Египетский бог с крокодильей головой. Боги Древнего Египта – список и описание

Для древнейших жителей нашей планеты свойственно обожествление сил природы и животных. Последних наделяли святостью, им поклонялись, принося подношения и жертвы. Не исключением был и Древний Египет. В этом государстве божественными особенностями наделялись не только милые и безобидные животные, но и гады, имеющие устрашающий вид и представляющих смертельную опасность. Речь идет о крокодилах.

Исторические сведения давно подтвердили важнейшую роль Нила в жизни египтян. Существование реки, протянувшейся подобно живительной нити с севера на юг, дало возможность расселиться по ее берегам древним народам, от разливов вод Нила зависела их жизнь. Регулярные наводнения делали прилегающие к реке поля плодородными, что обеспечивало жителей хорошим урожаем и гарантировало отсутствие голода. Для прогнозирования урожая, египтяне наблюдали за подъемом уровня воды в Ниле с помощью сооруженных ими ниломеров.

Зависимость от сил природы вызывала у людей поклонение перед их могуществом, стремление заслужить расположение богов – покровителей Нила и его обитателей. Самые большие и необычные существа, долго живущие в Ниле, – крокодилы – считались его хранителями и хозяевами реки. По их поведению египтяне могли определить время наводнения.

Поклонение Себеку

Египетская цивилизация обладала широким пантеоном богов. Немаловажное место в этом ряду занимал бог Себек. Его изображали в виде человека с головой крокодила, увенчанной пышной короной. Себек был повелителем реки-кормилицы, властителем движения ее вод, и олицетворял вечность.

На территории Древнего Египта в долине Файюм существовал город Шедит, впоследствии названый пришедшими туда греками Крокодилополем. Место, расположенное в плодородной долине вокруг озера Мерида, было центром поклонения Себеку. Крокодилы же считались живым воплощением бога.

Недалеко от Шедита фараоном Аменемхетом III был построен целый комплекс, посвященный крокодилам. Помимо традиционного возведения пирамиды, правителем было приказано соорудить священное строение, похожее на лабиринт – для проживания в нем сына Себека – земного представителя бога – крокодила. Территория постройки не сохранилась, имеются только остатки руин. Как сообщает Геродот, площадь лабиринта составляла около 70 тыс. кв. метров, в нем насчитывалось несколько уровней, множество комнат, где мог расхаживать избранный жрецами крокодил – сын Себека.

Служение избранному крокодилу

Для осуществления достойной жизни к крокодилу приставлялись жрецы, приносившие еду угощения. После смерти «хозяина лабиринта» все те же жрецы мумифицировали тело усопшего животного и выбирали следующего крокодила.

Если человек погибал от речного хищника, это считалось большой удачей: он получал покровительство бога и после бальзамирования удостаивался быть похороненным в священной могиле.

До сего дня район долины Файюм полностью не изучен. В перспективе мы сможем узнать, правда ли существовал лабиринт в Крокодилополе или же это просто содержательный миф. О поклонении богу-крокодилу по всему Египту свидетельствует и храм Себека в городе Ком-Омбо, неподалеку от которого найдено целое погребение с мумиями крокодилов.


Себек (егип. sbk, греч. Σοΰχος, Сухос), божество воды и нильских разливов. Его священное животное – крокодил. Он изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает изобилие и плодородие. Будучи верховным божеством, да ещё и ответственным за разлив Нила, Себек, фактически, тождественен Осирису. Со временем Себек в религиозном сознании стал объединяться с Ра, Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином.

Себек почитался главным образом в Файюмском оазисе, центром которого был город Крокодилополь (Κροκοδείλων πόλις – греческое название египетского города Шедит), на берегах Меридова озера, в Ком-Омбо (Омбосе), и некоторых других местах, большей частью близких к воде.

Культ его был особенно распространен во времена Среднего царства, многие фараоны которого имели резиденции в Файюме и иногда носили имена, производные от имени Себек, например, Себекхотеп (sbk ḥtp) или Нефрусебек (nfr.w sbk).

Вероятно, Дендера в ранний период почитала крокодила, так как принимает такой знак нома; позднее перо, украшавшее его голову, стало символом Озириса, и полный знак нома толковался как победа Озириса над Сетом, олицетворенным в крокодиле.

В нижнеегипетском Атрибисе почитался бог-крокодил Хентехтай, который вскоре принял облик и сущность бога-сокола Гора.

