад».
  • В Дивеево также имеется чудотворная икона «Утоли моя печали», прихожане оставляют возле него записочки с молитвенными пожеланиями. Подобная благочестивая традиция соблюдается во многих обителях, она говорит о глубоком почитании святынь.

Как правильно отмечать церковный праздник

Празднование в церкви проходит два дня - накануне вечером служится обычно всенощное бдение. Это отголоски древнехристианской традиции, когда люди молились буквально всю ночь. Начинаются церковные службы в разное время, поэтому следует внимательно ознакомиться с расписанием - оно обычно висит недалеко от входа. Указывается название праздника, дата и время начала богослужения.

Приходить на службу следует заблаговременно, в подобающей одежде (женщины - в платках и юбках, без губной помады). Во время молитвы правила приличия требуют отключить телефон, громко не разговаривать, тем более не смеяться, не шуметь. В некоторых храмах женщины стоят отдельно от мужчин, но вообще сегодня это необязательно. После службы необходимо как можно дольше постараться вести себя подобающим образом - не курить, не выражаться, не ругаться с домашними.

Келейная молитва

Церковные службы бывают не каждый день, и поехать туда не всегда хватает времени. Для этого существует келейная (частная) молитва, которой не стоит пренебрегать, особенно когда имеется насущная потребность - кто-то болен, или душу одолевает тоска. Обычно рекомендуется сначала прочитывать утреннее (вечернее) правило - оно обязательно для всех христиан. Если нет времени читать все, существует более короткий вариант, составленный преподобным Серафимом Саровским.

Они посвящаются разным праздникам, святым или иконам. Каждое песнопение имеет собственную стихотворную форму, размер. Короче всего - тропари, в которых кратко отражена самая суть праздника. Тропарь можно выучить перед службой, чтобы петь вместе со всеми на молебне. Если дома в день праздника хочется прочесть акафист или канон, то брать благословение нет необходимости. Сделать это следует, только если планируется читать длительное время (по христианской традиции это 40 дней).

К чтению молитв необходимо добавить и чтение Священного Писания - псалмов, Евангелия. Хотя бы несколько стихов надо прочитывать ежедневно. Если Библия дается тяжело - на помощь придут толкования святых отцов. Можно записаться на курсы изучения Библии, которые действуют при многих приходах.

  • ирмосы;
  • кондаки;
  • тропари;
  • величания;
  • акафисты;
  • каноны.

Молитва иконе Утоли мои печали

Тропарь, глас 5

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгоняеши и греш​ных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение. Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствую щи присно, Богородице, чтущих Тя.

Но особенно прославилась икона во время эпидемии чумы в России, начавшейся во время русско-турецкой войны (1768–1774). Эпидемия «черной смерти» захлестнула страну, а весной 1771 года достигла Москвы. Как только чума весной – летом 1771 года получила большое распространение, через московские заставы потянулись экипажи с богатыми, которые уезжали в другие города или свои сельские усадьбы. Город замер, мусор не вывозили, появился дефицит продуктов и лекарств. Горожане жгли костры и били в колокола, считая, что их звон помогает против чумы.


В разгар эпидемии, ежедневно в городе умирало до тысячи человек. Мёртвые лежали на улицах и в домах, их некому было убирать. Затем к очистке города привлекли заключенных. Они разъезжали по улицам на телегах, собирая трупы, затем чумные обозы выезжали из города, тела сжигали. Это наводило ужас на оставшихся в живых горожан. От этой чумы в Москве погибло 130000 человек. По указанию императрицы Екатерина II 26 сентября 1771 г. в Москву прибыл граф Григорий Орлов с большим штатом лекарей и в сопровождении четырех полков лейб-гвардии. Москву разбили на санитарные участки, за каждым из которых был закреплен врач. Открывались дополнительные больницы и карантины. «Все это позволило остановить чуму в невиданные для того времени сроки. Вскоре эпидемия прекратилась»,– как пишут современные историки*.


Но они не вспоминают главную причину прекращения ужасной эпидемии: благодатной помощи Божией Матери от Ее иконы «Утоли моя печали». В эти страшные дни множество больных получили чудесное исцеление у иконы. К великому сожалению письменные свидетельства об исцелениях были уничтожены огнем во время пожара, но сам образ Богоматери остался невредим, и находился в храме до его закрытия в 20-е годы XX века. После прекращения эпидемии святыню поместили на почетном месте в храме и устроили в честь нее придел. Был сделан список с иконы.
* Императрица Екатерина II учредила в честь графа Орлова особую медаль: «Россия таковых сынов в себе имеет. За избавление Москвы от язвы в 1771 г.» .

Образ «Утоли моя печали» особенно почитал св. патриарх Тихон; неоднократно совершал он службы перед иконой. 25 января 1925 года, незадолго до своей кончины, он совершил всенощное бдение перед образом «Утоли моя печали».