В Ком-Омбо, на восточном склоне возвышенности, над изгибом реки, довольно хорошо сохранился египетский храм римского времени. Это был храм двух божеств, господствовавших в нем на равных правах, – Себека и Хорура (егип. Ḥr-wr, Гор старший). Установлено, что на этом месте и прежде был храм, восходящий к XVIII династии.

Сцена жертвоприношения Хору и Себеку. Рельеф из храма Себека и Хора в Ком-Омбо. Эпоха Птолемеев, II в. до н.э.
В эпоху Нового царства и позже Себек, почитаемый и как благое божество, вынесшее из вод Нила тело Осириса, ассоциировался и с творцом в его солнечной форме:

Великий бог, чьи глаза – две звезды,
Правый глаз его сияет днем, левый – ночью,
Он, чьи два почтенные Ока Уджат освещают тьму,
Ветер выходит из уст его и ветер северный – из ноздрей его.
Нил течет, словно животворящий пот его и оплодотворяет поля.
Фаллосом своим он наводняет Обе земли тем, что он сотворил.
В панике те, кто есть зло, с явлением его
В имени его Себек-Ра, тот, что в озере своем.
Мощь его велика, подобно могуществу Его Величества Ра,
Когда повергает он врага своего силой своей.
Он – благородный божественной Маат,
Тот, кто судит право двух богов перед Гебом,
Старец, заботящийся о детях своих, дающий [исчезнуть] засухе,
Бог могучий, защитник слабого…

Себек в Файме почитался в греко-римское время более чем в дюжине ипостасей. Тексты порой называют Себека не просто благим, но и «прекрасноликим», причем красота считалась неотъемлемым атрибутом многих поздних ипостасей этого божества, например, Пнефроса – «Прекрасного», почитавшегося в Шедит.
«У египтян бог умирает, бога оплакивают, показывают его храм и могилу. Правда, и эллины приносят жертвы доблестным людям и чтут их, но не думают об их кончине. У египтян же божество и славят и оплакивают в равной мере. Одна египтянка держала в доме детеныша крокодила; все превозносили ее за то, что она пестует бога, и поклонялись этой женщине и ее питомцу. У нее был еще сын, едва вступивший в отроческий возраст, сверстник, сотоварищ игр и сотрапезник бога. Крокодил, пока не вошел в силу, был ручным, а когда вырос, проявил свою природу и пожрал мальчика. Бедная женщина считала участь сына счастьем, ибо он стал жертвой обитающего в их доме бога». (Максим Тирский «О почитании египтянами животных»)

Наряду с обожествлением крокодила, существует немало свидетельств о противостоянии крокодила солнечным богам. Иногда крокодил отождествляется с Апопом, или выступает на стороне Сета. Невероятная сила крокодила вызывала ужас. Отсюда и представления, что душам умерших в подземном мире также угрожает опасность от крокодила.
«Я – крокодил, главенствующий над страхом. Я – Бог-крокодил при нахождении его души среди людей. Я – Бог-крокодил, выявленный на уничтожение.» (Книга мертвых)

Существовало множество сказаний, повествовавших о солярных богах, сражавшихся с огромным крокодилом Мага и пронзавших его своими копьями. Среди таких богов – победителей крокодила были Ра, Шу-Онурис, Монту, Сопду. Гор, убивает своим копьем животное, которое считалось спутником Сета, и поэтому врагом богов. В Эдфу на большом празднике в честь Гopa разбивали две глиняные фигуры крокодила.
«Назад, Мага, сын Сета!
Да не будешь ты управлять своим хвостом!
Да не будешь ты схватывать своими руками!
Да не откроешь ты своей пасти!
Станет вода дыханием пламени пред тобою
И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу.
Я – Онурис, прекрасный воин,
Я – великий, владыка мощи,
Не схватывай, ибо я Монту!
Не приближайся, ибо я Сутех!
Не поднимай твоих рук на меня, ибо я Сопду!
Не приближайся, ибо я Спаситель!»

Согласно одной из легенд, Шу-Онурис, старший сын Ра, неизменно сопровождает своего отца во время его плавания по небесному Нилу. С копьем в руке стоит он на носу солнечной ладьи и охраняет Ра от нападения гигантского крокодила:
«Слава тебе Шу, наследник Ра,
Старший сын, вышедший из его тела!..
Поражающий врагов ежедневно!..
Утренняя ладья в ликовании,
Когда они видят Шу, сына Ра, победителя,
Ибо вонзил он копье свое в злого».

Мы встречаем сына солнца, защищающего своего отца от врагов, в целом ряде легенд. Одним из наиболее полно сохранившихся подобных сказаний является эдфусский , который дошел до нас в тексте, посвященной ему мистерии, высеченном на стене храма в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Гора Бехдетского, возникший, вероятно, в городе Бехдет в дельте Нила. Гор сопровождает ладью своего отца, бога солнца Ра, плывущую по Нилу, и поражает превратившихся в крокодилов и гиппопотамов врагов Ра во главе с Сетом. На рельефах храма, сопровождающих текст, Гор Бехдетский изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он и поражает врагов солнечного бога.

Образ солнца – победоносного воина, сначала пешего, а позднее всадника, впоследствии в сильнейшей степени повлиял и мифологически и иконографически на создание в христианском Египте многочисленных культов святых всадников-победоносцев: Сисинния, Фиваммона, Феодора и др.

Впервые предвечная сила Себека упоминается еще в «Текстах пирамид», где умерший царь отождествляет себя с богом-рептилией, которого рождает и кормит своим молоком предвечная мать Нейт-Мехетурет, небесная корова-пловчиха половодья:

«Себек, зеленый перьями, грозный обликом, широкогрудый, блистательный, выходящий от ног и хвоста Великой, которая есть сияние».

В строках этого же гимна Себек прославляется как Шедит, или «Тот, кто в Шедит» – столице болотистых земель Фаюмского оазиса, где культ крокодила известен с глубочайшей древности. Более поздние тексты повторяют описание божества, «зеленые перья» на голове которого – это стебли и цветы водных растений, зубы которого сильны и многочисленны, тело которого длинно и могуче. Себек на протяжении всей истории своего культа сохранял наиболее агрессивные качества животного, о чем говорят его эпитеты: «острый зубами», «любящий разорение».

Сексуальная сила Себека, имя которого можно перевести как «Оплодотворяющий», подчеркивается, опять же, в заупокойных текстах, называющих бога «владыкой семени», тем, «кто ест, совокупляясь», «приносящим беременность». В египетской традиции крокодил предстает воплощением грозной воли богов, символом неотвратимости судьбы и воплощением могущества водной стихии, реки в период ее неукротимого половодья. В эпоху Нового царства и позже Себек, почитаемый и как благое божество, вынесшее из вод Нила тело Осириса, ассоциировался и с творцом в его солнечной форме.

Наиболее хорошо сохранившийся в наши дни храм Себека был посвящен ему вместе с Хоруром в Ком
Омбо, где все святилище пересекают параллельные две оси, посвященные божествам. Поблизости от храма был найден некрополь священных животных с огромным числом мумий крокодилов разных эпох. Некрополи с мумиями священных крокодилов также обнаружены и в Эсне. В Маабаде, в пещерах Самун, датированных греко-римским временем, хранились тысячи мумий рептилий, включая огромных особей длиной до 9 метров.

В 1967 году археолог Хассан Бакри обнаружил в Сумену (совр. Махамид эль-Кибли, в 15 км южнее Арманта) поразительной красоты скульптурную группу, изображающую Аменхотепа III под защитой Себека, выполненную из сливочно-желтого, полупрозрачного алебастра. Диада была обнаружена на дне глубокого колодца, наполненного водой, который находился на территории почти полностью разрушенного храма Себека и предназначался для разведения священных крокодилов бога. Статуя стояла некогда в открытом дворе храма; перед ней находилось отверстие, через которое крокодилам, обитавшим в подземных каналах под храмом, бросали пищу. Это отверстие, сделанное в массивной песчаниковой плите, закрывалось гранитным блоком со скульптурными изображениями двух крокодилов и лица богини Хатхор, который мог сдвигаться с места и открывать отверстие, так как был установлен на бронзовых шарах.

Археологические работы здесь были начаты из-за строительства канала Савахель Армант и дали богатейший археологический материал, связанный с культом бога-крокодила. Верховными жрицами храма в Сумену, процветавшего уже в эпоху Среднего царства, порой были царские жены: Хенеметнефретхеджет – жена Сенусерта II и мать Сенусерта III, последняя царица XII династии Нефрусебек, великие царицы XVIII династии – Яхмес Нефертари, Хатшепсут и, наконец, Тейе, супруга Аменхотепа III. Имена этих цариц сохранились на культовых цилиндрах и бусинах ожерелья, которое некогда украшало статую Себека в этом храме.