После закрытия храма свт. Николая в Садовниках чудотворный образ перенесли в храм свт. Николая в Кузнецах (Кузнечной слободе). Храм свт. Николая в Кузнецах был построен по благословению патриарха Иоакима в 1681–1683 годах с приделами в честь преподобного Сергия Радонежского и священномученика Василия Амасийского. В 1805 году храм был разобран и на месте его построен новый. В 1847 году к нему была пристроена трапезная с новыми алтарями. Правый нижний придел был освящен в честь преподобного Сергия, а северный придел митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) освятил лично не во имя священномученика Василия Амасийского, а в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (указав, что память св. Василия следует праздновать как престольный праздник, так как он является покровителем храма). Промыслительность этого деяния святителя Филарета раскрылась, когда образ «Утоли моя печали» был перенесен в храм и поставлен во Введенском приделе.


В 1944 году в день празднования иконы 25 января в храме служил Божественную литургию вновь избраннный Патриарх Сергий в сослужении митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

В 1945 году после Поместного Собора Русской Православной Церкви в день прославления иконы торжественное богослужение было совершено Патриархом Алексием I. После Литургии Патриарх сказал: «Мы переживаем много скорбей я печалей и верим, что только милость Божия и помощь Небесной Молитвенницы Пресвятой Богородицы может не только утолить наши печали, но и печаль превратить в радость. Сознание, что рядом стоит Небесная Утешительница наших скорбей и печалей, утешает нас, потому что ничто не совеошается без воли Божией, и что может быть лучше этого сознания?».

Патриарх Алексий I ежегодно совершал в этот день службу в храме. В 1948 году в храме молился митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) из Антиохийского Патриархата – великий молитвенник и друг России, много потрудившийся для дарования победы нашему народу над фашизмом.

Глубоко знаменательная связь образа «Утоли моя печали» с храмом в честь святителя Николая, которого верующие русские люди называют «Николаем милостивым». До сего дня находится великая святыня Русской Церкви в Николо-Кузнецком храме. Еженедельно по четвергам совершается здесь молбен с акафистом в честь иконы и малым водоосвящением, и верующие люди находят утоление печали и радостъ соборной молитвы предстательством Божией Матери и святителя Николая.


Божия Матерь изображена на иконе со склоненной на левую руку главой, правая рука Еe приоткрывает край мафория: Она слушает молитвы предстоящих. Каждый молящийся чувствует себя предстоящим перед своей любящей Матерью. Эта личная обращенность к каждому человеку, отличающая образ «Утоли моя печали», особенно важна в наше время печалей, болезней, неустройств не только внутренней жизни человека, но и многих бед, обрушившихся на нашу отчизну. Чувство материнской любви и усыновленности Ею зажигает в сердце ответную любовь и надежду. Сострадательная материнская любовь помогает нести тяготы жизни, обращая печаль, скорбь и слезы в светлую, благодатную радость. Об этом говорят церковные песнопения и молитвы.


«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли…»,– поем мы в тропаре иконе. Душа наша названа в этой дивной молитве «многовоздыхающей», ибо от рождения до последнего вздоха жизнь человека – непрерывная цепь скорбей и слез. Иногда кажется, что не вместить сердцу тех страданий и испытаний, которые выпадают на его долю. Различны «воздыхания» души человеческой: потеря близких, обиды, невзгоды, греховные соблазны, семейные раздоры. Сколько слез прольет человек, пока не придет в страну, где нет ни слез, ни печалей, ни воздыханий и где, как говорит Священное Писание, Сам Бог «отрет всякую слезу» (Откр. 21, 4) с очей человеческих.


Сам повод, послуживший прославлению иконы – исцеление простой русской женщины, является одним из многих знаков чуда Божия, совершаемого не только в России, но и во всем православном мире. И это чудо, и сам чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали» свидетельствует в наши дни о том, что человечество не потеряно и не оставлено, ибо есть у каждого христианина Всемилостивая Заступница и Предстательница пред Богом.


Она стала Источником утоления скорбей и печалей. Ее молитвенным предстательством и материнской любовью исцеляются больные, изгоняются бесы, прозревают слепые, воскрешаются мертвые. Благодатной силой Ее бывшие блудники и разбойники возрождаются душой и достигают вершин святости. Она пребывает с нами Своей материнской любовью через дивную Свою икону «Утоли моя печали», прославленную многими чудесами. Она утоляет болезни душ человеческих и какое счастье иметь такой родник благодати, утоляющий наши скорби и воздыхания. К Ней, утоляющей наши печали, подходим мы со смирением и сокрушением сердечным, с верой, надеждой, благоговением и любовью.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» – это духовное сокровище нашей Церкви, нашей родной земли, нашего народа, пронесенное через столетия и постоянно дарующее молящимся пред ней силу веры, благодатную помощь, утешение и утоление печалей нашей многоскорбной и многомятежной жизни.


В Москве были еще четыре чтимые иконы Богоматери «Утоли моя печали». Они – точные списки с чудотворной иконы из церкви Святителя Николая, что на Пупышах. Одна из них находилась в церкви святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на Покровке; другая – в церкви святых апостолов Петра и Павла в Ново-Басманной; третья – в церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и, наконец, в церкви преподобного Сергия, что в Рогожской.