Главный культовый центр Себека находился среди топей Фаюма, древней Та-ше, – «Земли озера». Здесь в древности было огромное количество рептилий, обитавших на островах и в прибрежных зарослях озера Себека, которое в наши дни называется Карун; крокодилы здесь были символами первозданной стихии воды, великого океана Нуна, на поверхности которого в облике Себека поднимается бог-творец, выползая на отмель, становясь духом Нила и его плодородного паводка.

Античный историк Диодор приписывал учреждение культа Себека в Шедите царю Менесу, которого, согласно легенде, загнали на топкие берега озера дикие собаки, от которых он спасся на спине крокодила, перевезшего его на собственной спине на другой берег озера.

Себек в Файме почитался в греко-римское время более чем в дюжине ипостасей, среди которых особенно значимыми были Петесухос, Сокнопайос, Соконопис и Сометис. В фаюмской деревеньке Евхемерия почиталась пара крокодилов Псоснаус – «два брата», а в Каранисе пара Пнефрос и Петесухос.

В местности Джа, основанной Аменемхетом III (совр. Мединет Маади) Себек почитался в прекрасном храме XII династии вместе с Рененутет, богиней в облике змеи, хранительницы урожая. Поблизости от этого святилища недавно был найден еще один храм, эпохи Птолемеев, где почиталась еще одна пара крокодилов.

Во время недавних раскопок в храме было обнаружено специальное помещение-инкубатор со сводчатой крышей, в котором хранились яйца, из которых потом вылуплялись крокодилы. Здесь же молодые особи кормились и вырастали до размера, необходимого для участия в храмовых ритуалах или же мумификации. Здесь было найдено около девяти десятков яиц. Во многих уже были зародыши на разных этапах развития. Квадратный бассейн со стороной длиной 30 см и двумя низкими ступенями был предназначен для миниатюрных воплощений Себека в первые часы их жизни.

Наиболее крупные особи, считавшиеся непосредственно земными воплощениями божества, обитали в специальном бассейне на территории главного храма в Шедит, о котором пишет в своей «Географии» Страбон:

«Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется Сухом. Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу».

После смерти животное бальзамировали, на какое-то время помещали в наосе в храме, а затем в специальных длинных носилках перемещали в некрополь. Для осуществления всех нужд культа воплощения Себека существовали «жрецы богов-крокодилов» и «те, кто хоронит тела богов-крокодилов Земли озера».

В Фаюме известно несколько некрополей крокодилов: Макдола, Ком эль-Хамсин, Телль Махарака, Теадельфия и Тебтюнис. В большинстве своем в некрополях были похоронены не те крокодилы, что считались вместилищем ба божества, но их «малые» собратья, к которым также относились с большим почетом. Бальзамировали рептилий разного возраста, зачастую новорожденных, а порой, как и в случае с ибисами Тота, мумии были фальшивками, набитыми травой и илом.

Священными также считались и яйца крокодилов. В эль-Лахуне в яме на глубине одного метра крокодильи яйца были выложены по кругу, по диаметру ямы. Поблизости было найдено и несколько мумий, среди которых особенно значимыми были два взрослых крокодила, погребенные в двух отдельных могилах. Около головы одного из них, воплощая египетскую идею о хеперу – воплощениях божества, которые составляют собой сущность творца, лежало около пятидесяти крохотных крокодильчиков, которые только что вылупились из яиц. В соседней могиле, помимо мумии крокодила, яйца с разбитой скорлупой лежали в мешке на полметра глубже.

Как мумии взрослых рептилий всех размеров, так и их яйца во множестве находят в некрополе Хавары, близ руин знаменитого заупокойного храма Аменемхета III. В некрополе священных крокодилов в Тебтюнисе в начале XX века были обнаружены тысячи забальзамированных животных, некоторые из которых были очень тщательно забальзамированы и завернуты в папирусы. Местом погребения животных служили ямы глубиной около метра. Два свитка папируса с демотическими текстами о местной религиозной ассоциации Месех – «Крокодил», связанной с культом Себека, были обнаружены под челюстями одной из рептилий. На протяжении шести веков здесь было похоронено около десяти тысяч крокодилов. Неизвестно, где были выкормлены эти животные, возможно, оно находилось где-то около канала в эль-Лахуне. Помимо крокодилов, в некрополе Тебтюниса нашли свое последнее пристанище многочисленные кошки.

_______________________________

Старейший бог древнеегипетской мифологии, он имел облик человека c крокодильей головой. Иногда его изображают по-другому – как крокодила с головой человека. Иероглифическая запись представляет бога крокодилом, который почетно восседает на пьедестале, что похоже на написание имени бога Анубиса, изображенного в виде собаки. Нет согласия по поводу того, как правильно произносить имя бога. Наиболее распространены два варианта – Себек и Собек.

Бог плодородия и Нила

По мнению историков, зарождение культа Себека произошло в низинах реки Нил, где в многочисленных рукавах дельты обитало огромное количество крокодилов. Многими хронистами данные рептилии выделены в качестве неотъемлемого египетского символа, как ибисы и змеи. К сожалению, в современном повсеместная урбанизация привела к исчезновению крокодилов в Ниле.

Но это еще не значит, что обожествление крокодилов произошло из-за их количества. Крысы или воробьи встречаются в еще больших количествах, и пересчитать их просто нереально. Они обитают рядом с людьми все время, но божествами их никто так и не сделал. И это даже несмотря на то, что вред, причиненный крысами намного больше, чем вред, полученный от крокодилов.

Безусловно, мощь крокодила позволяет ему неожиданно кинуться на свою жертву, он является очень быстрым, как в воде, так и на суше. Убить человека это животное может с легкостью, и существует множество таких случаев, когда неосторожный охотник попадал в пасть крокодила. Но ловля данных рептилий всегда была распространена среди древних египтян. Они и Себека изображали при помощи одного из пойманных крокодилов и поклонялись ему.

Сохранившееся изображение показывает, что крокодила, который служил аватарой божества, украшали браслетами и серьгами. Нельзя согласиться с тем, что животному было приятно терпеть все процедуры, и он стойко носил все украшения. Как показывают результаты поисков археологов, золото и серебро было неизменными атрибутами всех таких Себеков, ведь таких рептилий было несколько.

Священное животное представляли как вместилище, куда помещался дух бога. Естественная старость и смерть, которые неизменно наступали, не были проблемой для древних египтян. Из рептилии делали мумию и предавали земле. На смену приходил новый крокодил, которого также украшали и молились ему. По каким признакам выбирали животное, на данный момент неизвестно.

Вблизи поселения Киман-Фарис, который ранее носил название Шедит (в переводе с древнегреческого - Крокодилополь), археологи нашли около двух тысяч мумифицированных рептилий. Некоторые из них выставлены в . По статистике, крокодил живет примерно столько же, сколько и человек, даже немного больше. Если сделать определенный подсчет, учесть, что не все крокодилы были найдены, и аватар Себека действительно умирал естественной смертью, то выходит временной период около двадцати тысяч лет. Но, кто знает, может в Древнем Египте всех крокодилов превращали в мумий.

Описанные факты свидетельствуют о том, что Себек всегда был в почете во все древние эпохи . Неприятная аватара совсем не означала, что сам бог был злой. Его даже жестоким назвать нельзя. Себек – “податель жизни, его ноги одаривают людей водами Нила”. Примерно такие слова написаны в Книге мертвых. Как и Осирис, Себек – бог плодородия, он хозяин реки Нил, всей пресной воды и животных, живущих в реках. Молитвы рыбаков и охотников были направлены к Себеку, ведь камышовые заросли являлись основным местом их промысла. Он помогал душам умерших людей пройти путь к Осирису.

Существует запись, которая свидетельствует о прошении одного мужчины к богу посодействовать ему в борьбе за женщину. Божество управляло многими сторонами жизни египтян. Одна из песен содержит слова, в которых Себеку присвоен титул “бога, который слышит молитвы”, ни один древнеегипетский бог не носит такого титула.

Бог Себек – изобретатель

Существует легенда, которая рассказывает об изобретении сети для рыбной ловли. Хапи и Амсета - два сына бога Гора спрятались в водах Нила от бога Ра, который никак не мог разыскать. Или же был слишком горд для этого. Бог поручил выполнить задание Себеку, чтобы тот нашел пра-пра-правнуков, которыми братья приходились Ра. С помощью рук Себек просеил весь Нил сквозь пальцы, и у него получилось найти беглецов. Так и возникла сеть для рыбной ловли. Конечно, в этом повествовании отсутствуют плавность и стройность, но смысл легенды понятен.