В Петербурге, в храме Вознесения Господня, что на Вознесенском проспекте, близ Екатерининского канала, также была древняя чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Эту святую икону была привез из Москвы в 1765 году 25 сентября купец Роговиков, одним из участников построения Вознесенского храма, ко дню освящения придела в честь этой иконы, где она и была помещена в особо устроенном серебряном киоте. Верующие во множестве прибегали к этой иконе Небесной Царицы, и многие больные по вере своей получали от нее исцеление и утешение.

Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали» имелась еще в Николаевском Одрином монастыре Орловской губернии. До 1781 года этот образ был заветною домашнею святыней сенатора графа Н. Б. Самойлова. Сначала он стоял в Москве, в доме графа, и здесь прославился многими чудесными исцелениями. Затем Н. Б. Самойлов перевез его в свое имение, которое находилось по соседству с упомянутым монастырем.

Построив на свои средства при монастырском Николаевском соборе теплый придел в честь иконы «Утоли моя печали», граф затем пожертвовал туда и святую икону Богоматери. Ее поместили по правую сторону от царских дверей. Празднование этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы на месте совершалось два раза в году: 25 января и 9 октября.

Кроме Москвы, Петербурга и Орловской губернии, чудотворные и особо чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» были известны в следующих местах:
– в Покровском монастыре, в Шклове, Могилевской губернии;
– в Бершадском мужском монастыре, Ольгопольского уезда, Подольской губернии, и в скиту святого Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни. Курской губернии;
– в скиту св. Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Тропáрь, глас 5:

Утоли́ болéзни/ многовоздыхáющия души́ моея́,/утоли́вшая вся́кую слезу́ от лицá земли́:/ Ты бо человéком болéзни отгóниши/ и гpéшных скópби pазpушáеши,/ Тебé бо вси стяжáхом надéжду и утвеpждéние,// Пpесвятáя Мáти Дéво.

Кондак, глас 6:

Предстáтельство христиáн непосты́дное,/ ходáтайство ко Творцу́ непрелóжное,/ не прéзри грéшных молéний глáсы,/но предвари́, я́ко Благáя, на пóмощь нас,/ вéрно зову́щих Ти:/ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умолéние,//предстáтельствующи при́сно, Богорóдице, чту́щих Тя.

Величание:

Величáем Тя,/ Пресвятáя Дéво,/ Богоизбрáнная Отрокови́це,/ и чтим óбраз Твой святы́й,/ и́мже тóчиши исцелéния// всем с вéрою притекáющим.

МОЛИТВА

Надéждо всех концéв земли́, Пречи́стая Дéво, Госпожé Богорóдице, утешéние нáше! Не гнушáйся нac, грéшных, на Твою́ бо ми́лость уповáем. Угаси́ в нас плáмень грехóвный и покая́нием ороси́ изсóхшая сердцá нáша, очи́сти ум наш от грехóвных пóмыслов; приими́ воздыхáние от души́ и сéрдца мольбу́ Ти принося́щих. Бу́ди о нас Ходáтаица к Сы́ну Твоему́ и Бóгу, и укроти́ я́рость Егó прáведную Мáтерними Твои́ми моли́твами. Душéвныя и телéсныя я́звы исцели́, Госпожé Богорóдице, утоли́ болéзни душ и телéс, ути́ши бу́рю злых нападéний врáжеских; отъими́ брéмя грехóв нáших и не остáви нас до концá поги́бнути. Ты бо еси́ возведéние человéческому рóду, в печáли скóрая Помóщница. Мáти и́стинная Христá Бóга нáшего, помогáй нам, грéшным рабáм Твои́м всегдá, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

День празднования иконы: 7 февраля (25 января по старому стилю)

О ПЕЧАЛИ

«Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла, и утоли наша печали».
«Как моль одежде и червь древу, так и печаль вредит сердцу человека» (Притч. 2, 20).
«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Псал. 53, 9).
«Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9, 15).
«Всю печаль вашу возвергните на Господа, яко Той печется о вас» (1 Петр 5, 7)
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12, 11-13).
«Не давай печали сердцу своему, ибо «мира сего печаль смерть соделовает».
(Прп. Ефрем Сирин).
Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать»
(Свт. Иоанн Златоуст).
«Предлежит нам подвиг – притупить жало едкой печали»
(Преп. Иоанн Кассиан Римлянин).
«Бодрствуй против духа печали, ибо он распространяет многие сети»
(Авва Исаия).

«Погрешают те, кто почитает добродетелью чрезмерную печаль, бывшую у них после совершения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения… Они слишком много надеются на самих себя и на силы свои. Ибо думая о себе, что они представляют собой нечто значительное, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан – себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не ожидая от себя самого. Поэтому если впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость»
(Прп. Никодим Святогорец).

«Надлежит же нам иметь полезную скорбь (печаль) о своих грехах, когда мы с доброй надеждой на Бога приносим покаяние, зная наверное, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, но все прощает Господь кающемуся и молящемуся человеку»
(Прп. Нил Сорский)

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.


Top