Родословная бога

История происхождения божества довольно туманна. Рассматривают два варианта. Первый - Ра был создателем или родителем бога. Второй – Себек был порожден первичным океаном Нуном. На основе некоторых исторических свидетельств предполагают, что он сын Нейт, но данных об этом почти нет. Нет информации и о жене Себека. Таким вот загадочным является божество, которое было как хитрый охранник, верно служащий Ра. Также его очень почитали смертные, которые повсеместно распространяли миниатюрные амулеты с его изображением.

Себек и древние египтяне

Себека почитали еще во времена Древнего царства – эпоху строительства и . Он упоминается в одном из заклинаний “текстов пирамид”.

Аменемхетом III, который был фараоном двенадцатой династии, был возведен большой храм в городе Файюм. Он посвящался богу с головой крокодила. Недалеко от храма соорудили лабиринт, где занимались религиозными обрядами, которые посвящались богу Себеку. Системой храм напоминает строение в Абидосе, где поклонялись Осирису, лабиринт там тоже был частью храма. В Файюме и были обнаружены мумифицированные крокодилов. Популярность божества подтверждается и тем, что в письмах часто писали пожелания «Да хранит тебя Себек».

Много храмов было расположено у дельты Нила, но также известны и другие места, где возводили строения для поклонения божеству. Например, в Ком-Омбо (Омбосе), который находится у верховья Нила, также сохранились остатки храма, и экскурсия в сейчас является неотъемлемой частью туристических круизов по Нилу. Храмы Себека и мумифицированные крокодилы встречаются даже в , который никогда не был культурным центром.

Приверженцы технологической теории в области древних мифов будут заинтересованы в том, что археологи нашли папирусы, содержащие двенадцать гимнов, в которых восхвалялась корона бога Себека. Главное ее достоинство заключалось в то, что она уничтожала всех недругов, потому что сверкала ярко, как солнце.

Так же и Эхнатон по легенде разогнал войско из сорока тысяч солдат. И сделал он это благодаря короне, а точнее лучей, исходящих из нее.

Любопытным является одна история. Осирис, когда окончательно воскрес, остался без детородного органа. По легендам его съел один крокодил. Интересно, может Себек тоже участвовал в этом происшествии? К тому же, существует несколько статуй, которые изображают мумифицированного Осириса, расположенного на спине у Себека.

Себек популярен и в наши дни. Если посмотреть, что интересного можно , то фигурки древних богов будут на одном из первых мест в списке сувениров. А пальму первенства в списке богов в том случае носят Анубис с головой шакала и Себек, выполненный в самых причудливых формах.

Не будет преувеличением заявление, что Древний Египет - это цивилизация Нила, без этой великой африканской реки на этом в целом бесплодном пространстве не могло бы возникнуть и существовать многочисленное и высокоразвитое общество. Поэтому древнеегипетская религия должна была каким-то образом отразить то значение, которое имел для всего общества Нил – так и возникли божества Нила, одно из которых, Себек, было едва ли не наиболее колоритным во всём пантеоне.

Попробовали бы египтяне не сделать богом крокодила…

Колорит бога Себека для современного восприятия, прежде всего, в его внешности – так как его изображали в виде человека с головой крокодила (изображения в образе крокодила, без человекоподобных элементов, были редкими и относились чаще всего к более древним культам). Практически все специалисты сходятся во мнении, что Себек - это классический случай трансформации более древних тотемических верований в элемент высокоразвитой сложной языческой религиозной системы. Вполне естественно, что на ранних этапах существования человеческого общества на берегах Нила, в эпоху первобытнообщинного строя, крокодил был одним из наиболее опасных для людей соседей. В Африке и в наши дни ежегодно сотни людей становятся жертвами нападений крокодилов, а в древности противостояние наверняка было ещё более ожесточённым.

Древние люди пытались справляться с различными опасностями не только практическими, но и магическими средствами – объявляя тех или иных хищников своими родственниками и покровителями (тотемами), а также обожествляя их. Именно так, видимо, и случилось с крокодилами Нила, которые в эпоху Древнего Египта и превратились в Себека, бога Нила, «ответственного» за пресную воду, владыки всех обитающих в реке животных, покровителя рыбаков и по совместительству имеющего определённые функции бога плодородия.

Подробности почитания Себека в Египте неизвестны, однако есть данные, что в каждом городе существовала практика содержания священного крокодила – то есть специально отловленного животного, в котором, согласно верованиям, обитал дух Себека. Скорее всего, священные крокодилы менялись каждый год: так как только лишь в одном из культовых мест почитания Себека было обнаружено две тысячи забальзамированных и погребённых по специальному обряду мумий крокодилов. До сих пор нет ясности и в вопросе о мифологической родословной Себека: по одной версии, он был сыном верховного бога и отца богов Ра, по другой, был представителем более древнего божественного поколения.

Если Себек доволен – всё в порядке

Положение Себека среди других египетских богов и его значение для египтян было довольно неоднозначным. С одной стороны, он никогда не мог конкурировать по части влияния и значения культа с верховными египетскими богами (Ра, Гором , Осирисом и другими). Кроме того, он был не одинок и в собственной «епархии». Дело в том, что обожествление египтянами Нила порождало и других божественных персонажей, помимо Себека. Так, в ряде номов (областей) Египта особо почиталось божество по имени Хапи, который считался ответственным исключительно за разлив Нила, то есть за то событие, которое и приводило к образованию плодородной полосы вдоль реки. Хапи изображался как человекоподобное существо с явными внешними признаками, свойственными для культов плодородия: сочетание мужских и женских черт (развитая мускулатура и женская грудь), тучными формами и акцентированными детородными органами.

Так что там, где был культ Хапи, Себек лишался своих функций ответственного за разлив Нила и превращался тем самым в более неуправляемое и стихийное божество, отражавшее могучий и зачастую опасный нрав реки. Там же, где Хапи не имел особого значения или вовсе отсутствовал среди сверхъестественных персонажей, Себек обладал всей полнотой магической власти над Нилом. На определённом этапе истории Древнего Египта Себек и вовсе стал одним из популярных богов – не зря же ряд фараонов носили тронное имя, посвящённое богу с крокодильей головой, «Себекхотеп», что означало «Себек доволен». Существовал и особый культовый центр почитания Себека – город Шедит, расположенный в плодородном Файюмском оазисе в Среднем Египте. В Шедите существовал величественный храмовый комплекс, посвящённый Себеку, именно здесь содержались наиболее известные и почитаемые «живые воплощения» боги-крокодилы, именно здесь и были обнаружены тысячи мумий этих священных крокодилов.

Александр Бабицкий



Обожествление животных и сил природы – общая черта всех древних цивилизаций, но некоторые культы производят на современного человека особенно сильное впечатление. В эпоху фараонов Древнего Египта роль священных животных отводили едва ли не самым отталкивающим и страшным существам на планете – нильским крокодилам.

Себек – бог-крокодил, властитель Нила

Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.


Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений.

Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.


Город Гадов

Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).


Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов.

В 19 веке до нашей эры фараон XII династии Аменемхет III построил для себя пирамиду вблизи города Шедит. К пирамиде примыкал Лабиринт – не сохранившееся до наших дней священное строение, храмовый комплекс, где обитал сын Собека – Петсухос. Кому из крокодилов выпадет честь стать божественным отпрыском, определяли жрецы – по правилам, которые в настоящее время неизвестны. Крокодил жил в Лабиринте, где помимо пруда и песка было множество комнат, расположенных на разных уровнях – по древним источникам, в частности, по рассказам Геродота, количество помещений якобы доходило до нескольких тысяч. Предполагаемая площадь комнат и переходов Лабиринта достигала 70 тысяч квадратных метров.


Служение крокодилу

Жрецы подносили Петсухосу в качестве пищи мясо, хлеб с медом, вино, а тот, кому случайно довелось стать жертвой крокодильей пасти, сам приобретал божественный статус, его останки бальзамировали и размещали в священной гробнице. Выпить воду из пруда, в котором жил такой крокодил, считалось большой удачей и обеспечивало покровительство божества.

После смерти «сына Себека» его тело мумифицировали и хоронили неподалеку. Всего было обнаружено несколько тысяч таких мумий, в частности, на кладбище Ком-эль-Брейгат. Новым воплощением бога становился крокодил, выбираемый все теми же жрецами.


Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания:
«Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу ».


При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя.
Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.


Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.


Встреча со священным крокодилом - яркий фрагмент произведения И. Ефремова "Таис Афинская" - о .


Top